На земле есть место, где нога женщины не ступала уже полторы тысячи лет. Попасть сюда можно только по морю, сухопутную границу охраняют загорелые парни на открытых джипах с закрепленными на крыше пулеметами. А на пристани всех новоприбывших тщательно оглядывают пограничники: не скрывается ли в толпе переодетая дама? "Женщинам вход воспрещен" - вот первое правило, начертанное на огромном транспаранте.
По одну сторону границы ходят в бикини, по другую - мужчинам нельзя даже надеть короткие шорты. Запрещено курить и есть мясо, играть в карты и слушать легкую музыку; купаться и загорать, хотя рядом плещется чистое синее море.
Здесь нет животных за исключением тех, что используются в подсобных работах.
Причем животные только мужского пола. Птицы не вьют здесь гнезд и не выводят птенцов.
Здесь живут по византийскому времени. Оно определяется следующим образом: в субботу, во время захода солнца, стрелки часов устанавливаются на полночь, начинается новый день. Хотя, в Ивероне (монастырь) сутки начинаются с восходом солнца.
Здесь расстояния меряются не километрами или метрами, а часами и минутами пешего хода, от одного населенного пункта до другого.
И все это Святой Афон - единственное в мире (!) православное монашеское государство.
Оно находится на одном из так называемых «пальцев» Халкидиков.
Полуостров вытянулся примерно на 40 км в длину и 8-12 км в ширину. В центре полуострова и по всей его длине вырисовывается обширная гряда холмов и гор, которая постепенно оканчивается Святой Горой Афон (2033м).
Весь полуостров представляет собой один большой мужской монастырь. Юридически он находится на территории
Греции, но реальная власть принадлежит Священному совету - исполнительному органу этого государства в государстве.
Граждане монашеской республики - греки, русские, украинцы, сербы, грузины, осетины, болгары - никому в целом мире не платят налогов или пошлин. Ни в какой форме. Просто потому, что верховной правительницей этих мест совершенно официально признана сама Божья Матерь, которая, по преданию, избрала это место своим земным уделом. Она лично заботится о каждом, говорят монахи. И показывают на крошечное легкое облачко, зависшее на самой вершине горы посреди абсолютно чистого неба. Когда облачко висит над вершиной, значит, Богородица на полуострове.
До III века до н.э. на Афоне существовало множество маленьких греческих городов, в большинстве своем – бывших колоний выходцев из Халкиды и Эретии. Эти города упоминаются в произведениях древнегреческих писателей, в том числе и Гомера.
Есть среди упоминаний город Урануполис, который существует и сейчас.
Это небольшой поселок, последний мирской населенный пункт перед границей в монашеское государство.(Смотрите фото)
Позже по неизвестным причинам эти города были покинуты, пришли в полный упадок и были разрушены, а местность многие века пребывала в первозданном состоянии, сохранившемся и по сегодняшний день. Только через 1000 лет здесь появляются новые поселения людей.
Сегодня на Святой Горе Афон существуют и действуют двадцать православных монастырей, в том числе и русский. Один болгарский, один сербский и остальные – греческие. Есть румынский скит. Во времена же своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.
Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой… Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона. В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.
Помимо монастырей на Святой Горе разбросаны двенадцать скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли); каливы (из которых, как правило, состоят скиты; кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря); исихастерии (в них живут те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений – отсутствие у них прав на участие в органах самоуправления и на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от того или иного монастыря, которому принадлежит их земля.
У мужчин есть шанс попасть в это удивительное место в качестве поломников. Для этого им выдаются специальные пропуска – диамонитирионы. У женщин (увы) таких шансов нет. Но можно посмотреть на Афон и монастыри с моря. Чем я и не преминула воспользоваться.
Итак, в один погожий денек мы сели на морское судно…На обычный такой небольшой туристический пароходик. И поплыли вдоль береговой линии Афона. На схеме все монастыри Афона.(См.фото) Мы плывем вдоль левой его стороны.
Каждый монастырь на территории Святого Афона – сокровищница, где хранятся поистине драгоценные реликвии православной церкви. И о каждом есть какая-то интересная информация. Фото монастырей смотрите ниже.
В монастыре Дохиар имеется икона Богоматери «Скоропослушница». Существует предание, что в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. Дело было так:
«Келарь обители Дохиар, Нил, проходя ночью с зажженной лучиной в трапезную, услышал голос от образа, висевшего над входом, призывающий его не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-нибудь брата, и в следующий раз снова пошел с лучиной. Неожиданно он ослеп. Тогда келарь Нил понял, что предупреждение действительно исходило от иконы Божией Матери, Х века, написанной во время игуменства св. Неофита. Келарь по памяти нашел дверь трапезной и упал на колени перед иконой, умоляя о прощении, и зрение вернулось к нему. Божия Матерь обратилась к монаху с просьбой именовать эту икону «Скоропослушницей», так как она обещает подавать немедленную помощь и исцеление всем страждущим».
В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления, которые скоро возвращали мир своей душе. Помогала икона и во время мора и других бедствий.
Монастырь Ксенофонта. Расстояние от Дохиара до Ксенофонта 20 минут пешего хода (не забыли, что расстояния здесь меряются часами и минутами?).
В монастыре и на принадлежащих ему землях проживает 60 монахов. Ксенофонт не раз подвергался нападению морских пиратов, в 1817 году горел, в результате чего была уничтожена большая часть монастыря и сгорели многие старинные документы. Но монастырь был восстановлен. В 1819 году построили новый собор святого Георгия Победоносца, который стал самым крупным из греческих соборов на Афоне (и по сей день). Здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.
Самым интересным для нас, русских, является монастырь Св.великомученника Пантелеймона.
Как же русские попали на греческий Афон?
Русский народ принял христианскую веру в конце X века (988г), при великом князе
Владимире, от греков. Первыми церковными пастырями и учителями были греки, пришедшие с греческой царевной Анной, супругой новокрещенного великого князя. Вместе с верой пришельцы ознакомили русский народ и с важнейшими святынями Востока: святым градом
Иерусалимом — местом земной жизни Спасителя — и со Святой Горой Афонской — земным уделом Божией Матери.
Искренняя набожность простого новопросвещенного русского народа побуждала многих тогда, как и теперь, своими очами видеть святые места, о которых рассказывали им греки. И действительно, паломничество (путешествие по святым местам) у нас, русских, появляется с самого начала христианства.
Святая Гора Афонская скоро сделалась любимым местом паломничества новопросвещенного русского народа. Сему способствовала близость Афона к славянским землям и слава о его подвижниках. Афон, лежащий на границах мира греческого и славянского, сделался во второй половине первого тысячелетия жилищем выдающихся подвижников иночества вместо пустынь
Египта и Палестины, находившихся уже тогда во власти аравитян.
Первоначально русские паломники осели в обители Ксилургу (в то время она называлась Древоделя), которая в настоящее время является скитом, принадлежащим монастырю Св.Пантелеймона. Но поток русских поломников, желающих остаться на Святой земле рос, и прежняя обитель уже перестала вмещать всех. Тогда было подано прошение о переселении русской общины в больший по размеру монастырь.
Обитель святого великомученика Пантелеимона существовала уже в середине XI века под своим особым именем Фессалоникийца и была тогда значительных размеров, но после она обеднела и перед передачей ее русским пришла в совершенный упадок.
Обстоятельства передачи русским монастыря святого великомученика Пантелеимона засвидетельствованы в седьмом из сохранившихся актов монастыря от 1169 года. Здесь указаны причина, повод, цель и порядок передачи (читать немного трудновато, но интересно):
«В 15-й день августа месяца, на обычном празднестве Всепреславной и Всенепорочной, Чистой Приснодевы Богородицы и Богоматери, в собрании всего духовного сословия и прочего старейшинства в судилище вошел к нам честной монах господин Лаврентий, игумен обители Древоделя, или Руссов, и, сделав обычный поклон, просил дать ему одну из находящихся на Святой Горе обителей ради ее устроения и пользы. Мы же, прошение его взявши, заботою и целию себе поставили решить, которую бы из обителей дать ему.
По долгом же рассмотрении и сообща рассуждении нашли все пригодною для отдачи требующему обитель Фессалоникийца. Ибо если и была она в старину многолюдна и имела первенство между второстепенными как по обширности, так и по блеску, но ныне кажется невидною и всеми признается и почитается совсем не существующею от малочисленности монахов, от недостатка продовольствия и от распадения ее стен и жилища. Да и то, что еще кажется в ней стоящим, предвещает совершенно падение и исчезновение.
Поелику же в таком положении мы нашли ее, хорошо и богоугодно присудили отдать ее сказанному честнейшему монаху господину Лаврентию, игумену обители Руссов, и его монахам, с тем чтобы она восстановлена была ими, обстроена наподобие крепости, возблестела, и украсилась, и населилась немалым числом людей, работающих Богу и молящихся о державнейшем святом царе нашем, скажу просто, чтобы стала опять, как была сначала, и лучше того.
Посему-то с общего согласия всего сословия и всего старейшинства сегодня мы даем, передаем и отдаем означенную обитель Фессалоникийца честнейшему монаху господину Лаврентию и его монахам с принадлежащими ей на Кареях келлиями, и всем ее объемом и обдержанием, и со всеми ее правами и преимуществами, полями и прочими движимостями и недвижимостями, чтобы они имели ее и распоряжались ею во все последующие непрерывные времена самоправно и властно, сделали ее истинным монастырем и поступали с нею так, как законы и божественные и священные правила заповедают поступать людям, управляющим делами.
Итак, будь ты, монах господин Лаврентий, духовный брат (к тебе теперь обращается слово мое), от нынешнего дня владыка и господин обители Фессалоникийца и делай с нею что захочешь, никем не возмущаемый, и не беспокоимый, и ни малейше не тревожимый. Ни мы сами, ни будущие после нас проты, икономы, игумены и прочие под каким бы то ни было благовидным предлогом не могут ни самую обитель отнять у тебя или у следующего за тобою, ни потребовать что-нибудь от обители из ее движимостей и недвижимостей, ни от принадлежащих обители полей отделить что-либо по частям или целиком ни для присвоения себе самим (отделяемого), ни для передачи оного другому лицу…
Поелику же и об обители, принадлежавшей до сего дня игуменству вашему, которую обыкли называть “Древоделя” и которую мы хотели взять у вас и отдать другому в игуменство, вы отнеслись к нам с мольбою, говоря: “Невозможно отнять ее у нас и дать другому ради того, что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее охранением и устроением, и что в ней скончались родители и сродники наши, которые содержали нас и давали нам средства жить, и что ради нее мы дарим те 30 иперпиров, которые должна нам Средина, отказываясь от права требовать оные”, — по сей-то причине и мы, снизошедши и рассудивши, что неблаговидно было бы с таким трудом устроенную ими обитель отнять у них и дать другому, чтобы не нанести им подобным отнятием великой опасности и убытка, так что они-то сами изубыточатся да и сказанная обитель Древоделя потерпит изменение и разрушение, восхотели, чтобы они же владели и ею, распоряжаясь самоправно и властно, со всеми ее правами и преимуществами. Однако же владеть и распоряжаться ею не как полем, но как приписным монастырем, каковым и быть ей, и именоваться, и монахов иметь и иконома.
Будь же и ее господином и владыкой, монах господин Лаврентий, и поступай с нею как захочешь, никем не тревожимый и не беспокоимый. Тот же, кто, сомневаясь в чем-нибудь, захотел бы причинить беспокойство, или убыток, или хищение, да будет повинен вышеписанным клятвам и отлучен от Святой и Единосущной Троицы…»
Ну что, осилили?
Так на греческой земле появился русский православный монастырь Святого Великомученника Пантелеймона с приписанным к нему скитом, называемым сегодня Ксилургу.
Около 1770 года Пантелеимонов монастырь был перенесен на новое место, к морю, где находилась принадлежащая ему пристань и келлия с церковью. Прежний Пантелеимонов монастырь стал именоваться Старым Русиком и доныне находится в зависимости от нового Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
Ныне в самом монастыре проживает 50 монахов. В ските Ксилургу 3 монаха, в Старом Русике 1 монах.
Чисто внешне монастырь Св.Пантелеймона кажется территориально очень большим, значительно больше предыдущих монастырей, он похож скорее на город, нежели на монастырь. А послушников там, оказывается, не так уж много.
Недавно смотрела документальный фильм «Афон. Достучаться до небес» про нашу обитель на Святой Горе. У меня осталось какое-то теплое, хорошее впечатление от фильма. Жизнь монаха довольно однообразна: молитва (по 6-8 часов в день), послушание (работа), трапеза, сон. При этом насельники всегда в хорошем настроении, улыбчивы, приветливы, с заботой относятся друг к другу. Почему так происходит? Они сами не могут ответить. Видимо, есть какое-то таинство в таком образе жизни. Непостижимо, но факт.
Едем дальше. В 45 минутах пешего хода от Св.Пантелеймона находится один из самых старых монастырей Афона – монастырь Ксиропотам.
Предание гласит, что монастырь был основан ещё в V веке. Не раз грабился и разрушался.
Интересный факт: в XIII веке при нечестивом патриархе Ксиропотам отступил от православной веры в сторону католицизма. Измена Православию была обличена знамением Божиим: во время богослужения, за которым поминалось имя папы Римского, сотряслись камни обители и монастырь распался до основания. Также с тех пор прекратилось чудо, ежегодно совершавшееся на престольный праздник обители: в этот день под Святым престолом вырастало сорок грибов. Возобновлён Ксиропотам был при благочестивом императоре Андронике II Палеологе (1282–1328).
В 1507 году в обители случился страшный пожар, который нанес колоссальный ущерб. Помощь пришла откуда не ждали. Турецкий султан Селим увидел во сне сорок великомучеников Севастийских и их чудесные заступничества. Надо сказать, что монастырь Ксиропотам как раз и посвящен тем Сорока Севастийским великомученикам. После своего сна Селим не только много благотворил Ксиропотаму, но и предоставил особые привилегии всем афонским монастырям.
Чем дальше мы продвигаемся к горе Афон, тем выше становится гряда, протянувшаяся вдоль полуострова.
Святой монастырь Симонос Петра, или Симонопетра (скала Симона), без сомнения, - самая смелая архитектурная композиция на Святой Горе. Он прочно стоит на высоте 330 метров на вершине скалистой горной цепи.
Монастырь славится своим мужским хором. Можно послушать его на You Tube.
Далее следуем к монастырю Григориат, который находится в часе ходьбы от Симонопетра.
По образу жизни обитель считается одной из самых строгих на Афоне. Игуменом монастыря с 1974 года является один из блестящих богословов современности архимандрит Георгий Капсанис. Батюшка один из плеяды учёных, которые во второй половине XX века отказались от блестящей научной карьеры и приняли постриг на Святой Горе, способствовав возрождению афонского монашества. Рядом с отцом Георгием подвизаются монахи из разных стран, что во многом связано с активной миссионерской деятельностью обители за пределами Афона (прежде всего в Африке).
Монастырь активно посещается паломниками. Подготавливая материал, я побывала в блогах у многих из них. И рассказ одного паломника просто потряс меня. Зовут его Пчелинцев Игорь. Он священнослужитель и побывал на Афоне в 2008 году. Игорь рассказывает об одном из монахов монастыря:
«…Впервые мы встретились с отцом Александром в
Нижнем Новгороде в середине 90-х, батюшка взял за правило, пока были силы, раз в году приезжать в
Россию и посещать
Москву, Троице-Сергиеву Лавру, Дивеево и Ниж. Новгород. Я знал, что он приписан к монастырю Григориат, но тогда мне это практически ничего не говорило. Отец Александр, покинув Палестину, обосновался в отдельно стоящей от монастыря келлии. Показывал ее фотографии - все утопает в цветах. Безукоризненный порядок - сказывается немецкая и швейцарская кровь. Но несколько лет назад, когда батюшка перестал приезжать в Россию, мы узнали через знакомых, что на него напали работавшие на его участке албанцы - отец и сын. Недовольные платой, данной им за труд на участке, они изрубили руки отца Александра топором. Нескоро батюшка, истекающий кровью, добрался до монастыря. Потом его на катере переправили в госпиталь в Салоники, где он провел более полугода. Запястья и предплечья собирали по частям, но полноценное владение руками к нему так и не вернулось. Вот почему он так долго не писал. Потом я получил от него письмо, которое он надиктовал кому-то, с разъснением его бедственного положения, а после еще несколько лет ни писем, ни известий.
И вот мы у ворот Григориата, сердце у меня было неспокойно - удастся ли что-нибудь узнать об отце Александре? Но жизнь-то чудеснее наших о ней представлений. Первый человек, которого я встретил, войдя в храм монастыря, был о. Александр! Он меня сразу не узнал, это вышло попозже.
Отец Александр как оказалось год назад перенес инсульт, поэтому постоянно живет в монастырской больнице. За занавеской его келлия. Говорит не очень хорошо. При этом его речь это интересная смесь немецкого, английского, греческого и русского языков. "Моя благодарить Бога за все" это он повторял через предложение. "Моя довольна Богу за все!"…»
Фото отца Александра я тоже прикладываю к рассказу.
Кстати, в документальном фильме про Афон, о котором я писала выше, кто-то говорил, что старцев монахов в монастыре ждет счастливая старость. Потому что монахи помоложе заботятся о своих более старших братьях, кормят их, ухаживают за ними до самых последних дней жизни. И в самом деле, так. В мирской жизни старикам даже при наличии родных детей иногда приходится доживать свои дни в одиночку, бедствуя и нищенствуя.
Когда монах умирает, его хоронят без гроба, заворачивая в мантию. Над могилой ставят крест. Через три года после смерти тело усопшего вновь извлекают. Если оно истлело - значит, подвижник всепрощен и пребывает на небесах. Если же тело не истлевает значит, монах перешел в другой мир с нераскаянными грехами. В этом случае тело закапывают еще на один год, в течение которого усиленно молятся за спасение души усопшего. По истечении этого срока тело, как правило, истлевает. Тогда череп с вычерченным на лбу именем, реже с кратким жизнеописанием, помещают в костницу на специальные полки. Остальные кости складывают в углу этого склепа. Сейчас в костнице русского монастыря находятся 2040 черепов.
Покидаем монастырь Григориат и отправляемся далее – к монастырю Дионисиат.
А горы все выше и выше. Монастырь расположен в огромном ущелье; говорят, что воздушные массы, спускающиеся по ночам с горных высот, наполняют его окрестности громким гулом.
Судьба Динисиата уникальна в ряду святогорских монастырей. За последние пять столетий обитель ни разу не пострадала от пожара. Ущерб монастырю нанесли землетрясения 1585 и 1765 годов, и сильнейший снегопад 1600 года. Трудности также связаны с бурным водным потоком, спускающимся с гор весной и в периоды выпадения сильных осадков.
В монастыре Дионисиат хранится древняя икона «Приветствие Богородицы», вылепленная из воска и мастики. Считается, что она создана самим евангелистом Лукой. По преданию, во время осады арабами Константинополя в 626 году ее обнесли вокруг стены города, вдохновляя защитников города. Монастырю икона была подарена в честь основания.
В 1592 году пираты похитили из Дионисиата эту святыню. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество.
Таково предание.
И вот мы у подножия Святого Афона. На снимке видны три его вершины, как напоминание о Святой Троице. У крутых подножий гор стоит монастырь Святого Павла.
В монастыре Св.Павла хранятся бесценные церковные реликвии. Упоминаемые в Евангелии волхвы, имена которых сохранило церковное предание: Мельхиор, Каспар и Валтазар, принесли новорожденному Иисусу драгоценные дары – золото, ладан и смирну, показав, что родившийся младенец есть и Царь, и Бог, и Человек. Золото они принесли ему как Царю, в виде дани, ладан – как Богу, а смирну, как Человеку, который должен умереть (умерших тогда помазывали благовонным маслом)
Матерь божия бережно хранила эти дары всю жизнь. А незадолго до своего Успения передала их Иерусалимской церкви. В 400 году император Аркадий перенес Дары в столицу Византийской империи Константинополь. В течение тысячи лет Дары волхвов были одной из главных святынь Византии. После падения Константинополя Дары попадают к турецкому султану Магомету II. В 1453 году дочь султана сербская царевна Мария, принявшая христианство, передает их в монастырь Св.Павла на горе Афон в Греции, где они хранятся до настоящего времени. Представляете?!!!
От всей этой информации просто дуреешь и смотришь на эту землю, как на что-то нереальное. Вот оно, рядом, кажется, можно дотронуться рукой. Но оно недосягаемо, драгоценно, неприкосновенно.
Достигаем конечной точки нашего маршрута – окончания юго-западного побережья полуострова Афон. Встаем на якорь напротив пристани. И к нам отплывает катер со священнослужителем на борту. Он проведет небольшую службу на нижней палубе и освятит все, что туристы пожелают освятить.
А поодаль, в море, стоит крест. Я натура впечатлительная. Мне он показался символом конца света. Как будто там, дальше, ничего больше нет, и мы стоим у края земли.
Он показался мне таким беззащитным и одиноким, как бы говорящим, как хрупок наш мир. Как важно соблюдать все божьи заповеди, чтобы этот мир не обрушился и не наступил апокалипсис.