Одно из самых потрясающих путешествий в
Греции, несомненно, поездка в Метеоры.
Когда я уже определилась с тем, куда поеду, встал вопрос, что же я буду там смотреть. Как всегда, залезла в Интернет и от видов Метеор просто обомлела.
Метеоры – это каменные столпы с совершенно отвесными скалами. Они как будто парят в воздухе. «Метеоры» по-гречески это и означает - «парящие в воздухе». Эти утёсы расположены недалеко от города Калабака, при выходе реки Пинеос на красивую Фессалийскую долину и их высота, примерно, 300 метров над уровнем долины.
Пейзаж открывается чарующий и бесподобный. Как природное явление оно является единственным во всём мире. Около тысячи утёсов и скал, которые издалека видны как каменный массив, неожиданно вырастают перед тобой, вселяя страх и восторг.
Все виды мы фоткали со смотровой площадки, которая находится на одной из вершин такого столпа, похожей на лысую голову. Примечательно, что площадка не огорожена. То есть находиться на ней надо аккуратно, а то и вниз сигануть недолго.
Научно доказано, что Метеоры имеют "морское" происхождение. То есть когда-то давно эти горы были рифами и находились под водой - отсюда такая их причудливая форма.
Немного из истории Метеор. В районе Фессалии были отмечены наидревнейшие поселения греков. Ещё Гомером было описано, что этот регион принимал участие в Троянской войне. В классические времена в этих местах жил знаменитый врач древности – Асклепий, который вместе со своими сыновьями создал лечебницу-Асклипион, где они и лечили своих пациентов. Говорят, что Асклепий – первый врач древности. (Если это не так, доктор из Питера меня поправит).
В византийский период этот регион внёс значительный вклад в создание мощного монашеского центра. Сама природа этих мест располагает к тому, чтобы уйти от внешнего мира и посвятить свою жизнь отшельничеству. Точная дата появления монашества в Метеорах не установлена. Во всяком случае, в 11 веке здесь уже имелись жилища аскетов-отшельников. Монахи жили внутри пещер или в маленьких кельях и каждое воскресенье или в большие праздники спускались для совместной литургии.
Немного позже, когда численность монахов увеличилась, был создан скит Стагон. Слово «стаги» происходит либо от «перевозчики зерна», так как в Фессалии произрастало много пшеницы, либо в результате небольшого деформирования слов «к святым», по-гречески «стус агиус» или Стагус. В 13 веке сюда прибыл влиятельный монах из Агиос Орос (так по-гречески называется полуостров Афон в
Халкидиках, где я жила) – Афанасиос, который обосновал первый монастырь на скалистой горе, называемой тогда Платилитос (плоский камень). Высота этой горы 619 м над уровнем моря, и она возвышается над всей местностью. Утёс он назвал Метеоро, так как он как бы висел между небом и землёй, и результатом этого явилось то, что весь горный ансамбль и в настоящее время называется Метеора. Вообще, греки произносят это слово МетЭора. Именно с Э посредине и ударением на эту Э. А мы, как проще, Метеоры.
В ту же эпоху другой монах Варлаам решил построить второй большой монастырь на противоположной скале. Примерно 200 лет спустя этот монастырь был закончен двумя братьями Нектарием и Теофаном. Туда то мы и направились после смотровой площадки.
Подъехали к воротам монастыря, а дальше пешечком по довольно высокой лесенке. Вы увидите на фото эту "лесенку в небо".
Требования при входе в монастырь такие: надо быть в юбке (кто в брюках или в короткой юбке, выдают такие куски материи с завязками, наподобие фартука, который запахивается и завязывается: получается длинная юбка с запахом), плечи должны быть прикрыты, головной убор для женщин необязателен. Мужчины должны быть в длинных брюках (не в шортах) и тоже с прикрытыми плечами (не в майках). На фото женщины ещё в брюках, юбки нам дали, когда мы зашли уже в верхние ворота.
Территория монастыря довольно небольшая. Значительную часть занимают кельи, где живут монахи. Но нам туда, понятное дело, доступа нет. Нас повели по внутренним помещениям монастыря.
Главное строение в монастыре – храм. В нём нельзя фотографировать. В храме довольно тесно. Да это и понятно, на скале места не так уж много. Здесь монахи проводят основную часть своего времени. Их главное дело – читать молитвы. Таким образом они приближаются к богу. Это они делают иногда до 14 часов в день. Храм православный (греки православные христиане). Так как молитвы творить приходится подолгу, а монахи есть и в летах, в храме стоят несколько стульев. Но не обычных стульев, а специальные - для молитв. Они высокие, в рост человека. У них есть спинка и подлокотники для рук на уровне, чтобы стоящий человек мог на них облокотиться. Можно даже сесть, но сидение у стула в половину нормального, здорово не засидишься. Так что, читать молитвы целый день кряду, когда нет особой возможности присесть – великий труд.
Несмотря на ограниченность места, в монастыре есть даже терраса, на которой можно прогуливаться и любоваться видами, а они там такие открываются! Хотя, это скорее всего дань туристам.
Всё вокруг тебя спокойно и безмятежно. В душе рождается неистовый восторг. Хочется распахнуть руки и лететь, парить над этими скалами как птица! В этот момент я очень хорошо понимала этих монахов, что побудило их уйти из мира и поселиться в этой красоте. Говорят, что после того, как монахи поднимаются в свои монастыри, они больше никогда не спускаются вниз. Разве что за продуктами или за стройматериалами, которые им подвозят. А вот как они раньше всё это доставляли на скалы, ведь лестницы сделаны для туристов. Надо сказать, что до 1920 года доступа в монастыри паломникам и туристам не было. Посылки поднимали на вершины скал с помощью веревок и блоков. Вновь прибывших монахов тоже поднимали на верёвках в сетках. В то время в этом районе действовало 24 монастыря.
Но потом, по настоянию греческих властей, доступ в район был открыт для туристов. Большинство монастырей прекратили своё существование, и монахи добровольно переселились на святую гору Афон, чтобы и дальше служить богу вдали от любопытных глаз. Но шесть монастырей всё же остались. Из них четыре мужских и два женских. Один из женских монастырей – Священный монастырь Русанна - на самом первом фото.
На обратном пути, постепенно спускаясь по серпантину, мы только и успевали щёлкать фотоаппаратами.