Потрясающая поездка в Мостар и Междугорье стала для меня источником вдохновения для написания этого рассказа. Приехав снова
отдыхать в Хорватию, я в этот раз остановилась с сестрой в отеле «Вилла Авангард» в очаровательном местечке Млини – этот небольшой поселок, утопающий в изумрудной зелени, соперничающей с морской синевой, расположился в нескольких километрах к югу от моего любимого
Дубровника в сторону Цавтата. Мы сняли уютный номер с питанием в элегантном апарт-отеле «Вилла Авангард», где всего 7 номеров и 3 апартамента. Отель, кстати, только открылся и соответствует своему названию: современный дизайн, стильные номера со всеми удобствами, одни названия номеров и апартаментов чего стоят: «Ягодный коктейль», «Розовый фламинго», «Королевский пурпур», «Магическая мята», «Электрический лайм»!!!!! – до чего только они не додумаются, чтобы привлечь туристов. Хотя надо отдать им должное: все у них в отеле хорошо: и красота, и чистота, и обслуживание, и большой красивый пляж рядом, и, идущая вдоль моря, пешеходная дорожка с кафе и игровыми площадками, где мы любили гулять. Не хочу долго расписывать, говорят же, что лучше один раз увидеть… А рассказать я хочу об одной незабываемой экскурсии в Боснию и Герцеговину, которую организовали для нас и других постояльцев владельцы этого отеля, они же сделали документы для проезда через границу. Поехали мы с комфортом на двух легковых автомобилях и русскоязычным гидом – Ириной.
По дороге в который раз любуемся Дубровником, сверху открывается изумительный вид на Старый город в чаше крепостных стен, журналистка Анна Ремез сравнила его с «каменным цветком», проезжаем арборетум Трстено – бывшую летнюю резиденцию аристократической знати с ренессансным садом и фонтаном «Нептун», с пятисотлетним платаном, обхватить ствол которого могут только 10 человек, взявшись за руки. В Трстено и следующий по пути Стон (переводится как «камень»)– центр древнего солеварения - нас уже свозили на экскурсию, там мы ходили по старинной длиннющей стене и пробовали свежайших устриц, выращиваемых здесь.
До Границы с Боснией и Герцеговиной едем часа полтора, чем интересна граница: въезжаем сначала в Боснию, потом через несколько километров опять едем по территории
Хорватии километров сорок по красивейшей живописной долине реки Неретвы. Эту территорию здесь называют «хорватской
Венецией», потом снова въезжаем в Боснию. Полицейские пункты проезжаем без проблем, благодаря нашим сопровождающим. Свернув от моря, едем по скалистой и горной местности до городка-крепости Почитель, где старинная крепостная стена, старые здания восточной архитектуры, много мечетей и местных жителей в восточных одеяниях. Интересно, что крыши на домах из серого камня, а не темно-оранжевые, как в Хорватии. Маленький восточный базарчик с медными и керамическими изделиями, оружием, скорее всего, декоративным, чтобы повесить на стену. Леша из нашей компании задержался у лавки с оружием, перетрогал всевозможные сабли, с саблями в обеих руках сделал себе фото на память. Перебрав все ножи, купил красивый и удобный нож для походов: в ручке ножа можно хранить спички, чтобы не промокли от дождя. Мы купили себе на память зеркальца, красивые плетеные ручки и турку для кофе. Запомнилась старинная каменная мостовая городка и живописные виды окрестностей.
Следующее интересное место на нашем пути – город Мостар. Пока ехали до него, Ирина рассказала, что цены в Боснии и Герцеговине ниже, чем в Хорватии и
Черногории, и многие хорваты ездят сюда за покупками. Рассказала, как однажды они возили своих туристов на экскурсию в Мостар, специально поехали горной дорогой показать красоту горных пейзажей, и одна девушка, увидев вывеску заповедника «Хутово блато» («Худое болото») воскликнула: «Какой шопинг может быть в такой глуши?» Потом же, приехав в Мостар, оценила и магазины и цены.
Въезжаем в Мостар, считающийся неофициальной столицей Герцеговины, паркуемся и достаточно далеко идем пешком, но пешая прогулка нам приятна, так как позволяет разглядеть город. Здесь мы увидели кладбище, где сохранились средневековые могильные плиты. Попадая сюда, и не подозреваешь, что всего несколько лет назад Мостар был ареной жестоких боев в недавней войне, нанесшей ужасный урон его красоте, когда много исторических зданий было разрушено в результате бомбежек и обстрелов. Война разгорелась после распада Югославии и провозглашения независимости Боснии и Герцеговины, сначала боснийцы, объединившись с хорватами, воевали с сербами и югославской армией, а после их изгнания конфликт вспыхнул уже между союзниками: католиками-хорватами и мусульманами-боснийцами. В городе еще остались полуразрушенные здания со следами от снарядов, наверное, их специально оставили в таком виде, как напоминание о том, что можно отстроить здания и восстановить мосты, но невозможно оживить многих людей, погибших в этой войне.
Древняя легенда гласит, что османский архитектор, построивший Старый Мост в 1566 году, скрылся, боясь гнева султана, пообещавшего его казнить, если мост не выдержит собственного веса и рухнет. Однако мост получился на удивление прочным и таким крепким, что во время немецко-итальянской оккупации выдержал переправу средних танков. Пережив две мировые войны, в последней гражданской войне мост рухнул в Неретву вместе с куском скалы от прямого попадания снаряда. Восстановили это сокровище, входящее в список всемирного наследия ЮНЕСКО, только в 2004 году, как символ примирения людей, различающихся по своей культуре, национальности и вероисповеданию. Вот, наконец, перед нами этот знаменитый Старый мост во всем своем великолепии, его изящно выгнутая арка как будто парит в воздухе, соединяя два берега, две культуры, две религии: на одном берегу расположилась хорватская католическая часть города, а на другом – боснийская мусульманская. Долго стоим, замерев от восхищения, переводя взгляд с воды потрясающего изумрудного цвета на белые камни берегов, поросшие зеленью, сколько же здесь оттенков зеленого? А в голове крутится знаменитая фраза из известной сказки: «Так вот ты какой, аленький цветочек!» Очнувшись через какое-то время, начинаем суетливо фотографироваться на этом изумительном фоне, ища лучший ракурс. Я видела фотографии Старого моста в журналах, цвет воды мне казался на этих фотографиях неестественным. В жизни же все оказалось еще красивее. Ах, какая же ты красавица, Неретва! И этот очаровательный Старый мост, подаривший городу название – «Мостар» означает «страж моста».
Посещение Мостара немыслимо без прогулки по базару. Мостар был торговым центром во время турецкого царства, и сейчас здесь радует глаз туриста настоящий восточный базар, не буду перечислять все, чем изобилует этот базар. Особенно запомнилась оригинальная чеканка и керамика: расписные тарелочки и кувшины украсят любой интерьер. С большим любопытством осмотрев все, мы купили красивые палантины, которые холодными зимними вечерами напоминают нам об этом удивительном городе.
Следующим пунктом нашего путешествия стало горное местечко Врело Босне - исток реки Босне. Долго сидели в маленьком ресторанчике на свежем воздухе, очарованные пейзажем редкой и удивительной красоты. Высоченная, почти отвесная скала, поросшая редкой растительностью, по которой ловко и изящно прыгают горные козочки, а внизу, прямо из расщелины в скале берет свое начало река, тут же растекаясь и образуя небольшой водопадик. Цвет воды меняется с голубого на зеленый, может это небесная лазурь и изумрудная зелень растений отражаются в воде, образуя такую игру красок. Вода в реке оказалась чистая и вкусная, мы зачерпнули ее старинной чашей, прикованной к скале длинной цепью. Наблюдать за текущей водой, да еще и такой красивой, да еще и в теплую погоду, да еще и смакуя изумительно приготовленную форель, можно до бесконечности, но пора было двигаться дальше.
По дороге слушали легенду о том, как 30 лет назад в маленьком селении Междугорье (с двух сторон село окружают горные хребты) свершилось чудесное явление: дети, возвращавшиеся домой с горного склона, где они пасли овец, увидели неземное сияние и Деву Марию, у нее были черные волосы, бледные щеки, голубые глаза и корона из звезд на голове. Божья Матерь до сих пор является этим детям, теперь уже выросшим, передавая через них свои Послания нам. В Посланиях Богородица призывает нас жить в мире и любви, с Богом в сердце и в мыслях и с молитвой на устах. И хотя эти явления Богородицы в Междугорье официально не признает ни католическая, ни православная церковь, сейчас это место знаменито не меньше, чем французский Лурд, где тоже произошло явление Пресвятой Девы Марии в 1858 году. С тех пор в Междугорье стекаются тысячи верующих, желающих исцелиться от недугов или просто прикоснуться к чуду. Вот и мы с благоговением вливаемся в эту нескончаемую реку паломников.
К нашему великому сожалению к тому времени уже стемнело, но все кругом было освещено, и видны тысячи скамеек, заполненных сидящими людьми и расположенных веером вокруг белоснежной статуи Богородицы, стоящей в центре на возвышении. Как раз в это время проходила месса, над всей площадью звучал голос священника, затем перевод на разных языках, в том числе и на русском, правда, с каким-то странным акцентом. Находящийся здесь же храм святого Якова тоже был полон верующих.
Месса закончилась, и мы отправились к холму в надежде подняться на то самое место, где Богородица впервые явилась детям, но оказалось, что нужно идти километра три, а уже поздно и некоторым из нас в данный момент это уже оказалось просто не по силам, хотя говорят, что взбираться на холм по каменистой тропе легко, как по воздуху. Мы остановились, расстроенные тем, что не успели сделать самое главное - подняться на этот холм. Ирина пролила бальзам на наши мятущиеся души, сказав, что, видимо, судьба дает нам повод приехать сюда еще раз, чтобы побродить не спеша по этому святому месту, подняться в гору по крутой тропинке и долго молча постоять возле креста на вершине, думая о высоком и вечном. Пройдя по аллее мимо каменных картин, изображающих религиозные события, мы увидели в конце на площадке огромную впечатляющую каменную фигура Христа, снизу до гладкого блеска отполированную поцелуями верующих и страждущих исцеления. Женщина, стоящая рядом, сказала нам, что она из
Англии, приезжает сюда каждый год, и этот ее приезд уже пятый. Недалеко на каменных столах горели сотни или тысячи маленьких красных свечей, мы тоже зажгли и поставили рядом каждый свою свечу.
Напоследок мы прошлись по магазинчикам на ярко освещенной улице, примыкающей к храму, где торговали сувенирами с религиозной символикой, и каждый из нас трепетно выбрал для себя маленькую статуэтку Девы Марии в память об этом святом месте.
Назад мы возвращались усталые, но гордые собой и, наблюдая за мелькающими огнями проносящихся мимо городков, делились своими впечатлениями, выражая благодарность нашему гиду за эту потрясающую поездку.
Среди моих православных икон дома теперь стоит эта изящная католическая статуэтка Пресвятой Девы Марии, и, вглядываясь в ее безупречный лик, я вспоминаю Междугорье, чувствую, как душа моя туда тянется, что как будто она зовет меня снова туда вернуться. Кстати, многие люди пишут, что испытывают подобное, побывав в таких местах. А раз тянет, значит, надо ехать, надеюсь, что этот момент в моей жизни настанет. Странно то, что раньше я никогда не испытывала тяги к паломничеству. Наверное, пришло время.
И вот, год спустя, все-таки состоялась моя поездка в этот истинный оазис покоя и молитвы – Меджугорье. Присоединившись к другим паломникам, мы шли по полевой дороге мимо виноградников, затем стали подниматься в гору. Пеший путь по коричневым острым камням оказался не трудным, дышалось легко, и можно было передохнуть, присев на большой камень. Группы туристов вели монахини, некоторые паломники шли босиком, многие были с палочками, инвалидов несли на носилках люди в униформе. Вот мы у цели: здесь стоит крест и белая статуя Девы Марии. Люди молятся и кладут к их подножию записочки с просьбами и фотографии. Чувствуешь, как вокруг царит атмосфера добра, и вера объединяет людей разных национальностей, старых и молодых. Прочитав свои молитвы, берем на память несколько маленьких острых коричневых камешков со святой горы и спускаемся вниз на мессу. Церковь не вмещает такое множество народу, и служба идет на площади, кажется, что это - огромная церковь, где купол – небесный свод, а стены – окружающие горы…