Идея отправиться в круиз до
Стокгольма мной вынашивалась давно: я в шведской столице был несколько лет назад, был в ходе тура
Финляндия-
Швеция-
Дания, и, кстати, после этого бестолково организованной поездки окончательно перешёл на рельсы самостоятельности - то, как был устроен тот вояж, меня, извиняюсь за тавтологию, никак не устраивало...
Новую попытку я предпринял этой осенью, когда, наконец, совпали сразу несколько факторов, в том числе отпуск на три дня и спецпредложение компании "Tallink" на отправления из Турку. надо сказать, что на сайте
http://www.tallinksilja.ru/ru/ были и
круизы из
Хельсинки, и примерно в ту же цену, то есть 110 евро за каюту класса "B", однако пассажиры тех паромов, что уходят из столицы Финляндии, проводят в Стокгольме гораздо меньше времени, чем их коллеги, стартующие с западного побережья страны, фактически шесть часов против двенадцати. Вдобавок, мой план поездки сулил возможность заодно посмотреть Турку, где я был проездом и толком ничего не успел, а на третий день следовало добраться до старинных и очень красивых кварталов Раумы: раз уж мы оказались в том районе, грех было туда не съездить.
Стандартный тур похожего свойства стоит 109 евро за человека при размещении в двухместной каюте класса "Турист-1". Сюда входит переезд до Турку с остановкой в Хельсинки, проезд на пароме, обзорная экскурсия по Стокгольму и обратная поездка, занимающая обычно целый день, так что его, в принципе, можно списать в утиль. Первый день, по большому счёту, тоже надо списать в утиль, так как автобусы отправляются в путь около полуночи, и до вечера, когда группу погрузят на паром, возможности выспаться ни у кого не будет. К тому же, туристический автобус, как правило, набит битком, и там даже вытянуть ноги некуда по определению.
В подобных условиях я ездить давно отвык, да и другим советую не портить себе отпуск. Скажем, та же поездка в индивидуальном исполнении на полутуристических автобусах, что каждый день возят народ в Хельсинки, обойдётся ненамного дороже: 15 евро до Хельсинки, 20 за автобус до Турку, 55 евро за каюту, и 35 евро за дорогу обратно - все цены даны на человека. Мероприятие выходит сопоставимым по затратам, только автобусы будут полупустыми, и в них можно будет отоспаться...
Мой план, основанный на поездке автомашиной, был ещё менее напряжным, потому как предусматривал полноценную ночёвку на пути туда. Стало быть, мы выехали вечером в пятницу, удачно пересекли границу около девяти вечера, когда на обоих КПП было шаром покати, и к полуночи оказались в районе Хельсинки, где я забронировал отель "Pilotti".
Об этой гостинице надо сказать поподробнее, ибо она даёт уникальную возможность сэкономить на парковке в аэропорту Вантаа. Смысл операций: на некоторых сайтах номер там стоит 55 евро, что без малого равно стоимости парковки рядом с аэропортом на две недели. Вот только люди, прожившие в "Pilotti" хотя бы одну ночь, имеют право оставить на гостиничной парковку машину на срок до 14 дней совершенно бесплатно. Словом, приехав с вечера и рассчитывая на утренний вылет, можно культурно отоспаться, отдохнуть, позавтракать и уехать в аэропорт на бесплатном шаттле! Сплошные выгоды, как ни крути, и я не зря выбрал именно эту гостиницу, находившуюся совсем рядом с третьим объездным кольцом: нам потом по нему удобно было двинуться в сторону Турку.
Мероприятие прошло как нельзя удачно, и хотя лично меня посреди ночи пару раз будили топавшие по коридору постояльцы, у которых был ранний вылет, моя половина дрыхла как убитая и, по её словам, отлично выспалась..
После завтрака мы двинулись на запад Финляндии, сделав по дороге остановку в городке Сало, чтобы увидеть тамошнюю церковь - я большой любитель подобной архитектуры. Свет моих очей ещё успел прошвырнуться по магазинам, так что на улицы Турку мы прибыли в очень хорошем расположении духа.
О прогулке по самому старому городу Финляндии лучше рассказать отдельно, так что я сразу перейду к практическим проблемам, связанным с посадкой на паром.
Первое дело, с которым нам предстояло справиться - поиск бесплатной парковки. Как известно, в стране Суоми с этим делом весьма туго, так что я не зря подгадал всё мероприятие к выходным: в финских городах действует практически незыблемое правило не взимать деньги за стоянку автомашин с трёх-четырёх часов дня субботы до восьми-девяти утра понедельника. Вот, значит, мы и встали на прикол субботним вечером, а забрали машину спозаранку в первый день новой недели, как только вернулись из круиза. Таким образом, всё время пребывания автомобиля прекрасно уложилось в нужный срок без забот и хлопот.
Лишь много позже я узнал, что совсем неподалёку от терминала "Сильи" (которая теперь "Таллинк") есть вполне официальная парковка, за нахождение на которой платить не надо. Стало быть, нужно двигаться из центра города в сторону порта по Linnankatu, она же Slottsgatan - улица идёт практически параллельно реке, и только на последнем этапе уклоняется от этого соседства. Вот там- то и надо искать бесплатную парковку: других в окрестностях порта Турку я как-то не видел.
Бесплатная парковка находится сразу за железнодорожным переездом, но не доезжая до замка Або; как только переезжаешь рельсы, нужно сразу сворачивать направо и чуть погодя опять направо, на большой пустырь. Там обыкновенно паркуются разные работяги, но так как засыпанная гравием площадка довольно велика, места хватает всем.
Единственное, что омрачало наш успех на этом поприще - моя недоработка по части расстояний. Собственно говоря, будь я один, это обстоятельство не играло бы существенной роли, но так как хрупкой девушке было сложновато пройти на каблучках почти три километра, под конец прогулки моя спутница стала посматривать на меня несколько искоса. Хорошо, что к тому моменту впереди показался внушительный силуэт старинного замка Турку, а там уж и до терминала "Сильи" было рукой подать.
В полученном нами электронном бронировании имелось суровое предупреждение, что, дескать, пассажиры должны пройти регистрацию как минимум за полчаса до отправления, а тем, кто прихватил с собой машины, следовало вообще явиться за час. Мы как примерные туристы явились с запасом, ожидая увидеть возле кассовых окон толпы народа, и были очень удивлены отсутствием пассажиров. Точнее говоря, пассажиров-то было хоть отбавляй, только кассами они совсем не интересовались.
Это были сограждане, прибывшие в турпоездки...
Их было нетрудно определить по привычке стоять толпой и по измождённому виду: почти сутки в автобусе даром не проходят ни для кого...
Другую преобладающую категорию составляли молодые финны, чьи намерения насчёт круиза не оставляли сомнений; следующим утром, выходя из каюты на завтрак, мы едва не зашибли дверью одного такого круизника, мирно устроившегося прямо на полу...
Единственную, пожалуй, ошибку за всю поездку мы сделали именно тогда, перед посадкой, потому как в зале ожидания за пропускными пунктами было яблоку негде упасть, а посадочных мест оказалось совсем мало. Пришлось довольно долго томиться посреди накопителя. Кое-кто расположился, конечно, на полу и на собственных чемоданах, но лично для меня такое времяпрепровождение не является нормальным. Курильщикам было проще - для них наверху, с левой стороны накопителя оборудована открытая терраса, где можно было не только предаваться вредным привычкам, но и созерцать паром во всей его красе. Остальным пассажиром оставалось лишь ждать, когда же наконец красавец-корабль покинет предыдущая партия людей и двери откроются на вход. Ей-богу, знай я про такую катавасию заранее, можно было бы сразу после получения на руки бумажных билетов - а нам вместе с талонами на завтрак кассир выдал по предъявлению распечатки брони, - отправиться смотреть крепость Або или ещё как-нибудь с пользой провести время. Словом, открытия посадочных ворот мы дожидались словно манны небесной.
И вот - свершилось! Ворота открылись аккурат без пяти минут восемь, то есть фактически за четверть часа до отплытия, и огромные полчища ожидающих ринулись вперёд так, словно им пароход был обещан под разграбление; при входе на борт штатный фотограф обычно делает снимки пассажиров, однако в данном случае плотность потока была настолько велика, что далеко не все лица вошли в экспозицию.
Каюта нам досталась на десятой палубе, довольно тесная (на обратном пути, когда мы плыли на "Silja Galaxy" места в нашем распоряжении было побольше), но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Главное - не было слышно соседей, хотя кое-кто из молодёжи определённо намечал устроить тусовку, так как ряд дверей тут же оказался распахнут настежь, а в проёмах, соответственно, маячили уже основательно заложившие за воротник рожи.
Значительная часть людей, похоже, сразу улеглась спать, потому что на верхней палубе при отплытии присутствовало от силы три дюжины человек. Я отлично помнил, что в аналогичной ситуации прошлого заезда мы были наверху фактически одни-одинёшеньки, и только ещё пара фигур составляла нам компанию. С другой стороны, тогда на дворе стояла зима, и не было видно ни зги, так что, по большому счёту, и надрываться было не резон. Но теперь, когда Турку предстал перед нами с высоты 12-ой палубы, отсутствовать на смотровой площадке мне показалось просто глупым...
Впрочем, я, пожалуй, знаю, в чём загвоздка, и винить пассажиров парома не могу: мы, положим, выехав загодя, культурно переночевали в отеле, основательно позавтракали, спокойненько посмотрели жизнь финской глубинки, подзакусили в Турку напоследок и прибыли на борт в бодром настроении. Напротив, участники групповых туров, составляющие подавляющее большинство русскоязычных пассажиров, всех благ цивилизации были лишены. Судите сами: они отправились в путь около полуночи или даже под утро, что, по-моему, равнозначно - выспаться не удастся ни так, ни так. За последующие восемь часов им пришлось проделать приличный путь до Хельсинки, и путь этот не был усыпан розами. В конце концов, мы несёмся по вечерней трассе так, что только, прямо как в пословице, пыль столбом, и успеваем проскочить от Петербурга до финской столицы за 5, максимум 6 часов. Мы не стоим возле туалетов, мы не меняем валюту, мы нигде надолго не останавливаемся, а если останавливаемся, то на считанные минуты. Мало кто об этом задумывается, но чтобы сходить в туалет одному человеку, достаточно пары минут. Если же речь идёт об автобусе, то подобная "техническая остановка" займёт как минимум полчасика. Аналогично дела обстоят с дьюти-фри, с проверкой паспортов и так далее, отчего каждое отдельно взятое ерундовое дело сливается с другим и получается печальный итог. Так вот, не поспав толком и даже не позавтракав, туристы оказываются в Хельсинки, где им преподносят так называемую "обзорную экскурсию". Это мероприятие "отлично" идёт по утреннему холодку, и после пары выходов из автобуса туристы, возвращаясь в его тёплое нутро, просто валятся с ног от желания поспать. Я вот, например, практически никогда в транспорте не сплю, но дорогу в Турку не помню вообще, так как вырубился разу, как только нас окончательно рассадили по местам и стартовали на запад. Были у меня какие-то смутные воспоминания о том, что где-то возле кольцевой дороги мы подбирали тех, кто желал попасть в водный парк "Серена", и кого отвезли туда полутора часами ранее. Фактически, очнулся я, как и все попутчики, только внутри сильевского терминала - неудивительно, что почти вся наша группа повалилась спать, стоило ей только добраться до кроватей.
И вот за это "удовольствие" люди заплатили, как я уж говорил, 110 евро с человека. Мы же отдали по 55 с носа за каюту, 27 за отель рядом с Хельсинки, и бензин нам обошёлся в 60 евро за двоих на путь в тысячу двести километров. Итого мероприятие вышло по 112 евро за каждого из нас, и при этом куда интереснее, легче, приятнее и увлекательнее - как это всегда бывает при самостоятельных поездках...
Ночь прошла без происшествий, вот только утром пришлось вставать спозаранку, чтобы успеть подкрепиться. Я прекрасно помнил, насколько обилен и разнообразен был сильевский завтрак, и в этом плане паром ничуть не подвёл, так как там присутствовали как мои любимые тефтели, так и сыры, а когда всё это можно сопроводить несколькими чашками капуччино, то утро для меня сразу преображается, пусть даже оно такое раннее...
Нас ведь высадили на шведский берег около шести часов по местному времени, так что над местностью едва занималась заря. Утренний ветерок залезал за воротник, так что мы сочли разумным для начала укрыться в терминале и осмотреться.
В здание, украшенное эмблемой "Silja Line", нам надо было и по другой причине: на рейсах из Хельсинки пассажиры отбывают обратно тем же паромом, что их вёз в Швецию, а вот с поездками из Турку сложнее, так как корабль сразу уходит обратно, и вечером отбывающие садятся на другое судно. Нам же нужно было где-то оставить вещи, и хотя я точно знал про существование камеры хранения на Центральном вокзале Стокгольма, не лишне было поинтересоваться, как с этим делом у паромщиков.
Шведский терминал оказался даже меньше финского, хотя устроен он, пожалуй, ничуть не хуже. Первое, на что упал наш взгляд при выходе из длинной "трубы", присоединённой к парому - длинные ряды ячеек камер хранения. Их было там великое множество, и только тот факт, что работали они от шведских крон, остановил наш порыв сразу разместить там вещи. То есть кроны-то у нас были, поскольку их без сучка и задоринки меняют в информационном центре круизных судов, вот только требуемых трёх монеток по 5 крон в нашем распоряжении не имелось. Мы даже пошли в буфет и купили там бадью кока-колы, рассчитывая попутно получить мелочь на сдачу, однако девушка за стойкой довольно грубо сказала, что монет у них самих мало. Выручил нас дяденька из числа местной обслуги, попивавший кофе неподалёку: у него уже были заготовлены как 5-кронники для малых ячеек, так и десятки для больших.
Забегая вперёд скажу, что хранить вещи в паромном терминале Стокгольма куда выгоднее, нежели на столичном вокзале, потому как последний требует за ячейку 50 крон супротив пятнадцати, за которые провернули дельце мы.
Между тем, прибывшие довольно проворно рассосались, частью отправившись в метро, частью рассевшись по автобусам. Нам же спешить было особо некуда, так как мне казалось, что в седьмом часу утра слоняться по Стокгольму радости особой нет: мне отлично были памятны прошлогодние картины утреннего Хельсинки, заваленного мусором после ночных гуляний. То есть к девяти часам дворники навели порядок, однако в половине пятого город смотрелся совершенно ужасно, и эта картина надолго врезалась мне в память - я-то полагал, будто финны аккуратны и чистоплотны.
Спроецировав этот опыт на шведские условия, я почёл за благо покамест прогулять пешочком по стокгольмской периферии, и свет моих очей всецело эту идею поддержал, считая, что, дескать, прогулка по холодку приведёт её в чувство. Прогулка нас и в самом деле приободрила, вот только к её окончанию мы основательно замёрзли...
Пока мы идём по Lidingovagen, скажу пару слов насчёт погоды: перед поездкой я тщательно изучил прогнозы и пришёл к заключению о справедливости шутки насчёт того, что метеоролог наподобие сапёра ошибается тоже один раз, но, в отличие от последнего, делает это один раз в день. Действительно, на пяти разных сайтах имелось пять прогнозов, суливших нам последовательно проливные дожди, сплошную облачность, переменную облачность с возможностью лёгких осадков, просто переменную облачность и, наконец, яркое солнце. Как обычно, я остановился на том прогнозе, который сулил наибольшее благоприятствование, так что всё должно было пройти прекрасно.
Первые шаги по шведской земле нам, признаюсь, пришлось сделать не скоро: терминал связан стеклянными галереями как с местным отелем, так и с довольно удалённой точкой на Tegeluddsvagen. Оттуда, кстати, рукой подать до станции метро, надо только следовать указателям и, согласно им, поворачивать сперва направо, а на ближайшем углу налево, после чего станция будет совсем рядом. Останется только пройти примерно сто метров по тоннелю, и дело в шляпе - через десять минут вы будете в самом центре столицы Швеции.
Мы же этот способ презрели и двинулись вперёд по пустынному проспекту, так как торопиться в центр, повторю, было всё равно было не за чем, ибо магазины, кафе, музеи и прочие заведения должны были открыться ещё не скоро, а бесцельно сидеть на вокзале нам не хотелось. Поэтому мы потихоньку топали на юго-запад, держа курс в центр Стокгольма.
Дальнейшие события показали, что план этот был верным, хотя, надо сказать, мы здорово замёрзли по дороге, так как оделись слишком легко - даже ранняя осень в Швеции обдаёт холодком поутру...
Зато уже через каких-то пятнадцать минут похода нам встретилась первая достопримечательность: почти сто лет назад шведская столица принимала Олимпийские игры, и по такому случаю местные власти соорудили громадный по тем временам стадион вместимостью пятнадцать тысяч человек. На открытие Олимпиады ожидался приезд множества королевских особ, так что архитектор Торбен Грют расстарался на славу, соорудив весьма живописную арену, схожую по дизайну с викингской крепостью. Думаю, шведский монарх и его коллеги остались очень довольны оформлением спортивного ядра; даже я, побывавший на многих стадионах, восхитился незаурядным дизайном комплекса.
Потом прогулка продолжилась, и, поскольку моя спутница несколько утомилась, мы устроили небольшую остановку в кафешке "7/11" на Sturegatan. Помнится, в аналогичном заведении я пил кофе ещё в прошлый приезд, и вот новое свидание успешно состоялось. Ароматная жидкость стоила относительно дорого: мой капуччино обошёлся в 20 крон, а эспрессо моей половины в 15 крон.
Кроме кофе можно было также приобрести различную выпечку, а в той части помещения, что была отведена под магазин, имелись всякие шоколадки, чипсы и прочая ерунда.
А вот чего в заведении не было, так это туалета, и бытовыми удобствами мы попытались воспользоваться позже, уже придя в район Kungsgatan. Там имелся аккуратненький "McDonald's", а в нём, конечно, туалетные комнаты, только вот провернуть операцию свет моих очей не смог. И дело совсем не в том, что шведы по примеру ушлых финнов закрывают кабинки на замок (в Хельсинки всем так надоели русские туристы, то и дело являющиеся отлить, что рестораны быстрого питания перекрыли этот доступ начисто) - всё гораздо хуже. И пока я изучал тяжеловесную архитектуру городского центра, моя радость вывалилась из закусочной с огромными глазами, дрожа всем телом. Я уж собрался идти выяснять, кто ж её так напугал, когда обнаружилось, что в туалете она встретила... крысу!
Крыса, по её словам, сказанным много позже, была вполне шведская, то есть аккуратная, упитанная и ухоженная, во что я охотно верю, ведь после того как в Дании приняли закон, обязывающий фермеров обеспечивать каждую свинью двумя метрами жилой площади, игрушками и освещением, можно поверить и в то, что крысы все наперечёт и владельцы точек общепита должны их кормить. В конце концов, у нас в стране не каждый ребёнок имеет игрушки и два метра жилой площади...
В общем, крыса, пусть даже по-шведски спокойная, несколько взволновала моё солнышко, так что нам пришлось проследовать на железнодорожный вокзал, чтобы там отсидеться и придти в себя.
На вокзале сейчас идёт ремонт, так что на особый комфорт рассчитывать не приходится, и всё-таки мы нашли себе уютные местечки рядом с выходом к аэроэкспрессу. Я сползал в основное здание, купил там ещё кофе, так что жизнь стала вновь налаживаться.
Наконец, пошёл девятый час, и мы тронулись в путь, надеясь застать врасплох старые кварталы района Гамла Стан. Но прежде чем мы окунёмся в узенькие улочки и старинную застройку, скажу пару слов про туристический офис, расположенный по соседству с вокзалом, на Vasagatan 14. У местной службы туристической информации есть несколько филиалов, разбросанных по городу, но этот находится совершенно оптимально, так что я советую в него обязательно заглянуть. У нас-то была на руках карта, оставшаяся с моего прошлого визита, а вообще в офисе можно получить не только карту, но также информационные буклеты, содержащие сведения о текущих культурных событиях и тому подобные данные. Кроме того, в офисе продаётся такая незаменимая вещь, как "Stockholm Card", сильно облегчающая жизнь туристу - шутка ли, на обеспечивает бесплатный вход в десятки музеев, проезд на транспорте, возможность устроить себе экскурсию на катере и много чего ещё. В прошлый приезд я сразу приобрёл "Stockholm Card", но теперь моя половина наотрез отказалась ходить в музеи, заявив, что желает посвятить весь день приятным прогулкам. А поскольку поездка была ей подарком, то возражать против такого незамысловатого планирования мне было как-то не с руки...
Стало быть, мы двинулись к Гамла Стану, от которого я ещё в прошлый приезд пришёл в неописуемый восторг, а теперь собирался повторно испытать те же ощущения. И это мне вполне удалось, поскольку атмосфера, создаваемая старинными и не очень старинными зданиями, не оставляет желать лучшего. Не зря сюда идут косяки туристов: всякому хочется взять и вдруг провалиться ненадолго в средневековье...
Тон всей прогулки задаёт, пожалуй, здание на соседнем острове Rydarholmen - Рыцарская церковь своим внешним видом сразу настраивает гуляющего на подобающий лад, благо её отлично видно справа по ходу движения, если двигаться от вокзала и выйти в итоге к Riddarhustorget. Постройка, датируемая XIII веком, успешно простояла многие десятилетия, и даже грандиозный пожар, из-за которого обрушилась церковная колокольня, не оставил следов благодаря искусныим реставраторам. Уж они-то постарались на совесть, ведь храм важен для шведов не только внешним видом, но и своей историей: в его стенах нашло упокоение множество королей, начиная с Густава-Адольфа, чьи войска когда-то захватили почти половину Европы. Это сейчас Швеция держит нейтралитет и сторонится любых конфликтов, а было время, когда Балтийское море чуть-чуть не стало её полной собственностью...
Да, XVII век был временем шведского расцвета, чего нельзя сказать о следующем столетии, а уж дальше и подавно - вся былая воинственность скандинавов постепенно сходила на нет, равно как и влияние страны. Сейчас бывший блеск сильно потускнел, и символом этого потускнения, на мой взгляд, является Королевский дворец. Для нас, жителей
России, он кажется одним сплошным разочарованием, ибо не идёт ни в какое сравнение с отечественными постройками такого рода. Тут нет ни позолоты, ни роскоши, и вообще залы выглядят как-то по мещански...
Ничуть не лучше дела обстоят и с Королевской сокровищницей: лично я предполагал, что в таком месте можно будет увидеть нечто экстраординарное, типа тех регалий, что хранятся, например, в британской Тауэре. Помнится, от осмотра шведских сокровищ меня натурально взяла оторопь, так как выглядели они мало сказать скромно.
Соседствующее со дворцом здание шведского парламента мне тоже не очень понравилось - я его счёл каким-то безликим, вяловатым. Кажется, автор проекта по фамилии Йоханссон старался совместить традиционную архитектуру и новые веяния современного ему начала XX века, но как-то не преуспел. Вышла у него монументальная постройка без запоминающихся черт, а мог бы он выстроить нечто более интересное, тем более что подходящие образцы зодчества совсем рядом, даже далеко ходить не надо.
Речь идёт о Сторкирке, главной церкви Стокгольма. Когда мы бродили по шведской столицы первый раз, я по достоинству оценил богатейшие интерьеры этой постройка, но снаружи рассмотреть здание как следует мне не удалось из-за пасмурной погоды. Теперь же, в солнечный денёк ранней осени, храм, являющийся незаурядным примером шведской готики, предстал перед нами в самом лучшем виде.
Компанию церкви, если так уместно выразиться, составляет шумная и набитая народом площадь Строторгет; если Гамла Стан без преувеличения можно назвать сердцем Стокгольма, то эта площадь является сердцем района Гамла Стан. Тут чрезвычайно живописный антураж, а небольшие кафе, расставившие столики по периметру территории, придают общей картинке совершенное очарование.
Среди прочих заведений я выделю заведение "Nybryggt", чьим важным достоинством является относительно низкая цена на мороженое, которое стоит тут 30 крон за два шарика. Устроиться за столиком в таком месте, поверьте, дорогого стоит...
Поев, мы двигаемся дальше, чтобы оказаться возле Немецкой церкви; на карте она обозначена как Tyska kyrkan. Здание появилось в шведской столице усилиями купцов с того берега Балтики, сформировавшим этакое лобби. Работы по сооружению храма продолжались четыре года, однако в 1641 году сдачей в эксплуатацию дело не ограничилось, так как свой нынешний внешний вид Немецкая церковь получила только в конце XIX века, когда к ней пристроили колоссальный шпиль.
Про Гамла Стан можно было бы рассказывать беспрерывно, тем более что обстановка на острове располагает к такому рассказу. Даже если вам надоели узенькие домики и улочки, а душа требует простора, решение находится моментально: пять минут пешком в любую сторону, и вашему взгляду открывается водная гладь. Вдалеке виднеются здания других районов, мимо скользят катера и прогулочные теплоходики - благодать...
Временем мы располагаем в избытке, так что позволяем себе провести какое-то время на скамейке с видом острова Ксательхолльмен в качестве бонуса. И всё-таки наступает момент, когда приходится сниматься с якоря и двигаться дальше - долг туриста, помимо прочего, заключается в осмотре достопримечательностей. И хотя я видел очень многое во время прошлого визита, моя спутница в Стокгольме первый раз, а это накладывает на меня обязанность показать ей как можно больше. Впрочем, я и сам не прочь познакомиться кое с какими зданиями получше, ибо, скажем, знаменитую стокгольмскую ратушу я так и не успел изучить надлежащим образом, гидесса просто приволокла нас к её стенам и дала пять минут на фотосъёмку. История здания осталась, естественно, за кадром, не говоря уже про подробный осмотр. Так что моё стремление ещё раз побывать возле ратуши понятно, и мы начинаем движение в тот район, стараясь держаться прямой как стрела улицы Stora Nygatan.
Такой путь выбран мной неспроста: я помню, что эта улица набита сувенирными магазинами, бутиками и кафешками, так что мы довольно неплохо проводим время. И хотя на главной торговой улице шведской столицы, Drottninggatan, цены на сувениры гораздо ниже, делать покупки именно в районе Gamla Stan особенно приятно...
Наконец мы выходим к набережной, и делаем подобающие снимки как Риддарфьорда, так и упомянутой ратуши. То же самое проделывают японские туристы по соседству, и это неспроста - кажется, весь цивилизованный мир знает, что именно в этом здании каждый год вручают Нобелевские премии. Остальное время ратуша открыта для посещения, так что нетрудно побывать внутри или хотя бы полюбоваться оформлением двора, стены которого местами затянуты плющом - очень живописное зрелище, доложу я вам...
Отдельно рекомендую выйти к южному фасаду ратуши, тому, от которого открывается вид на воду, и там посидеть, если, конечно, будет погожий денёк. Поверьте, это будет чертовски замечательное времяпрепровождение...
Отдохнув и попив сока мы двигаемся дальше; следовало бы попасть в центр города, но мы покамест делаем небольшой крюк, чтобы увидеть церковь Кунгсгольмс, расположенную по соседству. Храм, оказывается, очень приятен на вид, так как впитал в себя традиции шведского зодчества; автором проекта выступил Матиас Шпилер, руководивший строительством в последней четверти XVII века. Вокруг храма разбит небольшой парк, придающий постройке особый шарм...
Так уж устроена архитектура Стокгольма, что вроде как ничего сверхъестественного она из себя не представляет, а всё равно красиво выходит, особенно когда здания формируют общий ансамбль. Вот и с городской оперой шведской столицы дела обстоят как раз подобным образом: вряд ли кто-то осмелится назвать строение изящным, и всё же в окружении подобных, несколько тяжеловесных домов она смотрится достаточно гармонично, стоит, так сказать, на своём месте. Даже и не скажешь, что с Оперой связана жутковато- мрачная история, ведь в стенах её предшественницы был убит шведский король, из-за чего потом долго спектакли по понятным причинам не ставились. Потом всё-таки новый монарх сменил гнев на милость, и дела пошли своим чередом.
От площади выдающегося Густава Адольфа, пожалуй, самого известного правителя Швеции, рукой подать до площади Карла XII, чей вклад в мировую историю сделан Полтавским сражением. Я бы не стал называть одну из центральных площадей столицы именем короля, продувшего важнейшую войну и сложившего голову от случайной пули, но шведам, очевидно, виднее. Более того, Karl XII Torg пользуется достаточно большой популярностью у местных жителей, гуляющих и отдыхающих на её просторах. Зимой площадь украшают гирляндами огней и устраивают каток, так что жизнь не замирает с приходом холодов...
Гуляя по площади, обратите внимание на выглядывающее с её западной стороны здание церкви святого Якоба. Эта постройка достойна особого внимания, так как является чуть ли не самым старым храмом всего Стокгольма. Её возведение относится к последней четверти XVI века, о церковь существовала и до этого времени, просто раньше она была деревянной, а потом её облекли в камень.
Увы, к сожалению для этого незаурядного здания ему уделяют время совсем немногие прохожие, потому как большинство туристов спешат увидеть знаменитую набережную Страндваген. Прогулка по ней вдоль кромки воды, на мой взгляд, входит в число обязательных пунктов программы пребывания в столице Швеции, потому что и сама территория исключительно красива, и открывающиеся с неё виды безо всякого преувеличения можно назвать бесподобными...
Мне вот в прошлый раз не повезло в данном плане, потому что, во- первых, погода была довольно пасмурная, во-вторых, когда мы добрались до Страндвагена, уже подступали сумерки, и, в-третьих, мы тогда торопились попасть в Музей корабля "Васа", отчего пронеслись по местности фактически галопом. Теперь всё встало на свои места, и во время чинной прогулки нам удалость досыта насладиться стильной застройкой, относящейся к последней четверти XIX века. В общем-то, дома на набережной не очень похожи друг на друга, и всё-таки они все выдержаны в едином ключе, отчего созерцать этот ансамбль необыкновенно приятно.
Надо только быть осторожными в этом созерцании, потому как помимо пешеходных дорожек по набережной проложены велосипедные, а местные велосипедисты не очень любят, когда по их владениям разгуливают двуногие. Словом, держитесь основного потока, и если найдёте свободное местечко, непременно займите одну из скамеек, чтобы вкусить и панорам бухты, и разнообразие корабликов, ошвартованных вдоль берега.
Одной из характерных примет указанных панорам будет высоченная мачта, торчащая из загадочного вида постройки. Это и есть упомянутый мной выше корабль "Васа": обычно бывает так, что сперва строится здание, а потом в него завозят экспонаты, но тут было всё наоборот - старинный корабль подняли со дна, после чего его "окружили" музеем. Рвение шведов нетрудно понять, если знать, что им удалось заполучить в свои руки ценнейший экспонат, прекрасно сохранившийся образец деревянного судостроения. Его, видите ли, соорудили по личному приказу шведского короля, желавшего видеть свой флагман каким-то необычным. Флагман вышел и впрямь хоть куда, отличаясь от своих современников как размерами, так и количеством пушек. Вот только в погоне за всем этим великолепием монарх забыл об элементарных законах физики, и в 1624 году "Васа", с большой помпой отойдя от причала, через несколько сотен метров перевернулся и затонул...
Балтийская вода успешно сохранила доставшуюся ей богатую добычу, и когда водолазы обнаружили судно, оно было практически в полной сохранности. С великими предосторожностями специалисты подняли корабль на поверхность и провели тщательную реставрацию. Сейчас посетители музея могут по достоинству оценить габариты "Васы", и со смотровых площадок изучить его устройство.
Поблизости от Vasa Museet есть ещё три довольно популярных у туристов места. Наиболее интересным из них, на мой взгляд, является Nordiskamuseet, Музей Севера, сосредоточивший в своих стенах богатейшие этнографические коллекции. Положительные отзывы слышатся и от тех, кто посетил развлекательный комплекс Unibacken – сам я там не был, но слышал только хорошее. А вот где я был, но хорошего сказать не могу, так это в местечке под названием "Aquaria". Я тогда находился под впечатлением от будапештского «Тропикариума», и ожидал увидеть нечто подобное, в реальности же увидел более чем скромное количество тропической фауны и потом очень жалел, что поплёлся сюда, когда мог бы с куда большим успехом побывать в Военному музее.
Чтобы попасть в этот музей, придётся вернуться в район Страндвагена, где наше внимание для начала отвлечёт Oscarskyrkan; когда торопишься добраться до «Vasamuseet», то проскакиваешь мимо этого здания песнями, а вот на обратном пути оно открывается во всей красе. Что интересно, храм назван не в честь какого-нибудь святого Оскара, как это обычно принято, а по имени вполне земного человека, короля Оскара II, покровительствовавшего строительству. Видимо, это покровительство вдохновило автора проекта на кое-какие опрометчивые шаги, так что итог его трудов совсем не порадовал современников, у которых были свои представления о религиозном зодчестве. Потом всё-таки церковь примелькалась, и теперь это здание, выдержанное в стиле неоготики, стало важной
достопримечательностью Стокгольма.
С другой немаловажной достопримечательностью мы непременно встретимся на тылах Военного музея, потому как пропустить церковь Ядвиги-Элеоноры непростительно. Эта конструкция, возведённая восьмиугольником, была призвана максимально приблизить верующих к алтарю: в обычных храмах одни впереди, другие ютятся на задних рядах, а тут предполагалась максимальная демократия. Нечто похожее я видел в Мальмё, и вот история повторилась…
Я, признаюсь, планировал заглянуть ещё кое-куда, но тут свет моих очей вспомнил, что мы ещё не купили сувениры, и вообще ему обещали поход по магазинам – пришлось вспомнить, что такое действительно было обещано, и отправиться в соответствующий поход.
Район к востоку от железнодорожного вокзала полнёхонек торговыми точками. И там есть сразу несколько крупных центров, где вполне реально найти одежду и обувь со скидками; хорош, например «Ahlens City», занимающий целый городской квартал на Klarabergsgatan. Но если вам нужны сувениры, нет ничего лучше пешеходной улицы Drottinggatan, рассекающей городской центр пополам. Начинаясь у Королевского дворца, эта важная артерия уходит затем на север, и на всём её протяжении по обеим сторонам пути встречается масса магазинов, в том числе сувенирных. Цены в своей массе куда ниже, чем в Старом городе, а один магазинчик я должен выделить особо: на доме 19 висит вывеска «Style Council», и это означает не иначе как «самые дешёвые сувениры». Шутка! Цены, однако, совсем не шуточные, и открытки здесь стоят всего 1 крону, тогда как магнитики идут по 19 крон! Неудивительно, что в торговом зале может быть толкотня, но, как мне кажется, овчинка определённо стоит выделки…
Покупки идут тем более легко, что на улице царит непринуждённая атмосфера вечного праздника, так как по местности бродят беззаботные туристы, летом играют музыканты, а зимой всё расцвечивают праздничные гирлянды. Да, я чуть не забыл сказать, что помимо всего прочего Дроттнинггатан напичкана различными заведениями общепита! Тут можно найти и фастфудовские конторы, и приличные рестораны, и вполне демократические кафешки – знай только выбирай. Мы, правда, ничем кроме кофе не заинтересовались, потому что берегли силы на знаменитый и прославленный ужин «Silja Line», рассчитывая там наесться от пуза.
Нам, впрочем, ещё предстояло до парома добраться, но это дело, в сущности, ерундовое, потому что все операции занимают едва ли четверть часа и 44 кроны. За указанные деньги надо купить билетик метро прямо в одной из будочек перед турникетами, затем сесть на поезд до станции «Gardet». Садиться лучше в первый по