Крит (Скандия-Кандия) – место рождения Зевса как Бога. Автор Батарин Владислав 1. Бренды. «Пещера Зевса»- один из наиболее раскрученных: историко-туристических брендов греческого острова Крит после дворца Кносса. Она находится на высоте 1050 м над уровнем моря, ее глубина 83 м. Здесь, как повествует легенда, был рожден «античный» бог Зевс, который, будучи не старшим сыном Крона, со временем стал главным богом на Олимпе, отобрав ряд властных полномочий в частности у Посейдона. Впоследствии «мифический» Зевс (Дий (Zeuz)) породил уже «полумифического» первого царя Крита-Миноса, правившего на Крите уже вполне реальными минойцами. (Кроме Миноса у Зевса были еще два «критских» сына- Сарпедона(Царь Дона(реки-водоёма)! Или может быть просто «Морской Царь») и Радамата-Радаманта (Возможно: «Человек Рады-Рода»). Человек, не придерживающийся слишком консервативных взглядов может даже подумать: во-первых, а не был ли всего один сын, но с разными именами-титулами? и, во-вторых, учитывая, что так хорошо имена «древних минойцев» (как и надписи на Фестском Диске) расшифровываются на славянском языке, близком к русскому, не являются ли эти минойцы даже нашими древними родственниками?! Но, как говорится, хотя направление для работы есть, для этих выводов требуются более существенные и строгие доказательства.). Скорее всего, мало, кто верит в эту легенду о рождении Зевса в критской пещере, тем более, как и случае пирамид, учитывая некоторые происходящие там физические явления, находят там, как обычно, и след инопланетян, уводя правду дальше в сторону (Специфика многих пещер состоит именно в происходящих в них «загадочных» явлениях, многие из которых, впрочем, хорошо разгадываются физиками и другими специалистами). В итоге, наверное, большинство туристов и местных греков рассматривают «Пещеру Зевса», именно, как объект полностью «мифический», туристический, коммерческий, или как объект уфологии, или в лучшем случае, как объект приложения сил прикладных физиков. Но! Некоторые странности истории, археологии, топологии острова, а также ряд особенностей, связанных с Критом, поддерживают меня в желании защитить друзей-греков от скептиков, взглянув немного иначе на происходившие события. И тем самым, поднять значимость самого Крита и его истории. Можно предположить, что вполне «мифическому» Зевсу в истории соответствовал вполне реальный исторический правитель (или Один реальный правитель, который впоследствии дополнительно принял на себя титулы и других реальных и «мифических» правителей в силу сложивших обстоятельств мирового (по меркам того периода) масштаба). Реальный царь-правитель, известный большинству как «Зевс» не родился физически на Крите из чрева матери, а родился на Крите именно, как Бог. Этот Царь выбрал Крит, как некоторое сакральное место, чтоб стать первым, чтоб стать впоследствии Богом в тех вероятно непростых условиях. Царь объявил себя Богом и возможно даже взял чужое имя, что довольно часто (в смысле взятия чужого имени- особенно по наследству) практиковалось в те времена. И не случайно речь идет о пещере, как символе(и видимо-как символе царской власти), и которая явно служила для «Зевса» символом именно царской власти, данной свыше. В пещере человек может соединяться с высшими, с Богами. Известно, что пещеры были излюбленным местом инициации во многих древних культах. Между тем, инициация, посвящение есть ни что иное, как символическая смерть и символическое рождение. Входя в пещеру, инициируемый умирал для этого мира. Затем, пройдя ряд посмертных испытаний, увидев иные миры и получив сокровенные знания, он рождался вновь, выходя из пещеры с новым статусом "дважды рожденного". Пещера – Это Символ вселенной (Порфирий). Олицетворяет центральный пункт, средоточие, центр мира, сердце; место соединения личности с высшим это, место встречи божества с человеком... В Вифлеемской пещере родился Иисус (!!!). Из расколовшегося камня во мраке пещеры появился на свет Митра (Богослужение и инициация происходили в пещере с цветами и источниками чистой воды, посвящались Митре, Отцу и Создателю Всего. Пещера в миниатюре воспроизводила вселенную, которую он создал. В пещерах с ручьями проходили ритуалы в честь бога Митры, в которых использовались листья деревьев, цветы и плоды- они могли повлиять на греческую античную философию, которая смотрела на пещеру как на метафору всего материального мира. Это вам ничто не напоминает? Вплоть до малого- листья деревьев и цветы так напоминают ветки лавра или вербы- автор.). В свете этого видно, если Скалигер действительно сильно напутал с мировой хронологией, то вовсе не Митра возможно так сильно повлиял на «древних» греков, а более близкий им по всем всему- Иисус Христос. А путал Скалигер знатно, а вот и замалчиваемый русский историк Забелин (один из многих) основательно доказал, что «древние» греки жили одновременно с сформировавшимися как нация- русскими. Греки верили, что пещеры были храмами их богов — Зевса, Пана, Дионисия и Плутона. Древние персы и другие народы полагали, что в пещерах обитает царь всех земных духов Митрас. Возможно, во многих случаях мы сталкиваемся часто с не совсем точным пониманием христианства, часто связанного с удаленностью ряда земель от центра Христианства. Первые гонимые христиане устраивали храмы под землей, и поздние святые отшельники обитали там же. В христианской иконографии вифлеемский хлев изображается в виде скального грота, усыпальница Иисуса Христа также представляет собой гробницу-пещеру, высеченную в скале. Согласно традиционным представлениям восточной церкви евангелист Иоанн получил своё потрясающее видение конца света (Апокалипсис - откровение) - в пещере на острове Патмос. В подземном гроте (а гроты и гротовые храмы - это созданные людьми подобия естественных пещер) предположительно волчица вскармливала легендарного основателя города Ромула и его брата Рема. В пещере Зевса находится маленькое озеро, в котором по преданию Зевс принимал ванну, возможно очищаясь от грехов или совершая иное сакральное действие. Зевсова пещера играет видную роль в относящихся к Криту сказаниях и неоднократно упоминается писателями. Похоже, мы сталкиваемся с описаниями одного и того же хорошо понятного символа и культурно-религиозного действа, принятых в раннем христианстве, связанных с пещерой, которые у каждого народа понимались и описывались немного по-разному. Но, несмотря на различия в описаниях, единственным истоком для всех символов-пещер вероятно являлась Вифлеемская пещера. На Руси были очень распространены пещерные церкви. Одним из ярчайших примеров является пещерная церковь в Дивногорье под Воронежом. Монастырь Андрея Первозванного в скале, Голгофа сверху на скале. Есть еще там рядом Белогорье с пещерной обителью, подземными проходами в 2 км на глубине до 70 метров. Интересно и другое: там же под Воронежом (Костенки, Борщево) уже как 100 лет найдены и находятся всё новые древние поселения людей. Относительный возраст этих находок по древности превосходит возраст как ВСЕХ пирамид в Египте, так и возраст всех артефактов Европы и Средиземноморья. А искусственными пещерами, символизирующие то же самое, что и настоящие, вероятно были и лабиринты, разбросанные по многим землям. О Критском- ниже. «Дворец Кносса»- «Лабиринт»- еще один раскрученный бренд Крита. По легенде: по приказу Миноса Дедал (изобретатель и скульптор) построил в столице Крита, городе Кноссе, знаменитый Лабиринт. Вполне возможно, сам «Лабиринт» (учитывая также этимологическое родство названий: «лабрис» и «лабиринт». А Лабрис- двойной топор, магическое орудие, убивающее и дающее жизнь- это один из символов и имен Зевса) был символом божественной царской власти. Ибо многие пещеры по сути- это Лабиринты. И тот, кто строил или имел право строить лабиринты при дворцах, видимо считал, что и таким образом ему дарована власть прямо от Бога. Есть сведения о строительстве лабиринта около новой (в своё время) столицы- Москвы (новом властном центре). Традиции строительства лабиринтов были отмечены во многих уголках Евразии. (Еще несколько примеров лабиринтов. 1. Возможно природный лабиринт-пещера: сложнейшая на Алтае Алтайская пещера представляет собой подобие вертикального лабиринта. Спустившись до глубины 240 метров каскадом колодцев, она расходится в стороны веером восходящих, таких же отвесных полостей. Топографическая развертка разрезов этих, как их называют спелеологи, "труб" показала, что некоторые из них уже могут выйти к поверхности. Однако вход у пещеры один-единственный и других поблизости нет. 2. Поморские Каменные лабиринты-Вавилоны на Кольском полуострове. Их много. Все эти вавилоны содержат в конструкции один вход, а также (по мнению исследователей- «Крест»- символ огня, солнца (Ра) и символ Христианства. Количество спиралей во всех лабиринтах -12 (двенадцать). Исследователи связывают Вавилоны с обрядом инициации и «нижним миром», с обрядами, связанными с поклонением Солнцу-Ра. Проходя через Лабиринт, человек символически повторял путь Солнца- умирал и снова рождался в новом качестве. Исследователи видят в этих Лабиринтах и символическое изображение змеи, иногда клубка из двух змей. В Египте змея-символ царской власти, фараона. Один из центральных символов древнеегипетской культуры – знак Ра, тоже содержит упомянутые символы: две змеи, охраняющие солнце с крыльями. Замечу, что Христианских символов(символов Христа) более, чем достаточно. К тому же каменные лабиринты находятся рядом со священными для каждого русского православного человека местами. Каменные лабиринты вне островов тоже издавна принадлежали Соловецкому монастырю. А известный православный философ Флоренский посвятил много времени изучению этих Лабиринтов. Он отмечал НЕСОМНЕННУЮ родственность соловецких и мурманских лабиринтов с лабиринтом на Крите. Славен Кольский полуостров и курганами. Как и курганы скифские, они напоминают уменьшенную копию египетских и вполне возможно выполняли ряд схожих функций. Как и пирамиды в Гизе, в большинстве своём курганы кольские не имеют захоронений. Это очевидно не просто кладбища: для знатных людей курганов слишком много, для простых– очень мало! 3. Пока малоизученные (скорее- ещё понятые плохо) города-поселения в Челябинской области- «Аркаим». Они содержат элементы лабиринта, астрономической обсерватории и многое другое, пока непонятное нам. Относительный возраст этих арийских сакральных городов сопоставим с возрастом египетских пирамид. При строительстве стен Аркаима использовался бетон, не совсем прочный, размываемый дождями, но это 100%-ый бетон.) Дворец Кносса почти не сохранился. Относительно недавно он был найден и отрыт английским ученым-археологом Эвансом и частично восстановлен этим англичанином, как тот считал правильным. «Фестский диск». (Сторона А Версия дешифровка и перевод (с праславянского) Геннадия Гриневича). «Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал еще господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место з мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью: не место — волю. За мощь его радейте. Живы еще чада Ее, ведая, чьи они в этом мире божьем.» Люди, писавшие это, явно пришлые для острова, где нашли свою новую Родину и убежище. Они, возможно, пережили не только трудности эмиграции, проходившей в боях, но недавно что-то более существенное, горькое: потерю связи с Родиной, Гражданскую войну, иной катаклизм, связанный с ПраРодиной. Авторы призывают оставшихся в живых сплотиться вместе на новом месте, и не забывать о великом прошлом. Прямо, как атланты Сократа после крушения Атлантиды. Сторонники нахождения Атлантиды на Крите могут быть довольны, но только там вряд ли Крит был той Атлантидой, тем более, что Крит- вотчина Зевса, который так яростно сопротивлялся Посейдону-правителю и покровителю Великой Атлантиды. Еще один неявный бренд Крита: «Инопланетяне». О котором говорят не всегда, часто вскользь, обычно, когда ведут туристов в пещеры. В который (этот бренд) тем не менее верят, но боятся сильно распространятся. Я слышал об этом, когда посещал «пещеру Зевса» с космическим кораблем на дне (о чём писал выше) и дворец Кносса с «инопланетными» рисунками. Легенду об инопланетянах поддерживает ряд языковедов и историков, исследующих Крит, в частности известный нам переводчик-языковед Гриневич. Гриневич приводит в своей книге «древние» критские рисунки, похожие, по его мнению, на вертолёты. Хотя по моему мнению эти рисунки больше напоминают пушки- тоже конечно «не фонтан» для традиционных историков, считающих, что рисункам более 2000 лет, ибо наличие пушек доказывает, что рисункам вряд больше 650, учитывая, что возможно о самом раннем применении данной артиллерии известно разве что со времен сражения на Куликовом поле, где Дмитрий Донской использовал пушки против Мамая. 2. Славянский след на Крите. Минойский язык. Топология Ещё пророк Достоевский прочувствовал в своё время, что европейские артефакты и развалины иной раз ближе к русским, чем к местным жителям. 2.1. Отвлечение от Крита 1. Прочтение по-русски. Если немного раскрыть глаза, если не считать догмами многие часто противоречащие друг другу исторические исследования (больше похожие исторические романы), если отбросить многие русофобские представления о русской истории, как об истории неразвитой и не древней, если принять во внимание доказательные аргументы многих языковедов (в частности- Шишкова, Драгункина) и попробовать перечитать историю по-русски, и хотя бы для начала перечитав так названия имен и географических названий, то начинают вырисовываться интересные факты, многие старые загадки начинают разрешаться, к этим новым фактам начинают цепляться другие вроде как ранее независимые факты, и всё это вместе гармонично перерастает в новую непротиворечивую историю или хотя в новую не сильно противоречивую историческую гипотезу. В новое прочтение реально существовавшей истории. Конечно, этого мало, нужны еще доказательства по другим направлениям, используя знание математики, физики, археологии, металлургии,…Но какая интересная картина вырисовывается и как просто порой получить «новые» факты хорошо забытой реальной истории. Попробуйте прочитать по-русски имя царя Навуходоносара. (смотри Приложение 1). Поражает другое: я (как и многие другие), применив так просто «по-русски» языковедение к истории, не боятся подтверждения полученной гипотезы другими научными методами, в первую очередь техническими, негуманитарными. В отличии, скажем от традиционных историков и языковедов, у которых наложено табу на «древнюю русскоязычность», которые считают свои часто очень запутанные и неявные языковедческие исследования доказательствами в последней инстанции. Часто беря какой-либо исторический документ и «применяя русские прочтения» можно получить интересные факты. Вот небольшой период истории Персии. (Оставим пока в стороне то, что «Древняя Персия» часто не сильно похожа на современный Иран, что название «Персия» с учетом простых изменений гласных звучит и как «П-Русия» или «Русия» с артиклем). Просто прочитаем «древний» текст. История города Фирузабад. Город Фира-Мира- прочитаем по арабски наоборот-«Рим». Такие названия, обратные для Рима свойственны для ряда древних городов на территории Греции и Турции). Александр Македонский уничтожил прежний город Гор, стоявший на этом месте. Город рушился и восстанавливался. Отстроил его как столицу основатель династии Сасанидов Ардашир 1 (Орда-шир(тогда все или часть слов могли по арабски читаться наоборот и «шир» мог быть просто-«риш-раш»)), в целом: «Русский ордынец 1», построивший столицу со храмом внутри. Скажете- случайность. Может быть. Но как часты такие случайности! Город был окружен стеной с 4 воротами, а в центре стоял зороастрийский храм. И так далее… Хор, Гор (ḥr, «высота», «небо», и по русски есть смысл-«Гора») — бог в древнеегипетской мифологии. Он сын Исиды(Иса-Иисус+да(дама-женщина?)) и Осириса(Иса-Рекс-«Иисус Царь»), его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет. Хор — бог царственности, живого древнеегипетского царя представляли воплощением этого бога. Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов. Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном(может быть ассоциация с Купполоном –Купала-русский Бог, в праздник которого русские прыгали через костер и «купались» (или крестились). Аполлон у греков был пришлым северным Богом, носившим штаны). Созвездие Гора греки называли Орионом. Возможно, здесь мы видим не языческие или иные древние дохристианские культы, а реально существовавшие раннехристианские неканонические культы или культы, связанные с неточным пониманием(!) апостольского христианства. Александр Македонский («Защитник из Македонии», вариант: «Искандер»- может быть и «Из Скандии»- то есть из Скандинавии, Англии или Крита(!).) Сасанид- (букву с на р и получаем династию «Русов» и прямо и наоборот). Династия Сасанидов была основана Арташиром I Папаканом («Ордынец с Руси 1 Отец-хан» - прям «Бату-хан-Батый» какой-то!) после победы над парфянским царём Артабаном IV (перс. اردوان Ardavan- прям «Иван из Орды») из династии Аршакидов). И почему не трактовать тексты древние не так, а иначе? 2.2.Немного всеобщей истории и истории Крита. По Геллангасу (V в. до н.э.): «этруски — это ответвление эгейских пеласгов», а пеласги — это догреческое население Греция и Эгеиды, в том числе и острова Крита, т.е. те самые «минойцы», которыми правил царь Минос. Геродот, сообщает, что Эллада именовалась ранее Пеласгией, т.е. страной пеласгов; что пеласги говорили на варварском (т.е. негреческом) наречии, что греки позаимствовали у пеласгов даже некоторых богов. Болгарский ученый академик Владимир Георгиев доказал, что прежде всего язык пеласгов был индоевропейским «Этрусками» этрусков (то есть минойцев-критян-пеласгов) называли римляне (латиняне)(то есть просто «этими русскими»); греки называли этрусков «тирренами», а сами этруски, согласно Дионисию Галикарнасскому, называли себя «расена». Многие византийские историки называли этрусков славянским племенем. Из всего этого разве не следует: откуда мог выйти этот пришлый критский минойский народ, ностальгирующий по «своим берёзкам». И почему Достоевский увидел что-то родное в «античных развалинах»? (Будем опять жить. Будет служение богу. Будет все в прошлом — забудем, кто есть мы. Где вы побудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есть — забудем, кто есть. Что считать, господи! Рысиюния(«Руссиния»?) чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься. Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи («русичи»?), что для вас почести; в кудрях шлемы; разговоры о вас. Не есть еще, будем ее мы, в этом мире божьем. Фестский диск, Сторона Б, остров Крит, XVII в. до н.э. Дешифровка и перевод с праславянского Геннадия Гриневича). 2.3. Многие географические названия на Крите интересны имеют говорящие имена. Ханья - древняя столица Крита и являлась ею вплоть до 1972 года. Без «монгольских» ханов здесь не обошлось. (ещё-город Коккини Хани в Области Ираклион (от Геракла)). К слову о дублирующих географических именах- критские города: Амудара, Херсониссос. Городок Малия был когда-то просто малым по-русски. Город Иерапетра (в переводе святой камень) своим наличием подтверждает, что неединичность святых городов, один из которых- «Иерусалим» возможно переводится по прямой аналогии, как «Святой(Иера) Русский (Рус) город (алим-рим)». (А также следующие названия: Рустика, Самарья, Ливадия, Русоспити, Руса Эклисия, Казанос, Русочора, Родия, …- кой-какой, но явный след прослеживается ). 3.Заключение. Время не щадит строений. Люди не щадят ни строений, ни собственной истории, ни самих же себя. Возможно поэтому, время от времени надо фиксировать современные события, пока окончательно не разрушены строения, пока жива память и есть возможность проанализировать давнюю историю. Приложение 1 Многие языковеды мира считают, что имя Вавилонского библейского царя- «Навуходоносар»- явно русского происхождения, но отказываются объяснять сей факт, и вообще об этом парадоксе стараются не говорить. Считается, причем бездоказательно, что Русь в те времена не могла существовать. Но вот почему то найти в Ираке-Вавилоне чудо света-висячие сады не смогли (то что нашли- мало напоминает сады, тем более висячие) . А вот историка-архивиста Забелина(того самого-автора «Истории Москвы»), который нашел в Кремле и описал сады(нижние и верхние) просто проигнорировали- а ведь эти якобы Вавилонско-иракские существовали в Кремле ещё при первых Романовых! Да и сам Кремль- чем не чудо света! Тот же Забелин доказал, основываясь отнюдь не на неточном радиоуглеродном методе, что Русь существовала ОДНОВРЕМЕННО с «древними Греками». Выбирайте: либо по Забелину- Русь также древна, как и Древние Греция и Индия, либо по Фоменко- древние греки и индусы- не так уж древны. Радиоуглеродный метод может быть точен относительно- по этому методу Пирамиды Египта также древны, как и древние русские города на Северо-востоке Руси. Вопрос лишь: сколько им лет. И вдруг почему то вспоминается, что терема(или гаремы?) Ивана Грозного(как и его якобы убитого сына-Ивана) расписаны библейскими мотивами, а сам Иван Грозный любил себя называть-«Навуходоносаром». Смотрите-слово «Навуходоносар»- это в лоб раскладывается(и это не моё открытие), как «Наву»(Новый-нави(старорусски))+ «ходоно»(«х» на «г»-естественная замена- и: Годунов)+ «Сар»(царь). То есть; «Новый Годунов-царь» -это вполне по-русски, если еще и вспомнить,что Годить- это «охранять-сохранять» в данном случае-трон. И никаких противоречий со всеми мировыми стандартами языковедения! Мы еще и понимаем, что Борис Годунов– это тоже Рюрик(слово-«Годунов»- это титул наследника-охранителя трона). Сильно много лет назад (только непонятно когда именно!) Русский царь-Иван-«Навуходоносар», сидя на скамейке в верхних кремлевских садах, медитируя и размышляя о судьбах России, не предполагал, что через пару сотен лет итальянские историки (а затем не проверяя источники- и другие историки) сошлют его в Ирак. А архив Ивана Грозного с описанием жития России до Романовых (библиотека Грозного) кто-то уничтожит или запрячет, либо во время Смуты, либо при первых Романовых. Приложение 2. Пещеры. НАЙДЕНА МИФИЧЕСКАЯ ПЕЩЕРА РИМСКОЙ ВОЛЧИЦЫ. 20 ноября 2007 г. … археологи объявили о подземном гроте, предположительно почитавшемся древними римлянами как место, где волчица вскармливала легендарного основателя Рима Ромула и его брата Рема. Сводчатое святилище, украшенное морскими ракушками и цветным мрамором, находится на глубине 52 футов (15,85 м) внутри Палатинского холма, роскошного правительственного центра в императорском Риме… За последние два года эксперты исследовали это место с эндоскопами и лазерными сканерами, опасаясь, что хрупкий грот, уже частично просевший, не уцелеет при полномасштабных раскопках, сказал инженер Джорджио Крочи (Giorgio Croci), работавший на этом участке. Археологи убеждены, что они нашли храм, где римляне поклонялись волчице, вскормившей Ромула и Рема, сыновей-близнецов бога войны Марса, которые были оставлены в корзине и уплыли по течению Тибра. Благодаря волчице, символу Рима до наших дней, близнецы выжили и Ромул основал город, став его первым царем после убийства Рема в борьбе за власть. Древние тексты упоминают, что грот, известный как «Луперкал» (от лат. “lupa”, волчица), находился около дворца Августа, первого римского императора, который, как сообщается, восстановил его и украсил белым орлом. Этот символ Римской империи был найден наверху свода святилища, которое находится прямо под руинами дворца, построенного Августом, говорит археолог Ирен Якопи (Irene Iacopi), ответственная за Палатин и близлежащий Римский Форум. Август, правивший с конца I в. до н. э. до своей смерти в 14 г. н. э., жаждал приблизиться к мифическим местам основания Рима и использовал религиозные традиции города для удержания власти…«Луперкал, должно быть, играл важную роль в политике Августа, — сказала она. — Он видел себя новым Ромулом»…Большая часть святилища заполнена землей, но лазерные сканеры позволили специалистам определить, что круглое сооружение имеет высоту 26 футов (7,92 м) и диаметр 24 фута (7,32 м), …Якопи говорит о новых раскопках в ближайшее время с целью найти первоначальный вход в грот у основания холма. Карандини предлагает увеличивать отверстие наверху, через которое до сих пор велись исследования, говоря, что раскоп в основании холма может повредить фундаменты других руин. Палатин испещрен дворцами и другими античными памятниками, от первых хижин Рима VIII в. до н. э. до средневековой крепости и вилл эпохи Возрождения. Но остатки хрупки и повреждены обрушениями, поэтому более половины холма, включая дворе Августа, закрыто для публики. Министр культуры Франческо Рутелли (Francesco Rutelli) заявил, что первым результатом масштабных реставрационных работ стоимостью в 17,5 миллионов долларов в феврале 2008 г. станет повторное открытие дворца Августа, закрытого в течение многих десятилетий. © 2007 Перевод Сосновского С. И. © 2007 Ariel David, Associated Press © 2007 Discovery Channel http://dsc.discovery.com/news/2007/11/20/rome-romulus-remus.html Приложение 3. Митра. Веды представляют Митру постоянным спутником верховного бога Варуны, стоящего во главе семи великих богов Адитиев. Обоим божествам вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти — Митре, как отдельному божеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительно характеризовал бы Митру и отличал его от его спутника. С вершины неба обозревают Варуна и Митра все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком. В гимнах, однако, существует представление, что Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна — над ночью. Митра у античных авторов. По Геродоту, Митра – это имя Афродиты (есть предположение, что речь идет о женском соответствии Митре). Ему молились персы, им клялись. Согласно Страбону, это имя Гелиоса у персов. Согласно Плутарху, Митра - в учении Зороастра посредник, Зороастр посвятил ему пещеру. Нонн упоминает его как бога в Бактрии и Вавилоне. В последние века до н. э. возникла особая религия с культом Митры — митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с I в. н. э. — в Риме, со II в. — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ-митреумов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти. С конца II в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу Митры. Во II—IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства. Теологическая основа христианства, то есть троичность Бога концепция боговоплощения, очеловечивания, она практически целиком совпадает с зороастрийским, митраистским теологическим видением, а митраизм это коллегия жрецов, религия, которая была в канун пришествия миссии, мир ему, наиболее распространена на территории Римской империи. То есть сам Рим был практически митраистским. Легионы исповедовали митраизм. Более того, император Константин, который собрал Никейский собор, был митраистом. Он не был крещен на этот момент, он исповедовал Культ непобедимого Солнца. Митра – его воплощение, богочеловек, который являлся вместе с тем непосредственно представленным в императорской традиции кесарей. Культ Митры был распространён особенно в западной половине империи; наоборот, христианство стало гораздо раньше преобладающей религией восточной части империи, чем было признано равноправной религией всего государства; таким образом, и борьба между Митрой и Христом сводилась к борьбе между Западом и Востоком. Приложение 4. В окрестностях Самарканда многие верят в легенду о том, что библейский Царь Давид, после долгих лет славного царствования над Израилем, получил от Всевышнего указание совершить путешествие на Восток, проповедуя среди язычников веру в Единого Бога. Согласно легенде, Хазрат Дауд, как называют мусульмане Давида, был первым, кто утвердил единобожие в Самарканде, чем вызвал гнев местных огнепоклонников, которые захотели его убить. Давиду пришлось бежать в горы, где, спасаясь от преследовавших его воинов, он раздвинул руками скалу и скрылся в глубокой пещере. За волшебный дар плавить металл и камни в ладонях среди ремесленников Самарканда и Бухары Хазрат Дауд считается покровителем кузнецов. А пещера, которую предание связывает с его именем, до сих пор привлекает сотни паломников, совершающих трудные восхождения на вершину горного плато. Обозначения. Сакральное (лат. sacrum - священный предмет, священный обряд, таинства, мистерия) Зевс Зевс, Дий (Z e u z) • верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает светлое небо. В античности этимология слова Зевс связывалась с корнями греческих слов жизнь, кипение, орошение, то, через что все существует. Зевс - сын Кроноса (отсюда имена Зевс Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение- титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец в тайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормивших его молоком козы Амалфеи. Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся воплощением Зевса (в образе быка Зевс похитил Европу). Главным местопребыванием Зевса Лабриса, или Зевса Лабрандского (ср. этимологическое родство названий лабрис- лабиринт), считался лабиринт; чудовищный Минотавр- обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей Зевса Критского. В системе мифов о Зевсе Олимпийском пребывание его на Крите связано с мотивом тайного воспитания младенца Зевса. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал (пуп земли) - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса. Омфал был поставлен Зевсу в Пифоне под Порнасом, как памятник на диво всем смертным. ПОРФИРИЙ (232 — ок. 305) — античный философ-неоплатоник, Родился в Тире, ученик Плотина (фактически- Платона, мешает только традиционная хронология. И опять маячит «таинственная» Атлантида- автор) и издатель его сочинений. Вошел в историю платонизма одновременно как достаточно оригинальный мыслитель, предложивший ряд интересных решений по существенным моментам учения, а также как традиционный школьный философ, активно занимавшийся комментариями сочинений Платона и Аристотеля. Обращение Порфирия к текстам Аристотеля было новостью для неоплатонизма школы Плотина, который в основном критически упоминал мнение Аристотеля по разным вопросам. Порфирий составил комментарии на Категории, Герменевтику, Первую Аналитику, Физику, ХII кн. Метафизики, а также написал чрезвычайно популярное в средневековом аристотелизме Введение к Категориям Аристотеля. Благодаря Порфирию толкование Аристотеля в позднейшем неоплатонизме стало неотъемлемой, хотя и начальной, частью философского обучения. Известен также аллегорический комментарий Порфирия к одной из песен Гомера (О пещере нимф, толкование пещеры, описанной в Одиссее (ХIII 102-113)), а также вполне схоластические комментарии к Началам Евклида и Гармонике Птолемея. Порфирий не отрицал форм народной религии, роли оракулов, традиционных форм религиозного культа, хотя и признавал их предварительным моментом в деле философского образования души. В трактате О философии из оракулов он пытается толковать загадочные изречения греческих и египетских богов в духе платоновской философии. В трактате Об изваяниях раскрывает символизм античного религиозного искусства, в Письме к Анебону Порфирий с позиций платоновской философии критикует традиционные представления о богах. Он первым ввел в поле зрения школьного платонизма Халдейские оракулы. Был известен своим фундаментальным трудом Против христиан, в котором подверг критическому разбору тексты Ветхого и Нового заветов. Обширная эрудиция, прекрасная осведомленность в истории евреев, знакомство с христианской и иудейской литературой позволили ему предвосхитить некоторые выводы библейской критики 19-20 вв. В 448 императорским указом все имеющиеся списки Против христиан( христиан апостольских? или наоборот против ранних-аристократических??? Или приверженцев Митры, похожих на ранних христиан) подлежали уничтожению, и в результате от огромного труда Порфирия почти ничего не сохранилось. (!!!!) Соч.: Жизнь Пифагора, Жизнь Плотина, в кн.: Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1986; О пещере нимф, в кн.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 2, М., 1988; О воздержании от мясной пищи,- "Человек", 1994, № 1-6. ПЛОТИН (204/5-270) — древнегреческий философ-платоник, основатель неоплатонизма. Единственный источник сведений о его жизни — написанная его учеником Порфирием Жизнь Плотина (уж не автобиография ли самого Порфирия?! Автор). Плотин родился в г. Ликороле, Египет (на этом основании его в позднейшей литературе именовали "египтянином"). Обратился к изучению философии достаточно поздно, на 28 году жизни: 11 лет он был учеником Аммония ("Саккаса") Александрийского, после чего, сопровождая войско императора Гордиана (с Ордой передвигался. Автор), отправился на восток с целью изучения философии персов и индусов. После возвращения из неудачного похода поселился в Риме (244-245), начал собственную преподавательскую деятельность. Развивая философию в традиционном платоническом духе, Плотин поначалу ничего не записывал, пока его об этом не попросили его ученики Амелий и Порфирий. После смерти Плотина все его записанные сочинения опубликовал Порфирий(!!). Он придал всему изданию систематический характер (т.е. расположил трактаты не в хронологическом порядке их написания, а в тематическом- создав в неком смысле путаницу для историков. Автор) и назвал их Эннеады, т. е. девятки, потому что все 54 трактата были распределены на шесть частей по девять трактатов в каждой части. Принято ссылаться на трактаты по изданию Эннеад, обозначая римской цифрой одну из шести эннеад (I-VI), а арабской — порядковый номер трактата внутри эннеады (1-9). В первой эннеаде собраны трактаты, посвященные антропологии, во второй и третьей — природе и космосу в целом, в четвертой — учению о душе, в пятой — об уме, в последней шестой — о едином. Таким образом, план корпуса воспроизводит структуру платонического универсума, продвигаясь от более низшего к высшему. Сочинения: Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб, 1995; Эннеады. СПб, 2004.