Галопом по
Скандинавии.
Часть 1.
Москва, Коувола,
Хельсинки Итак, маршрут 8 А «4 сканинавские столицы» Туртранс вояжа, январь 2011 года. На семей-ном совете было решено провести зимние коникулы с максимальной активностью, т.к. в лю-бом случае отдых превратился в путешествия от дивана к холодильнику, приемы гостей с раз-веселыми застольями, хождение по гостям с обжорством и возлияниями, короче - бесцельное времяпрепровождение. Маршрут выбрали не случайно, поскольку посмотреть рождественско-новогоднюю Скандинавию было очень заманчиво. Нас привлекла некая добавка к номеру маршрута «К». Это самое «К» подразумевает начало путешествия не из Питера, а с Ленин-градского вокзала белокаменной, что очень упрощает вояж. В этом случае финская граница пересекается в поезде, нет особых проблем с досмотром и с ожиданием в автобусе очереди на переходе в Торфяновке. Кстати, группы из Питера, с которыми мы встречались в Скандинавии жаловались, что просидели на границе около 5 часов. «Туртранс вояж» довольно солидный оператор на рынке туруслуг, характеризуется отличной организацией туров и прекрасными гидами-сопровождающими. Этот вывод мы сделали сами, поскольку 2 года назад впервые воспользовались их услугами в туре по городам Европы со встречей Нового года в
Париже и не пожалели об этом.
2.01.11. на Ленинградском вокзале у вагона 12 поезда «Москва-Хельсинки» строго по гра-фику встретились с нашим гидом сопровождающим Александром Борисовым. Александр ока-зался мужчиной средних лет, энергичным, доброжелательным, информированным и очень от-ветственным за порученное ему дело. Оперативно выдал нам пакеты документов с завизиро-ванными паспортами, посадочными талонами в поезд и прочими атрибутами. Загрузились в купейный вагон, слегка поужинали и ровно в 22.50 мск отбыли в сторону Хельсинки. Про-водник собрала наши паспорта для контроля на границе, и мы спокойно уснули под стук ко-лес. Утром проснулись в ожидании пересечения границы. Проблем с утренним туалетом не возникло, поскольку кабины не закрывались ни на остановках, ни в санитарных зонах (био-туалеты). В вагоне было чисто, в туалетах постоянно присутствовала бумага и бумажные сал-фетки. Над дверями тамбура светилось табло, на котором отражались дата, время, температу-ра в вагоне и информация о занятости туалета. Позавтракали и около 8 часов утра прибыли в Выборг, где собственно и начиналась погранзона. Паспортный контроль и таможенный дос-мотр был проведен нашими погранцами очень оперативно, и спустя некоторое время поезд пересек границу, прошли финские пограничники, нам выдали паспорта с отметками, и мы по-ехали дальше. В 10.45 мы десантировались из вагона на перрон ст. Коувола, где ожидал наш бордовый автобус «Ole Rai» с эстонскими номерами. Оказалось, что автобус с двумя эс-тонскими водителями прибыл на пароме из
Эстонии, которая обслуживает скандинавские туры. На перроне приятная неожиданность: нас встречает Дед Мороз, который приветствует туристов и одаривает детей конфетами. Сразу ощущаешь, что ты в другой стране. Размести-лись в комфортном автобусе «согласно купленным билетам» и направились в сторону Хель-синки. Странно, ведь мы могли доехать туда и на поезде. Но, видимо в этом есть какой-то скрытый смысл. В автобусе Александр информирует нас о дальнейшем маршруте, выдает массу полезной информации о странах, где нам придется побывать, и карты Хельсинки. Через каждые 1,5-2 часа мы останавливаемся на АЗС, где есть чистые бесплатные туалеты и малень-кие супермаркеты с кафешками, где можно затариться напитками и перекусить. Четыре часа пролетели незаметно, и вот мы в столице
Финляндии. Снегу везде немерено, местные комму-нальщики не справляются с возросшим его количеством. Обзорная экскурсия по городу с по-сещением памятника Сибелиусу и «Церкви в скале», обед и трансфер в славный город-порт Турку, где нас ждет паром «Викинг Лайн Изабелла» Турку-
Стокгольм. Одновременно с нами по маршруту следуют еще 4 автобуса разных турагенств, поэтому вы можете представить, что делается на остановках и экскурсиях. Но нас это не напрягало, хотя видеть соотечественников в таких количествах за рубежом как-то не очень и хотелось бы.
В Турку мы прибыли почти затемно, когда короткий скандинавский день угасал. Сжатый экскурс гида в историю возникновения Турку как города, раздача посадочных талонов-ключей на паром, и мы взираем на исторические памятники и прочие тамошние достопримечательно-сти. Легкий морозец, падает снег, прекрасное настроение. В своем описании тура я намеренно опускаю исторические моменты для большей краткости. А вот и желанный порт и огромный 12 - палубный лайнер – плавучий город у пирса. Входим в большущий терминал порта. На входе персонал порта считывает с наших талонов штрихкоды - и мы попадаем в накопитель. Без малого около 2 тысяч человек свободно размещаются в нем на сидячих местах. Ожидаем приглашения на вход и видим, как идет уборка помещений на корабле, видимо, экипаж не ус-певает подготовить такую махину к приему пассажиров своевременно. Примерно минут за 20 отрывают вход в рукав посадочного туннеля, и вся толпа устремляется на борт. Небольшая толкучка, которая быстро рассасывается. Кто на лифте, кто пешком - все добираются до сво-их кают. Каюта на 4-х человек - это купе железнодорожного вагона, только несколько большее по площади, с душевой кабиной и санузлом. Представьте, если всем 4-м обитателям внезапно захотелось помыть руки одновременно! Поэтому мы продумали этот вопрос и заранее зака-зали каюту «сисайд» на 2-х человек с окном. И не пожалели. Дороже, но и комфортнее, хотя и находишься в каюте практически только ночь. В других каютах ниже классом вместо окна – зеркало или картинка с морским пейзажем. В каюте у входа вешалка для одежды, небольшое трюмо и туалетный столик, радиопанель с будильником, телефон, удобные прикроватные све-тильники. Нижние полки трансформируются в диванчики. Санузел очень компактный, но удобный, включает унитаз, раковину для умывания и душевую кабину. Постельное белье и полотенца отменно чистые. 18.30 «…Громада двинулась и рассекает волны…»! Качка практи-чески отсутствует, хотя мы в открытом море. Только слышен шорох льдин за бортом нашего парома ледокольного типа. Умывшись и переодевшись, идем на обзорную экскурсию по па-рому. Действительно, это город в миниатюре: прогулочная улочка со множеством магазинчи-ков, кафешек, ресторанами, барами. В первую очередь нас привлекает большой супермаркет, где собраны товары известных брендов: парфюмерия, одежда, продукты, детские игрушки, спиртные и безалкогольные напитки, шоколад и прочие товары в широком ассортименте. К оплате принимают любую валюту, кроме российской. Прикупаем всякой всячины, разгружа-емся в каюте и идем на ужин в один из ресторанов. Об ужине на пароме «Викинг» было так много рассказано, но хочу внести и свою лепту. Это действительно праздник желудка! Такого разнообразия блюд я не встречал ни в одном из ресторанов тех отелей, где нам посчастливи-лось проживать. И все в неограниченном количестве, свежее и обалденно вкусное! Вино бе-лое и красное, пиво, запеченная говядина и свинина, исходящая соком и ароматом, которую нарезают при тебе, гора разнообразных морепродуктов, рыба соленая, копченая, жареная, раз-личные овощи и фрукты – все это настраивает на добродушие и человеколюбие. Откушав яств и вдоволь испивши замечательного винца, идем на увеселительное мероприятие, которое про-истекает в «Фан-клубе» на корме. Народу относительно немного, играет шведский ансамбль с неплохими голосами, на танцплощадке «кидают рок» соотечественники, а также финны, шве-ды, немцы и прочие иностранцы. Активно включаемся в процесс, вспоминаем молодость и получаем массу удовольствий, поскольку дома этим заниматься как-то некогда. Как быстро летит время, и вот уже пора баиньки, потому что завтра, вернее уже сегодня, ранний подъем и завтрак. Впереди встреча со Стокгольмом!
Часть 2. Стокгольм
Ранний подъем, утренний туалет, завтрак в ресторане, и вот на горизонте огни большого го-рода. Недолгая процедура швартовки в порту, пассажиры со следами вечерних развлечений на лицах загружаются в автобусы. Гид Саша произносит приветственную речь по поводу при-бытия в столицу
Швеции - славный город Стокгольм, информирует о нашем маршруте и о времени пребывания в городе. Автобус движется по заснеженным улицам, туристы заинтере-сованно вертят головами, фотографируют понравившиеся исторические и культурные объек-ты. Еще не рассвело, а мы в Старом городе (Гамластан), где сосредоточены объекты истори-ческого и культурного наследия шведской столицы: прогулочная улица со множеством лаво-чек с сувенирами, музей Нобеля, где собраны в хронологической последовательности сведе-ния о лауреатах премий, самая узкая улочка шириной всего в 80см, где двоим не разойтись, набережная, с которой открывается прекрасная панорама города, «Ухо КГБ» в районе По-сольства
России (ранее СССР). Старгородские улочки изобилуют мини-скульптурами (маль-чик, боксеры и т.д.). После обзорной экскурсии едем на остров Юргорден, где расположены различные музеи. По желанию часть группы отделяется и занимается шопингом, самостоя-тельным осмотром города, а мы же идем в музей писательницы Астрид Линдгрен (Юниба-кен).
Здесь мы знакомимся с ее нелегкой биографией, героями ее бессмертных произведений. Во-обще-то музей предназначен для детей с родителями, но экспозиция представлена таким об-разом, что и взрослые тоже не остаются равнодушными. Здесь всегда множество посетителей, но мы проходим через служебный вход и попадаем в мир сказок. Правда, сказки Линдгрен очень грустные. Но в русской интерпретации они более веселые и забавные. О творчестве Ас-трид Линдгрен мы знаем в основном по сказке о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше. После непродолжительного стояния в очереди мы садимся в вагончик сказочного по-езда и… взлетаем вверх. Внизу проплывают сюжеты и герои сказок Линдгрен, и мы погружа-емся в мир детства. Время летит незаметно, и вот мы снова на станции «Детство». Выходим через магазинчик, где можно приобрести сувениры, игрушки, сувенирные футболки, шапочки, фильмы, аудиокниги и прочее со сказочной тематикой. Кстати, о приобретениях. Во всех скандинавских странах, кроме Финляндии, своя валюта – кроны. Обменять валюту можно в обменниках и на паром (гид Саша посоветовал заняться обменом евро в обменнике «Форекс» на ж.д. вокзале Хельсинки. Мы так и сделали и оказались правы, т.к. курс обмена на пароме оказался низким, на обратном пути мы обменяли оставшиеся кроны снова в евро).
В пределах прямой видимости находился Музей корабля Васса (Васса – это такой прогрес-сивный шведский король, который успел сделать много чего хорошего за свою жизнь). Ог-ромное помещение музея очень впечатляет. Но еще больше впечатляет огромное деревянное судно, находящееся под его крышей. Сколько ж труда и средств было потрачено на его созда-ние. В целом это сооружение было предназначено для королевских вояжей по странам и ве-сям, но, увы, после спуска на воду и недолгого плавания он затонул и пролежал на дне 300 лет, после чего был поднят, отреставрирован, и теперь все желающие с удовольствием любу-ются им. После приема изрядного количества принятой духовной пищи наш Саша повез нас к своему знакомому ресторатору. Ресторан порадовал нас вкусными салатами, грибным супчи-ком, тушеным мясом с картошечкой, замечательным вином и свежайшим пивом. Умиротво-ренные, мы погрузились в автобус, ставший родным домом на колесах, и взяли курс на
Осло – столицу
Норвегии.
Часть 3. Ночь в отеле. Осло. Паром «DFDS».
Автобус резво катится по прекрасному автобану в сторону Осло. Настроение отличное, хо-тя и немного устали от впечатлений. Понемногу впадаем в сладкую дрему под шорох колес автобуса и рассказа нашего прекрасного гида о предстоящем визите в славный город Осло. Алексанндр информирует нас о том, что перед визитом в столицу Норвегии мы ночуем мы в гостинице «Thon Hotel Triaden”. Мы рады, потому что после ночи пребывания на пароме очень хочется комфорта и домашнего уюта. По пути останавливаемся на придорожных АЗС с бесплатными туалетами, маленькими супермаркетами и кафешками. Везде чистенько, при-ветливый и дружелюбный персонал, приятно отдохнуть от российского сервиса. Закупаем продукты и напитки на ужин, поскольку при гостинице ресторан в столь поздний час уже не работает. Есть возможность перекусить в баре, но дороговато, решаем сэкономить. Наконец подъезжаем к ярко освещенному входу отеля, быстро разгружаем свои сумки и чемоданы и входим в вестибюль. Чисто, тепло, уютно. Нас уже ждут и мы, без проволочек, получаем за-ветные ключи и расходимся по своим номерам. Наш номер на 2 этаже, поэтому не ждем лифт и поднимаемся по лестнице. Открываем заветную дверь и входим в наше пристанище на од-ну ночь. Да, в таком отеле можно было бы и задержаться подольше! В номере прохладно. Быстро ориентируемся, включаем электробатарею под окном, и становится комфортно. Теле-визор бормочет о чем-то в мире по CNN, а мы осваиваем совмещенный санузел, принимаем с устатку горяченький душик и с аппетитом, не торопясь, под коньячок, ужинаем дарами су-пермаркета на АЗС. Лепота…! Но, усталость берет свое, кровати манят чистыми простынями и мы падаем в объятия Морфея. Ночь пролетает незаметно, утром снова ранний подъем, ко-роткий, но полноценный завтрак со шведским столом и изобилием всяческой вкуснятины, ароматного кофе и фруктовых соков. Назад в номер, сбор вещей, сдача ключей на рецепшен. А на улице -благодать! Идет снег крупными белыми хлопьями, наши бравые эстонские води-тели суетятся вокруг автобуса, заспанные туристы спешат занять свои места. Саша – гид уже «на коне», быстро сдает наши номера и вот «громада двинулась и рассекает волны…», в смысле автобус медленно отъезжает от уютного отеля, где мы провели ночь. Через час пересе-каем границу и пребываем в Осло. Заснеженный город еще спит, по улицам шастают еди-ничные горожане, кто с собакой, а кто по делам. А мы подъезжаем к входу в парк-музей Ви-геланда. Вигеландспаркен или Фрогнер поражает своей огромной заснеженной территорией, на которой в хронологическом порядке от зачатия до тризны размещены 121 человеческие скульптуры в натуральную величину, изготовленные из камня или отлитые из бронзы. Осо-бенно впечатляет скульптура человеческого эмбриона, мальчика-капризули, «Чаша жизни» и 14 метровая колонна «Монолит», Смысл скульптурного ансамбля под открытым небом – рож-дение человека, борьба за выживание, повседневная жизнь, цикличность человеческой жизни. Впечатляет! Задумываешься о бренности всего земного. Да, но, не будем о грустном, едем дальше и попадаем в крепость Акерсхус. Очень древняя крепость, построенная еще в 18 веке, сейчас там музей военной истории Норвегии. Попытки ворогов взять эту крепость приступом на протяжении всего времени не увенчались успехом, хотя многие пытались это сделать. Фо-тографируемся с гвардейцами, обозреваем интересующие нас места и снова в путь. Наблюда-ем достопримечательности норвежской столицы из окна автобуса, …посмотрите налево, те-перь направо, эх, уже проехали… и мы в центре города у здания городской ратуши, где одна-жды бывшему генсеку КПСС Горбачеву М.С. была вручена Нобелевская премия «за укреп-ление мира путем развала СССР». Ратуша напоминает больше дом-музей, нежели функцио-нирующее административное здание. Картины, фрески, панно, скульптуры видных политиче-ских деятелей, просторные помещения и кабинеты – все это наводит на мысль, что если в Норвегии чиновники и воруют, то воруют в разумных пределах. После осмотра ратуши – сво-бодное время для посещения музеев Эдварда Мунка, «Кон-Тики», шхуны «Фрам», Нацио-нальной галереи. Но, к стыду своему, утомленные объемом уже полученной исторической информации, мы решили их не посещать, а перекусить где-нибудь, побродить по торговым точкам, а заодно и город осмотреть. Быстро находим милый нашему сердцу «Мак-Дональдс» и входим в него. Что-то не то, хотя вроде и то. Как то неуютно. Оказалось, что заведение со-держат арабы. Но, кушать хочется и мы остаемся. Заказываем то и другое, но того нет, а дру-гое закончилось. Очень напоминает Россию-матушку. Берем, что есть, глотаем с трудом, бы-стро уходим, заплатив приличную сумму. Надо сказать, что Норвегия – самая дорогая страна, поэтому особо не тратимся, приберегаем еврики для более подходящего употребления. По-купаем недорогие сувениры для родных и знакомых, прицениваемся к товарам в супермарке-тах и возвращаемся к ратуше. Утомленный народ подтягивается, делимся впечатлениями, по-сещаем ратушный бесплатный туалет «на дорожку», подъезжает наш «приют на колесах» и усталые, но довольные занимаем свои места. Вперед, к терминалу порта, где нас ждет краса-вец-лайнер «DFDS». В портовом терминале все немного по другому, чем в Турку. Само зда-ние помрачнее и менее комфортное, нет такого количества служащих. Мы приехали в порт немного раньше, чем другие группы, поэтому приходится немного подождать. Наконец всех пригласили на посадку. Надо сказать, что еще в автобусе наш гид-сопровождающий выдал нам посадочные талончики с номерами кают, которые одновременно служат электронными ключами. При проходе на посадку мы вставляем талончик в специальный сканер, который считывает информацию и открывает турникет. Паром «DFDS» немного меньше по размерам и вместимости, чем «Викинг Лайн Изабелла». Ну, что ж, поплаваем и на этом. Каюта оказалась тоже менее просторной, чем на «Викинге», но все необходимое имеется. Разместились до-вольно комфортно, умылись, приоделись и двинулись на ужин. У ресторана скопилась изряд-ная толпа, которая затем быстро рассосалась. Саша – гид оперативно рассадил нас за столы и мы ринулись к шведскому столу за снедью. Разнообразие снеди оказалось менее роскошным, но блюда оказались свежими и вкусными. Порадовало разнообразие рыбных блюд. У сканди-навов принято начинать трапезу с рыбы. Вино и пиво выдавалось ограниченно: 1 бокал вина или 1 бутылочка пива 330 мл. на 1 пассажира. Все остальное за свой счет в баре. Паром уже давно шел по морю и постепенно его стало болтать, причем по нарастающей. Приходилось ходить танцующей походкой, чтобы добытая снедь не вываливалась из тарелок. И только был произнесен первый тост «за благополучное путешествие» и выпит первый бокал, как некото-рые граждане резко позеленев стали разбегаться по каютам. Нет, напитки были качественны-ми, это морская болезнь сделала свое черное дело. И сколько же осталось не съеденного и не выпитого! Вот это экономия по-датски! Я так подозреваю, что это уже отработанная схема: во время ужина кэп выводит посудину подальше от берега, где волны пошибче, а затем воз-вращается на прежний курс, потому, что буквально через 1,5-2 часа качка утихла и показа-лись береговые огни. Да, забыл рассказать, что для курящих на паромах полная дискримина-ция и нарушение прав человека. На «Викинге» - одна на весь корабль невзрачная комнатушка с пепельницами, а на «DFDS» - место для курения у окна в одном из множества баров, ко-торое и найдешь-то не сразу. Некоторые пытались курить в санузле и это им удавалось, по-скольку пожарных датчиков там предусмотрено не было (водяной пар от душа). Ночь прошла относительно спокойно, а к утру качка и вовсе улеглась, так что позавтракали все по полной программе, не то, что накануне вечером. Магазинчик – супермаркет также имел место, но ас-сортимент был пожиже и цены не радовали, поэтому туристы затоваривались в основном спиртным и парфюмом. Как-то незаметно рассвело, стали видны острова и берег и вот он – датский порт. Ура! Мы в
Копенгагене! Нас ждет «Русалочка», пивоварня «Карлсберг», «Глиптотека», «Круглая башня» и Королевская площадь с тамошними гвардейцами в высо-ких медвежьих шапках.