ФлоренцияВ старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...
С. Черный
Поезд стремительно домчал нас до Флоренции за каких-то полтора часа. 10 минут поездки на такси и мы у дверей нашей гостиницы «Данте». (http://www.hotel-dante.it/) Находится в самом центре Флоренции около Piazza Santa Croce.
Начало нашего монолога на английском языке разбилось об улыбку совершенно русскоговорящей девушки Ирины. Эта милая девушка работает на ресепшн этой гостиницы вместе с веселым человеком по имени Адриано. Адриано немедленно и безропотно чинил все, что отваливалось в санузле нашего номера, мы с ним мгновенно подружились и, даже, отметили вместе день Победы, правда он не совсем понимал, что празднуется. Ирина постоянно отвечала на все наши нелепые вопросы, распечатывала расписания поездов и автобусов, отмечала на нашей карте местоположения необходимых объектов, словом помогала, как могла. Очень душевный оказался отель.
До прибытия во Флоренцию мы планировали обходить ее дня за два, а потом взять машину и поездить по Тоскане дня три. Но войдя в город, мы поняли, что никуда отсюда не поедем…
Флоренция – город действительно небольшой, но такой концентрации прекрасного на каждом квадратном метре, пожалуй, нет нигде в мире. Многим известен «синдром Стендаля» - шок от переизбытка красоты в этом городе.
Синдром Стендаля – это психосоматическое расстройство, при котором человек склонен очень остро воспринимать произведения искусства, как бы переносясь в изображенную реальность. Симптомами синдрома Стендаля являются сильное сердцебиение, головокружение, ощущение отсутствия опоры под ногами, возникающее у того, кто находится в зоне воздействия произведений искусства, в месте их сосредоточения. Вплоть до полной потери ориентации в пространстве и галлюцинаций.
Мы пробыли во Флоренции шесть дней, один из которых потратили все же на поездку в Сиену (не смогли удержаться), этого оказалось совсем недостаточно, чтобы увидеть все намеченное.
Собор Санта Кроче (собор Святого Креста).
Собственно, это и есть тот объект, который поверг писателя в полный ступор. Как-то раз, во время поездки во Флоренцию, он заглянул в церковь Святого Креста, которая славится знаменитыми фресками школы Джотто, а также тем, что именно там находятся гробницы многих великих людей
Италии: Микеланджело, Галилея, Макиавелли и других. Увиденное произвело на писателя столь сильное впечатление, что, выйдя из церкви, тот едва не потерял сознание…«Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю…» - так описал он свои ощущения.
«Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей…»
В соборе похоронено около 300 знаменитых флорентийцев — деятелей культура, науки и политиков, весь пол устлан надгробными плитами.
А мы жили ровно в двух шагах от него, каждый день по нескольку раз проходили мимо памятника Данте (основателя итальянского языка) через прекрасную площадь Санта Кроче…
Собор Дуомо (Санта Мариа дель Фьоре).
Этот собор строился около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Вдумайтесь - 600 лет строили, перестраивали, достраивали, чтобы только получился нужный результат, такой от которого человек на время немеет.
«Каким образом во¬обще предполагалось купол собора возводить, науке неизвестно. Ка¬жется, по первона¬чальному проекту он должен был на¬поминать купол Баптистерия - по крайней мере, в таком виде недостро¬енный собор фигурирует на фреске в капелле Спаньоли в Санта-Мария-Новелла. Но тогдашняя строительная технология с такими масштабами справляться не умела, и работы встали.
Только в 1417 году объявился Брунеллески с полубезум¬ной идеей: отказаться от деревянных каркасов, сделать купол двухслой¬ным, а кирпичи класть так, что¬бы каждый последующий ряд обеспечивал равновесие предыдущего. В Управлении по строительству собора ничего не поняли. Дискуссии продолжались три года. Брунеллески, которого периодически выводили из зала заседаний насильно, пришлось и качестве доказательства возвести по новой методе капеллу в церкви Сант-Якопо-сопр'Арно (которая, увы, не сохранилась).
В конце концов, по¬скольку другого выхода никто так и не предложил, в 1420 году Брунелле¬ски разрешили строить, но на всякий случай поставили над ним начальни¬ка - Лоренцо Гиберти (что было ужас¬но обидно: в свое вре¬мя именно оп увел у Брунеллески заказ на двери Баптистерия). Едва удалось устра¬нить соперника, дока¬зав его профнепри¬годность, как начали бастовать рабочие: бо¬ялись, как бы стран¬ная конструкция не рухнула им на головы. Пришлось набирать другую бригаду и по ходу дела изобре¬тать новые инструменты.
Да еще объ¬яснять каждый шаг, доказывая, что на самом деле все проще пареной репы - разрезанная пополам репка фи¬гурировала в качестве модели. В общем, когда через 15, лет купол был достроен, флорентийцы страш¬но удивились. Но эпопея с куполом на этом не закончилась. Сначала (по проекту все того же Брунелле¬ски, которого теперь не ругали сума¬сшедшим, а наоборот, только что па руках не носили) к нему пристроили «фонарь», чтобы уж точно сделать собор самым высоким зданием в го¬роде - верхушка «фонаря» находится на уровне 107 метров.
Потом начали было делать вокруг купола балюстраду, но бросили, потому как Микеланджело обозвал се «ловушкой для кузнечиков». Зато на вершину (при помощи специальной, сконструированной Леонардо да Винчи машины) водрузили медный шар.»
Просто необходимо взойти на смотровую площадку кампанилы (колокольни Джотто). Преодолев что-то около 440 ступеней, можно стать обладателем воспоминаний на всю жизнь, такая панорама может присниться только во сне.
Площадь Синьории.
Одно из красивейших мест, где расположены культовые
достопримечательности Флоренции. Главное сооружение площади дворец Палаццо Веккио. Здесь живут: фонтан Нептуна, конная статуя Козимо Медичи, Микеланджеловский Давид, а так же Геркулес и Какус. Давид как-то разочаровал, очень странные пропорции – огромная голова и очень длинные руки с гигантскими кистями.
Здесь вечером самое заполненное молодежью со всего мира место, играет гитарист или поет невдалеке оперная певица.
Галерея Уфицци.
Один из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства, основу которого составила семейная коллекция Медичи.
Билеты были приобретены по интернету, вздохнули с облегченьем, когда увидели живую очередь...
Современное искусство сразу кажется каким-то беспомощным и бесполезным…Все уже давно написано и к этому не приблизиться ни по мастерству и ни по таланту.
Палаццо Питти.
Самый крупный музейный комплекс Флоренции и самый грандиозный флорентийский дворец с фасадом длиной 205 м и высотой 38 м.
Коллекция живописи по качеству совсем не уступает коллекции галереи Уфицци.
Сады Боболи.
Самый известный парк во Флоренции и один из лучших образцов паркового искусства эпохи итальянского Возрождения. Соседствует с Палаццо Питти. Потрясающий парк, ну очень советуем посетить, правда, мы немножко вздрогнули от стоимости входного билета – 10Е, потом стало понятно, что это того стоит.
Церковь Сан Лоренцо и капелла Медичи.
Это самое лучшее, что сделал Микеланджело в искусстве. По его же словам, здесь он добился того, что искал всю жизнь – неотделимой гармонии архитектуры и скульптуры.
Смотровая площадка Пьяццале Микеланджело.
Здесь можно вживую увидеть фоны и задники картин художников Возрождения. Красота пейзажа вводит в столбняк, как то все холодеет внутри, начинает подрагивать веко и появляется дрожь в коленях.
Церковь Сан Миниато аль Монте.
Является одним из лучших объектов романской архитектуры в Тоскане и одной из красивейших церквей в Италии, которая не подверглась реконструкции в эпоху Возрождения. Это еще одна уникальная смотровая площадка. Сюда съезжаются на фотосъемки итальянские женихи и невесты. Женихи преимущественно все лысые, как новый тренер Зенита. Рядом с церковью находится красивейшее кладбище.
Православная Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца.
Адриано заботливо проложил нам на карте маршрут, и мы без труда добрались до храма, познакомились с настоятелем о. Георгием, и даже в воскресенье сходили на литургию. Поразило присутствие на службе многочисленного количества паломников с Родины.
Вот так и передвигались от красоты к красоте пять дней.
Еще нашли при помощи Ирины недалеко от гостиницы настоящий живописный итальянский рынок, где продавались, собственно, итальянские сельхозпродукты, разные колбасы, зеленые сыры и прочее. Стали завсегдатаями пиццерии под названием «МаМММа Миа» - это заведение располагает 30 видами пицц в меню. Иногда даже приходилось отстоять небольшую очередь, чтобы туда попасть. Ну и, конечно, сплошное кьянти.
Сиена.
Не удержались, решились заехать. 55 километров от Флоренции, автобус идет 1час 15 минут. Настоящий тосканский пейзаж за окном – пирамидальные тополя, виноградники, периодические руины и какие-то виллы.
Сиена – невероятный город, словно сошедший со средневековой миниатюры.
Все городские дороги ведут к центральной площади Кампо. Ее форма напоминает морскую раковину и повто¬ряет форму античного театра, понижаясь к Палаццо-Комунале.
Площадь Кампо - одна из самых красивых площадей Европы. Она вымощена камнем разных оттен¬ков и разделена полосами из тра¬вертина на 9 секторов. Два раза в год, 2 июля и 16 ав¬густа, на Кампо проходят знаме¬нитые исторические скачки Палио - турнир, ставший визитной карточкой Сиены. Город исторически разбит на 17 районов, каждый из которых даже имеет свой флаг. Эти районы и соревнуются между собой за победу на скачках. Судя по фотографиям с мест событий – зрелище непередаваемое. В мирное же время здесь отдыхают жители и гости города, сидя и лёжа на уютном мощении.
Дуомский собор.
Образчик уникальной романо-готической архитектуры. Собор производит грандиозное впечатление не только снаружи, но и изнутри. Уникален пол: он состоит из 52 разноцветных каменных панно с различными сюжетами. В соборе хранится икона, почитаемая сиенцами, как чудотворная. Это Мадонна дель Вото. Одна из стен Собора полностью отведена под свидетельства благодарности: она увешана серебряными медальончиками, в которых хранятся рассказы о чудесах совершенных по молитве перед этой иконой. Еще одна достопримечательность интерьера – Библиотека, украшенная фрескам Пинтуриккио.
Подумалось о том, что если взять и разобрать этот собор по многочисленным деталям, то их бы хватило на украшение какой-нибудь небольшой страны…
В музее собора (Museo dell'Opera del Duomo) в одном из последних залов находится неприметненькая дверка, ведущая на лестницу к самой красивой панорамной площадке, которую мы только видели. Об этом вероятно никто не знает, так как кроме нескольких вездесущих немцев и нас там никого больше не было.
В Сиене поразило отсутствие русской речи, видимо, этот город не заявлен в списках марафона по Италии. А он просто прекрасен…Такого микроклимата и такой цветовой гаммы нет больше нигде.
Веселый отъезд.
Билеты из Флоренции в
Рим на Евростар мы купили накануне. Трогательное прощание на ресепшн, погрузка в такси, утренняя поездка по еще заспанному городу и мы на вокзале.
Поезд отправляется в 8-40, время в пути 1-30, самолет улетает в 13-50, времени до фига
(это мы так думали)…
Грузимся в поезд, садимся в уютные кресла, состав трогается, мы расслабляемся, настроение самое благодушное (а напрасно)….
Где-то через полчасика наш стремительный локомотивчик приостанавливается, и жизнерадостный дядечка что-то произносит скороговоркой (естественно только на итальянском языке) по громкой связи. Все сидящие в вагоне итальянские товарищи произносят: «АааАаа, Мамма Миа» и синхронно хватаются за голову… Какое-то странное нехорошее предчувствие начинает подкрадываться к пока еще беспечному сознанью.
Мозг вяло выполняет арифметические подсчеты модулируемого опоздания поезда, прикидывает, что времени все равно до фига (ведь это же Евростар, а не электричка) и отгоняет предчувствие (а зря).
Поезд трогается, только как-то вяло, без энтузиазма.
Еще через полчасика все повторяется снова… Опять объявление на итальянском, удивленный вскрик и дружное хватание за голову…
Сознание мгновенно вернулось, мозг по советской многолетней привычке изготовился принимать любые удары судьбы, реакция опять приобрела былую подвижность…
Поезд прибыл на вокзал Рима в 12-10, а не в 10-10, до отлета самолета оставалось 1час 40 минут. Все бы ничего, но аэропорт Рима находится в 40 км от города…
Из вагона вылетели первыми (что естественно), рванули к стоянке такси, решили не искушать судьбу поездкой на электричке до аэропорта. Открылась печальная картина – очередь на такси была километровой…
Нас уже начало охватывать нехорошее безразличие к своей судьбе, как тут же нарисовался какой-то итальянский дедок с видом отставного мафиози и предложил довести нас до аэропорта, попросив 80 Е за доставку. Снова вернулась надежда, и мы припустили с гражданином к его машине, да и 80 Е за надежду, это разве деньги?
Машинка оказалась Тойотой, приблизительно 1970 года выпуска. Дедок кинул наши чемоданы и сумки на заднее сиденье, так как багажник у лайбы уже давно не работает, между вещами втиснулась жена, и мы тронулись в путь. Все бы ничего, но тут в Риме случилась какая-то манифестация, и мы встали в пробке…
Дедок начал понимать, что я что-то нервничаю и припустил на красный свет по полосе общественного транспорта, ну прям как скорая помощь. Когда мы выбрались на шоссе, его рандеван разогнался к нашему удивлению до 150 км в час.
Из машинки мы вывалились в 13-10, резкий финишный спурт и мы у стойки регистрации.
Успели…
Места у туалета казались самыми лучшими, бортпроводницы – самыми красивыми, а люди кругом – самыми добрыми….