На первые майские выходные решил съездить в Калязин. Для тех, кто еще не в курсе чем примечателен этот город скажу сразу. Там стоит колокольня посередине водохранилища! Мне как-то уже довольно давно хотелось съездить в новое для себя место. Окрестности Петербурга прекрасны, вот только хотелось новых дорог и новых впечатлений. Но про все по порядку. Выехать решил пораньше, так как путь все-таки не близкий. 700 километров в один конец. Итак, 7.30 утра и я выдвигаюсь в сторону трассы М-10. По М-10 решил доехать до
Твери, там выехать на трассу Р-84, по ней до пересечения с Р-86. И по ней уже доехать до Калязина. В общем путь дорога до Калязина сложилась примерно таким образом. До пос. Зайцево я добрался без приключений. Дорога до Новгорода хороша, после Новгорода становиться еще лучше. А вот в пос. Зайцево трасса резко теряет свой цивилизованный облик и до пункта со странным названием Яжелбицы вас ждет медленно текущая пробка. Хотя пробкой в полной мере это не назовешь, но когда движешь по федеральной трассе со скоростью 15-20 км/ч, то это слегка начинает нервировать. После этого загадочного пункта дорога опять принимает человеческий вид и позволяет двигаться в приличном темпе. Но трасса М-10 просто так не сдается. На пути у вас возникает Вышний Волочек. О том, что вы подъезжаете к этому городу сообщит вам по-московски длинная и грустная пробка. Трасса проходит прямо по городу и днем движение там очень затруднено. Владельцы машин с более прочной подвеской и клиренсом повыше предпринимают попытки проехать по обочине, но этому часто препятствую водители-дальнобойщики. Две фуры становятся рядом, перекрывая тем самым все полосы и обочину, и двигаются вперед медленно и печально. Так что запаситесь терпением.
После Вышнего Волочка каких-либо неприятных сюрпризов у меня не было. Впереди Тверь. По Твери предлагаю вам проехать следующим образом. Петербургское шоссе, которое плавно переходит в наб. Афанасия Никитина. С набережной поворачиваете на ул. Академика Туполева, затем по улице Новая Зоря, потом улица Шишкова, которая переходит в искомую Р-84. Ехать после Твери по этим двум трассам было просто замечательно. Тем, кто переживает за качество дороги, скажу одно - забудьте свои страхи! Эти две трассы гораздо лучше М-10! Они не уступают качеством покрытия (за исключением короткого отрезка длиной примерно в 2-3 км), а движение по ним значительно менее оживленное. В общем должен сказать честно, что 140 км/ч - более чем приемлемая для этих мест скорость. До Калязина добрался часам к семи вечера. У меня был забронирован номер в гостинице "Фамп". Как я понял, другой альтернативы для проживания в городе, кроме частного сектора, который надо еще найти, просто нет. Официальный сайт города Калязин сообщает о наличии двух гостиниц, но вот его конкурент сообщает, что гостиница "Волга" закрыта. Я не стал проверят это утверждение, тем более, что цены за проживание меня вполне устроили. Бронируют номера в гостинице по телефону. При этом просят подтвердить прибывание в день приезда, чтобы ваш номер случайно не сдали кому-нибудь еще. Меня, правда, слегка смущал тот факт, что на момент бронирования номера хостинг официального сайта гостиницы не был облачен, а к момент написания этого текста даже делегирование было снято. Тем не менее номер оказался вполне приличным. Правда пришлось просить поменять рассекатель для душа, но это уже мелочи. Тем более, что провести там предстояло всего одну ночь. После размещения решено было съесть салат в ресторане при гостинице и отправиться на рекогносцировку местности. Вот тут и раздался первый тревожный звоночек. Салат мне несли ну очень долго, а чай имел странный привкус слегка недокипяченой воды. Правда тогда я не обратил на это внимания так как меня ждала главная местная достопримечательность города - пятиярусная колокольня на воде! Тут просто жизненно необходимо рассказать немного об истории этого города. В 30-е годы ХХ века в результате строительства трех ГЭС Волжского каскада под воду полностью или частично ушло 6 городов, более 900 сел и деревень, 6 монастырских ансамблей, десятки дворянских усадеб, около сотни сельских и городских храмов. Калязин стоит на берегу Угличского водохранилища. Сам город Калязин, как административная единица, появился в 1777 году, в период губернской реформы, когда правобережную Никольскую и левобережные Троицкую и Рождественскую слободы объединили в уездный город Калязин. Хотя еще в конце XII столетия при впадении в Волгу реки Жабни появилось небольшое поселение, а вместе с ним и монастырь, названный в честь Николая Мирликийского, покровителя мореходов и рыбаков. В XIX веке среди местных промыслов особенно выделялось домашнее кружевоплетение. Калязинские кружева были более дешевыми, чем вологодские, и с успехом продавались во многих городах
России. Калязинские купцы с успехом вели свои дела и в XIX веке начали активно застраивать центральные и даже окраинные улицы города каменными домами. Именно благодаря этому мы сейчас можем видеть немало уцелевших каменных старинных купеческих особняков, несмотря на то, что многие из них ушли под воду. В зону затопления в Калязине попало более 500 домов. Деревянные строения переносили на дальние улицы, каменные и полукаменные разрушили. Был разрушен и пятиглавый Николаевский собор и церковь Иоанна Предтечи. Колокольню не снесли то ли по халатности, то ли взрывотехники не успели уничтожить соборную колокольню, когда на город пошла вода. Так Калязин обрел свой новый символ – символ исчезнувшего под водой города. Если вы заинтересовались историей этого города, то без труда сможете найти дополнительную информацию в Сети. Но тем, кто действительно заинтересовался этой темой, рекомендую начать с замечательной книги "Города под водой" издательства "Гранд-Холдинг" 2010 года. Книга дает представление о том, что ушло под воду в результате изменения облика территории Верхней Волги. Она составлена Ерохиным В.И. Но в ее создании принимали участие многие. Это и сотрудники краеведческих музеев городов Волги, фотографы и сотрудники архивов. Представленные фотографии позволяют увидеть то, что сейчас сокрыто водами рукотворных волжских морей. Я же вернусь к описанию своего краткого вояжа по землям русским. Совершив небольшую обзорную экскурсию, и наметив несколько мест для съемки на следующий день, я вернулся в гостиницу с гнетущим ощущением в области желудка. Вот тут сюрпризы начали открываться по полной программе. Моя попытка получить говядину не увенчалась успехом, так как официантка сказала, что говядина у них "второй свежести" и идет она только на фарш. Я, конечно, не известный герой, но и меня это заявление очень удивило и повергло в подобие ступора. Сразу же отпало желание есть любые котлеты в этом заведении. Блюда из курицы у них тоже не оказалось, половина рыбных блюд отсутствовала. Как тут не вспомнить знаменитую песню группы "The Beatles"?! Готовили все это тоже очень долго, несли еще дольше (блюдо подали чуть теплым), а вода для чая была скорее разогретой, чем кипяченой. Сил и желания возмущаться не было никаких. Я все съел и отправился спать. Спалось очень даже хорошо. Ночью прошел дождик, поэтому воздух был очень свеж и чист. Утром картина за завтраком в точности повторяла ужин. Заказанный омлет несли почти 40 минут (притом, что в зале сидело шесть человек) и принесли его не горячим, а теплым. Чай заказать я так и не рискнул, попросил кофе, в надежде на кофемашину. Правда совершил тактическую ошибку и попросил к нему теплого молока. Подозреваю, что именно поэтому мне кофе несли примерно так же долго, как и омлет. Съев все и выписавшись из гостиницы я отправился на прогулку. Сам по себе город оставляет очень приятное впечатление. Отчасти он напомнил мне Свердловск моего детства, где пятиэтажные хрущевки стояли рядом с деревянными домами и избами с дровяными сараями. Настоящий рай для пацанов! Еще один трогательный момент этого города - телефонный номера. Они пятизначные! Довольно подробное описание сохранившихся архитектурных памятников можно найти на сайте активистов города Калязина. С него я сделал себе распечатки у гулял с ними, как с путеводителем. Большинство из них расположено довольно компактно. Так что вы сможет дойти до них пешком. А вот если вы захотите посетить вторую половину города, то тут без машины вам уже не обойтись. До колокольни вас с легкостью отвезут на моторной лодке, да еще и прокатят по небольшому кругу. Можно высадиться на маленький островок, который насыпали, чтобы фундамент не разрушался. Но на саму колокольню подняться не получится. Дверь металлическая и закрыта на замок. Два снимка внутри колокольни сделаны через дырку в кирпичной кладке. В этом городе, помимо приятных впечатлений, меня ожидало еще два сюрприза. К первому я отнесу встречу с коллегой по работе. Вот уж где не думал встретить знакомое лицо, так это в Калязине. Второй сюрприз ждал меня в краеведческом музее города, который расположен в Богоявленской церкви. Экспозиция музея не очень большая, но мое внимание привлекла книга Натальи Градовой "Я была не одна". Она и ее сын, Батурин Юрий Михайлович, друг нашей семьи, оказались потомками Ивана Степановича Белюстина (о. Иоанн), который, помимо всего прочего, был священником Николаевского собора. Одним из экспонатов является генеалогическое древо, где есть и Наталья Градова и Юрий Батурин. Должен сказать, что это довольно необычное чувство, когда ты лично знаком с экспонатом в музее! В общем и целом город можно осмотреть часа за 4-5 полностью. Домой я выехал примерно в два часа дня. По дороге заехал сделать несколько кадров заброшенного храма, который, как потом оказалось, не совсем заброшенный. Вообще по дороге будет встречаться довольно много церквей и храмов в совершенно различном состоянии. Некоторые буду стоять оставленными совершенно без внимания. В другие энтузиасты будут пытаться вдохнуть жизнь самыми различными способами. Но это тема для целого отдельного путешествия. Я все больше и больше склоняюсь к идее о поездке по таким вот городкам в доме на колесах. Из-за желания вернуться как можно быстрее, я не стал останавливаться у каждого интересного объекта для фотосъемки, хотя мне и очень хотелось. Но вернемся к дороге. Бензина оставалось совсем чуть. Почти на последних каплях я дотянул до заправки Сургутнефтегаза в деревне Горицы. Там я был сражен наповал тем, что они принимали пластик к оплате, и местный оператор, очень милая бабушка, довольно лихо пользовалась кард-машиной. Дорога домой, как известно, всегда короче. Первую серьезную остановку на обратном пути я сделал в Твери в отеле "Тверь". Вот там я действительно вкусно поел и выпил чаю. Еще там был очень забавный сахар. Кусочки были выполнены в форме карточных мастей. При этом ценник там был такой же как и в Фампе, но вот качество обслуживания и качество еды на порядки выше. Я очень переживал за отрезок пути в Вышнем Волочке, но так как его я проезжал около 7-8 часов вечера никаких пробок я не наблюдал. Да и отрезок с плохим покрытием до пос. Зайцево я проехал довольно резво. Перед самым
Великим Новгородом я заехал на заправку Neste. Залить бензина и съесть френч-дог. В знакомых интерьерах стало тепло и уютно. Можно сказать, что уже почти дома. После Новгорода сначала пошел просто дождь, а потом и дождь со снегом. Но добрался домой я без приключений и штрафов. Общий вывод такой. Если вам интересна история, вам нравится фотографировать или просто путешествовать и вы собака, чтобы не обращать внимания даже не на семь, а на семьсот верст, то эта поездка для вас!