Мой короткий очерк о путешествии из Элисты в
Тбилиси (часть моего 5,5 мес. путешествия). Автостопом к тому времени я проехал всего около 1 000 км, поэтому подробно пишу здесь о том, как ехал и в какие необычные ситуации попадал.
На Кавказ автостопом.
На выезде из г. Элиста стоит памятник «Меткий лучник» - воин натягивает лук с четырьмя стрелами. До этого места меня подвезла калмыцкая семья, отец пошутил насчет того что лучник, что не может с одной стрелы попасть, и поэтому зарядил целую обойму.
Моими следующими попутчиками оказались муж и жена «среднего возраста», вообще, это страшный симбиоз. Обычно, когда такую пару просишь подвезти, то муж, боясь разгневать жену, сразу отвечает: «Бесплатно не везу». В этот раз мужчина сразу согласился подбросить до кольцевой дороги бесплатно, даже не посоветовавшись с женой, и тем самым её очень расстроил. Поэтому, как только я сел в машину, она сразу потребовала: «Рассказывай что-нибудь, мы же тебя не просто так взяли», пришлось рассказывать о пользе человеческого общения и важности взаимопонимания.
Через несколько километров я вышел на объездной дороге и остановил девятку, ребята ехали до Нальчика и согласились меня подвезти бесплатно. Почти в конце нашего пути мы остановились на заправке, и меня попросили «подкинуть» на бензин, сколько не жалко. Оказалось, они хотели получить 500 рублей (стоимость проезда в автобусе), и при виде моих 100 рублей очень обиделись. При таком раскладе нужно было помахать им рукой и пойти искать новый транспорт, однако я проявил чудеса дипломатии, и в качестве дополнительной компенсации купил на развале самый большой арбуз, который мы вместе и съели в знак примирения.
Не доезжая двести километров до Владикавказа, я пересел в фуру «Магнит» с забавным водителем, который попросил меня следить за знаками поворотов на дороге, так как он ехал этим маршрутом впервые. Весь комизм ситуации состоял в том, что машина была оснащена навигатором, который за несколько метров до перекрестка громко объявлял, например: «Поверните налево на втором съезде», но в реальности никакого второго съезда на перекрестке не оказывалось, или на сложной развязке со множеством съездов навигатор молчал и не объяснял как её проехать, показывая на визуальной карте лишь пересечение дорог. В такие моменты водитель громко посылал навигатор, при этом используя отборную нецензурную лексику, но в конце сдался и попросил меня быть штурманом.
Где-то перед мостом голос произнес: «Поверните налево на третьем съезде», мы остановились на самом перекрестке, я стал считать съезды, но они начинались с одного и того же поворота и потом вдалеке, где именно я уже не мог видеть, расходились в разные стороны. Не нашел нужный съезд и сам водитель, поэтому, продолжая ориентироваться на дорожные знаки, мы медленно повернули и немного проехали вперёд - так у нас оставалась возможность дать задний ход и вернуться на перекресток. Но навигатор молчал, дожидаясь, пока мы проедем дальше.
- Вроде, правильно повернули, - облегченно вздохнул водитель, когда мы миновали перекресток.
- Вы сбились с маршрута, вернитесь назад, - предательски произнес голос.
- Е**ть этот навигатор! - заорал водитель, стуча по нему кулаком, - Как я здесь теперь развернусь?
В итоге мы поехали по знакам, они увели нас во Владикавказ через Беслан, заставив накатать лишних пятьдесят километров.
Поздней ночью мы приехали в «Магнит», крупнейший магазин во Владикавказе, и нам разрешили оставить машину и переночевать на закрытой территории. К этому времени уже совсем стемнело, и водитель, глядя на меня, без лишних слов предложил ночевать у него в машине. Мы купили немного продуктов, водитель достал из заначки сало, хлеб и лук, а также купленные по дороге помидоры, мы организовали ужин. Он, так и не успокоившись, продолжал материть навигатор, затем стал рассказывать про свою жену, рассуждать про женщин и хвастаться любовными подвигами.
Хороший он все-таки мужик – простой, но хороший. Я заметил, у простого человека, что на уме, то и на языке. Если ему что-то нравится, он так и говорит, а если уж не нравится, то тут уж даст волю чувствам. Так же и у него, он нецензурно ругался и нелестно отзывался о некоторых женщинах и людях в форме, почему-то называя их одним и тем же словом, зато говорил обо всём, что думал, честно и искренне. К тому же предложил помощь, угостил продуктами и предоставил ночлег в своей машине, а такое гостеприимство в дороге дорого стоит.
В пять утра я проснулся от того, что меня кусали комары, я открыл глаза и увидел, что салон был ими переполнен. «Откуда в центре города посреди девятиэтажек могли взяться комары?» - недоумевал я. Позже местный житель объяснил мне, что именно тот район, в котором мы ночевали, был когда-то большим болотом, на месте которого, после осушения, построили микрорайон, но комары там так и остались.
Владикавказ.
После подписания трактата о переходе
Грузии под протекторат
России для охраны входа в Дарьяльское ущелье была заложена новая русская крепость. Императрица Екатерина II назвала ее Владикавказом, что означало «город, владеющий Кавказом».
Начать осмотр города лучше всего с набережной реки Терек, прогуливаясь от памятника генералу Плиеву вдоль берега реки. Обратите внимание на статуи у моста - на фоне снежных шапок гор они напоминают герб Республики Северная Осетия-
Алания, где изображен золотой с чёрными пятнами леопард. Рядом с планетарием (ранее Шиитская мечеть) находится мост с более изящными леопардами.
Отсюда Вы можете либо сесть на трамвай, один из самых старых на Кавказе, первая линия была пущена в 1904 году, и проехать вдоль проспекта Мира, где находятся основные достопримечательности - особняки кон. XIX - нач. XX вв., красотища страшная! Либо можете пройти вдоль реки, посмотреть на Суннитскую мечеть или Армянскую церковь, в зависимости от того, по какому берегу набережной Вы пойдете, и выйти к центральному парку. Из других достопримечательностей во Владикавказе можно выделить театры, всего их семь, ведь в этом городе родился и учился актёр и режиссёр Е. Вахтангов, а на проспекте Мира находится штаб Терского Казачьего Войска.
Основной религией является национальная осетинская религия «Ирон Дин», однако в городе Вы увидите большое количество и храмов и мечетей, многие из которых имеют красивую архитектуру. Обратите внимание на Церковь пророка Божия Илии на Мещанском кладбище (адрес ул. Дзержинского, 70, год постройки 1890), в которой пребывает список чудотворной Моздокской иконы Божией Матери. Эта церковь никогда не закрывалась и оставалась единственным православным приходом во Владикавказе. Вас также впечатлит армянская Церковь Святого Григория Просветителя (1868) и Суннитская Мечеть (Мечеть Мухта́рова, 1907).
В Национальном музее Республики посетите выставку археологических коллекций «СОГОМИАЛ», в которой экспонируются керамические сосуды, изделия из бронзы, ювелирные украшения, бусы и предметы военного снаряжения.
Для меня основной достопримечательностью Владикавказа являются осетинские пироги. Бренд, к слову сказать, совсем новый, но уже достаточно известный даже в
Москве, где такой пирог стоит около 450 руб., в то время как во Владикавказе всего – 120 руб. Этой вкусной народной традиции туристы обязаны кафе «Три Пирога», которое первым стало массово выпекать и рекламировать национальные осетинские пироги. Сейчас там можно купить пироги с мясом, сыром и луком, капустой и грибами, но есть и особенно запоминающееся сочетания - классический пирог с сыром и листьями свеклы или с сыром и листьями черемши, которые я рекомендую попробовать.
Кафе «Три Пирога» на деле оказалось небольшим ларьком, где нельзя не только присесть, но негде даже стоять, чтобы попробовать пирог, ведь готовят их только на вынос. Я попросил проходящую мимо девушку посоветовать кафе, где можно в спокойной обстановке попробовать осетинский пирог. Она ответила, что «Три Пирога» уже не такие, как раньше, и посоветовала зайти в кафе рядом, где, по её выражению, готовят по-домашнему. Мы прошли через железные ворота слева от «Три пирога» и попали во двор, где находилось другое кафе. Через десять минут нам принесли горячий пирог с сыром и листьями черемши, верх его при нас смазали маслом.
Мэ ми́вдивар Тбили́сши (груз. Я еду в Тбилиси)
Было около двух часов дня, когда я выехал из Владикавказа. Водитель маршрутки долго не мог понять, как я собирался ехать в Тбилиси на попутной машине и притом бесплатно. Я вышел на конечной остановке, которая находилась рядом с выездом, вместе с бабушкой и помог ей донести сумки до дома, в ответ она пожелала мне хорошего путешествия, сказав, что если не уеду, то могу придти к ней домой переночевать.
Простояв минут десять на трассе, я на самом деле расстроился, потому что никто не ехал в сторону Тбилиси, и когда местный парень предложил прокатиться с ним до соседней деревни, недалеко от КПП Верхний Ларс, я с радостью согласился. Мы познакомились, и он сказал, что раз я путешествую, то мне нужна помощь, и он довезет меня до самой границы, дай Бог ему здоровья!
КПП Верхний Ларс можно пересечь только на машине, поэтому я сразу стал просить водителей вписать меня к себе, но все машины переполнены пассажирами, лишь армяне согласились перевезти меня до грузинской границы за $10. Рядом остановился джип, и я обратился к водителю. Тот внимательно меня выслушал, но отказал. «Жаль, конечно», - подумал я, - «Ведь он едет в машине один. Но, как говорится, хозяин – барин». К этому времени меня заметили российские пограничники и один из них уже подходил ко мне, чтобы проверить документы. Я объяснил, что еду в Тбилиси автостопом.
- Сейчас поможем сесть в какую-нибудь машину», - сказал пограничник и пошёл договариваться с водителем джипа. Тот кивнул мне и сказал: «Я боялся тебя брать, думал ты проблемный, но раз с документами все в порядке – садись в машину, со мной поедешь». На грузинской границе мы немного задержались – водитель долго стоял в очереди, чтобы получить грузинскую визу, а я быстро получил штамп и ждал у выхода.
Я был счастлив, что снова попал в Грузию, не прошло еще и полгода после путешествия по старому Тбилиси, треккингу в Казбеги и переезду по заснеженному Гудаури, а я уже был здесь, в любимой Грузии. От радости я даже забыл поменять деньги.
Мой водитель, русский по паспорту, но грузин по национальности, спешил увидеть семью, приехать и обнять свою дочь, пока она не ляжет спать. Мы ехали очень быстро, иногда останавливаясь лишь затем, чтобы полюбоваться и сделать фотографии потрясающих пейзажей, грузин говорил: «Я люблю Грузию и люблю её горы, всегда ими любуюсь, когда приезжаю сюда» и в подтверждении своих слов несколько раз ставил песню «Будет Праздник».
Военная Грузинская Дорога, которая тянется от границы с Россией до Тбилиси, изобилует самыми красивыми пейзажами и хороша в любое время года. Вот мы проехали поселок Степанцминда (бывший Казбеги), откуда полгода назад мы пешком по снегу поднимались на высоту более 2000 метров, чтобы посетить Троицкую церковь в Гергети, а вот перевал перед горнолыжным курортом Гудаури, где из-за сильного снегопада наша Газель не смогла проехать даже с цепями на колесах. Сейчас все было по-другому - все было в зелени, и лишь высоко в горах искрился белый снег. Мы остановились ненадолго, чтобы сфотографироваться у монумента «Крестовый Перевал», а чуть дальше недалеко от дороги набрали газированной минеральной воды из подземного источника. В Гудаури мы зашли в кафе.
- Ра́ гне́бавт? (что желаете), чтобы Вы хотели покушать? – обратилась к нам хозяйка.
Я растерялся, вспомнив про деньги, поэтому попросил своего спутника обменять часть моих денег на грузинские лари.
- Не нужно, я угощаю, - ответил он и обратился к хозяйке, - Мтцва́ди хом ар ге́кнебат? (есть ли у Вас шашлык)
Решив съесть хинкали, так как они дешевле и питательнее, я сделал заказ на грузинском:
- Рва ца́ли хинка́ли, ту шэ́идзлеба! (восемь хинкали, пожалуйста).
Хозяйка и мой водитель рассмеялись и похвалили меня за знание их языка. Хинкали в кафе не оказалось, но зато нам принесли несколько видов шашлыка, много салатов и рубленой зелени, а также вкуснейший лимонад «Казбеги». На мой взгляд, это самый лучший лимонад, который я пробовал. Плотно поужинав, мы опять поспешили в дорогу. Кстати, это был первый раз за всё моё путешествие, когда совершенно незнакомый человек угощал меня в кафе, и я очень благодарен ему за гостеприимство.
Мы распрощались на развилке около Мцхеты, водитель извинился, что не может довезти меня до Тбилиси, потому что спешит увидеть дочь. Я пожелал ему Удачи и вышел на трассу, где почти сразу мне удалось остановить машину. Водителем оказался молодой парень, который совершенно не говорил по-русски. Перебирая в памяти грузинские фразы, я произнёс:
- Га́марджоба, ме ми́вдивар Тбили́сши. Пу́ли а́ра. (Здравствуйте, я еду в Тбилиси, деньги нет), - произнес я, хотя правильно говорить: «Пу́ли ар ма́квс» (досл. денег не имею).
Водитель согласился, и мы помчались по шоссе. Было достаточно темно, я уже не ориентировался в дороге и к тому же боялся, что молодой человек меня не понял, поэтому несколько раз повторил свою фразу, но он молчал и кивал, лишь несколько раз попытавшись заговорить со мной на своём языке. Я вышел возле какого-то оживленного шоссе, наверное, на объездной дороге города. Было темно, и я перешел под свет фонаря. Машины проезжали мимо меня сплошным потоком, однако через десять минут я сумел лишь остановить автобус.
- Ме ми́вдивар Тбили́сши, мэ́троши, пу́ли а́ра, - сразу громко объявил водителю, показал российские деньги и пожал плечами.
- Ничего страшного, садитесь, я заплачу - ответила мне женщина в салоне.
Таким образом я добрался до города, потом случайный прохожий довел меня пешком до ст.м. Дидубе, провел через турникет по своей карточке и еще долго спрашивал, может ли что-нибудь для меня сделать, приглашал домой в гости, но я вежливо отказался.
Я спешил к своему грузинскому другу, у которого останавливался полгода назад, с тех пор я отослал ему несколько писем и запросов, что скоро приеду, но не получил ответ, а телефон почему-то не отвечал, как выяснилось, на станции сменили телефонный префикс. Мне очень хотелось его увидеть, и уже представлял его удивление. «Все-таки без приглашения являться невежливо, поэтому скорей всего пойду ночевать в хостел», - думал я.
Я постучался, в окно выглянула его мама, вглядываясь в темноту, она старалась рассмотреть меня. Её лицо выразило крайнее удивление.
- Алекс, это ты?
- Да-да! - просиял я, она была рада меня видеть! А я был безумно рад видеть их, наверное, это чувство и заставило меня придти без приглашения. Их семья полгода назад стала моим первым самым лучшим опытом каучсерфинга за границей, после которого я мог рассказать, что такое грузинское гостеприимство. Ведь я хорошо помню, как мне пришлось задержаться в Тбилиси на один лишний день после душевной дегустации чачи, и как в моём рюкзаке едва уместилось шесть литров вина, щедро подаренные на прощание их гостеприимной семьей. В этот раз я гостил у них всего несколько дней, пока готовилась моя иранская виза.
Книга: "Удивительный Восток: 159 дней автостопом"
Автор: Козловский Александр
Источник: sanyok-belarus.narod.ru