Достопримечательности, которые мы увидели:
Памятник Карлу XIV, Лифт Катарины
Стокгольмская Ратуша /Stadshuset
Старый Город или Гамла Стан /Gamla Stan
Торговая улица и вокруг метро T-Centralen
Остров Юргорден: Музей героев Астрид Линдгрен – Юнибакен /Unibaken
Остров Юргорден: Музей затонувшего корабля Васа /Vasa
Улица Биргер Ярла
Королевский дворец и памятник королю Густаву-Адольфу III
Кафедральный собор
Стокгольма /Storkyrkan
Станция метро Slussen: памятник Карлу XIV, Лифт Катарины, торговая улица Gotgatan.
Если вы приплыли в Стокгольм на Viking Line, то Slussen - это важная для вас станция метрополитена. Slussen переводится как шлюзы и внешне она выглядит, как сложная развязка мостов (между Балтийским морем и озером Меларен) и рельсовых дорог под ними. До неё вас довозят либо на автобусе от паромного терминала, либо вы идёте до неё пешком, можно сказать, что в принципе от неё начинается Гамла Стан – в нескольких шагах Железная площадь, под её мостом находится причал речного трамвайчика до Юргордена, а главные её украшения это:
Бронзовый маршал
Франции, а потом король
Швеции и
Норвегии Карл XIV Йохан на коне. Он ещё и основатель династии Бернадоттов, несмотря на то, что – гасконец и соратник Наполеона Бонапарта. Вообще его история взаимоотношения со шведской короной очень интересна – сначала он стал лютеранином, потом шведский парламент сделал его кронпринцем, а потом бездетный шведский король Карл XIII усыновил французского маршала (!). Скульптура на самом деле выглядит как-то благородно и очень изящно. Она установлена прямо на середине моста.
Лифт Катарины, благодаря нашему «толковому» путеводителю остался неосмотренным. А ведь, как это выяснилось позже, мы проходили мимо него несколько раз за день! Это огромная современная башня, на ней огромные электронные часы и огромные рекламные плакаты. Почему-то мы её не ассоциировали с Лифтом. Говорят – лучшая панорама города и лучшие фотовиды Стокгольма с её смотровой площадки… Вот напишу жалобу в Thomas Cook!
Стокгольмская Ратуша /Stadshuset.
www.stockholm.se/cityhall
Остров – Kungsholmen – или Королевский остров.
(метро T-Centralen, выход к ж/д вокзалу).
Архитектор – Рагнар Эстберг.
Период строительства – 1911-23гг.
Чем замечательна? – Да это символ Швеции! Здесь чествуют Нобелевских лауреатов. Награждение происходит, правда, не здесь – а в Konserthuset/Концертном зале. А здесь – посленобелевские банкет и танцы! 10 декабря Ратуша наполняется взволнованным приподнятым настроением, шуршанием бальных платьев, ароматами дорогих духов и одеколонов, музыкой и умными (:)) разговорами.
Экскурсии с гидом: 10.00 и 12.00 – на английском/шведском языках, 11.00 и 14.00 – на английском, 13.00 – русском. Вход – 50 Sek для взрослых, дети бесплатно. Билеты продаются в магазине сувениров на входе направо.
По времени мы успевали на английскую экскурсию. Мы оплатили стоимость билетов, нам выдали зеленые круглые стикеры на куртки, и минут десять мы ждали гида, между делом посмотрели и выбрали себе сувениры. Здесь их довольно разнообразный выбор, особенно привлекает любопытное внимание бокалы на витиеватой ножке (именно из таких пьют шампанское на нобелевском банкете), шоколадные нобелевские медали и монеты.
Экскурсия проводится по нескольким залам и комнатам.
В Голубом зале/Bla Hallen – проходит Нобелевский ужин, в Золотом/Gyllene Salen – Нобелевский бал в честь лауреатов Нобелевской Премии. Альфред Нобель – экстравагантная и талантливая личность. Он – стокгольмец. Изобретатель динамита. Удачливый бизнесмен. Неудачливый муж. Последнее обстоятельство привело к тому, что свой капитал Нобель разместил в будущее, благодаря этим фантомным дивидендам его имя известно почти каждому гражданину мира. Всего присуждается 5 Нобелевских премий. За выдающиеся заслуги. В физике, химии, медицине или физиологии, литературе и сохранении мира.
Голубой зал - огромный, далеко не голубой, а из очень красивого рельефного кирпича. Говорят Эстберг впечатлился тем, как шершавая фактурность рыже-красного кирпича заиграла под солнечным светом и передумал штукатурить стены в голубой цвет. Если бы не это спонтанное решение, экскурсоводам не было бы о чем рассказывать вам в течение десяти минут – «по бумагам числится как голубой…а он раз и передумал… зал так и остался кирпичным… ничего не стали менять» :). Эстберг, как и все шведы – ничем не ограничивал полеты своей фантазии, поэтому зал получился немного итальянским: напоминает венецианские палаццо и дворик Ромео и Джульетты. Ни одна из колон, говорит гид, не похожа на соседнюю. Идея Голубого зала – ассиметрия.
В Голубом зале накрываются столы (не шведские :)). Гостей – масса – целых 1200 человек и каждому отводится по 60см доступа к банкетному изобилию. Но – в тесноте, а не в обиде – всем весело. Меню Нобелевского ужина всегда уникально – лучшие повара, лучшие продукты. Скатерти, салфетки, сервизы – всё специального дизайна.
Из Голубого зала по широкой лестнице, по которой архитектор гонял свою супругу специально одетую в пышный бальный кринолин для тестирования удобства и проходимости, гости поднимаются и попадают сразу в роскошь Золотого зала.
Но его нам, туристам, оставляют на десерт, и коридорами ведут в Зал Советов, в котором действительно заседает Стокгольмский городской Совет. Очень представительный интерьер. Высоченный потолок в виде скрещивающихся свай «напоминает коньковую крышу жилищ викингов». Шелковые обои и занавеси – опять аля
Италия. Полукружья деревянных благородно полированных столов и кресел, немного напоминают партер в театре. Справа и слева на стенах тоже места, как бельэтажи. Там сидят журналисты и прочие наблюдатели. Стол мэра города в центре под высоким красивым шелковым балдахином, по поводу которого язвительные шведы не успели отпустить парочку насмешек, что, мол, мэр не король, зачем ему балдахин, как им ответили контраргументом, что эта конструкция предназначена исключительно в целях усиления акустики.
Далее попадаем в серый Сводчатый зал с высокими и очень узкими окнами, изгибы кованой решетки на которых очень напоминают волны Рыцарского пролива/Riddarsfjarden, что морщится за ними. Этот зал – средняя часть большой Башни Ратуши. То есть сейчас мы находимся, образно говоря, под знаменитым флюгером, венчающим главу башни – в виде Трех Золотых Корон. Символический смысл, которых в истории следующий: шведскому королю подчинялось ни много ни мало, а целых три королевства – Швеция, Норвегия и
Дания. Две соседних башни возглавлены флюгером-Солнцем и флюгером-Луной. В летнее время мы бы, безусловно, поднялись на самый её верх (106м, 365 ступенек или лифт), посмаковали бы ослепительный пейзаж Стокгольма с уровня облаков и подсчитали все хорошо просматриваемые с такой высоты его острова.
Следующий овальный зал – совсем небольшой. Он весь в цветочках :). Вернее, на его стенах уникальные французские тканые обои из города Бове (17в.). Здесь по субботам звучит Марш Мендельсона. Это Зал Свадеб. В Стокгольме можно заключать браки не только на небесах, но и в этом премилом зале Городской Ратуши.
Следующий зал – это зал. Длинный, торжественный, необычный. Слева – череда прозрачных окон. Справа – шеренги темно-синих колонн. В центре – длинный стол с цветами. Это Галерея Принца Евгения или Зал для городских приёмов. Необычность заключена в деталях. Парные проёмы окон – это барельефы, с фигурами очень красивых женщин, и мужчин. Пары темно-синих каменных колонн – разные. Одна колонна – полностью цилиндрическая. Другая – с гранями как карандаш. Соответственно они – мужчина и женщина (экскурсовод просит догадаться какие кто :)). Всеобъемлющее чувство взаимоуважения шведов не позволило смириться с одним неудобством: не все гости, рассаженные вдоль стола, могли любоваться видами пролива. Поэтому само Его Величество – Принц Евгений (по совместительству ещё и художник) самолично написал на непанорамных простенках фрески - зеркальные отражения пейзажа из окон. Вот теперь действительно равенство – полюбоваться и тем, и этим хочется одинаково.
Опять небольшой зал Трех Корон – здесь смотрим на три пышных люстры и дальше за тяжелыми медными дверями…
Золотой зал….
Очень красиво. Экскурсовод опять рассказывает интересную историю. Помощник архитектора - Эйнар Форсет - совершенно случайно прочитал в газете объявление о том, что одна частная компания после войны (Первой Мировой) стала случайным обладателем большого количества золотых мозаик и совершенно не знала, что с ними делать. У парня появилась идея начет оформления зала Ратуши. Главный архитектор Эстберг согласился на авантюру, но дал минимальной время – всего лишь год на мозаичные работы. В такой спешке некоторые расчеты фресок были сделаны с ошибками. По этой причине у Святого Эрика, мозаичное изображение которого начали выкладывать снизу, в отведенную высоту фрески не вместилась голова. Вообще, у каждой мозаики-картины есть свой сюжет. Главная самая большая золотая картина – Королевы Меларен. Это символический образ Стокгольма, который расположился как раз на водах этого озера. Королеву приветствует Запад (в виде мозаичной Эйфелевой башни в
Париже и небоскребов в Америке) и Восток (бородатые русичи с топорами, араб на верблюде, слон).
Вокруг Ратуши очень хочется погулять. Но мороз и жесткий лимит времени мешают это сделать. Поэтому мы её оббегаем. Здесь необыкновенно привлекательная набережная терраса и две фигурки на парапете лестницы, спускающейся к воде (их очень часто фотографируют для открыток) – Женщина-Танец (Dancen) и Мужчина-Песня (Songen). Рядом на длинной стеле-постаменте – шведский народный герой Энгельбрект Энгельбректсон (Engelbrekt Engelbrektsson), возглавивший в сер.15в. восстание против датчан. У торца Ратуши (под башнй «Три короны») – монументальная фальш-гробница легендарному основателю Стокгольма Биргеру Ярлу (Birger Jarl), тому самому шведскому рыцарю, который получил промеж железных рогов от русского князя Александра (будущего Невского, благодаря этой битве) в нач.13в. на Неве.
Рядом вход в знаменитый ресторан «В подвале Ратуши» (“Stadshuskallaren”), в котором можно попробовать блюда из меню Нобелевского ужина. Мы лишь посмотрели на вывеску. Полюбовались ещё ровной красочной монолитностью кирпичных стен Ратуши. Кирпичи для стен использовались специальные монастырские - "munktegel". Цвет у стен интересный – глубокий, но неровный – мне напомнил цвет шляпок белых грибов, такой насыщенно коричневый, чуть в красноту.
PS. «Благодаря» нашему путеводителю, в Ратушу мы могли благополучно не посетить.
Продолжение следует.
(с)
http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото