Интересно устроены люди. Имею сейчас возможность выбирать среди шикарных, блестящих, витиеватых новогодних игрушек, тем не менее, они не имеют надо мной власти. Это можно понять и проверить, если вытащить с антресолей старую коробку со старыми ёлочными украшениями. Именно эти чуть облупившиеся пчёлки и зайчишки, цыплята и белочки, клубнички, шишечки, сосульки невиданным образом мгновенно потянут вас в детство. Вы себя будете чувствовать так, как будто кто-то дотронулся до вас волшебной палочкой. Поверьте мне.
В моём детстве я довольно спокойно относилась к настоящести Дед Мороза, увидев однажды, как он, приглашенный моими родителями, чтобы удивить меня, благосклонно принимая предложенную ему рюмочку, оттянул свою белую бороду на резинке и тяпнул коньячок. Подарки мне родители почему-то не клали под ёлку, да и вообще, по-моему, ничего не дарили. И именно поэтому Новый Год для меня не был ассоциируем с меркантильным подарочным ожиданием. Всё чего ждало моё детское сердце – это была роскошная душистая пушистая ёлка под потолок и сверкающие игрушки, которая я развешивала. До сих пор, когда беру в руки что-то оттуда из старой коробки – вздрагиваю. Новогодние игрушки детства – это машина времени. Поверьте мне.
И сейчас я перестала наряжать ёлку красивыми, но холодными финтифлюшками. Я коллекционирую старые ёлочные украшения. Гордостью моей коллекции является красноармеец, мальчик в шароварах, овощная серия 60-х, пушкинские сказочные герои 70-х. Да много чего.
Как это ни странно, казалось бы – старая игрушка, а сохраняет здоровый матовый блеск и радует сочностью красок и отточенностью форм. А сегодняшняя новогодняя игрушка оставляет на пальцах прилипшие китайские блёстки и заставляет сомневаться в качестве нанесённой на неё краски. И по качеству стекла сегодня и тогда – разница ощутимая, вернее, весомая. Несмотря на хрупкий вид, старая игрушка оставляет в руке уверенную прочную тяжеловатость, тогда как легкость современной заставляет подозревать её в недолговечности.
В общем, заканчиваю прелюдию, которая послужила поводом к поездке на фабрику ёлочных игрушек «Ёлочка» в Клину (
Подмосковье). Собрались мы туда в конце ноября, чтобы вроде как предвкусить Новый год чуть заранее, и избежать предпраздничного столпотворения. Хотелось расцветить удовольствием серые предзимние будни одного маленького маканайца.
Дорога. Организация поездки. Что нужно знать. Билеты.
Клин – это Ленинградское шоссе. Что представляет собой данное направление в субботу, думаю описывать не нужно. И туда, и обратно провели массу времени в перманентном ожидании рассасывания пробок. Вообще любая поездка в Подмосковье весь свой позитив обнуляет тратами времени на дорогу. Получается что осмотр самого фабричного музея в суммарном временном измерении меньше транзита даже только в одну сторону. Мы едем с Ю-З на С, и только обратная дорога заняла у нас 3 (!) часа, тогда как сам музей от силы 2…
Интересно, что про фабрику я узнала, считав название сайта на этикетке какой-то новогодней игрушки. Потом прочитала небольшой отзыв (http://community.livejournal.com/vokrug_msk/1496.html), посмотрела фотографии – намотала на ус, запомнила.
И вот, наконец, паззлы складываются. Едем. Гип-гип-ура!
Сразу напишу про один важный нюанс.
Фабрика «Ёлочка» (http://www.yolochka.ru) по производству новогодних игрушек находится в г. Высоковск. На неё заранее и отдельно организуются свои экскурсии.
А в Клину (12км от Высоковска) открыт Выставочный центр от фабрики «Клинское подворье» (http://www.klinvk.ru). И сюда можно приехать самостоятельно.
Читала, что фабрика находится в удручающем состоянии. А выставка-музей «Клинское подворье» - в отличном. Тут вопрос в другом – с детьми постарше интереснее и желательно посетить оба места, поскольку увидеть своими глазами в настоящем масштабе настоящий процесс изготовления игрушки (выдувку, посеребрение, раскраску, упаковку) возможно только и именно на фабрике. Несмотря на её обшарпанность. С малышами, конечно, удобнее и разумнее, увидеть всё то же самое, но в мини-варианте на «Клинском подворье».
Удивились мы там два раза сильно. Первый – когда подъехали к Подворью и увидели, что это новый, чрезвычайно симпатичный комплекс зданий плюс фирменный магазин. Второй – когда, распахнув двери и зайдя внутрь, оказались в детском водовороте. Столько народу! В ноябре! Честно говоря, до сих пор не понимаю своей наивности – мы думали, что ещё не сезон :). Оказалось зря. Сюда приезжают не только самостоятельные туристы, но и автобусы с детьми и даже взрослыми.
Мы разделись. Спросили, где покупают билеты. С этой целью поднялись на указанный нам третий этаж. Взрослый билет стоит 250р., детский (до 6 лет) – 100р., детский (от 6 лет) – 200р. Мастер-класс по росписи игрушки – 130р. на одного. Я заплатила ещё, по-моему, 100р. за фотосъёмку. Спустились вниз и тут же примкнули к галдящей группе школьников и детей, возглавляемой экскурсоводом.
Экскурсия по музею «Клинское подворье».
Первый и Второй залы.
История.
Оказывается, стеклодувное мелкое производство – это народный промысел Клинского района. Здесь была (и есть) природная основа – залежи кварцевого песка (основного сырья для изготовления стекла). А финансовую базу создал один из потомков рода Меншиковых – князь и генерал-адъютант Александр Сергеевич Меншиков. В сер.19в. он вложился в стеклянный завод и пригласил мастеров из
Владимира и
Твери.
Тут есть интересный момент. Завод находился в деревне Александрово, а назывался Круговским. Почему? Есть история, которая рассказывает о том, что Пётр I подарил другу Алексашке Меншикову земли размером – «сколько земли за день на коне проскачет кругом, пока солнце не сядет». Меншиков и поскакал - пять деревень, которые потом назвали Кругом или Пятком, а волость назвали Круговской. А в одной из деревень он построил себе усадьбу «Александрово». Где спустя почти век и появился завод его правнука, кстати, очень успешный. Параллельно ему местные деревенские умельцы потихоньку тоже начали «дуть бусики», а также сережки, пуговицы и пр. Мужчины занимались самой вредной работой: выдували стекло с помощью кожаных мехов и пламени из фитиля керосиновой горелки. Внутрь бусины заливали соли свинца для посеребрения. Женщины и дети – сушили, красили и нанизывали «камушки»-бусинки. Всё это «производство» осуществлялось в избах, горело, коптило, воняло.
Нам показывают интерьер деревенского дома со всем стеклодувным набором.
Постепенно в Клину появились конкурентные Кругу стеклодувные производства. И неожиданно сформировался и возник спрос на ёлочные игрушки. Веяние моды такое появилось из
Германии. Рождество, ёлка и фарфоровые купидончики на ней. Правда, революция и войны сделали своё дело – промысел почти исчез. Не до купидончиков людям стало, а потом уж и рождественскую ёлку назвали предрассудком в 30-е годы 20 века. Но чуть позже (в 1935) передумали и провозгласили «Ёлку детям!». Производство опять стало возрождаться. Теперь уже появились артели.
Третий зал.
Производство. Выдувка игрушек.
Это самое интересное. В небольшой комнате за стеклом сидят мастера, не обращают на расплющенные детские и взрослые носы об стеклянную стену никакого внимания и колдуют над длинными полыми стеклянными трубками.
Вспыхивает фиолетовый огонь.
Мастер надувает щеки и дует в трубу. Она идет прозрачными стеклянными волнами как живая. Мастер делает чик – и обрезает с одной стороны, потом чик с другой стороны. Смотришь, а в руках у него игрушка…
На самом деле – это настолько интересное завораживающе зрелище, можно сказать кульминация экскурсии. Но – фотографировать здесь запрещено. И вот уже ломится следующая группа и мы уходим…
Немного расскажу о смысле всего увиденного.
Стеклянная трубка называется - стеклодрот.
Разогрев стеклотрубки стеклодув осуществляет на стеклоплавильной горелке (отсюда и появляется зыбкое фиолетовое пламя).
Стеклодув разогревает стеклодрот до состояния полного размягчения (что определяется по цвету и текучести) затем вдувает воздух.
Шарик, например, выдувается нагнетанием воздуха щеками. При этом дуть нужно не непрерывно, а короткими толчками (существует от 6 до 23 приёмов выдувания). Шары – это самая легкая выдувка, выдувать фигурки – более сложный процесс.
Выдувка бывает свободной и формовой. Для формовых изготовляют специальные металлические формы из 2х половинок-створок, которые раскрывают, помещают горячую стеклотрубку и зажимают.
Четвертый зал.
Цех художественной разрисовки.
Понятно, что здесь в музее он скорее презентационный, чем настоящий рабочий. Это маленькая комнатка, где сидит несколько (двое или трое) художниц-расписывальщиц. Перед ними – бледные ещё нерасписанные игрушки, наборы красок, кисточек, золотой-серябряной посыпки и пр.
Смотреть не очень интересно. Даже не знаю почему. Пропала магия превращения стеклянной твердой трубки в мягкий стеклянный пузырь, а потом в фигурку… И дело не в художниках. То ли краски сейчас такие, то ли перебор искристой посыпки – в результате при всех усилиях игрушка смотрится…по-деревенски (старалась избежать слова по-китайски). Почему я так пишу? Самой обидно. Если взять, например, для сравнения старенького цыплёнка или мухоморчик хотя бы 70-х годов (а это уже поточное производство), то они и сейчас выглядят просто, но со вкусом. А сегодняшние игрушки в своём большинстве выглядят слишком-too much пёстро, блестуче, аляповато, недолговечно. Когда я увидела раскрашенного тигренка – символ наступающего 2010 года – вздрогнула. Мда… ну и раскраска… да ещё весь в прилипающих к пальцах блёстках…
Я не думаю, что художницы на меня обидятся. Дело в дешевых синтетических современных красках, а не в их талантливых руках. Профессионалы наверняка точно назовут причину понижения эстетического уровня, несмотря на заявляемый фабричный «ёлочный» ассортимент «из 700 видов игрушек» с «20%-м ежегодным обновлением».
А вообще-то фабричное продолжение производства елочной игрушки или её художественное оформление выглядит так: вкратце - после выдувки игрушку серебрят (зеркалят), раскрашивают, оставшуюся оттяжку отрезают и прикрепляют петельку.
Поподробнее:
Получение зеркальной поверхности или серебрение. Для чего «внутрь заливают специальный раствор (азотную кислоту)» и «работница берет в руки несколько изделий за цапки и трясет». Это очистка внутренней поверхности (кислоту потом выливают). Затем снова «внутрь заливается раствор серебра» и «работница, держа за цапки в руках по два изделия опускает в ванну с горячей водой и начинает болтать до полного оседания раствора серебра на стенках»
Окраска или лачение. Производится в кабинах, где игрушку погружают в краску вручную, постепенно и вращая, чтобы к стенкам не прилипли пузырьки.
Обрезка усиков (вручную, на стеклорезальных станках) и армирование (надевается колпачок с петелькой).
Далее декорирование. Это кистевая роспись, промокание тампоном, прорезка узора, присыпка и прочее.
Пятый зал.
Нарядная ёлочка.
Здесь стоит небольшая ёлочка, от пола и до макушки украшенная современными игрушками. Надо признаться – выглядит неплохо. Здесь все фотографируются «на фоне». На стенах развешаны фотографии новогодних праздников – дореволюционных, до и послевоенных.
Шестой и Седьмой залы.
Выставка ёлочных украшений.
Игрушки рассортированы по годам и выложены в прозрачных витринах по тематике. Если вы обычный любопытный турист – то здесь вам будет о-очень интересно, ну, а если вы коллекционер – то чрезвычайно и пре-очень любопытно.
Сначала рассматриваем ватные и картонные украшения. Помните? :) В коробке с новогодними игрушками из моего детства такие были :).
Ватные – это прессованный раскрашенный хлопок. Из него делали особенно много детских фигурок, например, «Ребенок», «Мальчик», «Девочка», «Девочка-чукча», «Девочка с муфтой», «Мальчик на санках», «Мальчик с портфелем», «Украинец», «Грузин», «Арлекин», «Матрос», «Шахтер», «Повар», «Трубочист». Или ватная серия «Фрукты и овощи» - «Лимон и груша», «Две редиски», «Мухомор», «Гриб», «Три ореха» . И др.
Картонные – делали из прессованного серебристого картона. Здесь особенно много животных и птиц: «Гусь», «Утка», «Курочка», «Попугай», «Заяц», «Ежиха», «Белочка», «Мишка», «Рыбка», «Бабочка» и др. Ну и, конечно же, сказочных персонажей: «Колобок и заяц», «Колобок и лиса», «Колобок и медведь», «Золотая рыбка», «Кот в сапогах», «Дед Мороз» и др.
Монтажные ёлочные украшения – это сложные наборы из стекляруса, бусин, шариков, на мягкой проволоке. Я покупала себе как-то на блошином рынке старые винтажные ёлочные бусы. Красивые…!
Далее очень заметна ассортиментная волна стеклянных игрушек, моду на которые диктовало время:
До и послевоенные: «Два солдатика (будённовцы)», «Красноармеец», «Парашютист», «Дирижабль», «Звезда», «Серп и Молот», и др.
60-е -70-е годы:
Серия «Фрукты и овощи». Конечно же «Кукуруза», «Колос», «Стручок гороха», «Баклажан», «Огурцы», «Помидор», «Тыква», «Груша» и «Яблоко», «Апельсин», «Мандарин», «Лимон», «Клубника» и «Малина», «Ананас», «Виноград», «Слива», и др. А ещё «Орех» и «Желудь».
Серия из шишек.
Серия «Космонавтика».
Серия «Музыкальные инструменты».
Серия «Сказки». Это «Витязь», «Шамаханская царица», Голова из «Руслана и Людмилы», «Красная шапочка», «Алладин», Тётя Кошка, «Избушка на курьих ножках», «Гуси-лебеди» и др.
Серия «Фигурки» (моя самая любимая!). «Ребенок», «Ребенок с коньками», «Ребенок с игрушкой», «Девочка в русском платье», «Якут», «Узбек», «Клоун», «Восточная красавица», «Русская красавица» и др.
Серия «Чипполино» (уже очень редкая!). «Земляничка», «Чипполино», «Граф Вишенка», «Музыкант Груша», «Кум Тыква», «Сеньор Помидор», «Собака Держи-Хватай» и др.
Серия «Животные и птицы». «Белка», «Лиса», «Мишка», «Белый мишка», «Попугай», «Сова» и др.
И ещё «Лампа», «Светофор», «Часы», «Домик» и др.
Восьмой Зал.
Современные игрушки и дефиле ёлок.
Почему то сейчас нас всех пытаются убедить, что шар с ручной росписью – это «самая красивая игрушка». При всем уважении к труду художниц, смею заметить, что это ошибочное мнение. Шар тяжелый, он пригибает ветку вниз, да и мало кому охота рассматривать затейливо выписанный пейзаж. Гораздо больше удовольствия доставляет, например, обычная шишечка, или грибок, или снеговик, молчу уже про винтажные удовольствия.
Ещё в этом зале наряжены искусственные ёлки. Красиво - здесь есть и ёлки-невесты, и елки-царицы, и ёлки в моноцветной «одежде», т.е. только украшенные голубыми, белыми, серебряными или золотыми украшения. Красиво, но… так одноразово, недушевно… Насколько мы поняли, сюда можно приехать и купить вот такую раскрасавицу «всё в одном флаконе».
Девятый зал.
Дед Морозы и старые фотографии Клина.
Любопытно. В витрине собраны Дед Морозы всех размеров, цветов и мастей. На стенах виды старинного Клина.
И Десятый зал.
Ёлочка, зажгись!
Тут нашу группу собрали у какой-то двери и раз – торжественно её распахнули. И все остолбенели. В большом зале с высоким потолком стояла огроменная Красавица-Ёлка. Наряженная в русском стиле, а именно – в рыже-красно-золотой гамме, и вся в расписных чайничках, матрешках, шарах, звездах и колокольчиках, да ещё в бантах.
Честно говоря, приехав сюда в музей «Клинское подворье» - мы совсем не ожидали такого качественного праздника. Включили известную всем песенку, дети схватились за руки и отплясали положенный предновогодний хоровод вокруг Ёлки. А потом все кинулись фотографироваться :).
И это ещё не все :).
Мастер-класс по росписи стеклянного шарика.
Спустившись с группой вниз, на первый этаж, мы спросили у экскурсовода где и как нам попасть на мастер-класс. Она заглянула в одну из комнат, похожую на школьный класс и сказала, а вот здесь вам «Марь Иванна» (условно, точно не помню) всё и покажет. Нам несказанно повезло :) - поток групповых экскурсий временно схлынул и мы одни, сели на стульчики, пододвинули к себе краски и варианты росписей, выбрали из 3х предложенных на выбор шаров (красный матовый, красный зеркальный, синий зеркальный), уселись …не рисовать, а наблюдать за нашим раскрасневшимся от удовольствия маканайцем, который самозабвенно окунал кисточку в разные цвета и рисовал домик, дерево, зайчика на боках шарика. Только мы закончили, как с рёвом ворвалась очередная группа, и наш класс-комната заполнился до отказа.
И это ещё не все :).
В раздевалке по билетикам нам выдали подарки - три упаковочки с новогодними игрушками (разноцветными шарами). И мы пошли в их фирменный магазин (вход с улицы).
Фирменный магазин.
Я пережила целую гамму противоречивых ощущений.
Начну с минусов. Смотри выше – я уже покритиковала нынешние краски и чрезмерную «китайскую» блестучесть.
Плюсы. Выбор гораздо более интересный, чем в тех же московских универмагах, где наши отечественные новогодние ёлочные игрушки как капля в море китайского и прочего азиатского стеклотовара. Цены – безусловно, более щадящие, чем в … см. выше.
Игрушки можно условно поделить на простые и сложные.
Простые – это «Царевна-лягушка», «Мурзилка», «Белый медвежонок», «Снеговичок», «Теремок», «Гриб-лесовичок», «Ёлочка» и др. (можно посмотреть здесь
http://www.yolochka.ru/catalog/cid8/). Стоят от 80р. за штуку.
Сложные – это «Лебеди», и те самые чайнички и самоварчики, которыми была украшена клинская ёлка. Они состоят из нескольких деталей, к ним припаяны отдельно носики, ручки, крышечки. И всё это совершенно другой уровень работы. Стоят от 120р. за штуку, и реально стоят этих денег. Я где-то читала, что выпускается целый ёлочный чайный сервиз, но он пользуется ажиотажным спросом и купить его можно… только летом (здесь внизу «Самоварчик»
http://www.yolochka.ru/catalog/cid8/page2/).
Помимо этого на полках – кучи разных шаров, которые как-то ну совсем мне пришлись не по душе, а также игрушек, сгруппированных в наборы (в коробках,
http://www.yolochka.ru/catalog/cid30/).
Интересный момент. Я почитала в отзывах, что помимо основного зала, есть маленький прилавок (на входе налево), где продаются «дешевые игрушки». Мы посмотрели. И действительно, там был очень неплохой, и крайне симпатичный выбор игрушек-малюток (http://www.yolochka.ru/catalog/cid7/page1/) по 30-40р.
Послесловие.
Не знаю как вас, а я лично до сих не могу забыть любимые с детства кусочки из «Чука и Гека» Аркадия Гайдара:
«…На следующий день было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! …Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в
Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица — высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки…».
В общем, в какое время года не прочитали бы вы этот рассказ, дорогие товарищи, резюме будет такое: «С Новым Годом! С Новым Счастьем!» :):):)
(с)
http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото
При использовании текста гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.