Недавно я совершил круиз по четырём скандинавским столицам. Нельзя не заметить огромного количества велосипедов, особенно в центре города. И везде велосипедистам уступают дорогу. В условиях автомобильных пробок, многие едут на работу в центр города на велосипеде, причём даже министры. Это и быстрее, и экологично, и полезно для здоровья. И нет проблемы «мигалок».
О велосипеде определённо можно сказать: это не роскошь, а средство передвижения. Преимущества его очевидны: можно быстро добраться туда, куда машина не проедет.
Велосипед – это будущее нашего прошлого. Сейчас у нас огромный выбор: от прогулочных до горных. Некоторые модели стоят по цене неплохих автомашин.
У меня в жизни было четыре велосипеда, и сейчас есть два.
Велосипед это образ жизни. Не только спорт, но и великолепный вид отдыха.
Люди на велосипедах путешествуют по миру, причём не только летом, но и зимой!
«Два часа езды на велосипеде заменяют мне секс! — откровенничает Ксения Собчак. — …Энергии на катание на двухколесном друге затрачивается столько же, сколько и на половой акт. Разница лишь в том, что удовольствие продолжается в разы дольше. Уж поверьте мне! Я знаю толк и в сексе, и в спорте».
Певец Олег Газманов объясняет свою любовь к велосипеду тем, что он не даёт артисту стареть. «Сяду на него — и как будто мне не 60 лет, а 20! Чувствую себя молодым, сильным, готовым к новым свершениям».
Велосипед – это транспорт будущего для больших городов, особенно мегаполисов.
И в
Париже, и в
Амстердаме, и в
Риме, – везде велосипеды можно взять в аренду для передвижения по городу. Заплатил – и добрался из одной точки города в другую.
Когда я был в Амстердаме, то заметил неписаное правило: «велосипедист всегда прав». В местном университете даже читают спецкурс по вождению этого вида транспорта. На каждом шагу в городе велосипедные парковки. Главная находится возле Центрального вокзала и рассчитана на семь тысяч велосипедов. Всего в
Голландии на 16 млн. жителей — 18 млн. велосипедов.
Почему-то жители голландской столицы предпочитают велосипеды старые и недорогие. Наверное, потому, что угон велосипеда одно из самых распространенных правонарушений. Ежедневно в Амстердаме крадут несколько тысяч двухколесных машин. Но похищенных «друзей» амстердамцы часто находят на блошином рынке, покупают вторично и ездят снова.
Велосипед становится всё более популярным. На днях в
Нью-Йорке папарацци засняли Леонардо Ди Каприо с его возлюбленной Блейк Лайвли во время совместного катания на велосипедах. В райдере сэра Пола Маккартни обязательным пунктом указан двухколесный велосипед.
В
Барселоне, где я был недавно, всего 20 лет назад поездка на велосипеде была опасна для жизни. А сейчас проложены велосипедные дорожки, со всех тротуаров сделаны аккуратные съезды, что удобно не только велосипедистам, но и инвалидам. В городе много стоянок, где велосипед сдаётся в аренду. Берёшь велосипед, платишь по карте и едешь куда надо; а потом сдаёшь на ближайшей стоянке.
В
Финляндии, куда питерцы ездят чаще, чем в
Москву, многие предпочитают иметь несколько не новых велосипедов, оставляя их в разных частях города без всяких замков.
У нас же оставить велосипед у супермаркета даже с замком, большой риск. Потому что ходят «спецы» с клещами, и быстро снимают любые замки и цепи.
Столица
Германии показалась мне самым велосипедным городом. Там на 3,7 млн человек длина велодорожек около 390 км. Велосипедисты в
Берлине составляют 13% от всех участников дорожного движения. И собираются ещё увеличивать протяжённость велосети. В Германии, если ты зашёл на велосипедную дорожку, то велосипедист может тебя сбить, и не будет нести ответственности, так как это ты нарушил правила, а не он.
Недавно я был в
Копенгагене. Там для велосипедистов сущий рай. В городе на 1,6 млн. жителей 330 километров велодорожек. Причём ширина велодорожки составляет 2,5 метра, и они приподняты над трассой на 10 см. Установлены даже счётчики проезжающих велосипедистов. И светофоры загораются раньше для велосипедистов. Велосипедисты подчас едут быстрее, чем автомобили.
А в родном
Санкт-Петербурге пока существует лишь 25-километровая велодорожка в Курортном районе, вдоль побережья Финского залива от Сестрорецка до Зеленогорска. Когда-то бывший губернатор Матвиенко будто бы велела создать велодорожку в Кировском районе. Но пока в Питере велодорожки составляют не более 6 километров. В Москве, для сравнения, длина велодорожек свыше 50 км, правда и сама Москва больше. Но и на 15-миллионную Москву всего лишь 50 км это маловато.
Часто спрашивают: почему в
России всё через одно место?..
Да потому что мы выдумываем свой велосипед, вместо того, чтобы скопировать существующий.
Если мы хотим вписаться в глобальный мир, нужно заимствовать имеющийся опыт, а не изобретать несовершенный, но зато свой.
Недавно комитет по транспортно-транзитной политике объявил конкурс на разработку концепции велосипедного движения в Санкт-Петербурге. Уже выделены 4,2 миллиона рублей для разработки концепции превращения Петербурга в велосипедную столицу страны.
Предполагается, что будут созданы велосипедные дорожки для «передвижения на велосипеде с деловыми целями». Но для этого нужно разработать карту велосипедных дорог, парковки и стоянки для велосипедов. Также необходимо сформулировать чёткие правила движения велосипедистов, организовать регистрацию велотранспорта.
Не менее трудная проблема – парковки для велосипедов. Попробуй у нас оставь велосипед – больше его не увидишь. В детстве я как-то оставил свой велосипед у книжного магазина. Украли!
Нужно подумать, как и кем будут убираться велопарковки в зимнее время.
Не представляю, как правительство Петербурга решит эту проблему, если проблему автомобильных пробок решить не может. Дороги и так узкие, пробки возникают постоянно.
Автомобилисты ездят как будто они в танке. Никто не хочет никому уступать дорогу. Так и хочется шмальнуть по ним...
Недавно один автомобилист убил другого, только потому что тот не уступил дорогу.
Но и автомобилистов понять можно. Недостаток стоянок заставляет их парковать машины на тротуарах, газонах, где попало. В Париже эту проблему решили, запретив проезд по выходным на набережные, организовав стоянки в центре города. В Финляндии требуют в обязательном порядке строить подземные паркинги под каждым новым домом.
«Хрустики» – так называют велосипедистов. А почему? Да потому что давят их немилосердно!
И потому наши велосипедисты ездят по пешеходному тротуару, пугая прохожих и часто наезжая на них.
Построить дорожки для велосипедистов ещё полдела. Велосипед – это проблема не только и не столько транспортная, это прежде всего проблема культуры. Нужно научить уважать пешехода, велосипедиста, пропускать перед собой, научиться уважать друг друга!
Я лично всегда пропускаю транспорт, потому что многие водители с лёгкостью сбивают пешеходов и как ни в чём ни бывало едут дальше. Меня однажды сбил мотоциклист, который ехал с неисправными тормозами. Я оказался на инвалидности, а уголовное дело на мотоциклиста прикрыли…
Что делать?
Я уже неоднократно предлагал увеличить стоимость страхования человеческой жизни. Может быть, зная о том, что придётся выплачивать огромные алименты всю жизнь, владельцы источника повышенной опасности будут ездить осторожнее, и не будут давить людей в таких масштабах!
А пока что давят пешеходов немилосердно, и кривая статистики ДТП растёт.
Устройство велосипедного движения в Санкт-Петербурге очень непростая проблема, это комплексная проблема. И без подъёма внутренней культуры её не решить.
Полагаю, что организация велосипедного движения в наших мегаполисах это для новой-старой власти своего рода экзамен на профпригодность. А то каждый несостоявшийся профессионал и отставной военный идёт в чиновники, полагая, что может быть хорошим руководителем.
Что я предлагаю? – Все на велосипеды! – Заставим власть работать!
Мой видеоролик «Круиз четыре столицы» можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post196372461/play
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –