Дальневосточный маршрут на этот раз изначально планировался из двух частей – путешествия и отдыха, в результате чего приобрёл конфигурацию
Пекин –
Шанхай – Хуахин –
Бангкок.
1. Летели компанией "Аеросвит" с пересадкой в
Киеве. Обслуживание и питание в полёте, как и поведение некоторых бывших соотечественников на борту, оставляли желать лучшего. Да и в Борисполе не обошлось без привычного хамства. Но все четыре раза полёты прошли строго по расписанию, и цена на билеты была дешёвой – это ли не главное? Кроме того, далеко не каждая авиакомпания может предоставить прилёт в Пекин, а вылет из Бангкока. И, наконец, у нас была возможность встретиться с любимыми украинскими родственниками между самолётами в аэропорту Борисполь.
2. В аэропорту Пекина есть несколько пунктов обмена валюты, все дают очень невыгодный курс обмена и берут комиссионные. Менять нужно только небольшую сумму, достаточную для проезда на такси в отель ( у нас вышло 180 юаней), а лучше всего – снять её в банкомате, что мы и сделали. Впоследствии всё время меняли деньги в банке или в отеле по нормальному курсу.
3. Пекинским отелем "The Emperor Hotel" , 5 звёзд, остались очень довольны. Платили 695 юаней в день (примерно 110$) на семью из 3-х человек, включая 2 завтрака; и плюс за завтрак для ребёнка доплатили целых 55 юаней за 3 дня. Расположен в самом центре между Запретным городом и улицей Ванфуцзин. Вокруг – хутуны и вообще кипит китайская жизнь, что само по себе увлекательно. Большой номер необычно оформлен. Пользование баром с напитками – бесплатно. Ребёнок был в восторге, да и самим удобно – всегда есть напитки взять с собой на день. Бесплатный интернет WI-FI, англо говорящие сотрудники, вкусный завтрак – всё понравилось. Очень рекомендуем!
4. Для самостоятельной подготовки к поездке подойдёт сайт
http://www.travelchinaguide.com/. Там даны все достопримечательности, с указанием как добраться и "памятками" для распечатки на английском и китайском, что незаменимо для поездок в такси.
5. Такси работают по счётчику, 10 юаней посадка и первые 3 или 4 километра, затем – 2 юаня за километр, т.е., довольно дёшево. Следите, чтоб счётчик был включён с самого начала! С китайцами "по факту" договариваться очень тяжело. Чтоб объяснить, куда ехать, по опыту достаточно карты и названия на китайском, т.е. иероглифами. Надо подготовить, что можно, заранее (см. предыдущий пункт) или попросить написать название (да и вызвать такси) на ресепшн. В отеле с той же целью нужно взять карточку с названием и картой месторасположения.
6. По нашему мнению, из
достопримечательностей Пекина обязательны к посещению: площадь Тяньаньмэнь, Великая Китайская стена, Храм неба ( в прекрасном состоянии), олимпийские объекты, улица Ванфуцзин (вечером, но и днём неплохо). Очень желательно выехать в Летний дворец, тем более, что до него можно добраться просто на метро. Вечером – улица Цяньмэнь (Qianmen) за одноименными воротами или какой-нибудь другой аналогичный прогулочно-развлекательный район. В Запретном же городе смотреть, кроме как на огромные толпы народа, не на что – из обстановки почти ничего не сохранилось, строения не в очень хорошем состоянии. Гораздо лучше отправиться в парки Бэйхай и Цзянь Шань (Beihai, Jingshan). В последнем нужно подняться на Угольный холм. И вот оттуда – потрясающий вид на расположенный у подножия Запретный город (гораздо лучше, чем изнутри), а заодно – на весь Пекин. Теперь немного конкретики.
7. Прогулка по площади Тяньаньмэнь обязательна дважды - утром, лучше будним, и вечером! В утренние часы эта плошадь – просто рай для любителей антропологии и хорошее напоминание, что может сделать тоталитарный режим на благо народа, а заодно и с самим народом. Своеобразная прививка от ностальгии по СССР (конечно, для тех, кто в ней нуждается). Мы отправились туда сразу по приезде, и впечатление оказалось незабываемым. Не торопитесь, оглянитесь вокруг, используйте в полной мере преимущества самостоятельного туризма! В это время туда приезжают организованные группы из провинции с целью осмотреть достопримечательности и посетить мавзолей Мао. Таких лиц мы давно уже не видели, у нас как-то не попадаются. Население самого забитого вида в непередаваемом количестве, так что на крупнейшей площади мира почти что шагу некуда ступить - вот оно, объяснение всем известного экономического чуда! Только радоваться что-то не получается. Вечером – впечатления совершенно другого рода. Вся центральная часть площади, где мавзолей и памятники, в это время перекрыта для прохода как своих, так и туристов. Пусто – потрясающий контраст с тем, что здесь происходило днём. Здания красиво иллюминированы, но в 22.00 рубильник выключают, и Тяньаньмэнь погружается почти в полную тьму. Каждые несколько метров стоят охранники в военной форме, как на подбор здоровенные высокие парни. Жутковато…
8. До участка стены Бадалин, следуя указаниям сайта (см. пункт 4), добирались с одними китайцами на автобусе-экспресс номер 887 (новая нумерация) от места под названием Deshengmen Bridge. Рядом с местом парковки автобуса по приезде – посадка на паровозик, едущий вверх на стену. Не следует скорее бежать на него садиться! Внимание, нигде не описанная подробность! Подняться на стену можно двумя способами, не считая ног – на канатке и "паровозике", это известно. Но вот их конечные станции – это далеко не одно и то же. Верхняя точка подъёма канатки намного дальше и выше, причём перепад высот очень приличный. Поэтому, для не располагающих усиленной спортивной подготовкой, имеет смысл подняться на канатке, прогуляться не спеша по направлению вниз и спуститься на т.н. паровозике. Лучше уж потратить время на поиски нижней станции канатной дороги внизу (это непросто, учитывая отсутствие указателей), чем совершать альпинистские подвиги наверху.
9. "Олимпийская" восьмая ветка метро, надо сказать, не работает. Довольно интересно не спеша прогуляться по всему "олимпийскому" проспекту, посмотреть, как всё красиво оттуда выглядит, куда ни повернись. Заодно посочувствовать сочинцам, которых ожидает или уже настигла судьба пекинцев, выселенных с этого огромного пространства ради международного престижа. Но если нет времени идти пешком от ближайшей действующей станции, от неё ходят автобусы 81 и 82. Можно зайти внутрь стадиона, билеты продаются до 17.00, но там, по большому счёту, нет ничего особенного – снаружи смотрится гораздо интереснее.
10. Пользование метро в обоих мегаполисах трудностей не представляет. Везде название дублировано на английском. Автоматы по продаже билетов переводятся лёгким нажатием кнопки с соответствующей надписью также на английский. Высвечивается карта, выбираете линию и нужную станцию, до которой ехать, и автомат после оплаты выдаёт билеты и сдачу. Пару раз ошибались и брали билеты на соседнюю станцию, но турникет на выходе нас выпустил без проблем.
11. Существует три основных варианта переезда из Пекина в Шанхай – скоростной поезд, ночной экспресс и самолёт. Мы решили ехать ночным экспрессом, экономя таким образом время и деньги. Билеты на него дешевле, вокзалы в обоих случаях находятся в центре, т.е. гораздо ближе к отелям, чем аэропорты или терминалы скоростных поездов. Совсем нет потери во времени на переезд, т.к. поезд уходит в девятом часу вечера, а в девятом часу утра – уже в Шанхае. Да и за ночь в гостинице платить не надо. Билеты брали через агентство (снова см. п.4), не рискуя, что в кассе вокзала к моменту нашего обращения их уже не будет. На том же сайте есть расписание, цены на билеты и за услуги по их приобретению и доставке. Примерно так: где-то 100$ билет в спальный мягкий (естественно) вагон, плюс комиссионные и 15$ за доставку в гостиницу. Три билета обошлись в 410$ . Агентство работало как часы. Всё время держали нас в курсе по электронной почте. В гостинице по приезде в Пекин билеты нас уже ждали.
12. Примечательно, что прямо ко входу в здание пекинского центрального вокзала такси подъехать не может. Приходится тащить вещи через мост, и довольно далеко. Какие-то сомнительные личности предлагали свои услуги по переноске вещей, но мы как-то не рискнули. В общем, желательно иметь удобные чемоданы на колёсиках. Есть там, кстати, эскалатор, но не работает. Как и в других местах, где в основном свои, а не иностранцы. Ну да нам этот образ двуликого Януса хорошо знаком по жизни в СССР. Главное, что приезжать на вокзал нужно не в последнюю минуту. В то же время, не следует туда являться чересчур заблаговременно. Зал-накопитель для пассажиров найти проще простого, сразу за входом в вокзал, и над ним висит огромное табло с номером поезда. Сидеть там на вещах целый час в обществе китайских пассажиров – удовольствие весьма сомнительное. Основу контингента составляют описанные выше селяне, купившие билеты на жёсткие сидячие места. Некоторые очень напоминают мешочников из фильмов про гражданскую войну и революцию. К тому же мы сами и наш блондинистый ребёнок вызывали среди них нездоровое оживление, что тоже не очень приятно. Сам мягкий вагон – это практически всем знакомый купейный, полки чуть пошире, у каждой телевизор. Дают тапочки, в конце вагона, кроме туалетов – открытая умывальная комната, поэтому очереди нет. Есть и недостатки. Под нижнюю полку ничего нельзя положить, и как выходят из положения люди с большим багажом – осталось загадкой. Отсутствуют тамбуры! Один вагон плавно переходит в другой, иди себе по поезду и не хлопай дверьми. К сожалению, из-за этого пришлось отказаться от ностальгического перекура, напоминающего о советской студенческой молодости… А вагон, кстати говоря, был полный, и туристы – только в соседнем купе. Китайцы, правда, были тут приличные.
13. В Шанхае мы жили в гостинице Manhattan Bund Business Hotel. Очень рекомендуем. Находится в прекрасном месте, центральней некуда. Минута пешком до Бунда, пять – до начала пешеходной части Наньцзин Роуд. Одна остановка метро до телебашни и других небоскрёбов. Тихо, уютно. Стоило на троих примерно 90$, правда, без завтрака. Иногда мы завтракали за дополнительную плату – вполне прилично по деньгам и по качеству.
14. После долгого обсуждения для подъёма на обзорную площадку выбрали телебашню "Жемчужина Востока". Очевидно не прогадали. Международный торговый центр, конечно, выше, но на телебашне больше возможностей обзора. Совет – сэкономить деньги и не подниматься на третий уровень, стёкла не очень чистые и обзор от второго не сильно отличается. Зато второй уровень и является главным преимуществом именно этой башни. Он сам состоит из нескольких этажей. На верхнем – круговой обзор через стекло. А на нижнем – он же, плюс под ногами по полному кругу прозрачный пол, как будто паришь по воздуху над городом. Было приятно обнаружить в списке городов-побратимов Шанхая нашу
Хайфу, а также любимые Порто и
Ливерпуль.
15. К сожалению, за новым шикарным Шанхаем почти не видно старого города. Иногда увидишь что-то такое в глубине двора, но не фасадом на улицу. Небольшой кусочек сохранён в районе сада сада Юйюань (Yuyuan Garden) . Сам садик очень понравился, красивый образец традиционного китайского садово-паркового искусства. На подходе большие торговые ряды - интересно пройтись, но цены сильно завышены в расчёте на туристов.
16. Вечерний Бунд так же прекрасен, как и дневной. Катание на пароходике по реке Хуанпу и прогулка по набережной вечером – совершенно обязательная аттракция. То же самое, конечно, относится к улице Наньцзин – это просто китайскай Таймс Сквер, ничем не уступает.
17. Для загородной поездки и знакомства с окрестностями выбрали древний город Чжуцзяцзяо (Zhujiajiao) – китайскую
Венецию. Автобусы туда ходят действительно от 5-го входа на Рабочий стадион, как везде указано, но подробности почему-то не оговариваются. Организовано это следующим образом. Можно купить только комплект – билеты туда и назад и входной билет в сам город, включающий посещение большинства аттракций, кроме катания на лодочке. В день – всего три "заезда" – туда в 8 утра, обратно - в 14.45, далее отправление в 9, а мы выбрали, чтоб рано не вскакивать, отправление в 10 и возвращение в 16.45. Да и то в день нашего обращения билетов уже не было и мы взяли назавтра. Время в дороге – час-полтора в зависимости от пробок. Никаких других вариантов нет, так что поездка занимает полный день.
18. Мы посещали Еврейский музей, расположенный в бывшей синагоге. Какой-то добрый китайский консул в
Австрии давал визы евреям в конце 30-х годов. Спасённые им несколько десятков тысяч человек получили разрешение поселиться в этом районе Шанхая и пережили таким образом Холокост. В
Китае, правда, не остались – кто куда бежали от коммунистов. Всё отреставрировано, интересная экспозиция, каждый час проводятся экскурсии на английском. Находится музей хоть и близко от центра, но не очень удобно в смысле транспорта, да и цена за вход немножко кусается. Но у нас эта тема больная, что поделаешь.
19. Шанхайский зоопарк весьма средненький во всех отношениях, но и билеты недорогие. Исключение составляют вольеры с пандами – черно-белыми и красными. Последних можно увидеть чуть ли не только здесь. К счастью, панды не спали, как и четыре года назад в
Гонконге, и мы от их лицезрения получили огромное удовольствие.
20. Очень советуем приобрести в Шанхае карту-путеводитель "Shanghai – maps of metro itinerary". Он выполнен в виде маленькой удобной книжечки в твёрдом переплёте и очень правильно организован. Ведь Шанхай – большущий город. В этом путеводителе он разбит на районы, по каждому отдельно даны фрагменты карты с достопримечательностями и станциями метро. Плюс по каждому району укрупнённо дана центральная из них с расположением выходов (их бывает до 10 – 12 штук), что тоже значительно облегчает ориентирование на местности. Стоило это удовольствие копейки и очень помогло в наших маршрутах по городу.
21. Немного по поводу питания в Китае, из личного опыта. Всякого рода заведений общественного питания - в любом месте тьма тьмущая. Повсюду есть McDonalds, KFC, Pizza Hat и прочий западный, а также Yoshinoya и прочий азиатский фастфуд. Довольно дёшево. В заведениях первого типа мы были вынуждены кормить ребёнка, наотрез отказавшегося от незнакомой китайской пищи. Сами раз поели в Yoshinoya, питательно, но фастфуд есть фастфуд. Попробовали как-то и пельмени в забегаловке из самых дешёвых, тоже не отравились. Остальное время питались в ресторанах китайской кухни, при выборе ориентируясь на скатерти на столах, приличный вид и большое количество китайских посетителей. Как правило, в таких местах есть меню на английском с картинками, и также вилки с ножами. Разок, правда, пригодились подготовленные нами одноразовые, взятые на случай наличия исключительно так и не освоенных нами палочек. Налегали на утку, баранину, дим-сум. Цена за блюдо в таких ресторанчиках, как правило, в районе 50-60 юаней, кое-что, как утка по пекински, подороже; а что-то и подешевле. Везде было очень вкусно.
22. Вечером в Шанхае не так то просто достать такси. Надо быть готовым подождать, что оно будет не сразу, даже после заказа из гостиницы. Мы собрались выезжать в аэропорт впритык по времени, и пришлось понервничать, пока ждали машину. Хорошо, что больших пробок по пути не оказалось.
23. Из Шанхая в Бангкок летели компанией China Eastern. Самые добрые слова в её адрес. Отличный сервис, вкусный ужин с морепродуктами. Аэропорт Шанхая тоже произвёл прекрасное впечатление. Обслуживание чёткое и быстрое. Duty free – просто нет слов. Самый дешёвый из всех, виденных ранее, с хорошим выбором товаров.
24. Из аэропорта Бангкока на машине отправились прямо в Хуахин. В этом же районе в соседнем Ча Аме мы уже отдыхали четыре года назад. С нашей точки зрения, это шикарное место отдыха для тех, кто не хочет лететь на острова. Море не загажено, туристы - в основном респектабельные европейцы. Все традиционные тайские удовольствия имеются в наличии.
25. Отель Prinz Garden Villa, где мы провели неделю отдыха – просто райский уголок. Мы искали номер с отдельный выходом к бассейну, из-за чего выбрали именно этот отель. Он превзошёл самые смелые ожидания, несмотря на достаточно низкую расценку. Маленький, всего 14 номеров. Расположен в тропическом саду. Прекрасный бассейн с солёной неедкой водой. Номера, мягко говоря, просторные. Наш был около 50 метров, двухкомнатный. Бесподобный завтрак, причём главное блюдо повариха тут же готовит по выбору. Втечение всего дня ресторан также работает, причём только для своих. Потрясающе вкусная кухня, разнообразное меню и очень приемлемые цены способствуют тому, что все постояльцы тут же в отеле с огромным удовольствием и питаются. Более того, можно заранее попросить блюдо, которого нет в меню, сделают и это, предварительно закупив продукты.
26. Порядком уморившись в Китае, в
Таиланде мы в основном отдыхали. Из достопримечательностей посетили слоновье шоу, где одни слоны "выступали", а на других мы потом катались. Затем монастырь обезъян на соседней горке, входящий в десятку основных аттракций в Таиланде. И, наконец, плавучий рынок. Удовольствия во всех случаях было сразу два – за себя и за ребёнка, которому вся эта экзотика доставила массу радости.
27. В 10 минутах езды находится неплохой пляж – Suan Son Beach. Мы ездили купаться только туда. Плата за въезд машины – 2$, пережить можно. Море чистое. Из воды открывается красивый вид на окружающие горы и храмы.
28. На выезде из Ча-Ама, по дороге на Бангкок, находится комплекс магазинов Outlet по типу аналогичных американских. Мы были приятно удивлены как выбором товаров, так и ценами. Отличная возможность для быстрого и эффективног шопинга!
29. По Бангкоку – огромное количество информации в интернете. Желающих отсылаем также к нашему же рассказу четырёхлетней давности
http://my.ayda.ru/story4272-11184. Мы жили в той же гостинице Grand China Princess, что и в прошлый раз. Единственное что, мы были на этот раз с компьютером, и с удивлением (после Китая и Хуа Хина) обнаружили, что за интернет в ней надо доплачивать. Город был непривычно пустой из-за наводнения. Действительно, были залиты водой некоторые улицы возле реки и даже на подъезде к королевскому дворцу, и часть пристаней не работала. Сделался невозможным круиз по каналам. Зато народу везде было мало, и быстренько, без толпы, мы осмотрели королевский дворец, храм Лежачего Будды и Утренней зари на другом берегу. Прощальный вечер провели в бассейне на крыше, любуясь городом.
Желаем всем приятного путешествия!