Румыния и памятники ЮНЕСКО.
Список Всемирного наследия включает 890 культурных и природных объектов планеты, признанных исключительными. 16 апреля 2009 года Конвенцией Всемирного Наследия был опубликован список стран – всего 186. К великому сожалению не всем известно, что только на территории Румынии находится 30 ценных и разнообразных культурных ценностей ЮНЕСКО.
Наряду с Дельтой Дуная, биосферной резервацией, которая была номинализирована еще в 1991 году, в 1993 в список включены церкви севера румынской Молдовы – расписанные фресками не только изнутри, но и снаружи,а также монастырь Хурези и село Бьертан с его укрепленной церковью.
Последним пунктом в этом списке стали в 1999 году шесть населенных пунктов Трансильвании, исторический центр Сигишоары ( город где родился Влад Дракула), крепости даков в горах Орэштией и деревянные церкви Марамуреша.
Церкви севера Молдовы являются румынским достоянием и вносят особый вклад в список всемирной истории. Этот феномен появляется в эпоху правления Штефана Великого ( 1457-1504), когда начал зарождаться « молдавский стиль» , как в архитектуре ( синтез между техникой строительства готических конструкций и особая требовательность к православным храмам), так и в настенной живописи. Росписи храмовых стен подразумевают воинственные призвания, что связано с историей края . Не представляет труда рассмотреть на фасадах храмов: падение Константинополя, Молитву всех святых, страшный Суд или Святых воинов. В списке Всемирного наследия шесть церквей, безусловные шедевры пост – византийской живописи: Пэтрэуць, Пробота, святого Георгия в Сучаве, Хумор, Арборе, Молдовица, Воронец.
Монастырь Хурези является самым обширным монастырским комплексом юга Карпат и отражает особый блеск и роскошь живописи времен Константина Бранковяну ( 1688-1714). После трагической гибели господаря этот архитектурный ансамбль расширялся и расписывался в том же стиле. В архитектуре использовались византийские и православные традиции с элементами позднего Возрождения ( декоративное обрамление ). В тоже время утонченная отделка гипсовой штукатуркой отражает влияние Востока. Большую церковь расписывал великий мастер своего времени грек Константинос, основавший школу живописи в « бранковянском стиле», влияние этих традиций отразилось в последующие века на территории Цара ( страна) Ромэняскэ, в Трансильвании и на юге Дуная.
Трансильванские села со своими укрепленными немецкими колонистами церквями представляют особый пейзаж юга Трансильвании – Бьертан, Валя Виилор, саскиз, Вискри, Кылник, Прежмер и Дыржиу на востоке. Появление этих населенных пунктов связано с саксонскими колонистами Трансильвании, благодаря которым Западные традиции появились на Востоке.
Крепости в горах Орэштией, построенные в период максимального расцвета гето- дакской культуры ( 1 век до н.э. – 1 в. н.э.) - являются уникальными в европейской античности. Эти поселения представляли собой синтез цивиллизации, милитаризма и религиозности. Костешть- Блидару, Костешть- Четэцуя, Лункань- Пьятра Рошие, Бэница и Кэпылна представляли собой угрожающие конструкции вокруг столицы царя Дечебала – Сармизегетуса.
А деревянные церкви севера Румынии – это настоящие шедевры народного творчества. Высокие башни – колокольни, элегантные крыши поражают воображение.
« Уникальность, подлинность, представительность для некоторых цивиллизаций или для этнических и религиозных групп, артистическая, духовная и культурная значимость, доказательство прошлого и богатое наследие для будущих поколений» - это аргументы, благодаря которым памятники Румынии были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но в то же время, это и огромная ответственность перед будующими поколениями.
Ваш гид по Румынии, Ирина Чобану.