Инстербург (Insterburg) – Черняховск.
~116км от Зеленоградска.
84км от
Калининграда.
Дорога от Калининграда в этом направлении – отличная. На каком-то участке гладкость асфальта была абсолютной, казалось даже, что мы скользим по льду.
Раскрытый путеводитель на коленях довольно сдержанно приглашает нас посетить эти места. Остатки какого-то рыцарского замка и, возможно, если есть желание можно посетить коневодческий завод. Проникнувшись написанным, мы и не ожидаем ничего выдающегося, предполагаем быстренько посмотреть на развалины, и быстренько посмотреть на лошадок. На обратном пути, хотим ещё заехать в Гвардейск.
Мы даже не представляем, что впереди нас ждут встречи с уникальными местами, людьми и животными…
Въезжаем в Черняховск. Это, довольно небольшой городок. На центральной площади (улица Ленина) памятник генералу Барклаю де Толли на коне. Поворот налево по стрелке-указателю к замку. Видим краснокирпичные стены и подъезжаем. То, что видим – замком назвать уже нельзя – остались только фрагменты кирпичных построек с одной стороны и длинный желтый двухэтажный корпус с другой стороны. Всё это вроде как вписано в черту города, но больше смахивает на окультуренный пустырь, чем на неухоженный центр. На желтой стене красивыми волнистыми готическими буквами внаклонку написано по-немецки: Insterburg. Мы пока не можем понять куда идти, и я бегу с фотоаппаратом сфотографировать эту надпись.
Вдруг слышим голос: «Эй, ребята, здравствуйте. Вы к нам? Что хотите здесь увидеть?». Поднимаем голову и изумленно взираем на совершеннейший сюр: оказывается, этот вопрос задаёт нам из распахнутого окна второго этажа по пояс голый мускулистый загорелый мужчина с длинными волосами в хвосте и кожаным ремешком вокруг лба. Через несколько минут он появляется из ворот. Босиком. В коротких джинсовых шортах. Такой современный Маугли. И приглашает зайти внутрь. Мы какое-то время молчим, потому что прикидываем в уме, чем грозит нам это общение. Он представляется – художник Андрей (Смирнов), заходите, мол, гости дорогие, хотите посмотреть замок сами – пожалуйста, хотите индивидуального экскурсовода – 200р. И тоже, пожалуйста. Мы проникаемся наконец-то предложением и следуем за хозяином, который отворяет тяжелую деревянную дверь в стене, и по высокой скрипучей лестнице поднимаемся в длинный узкий, но высокопотолочный коридор с разрисованными стенами и заставленный рыцарской атрибутикой. Вслед за ним заворачиваем в какую-то комнату, где вообще на стенах висят рыцарские доспехи и облачения, мечи, щиты и копья, а также множество картин, а что-то и вообще свалено в аутентичную кучу на полу. Какие-то нестандартного вида люди в глубине комнаты болтают друг с другом, сидя на продавленных матрасах и не обращают на нас никакого внимания. «Сейчас подойдет Влада», - говорит мужчина, - «а вы пока пройдите в наш концертный зал, там много интересной информации на стендах, только потише, сейчас журналисты берут интервью у нашего ветерана». Мы на цыпочках, протискиваемся между манекеном дамы в пышном платье и цветистыми стенами, и попадаем в большую залу с рядами кресел, роялем и несколькими готической формы окнами.
Я сразу очаровываюсь интерьером. Здесь сила старых стен перемешана с энергетикой новых людей-реконструкторов этого замка. Отчетливо представляю себе как это пространство, отвоеванное у времени, наполняется музыкой… Нас уже зовут.
Молодая женщина с белокурыми волосами и в розовом плаще приглашает нас в музей. Снова надо пройти по коридору в другую комнату. Коридорные окна выходят в овальный внутренний двор бывшего замка. Если высунуться, то сверху вниз можно хорошо рассмотреть старинную кладку – каменный меч на площадке внизу под окнами, вдоль стены. Видим ещё развесистое дерево. Что-то вроде очага, деревянного постамента. Но всё это потом осмотрим внимательно, а сейчас мы в музее. Что там внутри.
Музей - несколько комнаток, заполненных древними, старинными и просто старыми вещами. Немного из рыцарской эпохи, побольше из немецкой истории городка Инстербурга – фарфор, стекло, оружие, мебель, «бытовая техника» - утюги, подсвечники, лампы. Гордость музея – диорама - воссозданная битва из железных солдатиков (сражение при Гросс-Егерсдорфе, 1757, в 15км отсюда, которое выиграли русские войска под руководством генерала Апраксина. Это Семилетняя Русско-Прусская война). Влада рассказывает неторопливо и очень проникновенно. Она из числа людей – спасителей замка. Как можно назвать их? – альтруисты, бессеребреники, сумасшедшие, фантазеры, актеры, трудяги, а может дети. Восстановить эти стены из руин, да и ещё считай и без денег, своими руками, и организовать здесь музей, концерты, исторические реконструкции… Брать сюда в лагерь подростков со сложным характером, заниматься ими, и выпускать их наполненными и увлеченными историей до ушей и навсегда… У замковых хранителей есть люди, которые им помогают и которых они называет не спонсорами, а «нашими друзьями». Влада, оказывается – Придворная Фея. Это её титул на театральных исторических летних реконструкциях. Они проводятся раз в год (в 2009 не проводили, потому что «устали», перенесли на следующий год). И тогда сюда приезжает множество людей, влюбленных в эту эпоху, в самодельных доспехах и вооружении. Рыцари и их Прекрасные Дамы.
Кому-то покажется это недоигранным детством и чересчур перечитанным Вальтером Скоттом.
Но это и так и не так.
Нужно обладать достаточной внутренней свободой и силой, чтобы вот так серьёзно и самозабвенно погрузиться в Историю, другую эпоху. Можно ли назвать игру в рыцарство – игрой? Для зрителей – да. Для них – это увлечение со стёртыми границами между жизнью в сегодня и прошлым. Чтобы выковать похожий на настоящий меч – нужен мастер и немалые деньги. Чтобы облачиться в почти настоящую кольчугу или красивое платье – нужны мастера и также немалые деньги. Чтобы стать Рыцарем или Прекрасной Дамой – нужно не только сильное желание, но и чувство особого предрасположения именно к этой выбранной эпохе. У многих ведь это ощущение знания себя другим спит. У многих это абсолютно интуитивный путь и поиск себя.
Люди не просто переодеваются и размахивают мечами – они почти досконально знают избранный ими исторический период. Даты, имена, события. И Кодекс рыцарской чести, между прочим.
А ещё, возможно, для кого-то это род игры в прятки. От чего? Да от мутоты, которая заполняет сегодняшнюю жизнь. Глянец, гламур, телевизор, газеты, пиво, чипсы, водка. Это просто шаг в сторону от серой повседневности. При этом от действительности полностью не спрятаться. Она разрушает всю романтику. Придворная Фея Влада радуется сейчас теплым батареям, которые недавно им помогли установить в несколько выставочных комнатах. А вовсе не танцу буримэ.
Вместе с Владой начинаем обходить замок по кругу. Некоторые постройки, (в основном хозяйственные, сложенные из булыжника) сохранились хорошо. Но краснокирпичные развалины сохранили почти неуловимый силуэт бывшего Орденского Замка и представить себе массивный квадратный Замок с узкими остроконечными готическими окнами, с примыкающим к нему Форбургом (предзамковым укреплением и местом сбора войска), защищенный толстой зубчатой Крепостной Стеной с Башнями и бойницами для арбалетов, Главными Воротами со спускающимися решетками и Подвесным Мостом через крепостной ров – сейчас почти нереально…
Нач.14 века. Примерно этим временем датируется возведение Крепости Инстербург, название которой подарила протекающая речка Инстер. Крепость – это центр древней Надровии (прусской области). Железные немецкие рыцари отбили это место у пруссов. Обычная схема прикрытия захвата чужих земель – христиане завоевывают территорию «язычников». (Надо отметить, непокорные пруссы долго здесь чествовали силы Природы, на Русь христианство пришло ещё в кон.10в.).
19-й Магистр Тевтонского Ордена – Дитрих фон Альтенбург (Dietrich von Altenburg) – основатель крепости. Его брат Херольдус – первый комтур.
Рыцари Тевтонского Ордена должны были быть исключительно чистой немецкой и благородной крови. Поверх белой туники носили синюю мантию с черным латинским крестом. Следовали девизу Ордена: “Helfen – Wehren – Heilen” – «Помогать – Защищать – Лечить». И давали три монашеских обета – бедности, безбрачия и повиновения.
Красиво звучит. Идеализировать образ немецкого крестоносца всё же не стоит. Немецкие тевтонцы яростно делили территории между французскими Тамплиерами и мальтийскими Госпитальерами. Очень любили захватывать соседей - прусских или литовских «язычников», владения которых присваивались под лозунгом «христианизации Европы» (1/3 передавалась католической церкви), а сами захваченные, если не жестоко казнились, то служили разменной рабской монетой в различных товарно-денежных ситуациях.
В Замка Инстербург не танцевали, а отправлялись в военные походы. И эти стены помнят своих гостей – королей, герцогов, графов и маркграфов, а также Великих магистров и рыцарей со всей Европы.
Влада показала нам остатки Пыточной Башни и даже провела в подземелье, в котором было темно и холодно, но сухо, и ужасно интересно. Подвалы замка как раз пострадали только от завалов, а не от разрушений. Сейчас расчищена лишь небольшая их часть. Холодные камни полюбили виноградные улитки. Это редкое явление. Французы давно бы их обмакнули в лимонный сок и отправили в желудок. У нас же улитки – лишь модели на фотографиях.
Экскурсия по всему замку длилась около 2х часов. И, конечно, мы решили заплатить не 200р., как договоривались. Это было бы совершенно нечестно с нашей стороны. (В музее есть также ящики для пожертвований). Напоследок мы ещё раз заглянули к художнику Андрею. У него что-то типа сувенирного прилавка – с магнитами, dvd, уникальными, ими нарисованными наборами открыток, запломбированные почти настоящей рыцарской сургучной печатью :). И с его автографом.
И немного о памятнике Михаилу Богдановичу (Михаэлю Андреасу) Барклаю де Толли (1757 – 1818, 61 год) на въезде в Инстербург-Черняховск. Он русский шотландской крови. Генерал (1809), военный министр (1810), командующий 1-ой Русской Армией и участник Бородинского сражения (1812), граф (1813), участник взятия
Парижа и генерал-фельдмаршал (1814), князь (1815). Кроме прочих наград получил прусский Орден Черного Орла (1813). В 8км от Инстербурга у него было имение в Жилишкене (пос. Нагорное).