Впервые я попала туда во время путешествовия по Западному Тибету осенью 2009г. Наш путь пролегал по живописному каменистому ущелью реки Сатледж.
Проехав бонский монастырь Гуриджам, один из храмов которого расположен в пещере, метрах в двадцати над землёй, - мы даже заблудились, так как и тибетский гид и водители ехали сюда впервые и не знали пути.
Спросить направление было не у кого. Нам уже давно не встречалось никаких населённых пунктов. Просёлочная дорога внезапно закончилась и мы, выйдя из машин, разбрелись, осматривая необычную местность. Заброшенная хижина, обнесённая глиняным забором, несколько просторных пещер, в которых, по всем признакам, когда-то обитали люди. А возможно, здесь находились кельи монахов отшельников, - ритоды. Над пещерами возвышались две обветшалые ступы странной тэтраидальной формы. Поднявшись на вершину скалы, я огляделась и вдруг поняла, что мы приехали.
Это, несомненно была долгожданная ДОЛИНА ГАРУДЫ.
Пейзаж, который я увидела, зачаровывал своей нереальностью.
Слоистые скалы сжимали излучину речки, через которую был перекинут добротный подвесной мост, увитый флажками. На правом и левом берегу виднелись белые пятна травертиновых полей, по которым стекала минеральная вода. Подойдя ближе, я не могла оторвать взгляд от белоснежных многоярусных каскадов с раковинами-купелями, не в силах поверить, что можно вот так запросто залезть в любую из них и нежиться в горячей воде, пока не надоест. Сами источники были очень похожи на Турецкое Памукале, с той лишь разницей, что ванн было так много, что их с избытком хватило на всех. Искупавшись, мы направились по тропинке, окантованной камнями-мантрами, к удивительному месту – пещерному городу Куньглунг. Это была столица древнего боннского царства Шанг-Шунг, существовавшего ещё 15-20 тыс.лет назад!!!
Мы подходили к сказочному «городу эльфов», расположенному в стенах необычного амфитеатра. Он окружал причудливые башенки и домики, «сделанные» природой из песчаных скал, в которых зияли рукотворные пещеры-жилища. Сам «амфитеатр» состоял из светло-серебристого песчаника, ослепительно сияющего на солнце. Недаром он назывался Серебряный Дворец Долины Гаруды. Кроме нашей группы, в этой местности не было ни одного человека. Создавалось ощущение, что мы перенеслись на несколько веков назад, в прошлое. И обитателей Дворца не видно только потому, что они просто затаились в своих домах.
Ничего более фантастического и удивительного я в своей жизни не видела. Какой-то «Индиана Джонс», сошедший с экрана!
Казалось, что с тех пор, как люди покинули этот древний город, - здесь не ступала нога человека. Пещеры различались по форме и размерам, некоторые имели по 2-3 комнаты и несколько этажей. Я обходила пещеру за пещерой, и обратила внимание, что все они имели ещё и разное предназначение. Где-то – пол был устлан костями, а где-то – маленькими глиняными медальонами с изображением Богов и Демонов. Смолянистая копоть на стенах имела сладковатый запах органики. Ведь топили, скорее всего, ячьим навозом. Обстановка пещер тоже «намекала на специфику». Обнаружилась мастерская, в которой находились каменные формы для отлива медальонов. По антуражу других пещер было понятно, что это залы для медитаций или маленькие храмы. Из закопченных стен выступали многочисленные «полочки», а в глубине пещер темнели полукруглые ниши. Хотелось поместить туда фигуру Будды или Авалокитешвары и сесть напротив.
Энергетика пещер располагала к уединению и ритриту.
Уходить из этого сказочного города не хотелось. Другие развалины, где повсюду мельтешат туристы,- не воспринимались так естественно и первозданно, как это, затерянное на просторах Тибета, «восьмое чудо света».
Попав в это же место через год, уже в составе группы частного клуба активного отдыха и путешествий из
Санкт-Петербурга "Время приключений", я сильно удивилась, обнаружив шикарную военную дорогу, непостижимым образом построенную здесь за столь короткое время. Она огибала Серебряный Дворец и уходила куда-то наверх, не имея указателей.
Мы, с нашим гидом Алимовым Денисом, пришли к выводу, что это пограничная дорога, ведущая на очередной блок-пост, которыми напичкан весь Тибет, после захвата его территории китайцами.
Искупаться в источниках уже не удалось, так как половина из них высохла и обмелела. Говорят, что это геологические процессы, которые контролирует сама Земля. Такое часто происходит с гейзерами на Камчатке и в
Исландии. Нам удалось лишь погреть в них ноги и отправиться дальше. Сам Куньглунг на первый взгляд выглядел так же. Но взобравшись по осыпи наверх, я увидела, что часть пешер древнего города - обрушена или размыта весенними паводками. А некоторые зоны стали и вовсе недоступными. Из всей нашей группы только я и гид Денис Алимов, были в Тибете повторно и мы сразу смогли заметить разницу, произошедшую в ландшафте за каких-то 12 месяцев. Остается только гадать, - что же будет с этим прекрасным местом дальше?
Туда, куда мы свободно залезали в прошлом году, добраться стало невозможно. Песок под ногами осыпался, а некоторые стены пещерных домов угрожающе нависали над пропастью, готовые рухнуть в любой момент.
Хотя в одно интересное место мы все же попали. Это была древняя бонская пещера, служившая, по видимому храмом. Она состояла из нескольких комнат, была украшена флажками и портретами учителей, а отштукатуренные стены покрывали потемневшие от времени узоры. В проемах остались даже следы от дверных коробок. Но и эта пещера изнутри была пронизана трещинами, которые прочерчивали в песчаных стенах и потолке глубокие "раны" .
В нашей группе оказалась девушка Лена, занимавшаяся минералогией. Именно она определила валяющиеся под ногами разноцветные камушки, как полудрагоценные. В разных местах Долины мы находили кристаллы горного хрусталя,гематиты, яшму и сердолик. А на плато, над Серебрянным Дворцом, мне даже попался настоящий аммонит. Это было так странно, ведь находились мы на высоте более 4-х тысяч метров, Но видимо и здесь когда-то было море.
Я с грустью покидала этот сказочный город, теряясь в догадках, почему он смог выдержать столько веков , а теперь начал стремительно разрушаться. Хотя возможно, - то, что мы застали в прошлом году - лишь малая часть бывшей когда-то цветущей империи, неумолимо стираемой ветрами, водой и временем.
Яна Андрюкова.