Пребывание на Святой земле

Дата16.12.11 Хороший отзыв4 Ответов 1 Просмотрели3632

Пребывание на Святой Земле

24 февраля 2008 г., воскресенье
Наш самолет авиакомпании “S7” вылетел из аэропорта “Домодедово” в аэропорт “Овда”, который находится в 60 км от самого южного города Израиля - Эйлата. Самолет “Боинг 737-400” зеленого цвета, планировка салона – 3-3. Непосредственно взлет состоялся в 12-04. В числе пассажиров самолета была группа паломников, в основном женщин, вместе с сопровождавшим их святым отцом. Внизу долгое время были плотные облака и только над южными районами Турции небо прояснилось и некоторое время было ясно, пока мы летели над Средиземным морем. Но потом опять всё закрылось и до самого Израиля мы летели над облаками, ничего не видя внизу.
Приземлились в аэропорту “Овда” в 14-53 местного времени (-1 час от московского). Таким образом полётное время составило 3 ч. 49 мин. Погода в районе аэропорта облачная, сухая. Температура воздуха +180 С.
Аэропорт небольшой, одноэтажный. Вокруг каменистая пустыня. Ни одного деревца, ни одного поселения, кроме сооружений, обслуживающих аэропорт. При обратном вылете я узнал, что взлетно-посадочной полосой пользуется и израильская военно-воздушная база, которая находится по другую сторону от гражданского аэропорта. Из окна аэропорта даже видел, как садился истребитель зеленого цвета.
После паспортного контроля и получения багажа мы прошли к выходу, т.к. зала прилета в аэропорту фактически нет. Нас встретил представитель принимающей компании “Travellux”. Он сверил мою фамилию с имеющимся у него списком, разделил туристов, направлявшихся на Мёртвое море, от направлявшихся в Эйлат. Для нас был подан большой комфортабельный автобус, хотя нас было всего 9 человек. Выехали мы в 15-33. Двухполосное шоссе проходит через однообразную, слегка всхолмленную каменистую пустыню. Встречных машин было мало. В одном месте мы проезжали совсем рядом с иорданской границей, отмеченной двумя рядами колючей проволоки на металлических столбах и желтыми табличками на иврите и английском языке, запрещающих здесь находиться.
Постепенно стало темнеть. У Т-образного перекрестка повернули направо и стали постепенно, по серпантинам спускаться к Мёртвому морю. От перепадов высот стало закладывать уши. Спустившись до уровня моря, проехали мимо крупного предприятия по добыче минералов из солёной воды. Вскоре мы въехали на территорию отельного посёлка Эйн-Бокек. Водитель подъезжал к отелям, согласно имеющемуся у него списку, и высаживал туристов, которые должны там жить. Наконец автобус подъехал к отелю “Tulip Inn”, где вышел я и еще 4 человека.
Этот отель является старейшим в поселке Эйн-Бокек, ему уже 46 лет. Сейчас он, конечно, модернизирован – современный лифт, сантехника, ковролиновое покрытие и т.д.
На ресепшене находилась молодая светловолосая девушка. Поприветствовав нас по-русски с милым местечковым говорком, она быстро сделала ксерокопии с наших паспортов, выдала ключи от номеров, листовку с услугами отеля и объяснила, где мы будем питаться.
Меня поселили в 2-х местном номере 216 на 3-м этаже (там это считается 2-й этаж). Номер довольно заурядный – большой шкаф с раздвижными зеркальными дверцами, письменный стол, в левой тумбе которого находится небольшой холодильник. На столе – телевизор. Большинство каналов на иврите, один канал – на арабском языке, один – на английском, один канал – австрийский и 2 канала на русском языке – “Израиль плюс” и “РТР Планета”. Кроме того, в номере есть круглый столик со стеклянной столешницей, пластиковое кресло и телефон. Санузел совмещенный. Небольшой балкон обращен на восток, на зеленую лужайку, где растут пальмы и еще какие-то тропические деревья. По лужайке, мирно курлыкая, прогуливается семейство павлинов. На другом конце лужайки – бассейн с холодной пресной водой и небольшой ресторан-шалаш “Тадж Махал”, громкая музыка из которого мешала мне спать по ночам.
Поужинав первый раз в ресторане отеля, я разобрал нужные вещи из чемодана и лег спать.
25 февраля, понедельник
Утром отправился на завтрак. У раздаточного стола большая неожиданность. Лицом к лицу встретился с В.В.Пискуновым. Вот уж действительно мир тесен! Здесь же была и его жена Людмила Ивановна. Конечно, обрадовались, поговорили. Оказывается, он уже неделю живет здесь. Приехал на лечение. И уедет домой позже меня.
После завтрака мы встретились с Пискуновыми у входа в отель. Погода на этот раз была солнечной. Сели в минивэн “Крайслер”, принадлежащий отелю, и водитель отвез нас в Клинику Мёртвого моря, находящуюся примерно в километре от нашего отеля. Пока Виктор Васильевич проходил процедуры – массаж и грязелечение, мы с Людмилой Ивановной прогулялись по расположенному рядом пляжу. Обратил внимание, что в небе над Мёртвым морем иногда пролетают израильские боевые самолеты и вертолеты.
Было немного прохладно и купающихся в море было немного. Потом пришла администратор фирмы “Travellux” Эмма. Я заплатил ей 200$ за 2 экскурсии – в Иерусалим и в Назарет с посещением реки Иордан. Третья экскурсия – в Тель-Авив – была бесплатной и я на нее тоже записался.
По завершении лечебных процедур В.В. мы опять поехали на “Крайслере” в наш отель. Во второй половине этого дня мы с Пискуновыми проехали на пассажирской мототележке в соседний 5-ти звёздочный отель “Meridien David”. В этом отеле находится бассейн с теплой водой Мёртвого моря. Постояльцы нашего отеля по предъявлении пластиковой карточки также могут пользоваться бассейном этого отеля. При входе в бассейновый комплекс выдают банное полотенце и ключ от шкафчика для переодевания. Затем, омывшись пресным душем, можно спуститься в бассейн. В соленой воде нужно находиться не более 20 мин. Затем надо омыться пресной водой под душем. Повторный вход в бассейн с соленой водой рекомендуется делать через 20-30 мин. Вода – это фактически крепкий рассол. Нельзя допускать попадания в глаза и др. слизистые оболочки. В воде не утонешь. Она держит даже совсем не умеющего плавать. Кожа на теле становится какой-то маслянистой. Из территории бассейна можно выйти на открытый солярий – позагорать, если солнечно, или обветриться, если пасмурно.
Бассейном пользуются в основном люди среднего и старшего возраста. Молодежь предпочитает делать омовения непосредственно на пляже Мёртвого моря (У отеля “Meridien David” есть свой пляж, которым мы тоже могли пользоваться).
Находясь в солярии после купания в бассейне, я случайно бросил взгляд на гору, возвышающуюся над поселком Эйн-Бокек, и увидел, как с горы по тропе спускается большая группа людей. Это факт меня заинтересовал и я взял его на заметку.
26 февраля, вторник
В этот день состоялась первая экскурсия. В 8-30 к отелю подъехал автобус, где уже сидели отдыхающие из других отелей, и мы поехали в Иерусалим. Погода была пасмурной. Я захватил с собой шерстяную рубашку, ветровку и накидку от дождя. Все это весьма пригодилось.
Поехали по шоссе вдоль берега Мёртвого моря в северном направлении. Слева, на горе были видны руины древней крепости Моссада, принадлежавшей сначала царю Ироду, а позже ставшей местом кровавого противоборства евреев с римлянами. Дорога проходила мимо кибуцев, каких-то насаждений, покрытых плёнкой и искусственных плантаций финиковых пальм. Приехали на одну из стоянок, где помимо автозаправочных колонок, был небольшой магазин, кафе и туалет. Здесь к нам присоединился наш экскурсовод Геннадий, переселенец из России, хотя на еврея внешне не похож.
Поехали дальше, но уже в западном направлении, постепенно поднимаясь в гору. По пути видели жилища бедуинов – примитивные строения-шалаши из кусков фанеры, ржавого кровельного железа, камней и каких-то тряпок. Вокруг грязь и всякий хлам.
Во время этой и последующих поездок заметил, что на дорогах кое-где оборудованы блок-посты – шлагбаумы, где иногда проверяют документы у водителей и досматривают машины. В нескольких метрах – пулеметчик в полной боевой готовности, защищенный мешками с песком. Дороги также патрулируют полицейские джипы.
Вскоре приехали в Иерусалим. Город довольно большой, по площади равен Парижу, но по населению значительно меньше его. Расположен на холмистой местности. Высоких домов нет. Много храмов и мечетей. Почти все дома белого или других светлых цветов.
Плохо, что было пасмурно, прохладно и даже прошел небольшой дождь. Температура воздуха – 8-100С.
В Иерусалиме мы посетили почти все основные культовые места – Масличную гору, Гефсиманский сад, Храм гроба Господня, Александровское подворье, какую-то католическую церковь. Внутри Храма гроба Господня мы простояли довольно большую очередь, чтобы попасть в само святилище. Сам гроб – в маленьком помещении, т.н. кувуклии – основное место притяжения христиан всего мира. Над пещерой, где был погребен и где воскрес Христос, построена часовня, находящаяся под куполом огромного главного зала Храма гроба Господня. В кувуклии могут одновременно находиться не более 5-6 человек. Вход сделан низким, чтобы все, кто сюда входят, пригибались. Здесь же постоянно находится православный священник (грек). Желающие могут поставить здесь свечи.
В старом городе очень много узких торговых рядов. Торговцы – евреи и арабы – довольно назойливы, многие из них говорят по-русски (на необходимом для них уровне).
Обед у нас был в небольшом кафе самообслуживания (за свой счет). После обеда мы пришли к основной иудейской святыне – Стене плача. Перед входом на площадь перед стеной всех посетителей пропускают через раму и досматривают личные вещи. Одна, бÓльшая часть Стены, для молящихся мужчин, другая – меньшая – для женщин. Я подошел к Стене и коснулся её рукой. На площади постоянно дежурят военнослужащие (юноши и девушки) с автоматами за спиной. После посещения стены мы сели в наш автобус и поехали в Эйн-Бокек.
27 февраля, среда
Позавтракав, я решил совершить самостоятельное восхождение на гору над нашим посёлком. Погода, в отличие от вчерашней, была замечательной – на небе ни облачка. Вместо летних туфель я обул свои старые кроссовки, взял видеокамеру, штатив и темные очки. Двумя днями раньше я уже заметил то место, куда спустились с горы молодые туристы. Там есть табличка, на которой что-то написано на иврите. Отсюда я и начал свой поход. Пешеходная туристская тропа хорошо видна – она светлее, чем окружающая земля и камни. Кроме того, через определенные промежутки она маркирована знаками на камнях – это белый прямоугольник с вертикальной красной полосой. Подъем, в основном, несложный. Есть 3-4 трудных участка, для прохождения которых нужно использовать не только ноги, но и руки. Однако опасных участков нет, если не отклоняться от тропы. Чем выше поднимался, тем более красивые виды открывались. Иногда останавливался, чтобы сделать фото- и видеосъёмки.
На вершину горы я поднялся через 1,5 часа после начала подъема. Высота, по моим прикидкам, метров 350-400. Точнее сказать, это оказалась не гора, а краем плато, вернее Иудейской пустыни, круто обрывающейся перед Мёртвым морем. В западном направлении – никаких строений и признаков присутствия людей. Только сухая твердая земля, камни светлокоричневого цвета и редкие клочки растений. Зато виды вниз и вдоль побережья Мёртвого моря – потрясающие. Заметил в небе парящего орла, но пока наводил на него камеру, он куда-то исчез. Всё-таки не зря я поднялся сюда! Вдоль края плато я прошел еще метров 500, пока не вышел на самую высокую точку, возвышающуюся над нашим посёлком.
На этом месте из земли торчит металлический штырь высотой около 70 см и сложены два небольших каменных тура. В общем, наверху я пробыл минут 40, после чего стал спускаться вниз. Обратный путь занял у меня 1 час 10 мин.
Придя в свой номер, принял душ и выпил банку пива. Ноги с непривычки немного устали. Вечером, встретив на ужине Пискунова, не мог не поделиться с ним своими впечатлениями.
28 февраля, четверг
В этот день была запланирована экскурсия в Тель-Авив. Желающих из разных отелей набралось 15 чел. и для нас предоставили микроавтобус “Мерседес”. Сопровождал нас экскурсовод Олег - русский, но постоянно проживающий в Израиле и владеющий ивритом (возможно женатый на еврейке). Погода почти весь день была солнечной.
Наш путь пролегал через Иерусалим, так что дорога была уже знакома. Сам город мы объехали стороной и далее двигались по прекрасной автостраде №1, соединяющей Иерусалим с Тель-Авивом. В отличие от района Мёртвого моря земля здесь весьма плодородна. Кругом зеленые плантации, фруктовые деревья и обычные леса. Много поселений и небольших городков. Недоезжая Тель-Авива, мы посетили католический монастырь Латрун. Войдя через ворота в стене, мы оказались в саду, внутри которого находится храм. Зашли, посмотрели. Затем Олег провел нас в дегустационный зал, где можно попробовать и при желании купить вина, производимые монахами этого монастыря и продаваемые только здесь. Я перепробовал несколько сортов красных и белых столовых вин и купил бутылку крепкого (500) ликера из целебных трав.
Тель-Авив резко отличается от Иерусалима. Это вполне современный город. Сначала мы въехали в арабский пригород Яффо в южной части. Автобус остановился у арабского ресторана, где мы заказали себе обед. Пока он готовился, мы погуляли вокруг. Рядом – набережная Средиземного моря, мечеть и католический собор. Красивый вид на центральную часть Тель-Авива. Купающихся в Средиземном море я не видел. Видимо вода еще холодная.
После обеда мы поехали в центр города. Здесь везде современные здания, магазины. Город производит неплохое впечатление, но исторических достопримечательностей почти нет. Затем было посещение Израильской бриллиантовой биржи, где девушка-экскурсовод рассказала нам много интересного о бриллиантах и методах их огранки. Мы зашли в торговый зал, где продавались различные ювелирные изделия с бриллиантами. Кто-то что-то купил, а затем мы поехали обратно. Но возвращались мы уже не через Иерусалим, а по южной трассе, через г. Арад. В этом городе проживает почти весь обслуживающий персонал курорта, т.к. в самом Эйн-Бокеке жилых домов нет. От Арада до Эйн-Бокека около 30 км и всех работающих бесплатно возят автобусами туда и обратно.
29 февраля. пятница
После завтрака пошел на пляж отеля “Meridien David”. Народу довольно много – и пожилых, и молодых. Большинство испанцы. У входа на пляж выставлены 4 ведерка с лечебной грязью и все кто хочет, может намазываться. Я тоже намазался, хотя лицо и голову мазать не стал, как это многие делали. Вода в Мёртвом море была прохладная и я в нее не полез. Через некоторое время, омывшись под пресным душем от грязи и обсохнув, я пошел в отель “Meridien David”, где провел несколько часов в тепловодном бассейне и загорал в открытом солярии.
Пятница для евреев считается предпраздничным днем, фактически это субботний сочельник. На ужине в ресторане нашего отеля было много евреев, приехавших ещё днем, чтобы отметить шаббад. Служащий рассаживал их за отдельными столами и ставил им на стол бутылку вина (бесплатно). Лицам нееврейской национальности, в т.ч. автору и супругам Пискуновым, такое не полагалось. Но в целом выбор блюд на этот раз был гораздо богаче, чем в обычные дни.
1 марта, суббота
Я пришел на завтрак пораньше, т.к. в 7-30 должен приехать автобус на экскурсию в г. Назарет и район, называемый Галилея Христианская. Погода неплохая. Солнце в легкой дымке. Сев в автобус, мы поехали опять в северном направлении. Нашим гидом был опять Геннадий, который сопровождал нас 26 февраля в Иерусалим.
Через некоторое время приехали в г. Назарет, который считается одним из древнейших городом на Земле. Ему несколько тысяч лет. Внешне немного напоминает Иерусалим, но значительно меньше. Также расположен на холмистой местности. Нас подвезли к большому магазину, где мы пробыли минут 40. В основном торгует ювелирными украшениями и различной религиозной атрибутикой и сувенирами.
Из магазина мы пошли пешком по улицам и пришли в крупный католический Храм Благовещения. У Храма довольно большой двор, украшенный картинами на библейские сюжеты. Картины сделаны и привезены сюда из большинства стран мира, где есть католические конфессии, включая Украину, Армению и Грузию, но России почему-то нет. Внутри Храма тоже достаточно просторно.
После посещения Храма мы пришли в центр города, где сели в наш автобус и поехали из Назарета к берегу озера Кинерет или Галилейскому морю. Здесь на берегу, возле поселка Капернаум, посреди сада находится небольшая, но очень красивая Греко-православная Церковь 12 Апостолов с красными куполами. Желающие смогли написать и отдать служителю поминальные и заздравные записки и поставить свечи. Причем свечи ставятся не в подсвечники, как в русских церквах, а в ванночку с песком.
Я подошел к берегу и попробовал воду. Вода в озере пресная. В ней, в отличие от Мёртвого моря, водится рыба и плавают катера.
От Церкви 12 Апостолов мы поехали по шоссе вдоль побережья в южном направлении и заехали в поселок Табха, где ненадолго посетили католический Храм умножения Хлебов и Рыб.
Без остановки проехали курортный городок Тверия и вскоре приехали к берегу реки Иордан, вытекающей из озера Кинерет и впадающей через несколько десятков километров в Мёртвое море. В этом месте построено небольшое здание и другие сооружения для проведения ритуалов крещения или омовения.
Многие из нас купили или взяли напрокат белые рубахи и совершили обряд омовения. Я не стал делать полного омовения, т.к. был не совсем здоров. Подойдя по ступенькам к самой воде, я лишь трижды омыл лицо и трижды окунул нательный крест в Святую воду. Затем наблюдал за процедурой крещения в Иордане группы англичан.
От Иордана, сев в наш автобус, мы возвратились в Эйн-Бокек.
2 марта, воскресенье
После завтрака я собрал свои вещи и к 10-55 спустился в холл отеля. Сдал ключ и пластиковую карточку администратору. Перед входом в отель уже стоял микроавтобус в аэропорт. Поехали. По пути еще заехали в один отель, где взяли еще 2-х женщин, улетающих нашим рейсом на Москву.
Примерно через 2 часа мы приехали в аэропорт Овда. Очень долго ждали очередь на досмотр багажа и собеседование.
Вылет самолета задержался на полчаса. В холодную и дождливую Москву самолет прилетел уже поздно вечером.
* * * * *
За путевку я заплатил туроператору “Ванд Интернейшнл” 25460 руб. С собой взял еще 600 шекелей и 500 $, но истратил меньше половины.