...Ну а теперь – Андреевский спуск. Я вся в волнении – столько читала, столько представляла – и вот теперь бегу по нему. Его начало (или конец) от площади густо уставлен палатками с сувенирами. Причём абсолютными клонами арбатских. Если отбросить сначала матрёшки-хохлому, потом павлопосадские шали, потом военные ушанки-значки, то в оставшихся процентах тридцати останутся вышитая украинская национальная одежда (женские всевозможные кофточки, мужские рубахи, сарафанчики для девочек и рубашечки для мальчиков, полотенчики-рушники, скатерти-салфетки), картины, магниты и прочая безделица. «Свободными художниками» назвать большую часть криминального вида продавцов и торговок очень сложно. «Та людишки всё больше шляются сеходня, а нихто ничо не берет», - сказал один краснолицый персонаж такому же другому, сплюнув в сторону.
Прочитала интересные мысли в одном отзыве: «1. По Андреевскому нельзя лениться ходить, нужно заглянуть во все уголки ведь именно в самых недоступных местах стоят не заангажированные, не расхамевшие, не раздобревшие и переставшие вкладывать душу дельцы, а настоящие, из других городов, везущие самое лучшее и не такие алчные ко всему…. 2. По Андреевскому нужно ходить ЧАСТО! Чтобы знать, кто рисует от души, а кто поставил дело на поток и штампует «произведения искусства».
И в душе с этим согласна. Но центральные места, конечно, оккупированы коммерсантами, а не художниками. Единственное, глаз порадовался ярким шерстяным ручным карпатским коврам (~ от 300-500 гривен плюс торг, 1.5х2), вышитым бисером цветам на неправдоподобно красивых кофточках, пастушьим вышитым овчинным телогрейкам (видела только в одном месте). И ещё – от Андреевского спуска идёт ещё одна улочка с картинами, которая огибает Андреевскую церковь (если спускаться вниз, то начинается справа за церковью), там одни художники. Вполне вероятно, что там вы и встретите удачные и сильные работы.
Андреевский спуск – это очень длинная и о-о-чень крутая, мощёная неровным булыжником, улица. Выражаясь горнолыжным языком – почти красная трасса. Вот зимой по такой улице хорошо на санках скатываться! А осенью в месяц «листопад» даже не то что подниматься, а спускаться – крайне неудобно. Это ябеда - на Андреевский спуск .
Здесь сосредоточена масса маленьких арт-магазинчиков, маленьких театриков и маленьких ресторанчиков.
Немного спустилась, накупила смешных магнитов в виде бутербродов с салом и солёным грибочком, и украинских хат, покопалась в антиквариате, приценилась к карпатским коврам, и увидела дом с готической остроконечной башенкой, который называют «замок Ричарда Львиное Сердце» или дом с неприятностями – у владельцев проблемы были, привидения там постоянно завывают, и до сих пор нормальные люди боятся в нём жить. Полюбовалась куском тротуара с нарисованными ромашками – хорошая идея. Обогнала гигантскую толпу школьников.
И наконец-то! Вот он. Дом номер тринадцать. Дом, в котором жил Михаил Булгаков. А вернее, вся его семья. В романе «Белая гвардия» дан его точный портрет: «Над двухэтажным домом № 13, постройки изумительной (на улицу квартира Турбиных была во втором этаже, а в маленький, покатый, уютный дворик – в первом), в саду, что лепился под крутейшей горой, все ветки на деревьях стали лапчаты и обвисли. Гору замело, засыпало сарайчики во дворе – и стала гигантская сахарная голова. Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже (на улицу – первый, во двор под верандой Турбиных – подвальный) засветился слабенькими желтенькими огнями… а в верхнем – сильно и весело загорелись турбинские окна».
Сейчас это дом-музей.
Я читала и была в курсе, что попасть с улицы в этот музей крайне сложно, что туда пускают в основном организованные экскурсии, что надо долго ждать укомплектования группы и т.д. Всё это так и есть. Но я прорвалась. Практически чудом. Наверное – очень хотела сюда попасть.
В кассе на меня сразу же замахали руками: «Что вы, что вы! У нас сейчас идут англичане, видите, мёрзнут уже час перед входом, а дальше сорок человек школьников (этот табун я уже видела). Хотите – ждите». В холл зашла преподавательница-вожак школьной группы. Я искренне попросила разрешения примкнуть к их группе – одним человеком больше, какая разница, их и так сорок штук. Но преподша упёрлась рогом – я даже удивилась такой непробиваемости и пожалела её учеников. К кассе постоянно подходили туристы типа меня и их также отфутболивали. Но я стояла и не уходила. Тут ввалились англичане-студенты, 12 человек, и меня осенило. Я опять припала к кассе: «Не пропустите ли меня с иностранцами? экскурсия на английском? с этим нет никаких проблем». Я состроила максимально интеллигентную физиономию. Женщина-кассирша напряглась, видимо, это было очень сложное решение, и пошла с кем-то советоваться. Вернулась с разрешением. «Ладно, идите, с вас 8 гривен».
И вот я уже стою в булгаковской гостиной. Все семь комнат, «семь полных и пыльных комнат», в которых жила большая семья Булгаковых занимают весь второй этаж. Музей необычный. Его идея – это два цвета, чёрный и белый.
Смысл в этом такой: те экспонаты музея, которые принадлежали Булгаковым - рояль, стол, книжный шкаф и другие - чёрного цвета, а вещи его книжных героев из романа «Белая гвардия» - белые, они сделаны из гипса. И фотографии – чёрно-белые, конечно.
Здесь, как говорит экскурсовод, «поселили под одну крышу Булгаковых и Турбиных». Очень странно, к примеру, видеть белый каменный фикус (наверное, такой стоял в семье Турбиных) или белую гитару (может, это на ней перебирал струны поручик Мышлаевский), а вот на черном рояле, возможно, музицировал сам Мишенька Булгаков или его сестра Варвара (прототип Елены Турбиной). Турбина – это не выдуманная, а реальная девичья фамилия бабушки Булгакова по матери. В этом доме большая патриархальная семья Булгаковых. Родители (отец – профессор богословия) и 7 детей. Три брата – Михаил, Николай (прототип Николки Турбина), Иван и четыре сестры – Вера, Надежда, Варвара, Елена. Потом сюда совершенно юный Михаил привёл совершенно юную жену Татьяну Лаппе. В одной из комнат нам показывают гордость музея – тёмную икону, которой благословили молодожёнов.
Проходим в комнату Варвары. Это спальня и она вся белая, а значит это уже комната «красивой, рыжей, умной» Елены Турбиной. О ней в «Белой гвардии» Мышлаевский говорит: «Красавица, умница, на фортепианах играет, по-английски говорит, а в то же время самоварчик поставить может».
Проходим в белую комнату Николая или Николки Турбина, она угловая. Около окна стоит стол, а на нём бронзовая лампа под зелёным абажуром – она подлинная, при её свете писал Михаил Афанасьевич свои гениальные романы. Музей тоже очень гордится этой лампой, и сотрудники специально сделали так (вставили в окно специальное отражающее стекло), чтобы её отражение было хорошо видно в оконном проёме.
«Никогда не сдёргивайте абажур! Абажур священен. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга, ждите пока к вам придут». … «В бронзовой лампе вспыхнул розовый свет, пианино показало свои уютные белые зубы…».
Здесь же на столе третья гордость музея – булгаковская коллекция бабочек.
Ещё в одной комнате стоят книжные шкафы. Но они пустые. Лишь на одной полочке лежит несколько книжек. Это ВСЕ книги, изданные при жизни Булгакова.
А в последней, тоже гостиной – нас ждёт странный сюрприз. Все мы подходим к огромному старинному зеркалу и тут гаснет свет. А зеркало изнутри подсвечивается и превращается в окно, за которым тяжёлыми крупными хлопьями идёт снег. В этой самой гостиной, тогда «розоватой, с кремовыми шторами», много-много лет назад в студеную декабрьскую ночь – страстно молилась Елена Турбина, в соседней комнате бредил тифозный Алексей Турбин, а три офицера, один юнкер и нелепый Лариосик играли в винт….
Булгаковы прожили в этой квартире больше двадцати лет и уехали из неё в 1920 году. Сюда больше не возвращались. А квартира превратилась в обычную киевскую коммуналку.
«…Вечер, горит лампа. Бахрома абажура. Ноты на рояле раскрыты. Играют «Фауста». Вдруг «Фауст» смолкает, но начинает играть гитара. Кто играет? Вон он выходит из двери с гитарой в руке…».
(В
Москве в Театре Моссовета идёт замечательный спектакль «Белая гвардия»).
Выхожу из музея просто счастливая! Я сделала это! Я попала в музей Михаила Булгакова! Теперь начинаю искать глазами кота на фасаде соседнего дома. Где-то здесь рядом на доме одиннадцать должен отдыхать Бегемот со стаканчиком водочки (а может быть и горилочки) и с насаженным на вилку маринованным огурчиком. А его нет…. Я перебегаю улицу и допытываюсь у одной девушки-художницы: «Где кот???». Она говорит, что его сняли….
(с)
www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото
При использовании наших текстов гиперссылка на сайт и указание имяени автора обязательны.