Говорят гуцулы очень быстро, частенько проглатывая окончания слов, и вставляя какие то невероятные словосочетания, большинство из которых я просто не понимал, особенно если это люди преклонного возраста .
…- а вы часом не з Кийова ?
..-нет а что ?
..-та були тут дурнуваті с Кийова, так всє в мєне купили
..-так вам важно что бы я был с дурнецой ?
..-ще б пак, лупнерував би трошки..
..-или
Киева? Спрашиваю одновременно пытаясь вникнуть глубже в предыдущую фразу.
..- та яка різниця, звідки? Краще був би дурнуватий, я счинив би бомборос ,годі маштеретись, і туртуби сзойці в гроші.
Тут я уже начинаю совсем зависать, а говорливый дедок обоймой выдает такие невероятные лексически завитушки, что я их не только не запомнил, у меня даже уши их не успевали в мозг подавать.
С другим *майстром* даже немного подружились .
..-Приїджайте до мєнє кращє відпочивати, садиба майжє в джифі…
Я поинтересовался,
..-а вот для вас визуально гуцулы, отличаются от остальных украинцев..
..-авжэж,
..- и как ,или чем ?
..-та нічим, ми такі ж самі українці - тільки дикі )))
Как я и писал с юмором у гуцулов более чем достаток.
Мы же с Натальей бродили по рынку с шести до девяти, затем вернулись в номер и разбудив сына пошли все вместе на завтрак. Отель *Гуцул* от рынка расположен буквально в паре сотен метров, поэтому после завтрака мы с Натальей снова вернулись на рынок уж очень нам понравилось общаться с *майстрами* и просто торгующими да и всегда умудрялись найти что то необычное ,яркое и очень настойчиво просящееся к нам в Горловку.
Приглянулись работы косивской художницы Виктории Швець, она создала буквально свою вселенню и целый мир забавных зверьков его населяюших, с персонажами слегка напоминающими привычных, но только слегка.
Они чудней и веселей, и несомненно честней и чище. Их хочется прижать, или к ним прижаться ну и главное с ними с первого взгляда вступаешь в диалог, а потом уже везя их в машине домой долго и упоительно слушаешь их забавные рассказки о чудысь прене и вайсукознах. В унисон с их рассказами и творчество гуцулки Плитки-Горыцвит. На поиски её музея мы и отправились после косивского рынка. Ориентир у нас село Криворовня , ну а дальше
..-їдьте доки їдити, а далі пішки -объясняли нам дорогу местные неопределенно показывая рукой куда то в горы. Бросив машину в тенечке, мы стали пробираться по огородам к вершине ближайшей горы. Дороги как таковой в этих местах нет вообще, да впрочем и тропинок тоже, гора четко поделена заборами на участки, и только в некоторых местах к заборам как бы приделаны ступеньки, для коров не перебраться, ну а нам в самый раз. Так от забора к забору мы и выбрались уже слегка отчаявшись к музею Плитки –Горыцвит.
Небольшой домик где она когда то жила, почти доверху завален её трудами. Это и рукописные книги, картины и многочисленные рисунки. Большинство просто свалены в кучу. Вернувшись из лагерей Сибири , Параска начала очень много работать собирая и систематизируя исчезающие сказки и легенды затерянных в горах гуцульских деревушек. Так же на основе гуцульского фольклора она начала писать и свои стихи и прозу. Потом попыталась всё это опубликовать, в редакции вроде заинтересовались и попросили прислать им всё что Параска имеет, типа для полномасштабного выбора . Она отдала всё что накопила и написала отбывая срок в Сибири, и то что написала по возвращении. Это оказалось ловушкой. КГБ изъяло все работы, объявив их националистическими. После этого Плитка-Горыцвит писала только для себя, писала много сшивая в объёмные труды и сбивая их мебельными гвоздями. Она много писала и рисовала, буквально в каждом доме Криворовни есть икона написанная Плиткой-Горыцвит. Работала она феноменально много, и времени на хозяйство выделить не могла вообще. В итоге её кормили соседи и другие жители села . Она твердила всем что обязана сделать мир хоть немного добрей и лучше. Именно по этому она категорически отказывалась рассказывать хоть что то о годах проведенных в Сибири.
..-это вызовет озлобление, и значит это вспоминать нельзя . Отвечала она всем кто пытался интересоваться . Умерла Параска Плитка- Горыцвит в 1998 году, оставив почти тысячу книг написанных вручную. И семь лет все её работы лежали нетронутыми и никому не нужными, под лавками и в углах у дальних родственников, многие отсырели и погибли. Затем в 2005 в её доме был создан музей, и сейчас несколько книг Плитки изданы, остальные грудами и штабелями ждут наверное своей очереди.
Мы купили те книги которые уже отпечатаны, хотя смотрительница музея сетовала что к продаже книги у неё закончились, а спускается в долину она чуть ли не раз в полгода. На мой вопрос
..-а что у вас посетители разве бывают чаще ? она рассмеялась и продала свои(последние ) экземпляры. Сейчас я с трудом вчитываюсь в её творения, писала Плитка-Горыцвит на гуцульском диалекте и почти половина слов мне незнакома, так что я её тексты разбираю буквально по винтикам, узнавая значения многих слов задавая вопросы на гуцульских форумах, на сайтах Косивщины. Ну и в ходе такой переписки у меня появилось пару друзей, к которым я уже обращаюсь напрямую.
В этом селе есть так же музей Ивана Франко, музей Грушевского , и чуть поодаль от них музей Гуцульщины и музей фильма *Тени забытых предков*, хотя они вроде как и на землях соседней Верховыны, но именно отдыхая в Криворовне Коцюбинский и написал свой знаменитый роман а спустя полвека С.Параджанов снял свое эпохальное кино тоже здесь.
В начале двадцатого века Криворовня носила пафосные звание «украинских
Афин» и «летней столицы украинской культуры», сейчас же многие относят окрестности Криворовни уже чуть ли не к сакральным и мистическим местам .
Ну а мы , продолжили свой путь по музеям Карпат, их здесь довольно много, часто это как бы небольшие домашние экспозиции которые размещаются у кого то дома. Почти все они бесплатные, просто люди считают своим долгом сберечь и сохранить то что есть интересного и необычного в их крае. Так мы попали в забавный музей Лесной скульптуры Игоря Фартушного(это Яблунив), где кореньям и сучьям заботливо отобранным на лесных опушках мастер чуть их подправив придал вид и форму, странных и необычных созданий.
При этом все они словно декорация к песне группы *Мандри*
… Ой-гой, дриці-дриці oй-гой, дриці-дриці,
Там шугає така погань, що гріх і дивитись.
В чорта роги - круторогі, очі - як лещата.
Жінка в нього - чорна жаба, бридка та вусата.
Так что им стоит наверне в залах этого музея снять клип на свою песню про Орисю.
Интересно получилось в музее Олексы Довбуша в селе Космач.
..- а ви звідки ?
..- мы из Донецка, отвечаем
..-щось не тє на Україні коіться, крім Донецька та Варшави, Довбиш нікого більше мабуть не цікавить… тільки ці два міста своїх синів к нам відраджують , більш нікого. Єх більш нікого !
..- а що синку пані у вас дуже лютують ?
..-так у нас всех панов ещё в семнадцатом… попытался я острить
..-ага, всі довкіл товариші -подхватил пожилой пан –экскурсовод..-єх не міг Олекса пєрєдбачити що товариші страшніша за панів..
Кстати Плитка-Горыцвит о которой мы писали выше являлась правнучкою Олексы Довбуша.
Фото в большом объёме можно посмотреть на сайте
http://avtoturist.dn.ua/ Там всё разложено по интересным местам и городам в разные фотоальбомы .
Окрестные виды на подъезде к Космачу очень красивые, в центре села плечо к плечу стоят два храма, по архитектуре довольно сходные но различные по конфессиям и наружной окраске. Так же в этом селе очень много виртуозных мастериц вышивки. Рушныки из Космача ценятся очень высоко в любом уголке Карпат, ну и лет триста у них длится борьба с Коломыей за первенство в неповторимости и оригинальности пысанок.
Правда вот дороги к Космачу и от него отсутствуют полностью. Есть только пыльные направления присыпанные гравием и булыжником и сложные переезды с обвалившимися обочинами. Впрочем в Карпатах таких *сюрпризов* сейчас предостаточно, и они уже давно не исключение а привычный фон для туриста .
Заехали мы в этот день и на Серебристые водопады, или *Гук* как его частенько называют, за то что он довольно громко гукает….)))
Народ активно купался в ручьях Пистыньки хотя вода почти ледяная, так что нас хватило только на *помочить ноги* . Рядом с водопадом есть ресторан *Аркада* терраса которого нависает прямо над речкой, из за прекрасных видов его и выбрали, что бы перекусить. Для полной аутентичности попросили рыбки из Пистыньки. Готовят хорошо, коллектив работает быстро ,четко и слаженно. Ресторан понравился.
Вечер решили завершить визитом в музей семьи Корнелюкив, это уже в самом Косиве по ул.Гоголя 26. и хотя время работы вроде бы до 19-00, а мы явились немного позже
Но ведь это семейный музей,и в итоге завидев нас нерешительно переминающихся с ноги на ногу возле забора, хозяева поспешили нам навстречу, и уточнив не к ним ли мы? Пригласили на экскурсию.
Музей занимает несколько комнат в доме , и в нём с любовью собранны различные экспонаты из жизни и быта гуцулов. Впечатляет количество шляп для различных праздников и гуляний, от повседневных до тех которые гуцул может одеть только раз в жизни. Так же впечатляет коллекция керамических тарелок расписанные четырьмя поколениями этой семьи. Интересная коллекция гердан и гуцульских топориков. Ну и напоследок пани Мария предложила нам сфотаться в национальной гуцульской одежде.
Причем шляпы она очень тщательно выбирала каждому из нас сама. Сначала Богдану, потом Наталье и немного задумалась ,бродя из одной комнаты в другую, какую же предложить мне. И тут у одной из шляп, лопает леска за которую она была подвешена к потолку и она падает на пол.
..-вот видите пани Марыя шляпа сама меня выбрала, значит в ней я и буду делать фото, говорю я одевая на себя шляпу.
Пани Мария умело обращается с техникой и ей даже не пришлось показывать что и как, она уверенно направила на нас объектив зеркалки и сделала несколько снимков.
Уже отдавая шляпу пани Марии , я заметил на ней номерок 03, и подумал что если в доме 26 мне к ногам падает шляпа 03, то наверное это что то да значит. Я стал просить пани продать мне этот экспонат, пытаясь аргументировать странное стечение символов. Ведь уже довольно давно и на многих сайтах в инете, я позиционирую себя под ником 2603, а здесь цифры каким то чудом сошлись дублируя мой ник- дом 26 и инициатива со стороны шляпы с номером 03, то есть опять 2603. Но пани Мария была непреклонна , ей дорог каждый экспонат и он многое значит для их семьи. По этому шепнув в шляпу.
..-извини, и до встречи , я побежал догонять Наталью и Богдана которым моя попытка купить шляпу сразу не понравилась и они ждали меня снаружи. Но теперь я знаю куда я буду приходить регулярно приезжая в Косив. Может на самом деле шляпа именно этого и хотела. )))
Утром едем в село Спас, это буквально двадцать километров от Косова. Здесь сегодня начинает свою работу *Фестиваль аутентичной Карпатской кухни*. Уже на подъезде к селу мы поняли что фестиваль будет на удивление масштабным мероприятием. Центр был перекрыт и машины которые приехали посмотреть и поучаствовать отправлялись в обход села, * на дамбу*.
*Дамбой* оказалась длинная высокая насыпь по периметру села, высотой метров пять которая наверное должна защитить Спас во время паводков. Но её и насыпали то в чисто защитных целях, а в итоге она превратилась в дополнительную дорогу в полтора машины шириной. Ну а так как во время фестиваля на дамбу подгрузили ещё и функцию паркинга, и на ней уже плотненько в ряд выстроились многочисленные авто, то проезд по дамбе, а тем более паркинг с краю, выглядел довольно жутковато. Так что слегка попотев и поюзав по осыпающимся откосам, мы все же втулили нашу *ласточку* на выбранное для неё место.
Затем через небольшую балку выбрались на стадион который и был отведён под место проведения фестиваля.
Вот тут мы конечно были удивленны и поражены размахом мероприятия, а точнее его какой то собранности и целеустремленности. Буквально каждое село Карпат выставило лучшее из блюд и продуктов которые они считают своими и гордятся ими. Все экспозиции очень аккуратные и аутентичные. Всё можно пробовать или купить.
Мы с Натальей стали погружаться в рецепты, названия и способы приготовления. Гуцулы очень тщательно и дотошно описывали что и как готовить, очень настойчиво указывая именно на мельчайшие детали. Оказывается только кукурузы они различают с десяток помолов. И тот помол который годится для приготовления гуцульских голубцов, они категорически не рекомендуют использовать в баноше, для баноша только свой помол. Так как мы пытались много узнать о способах приготовления ,особенностях продуктов , да и вообще о тонкостях гуцульской кухни, то наши вопросы как то сами собой перетекали в дегустации, ну а дегустации норовили перерости в застолья, все нас настойчиво пытались усадить в свой круг, и естественно сразу налить по чарочке. От спиртного мы отказывались, но лавинное гостеприимство на нас обрушившиеся требовало каких то зеркальных мер. Выход нашли в *Березовой на бруньках* которой у нас в багажнике было аж два ящика. Так как машина стояла в теньке, а за ночь спиртное очень охладилось, в Косиве ночью температура падала уже до 8 градусов, горы всё таки. То водка была прохладная, то есть вполне приятная. Теперь у нас появилась возможность ответных жестов. Ну и мы наливали, угощая наших мгновенно возникавших друзей.
..-файна, шумієра !
Я уже привык что половина гуцульских слов, имеют какие то невероятные корни и звучание. Но на всяких случай решил уточнить.
..-шумієра цє що?
..-як, що шумієра ! - отвечали мне тыча пальцем в бутылку. Так я понял что горилка-это шумієра на гуцульском.
Кстати Плитка-Горыцвит , была уверенна что гуцулы это арии из
Индии которые пришли и осели в этих горах изрядно славянизировавшись. Именно на эту тему у неё много книг и стихов. Её аргумент что многие древние герои, духи, и разновидности нечистой силы носят почти одни и теже названия, как у гуцулов так и у древних ариев .
Ну а я повторюсь творчество у неё очень интересное, какое то глубинно народное, от сердца, от нужд, от тяжб этого народа. Я приведу один стих который уже перевел с гуцульского на украинский.
…..колИшу тебе дитино, тай собі думАю
Чи коли подаш водиці, як я задужаю ?
Серце в Мами незрівняннє в доброті від Бога
Чим відплаш ти дитино, в житьевих нивзгодах….
Кстати во всем своем творчестве она слово Мать, всегда пишет только с большой буквы как и слово Бог. Ставя их в своем творчестве рядом, или как бы делая их значение для людей одинаковым.
Тема ариев и их культуры Плитку-Горицвит, очень волновали с детства, она была настолько этим увлечена, что в разгар войны в 1943, она отправилась в
Германию в Университет, что бы изучить те материалы об ариях которые там были. При этом ей тогда было 16 лет. Естественно немцы её порывов не поняли, и никто её в архивы не допустил. Но по возвращению в Криворовню её поход в Германию, стал одним из поводом для её ареста. Расстрела она избежала только потому что была ещё малолеткой, всё таки 16 лет.
Ну а мы перепробовали дюжину видов Буца и Брынзы, каждый раз получая в подарок *гуцульского коника* из сыра, так что у нас уже целый эскадрон, тем более что хранятся они годами, правда от времени становятся буквально каменными.
Затем началась *ХОДА*, тут мы снова были удивленны масштабом этого действа.
На стадион словно при открытии олимпийских игр входили делегации разных стран, делегированные сюда их украинскими общинами. Самой большой была делегация Канады, ну а самой маленькой
России. Затем потянулись районы Карпат ,различные города и села. Бурного приветствия почему то удостоилась делегация Угорницкой сильхоз.рады.
Их радостно встретили криками жители села Спас и другие участники
..-гэроям слава и ..-вітаемо банду с Угор ! ..- слава героям !
Какую то часть местного фольклора( и похоже очень интересную) я явно не знаю, так что думаю этот вопросик как нибудь внимательно поизучать.
Затем со сцены разорвали воздух вздернутые к небу трембиты. Команда гуцул прогнав через них несколько кубометров воздуха буквально оглушила весь стадион.
После трембиты склонились перед зрителями и началось торжественное открытие фестиваля.
Как и положено речи толкали различные политики и главы, про то как они любят
Украину и как её должны любить мы(причем намного ответственней чем они).
Но нас пафос отечественных политиков уже давно не впечатляет, и мы в тексты не вслушивались а продолжали изучать карпатскую кухню, записывая рецепты, пробуя и запоминая. Изучая и пробуя квас из мёда, настойки мёда на травах, ну и более крепкие рецепты где основой по прежнему выступал мёд, карпатские травы и конечно *царица ягод Карпат*-черника и её подружка брусника.
Черника с белым мёдом , нас вообще привела в восторг, а предложил попробовать нам эту смакоту бывший боец УПА.
..-я був у службі безпеки УПА, відстежував бойців НКВД и знищував їх, воїни червоної армії мене не цікавили, тільки НКВД…
Время стирает грани, они становятся уже не такими острыми и уже не режут и не ранят. Хотя ещё рано судить кто тогда был прав.
…-лицом к лицу, лица не увидать
большое видится на расстоянье…
И расстоянье в сотню лет наверное тот минимум с которого стоит начать судить и оценивать события тех лет.
Лично я судить и осуждать именно сейчас взял паузу. Перевалив за сорок пять я понял что не могу судить резко и категорично как я это делал в тридцать , став старше я понял что отрицая что то, я должен пытаться понять что же именно я отрицаю.
Моя мать родом почти из этих мест. И её отца(моего деда) в 1947 году убили бандеровцы. Он не симпатизировал коммунистам, немцам или бандеровцам. Он просто считал , что продукты выращенные им ,должны попасть на стол его детям. И выступал против любой власти которая могла оставить его детей голодными. В высшие цели он не верил, точнее считал что выкормить и поставить детей на ноги это и есть его высшая цель.
Бандеровцы считали по другому, а 1947 был голодным годом. Еда была нужна всем.
Мой дед и несколько его односельчан, взяли в руки оружие. После войны этого добра было в избытке. Они несколько раз отстояли своё село от попыток воинов ОУН-УПА с ними поделиться продуктами. Но церковь святое место , и в Божий храм они с оружием войти не могли. Это и учли бандеровцы, деда и его односельчан *взяли* в воскресенье, после молитвы на выходе из церкви. Их показательно забили цепями. Ему тогда было 45.
А через неделю в их деревню дошла*советская власть*, и расстреляли несколько жителей намного менее радикальных чем мой дед. И запас продуктов на зиму который он отстаивал от бандеровцев, у его семьи *советы* забрали подчистую. Получается что если бы советская власть активизировалась в их селе на пару месяцев раньше, то воевать он попытался бы уже с ней, и скорее всего сам бы стал бандеровцем.
Через несколько часов сын взмолился о пощаде, и попросил его отвезти в номер. Так что пришлось прерваться и доставить его в Косов, в отель. Хотя перед самым Косовом завезли его в домик св.Николая , он находится прямо возле дороги в селе Пистынь, через которое и вела нас дорога в Косов. Сам Святой Николай куда то отлучился, а вот выставку новогодних игрушек и различных безделушек в усадьбе Святого Николая нам показали. Впрочем аналогичные усадьбы (для туристов) стали появляться и в других карпатских сёлах. В общем ни мы ,ни сын ничего интересного или необычного (для себя ) не нашли. Богдан остался в отеле.
Мы же посмотрев несколько церквей, по окрестным деревням, снова вернулись на фестиваль карпатской кухни.
Веселье в Спасе уже било буквально фонтаном. Наверное основное и особо заметное отличие этого фестиваля от Сорочинской ярмарки, это его искренность и влюбленность в него всех участников.
Здесь вообще не было ширпотреба, да и на торговлю как таковую упор никто не делал.
А то что выставляли к обозрению мастера с окрестных сёл, было очень самобытно и оригинально. Многие работы уникальны и аутентичны. И явно отличались от преобладающей на Сорочинцах луботы.
Здесь сами участники пили и ели то что выставляли, то есть фестиваль был нужен прежде всего им самим и они были его главными участниками. Это был как бы глобальный съезд соседей и знакомых отметить сбор урожая и отгулять окончание страды. По этому гуляли все и везде, гуляли по крупному и хотя со сцены постоянно выступали поющие и танцующие, их особо то и не слушали так как поющих и танцующих что то свое по периметру стадиона уже было много.
Чем крепче градус фестиваля тем ядреней песни .
…-хвала богу, хвала царю
Що мій милий на цвінтари….
Со сцены не только пели, но и рассказывали анекдоты, травили байки и довольно много историй *с перцем*
Причем все анекдоты о гуцулах подчеркивают их удивительное трудолюбие.
Повінь. Батько с сином сидять на даху и дивляться на воду яка вжє піднялась під самий дах.
..-аой, батько капелюх дядько Пєтра пливє
Батько перехрестився
..-добрий був,чоловік, спаси Іса його душу
..-аой,батько знов капелюх дядько Пєтра пливе, але вжє проти тєчиї
Через півгодини.
..-батько,батько диви капелюх знов пливє, ой знов проти течиї
Батько не витримав ,взяв циглину и жбурнув у капелюха
..-чого вам? Винирнув дядько Пєтро
..-ти що робиш? Повінь же..
..- повінь, не повінь а орати треба ..
В общем фестиваль удался, мы получили огромное удовольствие его посетив, действо явно стоило того что бы промчаться сюда через всю страну оставив за спиной почти полторы тысячи километров.
В номер мы уже вернулись затемно, и буквально рухнули замертво . Класс !
22 августа, с утра пораньше мы выезжаем в сторону дома. В планах у нас заезд в город Чортков и думали что едем на фестиваль "Стародавній Меджибіж 2011", так как пару месяцев назад его открытие на *Дорогах* было прописано 21 августа. Я тогда эту дату запомнил и больше как то к ней не возвращался. И вдруг просматривая уже в Косове инет вижу что дата проведения фестиваля сместилась на неделю.
А у нас и бронь была на отель*Меджибож* на 22 августа и полная оплата по безналу этой бронировки, оформленная тогда же. По этому двигаясь в сторону Чорткова звоню в Меджибож и спрашиваю возможно ли отмена брони ? Говорят что в принципе –ДА.. но надо мне все ньюансы оговорить с бухгалтером и дают её номер телефона. Вызваниваю, объясняю что и как, и мне идут на встречу. Так что знакомство с Меджибожем, а точнее с интересным фестивалем который проводится в его стенах в конце августа, мы очередной раз пропустили, или попросту отложили на следующий год.
Итак Чортков. Городок довольно интересный , правда от замка сейчас остались маловразумительные развалины, а вот костел Станислава довольно симпатичный, есть так же и старая ратуша, и в одном с ней здании кафе лемков. Стало интересно ознакомится с кухней этого карпатского народа, по этому кафе специализирующееся на лемковской кухне и стало нашим основным пунктом посещения. Но нас ждало почти полное разочарование. Кроме десятка фотографий лемков на стенах в коридоре, больше это кафе ничего интересного предложить не смогло. Скромная и даже немного убогая обстановка, пятна от жвачек которые густо въелись в ковровое покрытие между столами, стулья из СССР, да впрочем и весь интерьер тоже, и чахлое меню с очень тощим ассортиментом стандартных блюд.
Так что на звание носителя традиций и кухни Лемков оно явно тянуть не может, или пока очень до него не дотягивает.
Ещё в этом городе есть прекрасно сохранившаяся деревянная Вознесенская церковь 18 века. В отличии от преобладающей в Подолье архитектуры тех лет, этот храм заметно сложнее и больше .Очень красивое и интересное сооружение.
Хотелось бы ещё отметить и село Товсте через которое мы проезжали раньше, там есть интересный храм Архистратига Михаила, он правда не относится к старинным сооружениям, его построили в 1939 году. Но тоже как то визуально отличается от большинства культовых сооружений в этих краях. Кстати в этом селе аж до 1951 года успешно работала самая крупная подпольная типография ОУН.
Мы же едем домой, и понимая что на ночевку в родных пенатах сегодня уже явно не успеем, просто едем , думая ближе к вечеру сориентироваться где и у кого мы будем ночевать.
По пути проехали село Чагари, первые скульптурные композиции проскочили, просто потому что не сразу дошло, то что увидели. Яркие интересные и необычные работы стоят в этом небольшом селе ещё в нескольких местах. Остановились на фото уже на выезде из села. Забавный и душевный архитектурный знак. Молодцы! Очень порадовало это село и люди его так любящие что превратили его в музей под открытым небом, музей забавных скульптур.
Ну а дальше по прямой и без приключений. Ночевку стали планировать в отеле *Каталунья* города Кировоград, просто уже пару раз в ней останавливались и телефон сохранился в памяти мобилки.
Звоню что бы сделать заказ. Кстати у этого отеля постоянно одна и таже фишка, когда бы вы не позвонили там всегда говорят что из свободных номеров остались только *люксы* по 650 грн за ночь. А простые все заняты. Как я уже писал мы останавливались несколько раз и всегда вынуждены были брать *люксы*, и при этом всегда были единственными постояльцами в этом отеле.
Так произошло и в этот раз, звоним , нас уверяют что в наличии есть только *люксы* но при этом добавляют что кондиционеры в них сломаны.
..-что же это тогда за люксы то? – спрашиваю
..- а чё нормальные, не нравится не берите. Ну и вообще мужчина на той стороне провода, с корректным ведением беседы был явно не знаком. Звонок оставил слишком негативный осадок и мы не притормаживая решили Кировоград пропустить. На ходу звоним дочери и просим посмотреть нам в интернете что нибудь в Знаменке или Александрии которые находятся в 30 и 70 км от Кировограда соответственно.
В Знаменке дочь ничего не нашла, а по Александрии скинула телефон отеля *Сапфир*. Мы созвонились и администратор всё четко и очень вежливо нам рассказала и об отеле и о всех имеющихся у них номерах и чем они отличаются. Спросили про подъезд к отелю, здесь нас тоже уверили что заблудиться невозможно так как он относительно трассы в пятистах метрах, строго перпендикулярно и по прямой, а на съезде стоит указатель. Дочери дали отбой и сказали что джи-пи-эс координаты диктовать уже не требуется. Отель приятно удивил, очень высокого уровня, всё очень чисто, персонал вышколен и обходителен, хорошая кухня в ресторане ,большие и просторные номера.
Из минусов только отсутствие инета, и я думаю на сегодня это уже огромный минус. Ну и наверное название …))) так как в холе, на лестнице да и вообще в множестве на стенах висят картины из янтаря и янтарной крошки, а название *Сапфир* -уж как то в памяти он запомнился как *Янтарь* ну или *Бурштина*, впрочем ещё раз повторюсь что отель отличный так что вопрос на будущее о возможной ночевки, точнее места возможной ночевки в этих местах мы для себя закрыли.
Утречком 23 августа, все дружно встали не свет не заря, и даже сыну в номер стучать особо не пришлось, хотя он у нас любитель давануть на массу.
Свежими и отдохнувшими мы без напряга к двенадцати осилили оставшиеся пятьсот км, и стали готовиться к Дню Независимости который наступит завтра.
Наталья окунулась в создание своего очередного кулинарного шедевра, благо что ягод черники (для него необходимых) мы привезли с собой из Карпат в избытке.
Вот кстати его рецепт ( очень рекомендую). Рецепт привожу полностью и со вступлением, так как мы и нашли его в книге Дж.Херриота *Из воспоминаний сельского ветеринара*
Прогуливаясь в солнечный августовский день по тропинкам, вьющимся среди торфяников на вересковых вершинах йоркширских холмов, можно набрать черники на пирог, хотя задача эта и трудоемкая. Маленькие лиловато-черные с восковым налетом ягоды прячутся среди листиков на кустиках, достигающих лодыжки. Однако черничный пирог стоит бесконечных поклонов — сочный, душистый, он имеет множество поклонников, которых нетрудно распознать по синим от сока губам.
Чтобы испечь пирог, раскатайте 250 г слоеного теста на два пласта для мелкой, 20-тисантиметровой формы. Уложите один пласт на дно, насыпьте 250 г черники и сахара побольше. Накройте вторым пластом и прищемите края. Сделайте сверху прорезь и выпекайте 40 минут. Первые 10 минут при температуре 220C, а потом 180С.
Да и чуть не забыл, для пирога вам понадобится готовое слоеное тесто - 200г ,черника - 250г и сахар . Или мой любимый вариант судок чуть крупнее, теста 300, а черники 500 и сахар, хотя Наталья меня в этом не поощряет и старается выдерживать ту рецептуру которая указанна в книге, и Херриоту за неё большое спасибо, так как черничный пирог мы попробовали во время наших прогулок по туманному Альбиону, сразу стали его поклонниками, а тут и рецептик , смакота !