Круиз на пароме «Принцесса Анастасия»
15-18.08.2011
Санкт-Петербург –
Швеция –
Финляндия 1 день. 15.08.
После долгих выборов, остановились на паромном путешествии, так как я еще плохо хожу после перелома решили, что такое путешествие будет более щадящим для ноги. Сказано – сделано заказали круиз на 4 дня.
Отправляемся с морского вокзала в 18 часов, туда нас с Еленой довез ее муж Борис.
На вокзале толкучка – я здесь первый раз и вокзал оставляет желать лучшего, но на удивление достаточно быстро прошли паспортный контроль и вот он паром.
Для начала при входе отбирали любое спиртное, у нас отобрали кипятильник, на вопрос, а что здесь в каждом коридоре стоят кулеры, промолчали, вообщем – сервис по-русски.
Несколько взвинченные, мы пристали с вопросами, где наша каюта, к мужчине, стоявшему рядом, он взял наши билеты в руки, покрутил их и видимо из-за плохого зрения не рассмотрел номера нашей каюты, достал из кармана лупу и прочитал номер каюты, мы же вместо благодарности, фыркнули, мол всё на этом пароме плохо, даже сотрудники ничего не видят (вечером встретили его на концерте, он оказался фокусником, а при входе просто кого-то встречал)…
Разместились в каюте с окном № 428 (4-я палуба).
Паром 1985 года постройки, но приведен в порядок, эдакий огромный челнок, курсирующий между Санкт-Петербургом и
Стокгольмом, медленно, согласно расписанию, отчалил от причала.
Скорость небольшая, поэтому отлично видно все, что находится на берегу. Оставили позади Васильевский остров, еще какие-то окраины города, не вызывающие приятных чувств. Незаметно подобрались к славному городу моряков – Крондштату. Поскольку вся моя семья, начиная с отца, брата, мужа, сыновей и ,в настоящее время я сама, связаны с флотом, то этот город мне интересен, остановлюсь на его истории побробнее.
Кронштадт – город на острове Котлин, в восточной части финского залива, недалеко от Санкт-Петербурга.
В 1617 безлюдный остров отошел к Швеции, а при Петре I был присоединен к
России. Существует легенда, что название Котлин остров получил при взятии Ниеншанца, когда Петр I заметил на острове шведов. Он приказал Меншикову выгнать их, а те в спешке оставили котел, в котором готовили пищу. Так остров и стал называться Котлин, а в его гербе появилось изображение котла.
В 1703 году по приказу Петра I и по его модели на острове с южной стороны было сделано укрепление, получившее название Кроншлот (Коронный замок). Форт стал защитой строящейся столице империи. 7 мая 1704 года – день, когда укрепление вступило в строй, стало датой основания Кронштадта.
В последующие годы Кронштадт продолжал укрепляться и служить надежным оборонительным рубежом для Северной столицы. Кронштадт является основной базой Балтийского флота. Отсюда уходили в кругосветные плаванья корабли под командованием Крузенштерна и Лисянского, отсюда же ушли в антарктическую экспедицию Лазарев и Беллинсгаузен. Здесь проходили службу знаменитые флотоводцы П.С. Нахимов, Ф.Ф. Ушаков, В.А. Корнилов, С.О. Макаров и др.
К началу двадцатого столетия Кронштадт представлял собой мощные крепости и форты, семнадцать искусственных, надежно укрепленных островов, батареи на берегах Финского залива. После Октябрьской революции горожане выступили против большевиков, но были жестоко подавлены. В годы Великой Отечественной войны на город пришлись тяжелейшие испытания, его уничтожали с двух сторон, с юга – немцы, с севера - финны. Город понес тяжелые увечья, но выстоял.
В XVIII-XIX в Кронштадте шло бурное строительство, до наших дней город сохранил свой неповторимый облик. Сохранились постройки, ставшие архитектурными достопримечательностями города, среди них Итальянский дворец, Арсенал, комплекс Адмиралтейства, Морской собор, бывший Гостиный двор и другие.
Главной достопримечательностью является построенный в 1913 году Морской Никольский собор. Автор проекта архитектор Косяков за основу архитектурного сооружения взял Софийский собор в
Стамбуле. Собор, высота которого составляет 70,6 метров, хорошо просматривается с берегов залива, диаметр его купола около 27 метров. Перед Морским собором на Якорной площади в 1913 году был установлен памятник адмиралу Макарову.
Для усиления обороны рядом с Кронштадтом были построены форты. Последние сооружения - Алексеевский и Николаевский форты - строились уже перед Первой мировой войной. Все искусственные острова (более 20) с сооруженными на них оборонительными укреплениями протянулись с севера на юг цепью в 40 км. Уже в конце XIX в. значение фортов как защитных укреплений уменьшилось и их стали отдавать государственным учреждениям. В форте Александр в 1899 г. оборудовали противочумную лабораторию, в которой вырабатывали вакцины. Это было удобно, так как форт находился в полнейшей изоляции. За это в народе форт прозвали чумным. Сейчас большинство фортов находится в полном запустении.
В 17.30 поднялись на 6-ю палубу ужинать, за ужин заплатили заранее по 32 евро с человека.
За ужин на пароме
Народа в ресторане немного (или мы рано пришли), выбор блюд большой, мы «ударили» по морепродуктам, выпили по бокалу белого сухого вина, попробовали десерты и завершили трапезу апельсиновым соком. В целом неплохо, но очень дорого, я больше не пойду.
Вечером вышли погулять на открытую 8-ю палубу, полюбоваться небом, морем и закатом, но сильный ветер не позволил долго там оставаться.
В 21.30 пошли смотреть представление Мюзик-холла. Представление длилось не более 40 минут и в чем-то напоминало сценку из песни
Владимира Семеновича «Ой, Вань, смотри какие клоуны!», больше похоже на самодеятельность в сельском клубе. Долго смеялись, увидев фокусника…
Побродили по палубам, сфотографировались для смеха в разных шкурках…
2 день. 16.08.
Проснулись утром поздно, часов в 11, спешить некуда, сегодня целый день в дороге.
Гуляли по парому, но все же замкнутое пространство утомляет, все быстро надоедает, как в поезде.
Приспособились со своими «сухими» завтраками ходить в буфет, брать там бесплатно кипяток и там же за столиком спокойно все съедать, что принесено с собой.
Практически весь день за окном, куда ни глянь всюду вода, которая на горизонте сливалась с небом, но ближе к Стокгольму пейзаж за окном стал меняться, появились острова, на них скромные строения, где люди живут постоянно, а ближе к городу – простенькие дачные домики, без привычного нам огорода с картошкой.
В 19.00 (через 25 часов) прибыли в Стокгольм.
Прошли паспортный контроль и сели в автобус фирмы «Нева», очень комфортабельный, мы расположились очень удачно, на первом ярусе (автобус был 2-х этажный) у окна, со столиком.
Экскурсия «Вечерний Стокгольм» длилась примерно 2 часа.
Возвращались, когда уже стемнело, город очень плохо освещен. На паром вернулись в 22.30 .
3 день. 17.08.
Сегодня ранний подъем, в 6 утра (часы перевели на 2 часа назад). В 7 часов уже нужно освободить каюты, при выходе образовалась толпа, но стояли недолго и уже около 8 часов загрузились в автобус и едем на музейный остров.
В Стокгольме мы были не первый раз. В мире много городов, которые часто называют самыми красивыми, великолепными или прекрасными. О вкусах не спорят, но все же городов, способных не оставить равнодушными самых искушенных и привередливых путешественников, на нашей планете насчитывается не так уж и мало. Без всяких сомнений, Стокгольм – один из них.
Водные артерии, как паутинки, опоясали 14 островов, на которых расположилась чудесная столица Швеции. Вот уже почти 800 лет этот загадочный город привлекает своей необычной красотой путешественников, мореплавателей и многих и многих туристов.
На острове мы не пошли в музеи, так как уже бывали, а образовавшейся компанией из 8 человек пошли гулять по острову, я повела всех на уже знакомое мне старинное кладбище моряков. Обошли вокруг огромное и красивое здание музея северных стран. Музей Северных Стран Nordiska Museet посвящен многовековой культуре скандинавских стран с 1520 года до наших дней. Здесь есть и шаманский барабан саамов, и шелковая парча, вышитая в Стокгольме в 18 веке и мебель ИКЕА.
Гуляя по брусчатым улочкам Старого города, дивясь сохранившимся останкам и развалинам средневековья, воспользовались возможностью осмотреть Королевский дворец, заплатили за вход по 140 крон (курс: 1 евро=8,4 кроны).
После наших Питерских дворцов этот не вызвал особого восторга, но побывать там стоит.
Королевский дворец в Стокгольме является самым крупным дворцом в мире. По числу комнат он не имеет себе равных, в нем расположено 550 комнат и шестьсот шесть помещений. Это действующий королевский дворец. Дворец - это официальная резиденция короля Карла Густава XV, являющегося главой государства. Кроме того, во дворце расположены важные
достопримечательности Стокгольма: это прежде всего апартаменты короля с сокровищницей и регалиями монарха, зал для проведения торжеств, Казначейство, палаты Рыцарского Ордена, античный музей Густава III, дворец Три Короны, хранилище карет и оружия.
В 1523 г. королем Швеции становится уже известный нам Густав I, основатель династии Ваза. Густав I был первым королем независимой Швеции, так как он вышел из Кальмарского союза 1397 г., объединившего скандинавские страны под одной короной. С этого момента замок Трех Корон - главная резиденция шведского королевского дома. Густав I предпринял решительные переделки в замке, превратившие суровую средневековую крепость в роскошный ренессансный дворец, подобно тому, как он сделал это в Грипсхольме.
Эпоха после Тридцатилетней войны 1618-1648 гг., когда Швеция находилась на вершине военной славы, не могла не оставить следа в королевской резиденции. Планы реконструции были представлены почти сразу после заключения Вестфальского мира, но работы по перепланировке замка начались лишь через сорок лет. Руководил ими Никодемус Тессин Младший. Однако дворец простоял недолго. Страшный пожар 7 мая 1697 г. уничтожил его почти полностью, причем погибла значительная часть королевской художественной коллекции, тогда уже весьма обширной.
Три недели спустя после пожара тессиновский план реконструкции уже лежал перед членами правящего кабинета. Согласно этому плану, ремонт должен был занять пять лет. Однако прошло почти шесть десятилетий, прежде чем королевская семья вернулась в обновленный дворец.
Каждый из четырех фасадов нынешнего Королевского дворца несет свою собственную смысловую нагрузку. Два главных - западный и восточный. Западный фасад - «фасад Короля», с апартаментами короля, большой королевской лестницей и аркой. Восточный, соответственно - «фасад Королевы», с симметрично выстроенными аркой и лестницей, апартаментами королевы и небольшим садом. С северной стороны располагаются кабинет министров, зал заседаний Риксдага - шведского парламента, а также королевская библиотека. Таким образом, если западный и восточный фасады - олицетворяют представительскую сторону шведской монархии, то северный связан с ее деятельной стороной. Южный фасад - наиболее торжественный, его арка - самая монументальная. По разным сторонам арки находятся Государственный зал и Королевская капелла: по замыслу архитекторов, трон и алтарь - символы шведской государственности. Таким образом, Королевский дворец призван быть своего рода миниатюрным отображением Швеции в целом.
После посещения дворца сделали памятные снимки на фоне охраны и в хорошем настроении мы отправились изучать город дальше.
Люди стремятся в Стокгольм еще и в гости к любимому с детства Карлсону. Он до сих пор живет на крыше красного дома и радует всех.
Чтобы лучше почувствовать город, надо отправиться на экскурсию по воде, с воды любой город смотрится по иному. Мы всей компанией, а это я с Леной, Люда с Даней и Дима, купили билеты на кораблик на улице, возле дворца и отправились на целый час кататься (билеты по 80 крон).
Главная его достопримечательность Стокгольма – это вода. Расположенный на четырнадцати островах, город соединяет собой воды Балтийского моря и пресного озера Меларен. Как красиво звучит в переводе со шведского одна из строк гимна «…где соединяются сладкие воды Меларен и соленые воды Балтики».
Без сомнений, вода – главное украшение города. Множество каналов, проливов и вся Стокгольмская акватория создают прекрасные условия для водных прогулок.
Архипелаг насчитывает около 20 000 островов, и полюбоваться на их многообразие непременно стоит. Прогулка нас не разочаровала.
Расскажу немного о старом городе, где мы побывали накануне вечером, а сегодня продолжили знакомство с городом.
Поскольку в середине прошлого столетия Стокгольм существенно преобразился, старинных кварталов осталось совсем немного, но тем они ценнее и тем более уникальны.
Гамла Стан – так по-шведски называется остров, на котором расположилось сердце старого города вместе с королевским дворцом. Узкие улочки с газовыми фонарями, старинные дома и рестораны с истинно шведской кухней – как видите, Гамла Стан не очень отличается от столь любимых туристами старых центров европейских городов.
Смену караула мы не увидели, но «гарных» хлопцев из охраны даже удалось сфотографировать.
Главное украшение Стокгольма, величественное и необычное здание из темного кирпича – Ратуша, возвышается у самой кромки воды озера Меларен на острове Кунгсхольмен. Несмотря на свой вид, ратуша является образцом современной архитектуры. Она была построена совсем недавно – в XX веке.
Архитектор, возводивший ратушу, пытался придать ей все черты, присущие шведской архитектуре разных лет. Но не удержался, и добавил немного итальянской легкости, а сводчатые арки, под которыми проходит всякий, желающий попасть из внутреннего двора ратуши на берег озера, придают зданию неповторимый шарм.
В Голубом Зале ратуши проходят ежегодные банкеты в честь лауреатов Нобелевских премий, но посетить ратушу стоит не только в эти дни.
Чтобы попасть к ратуше, ехать лучше всего на метро, до станции «Т-централен». Но здесь вы не найдете привычную во многих странах мира букву «М». Метро по-шведски именуется «Туннел-бана», поэтому его символ – темно-синяя буква «Т» в белом круге.
Прогулялись по пешеходной торговой улице, купили несколько сувениров, но у меня сильно разболелась нога, ведь дороги неровные, везде замощенные камнем, а для сломанной, в недавнем времени, ноги это большая нагрузка.
Вернулись в старый город, на площади Нобеля зашли в кафе выпили по чашечке кофе с пирожными, все было очень съедобно.
В 18 часов нам было велено ждать автобус у Королевского дворца, для отправки на паром «Таллинк».
В 19 уже на пароме, этот паром оказался гораздо лучше, в каюте даже был телевизор, да и сама каюта побольше.
Немного отдохнув от Стокгольма, забыв про больную ногу и голову (у Лены) пошли гулять в дьюти-фри. После долгих выборов и сомнений, перенюхав почти весь ассортимент, замучив продавщицу, купили себе духи, полностью удовлетворенные и чуть живые от впечатлений прошедшего дня, отправились спать.
4 день. 18.08.
Рано утром прибыли в Турку, с парома пересели на следовавший на этом же пароме, автобус и отправились в путешествие по Финляндии.
Бывшая столица Финляндии – город-порт Турку - расположен на Юго-Западе страны, у места впадения реки Аурайоки в Балтийское море. Население Турку составляет порядка 175 тысяч жителей.
Турку – город древний. Официальной датой его основания считается 1229 год, когда в город была перенесена резиденция епископа.
Однако доподлинно известно, что поселение на территории, которую сегодня занимает город, было основано новгородцами ещё до тринадцатого века. Поселение было торговым, и носило название Торг. В двенадцатом веке шведский король Эрик IX прибрал к рукам Южную часть Финляндии. Торг стал называться Кабы. Уже в восемнадцатом веке город переименовали в Або, и, наконец, после 1918 года он получил своё официальное название - Турку. Впрочем, многие шведы, проживающие на территории Финляндии, и сейчас предпочитают называть его Або.
История города Турку богато значительными событиями.
Раньше город Турку был центром экономической и интеллектуальной жизни Финляндии - в 1628 году король Швеции Густав Адольф учредил здесь гимназию, которая впоследствии была преобразована в Королевскую академию. В 1713 году русские захватили Турку и удерживали в течение почти восьми лет. Потом он снова перешёл к шведам, которые владели им до 1808 года. После завоевания Турку генералом Шепелевым, город, согласно Фридрихсгамскому мирному договору, вновь отошёл к России. В 1819 году город Турку потерял статус столицы Финляндии – ведущим городом страны стал
Хельсинки. После того, как в бывшей столице Финляндии в 1827 году произошёл пожар, в Хельсинки была переведена и Королевская академия.
Пожар почти полностью уничтожил деревянные постройки, и Турку был отстроен заново. В городе появились прямые широкие улицы и низкие, преимущественно каменные, дома. Сегодня Турку называют городом «тысячи и одной легенды». Здесь сохранились самые древние памятники эпохи средневековья в Финляндии, и, в то же время, это современный и оживлённый город с богатыми культурными традициями.
В Хельсинки прибыли к обеду, сначала заехав на терминал и высадив людей, которые отправляются в Питер еще на одном пароме, затем пытались добраться до Сенатской площади, но там проходили какие-то мероприятия и вход был перекрыт, поэтому наш автобус, поблуждав по узким улочкам, повез нас смотреть памятник Сибелиусу и церковь в скале, о достопримечательностях города я расскажу чуть ниже..
Пообедали напротив ж/д вокзала в кафе «ROBERT» (идти от вокзала прямо, метром 200) за 8 евро мы очень хорошо там поели.
Хельсинки с воды немного напоминает Санкт-Петербург. Старый квартал здесь сужен до размера площади, а все остальное пространство занимают стильные современные здания и вылизанные мостовые. Город отутюжен и компактен, в нем легко умещаются десятки музеев и картинных галерей, уютные кофейни и гигантские универмаги.
Характерная особенность финской столицы - сохранившиеся здесь статуи, выполненные в духе соцреализма: рабочие, крестьяне, спортсмены.
Мощный, крепко сбитый из розовых гранитных плит вокзал – одно из самых эффектных зданий в Хельсинки. У центрального входа стоят гигантские каменные атланты со стеклянными светильниками в руках. С вокзала отправляются пригородные электрички и поезда дальнего следования.
Самое необычное сооружение в Хельсинки выстроено прямо в скале. Финские архитекторы, создавая церковь Темппелиаукио, взорвали каменную глыбу, обработали поверхность и сверху пристроили купол, похожий на громадную телевизионную тарелку. С куполом возились дольше всего: уложили в спираль медную ленту длиной 22 км!
У этой модерновой лютеранской церкви (которая со стороны смахивает на торговый комплекс) много функций. Там регулярно устраиваются концерты органной музыки - внутри находится мощный 43-трубный орган. Мстислав Ростропович восторгался здешней акустикой, считая, что звучание в церковных стенах одно из лучших в мире.
Внутри Темппелиаукио выглядит впечатляюще: создается ощущение огромного пространства и высоты, хотя расстояние от пола до купола сравнительно небольшое – около двенадцати метров.
Памятник композитору Яну Сибелиусу
Забавный монумент, способный издавать звуки во время ветра.
На памятник финскому композитору можно не только смотреть – его можно слушать. Главная часть монумента – это 600 сплавленных между собой мощных металлических труб, сквозь которые жалобно гудит ветер. Считается, что эти звуки напоминают музыку Яна Сибелиуса, а необычная конструкция похожа на орган.
В центре главной площади Хельсинки стоит памятник Александру II, который даровал финнам автономию. На Сенатской площади (Senaatintori) возвышаются главные здания столицы – Кафедральный собор (снаружи похожий на Исаакиевский в Питере), Президентский дворец, Национальная библиотека. Здесь же – особнячки XVIII века, где раньше жили купцы – сейчас в них находятся рестораны, кафе и сувенирные лавки.
Александр II наведывался в Финлядию 12 раз. В эпоху его царствования у финнов появилась национальная валюта, а финский язык стал государственным – наравне со шведским. При Александре II была построена железная дорога, по которой первым проехался сам царь – Хельсинки из Санкт-Петербурга.
В 15 часов двинулись в обратный путь, за разговорами время пролете незаметно, границу тоже прошли быстро и в 21.30 уже были на Лиговском, где нас встречал Андрей.
За четыре дня мы хорошо отдохнули, увидели много нового и интересного, приобрели новых друзей.
ЗНАЧИТ ЕЗДИЛИ НЕ ЗРЯ!!!
Круиз на пароме «Принцесса Анастасия»
15-18.08.2011
Санкт-Петербург –
Швеция – Финляндия
1 день. 15.08.
После долгих выборов, остановились на паромном путешествии, так как я еще плохо хожу после перелома решили, что такое путешествие будет более щадящим для ноги. Сказано – сделано заказали круиз на 4 дня.
Отправляемся с морского вокзала в 18 часов, туда нас с Еленой довез ее муж Борис.
На вокзале толкучка – я здесь первый раз и вокзал оставляет желать лучшего, но на удивление достаточно быстро прошли паспортный контроль и вот он паром.
Для начала при входе отбирали любое спиртное, у нас отобрали кипятильник, на вопрос, а что здесь в каждом коридоре стоят кулеры, промолчали, вообщем – сервис по-русски.
Несколько взвинченные, мы пристали с вопросами, где наша каюта, к мужчине, стоявшему рядом, он взял наши билеты в руки, покрутил их и видимо из-за плохого зрения не рассмотрел номера нашей каюты, достал из кармана лупу и прочитал номер каюты, мы же вместо благодарности, фыркнули, мол всё на этом пароме плохо, даже сотрудники ничего не видят (вечером встретили его на концерте, он оказался фокусником, а при входе просто кого-то встречал)…
Разместились в каюте с окном № 428 (4-я палуба).
Наше временное жилье
Паром 1985 года постройки, но приведен в порядок, эдакий огромный челнок, курсирующий между Санкт-Петербургом и Стокгольмом, медленно, согласно расписанию, отчалил от причала.
Скорость небольшая, поэтому отлично видно все, что находится на берегу. Оставили позади Васильевский остров, еще какие-то окраины города, не вызывающие приятных чувств. Незаметно подобрались к славному городу моряков – Крондштату. Поскольку вся моя семья, начиная с отца, брата, мужа, сыновей и ,в настоящее время я сама, связаны с флотом, то этот город мне интересен, остановлюсь на его истории побробнее.
Кронштадт – город на острове Котлин, в восточной части финского залива, недалеко от Санкт-Петербурга.
В 1617 безлюдный остров отошел к Швеции, а при Петре I был присоединен к России. Существует легенда, что название Котлин остров получил при взятии Ниеншанца, когда Петр I заметил на острове шведов. Он приказал Меншикову выгнать их, а те в спешке оставили котел, в котором готовили пищу. Так остров и стал называться Котлин, а в его гербе появилось изображение котла.
В 1703 году по приказу Петра I и по его модели на острове с южной стороны было сделано укрепление, получившее название Кроншлот (Коронный замок). Форт стал защитой строящейся столице империи. 7 мая 1704 года – день, когда укрепление вступило в строй, стало датой основания Кронштадта.
В последующие годы Кронштадт продолжал укрепляться и служить надежным оборонительным рубежом для Северной столицы. Кронштадт является основной базой Балтийского флота. Отсюда уходили в кругосветные плаванья корабли под командованием Крузенштерна и Лисянского, отсюда же ушли в антарктическую экспедицию Лазарев и Беллинсгаузен. Здесь проходили службу знаменитые флотоводцы П.С. Нахимов, Ф.Ф. Ушаков, В.А. Корнилов, С.О. Макаров и др.
К началу двадцатого столетия Кронштадт представлял собой мощные крепости и форты, семнадцать искусственных, надежно укрепленных островов, батареи на берегах Финского залива. После Октябрьской революции горожане выступили против большевиков, но были жестоко подавлены. В годы Великой Отечественной войны на город пришлись тяжелейшие испытания, его уничтожали с двух сторон, с юга – немцы, с севера - финны. Город понес тяжелые увечья, но выстоял.
В XVIII-XIX в Кронштадте шло бурное строительство, до наших дней город сохранил свой неповторимый облик. Сохранились постройки, ставшие архитектурными достопримечательностями города, среди них Итальянский дворец, Арсенал, комплекс Адмиралтейства, Морской собор, бывший Гостиный двор и другие.
Главной достопримечательностью является построенный в 1913 году Морской Никольский собор. Автор проекта архитектор Косяков за основу архитектурного сооружения взял Софийский собор в Стамбуле. Собор, высота которого составляет 70,6 метров, хорошо просматривается с берегов залива, диаметр его купола около 27 метров. Перед Морским собором на Якорной площади в 1913 году был установлен памятник адмиралу Макарову.
Знаменитый морской собор
(мы с Леной внесли свой скромный вклад в его восстановление)
Для усиления обороны рядом с Кронштадтом были построены форты. Последние сооружения - Алексеевский и Николаевский форты - строились уже перед Первой мировой войной. Все искусственные острова (более 20) с сооруженными на них оборонительными укреплениями протянулись с севера на юг цепью в 40 км. Уже в конце XIX в. значение фортов как защитных укреплений уменьшилось и их стали отдавать государственным учреждениям. В форте Александр в 1899 г. оборудовали противочумную лабораторию, в которой вырабатывали вакцины. Это было удобно, так как форт находился в полнейшей изоляции. За это в народе форт прозвали чумным. Сейчас большинство фортов находится в полном запустении.
Чумной форд (черный, потому что горел)
В 17.30 поднялись на 6-ю палубу ужинать, за ужин заплатили заранее по 32 евро с человека.
Ужин на пароме
Народа в ресторане немного (или мы рано пришли), выбор блюд большой, мы «ударили» по морепродуктам, выпили по бокалу белого сухого вина, попробовали десерты и завершили трапезу апельсиновым соком. В целом неплохо, но очень дорого, я больше не пойду.
Вечером вышли погулять на открытую 8-ю палубу, полюбоваться небом, морем и закатом, но сильный ветер не позволил долго там оставаться.
На открытой палубе
В 21.30 пошли смотреть представление Мюзик-холла. Представление длилось не более 40 минут и в чем-то напоминало сценку из песни Владимира Семеновича «Ой, Вань, смотри какие клоуны!», больше похоже на самодеятельность в сельском клубе. Долго смеялись, увидев фокусника…
Побродили по палубам, сфотографировались для смеха в разных шкурках…
В шкуре зайца тоже неплохо…
2 день. 16.08.
Проснулись утром поздно, часов в 11, спешить некуда, сегодня целый день в дороге.
Гуляли по парому, но все же замкнутое пространство утомляет, все быстро надоедает, как в поезде.
Приспособились со своими «сухими» завтраками ходить в буфет, брать там бесплатно кипяток и там же за столиком спокойно все съедать, что принесено с собой.
Практически весь день за окном, куда ни глянь всюду вода, которая на горизонте сливалась с небом, но ближе к Стокгольму пейзаж за окном стал меняться, появились острова, на них скромные строения, где люди живут постоянно, а ближе к городу – простенькие дачные домики, без привычного нам огорода с картошкой.
Дача по-шведски
В 19.00 (через 25 часов) прибыли в Стокгольм.
Прошли паспортный контроль и сели в автобус фирмы «Нева», очень комфортабельный, мы расположились очень удачно, на первом ярусе (автобус был 2-х этажный) у окна, со столиком.
Наш автобус
Экскурсия «Вечерний Стокгольм» длилась примерно 2 часа.
Возвращались, когда уже стемнело, город очень плохо освещен. На паром вернулись в 22.30 .
3 день. 17.08.
Сегодня ранний подъем, в 6 утра (часы перевели на 2 часа назад). В 7 часов уже нужно освободить каюты, при выходе образовалась толпа, но стояли недолго и уже около 8 часов загрузились в автобус и едем на музейный остров.
В Стокгольме мы были не первый раз. В мире много городов, которые часто называют самыми красивыми, великолепными или прекрасными. О вкусах не спорят, но все же городов, способных не оставить равнодушными самых искушенных и привередливых путешественников, на нашей планете насчитывается не так уж и мало. Без всяких сомнений, Стокгольм – один из них.
Водные артерии, как паутинки, опоясали 14 островов, на которых расположилась чудесная столица Швеции. Вот уже почти 800 лет этот загадочный город привлекает своей необычной красотой путешественников, мореплавателей и многих и многих туристов.
Музей Народов Севера
На острове мы не пошли в музеи, так как уже бывали, а образовавшейся компанией из 8 человек пошли гулять по острову, я повела всех на уже знакомое мне старинное кладбище моряков. Обошли вокруг огромное и красивое здание музея северных стран. Музей Северных Стран Nordiska Museet посвящен многовековой культуре скандинавских стран с 1520 года до наших дней. Здесь есть и шаманский барабан саамов, и шелковая парча, вышитая в Стокгольме в 18 веке и мебель ИКЕА.
Гуляя по брусчатым улочкам Старого города, дивясь сохранившимся останкам и развалинам средневековья, воспользовались возможностью осмотреть Королевский дворец, заплатили за вход по 140 крон (курс: 1 евро=8,4 кроны).
После наших Питерских дворцов этот не вызвал особого восторга, но побывать там стоит.
Королевский дворец в Стокгольме является самым крупным дворцом в мире. По числу комнат он не имеет себе равных, в нем расположено 550 комнат и шестьсот шесть помещений. Это действующий королевский дворец. Дворец - это официальная резиденция короля Карла Густава XV, являющегося главой государства. Кроме того, во дворце расположены важные достопримечательности Стокгольма: это прежде всего апартаменты короля с сокровищницей и регалиями монарха, зал для проведения торжеств, Казначейство, палаты Рыцарского Ордена, античный музей Густава III, дворец Три Короны, хранилище карет и оружия.
В 1523 г. королем Швеции становится уже известный нам Густав I, основатель династии Ваза. Густав I был первым королем независимой Швеции, так как он вышел из Кальмарского союза 1397 г., объединившего скандинавские страны под одной короной. С этого момента замок Трех Корон - главная резиденция шведского королевского дома. Густав I предпринял решительные переделки в замке, превратившие суровую средневековую крепость в роскошный ренессансный дворец, подобно тому, как он сделал это в Грипсхольме.
Эпоха после Тридцатилетней войны 1618-1648 гг., когда Швеция находилась на вершине военной славы, не могла не
В Королевском дворце
оставить следа в королевской резиденции. Планы реконструции были представлены почти сразу после заключения Вестфальского мира, но работы по перепланировке замка начались лишь через сорок лет. Руководил ими Никодемус Тессин Младший. Однако дворец простоял недолго. Страшный пожар 7 мая 1697 г. уничтожил его почти полностью, причем погибла значительная часть королевской художественной коллекции, тогда уже весьма обширной.
Три недели спустя после пожара тессиновский план реконструкции уже лежал перед членами правящего кабинета. Согласно этому плану, ремонт должен был занять пять лет. Однако прошло почти шесть десятилетий, прежде чем королевская семья вернулась в обновленный дворец.
Каждый из четырех фасадов нынешнего Королевского дворца несет свою собственную смысловую нагрузку. Два главных - западный и восточный. Западный фасад - «фасад Короля», с апартаментами короля, большой королевской лестницей и аркой. Восточный, соответственно - «фасад Королевы», с симметрично выстроенными аркой и лестницей, апартаментами королевы и небольшим садом. С северной стороны располагаются кабинет министров, зал заседаний Риксдага - шведского парламента, а также королевская библиотека. Таким образом, если западный и восточный фасады - олицетворяют представительскую сторону шведской монархии, то северный связан с ее деятельной стороной. Южный фасад - наиболее торжественный, его арка - самая монументальная. По разным сторонам арки находятся Государственный зал и Королевская капелла: по замыслу архитекторов, трон и алтарь - символы шведской государственности. Таким образом, Королевский дворец призван быть своего рода миниатюрным отображением Швеции в целом.
После посещения дворца сделали памятные снимки на фоне охраны и в хорошем настроении мы отправились изучать город дальше.
Люди стремятся в Стокгольм еще и в гости к любимому с детства Карлсону. Он до сих пор живет на крыше красного дома и радует всех.
Дом, где живет Карлсон
Чтобы лучше почувствовать город, надо отправиться на экскурсию по воде, с воды любой город смотрится по иному. Мы всей компанией, а это я с Леной, Люда с Даней и Дима, купили билеты на кораблик на улице, возле дворца и отправились на целый час кататься (билеты по 80 крон).
Думы на кораблике «Везде так красиво…»
Главная его достопримечательность Стокгольма – это вода. Расположенный на четырнадцати островах, город соединяет собой воды Балтийского моря и пресного озера Меларен. Как красиво звучит в переводе со шведского одна из строк гимна «…где соединяются сладкие воды Меларен и соленые воды Балтики».
Без сомнений, вода – главное украшение города. Множество каналов, проливов и вся Стокгольмская акватория создают прекрасные условия для водных прогулок.
Архипелаг насчитывает около 20 000 островов, и полюбоваться на их многообразие непременно стоит. Прогулка нас не разочаровала.
Расскажу немного о старом городе, где мы побывали накануне вечером, а сегодня продолжили знакомство с городом.
Старый город
Поскольку в середине прошлого столетия Стокгольм существенно преобразился, старинных кварталов осталось совсем немного, но тем они ценнее и тем более уникальны.
Гамла Стан – так по-шведски называется остров, на котором расположилось сердце старого города вместе с королевским дворцом. Узкие улочки с газовыми фонарями, старинные дома и рестораны с истинно шведской кухней – как видите, Гамла Стан не очень отличается от столь любимых туристами старых центров европейских городов.
Ох, рано встает охрана…
Смену караула мы не увидели, но «гарных» хлопцев из охраны даже удалось сфотографировать.
Главное украшение Стокгольма, величественное и необычное здание из темного кирпича – Ратуша, возвышается у самой кромки воды озера Меларен на острове Кунгсхольмен. Несмотря на свой вид, ратуша является образцом современной архитектуры. Она была построена совсем недавно – в XX веке.
Архитектор, возводивший ратушу, пытался придать ей все черты, присущие шведской архитектуре разных лет. Но не удержался, и добавил немного итальянской легкости, а сводчатые арки, под которыми проходит всякий, желающий попасть из внутреннего двора ратуши на берег озера, придают зданию неповторимый шарм.
В Голубом Зале ратуши проходят ежегодные банкеты в честь лауреатов Нобелевских премий, но посетить ратушу стоит не только в эти дни.
Чтобы попасть к ратуше, ехать лучше всего на метро, до станции «Т-централен». Но здесь вы не найдете привычную во многих странах мира букву «М». Метро по-шведски именуется «Туннел-бана», поэтому его символ – темно-синяя буква «Т» в белом круге.
Ратуша с тремя коронами, фото с кораблика
Прогулялись по пешеходной торговой улице, купили несколько сувениров, но у меня сильно разболелась нога, ведь дороги неровные, везде замощенные камнем, а для сломанной, в недавнем времени, ноги это большая нагрузка.
В Стогкольме нашли себе подругу
Вернулись в старый город, на площади Нобеля зашли в кафе выпили по чашечке кофе с пирожными, все было очень съедобно.
В 18 часов нам было велено ждать автобус у Королевского дворца, для отправки на паром «Таллинк».
Наш паром из Швеции
В 19 уже на пароме, этот паром оказался гораздо лучше, в каюте даже был телевизор, да и сама каюта побольше.
Немного отдохнув от Стокгольма, забыв про больную ногу и голову (у Лены) пошли гулять в дьюти-фри. После долгих выборов и сомнений, перенюхав почти весь ассортимент, замучив продавщицу, купили себе духи, полностью удовлетворенные и чуть живые от впечатлений прошедшего дня, отправились спать.
Уставшие, но довольные
4 день. 18.08.
Рано утром прибыли в Турку, с пар