Этим летом мне довелось посетить два непохожих друг на друга, но абсолютно замечательных города –
Лондон и
Эдинбург. Путешествовали своими силами, без помощи туроператора, забронировав соответствующие отели в каждом из двух городов через сервер Booking.com и получив таким образом заветную визу. Получение визы не вызвало никаких проблем, хотя многие туристы и писали о возможных сложностях. Кстати, отзывы «бывалых» туристов нам очень пригодились – огромное спасибо авторам, кто делился опытом и давал нам очень полезные советы! Вот и я, побывав в
Великобритании, решил написать информативный рассказ о всяких полезных вещах для туристов, поскольку таких отзывов встречается, к сожалению, не так много. Чаще всего я наталкивался на подробные очерки о тех или иных достопримечательностях, что тоже нужно конечно, но практические субъективные советы не менее важны, так как о них в путеводителе не прочитаешь. Надеюсь, другие авторы не будут возражать, если я кое-где буду с цитатой обращаться к некоторым советам из их рассказов. Кроме бесценных отзывов соотечественников я также использовал очень полезный путеводитель по Лондону Галины Рэмптон из серии «orange-гид» с оранжевой обложкой. И вот, собрав все свои мысли, личные впечатления и все доступные материалы по Лондону, я начинаю свой длинный, но надеюсь, информативный и полезный рассказ. Для удобства я его разбиваю на тематические подразделы.
Пункт первый. Аэропорт Heathrow
Еще находясь в
России, я прочитал отзыв туриста, суть которого заключалась в том, что нужно по возможности сидеть по правую сторону самолета (если смотреть с хвоста) и смотреть в оба, когда самолет начнется снижаться. Сам я этому совету, к сожалению, не следовал, но как выяснилось зря. Лондон уникален тем, что самолеты там приземляются не просто над самим городом, но прямо над его центром, то есть настолько близко к историческим памятникам, насколько это наверно возможно! Во всяком случае с земли складывается именно такое впечатление. Поэтому согласитесь, воспользоваться интересной возможностью лицезреть Лондон, низко пролетая над ним, весьма кстати. Находясь на земле, удивляешься высокой частоте пролета самолетов. Они идут на посадку один за другим, причем так, что одновременно видишь в небе сразу два самолета, а временные «гэпы» встречаются довольно редко и бывают крайне непродолжительными. В этой связи вполне объяснимо, почему нашему самолету не давали посадку, вследствие чего мы были вынуждены покружить над городом. Получается, что вылетев из
Москвы чуть позже, мы потеряли свою очередь в этой авиапробке и поэтому были вынуждены кружиться, пока не появится свободное «парковочное место».
Сам аэропорт Heathrow бесспорно производит впечатление очень мощного авиа-хаба, однако архитектурно он, конечно, уступает парижскому Charles-De-Gaulle International. Приземлившись в аэропорту, мы достаточно быстро прошли паспортный контроль, хотя многие и писали, что приходится стоять в длинных очередях по часу и отвечать на уйму вопросов. Примечательно, что пассажирам бизнес-класса давали специальные бумажки, по которым можно было пройти паспортный контроль еще быстрее, чем простым пассажирам. Еще меня немало удивило, что у вылетающих из Heathrow пассажиров нет процедуры прохождения через зеленые/красные коридоры и паспортный контроль, то есть специально визу тут не проверяют, оставляя это на совесть самих пассажиров. Говоря это, я, конечно, немного утрирую, но тем не менее, это действительно удивляет. Зато при такой системе регистрацию и все сопутствующие процедуры на обратном пути мы действительно прошли довольно быстро. Удивило также и то, что металлодетекторов в Heathrow на удивление на порядок меньше нашего Шереметьево. Улыбнуло то, что при попытке провоза жидкостей на борт самолета, вы можете быть оштрафованы на 30 минут дополнительного ожидания (до этого вас естественно несколько раз проинформируют, что жидкости надо выложить).
Что касается шопинга и еды, то цены в аэропорту приятно удивили – такой наценки, как в российских аэропортах, здесь нет. Да, всё действительно стоит немного дороже, чем в городе, но вполне в разумных пределах. Причем, в аэропорту есть даже нормальный продуктовый магазин, не говоря уже о многочисленных кафе.
Важной чертой лондонского аэропорта является то, что к нему проведено метро, что вообще большая редкость, тем более для такого крупного европейского города. Поэтому в общем то вместо электрички можно просто сесть на ветку метро и добраться до отеля, что мы и сделали. Примечательно, что метро проходит до каждого из четырех корпусов аэропорта.
Пункт второй. Транспорт
Лондонское метро стоит того, чтобы прокатиться на нем хотя бы один разок. Все же как ни крути, фирменные красно-белые поезда давно стали одной из визитных карточек города. Само метро мне показалось весьма удобным, а ездить в нем вполне комфортным. В целом, оно очень напоминает парижское, но французское метро мне показалось чуть более красивым, приятным и удобным. Как и в
Париже, станции метро в Лондоне, в отличие от московских, в первую очередь преследуют функциональную цель, а уже потом дизайнерскую, вследствие чего эти станции часто имеют довольно неказистый вид. Многие станции расположены очень близко друг с другом, поэтому едва успеваешь приготовиться к долгому переезду, как поезд уже приезжает к другой станции. Кстати, некоторые ветки метро, например DLR, вообще примечательны отсутствием машинистов как таковых, - поезд управляет сам собой!
Ориентироваться в метро с одной стороны легко, так как есть много показателей. С другой, иногда все же возникают вопросы, так как нужно точно знать не только свою станцию, но и по конечную для этой ветки, чтобы правильно выйти на свою платформу. Иначе вы рискуете попасть в не очень увлекательный, но очень жизненный лабиринт. Также нужно внимательно следить за электронными указателями, так как на одной платформе поезда могут идти по совершенно разным направлениям. Помимо этого, стоит отметить, что в лондонском метро довольно узкие переходы, много лестниц, но при этом часто можно воспользоваться лифтом, чтобы уехать наверх.
Также необходимо знать, что лондонское метро очень нестабильное, с чем я сталкиваюсь впервые. То есть поезда легко могут опаздывать и ездить не совсем периодически в силу тех или иных ситуаций. «Чаще всего в качестве извинения за испорченную симфонию лондонские «подземщики» используют таинственное объяснение "Signal Failure". Не верьте им. Под " Signal Failure" буквально понимают сломанный датчик - тот датчик, который в обычном состоянии должен ждать прохода одного поезда и выставлять красный свет другому, тем самым регулируя расстояния между ними. Но управление транспорта)понимает "Signal Failure" куда шире и использует его как синоним необъяснимому происшествию в лондонском метро, приведшему к задержке», - пишет один из туристов. Хорошо, что нас эта проблема не сильно коснулась. Вместе с тем, когда мы ехали в метро с сумками из аэропорта, один из выходов на платформу в метро был вообще почему-то закрыт, и пассажирам предложили ехать по другой ветке метро с дальнейшей пересадкой.
В системе оплаты проезда мы разобрались совсем не сразу. Просто купить единичный билет здесь не получится. Во-первых, из-за зональности, во-вторых, в связи с тем, что большинство покупает билеты через специальные автоматы, а остальные стоят в большой очереди.
Мы по совету многих туристов купили карту Oyster, дающую право на проезд в любом городском транспорте, кроме такси и скидку на поездки по реке. Очень важно не забывать фиксировать на ней выход из метро, иначе денежный депозит, который туда кладется, могут не возвратить. Просто как выяснилось, не все станции метро имеют выходы, на которых необходимо проводить картой. Кстати, если вдруг вы не рассчитали стоимость и ваш счет на карте вышел в «минус», то из метро вас не выпустят. В этой ситуации вам нужно будет доложить деньги на карточку рядом с самим турникетом на выходе из метро.
Существуют и другие проездные. «Мы приобрели себе экономичный вариант билета "Day Travelcard off-peak". Такой билет действителен после определенного утреннего "пикового" часа (по-моему, таким "пиком" является 8.30) и до самого вечера. Карточка, позволяющая путешествовать по ней в пределах 4-х зон метро, стоила 5 фунтов 40 пенсов. Для сравнения, чтобы добраться из 4-ой зоны проживания в 1-ю (центр!) мы должны были отдать около четырех фунтов в одну сторону! В общем, экономия получалась приличной!», - пишет один из туристов. «Если едете на 6-7 дней - выгодно покупать Travelcard. На 1-3 зоны такая карта на 7 дней стоит 23.10 фунтов. Вроде бы дорого, но это себя оправдывает. Можно ездить в пределах зон на метро и автобусе. Можно покупать и карту на каждый день - но такая карта стоит 4.50 в день и начинает действовать с 9:30», - поясняет другой турист.
Также мы пользовались и наземным транспортом, а именно знаменитыми двухэтажными «дабл-деккерами», которые давно и прочно стали визитной карточкой Лондона. Правда сейчас настоящие классические даббл-деккеры ездят в основном только по маршруту 15, охватывающему центр (
трафальгарскую площадь и дальше в сторону Тауера, - что идеально подходит для туристов). В классических «дабл-деккерах» нет дверей и можно запрыгивать в автобус на заднюю платформу в любом месте, - хоть на перекрестке, -правда естественно для ловли «зайцев» там стоит контролер. А вот в обыкновенных современных дабл-деккерах (Plaxton, Scania и другие) контролера нет, и вход осуществляется через переднюю дверь. Турникетов там нет, но перед водителем расположен терминал, и необходимо провести карточкой. Хотя даже если она не сработает, возможно, вас все же пустят внутрь, и в этом случае вы проедете бесплатно. Вообще автобусов в Лондоне ездит очень много, 90% из них двухэтажные, поэтому возможности попасть на второй этаж и сесть спереди достаточно много. Особенно это интересно сделать вечером или ночью. Именно так мы однажды ехали, - кроме нас и водителя в автобусе вообще никого не было)). Ночью кстати ездят и свои ночные маршрутные автобусы, а есть и специализированные автобусы, например «диско-басы». Кроме того, я видел даже абсолютно черный зловещий «дабл-деккер».
Что касается маршрутов «дабл-деккеров», то можно сказать, что их направления движения и расписание абсолютно прозрачны. Подойдя к остановке, можно сразу понять, куда от нее можно уехать, и, найдя заветную точку, понять, на какой номер автобуса сесть, и сколько его ждать. Во всяком случае, вечером и ночью мы ездили именно на автобусе, т.к. это с одной стороны интереснее, а с другой стороны надежнее, так как многие станции метро рано закрываются.
Также в Лондоне курсируют специальные туристические автобусы для просмотра достопримечательностей. Так, 3 автобусных оператора - London Sightseeing Tour, London Original Tour и The Big Bus Company проводят ознакомительную экскурсию по городу по принципу “спрыгнул-запрыгнул” (hop on – hop off), что тоже достаточно удобно. Но мы этим не пользовались.
Пренебрегали мне и услугами такси, хотя прокатиться на кэбе очень интересно. Однако туристы пишут, что за посадку таксист берет 2 фунта и далее по счетчику по расценке около 1.5 фунтов за километр. Причем естественно поймать кэб – это максимально потратиться на такси. А если заказать такси по телефону, то это может обойтись вдвое дешевле. Но тогда вас может подбросить не кэб, а простая легковушка. И если за вами приехал не кэб, вы можете не расстраиваться, так как компания-производитель этих машин уже давно принадлежит китайцам, и сами кэбы там же и выпускаются.
Еще одним видом транспорта для долгих переездов является железная дорога. Мы ею пользовались, чтобы добраться до Эдинбурга и сделали это без проблем. Хотя один из туристов в своем рассказе и убеждал, что «железная дорога в
Англии ненадежна, так как без конца проводятся всякие инженерные работы и потому, что разные отрезки ж/д принадлежат разным компаниям, и без конца забастовки». Однако на железной дороге все равно можно с бОльшим комфортом и гораздо быстрее добраться до пункта назначения, чем на автобусе.
Наконец, некоторое время назад в связи с грядущей олимпиадой и желанием разгрузить движение в Лондоне, появились прокатные площадки велосипедов. Масштабнейший по инвестициям проект профинансировал местный Barklays Bank, чьи эмблемы и красуются на этих великах. По своей сути система проката аналогична парижской. Но специальные велосипедные дорожки есть в Лондоне отнюдь не везде. Кстати, для аренды велосипеда есть и альтернативные варианты. «Байк напрокат можно взять в веломагазине на Tooley st. За 12 фунтов в день с залогом $200», - пишет в отзыве один из велосипедистов, рекомендующий кататься по Ричмонд-парку.
Пункт третий: достопримечательности центра Лондона
Прежде всего, надо сказать, что нам очень повезло с
погодой в Лондоне. Несмотря на стереотип о том, что в Лондоне всегда дождливо, дождя не было и в помине ни в один из семи дней пребывания в столице Британии. Так что пасмурной мы Британию не увидели.
Хотя до поездки туда мы читали отзывы совсем другого толка: «Зонтик можете даже не брать - сгниет за неделю, т.к. не будете успевать его сушить. Одевайте вещи с капюшоном, как сами англичане». А вот с тезисом о том, что все одеваются совершенно по-разному - «одновременно на улице часть людей одета в пальто, плащи и шляпы, а другая часть по-летнему: в футболки, топики и платья» - мы согласны.
Другим немаловажным моментом стали сложности ориентирования в городе. Удивительно, но в отличие от того же Парижа, британцы очень неохотно пишут названия улиц на домах. Можно пройти по улице не один десяток шагов, прежде, чем где-нибудь будет написано название улицы. Я уж молчу, что номера домов вообще не пишутся. И еще одна «фишка» Лондона – это то, что многие улицы начинаются с одним названием, а продолжаются с другим, которое и бывает основным для этой улицы. Естественно, карты отражают только основное название, поэтому первое время у нас были «непонятки» из-за этого. Например, первые несколько кварталов Baker Street носит имя Portman Street, а потом улица, никуда не заворачивая, переходит в Baker Street. Так что будьте внимательны!
Знакомство с городом для меня началось с района «
Сохо» и театрального «Ковент Гардена». Это довольно интересные для посещения районы. О «Сохо» у всех свое мнение. «Сохо - родина шоу-бизнеса, киностудий и международного кулинарного искусства - находится рядом с районом театров и имеет богатую историю и культурную традицию». «Сохо - гнездо разврата в Лондоне. Много геев, грязноватые стриптиз-шоу и кинотеатрики с порнофильмами». Доля правды есть в каждом из этих мнений, но мне этот район запомнился в основном по обилию пищевых заведений азиатской кухни.
«Ковент Гарден», расположенный недалеко от «Сохо», был когда-то пастбищем Вестминстерского Аббатства. Сейчас в «Ковент Гардене» центром притяжения не только для нас, но и судя по всему для других туристов, на удивление оказался не сам театр, а Palace Theater (я его сразу вспомнил по фильму Вуди Аллена «Матч Пойнт»). Этот театр легко запомнить по характерной фигуре туфли наверху, и именно его можно считать «сердцем» Ковент Гардена. Кстати, недалеко от Ковент Гардена на Лейстер-сквер есть популярный среди туристов киоск, где можно купить билет на мюзикл, причем в день спектакля продают билеты с очень большой скидкой. Многие пишут, что за час до спектакля можно купить билеты за пол-цены, но это происходит отнюдь не всегда. Впрочем, мы так и не сходили на мюзикл, так что к этим примечаниям ничего добавить не могу.
Нагулявшись по «Ковент Гардену», можно выйти уже в сторону самого-самого центра Лондона. Для меня классический центр Лондона – это район
Биг Бена, улица Whitehall, Downing Street, трафальгарская площадь и Picadilly Circus. Начну рассказ с Picadilly Circus, так как именно через нее пролегал наш путь. «Эта площадь, днем довольно пустынная, в вечернее время заполняется толпой, жаждущей развлечений. Здесь начинается совсем другой, неофициальный Лондон», - пишет про нее один из туристов. Собственно, меня Picadilly Сircus не сильно впечатлил, - да, мы видели то самое здание, на которое выводится реклама coca-cola, sanyo и все прочее, однако сама площадь очень маленькая, и кроме этого здания взгляду не за что зацепиться.
Трафальгарская площадь тоже немного не соответствовала ожиданиям. Площади с колоннами так или иначе есть во многих европейских городах. То же самое правда можно сказать про арки. Во всех городах они есть, но Парижская триумфальная арка одна. Для меня априори в отношении всех площадей с колоннами лучше всех должна была быть именно Трафальгарская площадь. Но на деле к примеру римская Пьяцца дель Пополло мне показалась более красивым и магическим местом, не говоря уже про Париж. А так, конечно, Трафальгарская площадь – это из категории must see. Кстати, прямо на ней и находится Национальная Галерея.
От Трафальгарской площади через специальные запоминающиеся мини-арки идет дорога под названием Mall в сторону
Букингемского дворца, при этом по левую сторону располагается «Сэнт-Джеймс парк», а по правую – «
Грин Парк». Соответственно за Букингемским дворцом находится арка Велингтона, после которой начинается «
Гайд Парк». Мы были около Букингемского дворца в выходной и пришли специально, чтобы посмотреть смену караула. Собственно, сама смена началась минут на 10 позднее намеченного и продолжалась более часа (!!!). На мой взгляд, церемония была очень сильно растянута во времени и от этого была совершенно нединамичной, и часто было просто непонятна суть отдельных процедур церемонии. Однако посмотреть эту церемонию стоит хотя бы потому, что британский караул сложно спутать с другим: уж очень красиво и торжественно он выглядит. Обычно караул состоит из трех офицеров и 40 солдат в знаменитых огромных медвежьих шапках. Всадники в сопровождении оркестра проделывают путь по улице Mall, огибают памятник королеве Виктории и оказываются перед дворцом. Кстати, немного удивило, что ворота Букингемского дворца служат воротами для некоторых гражданских машин и грузовиков, въезжающих на территорию. Хотя все движение по Mall было перекрыто, до церемонии грузовик и легковая машина свободно въехали в ворота и остановились прямо около дворца, тем самым испортив вид на него.
Собственно, если от Трафальгарской площади пойти не по улице Mall, а завернуть на не менее известную улицу Whitehall, то вы придете к Биг Бену. По Whitehall стоит пройтись, чтобы во-первых увидеть многочисленные пабы, а с другой, увидеть Downing Street. В створе Downing street можно из-за заградительных барьеров посмотреть на официальную резиденцию английского премьера Дэвида Кэмерона. Ближе к входу в не пускает полиция. И вот пройдя чуть дальше, перед нами открывается Биг Бен. Причем открывается неожиданно, что бесспорно впечатляет, особенно вечером. Если же идти к Биг Бену через Regents Street мимо «Сент-Джеймс парка», то тогда Биг Бен откроется ожидаемо, - такой подход удобен для фотосъемки. Хотя в отношении фотосъемки меня больше всего поразили «горячие» итальянки, которые почти забрались на фонарь около Биг Бена и оттуда прыгали вниз, пока их коллега фотографировала их в прыжке на фоне Биг Бена. Мы прошлись мимо Биг Бена по мосту, обошли его со всех сторон, а также дошли до Вестминстерского аббатства, вход в которое стоит 8,5 фунтов. Там же рядом располагается Вестминстерский парламент. В парламент есть экскурсии, причем прямо на сами заседания. Это, так сказать «реалити-шоу», которое дает представление о том, какими должны быть настоящие парламентские дебаты. Правда посетители все же отделены от депутатов глухим стеклом, плюс пробираться туда очень долго по времени. Однако в наше время посещения, парламент не работал в связи с летними каникулами, так что этот момент мы пропустили.
Если идти от Биг Бена свернуть на набережную, то можно дойти до следующей важной достопримечательности – собора Святого Павла, а если идти еще дальше – увидите Тауерский Мост. Но это скорее, ориентиры для понимания, так как идти до Тауера придется очень долго. А вот до собора Святого Павла идти не так долго, причем по достаточно красивой набережной.
Итак, пройдя по мосту возле Биг Бена и свернув на набережную налево перед собой сразу видишь «Аквариум», а далее колесо London Eye. Сложно представить, что оно стоит там всего лишь с 2000 года, - настолько большим спросом оно пользуется у туристов. На набережной много так называемых «живых статуй» и развлечений. Вечером в одном из зданий там вообще была мега-дискотека. Вдоль набережной стоят скамейки, поэтому всегда можно сесть и насладиться видом на Лондон. Кстати, если вы смотрели фильм «Близость» (с Джулией Робертс, Натали Портман, Джудом Ло, Клайвом Оуеном), то персонажи Робертс и Оуена по сюжету знакомятся именно там. Кстати, на набережной есть причалы, и можно также спуститься к песку. Пройти вдоль набережной вплоть до галереи Тейт и Миллиниум бриджа, как мы планировали по карте, нам не удалось, так как после моста Лондон Бридж набережная была закрыта на ремонт, и ее надо было бы обходить по внутренним кварталам. Поэтому мы свернули на «Лондон Бридж», с которого кстати открывается вид на собор святого Павла, правда менее интересный, чем с «миллениум бриджа». Также хочу отметить, что под «Лондон Бриджем» (если спуститься по лестнице вниз) есть интересный местный рынок, где продают овощи, фрукты, сладости и все прочее. Напротив этого рынка располагается недостроенный небоскреб.
Ну а наш путь пролегал до собора Святого Павла. Внешне этот собор напоминает Ватикан и Вашингтонский
Капитолий. Более того, позже мы даже нашли практически «двойника» этого собора в другой части Лондона. Внутрь собора вход платный (7-9 фунтов, причем как пишут туристы, деньги за вход начали брать еще в 1709 году), но мы зашли туда во время службы бесплатно. Кроме того, можно подняться и на колоннаду собора, преодолев 520 ступенек, - оттуда открывается вид на деловые районы Лондона. Вокруг собора тоже интересно погулять, так как с разных сторон собор воспринимается по-разному. Около собора есть множество сетевых кафе и забегаловок, а также большой современный торговый комплекс, который сложно не заметить.
Обойдя храм, мы прошли по миллениум бриджу в сторону «Тейт Модерн» и пошли дальше по набережной в сторону Тауерского моста. В отличие от набережной, по которой мы шли ранее, эта набережная постоянно прерывалась, и ее приходилось обходить по внутренним кварталам. Тем не менее, у нее был свой колорит, особенно когда была возможность выйти из внутренних кварталов к воде. Разумеется, на большинстве «кусочков» набережной располагались замечательные с точки зрения уюта и открывающегося вида кафешки. Так что прогуляться по этой части набережной тоже приятно, особенно вечером. Наконец, мы вышли к Тауерскому мосту и Тауеру. Прежде всего, нас удивило современное стеклянное здание в виде шара прямо около тауерского моста (City Hall) и парочка небоскребов за ними. Там же неожиданно проходила выставка, посвященная
Турции. Но это не шло ни в какое сравнение с тем, что происходило на другой стороне
Темзы, где огромное количество людей стояло в очереди, чтобы взять пластиковые перчатки и покопошиться в песке и воде. Люди вытаскивали оттуда какие то камешки и предъявляли какому-то мужику, который их критиковал и принимал лишь некоторые из них. Для нас так и осталось загадкой, что там происходило. Впрочем, я немного отвлекся... Мы прошлись по знаменитому Тауерскому мосту и вышли к Тауеру. Хочу отметить, что совершенно случайно в один из дней мы стали свидетелями развода моста! Так что это явление вполне ординарное.
Сам Тауер представляет собой тоже достаточно интересное сооружение. Вход внутрь стоит 11 фунтов. Мы туда не заходили, но на крепость было интересно глянуть и снаружи. Пресловутых черных воронов мы там тоже не видели.
Рядом с Тауером располагается деловой центр Сити. Он имеет отдельную юрисдикцию, и по традиции королева не имеет права заходить на территорию Сити. Основной точкой притяжения делового района является небоскреб, который называют «огурцом», и где располагается швейцарская страховая компания. Вы наверняка вспомните этот «огурец», так как я с ходу могу назвать не менее 5 недавних фильмов, где показывали этот небоскреб. В рабочее время в Сити скапливается примерно полтора миллиона человек. Нашим упущением было то, что мы пошли в Сити в выходной, когда деловая жизнь сошла там на нет, и не было ни одного «белого воротничка». В самом «огурце» естественно тоже не было никакой активности, - он попросту был закрыт. Поэтому поговорить можно было только с проходившими мимо полицейскими, но они не очень подробно рассказали про это здание. Сам «огурец» кстати напомнил мне известный барселонский небоскреб Torre Agbar, - внешне они достаточно похожи. Тем не менее, около этого небоскреба приятно погулять, чтобы прочувствовать деловой Лондон. Естественно, «огурец» - не единственный небоскреб в Сити, - не менее интересна другая высотка – банк Lloyds, которая очень-очень сильно по своей архитектуре напоминает Центр Помпиду в Париже, так как у них один архитектор. Больше посмотреть в Сити нечего, так как квартал достаточно небольшой. В этой связи в Лондоне есть другой деловой квартал – «Доклендс» (Docklands, метро Cannary Wharf), который располагается еще дальше от центра Лондона и еще дальше от Тауера, но в котором сейчас сосредоточено в разы больше финансовых учреждений и коммерческих компаний, чем в Сити.
Если время позволяет вам съездить в «Доклендс», то советую это сделать. Добраться туда можно на метро по ветке DLR, причем поезда там ходят без машиниста, что тоже довольно необычно. Выходя из станции метро Cannary Wharf попадаешь в настоящее царство небоскребов и рай для офисного планктона. «Белые воротнички» здесь присутствуют в большом количестве. Для них тут есть даже местная газета, где фокус сосредоточен исключительно на самом Доклендсе и способах хорошо провести там нерабочее время. Во время обеда в Доклендсе вообще ажиотаж – центральная площадь вся сплошь занята «белыми воротничками», включая немногочисленные газоны. При этом, на время обеда в центре района открываются палатки, продающие разную доступную свежеприготовленную еду, поэтому в обеденный час пик там просто не протолкнуться. Еще здесь есть большой торговый центр, вполне пригодный для покупок. Обращает на себя внимание и ресторан с говорящим названием Smolensky's.
В целом мне понравился Docklands, хотя все же он достаточно однообразный в отличие от парижского «дефанса». С другой стороны, «Доклэндс» больше «дефанса», и здесь своя неповторимая атмосфера. Однако было очень интересно посмотреть, где располагаются офисы Ситибанка, HSBC банка или аудиторской компании KPMG. Тем более, что некоторые небоскребы здесь самые высокие в Европе. Жаль, что как и в случае с Сити, ни в один из этих небоскребов просто так на экскурсию не пускают, поэтому ни одного панорамного снимка я так и не сделал. Но и британцев можно понять – как никак именно в Доклендсе в 1993 году произошел теракт.
Обратно в центр города можно доехать как на метро DLR, так и на двухэтажном автобусе, но удовольствие это сомнительное, так как во-первых, днем там пробки пробки, во-вторых, автобус едет по беднейшим индийским кварталам. Так что на втором этаже приятнее кататься по центру города.
В один из дней я кстати решился подняться на колесо обзора London Eye. Все же за несколько дней пребывания я не нашел в Лондоне ни одной нормальной панорамной точки, поэтому именно с этой целью я и решил подняться на колесо. Подготовительный этап занял примерно 50 минут. Это время ушло на очередь за самым базовым билетом и на основную спиралевидную очередь на колесо. Попутно мне предлагали бесплатно посмотреть видео про историю этого колеса, но я отказался, предпочтя увидеть все воочию. За время стоянии в межнациональной очереди из темнокожих африканских бизнесменов в пиджаках до разговорчивых итальянских туристов мне кстати пришлось 3-4 раза предъявить свой билет и показать содержимое сумки. При этом, небо хмурилось, и я с опаской поглядывал на кабинки. Однако, во-первых, они абсолютно герметичны, а во-вторых, дождь так и не пошел. Процедура захода в кабинки весьма проста – надо успеть туда вбежать, пока она двигается на нижнем уровне. То есть влезать и вылезать из кабинки надо прямо на ходу.
В рассчитанный на 25 человек стеклянный футляр запускают порядка 10 человек. В центре кабинки есть места для того, чтобы посидеть, кроме того попутно люди ходят с фотоаппаратами по кабинке, чтобы успеть запечатлеть красивые виды. Так что такого ужаса, как описанная кем-то толчея народа в кабинке, нет и в помине, - все вполне цивилизованно. В хорошую погоду кстати открывается вид на 25 километров вокруг. Сами виды из кабинки не такие впечатляющие, как в Париже. Причина вполне проста – в 80-ые в Лондоне понастроили много современных на тот момент зданий, многие из которых сейчас уже смотрятся неказисто. Тем не менее, эти постройки не сносят, как гостиницу «Интурист», и они продолжают слегка портить вид Лондона. Иногда в них даже располагаются пятизвездочные отели вроде Radisson. Таким образом, при вращении колеса стремишься выхватить основные достопримечательности города и полюбоваться на них с высоты, а вот лицезреть красоту отдельных маленьких зданий или построек в отличие от Парижа здесь не приходится. Само колесо кстати приходит круг минут за 30 – вначале наиболее интересно, а к концу уже ожидаешь, когда приедешь. На выходе с колеса вам демонстрируют сделанные фотографии во время того, как колесо вертелось, и если фото вам понравилось, вы можете его купить.
Как итог, могу сказать, что мне понравилось, но цена за это удовольствие в размере 20 фунтов – это конечно слишком много в сравнении с той же
Эйфелевой башней в Париже. Спасает лишь то, что можно покупать комбинированные билеты, например, London Eye+музей Тюссо, и тогда у вас будет скидка. Если же цена для вас не кусается, то можно вообще почувствовать себя VIP-персоной, воспользовавшись услугой "Fast track", которая стоит 25 фунтов, зато дает возможность явиться ко входу за 15 минут до указанного в билете времени, сразу пройти на посадку и получить в подарок книжку-сувенир.
Кстати, как пишет один из туристов, «вид на город ничуть не хуже можно посмотреть и со смотровой площадки большого немного овального стекляного здания на берегу реки напротив Лондонского Тауэра - и причем совершенно бесплатно - но туда пускают только по выходным и перед впуском проверяют сумки - меры предосторожности».
В заключение стоит еще отметить тур по Темзе – в среднем он стоит 10 фунтов в зависимости от маршрута, но мы им не воспользовались.
Пункт четвертый: парки и пикники
Как писал один из туристов, в Лондоне ни много ни мало 143 парков и скверов. И это действительно так. Парки занимают огромную площадь Лондона. Тот же «Гайд парк» или «Риджентс Парк» представляют собой абсолютно необъятные зеленые массивы, простирающиеся на значительную площадь. А уж небольшие скверы в Лондоне можно сыскать невооруженным глазом, - всех и не перечислишь. Упомяну лишь несколько из скверов, мимо которых я проходил - Berkley Square, Bloomsbery Square, Russell Square, Charterhouse Square. Все скверы были обнесены специальными ограждениями, поэтому иногда бывали закрыты. При этом примечательно, что практически на всех скамейках в парках и скверах прибиты мемориальные доски в память тех или иных людей, которые пожертвовали свои деньги на обустройство этого парка или сквера.
Отдельно отмечу сквер Charterhouse, который расположен недалеко от лондонского музея и примечателен расположенным на нем слегка необычным бордовым кирпичным домом. Он представляет собой не что иное как дом, где жил другой известный британский сыщик Эркьюль Пуаро. Учитывая, что действие романа Агаты Кристи происходит несколько ранее, чем этот дом был построен, это здание стараются особо не афишировать в отличие от раскрученного дома Шерлока Холмса. На доме даже нет таблички, что там жил Пуаро. Но понятно, что в силу того, что это здание неоднократно фигурирует в фильме, фанаты Агаты Кристи легко установили местоположение этого здания и дали его адрес. Примечательно, что район Лондона, где расположен дом Пуаро мне совсем не понравился, однако сам дом Пуаро расположен в очень тихом и уютном месте. Если не ошибаюсь, в этом доме жила и сама Агата Кристи.
Впрочем, я немного отвлекся. Скверы, конечно, хороши, но не идут в сравнение с парками. Самые известные парки – «Гайд парк» (Hyde Park), «Риджентс парк» (Regents Park), а также «Сент-Джеймс парк» (St. James park) и «Грин парк» (Green Park), располагающиеся по разные стороны Букингемского дворца.
Отличительной чертой всех парков являются стриженные и ухоженные газоны, интересная ночная подсветка отдельных деревьев, наличие красивейших цветов и живности, а также повсеместные пикники. В обеденное время все газоны просто усыпаны людьми, хотя скамейки при этом могут быть свободны. Считается нормальным не только есть на газоне, но и спать на нем. Причем вдвойне необычно увидеть, когда на газоне загорает или вообще спит человек в костюме с галстуком. Мы сами тоже приобщились к «пикниковой» традиции и остались довольны! Так, когда в обеденное время мы зашли в Sainsbury’s Local около «Грин-парка», кассирша заранее зная ответ спросила, идем ли мы в парк на пикник. Так что смело советую приобщаться к этой милой британской традиции. Приятно на все сто, да и дешевле, чем любой поход в ресторан.
Что касается самих парков, то мне больше всего понравился «Риджентс Парк». Чтобы в него прийти из центра, нужно выйти на «
Бейкер Стрит» (Baker Street) и пройти по ней до конца. Парк состоит из нескольких частей – тут главное, как в матрешке, терпеливо добраться до последней и самой главной. Уже на входе парк радует красивым прудом и плавающими в нем лебедями, гусями и прочими жителями. Сами они часто выходят на сушу и подбираются вплотную к ограде, а при желании и перелезают ее, подходя к скамейкам и прося угостить их едой. Не стоят в стороне и местные голуби, а также белки с многочисленных деревьев. В общем готовьтесь быть щедрыми). Мы тоже немного покормили гусей, но надо сказать, они довольно избирательны в еде. Про белок я вообще молчу – они не согласились есть орехи. Потом мы выяснили, что до нас их уже накормили, причем так плотно, что хватит на месяц. После нас испанцы, не уловившие этого момента, долго, упорно, причем на высоких тонах пытались уговорить белок все же отведать их орехи и потом дико удивленные пошли дальше.
Посидевшие на скамейке в «Риджентс парке» возле элитного Regents College мы отправились дальше. Выйдя из этой части парка на улицу и свернув налево в противоположную от маленького мостика сторону мы вышли в основную часть парка. Вот там нас ожидали восхитительные клумбы цветов, причудливый красивейший японский садик, а также красивейшие тропы. Даже в местные туалеты здесь вели красивые и извилистые тропинки. «Риджентс-парк окружен роскошными террасами – переходящими друг в друга ампирными особняками, украшенными барельефами опять-таки на античные сюжеты», - пишет один из туристов. «Риджентс-парк – огромный, зеленый, с японскими садами, прудами, кишащими водоплавающей живностью, и розовым садом королевы Марии, где клумбы с розами всех форм и видов уходят в бесконечность, а среди них на полосатых шезлонгах (пять фунтов за аренду) возлежат счастливчики, которым повезло попасть в парк во время цветения оных», - пишет один из туристов. В общем чудесный парк.
На территории «Риджентс-парка» кстати располагается также зоопарк (!), небольшой ресторан, где весело засмеялись, когда я их спросил про Fish&Chips, а также какой-то закрытый клуб, откуда изредка доносились звуки музыки и веселья. Впрочем, осмотрев эту часть парка, мы вышли из нее и направились по мостику к часовне, оказавшись уже в довольно красивом районе, где располагалась целая череда внешне похожих друг на друга красивых зданий кремового цвета. Одно из них оказалось элитной бизнес-школой, а другое, как я понял, и есть «тот самый музей Тюссо».
Нисколько не меньше «Риджентс-парка» нас впечатлил «Сэнт-Джеймс парк». Не заметить его невозможно – он расположен рядом с Букингемским дворцом в противоположной стороне от «Грин Парка». В отличие от «Риджентс-Парка» он полон туристов, поэтому лучше сюда приходить ближе к вечеру. В этом парке также есть пруд с лебедями, гусями и утками, которых можно покормить и также есть восхитительные цветы. «Здесь нас ждали богатая контрастами палитра только что распустившейс