Бовты за бовтами, часть 2.

Сергей Страна:Украина
Город: Киев
Время отдыха: Дата вылета август 2011

Дата24.03.12 Хороший отзыв7 Ответов 4 Просмотрели3689

Говорят гуцулы очень быстро, частенько проглатывая окончания слов, и вставляя какие то невероятные словосочетания, большинство из которых я просто не понимал, особенно если это люди преклонного возраста .
…- а вы часом не з Кийова ?
..-нет а что ?
..-та були тут дурнуваті с Кийова, так всє в мєне купили
..-так вам важно что бы я был с дурнецой ?
..-ще б пак, лупнерував би трошки..
..-или Киева? Спрашиваю одновременно пытаясь вникнуть глубже в предыдущую фразу.
..- та яка різниця, звідки? Краще був би дурнуватий, я счинив би бомборос ,годі маштеретись, і туртуби сзойці в гроші.

Тут я уже начинаю совсем зависать, а говорливый дедок обоймой выдает такие невероятные лексически завитушки, что я их не только не запомнил, у меня даже уши их не успевали в мозг подавать.
С другим *майстром* даже немного подружились .
..-Приїджайте до мєнє кращє відпочивати, садиба майжє в джифі…
Я поинтересовался,
..-а вот для вас визуально гуцулы, отличаются от остальных украинцев..
..-авжэж,
..- и как ,или чем ?
..-та нічим, ми такі ж самі українці - тільки дикі )))
Как я и писал с юмором у гуцулов более чем достаток.

Мы же с Натальей бродили по рынку с шести до девяти, затем вернулись в номер и разбудив сына пошли все вместе на завтрак. Отель *Гуцул* от рынка расположен буквально в паре сотен метров, поэтому после завтрака мы с Натальей снова вернулись на рынок уж очень нам понравилось общаться с *майстрами* и просто торгующими да и всегда умудрялись найти что то необычное ,яркое и очень настойчиво просящееся к нам в Горловку.

Приглянулись работы косивской художницы Виктории Швець, она создала буквально свою вселенню и целый мир забавных зверьков его населяюших, с персонажами слегка напоминающими привычных, но только слегка.
Они чудней и веселей, и несомненно честней и чище. Их хочется прижать, или к ним прижаться ну и главное с ними с первого взгляда вступаешь в диалог, а потом уже везя их в машине домой долго и упоительно слушаешь их забавные рассказки о чудысь прене и вайсукознах. В унисон с их рассказами и творчество гуцулки Плитки-Горыцвит. На поиски её музея мы и отправились после косивского рынка. Ориентир у нас село Криворовня , ну а дальше

..-їдьте доки їдити, а далі пішки -объясняли нам дорогу местные неопределенно показывая рукой куда то в горы. Бросив машину в тенечке, мы стали пробираться по огородам к вершине ближайшей горы. Дороги как таковой в этих местах нет вообще, да впрочем и тропинок тоже, гора четко поделена заборами на участки, и только в некоторых местах к заборам как бы приделаны ступеньки, для коров не перебраться, ну а нам в самый раз. Так от забора к забору мы и выбрались уже слегка отчаявшись к музею Плитки –Горыцвит.

Небольшой домик где она когда то жила, почти доверху завален её трудами. Это и рукописные книги, картины и многочисленные рисунки. Большинство просто свалены в кучу. Вернувшись из лагерей Сибири , Параска начала очень много работать собирая и систематизируя исчезающие сказки и легенды затерянных в горах гуцульских деревушек. Так же на основе гуцульского фольклора она начала писать и свои стихи и прозу. Потом попыталась всё это опубликовать, в редакции вроде заинтересовались и попросили прислать им всё что Параска имеет, типа для полномасштабного выбора . Она отдала всё что накопила и написала отбывая срок в Сибири, и то что написала по возвращении. Это оказалось ловушкой. КГБ изъяло все работы, объявив их националистическими. После этого Плитка-Горыцвит писала только для себя, писала много сшивая в объёмные труды и сбивая их мебельными гвоздями. Она много писала и рисовала, буквально в каждом доме Криворовни есть икона написанная Плиткой-Горыцвит. Работала она феноменально много, и времени на хозяйство выделить не могла вообще. В итоге её кормили соседи и другие жители села . Она твердила всем что обязана сделать мир хоть немного добрей и лучше. Именно по этому она категорически отказывалась рассказывать хоть что то о годах проведенных в Сибири.

..-это вызовет озлобление, и значит это вспоминать нельзя . Отвечала она всем кто пытался интересоваться . Умерла Параска Плитка- Горыцвит в 1998 году, оставив почти тысячу книг написанных вручную. И семь лет все её работы лежали нетронутыми и никому не нужными, под лавками и в углах у дальних родственников, многие отсырели и погибли. Затем в 2005 в её доме был создан музей, и сейчас несколько книг Плитки изданы, остальные грудами и штабелями ждут наверное своей очереди.
Мы купили те книги которые уже отпечатаны, хотя смотрительница музея сетовала что к продаже книги у неё закончились, а спускается в долину она чуть ли не раз в полгода. На мой вопрос

..-а что у вас посетители разве бывают чаще ? она рассмеялась и продала свои(последние ) экземпляры. Сейчас я с трудом вчитываюсь в её творения, писала Плитка-Горыцвит на гуцульском диалекте и почти половина слов мне незнакома, так что я её тексты разбираю буквально по винтикам, узнавая значения многих слов задавая вопросы на гуцульских форумах, на сайтах Косивщины. Ну и в ходе такой переписки у меня появилось пару друзей, к которым я уже обращаюсь напрямую.
В этом селе есть так же музей Ивана Франко, музей Грушевского , и чуть поодаль от них музей Гуцульщины и музей фильма *Тени забытых предков*, хотя они вроде как и на землях соседней Верховыны, но именно отдыхая в Криворовне Коцюбинский и написал свой знаменитый роман а спустя полвека С.Параджанов снял свое эпохальное кино тоже здесь.

В начале двадцатого века Криворовня носила пафосные звание «украинских Афин» и «летней столицы украинской культуры», сейчас же многие относят окрестности Криворовни уже чуть ли не к сакральным и мистическим местам .
Ну а мы , продолжили свой путь по музеям Карпат, их здесь довольно много, часто это как бы небольшие домашние экспозиции которые размещаются у кого то дома. Почти все они бесплатные, просто люди считают своим долгом сберечь и сохранить то что есть интересного и необычного в их крае. Так мы попали в забавный музей Лесной скульптуры Игоря Фартушного(это Яблунив), где кореньям и сучьям заботливо отобранным на лесных опушках мастер чуть их подправив придал вид и форму, странных и необычных созданий.
При этом все они словно декорация к песне группы *Мандри*
… Ой-гой, дриці-дриці oй-гой, дриці-дриці,
Там шугає така погань, що гріх і дивитись.
В чорта роги - круторогі, очі - як лещата.
Жінка в нього - чорна жаба, бридка та вусата.
Так что им стоит наверне в залах этого музея снять клип на свою песню про Орисю.
Интересно получилось в музее Олексы Довбуша в селе Космач.
..- а ви звідки ?
..- мы из Донецка, отвечаем
..-щось не тє на Україні коіться, крім Донецька та Варшави, Довбиш нікого більше мабуть не цікавить… тільки ці два міста своїх синів к нам відраджують , більш нікого. Єх більш нікого !
..- а що синку пані у вас дуже лютують ?
..-так у нас всех панов ещё в семнадцатом… попытался я острить
..-ага, всі довкіл товариші -подхватил пожилой пан –экскурсовод..-єх не міг Олекса пєрєдбачити що товариші страшніша за панів..
Кстати Плитка-Горыцвит о которой мы писали выше являлась правнучкою Олексы Довбуша.
Фото в большом объёме можно посмотреть на сайте http://avtoturist.dn.ua/ Там всё разложено по интересным местам и городам в разные фотоальбомы .
Окрестные виды на подъезде к Космачу очень красивые, в центре села плечо к плечу стоят два храма, по архитектуре довольно сходные но различные по конфессиям и наружной окраске. Так же в этом селе очень много виртуозных мастериц вышивки. Рушныки из Космача ценятся очень высоко в любом уголке Карпат, ну и лет триста у них длится борьба с Коломыей за первенство в неповторимости и оригинальности пысанок.
Правда вот дороги к Космачу и от него отсутствуют полностью. Есть только пыльные направления присыпанные гравием и булыжником и сложные переезды с обвалившимися обочинами. Впрочем в Карпатах таких *сюрпризов* сейчас предостаточно, и они уже давно не исключение а привычный фон для туриста .
Заехали мы в этот день и на Серебристые водопады, или *Гук* как его частенько называют, за то что он довольно громко гукает….)))
Народ активно купался в ручьях Пистыньки хотя вода почти ледяная, так что нас хватило только на *помочить ноги* . Рядом с водопадом есть ресторан *Аркада* терраса которого нависает прямо над речкой, из за прекрасных видов его и выбрали, что бы перекусить. Для полной аутентичности попросили рыбки из Пистыньки. Готовят хорошо, коллектив работает быстро ,четко и слаженно. Ресторан понравился.

Вечер решили завершить визитом в музей семьи Корнелюкив, это уже в самом Косиве по ул.Гоголя 26. и хотя время работы вроде бы до 19-00, а мы явились немного позже
Но ведь это семейный музей,и в итоге завидев нас нерешительно переминающихся с ноги на ногу возле забора, хозяева поспешили нам навстречу, и уточнив не к ним ли мы? Пригласили на экскурсию.

Музей занимает несколько комнат в доме , и в нём с любовью собранны различные экспонаты из жизни и быта гуцулов. Впечатляет количество шляп для различных праздников и гуляний, от повседневных до тех которые гуцул может одеть только раз в жизни. Так же впечатляет коллекция керамических тарелок расписанные четырьмя поколениями этой семьи. Интересная коллекция гердан и гуцульских топориков. Ну и напоследок пани Мария предложила нам сфотаться в национальной гуцульской одежде.
Причем шляпы она очень тщательно выбирала каждому из нас сама. Сначала Богдану, потом Наталье и немного задумалась ,бродя из одной комнаты в другую, какую же предложить мне. И тут у одной из шляп, лопает леска за которую она была подвешена к потолку и она падает на пол.

..-вот видите пани Марыя шляпа сама меня выбрала, значит в ней я и буду делать фото, говорю я одевая на себя шляпу.
Пани Мария умело обращается с техникой и ей даже не пришлось показывать что и как, она уверенно направила на нас объектив зеркалки и сделала несколько снимков.

Уже отдавая шляпу пани Марии , я заметил на ней номерок 03, и подумал что если в доме 26 мне к ногам падает шляпа 03, то наверное это что то да значит. Я стал просить пани продать мне этот экспонат, пытаясь аргументировать странное стечение символов. Ведь уже довольно давно и на многих сайтах в инете, я позиционирую себя под ником 2603, а здесь цифры каким то чудом сошлись дублируя мой ник- дом 26 и инициатива со стороны шляпы с номером 03, то есть опять 2603. Но пани Мария была непреклонна , ей дорог каждый экспонат и он многое значит для их семьи. По этому шепнув в шляпу.
..-извини, и до встречи , я побежал догонять Наталью и Богдана которым моя попытка купить шляпу сразу не понравилась и они ждали меня снаружи. Но теперь я знаю куда я буду приходить регулярно приезжая в Косив. Может на самом деле шляпа именно этого и хотела. )))

Утром едем в село Спас, это буквально двадцать километров от Косова. Здесь сегодня начинает свою работу *Фестиваль аутентичной Карпатской кухни*. Уже на подъезде к селу мы поняли что фестиваль будет на удивление масштабным мероприятием. Центр был перекрыт и машины которые приехали посмотреть и поучаствовать отправлялись в обход села, * на дамбу*.
*Дамбой* оказалась длинная высокая насыпь по периметру села, высотой метров пять которая наверное должна защитить Спас во время паводков. Но её и насыпали то в чисто защитных целях, а в итоге она превратилась в дополнительную дорогу в полтора машины шириной. Ну а так как во время фестиваля на дамбу подгрузили ещё и функцию паркинга, и на ней уже плотненько в ряд выстроились многочисленные авто, то проезд по дамбе, а тем более паркинг с краю, выглядел довольно жутковато. Так что слегка попотев и поюзав по осыпающимся откосам, мы все же втулили нашу *ласточку* на выбранное для неё место.

Затем через небольшую балку выбрались на стадион который и был отведён под место проведения фестиваля.
Вот тут мы конечно были удивленны и поражены размахом мероприятия, а точнее его какой то собранности и целеустремленности. Буквально каждое село Карпат выставило лучшее из блюд и продуктов которые они считают своими и гордятся ими. Все экспозиции очень аккуратные и аутентичные. Всё можно пробовать или купить.

Мы с Натальей стали погружаться в рецепты, названия и способы приготовления. Гуцулы очень тщательно и дотошно описывали что и как готовить, очень настойчиво указывая именно на мельчайшие детали. Оказывается только кукурузы они различают с десяток помолов. И тот помол который годится для приготовления гуцульских голубцов, они категорически не рекомендуют использовать в баноше, для баноша только свой помол. Так как мы пытались много узнать о способах приготовления ,особенностях продуктов , да и вообще о тонкостях гуцульской кухни, то наши вопросы как то сами собой перетекали в дегустации, ну а дегустации норовили перерости в застолья, все нас настойчиво пытались усадить в свой круг, и естественно сразу налить по чарочке. От спиртного мы отказывались, но лавинное гостеприимство на нас обрушившиеся требовало каких то зеркальных мер. Выход нашли в *Березовой на бруньках* которой у нас в багажнике было аж два ящика. Так как машина стояла в теньке, а за ночь спиртное очень охладилось, в Косиве ночью температура падала уже до 8 градусов, горы всё таки. То водка была прохладная, то есть вполне приятная. Теперь у нас появилась возможность ответных жестов. Ну и мы наливали, угощая наших мгновенно возникавших друзей.

..-файна, шумієра !
Я уже привык что половина гуцульских слов, имеют какие то невероятные корни и звучание. Но на всяких случай решил уточнить.
..-шумієра цє що?
..-як, що шумієра ! - отвечали мне тыча пальцем в бутылку. Так я понял что горилка-это шумієра на гуцульском.
Кстати Плитка-Горыцвит , была уверенна что гуцулы это арии из Индии которые пришли и осели в этих горах изрядно славянизировавшись. Именно на эту тему у неё много книг и стихов. Её аргумент что многие древние герои, духи, и разновидности нечистой силы носят почти одни и теже названия, как у гуцулов так и у древних ариев .

Ну а я повторюсь творчество у неё очень интересное, какое то глубинно народное, от сердца, от нужд, от тяжб этого народа. Я приведу один стих который уже перевел с гуцульского на украинский.
…..колИшу тебе дитино, тай собі думАю
Чи коли подаш водиці, як я задужаю ?
Серце в Мами незрівняннє в доброті від Бога
Чим відплаш ти дитино, в житьевих нивзгодах….
Кстати во всем своем творчестве она слово Мать, всегда пишет только с большой буквы как и слово Бог. Ставя их в своем творчестве рядом, или как бы делая их значение для людей одинаковым.

Тема ариев и их культуры Плитку-Горицвит, очень волновали с детства, она была настолько этим увлечена, что в разгар войны в 1943, она отправилась в Германию в Университет, что бы изучить те материалы об ариях которые там были. При этом ей тогда было 16 лет. Естественно немцы её порывов не поняли, и никто её в архивы не допустил. Но по возвращению в Криворовню её поход в Германию, стал одним из поводом для её ареста. Расстрела она избежала только потому что была ещё малолеткой, всё таки 16 лет.
Ну а мы перепробовали дюжину видов Буца и Брынзы, каждый раз получая в подарок *гуцульского коника* из сыра, так что у нас уже целый эскадрон, тем более что хранятся они годами, правда от времени становятся буквально каменными.

Затем началась *ХОДА*, тут мы снова были удивленны масштабом этого действа.
На стадион словно при открытии олимпийских игр входили делегации разных стран, делегированные сюда их украинскими общинами. Самой большой была делегация Канады, ну а самой маленькой России. Затем потянулись районы Карпат ,различные города и села. Бурного приветствия почему то удостоилась делегация Угорницкой сильхоз.рады.
Их радостно встретили криками жители села Спас и другие участники
..-гэроям слава и ..-вітаемо банду с Угор ! ..- слава героям !
Какую то часть местного фольклора( и похоже очень интересную) я явно не знаю, так что думаю этот вопросик как нибудь внимательно поизучать.
Затем со сцены разорвали воздух вздернутые к небу трембиты. Команда гуцул прогнав через них несколько кубометров воздуха буквально оглушила весь стадион.
После трембиты склонились перед зрителями и началось торжественное открытие фестиваля.

Как и положено речи толкали различные политики и главы, про то как они любят Украину и как её должны любить мы(причем намного ответственней чем они).
Но нас пафос отечественных политиков уже давно не впечатляет, и мы в тексты не вслушивались а продолжали изучать карпатскую кухню, записывая рецепты, пробуя и запоминая. Изучая и пробуя квас из мёда, настойки мёда на травах, ну и более крепкие рецепты где основой по прежнему выступал мёд, карпатские травы и конечно *царица ягод Карпат*-черника и её подружка брусника.
Черника с белым мёдом , нас вообще привела в восторг, а предложил попробовать нам эту смакоту бывший боец УПА.

..-я був у службі безпеки УПА, відстежував бойців НКВД и знищував їх, воїни червоної армії мене не цікавили, тільки НКВД…
Время стирает грани, они становятся уже не такими острыми и уже не режут и не ранят. Хотя ещё рано судить кто тогда был прав.
…-лицом к лицу, лица не увидать
большое видится на расстоянье…

И расстоянье в сотню лет наверное тот минимум с которого стоит начать судить и оценивать события тех лет.

Лично я судить и осуждать именно сейчас взял паузу. Перевалив за сорок пять я понял что не могу судить резко и категорично как я это делал в тридцать , став старше я понял что отрицая что то, я должен пытаться понять что же именно я отрицаю.
Моя мать родом почти из этих мест. И её отца(моего деда) в 1947 году убили бандеровцы. Он не симпатизировал коммунистам, немцам или бандеровцам. Он просто считал , что продукты выращенные им ,должны попасть на стол его детям. И выступал против любой власти которая могла оставить его детей голодными. В высшие цели он не верил, точнее считал что выкормить и поставить детей на ноги это и есть его высшая цель.

Бандеровцы считали по другому, а 1947 был голодным годом. Еда была нужна всем.
Мой дед и несколько его односельчан, взяли в руки оружие. После войны этого добра было в избытке. Они несколько раз отстояли своё село от попыток воинов ОУН-УПА с ними поделиться продуктами. Но церковь святое место , и в Божий храм они с оружием войти не могли. Это и учли бандеровцы, деда и его односельчан *взяли* в воскресенье, после молитвы на выходе из церкви. Их показательно забили цепями. Ему тогда было 45.

А через неделю в их деревню дошла*советская власть*, и расстреляли несколько жителей намного менее радикальных чем мой дед. И запас продуктов на зиму который он отстаивал от бандеровцев, у его семьи *советы* забрали подчистую. Получается что если бы советская власть активизировалась в их селе на пару месяцев раньше, то воевать он попытался бы уже с ней, и скорее всего сам бы стал бандеровцем.

Через несколько часов сын взмолился о пощаде, и попросил его отвезти в номер. Так что пришлось прерваться и доставить его в Косов, в отель. Хотя перед самым Косовом завезли его в домик св.Николая , он находится прямо возле дороги в селе Пистынь, через которое и вела нас дорога в Косов. Сам Святой Николай куда то отлучился, а вот выставку новогодних игрушек и различных безделушек в усадьбе Святого Николая нам показали. Впрочем аналогичные усадьбы (для туристов) стали появляться и в других карпатских сёлах. В общем ни мы ,ни сын ничего интересного или необычного (для себя ) не нашли. Богдан остался в отеле.
Мы же посмотрев несколько церквей, по окрестным деревням, снова вернулись на фестиваль карпатской кухни.

Веселье в Спасе уже било буквально фонтаном. Наверное основное и особо заметное отличие этого фестиваля от Сорочинской ярмарки, это его искренность и влюбленность в него всех участников.
Здесь вообще не было ширпотреба, да и на торговлю как таковую упор никто не делал.
А то что выставляли к обозрению мастера с окрестных сёл, было очень самобытно и оригинально. Многие работы уникальны и аутентичны. И явно отличались от преобладающей на Сорочинцах луботы.

Здесь сами участники пили и ели то что выставляли, то есть фестиваль был нужен прежде всего им самим и они были его главными участниками. Это был как бы глобальный съезд соседей и знакомых отметить сбор урожая и отгулять окончание страды. По этому гуляли все и везде, гуляли по крупному и хотя со сцены постоянно выступали поющие и танцующие, их особо то и не слушали так как поющих и танцующих что то свое по периметру стадиона уже было много.
Чем крепче градус фестиваля тем ядреней песни .
…-хвала богу, хвала царю
Що мій милий на цвінтари….
Со сцены не только пели, но и рассказывали анекдоты, травили байки и довольно много историй *с перцем*
Причем все анекдоты о гуцулах подчеркивают их удивительное трудолюбие.

Повінь. Батько с сином сидять на даху и дивляться на воду яка вжє піднялась під самий дах.
..-аой, батько капелюх дядько Пєтра пливє
Батько перехрестився
..-добрий був,чоловік, спаси Іса його душу
..-аой,батько знов капелюх дядько Пєтра пливе, але вжє проти тєчиї
Через півгодини.
..-батько,батько диви капелюх знов пливє, ой знов проти течиї
Батько не витримав ,взяв циглину и жбурнув у капелюха
..-чого вам? Винирнув дядько Пєтро
..-ти що робиш? Повінь же..
..- повінь, не повінь а орати треба ..

В общем фестиваль удался, мы получили огромное удовольствие его посетив, действо явно стоило того что бы промчаться сюда через всю страну оставив за спиной почти полторы тысячи километров.
В номер мы уже вернулись затемно, и буквально рухнули замертво . Класс !

22 августа, с утра пораньше мы выезжаем в сторону дома. В планах у нас заезд в город Чортков и думали что едем на фестиваль "Стародавній Меджибіж 2011", так как пару месяцев назад его открытие на *Дорогах* было прописано 21 августа. Я тогда эту дату запомнил и больше как то к ней не возвращался. И вдруг просматривая уже в Косове инет вижу что дата проведения фестиваля сместилась на неделю.

А у нас и бронь была на отель*Меджибож* на 22 августа и полная оплата по безналу этой бронировки, оформленная тогда же. По этому двигаясь в сторону Чорткова звоню в Меджибож и спрашиваю возможно ли отмена брони ? Говорят что в принципе –ДА.. но надо мне все ньюансы оговорить с бухгалтером и дают её номер телефона. Вызваниваю, объясняю что и как, и мне идут на встречу. Так что знакомство с Меджибожем, а точнее с интересным фестивалем который проводится в его стенах в конце августа, мы очередной раз пропустили, или попросту отложили на следующий год.

Итак Чортков. Городок довольно интересный , правда от замка сейчас остались маловразумительные развалины, а вот костел Станислава довольно симпатичный, есть так же и старая ратуша, и в одном с ней здании кафе лемков. Стало интересно ознакомится с кухней этого карпатского народа, по этому кафе специализирующееся на лемковской кухне и стало нашим основным пунктом посещения. Но нас ждало почти полное разочарование. Кроме десятка фотографий лемков на стенах в коридоре, больше это кафе ничего интересного предложить не смогло. Скромная и даже немного убогая обстановка, пятна от жвачек которые густо въелись в ковровое покрытие между столами, стулья из СССР, да впрочем и весь интерьер тоже, и чахлое меню с очень тощим ассортиментом стандартных блюд.

Так что на звание носителя традиций и кухни Лемков оно явно тянуть не может, или пока очень до него не дотягивает.
Ещё в этом городе есть прекрасно сохранившаяся деревянная Вознесенская церковь 18 века. В отличии от преобладающей в Подолье архитектуры тех лет, этот храм заметно сложнее и больше .Очень красивое и интересное сооружение.

Хотелось бы ещё отметить и село Товсте через которое мы проезжали раньше, там есть интересный храм Архистратига Михаила, он правда не относится к старинным сооружениям, его построили в 1939 году. Но тоже как то визуально отличается от большинства культовых сооружений в этих краях. Кстати в этом селе аж до 1951 года успешно работала самая крупная подпольная типография ОУН.

Мы же едем домой, и понимая что на ночевку в родных пенатах сегодня уже явно не успеем, просто едем , думая ближе к вечеру сориентироваться где и у кого мы будем ночевать.

По пути проехали село Чагари, первые скульптурные композиции проскочили, просто потому что не сразу дошло, то что увидели. Яркие интересные и необычные работы стоят в этом небольшом селе ещё в нескольких местах. Остановились на фото уже на выезде из села. Забавный и душевный архитектурный знак. Молодцы! Очень порадовало это село и люди его так любящие что превратили его в музей под открытым небом, музей забавных скульптур.

Ну а дальше по прямой и без приключений. Ночевку стали планировать в отеле *Каталунья* города Кировоград, просто уже пару раз в ней останавливались и телефон сохранился в памяти мобилки.

Звоню что бы сделать заказ. Кстати у этого отеля постоянно одна и таже фишка, когда бы вы не позвонили там всегда говорят что из свободных номеров остались только *люксы* по 650 грн за ночь. А простые все заняты. Как я уже писал мы останавливались несколько раз и всегда вынуждены были брать *люксы*, и при этом всегда были единственными постояльцами в этом отеле.

Так произошло и в этот раз, звоним , нас уверяют что в наличии есть только *люксы* но при этом добавляют что кондиционеры в них сломаны.
..-что же это тогда за люксы то? – спрашиваю
..- а чё нормальные, не нравится не берите. Ну и вообще мужчина на той стороне провода, с корректным ведением беседы был явно не знаком. Звонок оставил слишком негативный осадок и мы не притормаживая решили Кировоград пропустить. На ходу звоним дочери и просим посмотреть нам в интернете что нибудь в Знаменке или Александрии которые находятся в 30 и 70 км от Кировограда соответственно.

В Знаменке дочь ничего не нашла, а по Александрии скинула телефон отеля *Сапфир*. Мы созвонились и администратор всё четко и очень вежливо нам рассказала и об отеле и о всех имеющихся у них номерах и чем они отличаются. Спросили про подъезд к отелю, здесь нас тоже уверили что заблудиться невозможно так как он относительно трассы в пятистах метрах, строго перпендикулярно и по прямой, а на съезде стоит указатель. Дочери дали отбой и сказали что джи-пи-эс координаты диктовать уже не требуется. Отель приятно удивил, очень высокого уровня, всё очень чисто, персонал вышколен и обходителен, хорошая кухня в ресторане ,большие и просторные номера.

Из минусов только отсутствие инета, и я думаю на сегодня это уже огромный минус. Ну и наверное название …))) так как в холе, на лестнице да и вообще в множестве на стенах висят картины из янтаря и янтарной крошки, а название *Сапфир* -уж как то в памяти он запомнился как *Янтарь* ну или *Бурштина*, впрочем ещё раз повторюсь что отель отличный так что вопрос на будущее о возможной ночевки, точнее места возможной ночевки в этих местах мы для себя закрыли.

Утречком 23 августа, все дружно встали не свет не заря, и даже сыну в номер стучать особо не пришлось, хотя он у нас любитель давануть на массу.
Свежими и отдохнувшими мы без напряга к двенадцати осилили оставшиеся пятьсот км, и стали готовиться к Дню Независимости который наступит завтра.
Наталья окунулась в создание своего очередного кулинарного шедевра, благо что ягод черники (для него необходимых) мы привезли с собой из Карпат в избытке.
Вот кстати его рецепт ( очень рекомендую). Рецепт привожу полностью и со вступлением, так как мы и нашли его в книге Дж.Херриота *Из воспоминаний сельского ветеринара*
Прогуливаясь в солнечный августовский день по тропинкам, вьющимся среди торфяников на вересковых вершинах йоркширских холмов, можно набрать черники на пирог, хотя задача эта и трудоемкая. Маленькие лиловато-черные с восковым налетом ягоды прячутся среди листиков на кустиках, достигающих лодыжки. Однако черничный пирог стоит бесконечных поклонов — сочный, душистый, он имеет множество поклонников, которых нетрудно распознать по синим от сока губам.
Чтобы испечь пирог, раскатайте 250 г слоеного теста на два пласта для мелкой, 20-тисантиметровой формы. Уложите один пласт на дно, насыпьте 250 г черники и сахара побольше. Накройте вторым пластом и прищемите края. Сделайте сверху прорезь и выпекайте 40 минут. Первые 10 минут при температуре 220C, а потом 180С.
Да и чуть не забыл, для пирога вам понадобится готовое слоеное тесто - 200г ,черника - 250г и сахар . Или мой любимый вариант судок чуть крупнее, теста 300, а черники 500 и сахар, хотя Наталья меня в этом не поощряет и старается выдерживать ту рецептуру которая указанна в книге, и Херриоту за неё большое спасибо, так как черничный пирог мы попробовали во время наших прогулок по туманному Альбиону, сразу стали его поклонниками, а тут и рецептик , смакота !


Фотографии


Комментарии

Ох, жалко, что сейчас нет черники, а то бы испекла пирог. Сейчас если только протертая с сахаром осталась, но боюсь, что это уже не то будет.

Очень ваших комментариев к фотографиям не хватат, чтобы понять что там где.

До свежей черники осталось чуть чуть, так что скоро опять пойдут пироги с черникой. Ну а комментарии, их конечно надо было ставить. Просто фоток то у меня сотни, а сюда вставил чуть чуть, при этом в вольном режиме

Другие отзывы об отдыхе на Украине

г.Киев, Киевский кукольный театр – сказка наяву.
Ирина  Ирина   Украина , Киев   Дата вылета  февраль 2021
   Для детей в Киеве есть Детский театр на Липках, детские развлекательные центры и даже два кукольных театра. Театр в Крещатом парке – необыкновенный! Кукольный театр впечатляет и на подходе к нему, и внутри. Снаружи - натуральный дворец и...
Читать далее

Дата 28.04.21 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели759

г.Киев, Мариинский парк – очарование царского сада.
Ирина  Ирина   Украина , Киев   Дата вылета  август 2020
   Киев - красивый древний город. Примета любого исторического города, наряду с проспектами, улицами, архитектурными сооружениями, его парки. Накопилось много эмоций от прогулок по красивейшим киевским паркам, решила поделиться ими. Про хол...
Читать далее

Дата 28.04.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели852

г.Киев, Городской парк – переплетение любви, спорта и музыки.
Ирина  Ирина   Украина , Киев   Дата вылета  июль 2020
За Мариинским дворцом находится Городской парк со своими достопримечательностями и  красотами. Заложен в 1743 году по проекту архитектора В.В. Растрелли на основе старинного Регулярного сада при Царском дворце. Начинается от смотровой площадки М...
Читать далее

Дата 28.04.21 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели998

г.Киев, Крещатый парк – театр, лягушка и мост через вечность.
Ирина  Ирина   Украина , Киев   Дата вылета  июль 2020
    Не прошло и ста лет, как эта часть парка стала снова называться Крещатый парк."Крещатый" - от слова  крещение - между этим холмом и соседней Владимирской горкой в старину протекал ручей, в котором князь Владимир крестил своих ...
Читать далее

Дата 28.04.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели1054

г.Киев, Владимирская горка - место "силы" и истории государства.
Ирина  Ирина   Украина , Киев   Дата вылета  июль 2020
   Завершается  зеленое ожерелье над Днепром и мои описания парков - Владимирской горкой. Про это место  писать труднее, чем о предыдущих парках, потому что проиисходили изменения по живым людям и древним храмам. Современный парк ...
Читать далее

Дата 28.04.21 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели1242

Отзывы туристов