С Федором Конюховым - К племени Мурсии (Южная Эфиопия)

Василий Климов Страна:Эфиопия
Город: Аддис-Абеба
Время отдыха: Дата вылета декабрь 2011

Дата16.01.12 Хороший отзыв0 Ответов 2 Просмотрели4173

Конец 2011 года, Эфиопия. Наша маленькая, с Борей Вершининым, экспедиция, обследующая заповедники и святые места Эфиопии, шла на соединение с экспедицией Федора Конюхова (который здесь, на Эфиопском нагорье, покоряет 9 самых значительных вершин этой горной страны, в честь русских первопроходцев Африки). Мы должны были совместно обследовать берега озер Абая и Чама, затем съездить к древнему племени Мурси и наконец, сделать Восхождение на последнюю вершину Эфиопии (которая входит в Хребет, названный Булатовичем именем Русского Императора Николая-П), где восходители должны будут установить православный крест, а Федор (он – священник) еще и сотворить торжественную мессу! Нашими местными хозяевами, бессменными проводниками, «Службой доставки» и святыми талисманами были Слава и Танечка Конник, которые здесь, в Африке, обитают уже более 20 лет! Целый месяц ( а до этого – 2 года по переписке) они заботливо и мягко опекали нас, что бы мы ненароком не влетели в веселой и непредсказуемой Африке куда-нибудь «не туда»!

Мы встретились с экспедицией Конюхова 12 декабря у красивейшего Водопада, на безымянной речке, под Арба Мынчем, поздравили Федора с Днем Рождения (ему в этот День стукнуло 60 лет!) и распили шампанское. Затем, уже совместно, обследовали берега озер Абая и Чама. Причем, второе озеро прошли на лодках, наблюдая за жизнью местных цапель, пеликанов, крокодилов и бегемотов. Таких огромных крокодилов я не встречал даже в Кении. Вечером в ресторане его местные агенты и партнеры устроили пышное празднование Юбилея! На следующее утро выступаем на Юг, в сторону городка Джинка, откуда будем стартовать к Мурси. Слава с Таней, как люди занятые, оставили нас на попечение своего водителя Гирума и отбыли в Аддис-Абебу.

Итак, Джинка, - пыльный убогий африканский городок, без малейшего признака асфальта. Подьем в 7 часов утра, завтракаем в ресторанчике омлетами и слушаем, как Федор Филиппович (Ф.Ф.) вещает публике о «нужности и необходимости для общества авантюристов и конкистадоров! Которые покоряют и открывают континенты!» Поодаль стоят наши эфиопские гиды и терпеливо ждут, когда же гости закончат трапезу и наговорятся. Видя это и понимая, что наш духовный Лидер не остановится еще долго, показываю ему на них и тихо говорю, - «Ф.Ф., - нас ждут! Гоу-гоу!» Вскоре мы рассаживаемся по своим джипам. Первыми идет машина Конюхова с Семеном Деяком и местным кинодокументалистом, который фиксирует каждый их шаг на Бетакам. Затем - наш с Борей белый «Форд», с дипномерами и сзади, - машина сопровождения Экспедиции, - с провиантом, палатками и Православным Крестом. Сегодня мы едем в древнее и дикое племя Мурси, живущее в Долине реки Омо.

Перед поездкой строгий инструктаж наших гидов: «Мурси, - это дикие, злые и агрессивные люди. Никого нельзя снимать на фото без их желания и предварительного Договора! Как только договорились о цене, -- тогда снимаем! При этом, обмануть их трудно, они все понимают и считают щелчки срабатывания затвора. Один щелчок - 5 быр (35 центов USD)! Не нарывайтесь на Проблемы! Они совсем дикие (людоеды) - могут разбить камеру и лицо! Больше улыбайтесь!» Мы с Борей, ошарашенные, тихо помалкиваем и киваем, - во, попали!

Мурси обитают в долине реки Омо. Это вроде бы и недалеко, всего 60-70 верст от Джинки, но по горам, по бездорожью, получается 2 часа тряски! Мимо нас проплывают красивейшие зеленые горы, шикарная богатая саванна в долинах, - не поездка, а сказка! Как будто бы, это и не Эфиопия. К тому же, сразу начали попадаться настоящие негроидные африканцы (эфиопы, в отличие от них, как выходцы из Месопотамии, больше похожи на европейцев) одетые (или точнее, - раздетые), как в фильмах ужасов. Говорю своим, - веселому водителю Гируму и Борису, - «Ребята, только сегодня Вы попадаете в настоящую черную Африку! До этого была просто прогулка по Эфиопии!»

Останавливаемся перед пропускным пунктом в Заповедник «Маго» (где собственно и обитают Мурси), покупаем билеты. Наконец, шлагбаум поднимается и мы - в святая святых Африки! На территории великой реки Омо и древнего африканского племени. Затем мы долго пересекаем горный хребет, выходим на перевал, откуда открываются потрясающие виды бесконечных зеленых долин, обрамленных как ожерельем, далекими синими горами. Наконец, пройдя в клубах красной пыли шикарную зеленую долину, поднимаемся на плато. Здесь растительность жиже, чем в долинах, но тоже по своему богатая. Вокруг нас расстилается красивая лесистая саванна. Около красной грунтовки уже стоят совершенно голые(!) чернокожие парни, с копьями, выкрашенные все цветной глиной в зеленое и белое. Замечаю, что все они - не обрезанные (как это повсеместно происходит у эфиопов). Потом к машинам идут другие, черные как смоль, «орлы», но уже на ходулях! Тоже голые и дикие! Видя, что они окучивают машину Федора, снимаю их (вроде бы незаметно), но они все видят и уже - тут как тут, требуют денег за сьемку их ликов на фото! Причем, лица и тела у всех напряженные, глаза - дикие, ноздри раздутые. Коснувшись плечевой части руки одного из них, я подивился, - она была как камень! Видимо, для них - общение с людьми из Цивилизации (и выбивание из них быров), - тоже стресс! Пришлось дать денег.

Проезжаем один табор мурси, - стоят маленькие круглые плетенки, с лазом внизу. А рядом, у своих костров, сидят голые черные люди. Затем, еще один. Наконец, приезжаем в «наше» поселение. Оно здесь самое крупное. Впереди небольшого стойбища, из пары десятков местных плетеных хижин - годжу, уже стоит 4 джипа с японцами, немцами и еще кем-то. Между хижин видим много разного народа - чернокожих полуголых людей, обвешанных разными «цацками» и белых туристов. Как только мы вышли из машин, к нам сразу же подошли несколько черных женщин с детьми и трое молодых воинов, с копьями. Все они настроены вроде бы дружелюбно, хотят фотографироваться и получать деньги. Но мы, зашуганные инструкциями, только скованно улыбаемся, пытаясь вжиться в ситуацию и понять, как себя здесь вести!? Можно ли на них смотреть, разговаривать с ними и тд? Ведь перед нами люди из иных времен, - из каменного века Африки! А между нами Пропасть, - тысячелетия цивилизации!

У многих старых и молодых женщин разорваны нижние губы, куда вставлен круглый диск из обожженной глины, - шекля и выбиты нижние зубы! Оказывается, губы разрезают молодым девушкам, готовящимся замуж. Они вставляют в отверстие сначала маленькие диски, а потом, по мере растягивания губы, все больше и больше. Чем больше и красивее шекля, тем более ценной невестой и красавицей становится девушка для племенных самцов! Но, вот незадача, - из-за этого они не могут …целоваться! И вправду, поцелуи не предусмотрены брачными ритуалами мурси. Бедные, бедные ребята!

Наш Гирум - молодой веселый водитель Русского Культурного Центра Аддис-Абебы, который нас с Борей заботливо опекает, финансирует и всегда собственно рядом, быстро переговорил с ними (только знаками и мимикой) и сказал мне, что «одно фото - 5 быр и ноу проблем!» (одно фото - одно нажатие, срабатывание аппарата)! Тут же спрашивает меня, - «Кого выбираешь?». Я сразу же подзываю двух голеньких «чернушек» помоложе. У одной из них в разорванной губе торчит губной глиняный диск - шекля, а у другой - просто растянутая оторванная губа торчит и живет как бы свой собственной жизнью. Этой девушке тоже нужно носить это странное украшение, но она филонит!

Размещаю своих «фотомоделей» у их плетенки - годжу, на солнышке, готовлюсь к съемке, но, к ним сбоку норовит …пристроиться еще одна «сладкая парочка» чернушек (что бы и себе потребовать потом быров)! Да еще и воины тут же «мостятся». Но Гирум у меня, - жох, сразу же отсек и отогнал прочь лишних и я снимаю только тех, на кого указал. Потом встаю между ними и делаем фото на память. За каждый щелчок аппарата, - каждой из них, Гирум выдает по 5 быр! Рядом крутится черная и страшная, как смерть, старушка, - вылитая колдунья, с рогами на голове! Она переминается с ноги на ногу и тоскливо смотрит на нас слезящимися глазами, - видимо, дела ее идут совсем плохо: она никому в этом мире не нужна! Смотрю на нее и вспоминаю свою старенькую бабушку, уже давно ушедшую в мир теней… Решаю, что нужно поддержать диких предков, поэтому, снимаюсь и с ней. Естественно, что фотографирует нас наш водитель, который потом отдает ей быры. Она - в радостном шоке! Хоть что-то ей перепало, что-то заработала!

После этого я «ухожу со сцены» - сбегаю от толпы и назойливых девиц. Эта суета и новизна обстановки, голые черные люди, чего-то требующие от тебя, сумасшедшая жара и тд, могли довести «до ручки» кого угодно! Мне нужно было успокоиться, осмотреться и я начал ходить по табору, снимая незаметно все подряд, - их плетенки, утварь, моменты быта. Обычно, когда приезжих туристов мало, каждый из них находится под неусыпным взором всего племени. И снимать «просто так» мурси не дают. Услышав щелчок срабатывания затвора, они тут же, всем племенем(!), указывают на виновника пальцами и подступают к горлу, с требование отдать «их деньги»! Но сегодня здесь куча японцев, европейцы, эфиопы, еще кто-то и внимание наших «новых друзей» рассеяно. Они кидаются то к одному, то к другому, напрашиваясь на съемку! Получив отказ, кидаются к следующему. Особенно преуспела одна из них, - молодая «чернушка», высокая и наглая, - вся в кожных насечках, с хорошей торчащей обнаженной грудью и висящей губой. У нее при себе объемистая косметичка, на молнии, …плотно набитая деньгами! В которую она то и дело пытается засунуть очередную добычу! Мы с ней мигом нашли «общий язык». Она одна из первых вцепилась в меня (звериным чутьем женщины поняв, что перед нею воск) и буквально потребовала, что бы я ее «сфотал»! Уступая напору и ее внешнему африканскому обаянию (слаб человек), я навел на нее обьектив аппарата и пару раз нажал на спуск, потом мы сфотографировались вместе. Тут же рассчитываюсь наличными! Но она, «невинно» трогая меня кончиками пальцев и играя глазами, требует «продолжения банкета»! Мягко, но четко ее останавливаю: с такой африканской хищницей можно быстро остаться без штанов! Потом показываю на ее полный кошель и делаю удивленно-восхищенную мину, мол, - ты крутая, богатая невеста! Ты - Супер Вумен! При этом выставляю вверх большой палец руки. Она прошивает меня насквозь диким взглядом, как бы пытаясь понять, - кто я, чего хочу от нее? Но быстро расслабляется, подмигивает мне и весело смеется. Видимо, у нее и впрямь дела идут хорошо!

Особым внимание у приезжих туристов – мужчин, пользуются конечно же, молодые девушки-чернушки, а у европеек, - молодые полуголые и мускулистые парни. Те и другие без особого стеснения, а зачастую и очень настойчиво, (даже нагло) напрашиваются на контакт и на «сделку». Естественно, что именно они перехватывают львиную часть денег поступающих извне в племя. Девушки всех возрастов четко понимают, - что нам, фотографам, от них нужно. Поэтому они лихо выставляют вперед черные обнаженные груди, зачастую (невинно так), упираясь ими кому-то из нас в бок. Старушки (из многих из них уже давно сыплется песок), им явно проигрывают. Они только ходят за туристами и тихо просят, трогая за рукав, - «Фото, фото!?»

Оказалось, что на самом деле, мурси, конечно же, совершенно не злые, а даже добрые и ласковые. Как все африканцы, они скорее - большие и милые дети. Но вечная непрекращающаяся каждодневная погоня за постоянно ускользающими деньгами (не секрет, что мы все не любим платить «неизвестно за что»), сделали их такими недоверчивыми и подозрительными.

В центре стойбища, на «главной площади», в окружении плетеных хижин, старая негритянка трет на плоском камне (вовчо) кукурузу, растирая ее другим камнем. Рядом с нею просто сидит под своей хижиной и ждет, когда ее кто-то снимет (и даст денег) старая, как мир, негритянка. Мой Боря наконец-то решился на съемку, достал свою знаменитую видеокамеру и снимает, как мурсианка трет кукурузу. Она стоит на коленях, упершись руками в плоский камень, и всем телом втирает им зерна в шершавое вовчо, маятникообразно двигаясь вперед и назад. А наш Боря, стоя тоже на коленях, балансирует перед нею, упершись взором в окошечко камеры и фиксирует каждое ее движение. Я же, пользуясь своим «зумом»(обьектив со сменяемым фокусом) и поэтому частичной невидимостью, снимаю без перерыва их всех вместе. Бобби не теряется и за короткое время снял еще пару сюжетов, - как мать кормит грудью дите, и как другая мурсианка, варит что-то вонючее (но, видимо, очень полезное?) в своем казане. Он кстати, хитрец, - вместо денег раздавал мурсям …мыло! Они его охотно брали, а вот, золотые блестящие авторучки, которые он специально привез с собой, - нет! Хотя их стоимость здесь, в Эфиопии, - под 100 быр. Мурси оказывается, не знают их предназначения!? Авторучки совершенно не съедобны, а то, что ими можно писать, - им без надобности!

Прохожу насквозь все стойбище, их огороды, где растет тыква и выхожу на обрыв, на самый край плато. Передо мною – расстилается до самого горизонта зеленая и бархатная долина реки Омо, обрамленная вдали голубыми горами (стоящими уже на территории Судана!). Мне в оптику видно, как на них густо растет лес…

Хожу по стойбищу, наблюдаю за жизнью племени и пытаюсь суммировать свои ощущения. Общее впечатление очень непростое. Каждый из нас (как потенциальная «дойная корова») - все время находится под перекрестными взорами и вниманием нескольких человек. Время от времени я ощущаю прикосновения к моим голым рукам и футболке чьих-то тонких черных пальчиков (совсем как у обезьянок) и чьи-то тонкие голоски что-то у меня просят на языках, мне совершенно неведомых. Все они несомненно люди, но очень необычные, - черные, дико раскрашенные и размалеванные, полуголые, все в насечках, с висящими или торчащими грудями, оторванными губами или с диском в них.

Поскольку школ у них нет и никто их ничему не учит, некоторые из них считают из рук вон плохо и в эфиопских деньгах почти не разбираются! Когда даешь им бумажку в 10 быр (за два фото), они требуют две, - по 5, как бы, более надежные, которые они знают. В тоже время, некоторые из них (более продвинутые), набрав кучу мелких денег, просят разменять их на …крупные купюры. И мой Гирум со смехом менял им деньги, что бы тут же снова раздать их, - для моей или Бориной сьемки. К Мурси он относится, как к большим детям. Раз пять он пристраивался сбоку к моим голым «фотомоделям», норовя все время попасть в кадр. Его весь этот «цирк» явно забавляет и он развлекается на полную катушку.

Мурси не так просты и примитивны, как может показаться сразу. То, что они никогда не ходили в школу, ничего не значит! Их пытливый чистый и незапятнанный ум все время работает, сканирует и пытается понять нас! Естественно, со своими целями. Прокричав своему другу - «Боря, Боря, смотри!», я тут же услышал, как чернушка, стоящая рядом, тоже закричала ему, - «Боря, Боря - фото-фото!?», указывая, конечно же, на себя. Приятель обернулся и сначала даже не понял, - так кто же его зовет!? При этом они практичны, оборотливы, хватки и преуспевают(!) уже в нашей с Вами Жизни (встает вопрос, - так нужно ли Человеку Образование?).

Смотрю как Конюхов, вместе со своим бессменным другом Семеном, общаются с дамами и бойцами Мурси. Семен пристроился рядом с низкой хижиной, из лаза которой торчит голова черной и страшной старушки. Внутрь он забраться не решился (впрочем, как и я), дабы не набраться вшей (все они постоянно чешутся). Потом они обнимаются и позируют камере с теми, кто помоложе и посимпатичнее. Рядом с Федором всегда одна или две камеры и операторы (тоже по своему развлекаясь), обложили его с двух сторон молодыми чернушками топлесс, заправив их черные ручки ему за шею. Федор не брыкается, и терпеливо сносит все эти «издевательства». Он здесь, - Звезда экрана и смиренно несет свой крест. К тому же, он понимает, что для успеха очередного фильма о его восхождениях, такие эротические «пенки» только полезны! Невзначай снимаю их всех скопом. Потом мы делаем фото на память, общим планом (уже без голых мурси).

В какой-то момент, всем нам сразу все это надоедает. Видимо, дело в общей усталости и двухчасовых хождениях по африканскому солнцепеку, в окружении назойливых как мух, Мурси, которые безостановочно сканируют нас, как множество рентгеновских аппаратов!

Мы начинаем рассаживаться по машинам, - но не тут то было! Теперь нас берет в оборот сам Вождь! Этот высокий и полуголый негр, - очень серьезный мужик, лет сорока, вооруженый большим и страшным копьем. Он терпеливо ждал, пока его племя трясло из нас быры и теперь требует (скромно, но со вкусом) с каждого приехавшего «белого», - по 100 быр! Поскольку спорить с ним бесполезно (при выезде из стойбища, в засаде, сидят его вооруженные воины, с копьями и камнями), уступаем этому рэкету каменного века, расстаемся с «лишними» бырами и, со вздохом облегчения, покидаем Прошлое Человечества! Теперь, только вперед, - в наше Время! Приключений тоже должно быть в меру!

P.S. Можно было бы только порадоваться за диких и милых мурси, у которых так хорошо идут дела. Не секрет, что на своей дикой популярности племя зарабатывает тысячи и тысячи долларов! Каждый из них, кто получает здесь деньги, отдает свою долю в общий «котел». Казалось бы, - племя должно процветать!?

Но, цивилизация и деньги не принесли им Счастья (как и многим из нашего Племени)! Они медленно, но верно …спиваются! Ибо не знают, куда и на что употребить эти тысячи, так легко идущие им в руки. Именно поэтому нам еще дома, в Аддис-Абебе, была дана строгая инструкция, - попасть к ним, в племя, только Утром, когда они все еще трезвые, рассеянные и милые. Пьяные мурси - опасные и злые…

Фотографии


Комментарии

Я так понимаю, что эти племена уже привыкшие к наплывам туристов. А вот те у кого белые гости еще редкость, возможно, будут не столь приветливы. Так и не определились на каком языке они говорят?

Другие отзывы об отдыхе в Эфиопии

Молотьба по-эфиопски: круговорот безжалостный и беспощадный
Любопытную картину нам довелось наблюдать близко у дороги буквально подъезжая к городку Лалибелла. Три коровы (или бычка, не суть), сцепленные в тройку ходили по кругу, подгоняемые хозяином...     Сцена все участник...
Читать далее

Дата 09.02.17 Хороший отзыв1 Ответов4 Просмотрели1158

Обед над пропастью с видом на горы
Конечно, Лалибела — это прежде всего уникальные храмы, вырубленные в горном массиве. Но как приятно, когда, кроме непобедимых достопримечательностей, место может подарить воспоминания и о досуге. А таким стал относительно новый, пожалуй самый л...
Читать далее

Дата 24.02.17 Хороший отзыв2 Ответов4 Просмотрели1360

Эфиопские картинки. Дорога в Лалибелу. Пустынный регион Афар
Этот день был полностью посвящен длительному переезду Из пустынного региона Афар, где расположены природные чудеса в пустыне Данакиль (например Соль рубить, соль возить, или Кислота) и вулканы Эрта-Але Эрта Але — врата Ада ...
Читать далее

Дата 24.02.17 Хороший отзыв1 Ответов4 Просмотрели1232

Эфиопские картинки. Дорога в Лалибелу. Регион Амхара
Тот день был полностью посвящен переезду. Мы покинули пустынный регион Афар Эфиопские картинки. Дорога в Лалибелу. Пустынный регион Афар и въехали в благодатные края Амхара.   Амхара — самый населенный...
Читать далее

Дата 09.03.17 Хороший отзыв2 Ответов4 Просмотрели1409

Отзывы туристов