Оглавление 1-й части:
Идея и организация поездки. Информационные помощники.
Наш маршрут получился следующим.
Финская виза.
Бюджет поездки.
ДОРОГИ. ГРАНИЦА. ТАМОЖНЯ.
Дорога по
России. Туда.
Российская таможня - Торфяновка.
Финская таможня - Vaalimaa.
Дороги
Финляндии и
Швеции. Автозаправки.
Идея и организация поездки. Информационные помощники.
Признаюсь честно – идея путешествия свалилась на нас внезапно, как яблоко – на Ньютона, в извергающей раскаленную лаву июльской
Москве. Муж, замотанный в мокрую простыню вдруг сказал, что у него, вполне вероятно, появится «окно» в августе. Я, замотанная в мокрую простыню, вообще никак не отреагировала на его слова. Было не до этого – мозги кипели и больше всего на свете хотелось забронировать не номер в гостинице, а полку в холодильнике. А потом муж – он такой – пообещает, а потом, бац, и всё переигрывается из-за специфики его рабочего процесса. Прошел день. Муж повторил сказанное. А это действительно означало – реальные отпускные перспективы. Куда? Вопрос не стоял. Туда, где нет жары. Мы одновременно подумали про финско-шведские Аландские острова. Ещё зимой наш Викинг Лайн поздно ночью, скрипя льдами, причаливал у таинственного Мариехамина, столицы Аландов. Мы мгновенно воспламенились этой идеей, но эйфория быстро спала. Информации в интернете было очень мало и на наш вопрос «а что же мы там будем делать неделю» ответа не находилось. Наша личная туристическая активность казалось, никак не вписывается в формат отдыха «на боку».
Времени на реализацию маршрута у нас был мизер. То есть меньше не придумать – чуть больше недели.
Но мы мобилизовали все силы и скрытые резервы. И даже сейчас я удивляюсь, КАК за такое короткое времени мы умудрились ТАК быстро и грамотно спланировать и осуществить такое организационно сложное, и, в общем-то, довольно физически нелегкое путешествие. Да ещё и вписали в поездку ребёнка.
Мысль работала в следующем направлении. Первое – едем на машине. Второе - выяснилось, что при бронировании билетов на паром из Турку до Аландских островов, нам полагается бесплатный проезд до Швеции (
Стокгольм, Каппельшер). То есть, существующая перспектива смотаться в Швецию выглядела крайне заманчивой. Надо было продумать возможный маршрут передвижения. И тогда мы придумали главную идею – показать нашему маканайцу детские парки развлечений. 1) в финском Наантали (16км от Турку) есть Парк Муми-Троллей и Парк Пиратов «Васки», 2) в шведских Содертелье (60км от Стокгольма) – Парк Экспериментов Тома Тита и Виммербю (310км от Стокгольма) – Мир Астрид Линдгрен.
Стало понятно, что осуществить передвижение по Швеции нашим «голландским» способом (а мы жили в Утрехте, из него делали вылазки по городам, а потом возвращались) не представляется возможным – Швеция очень большая страна и расстояния между городами очень приличные, что исключает возможность возвращения в одно и то же место. Значит надо определиться с городами, которые хотим посмотреть и найти в них гостиницы.
Особенной проблемой стал выбор коттеджа на Аландских островах. Я в своем ЖЖ познакомилась с Ириной (http://iriina.livejournal.com/profile), которая невероятно помогла с информацией. Также мы нашли великолепный просто Маршрутер по Европе (http://www.viamichelin.com), в котором можно рассчитывать расстояния и искать гостиницы, а также, научились пользоваться картами и переводчиком Google. Не говорю уже про Tripadvisor, который нам тоже помог, но немного меньше. Специально купили путеводитель Дорлинг Киндерсли по Швеции (1100р.). Отличная структурированная и красочная информация, но – тяжелый, с собой не поносишь, а значит, при срочной необходимости лишний раз не заглянешь. Маленький путевод Thomas-a Cook-a по Стокгольму (уже писала о нём в предыдущем рассказе о Швеции).
Очень помогли рассказ «На автомобиле по южной
Скандинавии (Финляндия, Швеция,
Дания)»
http://www.skitalets.ru/trips/2009/skandinavia_kamensky и маршрут Pobegushkа-и:
http://pobegushka.livejournal.com/100257.html
В результате получилась довольно-таки устрашающая схема: 5 гостиниц, три парома и коттедж на Аландах. Но результат – превзошёл все ожидания. И я в очередной раз восхитилась неимоверным аналитическим умом второй половины :).
НАШ МАРШРУТ ПОЛУЧИЛСЯ СЛЕДУЮЩИМ:
1й день (11 августа, ср*) – Выезд из Москвы (в 6 утра по московскому времени) в
Хельсинки (в 9 вечера по финскому времени (-1 час назад, 14 часов в пути). Прохождение таможни (~в 18 вечера по московскому времени: российская граница Торфяновка – 40 минут, финская граница Vaalimaa – 5 минут).
*специально привожу к сведению дни недели, для того чтобы грамотно попасть (вернее не попасть в выходные столпотворения) во все детские парки, а также в «пробки» на таможне.
2й день (12 августа, чтв) – Хельсинки. Отдых. Ночь**.
**чтобы спастись от московской африканской жары мы сняли родителям небольшую квартиру в пригороде Хельсинки (1000€/месяц), с ними отправили и ребенка, поэтому вопрос, где остановиться для нас был уже решён.
3й день (13 августа, птн) – Выезд в Наантали (в 9 утра, 180км, 2,5 часа в пути). Парк Муми-Троллей и Парк пиратов «Васки». Ночь в гостинице “Centro” в Турку.
4й день (14 августа, сб) – Паром Viking Line “Amorella” (в 8.30 утра) до Мариехамина/Аландские острова (в 14.30 дня, 5 часов в пути). Оттуда на о. Еккерё (30км) в коттеджи Märby.
5й день (15 августа, вскр) – отдых (рыбалка, пляж, сауна, гриль, осмотр окрестностей).
6й день (16 августа, пон) – отдых (-“-).
7й день (17 августа, вт) – Выезд из коттеджа (в 12 утра). Осмотр замка Кастельхолм и Музея народного быта. Приезд в Мариехамин, осмотр города. Паром Viking Line “Rosella” (в 17.30 вечера) до Каппельшера/Швеция (в 19.30 вечера, 2 часа в пути). Ночь в гостинице “Atellet” в Норртелье. Вечерний осмотр города.
8й день (18 августа, ср) – Выезд из Норртелье в Уппсалу. Осмотр Гамла Уппсалы (Старого города, в 2км) и центра. Выезд в Сигтуну. Ночь в гостинице “Quality Park Hotel” в Содертелье.
9й день (19 августа, чтв) – Парк Экспериментов Тома Тита. Выезд из Содертелье в Виммербю (в 17 вечера, 290км, 3,5 часа в пути). Ночь в гостинице “Stads Hotel” в Виммербю. Вечерний осмотр города.
10й день (20 августа, птн) – Мир Астрид Линдгрен. Ночь в гостинице “Stads Hotel” в Виммербю.
11й день (21 августа, сб) – Выезд из Виммербю (в 10 утра) в Стокгольм (в 8 вечера). По пути остановки (и осмотр) Оскархамина и Вастервика. Ночь в гостинице “Scandic” в Стокгольме (станция метро Alvik).
12й день (22 августа, вскр) – Шоппинг и осмотр центра города (Гамла Стан, Королевский парк и др.). Паром Viking Line “Amorella” (в 20.10 вечера,) до Турку в 7.30 утра, ночь в пути).
13й день (23 августа, пон) – Осмотр Турку и выезд в Хельсинки (в 12 утра). Прибытие в Хельсинки (в 14.30), отдых. Ночь.
14й день (24 августа, вт) – Выезд из Хельсинки (в 6 утра по финскому времени) в Москву (в 3 часа ночи по московскому времени, 18 часов в пути!!!). Прохождение таможни (~в 11 утра, финская граница – 5 минут, Tax Free – 5 минут, российская граница – 40 минут).
15й день (25 августа, ср) – о-т-д-ы-х: глубокий и беспробудный сон почти весь день.
Финская виза.
На сайте Финского посольства (http://www.finland.org.ru/Public/Default.aspx) более чем подробно написана инструкция по заполнению анкеты на получение визы (можно заполнить в электронном виде и потом распечатать).
С августа-2010 в Москве финны перенаправили поток желающих посетить страну из Посольства (м.Парк Культуры) в новый Визовый центр (м.Красные ворота). У себя же сохранили интернет-очередь на очень короткое время приёма с 9 до 12 утра. В принципе по сравнению с толчеёй, духотой и очередями, которые были в самом посольстве, как на сдачу документов, так и на их получение, новенький кондиционированный, с рядами сидений, электронной очередью, собственной кассой Визовый центр очень радует. Всё хорошо, кроме комиссионного сбора в виде ~20€ с человека. А в посольство перед «горячими датами» в сезон можно записаться аж за месяц или больше.
Официальная стоимость визы - 40€.
Что нужно для оформления документов:
- загранпаспорта: действующий и старый;
- 1 приклеенная на анкету фотография 3х4 на сером фоне с укрупненным лицом;
- 1 заполненная только латинскими буквами с соблюдением транскрипции для определенных русских букв (Ё-YO, Ж-ZH, З-Z, Й-Y, Х-KH, Ц-TS, Ч-CH, Ш-SH, Щ-SHCH, Ъ-/”, Ы-Y, Ь-/’, Ю-YU, Я-YA);
- медстраховка, которую можно купить непосредственно перед Посольством/Визовым центром в припаркованных машинах (у агентов, смотрите на название страховой компании!), либо заранее (для большей гарантии качества услуги) в офисах прямых продаж крупных страховых компаний. ~1€ в день.
!В графе цель поездки – нужно указать либо вашу принимающую сторону (гостиницу с адресом), либо написать весь маршрут, если он связан, например, с паромом. Мы волновались, поскольку у нас не было подтверждения от гостиниц (мы их даже на тот момент ещё не выбрали! :)), и как оказалось не зря – мужу позвонили на работу и задали несколько вопросов в связи с этим.
!!На анкете в 3-х местах обязателен личный оригинал подписи. Вы можете за кого-то заполнить, но расписаться должен именно сам человек. Финны это особенно отслеживают.
В Визовом центре после сдачи документов вам выдают специальный чек с индивидуальными кодами, по которым через сайт Визового центра можно узнать о готовности визы. Наши визы были готовы через 5 дней. Процедуры приема и получения документов заняли по 10 минут.
БЮДЖЕТ ПОЕЗДКИ, включая визы, страховки, расходы на бензин, билеты на паромы, гостиницы, еду, парковки и осмотр достопримечательностей, составил 3тыс. евро/за 14 дней.
ДОРОГИ. ГРАНИЦА. ТАМОЖНЯ.
Дорога занимала в нашем путешествии немалую часть. Её можно четко разделить на 2 части: Нашу Туда и Обратно, и Их. Это как земля и небо, между которыми как пел Цой (которого слушали в дороге) – «война».
Дорога по России. Туда.
Из Москвы мы планировали выехать в 4 утра, а получилось в 6 утра. И вовсе мы не проспали, а причина позднего выезда была в удушающей жаре, из-за которой вообще не получилось полноценно выспаться перед долгой дорогой. И утренние пробки мы местами огребли, особенно на выезде из Москвы. Выезжали по Ленинградской трассе, которая до такой степени укатана фурами, что на асфальте образовалась своеобразная автомобильная «лыжня».
Пробка (небольшая) была в районе поворота на
Тверь, и тягомотно-медленная часовая – в Вышнем Волочке – через этот город проходит федеральная трасса, что звучит просто идиотически. В Скандинавии – обязательно есть объездные дороги вокруг и прямые через сам город. Так вот Вышний Волочек – это город-пробка. Убили на проползание через него кучу времени.
Постояли немного перед въездом в Питер. Но по кольцевой дороге, которая нам очень понравилась (новая, стильная), промчались довольно быстро. Опять же при съезде на Выборгское шоссе (которое оказалось узкой двуполосной дорогой) постояли в заторе. Зато далее по трассе «Скандинавия» до границы доехали лихо, и местами (редкими, но всё же) асфальт был почти в идеальном состоянии (бывает же такое).
! По все трассе «Скандинавия», и особенно при подъезде к нашей границе, очень много пунктов (палаток, магазинов, заправок), где можно оформить автостраховку Green Card. Заправок в приграничной зоне также очень много, в основном Лукойл и Neste. На обратном пути вдоль дороги массово продавались ягоды (черника) и грибы (лисички).
Российская таможня - Торфяновка.
Ситуация такая же как и везде в стране. Бардак и полный пофигизм.
Первая остановка – проверка паспортов девушкой-пограничницей (подходит к машине).
Вторая остановка – собственно главная, перед КПП. Соответственно знакам машины выстраиваются по полосам – легковые, грузовые, автобусы. Регулирует движение дяденька, махающий рукой. Он, через определённые интервалы (в минут 30), пропускает машин по 10, которые подъезжают к открытым полустеклянным будкам паспортного контроля на улице (2 штуки, одна из которых для иностранцев :)), к которым сразу выстраивается нервическая очередь. Писать, что никто из исполняющих пограничные обязанности никуда не торопится, не буду - это и так понятно. В паспорта ставят печати о пересечении границы. Далее возвращаешься к машине, открываешь багажник и все двери и ждешь таможенного осмотра. Невдалеке стоят пограничники, курят, балагурят, полностью игнорируя томящихся в ожидании людей. Мы как люди неопытные, прождав минут 15, сами подошли к ним и спросили чего нам делать и когда они подойдут. «Ща - сказали пятнистые стражи нашей границы, - не видите, что ли, мы заняты, ща докурим и подойдём, а вы открывайте багажник». Процедура осмотра багажника на фоне перекура выглядела неприлично короткой – беглый секундный взгляд и всё. Интересно, что я лично в это время думала даже не о том, когда нас наконец пропустят, а о людях, которые ещё стоят в очереди перед дяденькой-регулировщиком. Прохождение нашей таможни заняло около часа.
Третья остановка – опять проверка паспортов (подходят к машине).
Справа по ходу (после КПП) находится небольшой магазин Дьюти-фри.
Финская таможня - Vaalimaa.
Дяденьку «махающего руками» здесь заменяет светофор.
Машины тоже выстраиваются в полосы соответственно знакам автокалибра: легковые, грузовые, автобусы.
Финская таможня – современное стеклянное здание, внутри (!, а не на улице) справа три кабинки паспортного контроля для обладателей обычного паспорта, слева – для биометрических документов.
Небольшая очередь, 5 минут, и всё – мы свободны.
Машины на финской границе смотрят выборочно. Нас не досматривали вообще, а одну русскую легковушку проверили капитально, пограничник даже высвечивал фонариком дверные полости.
Говорить о том, что от финской границы начинается отличная дорога тоже не буду, это тоже и так всем понятно.
На обратном пути (~11 утра, 14 августа, вт) финскую границу мы прошли меньше чем за 5 минут, и обналичили чеки Дьюти фри тоже за 5 минут. А на нашей таможне потратили уже около 40 минут при минимуме машин.
Дороги Финляндии и Швеции. Автозаправки.
Отличное качество.
Красивые пейзажи.
До неприличия чистые и подстриженные обочины.
Продуманный скоростной режим.
Скорость движения указывается на знаках. В городах – 50км, на трассах – 110км. Все скоростные дороги проходят рядом с городами, а в города ведут отдельные съезды.
Много знаков, предупреждающих о возможных выходах на трассу лосей, оленей, кабанов. В связи с этим вдоль дорог протянуто много сеточного ограждения.
О любом ремонте (сужении дороги и пр.) на трассе вы будете предупреждены заранее.
В Швеции обочины и середина трассы продавлены узкой ребристой лентой, как мини-след от трактора. Когда наезжаешь на неё, то машина издаёт характерные звуки «дын-дын», и водитель сразу встряхивается. Говорить о том, что все наши дороги представляют собой сплошной «дын-дын» тоже не буду :) :(. Интересно, что когда видишь мимо участков скандинавских дорог, которые ремонтируются, видишь слаженность, аккуратность и продуманность действий рабочих, то понимаешь, что весь процесс нацелен именно на качественный результат. Здесь будет дорога отменного качества.
Проезжая мимо нашего «строительства» невооруженным глазом видно, что всем всё по пофигу, кто-то в очередной раз откатит на этом деле бабки, и вообще весь процесс можно назвать одним словом «закапывание денег в песок».
Нас потрясли просто автозаправки ABC на финских трассах. Заехали случайно, просто устали, надо было где-то остановиться. Зашли и остолбенели – огромное культурное, стильное, вкусно пахнущее пространство: два супермаркета, кафе – шведский стол и кофе-булочки, чистейшие wc с автоматическими бумажными салфетками для рук. Оказалось, что финские дальнобойщики, это не пропахшие потом усталые мужики, жующие самопальные пирожки в Крестцах, а опрятные водители в фирменных комбинезонах, с подносами вкуснейшей еды.
В Финляндии дорогой бензин – 1.40€ (2010г.). В Швеции цены чуть лояльнее – 1.19€.
Все автозаправки – автоматические, т.е. полностью отсутствует бензиновый персонал в виде заправляльщиков, кассирш и охранников. Оплата производится чаще всего не кэшем, а кредитной картой в автоматах. К self-сервису прилагаются ещё одноразовые перчатки или салфетки, рядом – корзина для мусора.
Продолжение следует.
(с)
www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото