1 день. Вылетать было тяжело, т.к. в аэропорту надо было быть в четыре утра, такси домчало быстро. регистрация, взлет, посадка, все в штатном режиме. В г.
Сплит шел, ждал дождь, словно хороший хозяин решил отмыть старую добрую
Хорватию перед нашим приездом. Мы это 9 человек, которые собрались в круиз по островам Хорватии.
Встреча в аэропорту представителем принимающей фирмы. Трансфер в Сплит, в районе порта нас высадили, предоставили самим себе, благо, что вещи оставили в микроавтобусе, странное поведение туроператора, мы приняли за случайную оплошность. Порт впечатлял, постоянно отплывающие паромы, круизные суда, яхты. Огромная масса людей куда-то плыла, перемещалась. Мы все разбрелись по старому городу. Было забавно ходить по узким улочкам старого города, очень много светлого мрамора и камня. Прогулка впечатляла, обошел множество улочек, музеев, попал на блошиный рынок и даже, на базарчик, фрукты и овощи были вкусные и дешёвые. Через два часа нас подобрал микроавтобус и отвез к яхте «Анна Мария». Экипаж яхты состоял из капитана, его помощника, повара и официанта, плюс нас девять человек итого тринадцать. Погрузились и отплыли к местечку Пучища. Официант предложил хорватский аперитив: ракию с фруктами, мы угостились, а потом сели обедать на свежем воздухе. Приятно когда кушаешь, смотришь-любуешься красивыми видами островов.
Меня поселили в каюте номер один, двухместная кровать, три небольших иллюминатора, шкаф для одежды, прикроватная тумбочка. Каюта была отделена дверью в кабинку с душем и туалетом, красное дерево. Яхте был сделан капитальный ремонт, но была она сделана в середине 90-х.
Подплыли к острову Пучища, зашли в бухту, которая представляла из себя набережную, переходившую в дома из белого камня, чем дальше от берега, тем выше поднимались, дома упираясь в гору. Пришвартовались мы прямо напротив школы-искусств, где учат мастеров по обработке камня, заходил в одну из мастерских школы, было чудно. Очень красивые работы учеников по камню и граниту. Вечером ужинали, гуляли по набережной, разошлись по каютам и я провалился в сон, от пережитых впечатлений.
2 день. Утром ходил на пляж купался, солнышко радовало глаз, был небольшой ветерок, который поднял волну. Вода бодрила, выскочив на берег, растер замерзавшее тело. На яхте ждал легкий завтрак. Отплытие было намечено на 11 часов, я взял камеру, решив побродить и поснимать достопримечательности. Обошел залив по набережной, зашел в банк, поменял евро на куны, отметился в местном костеле, так как Хорватия католическая страна. Пошел по узкой улочке, которая поднималась все выше и выше. Мне открылся очень красивый вид на бухту, в которой помимо нашей яхты, стояло около сотни различных лодочек, лодок, катеров, крутых яхт. Полюбовавшись пейзажем и пофотографировав стал спускаться обратно, несколько раз забредал во дворики местных жителей, видел очень ухоженные и богатые дома с садами, видел иногда бедные лачуги и не видел совершенно людей. Когда спустился на набережную и пошел в сторону яхты, то люди стали попадаться чаще, зашел в магазин, купил сочных, вкусных и самое главное дешёвых персиков. В уличном кофе, сел выпить кофе, когда смотришь и оцениваешь обстановку, то возникает такое чувство, что местные постоянно отдыхают, сидят, болтают, пьют кофе и ничего не делают. За счет чего они живут, имея такие шикарные дома даже непонятно, понятно, что рыбалка, сельское хозяйство и туризм, приносит этой стране достаток, но работающих почти не видел.
В 11 часов подняли якорь, и пошли по морю к острову-городу Корчула, он один из самых красивых курортных городов, который называют «маленький
Дубровник». Город-городишко впечатлял своими крошечными размерами компактностью и красотой я уже понял, что каждый остров по-своему неповторим и оригинален. Большую часть времени гулял один, а потом раз двадцать встретившись с членами своей яхты, решили изучать город вместе, через час, некоторые улицы были пройдены по 2-3 раза.
Ужин на яхте, обмен впечатлениями и снова в бой за красотой, некоторые даже умудрились попасть в театр под открытым небом, не знаю, что там показывали, но периодический слышал сигналы старинный духовых инструментов. Поздно ночью набрел на супермаркет, решил зайти, послонявшись по магазину, купил бутылку темного пива, которое оказалось не таким вкусным, как я ожидал.
3 день.
Утром от пристани отчалили только в 10 часов, хотя капитан планировал выйти в 9 часов. Опоздания происходили постоянно на протяжении всего
круиза, я так понял что хорваты большие пофигисты и раздолбаи, по крайней мере, те которые обслуживали нашу яхту (к слову сказать, я видел другие яхты, на которых были немцы, там временной режим и чистота соблюдались неукоснительно).
Итак, вышли в море, пейзаж постоянно менялся, одни острова сменяли другие, на одних красовались игрушечные домики, костелы, причалы с многочисленными суденышками, на других отдельные домики, до которых только и поморю можно добраться.
Мы шли к острову Стон, он появился неожиданно, очаровав своей красотой и уютом, швартовка, присоединение кабеля с электрическим питанием, шланга с питьевой водой. И все это стоит для нашей яхты определенных денег, включая стоянку яхты.
Поселок Стон состоял из пятнадцати ухоженных домов и домишек. Мы пошли загорать и купаться на пляж. Я достал свои профессиональные боты, ласты и маску с трубкой и сделал заплыв. Нашел на ловушку для рыбы, в которую попались 10-12 рыбин, сказал об этом участникам нашей русской круизной команды. Через минут десять ребята вытащили эту ловушку, набитую рыбой, еще через пару минут местные подняли крик. Ребята, по сути, и не собирались забирать рыбу, им было забавно на нее посмотреть, но получился маленький международный скандал.
После того как мы пообедали, приоделись и высыпали на причал, нас ждал микроавтобус который повез нас в Дубровник. Ехали в Дубровник часа два. Из-за организованности капитана, мы остались без русскоговорящего гида. Бог с ним, с этим капитаном, мы попали в сказку, в старинную крепость-город. Крутые каменные ступеньки вели нас вниз по узким улочкам, впечатление такое, что попали в восточную сказку, я думаю, что османская империя наложила свой отпечаток и город приобрел свой колорит. Но самое удивительное то что, идя по древним историческим улицам, то и дело попадали в жилые кварталы, то есть старинный дом, а в нем музыкальная или художественная школа, жилые дома с натянутой между ними веревкой, на которой висят женские поношенные панталоны прошлого века, хотя местные одеты по-современному. Мы бродили по улочкам и не переставали удивляться все новым и новым открытиям. Попали в старинную аптеку, потом взобрались на крепостную стену, далее ходили видимо по главной улице, камни которой отполированы ногами туристов словно зеркало. Я предложил моим спутникам отведать кальмара на гриле, еще в
Москве мне сказали, что это безумно вкусно, но они отказались. Я нашел ресторанчик на берегу моря, с трех сторон его окружали крепостные стены. Я сел лицом в сторону моря, поднял руку официант качнул головой и через минуту был в моем распоряжении, он меня понял с полуслова, хотя я говорил по русский. Он был приветлив и улыбчив. Через пару минут я пил темное пиво, через десять минут мне принесли глубокую сковороду с кальмарами, которые были заправлены в чесночный соус. Я доставал кальмаров щипцами из сковороды перемещал в тарелку и разделывал ножом с вилкой, предварительно вытащив клюв кальмара, вкус источал аромат свежего головоногого и чесночный соус, хлеб был воздушен и ароматен, мне показалось, что я лопну, но остановиться я не мог. Оставив мелочь в кунах на чай официанту, я пошел к месту сбора нашей компании.
Дубровник стал погружаться во тьму, а мы неслись по горным серпантинам к нашей яхте. По дороге остановились на ферме где выращивают мидии, купили этих «черепах» для ужина. Впереди показались мачты нашей яхты, выгрузились, не успели переодеться и привести себя в порядок для ужина, как «пробила» рында – яхтенный колокол, призывая нас на ужин. Звон рынды прозвучал, все собрались за столом, но еще минут 15-20 ждали нерадивых хорватов. На ужин были мидии (моллюски), кальмар подобный тому, что я ел в Дубровнике, и я дополнительно заказал пива, так как спиртные напитки не включены в стоимость, хотя яхта и считается пятизвездочной.
4 день.
Завтрак, несвоевременное отплытие яхты. Следующим пунктом остановки назначен остров Млет. Большая часть острова это национальный заповедник. Я, объединившись с парой (девушкой и парнем) отправился в заповедник, который находился в 15 минутах ходьбы от нашей стоянки. Представьте, себе вы попадаете на остров, в котором есть живописное озеро, на котором есть еще один остров, остров в острове. Я предложил взять в прокат велосипеды, час аренды которого стоит 40 кун (это около 240 рублей). Сели на велосипеды и помчались по хорошей асфальтовой дороге вдоль озера, вокруг хвойные деревья, пальмы, огромные кактусы и неописуемой красоты гладь озера. Я почувствовал себя мальчишкой лет десяти и не мог удержаться, чтобы не разогнаться до приличной скорости, очень скоро ребята остались позади, а я мчался и мчался, думаю, что проехал километров пятнадцать, а конца озера все не было, я решил возвращаться назад, так как в 14 часов должен быть обед, а в 15 часов я иду на дайвинг. Развернулся и поехал обратно, встретил ребят, которые неспешно катились мне на встречу и не собирались возвращаться.
А дальше все как по намеченному: обед; отдых; дайвинг. Дайв центр находился в 20 метрах по набережной. Я раскрутил одного сокруизника на дайв, мы с ним отправились в дайв центр, там я показал свой сертификат и мне, потом предстояло тридцати шестиметровое (!!!) погружение, а мой сотоварищ нырял на восемь метров, так как он сертифицированный дайвер. Сели на «Зодиак» и понеслись к месту погружения. Честно говоря, погружаться в средиземноморье не очень то и интересно, но были два маленьких плюсика: амфоры на глубине 30 м и небольшой осьминог, который так забавно прилипал к рукам.
Самое интересно то, что на ужин были осьминоги, до чего вкусные эти головоногие, что я несколько раз подкладывал себе, то голову то ножки осьминогов, за время круиза, за семь дней я поправился на ЧЕТЫРЕ килограмма.
Днем я познакомился с ребятами, которые арендовали яхту на две недели, у одного из них были капитанские корочки, а остальные члены экипажа выполняли роль экипажа, то есть работали с парусами, якорем, рулем. У них яхта была больше парусная, они включали дизель только для маневра в «марине» (бухте), а наша яхта была больше дизельная и только иногда поднимала паруса. После ужина с моим напарником по дайвингу и его женой мы отправились с визитом на яхту. Яхта была шикарной, это был катамаран, в каждой половине были две каюты на два спальных места и одна каюта в носовой части на одного, в итоге в шести каютах можно было разместить 10 человек и еще пару человек положить спать в кают компании, понятно, что чем больше людей, тем дешевле аренда на одного человека. Послушал интересные рассказы о яхтинге по Хорватии,
Греции,
Италии и мечтаю, что в следующем году буду путешествовать именно так.
5 день
В это день на корабле возник бунт, я был одним из инициаторов, итак по порядку:
• ни разу яхта не отплыла вовремя, отплытие откладывалось от часа до четырех часов;
• завтрак, обед и ужин ни начался в точно указанное время, даже после боя в рынду, начало откладывалось на 20-40 минут;
• капитан постоянно отклонялся от маршрута, по его вине мы четы раза не остановились в живописных заливах, хотя это было указано в маршруте следования, которые были у все, в том числе и у капитана, он просто экономил дизельное топливо, ведь каждое отклонение это дополнительное топливо;
• вся команда (за исключением помощника) постоянно пила пиво, а вечером, что то более крепкое;
• яхту за пять дней не мыли и не чистили;
• у команды нет форменной одежды;
• повар и официант были одеты в повседневную одежду.
Было такое чувство, что как будто мы пришли к ним на яхту в гости, а они делают нам одолжение за наши же деньги. Члены нашей круизной команды уже несколько раз выражали свое негативное отношение капитану, но все вышеописанное окончательно перевесили чашу весов. За обедом мы обсудили с членами круиза положение дел. Мой партнер по дайвингу и его супруга отказались высказать свое отношение к обслуживанию капитану, сказали, что им все нравится, а также согласились, что неприятно, когда команда пьет. Они ушли. Еще две девушки сидели и молчали, тут все было понятно, одна спала с капитаном, другая с официантом. Извините за подробность но блядей хватает везде. Капитан был приглашен для разговора ему была высказана нота протеста. Некоторое положение дел было исправлено, но неприятный осадок остался (в Москве, я обратился с претензией к туристической компании, которая продала тур, привел все факты нарушений и отклонений от договора и предложил вернуть мне 500 евро, за часть невыполненных обязательств, не ожидал, но компания безоговорочно вернула 300 евро, думаю, что если бы настаивал на 500 евро, то вернули бы всю сумму). Дул попутный ветер, были подняты паруса, яхта преобразилась и как мне показалась, понеслась еще быстрее. Многие из нас загорали на палубе и ждали встречи с островом Ластово. Зайдя в живописную бухту, яхта встала на якорную стоянку в ста метрах от берега. Был опущен трап в море, и мы стали. После обеда на резиновой моторке попали на грешную землю. Но это оказалось совсем не так, это мы грешники, попали в рай, этот остров-архипелаг оказался очень уютным, красивым и больше всего из понравившихся островов. Первые три часа я очень много ходил по острову, а потом дважды брал велосипед на прокат и просто гонял по острову, за все время я прошел десять км и накрутил педалями не меньше 25 км, пытаясь как можно больше увидеть и впитать в себя. Когда брал велосипед второй раз, то мне удалось организовать велосипедный пробег по острову, нас было пятеро отважно ехавших по кромке острова, солнышко село в море, наступила темная южная ночь. Было очень здорово, обязательно вернусь сюда вновь. Мы сдали велосипеды, и некоторое время сидели в уютном ресторане, хозяином которого оказался украинец, я попросил визитку, но самого владельца не видел. Бокал пива оказался очень кстати. К восьми вечера, мы позвонили капитану, он дважды присылал лодку, чтобы нас всех вернуть на яхту. На ужин были мои любимые моллюски и головоногие. Позже, две семейные пары по предварительной договорённости с капитаном отправились назад на остров, чтобы там заночевать, одни сняли апартаменты с ванной, другие гостиничный номер.
5 день.
К завтраку на яхту прибыли наши «отщепенцы», яхта подняла якорь и вяла курс к острову Хвар. Остановились мы в бухте уникальных «Адских островов» напротив города-острова Хвар, который находился в 20 минутах от нашей стоянки. Островок, к которому мы пришвартовались, оказался базой для остановки яхт, их тут было около ста. Жаль, что не было прокатных велосипедов, да и островок был малюсеньким, путешествие было недолгим, 10 минут в гору и с горы, и я уже на другой стороне залива, тут были пляж, рестораны и более активная жизнь.
После обеда мы сбились в группку из шести человек и переправились в город Хвар. Случился забавный казус, мы переправились на этот остров, бесплатно сэкономив 25 кун (180р.), потому что никто не требовал денег, но когда сошли на берег, один из нас решил узнать, когда будет обратный бот, тут, то капитан посудины слупил с нас денежку.
Город Хвар походил на Дубровник, но был раз в сто меньше. На набережной выпили по бокалу пива и обсудили план покорения города, он, как и Дубровник, круто шел в горы, а дома и улочки уперлись в грандиозную крепость. Мои спутники не захотели покорять вершину, стали искать такси, я в это время забрел на базарчик отведать персики. Такси нам стоили 100 кун, столько же крепость-музей. Вид оставил с высоты птичьего полета оставил неизгладимое впечатление: домики и башни, покрытые ярко-коричневой черепицей, на рейде стояли огромные круизные суда, очень красивые космического вида быстроходные паромы, яхты, и прочее. Прогулялись по башенкам, музеям. За 15 минут спустились с крепостных стен в город, мои спутники потом долго удивлялись, что это так быстро и просто. На одной из улочек зашли в приветливо распахнутые двери винокурни. От нескольких рюмок вина, наступило расслабление и уже никуда не хотелось идти, но труба звала, на свой остров, на яхту, на ужин, а там опять обещали приготовить особым способов осьминогов. Когда мы пришли на причал, было темно, набережная сияла огнями ресторанчиков, магазинов и уличным освещением. Вокруг бегали и резвились маленькие детишки и не кто не боялся за них, как в добрые и совковые времена. Регулярная переправа уже не работала, мы по телефону вызвали моторку-такси, которая нас привезла к ужину. Погода стала портиться, поднялся ветер, пошел дождь.
7 день.
Утро. Тут вспомнилась пословица: «Утро добрым не бывает», так оно и есть, море штормило, капал дождик. Завтракали в кают-компании, капитан ждал, когда стихнет шторм. Яхта на рейде простояла до обеда, я попросил разрешение у капитана опустить трап в море, для купания. Несколько отважных товарищей следуя моему примеру, решили в последний раз искупаться в Хорватии.
Большую часть дня мы шли по штормящему морю, яхта подпрыгивала на волнах, скрипела, но упорно шла к намеченной цели. Вечером мы были в Сплите, на рейде было одновременно более 500 яхт, зрелище впечатляет: красивые белоснежные яхты; лес мачт, низкая облачность, казалось, что мачты продерут насквозь облака, так низко они летели над морем. Последняя ночь.
8 день.
Проснулся по будильнику в шесть утра, помылся, побрился, собрался. Вышел на завтрак. В семь часов сидели в микроавтобусе и ехали в аэропорт, регистрация, полет. Москва солнечная и прохладная поклон тебе.