Этот рассказ навеян небольшим отчетом о путешествии в
Словакию, который появился на экране моего компьютера в тот момент, когда мы задумались о деталях поездки в отпуск. Запустив в Rambler-е поиск, по словам «Путешествие в Словакию» я тут же получил то, что искал: подробное и внятное описание короткого и активного отпуска в Словакии, написанное хорошим языком и близкое мне по духу. Спасибо тебе, незнакомый мне mi-alex, за этот подарок, который с удовольствием и пользой читал не я один.
Итак, по прочтении появилась идея в чем-то повторить этот hiking по симпатичной стране в компании с моей хорошей знакомой, которая бывала здесь пару раз зимой и родила мечту побывать здесь летом… со мной. Наш отчет написан в похожем формате, – надеюсь, mi-alex не сочтет это нарушением авторских прав.
Наши планы
Как и у всех нормальных людей, планы складывались стихийно и зависели не только от наших собственных желаний. Жесткие рамки проекта, на котором мы вместе работали в тот год (события происходили летом 2005-го), и кое-какие домашние обстоятельства держали нас в напряжении и не позволяли определить сроки поездки заблаговременно. Тем не менее, где-то в начале июня мы решились на визит в одно из турагентств, чтобы с чего-то начать. Максимум, что мы могли позволить себе по времени – 10 дней в начале июля, не ахти какие средства (хотелось уложиться где-нибудь долларов в 500 каждому, включая дорогу). Места, описанные в mi-alex отчете, совпадали с представлениями о том, где бы нам хотелось побывать – Высокие и Низкие Татры.
Подготовка
Поиск в Интернете снова дал быстрый результат: агентство с милым словом «Маджестик» в названии предлагало организовать индивидуальный тур с приемлемыми условиями и ценами, включая прайсы отелей, которые тут же можно было выбрать. Удобное расположение их офиса (в здании АПН на Зубовском), в паре остановок от нас, сыграло решающую роль. Моя знакомая набрала телефон и на свой вопрос получила исчерпывающий ответ: «Мы те, кто Вам нужен».
Агентство располагалось в небольшой комнатке на 5-м этаже здания, куда можно проникнуть только по заранее заказанным пропускам. Бойкая дама-агент по имени Роза показала хорошую осведомленность в Словацких турах и быстро поняла, что нам от нее нужно. Сразу отсоветовала ехать в Высокие Татры, т.к. там после катастрофического урагана прошлой осенью «..кроме поваленных сосен смотреть нечего..». Мы легко согласились на Низкие Татры, «Ну а до Высоких не так уж и далеко, можно будет съездить», - этим советом мы потом и воспользовались. Свой выбор мы остановили на отеле в местечке Ясна с хорошим названием «Дружба»3*** (с плюсом, как выразилась Роза, «он после ремонта, бассейн входит в цену»..). Общение с агентством на этом не закончилось, мы не смогли сразу определится с датами, и взяли тайм-аут. Когда, наконец, все стало более или менее ясным, до отпуска оставалось дней 10, критичными стали билеты и заказ отеля. Следующий визит на Зубовский преподнес сюрприз: обещанных «дешевых» (что-то около 9500 руб.) билетов на самолет до
Братиславы уже не было, а предложили нам с легкостью вариант тысячи на 2 дороже. Альтернативная поездка на ж.д. была чревата потерей драгоценного времени на дорогу и стоила, по словам Розы почти столько же в варианте двухместного СВ. Это нас как-то насторожило и мы ограничились заказом отеля и оплатой виз и страховок и, как оказалось, не зря. В первой же попавшейся авиакассе нам предложили билеты за 10300 (о, рынок!). Немного помучившись с железнодорожным расписанием (в Интернете и справочных вокзалов очень противоречивая информация) я нашел правду в 44-й кассе Белорусского вокзала. Там милая девушка помогла понять, что ближайшая подходящая нам станция в Словакии называется Жилина, и туда можно доехать прямым поездом №21
Москва-
Прага, и стоит все удовольствие в международном СВ по 7400 руб. на брата в оба конца. Вариант трехместного купе был еще дешевле, но мы предпочли ехать вдвоем. А самолетный вариант, кроме цены, оказался в нашем случае неудобным. Единственный рейс в Братиславу прилетал в половине седьмого вечера. Нужно сначала добраться до ж.д. или автовокзала, а потом еще ехать до Низких Татр (ближайший город – Липтовский Микулаш). Судя по расстоянию, это заняло бы часов пять – шесть, и удобных стыковок с местным транспортом никто не обещал.
Собственно, оставшаяся подготовка заключалась в обычных сборах в hike и приобретении нескольких подробных туристических карт тех районов, где мы предполагали быть. Еще у нас были маленький русско-словацкий разговорник с сайта турагентства и распечатка mi-alex отчета о путешествии в Словакию два года назад. Путеводитель по Словакии удалось купить буквально в день отъезда на Новом Арбате вместе с небольшой суммой словацких крон (кстати, большая редкость даже в специальных обменниках). Еще в последний момент мы выудили из чудесного словацкого справочного сайта Zoznam расписания нужных нам поездов и автобусов от Жилиной и Братиславы, но часть из них, как выяснилось потом, забыли взять с собой…
Отъезд
Наш поезд должен был отправиться с Белорусского вокзала поздно вечером 1 июля, и мы, как истинные труженики, решили отработать до конца этот последний рабочий день перед отпуском.
Из каких-то псевдорациональных соображений я оставил свои вещи в московской квартире на Рязанке и прямо с работы поехал в наше ближнее
Подмосковье. Примерно за 2,5 часа до поезда мы выехали на такси в сторону Москвы. Пошел сильный дождь с грозой, но мы уже были в машине. Все складывалось вроде бы удачно, но… новый сюрприз поджидал нас в виде гигантской пробки на Волгоградке перед въездом в Москву. До поезда оставалось где-то 1,5 часа, молоденький таксист упрямо пробивался мимо заторов (мы насчитали 3 аварии!) и тут, где-то на середине пути я вспомнил, что оставил дома ключи от московской квартиры! Видимо, в последний момент почему-то решил, что они мне не понадобятся до приезда, и оставил с ненужными вещами…
Пришлось принимать быстрое решение: либо вернуться за ключами, с риском опоздать на поезд (с учетом пятничных пробок мы явно не успевали), либо ехать в отпуск без вещей. Поколебавшись, минут 10, мы дружно решили рискнуть поехать «в чем есть» и купить недостающий минимум вещей по мере возможности. За оставшееся до отправления поезда время удалось пробежаться по привокзальным лавочкам, но увы, кроме бритвы и зубной пасты со щеткой нашли для меня только китайские шлепанцы.
Заглянув уже на перроне в билеты, обнаружили странный № вагона: 342, и отправились искать его вдоль состава. Сначала шла череда вагонов до Бреста (часть из них, к нашему удивлению, была сидячими), потом пошли международные, – до Праги, до
Вены, до
Варшавы. На самом последнем перед электровозом месте увидели наш заветный 342/1 до Братиславы. Солидный дядечка-проводник в парадном мундире с галстуком проводил нас в купе. Вагон оказался польской постройки, наше купе 1-го класса ничем не отличалось от остальных: три кресла с мягкой обивкой и два откидных сиденья напротив. Крошечный столик с неработающей раковиной под ним, двойная шторка на окне, небольшие полки. Все это не показалось нам достаточно уютным и удобным. Секрет трансформации купе в 1 и 2 класс оказался довольно простым: в первом случае проводник откидывал одну верхнюю полку, во втором – две и купе становилось трехместным. Еще нам был положен более «роскошный» комплект постельного белья салатного цвета.
Ровно в 23:40, по расписанию, наш поезд двинулся в путь. Разобравшись с постелями, попытались изучить поездное расписание в вагоне и легли скорее спать, усталость дала о себе знать.
Поезд
Утром 2 июля проснулись уже где-то перед
Минском – белорусскую границу ночью проехали незаметно, никто не беспокоил. Туалеты, конечно, уже были закрыты. Вскоре поезд остановился на платформе минского вокзала. Стоянка была короткой, платформа пустынной, никакой ожидаемой нами станционной торговли не оказалось, ни палаток с водой и сувенирами, ни бабушек с пирожками и картошкой. Дорога до Бреста прошла незаметно, за утренним туалетом и завтраком мы не заметили, как подкатили к границе. О ее приближении громко возвестил проводник, принеся бланки таможенных деклараций и предложив приготовить паспорта. Дело шло к полудню, солнце за окном сулило жару, но в купе, благодаря кондиционеру, было даже прохладнее, чем хотелось бы. Маленький рычажок регулировки температуры был бесполезным, пришлось просить проводника выключить «холодильник». Он с улыбкой согласился («еще пожалеете, когда будем стоять в Бресте, на улице - пекло»). Уже перед Брестом по вагону забегали какие-то люди с блоками сигарет и сумками. Перед самым вокзалом нас ждал очередной сюрприз: во время более чем двухчасовой стоянки выходить нельзя, т.к. по словам проводника, у нас отберут паспорта и вернут только «на варшавской стороне», где можно будет сходить в местный Duty Free. Так оно и случилось: не успел поезд остановиться (было без четверти час дня) как к вагонам устремились дяденьки в форме пограничников и таможенников. Паспорта действительно собрали и куда-то унесли в черном дипломате. Дяденьки поспрашивали нас, куда мы едем и что везем, но ничего не «шмонали». Правда, в соседних купе, где ехали какие-то «веселые» парни, небольшой шум был, но недолго и вскоре все люди в форме ушли. Поезд потащился на запасные пути мимо рядов колесных тележек: нам предстояла процедура замены колес на европейскую колею.
Это странноватое действо происходило в унылом и неопрятном цехе перестановки, напоминающем заводской цех застойных времен. Каюсь, несмотря на свое техническое образование, я так и не постиг всех тайн этой манипуляции, проходящей под лязг железа и шум пневматики и мостового крана. Нас приподняли на домкратах, выкатили одни тележки, закатили другие (с виду очень похожие), заменили сцепные устройства, заправили водой. Вагоны в это время атаковали настырные и шумные тетеньки - торговки всякой снедью. Предлагали вареных кур, картошку, драники, овощи и ягоды, пиво, мороженое и (шепотом) водку и сигареты - главные предметы местной контрабанды, как мы поняли. Проводник наш активно от этих теток отбивался, не пуская их в вагон, но они каким-то непостижимым образом все же к нам проникали. Наконец, драники и бутылка пива нас соблазнили, что вызвало неудовольствие того же проводника: «Пиво можете у нас купить, у них не берите!», - ох, конкуренция… Поздний завтрак и жара (тут мы вспомнили про кондишн!) сыграли с нами злую шутку: о еде не думалось, покупать у настырных торговок ничего не хотелось, и новость об остающемся в Бресте вагоне-ресторане нас не очень волновала. Честно говоря, я больше ждал Duty Free с надеждой пополнить свой скудный гардероб: сидеть в поезде в жару в брюках со стрелками было как-то не очень…
Но вот, наконец, нас опять повезли к вокзалу: платформа с другой, «варшавской» стороны была отгорожена от мира заборчиком, нас выпустили подышать рядом с вагоном. Паспорта вернули минут за 15 до отправления, и я галопом помчался в здание вокзала. По краям платформы встали ребята в форме белорусских пограничников, в здании вокзала наряд проверил паспорт и… вожделенный Free разочаровал. Скудный ассортимент заурядного сельмага: в основном напитки, сигареты, шоколад, кое какие продукты и сувениры. Из вещей удалось купить пару носков и две футболки местного производства, на сдачу дали шоколадку - все на 22 доллара. Но и этому был рад: мой гардероб вырос почти вдвое. В три часа дня мы тронулись в сторону границы.
Граница
Воспитанное с советских времен благоговейное отношение к границе Родины вызвало непреодолимое желание увидеть ее воочию. Едва поезд отошел от платформы, потянулись ряды колючей проволоки вдоль путей, потом промелькнула застава с надписью-шедевром над воротами: «Граница это лицо Родины, а КСП – лицо границы». Показалась вышка с бдительным часовым, та самая классическая КСП (контрольно-следовая полоса) с тщательно вспаханной землей и.. вот она – поросшая сорняками и кустарником узкая полоска земли вдоль берега Западного Буга, река с отмелями, мост и заграница! Разницы вроде бы никакой – те же поросшие редкими деревьями и травой прибрежные поля, домики вдали, на переезде – одинокий польский часовой в помятой форме с автоматом. Никакой «колючки», никаких вышек и плакатов.
Через несколько минут поезд подошел к польской станции Тересполь. В отличие от напыщено-официального Бреста станция выглядела заурядной и обшарпанной. Унылая платформа со следами незаконченного ремонта, выгоревшая трава по краям, небольшое здание вокзала с полинявшим красно-белым флагом. Вошедшие в вагон ребята в той же полевой форме с белыми орлами были вооружены смешными сундучками портативных компьютеров с эмблемками Евросоюза и сопровождающим с симпатичной собачкой. Проверка паспортов делалась тут же протягиванием через щелку сканера. Мой новый паспорт тут же «прошел», у моей спутницы - нет, видно уже слегка «устарел». Введя информацию вручную, офицер задержался на фотографии ребенка: «А где пацан?» - с подобным вопросом потом к ней обращались каждый раз на границе, ища глазами спрятанного мальчика. Интересно, что ответ: «Дома остался» всех устраивал и других вопросов не вызывал. Поинтересовавшись, куда едем и зачем на ломаном русском, пограничник передал нас местной таможне. Стандартные вопросы: про водку, сигареты и наркотики. Мы показались неинтересными, в отличие от соседей, с которыми, как и в Бресте, таможенники имели беседу подольше… Стоянка заняла минут 20, выйти разрешили только на платформу у вагона, зато попутчики-поляки свободно сбегали в буфет.
ПольшаЭта страна из окна нашего поезда оказалась не такой интересной, как ожидалось. Картинки полей и лесов мало отличались от привычных русско-белорусских пейзажей, разве что ровные полоски зерновых были поаккуратнее и сорняков и грязи на дорогах поменьше. Поселки радовали аккуратными домиками, впрочем, то тут, то там попадались и хибарки, и развалюшки, похожие на наши. На станциях и полустанках, которые мы пролетали без остановок, был относительный порядок, но только на их парадной части. На задворках царил хаос и исписанные граффити унылые полуразрушенные пакгаузы - все, как у нас. Честно говоря, не заметили ни одной остановки до самой словацкой границы: то ли их не было, то ли мы чем-то были заняты, то ли просто проспали. К вечеру, полюбовавшись на красочный закат из окошка, мы почувствовали, что изрядно проголодались и вспомнили тетенек с курами, но довольствовались казенным чаем и небольшим запасом продуктов, которые везли из дома.
Еще одна граница
По расписанию мы должны были пересечь словацкую границу поздно ночью, а в 2:35 прибыть в ту самую Жилину, где нам предстояла пересадка. Хотя проводник утверждал, что этот поезд никогда не опаздывает, на пограничную польскую станцию с неудобоваримым названием Звардон мы приехали с опозданием. Снова появились не очень ласковые польские товарищи с теми же самыми вопросами и компьютерами. В нескольких шагах за ними – женщина и мужчина в тщательно отутюженной серой форме со словацкими гербами. Как-то странно, почти по-русски прозвучал мягкий женский голос: «Добрый день, гранична стажа, Словенска република». Проверка закончилась быстро, вопросы были те же, но как-то приятнее было на них отвечать. Поезд простоял дольше, чем по расписанию и мы с явным опозданием въехали в кромешной тьме на территорию Словакии. Постарались уснуть: предстояла нелегкая ночная эпопея с пересадками в незнакомой стране. У моей подруги это быстро получилось, а я, хоть и завел будильник и знал, что нас разбудит проводник, как-то промаялся в полудреме почти до самого конца.
Жилина
Теоретически мы еще должны были успеть на ночной скорый (Rychlyk) в сторону Кошице, который проходит через Жилину в 2:40. Однако из-за опоздания нашего поезда это стало невозможным. Когда стало ясно, что прибудем примерно в 3:20, общими усилиями вспомнили из расписания (как раз эту страничку мы и забыли!), что следующий поезд должен быть где-то в 3:40. Мы устремились с вещами к выходу заранее, чтобы успеть. Едва выскочив из вагона, увидели на той же платформе подошедший поезд, надпись на перронном табло гласила – это он, нужный нам «рыхлик», в сторону Кошице. Спросили по-русски у проводника, тот немного удивился, но понял, подтвердил, что поезд идет до нужного нам Микулаша через 20 минут. На вопрос, где купить «листки» показал на подземный переход: мы поняли два слова: «доле» - вниз, потом «горе» - вверх и помчались в кассу. Кассирша в кассовом зале, которую я не сразу заметил в череде закрытых касс, увидев наш ошарашенный вид, все поняла с полуслова, хотя от волнения мы забыли половину выученной фразы «Просим два листки до Липтовски Микулаш». Сумму показала на кассовом терминале, мы просунули в окошко приготовленные кроны и бегом назад к поезду. Вагон второго класса внутри оказался точно таким, как в mi-alex описании: ряды купе со стеклянными дверьми, довольно опрятный коридор с большими окнами. Но неприятный сюрприз: все купе были заняты спящими людьми, многое лежали на сиденьях и даже на полу – ночной экспресс оказался популярным. В полумраке купе не было видно, где есть хотя бы два свободных места, и мы не решились тревожить спящих. Пошли по составу, благо вагонов 2-го класса было несколько. Только в одном из последних моя глазастая подруга увидела купе с одиноким интеллигентным старичком, скромно сидящим у окна: это то, что нам нужно. Едва мы сели, поезд отправился, и тут к нашему купе подошли парень с девушкой, внимательно посмотрели на номера мест на стенке купе и зашли, поздоровавшись по-словацки. Еще через пару минут появился кондуктор, проверил наши билеты, взял билеты у парочки и удивленно поднял брови. Дальнейший диалог по-словацки был абсолютно понятен. Ребята перепутали поезд: им нужно было в Братиславу, т.е. в противоположную сторону! Бедняги в спешке не посмотрели на табло – их поезд (тот, на котором мы приехали из Польши) стоял на другой стороне платформы. Дальнейшее мало походило на аналогичную ситуацию, случись она у нас. Вместо ругани и неизбежного штрафа кондуктор сочувственно покачал головой, достал (о чудо цивилизации!) карманный компьютер и быстро нашел для них расписание по ближайшей станции, сообщил, когда там следующий поезд до Братиславы и в довершение махнул рукой на попытку парня что-то заплатить. Минут через 15 ребята с веселым смехом попрощались и выскочили на остановке, ушел, тоже вежливо попрощавшись, наш интеллигентный попутчик, и мы вдвоем поехали до самого Микулаша. За окном светало, мимо нас проплывали поросшие лесом вершинки невысоких гор, начинались Татры. Стоянки в городках были короткими, поезд ехал быстро и на удивление плавно и бесшумно, не чета нашим грохочущим и визжащим электричкам. Весь путь занял чуть больше часа: точно по расписанию в 4:28 утра мы увидели на небольшом станционном здании вывеску:
Липтовский Микулаш
Вместе с нами на перрон этой небольшой станции вышло довольно много народу, по большей части туристы с рюкзаками. Мы бегло посмотрели на расписание поездов прямо у входа (еще пригодится!) и вышли вместе со всеми на привокзальную площадь. Тут же увидели чуть левее длинные рады платформ автовокзала. Здания автовокзала как такового не имелось, расписание автобусов мы нашли прямо на платформе. Помучившись немного с расшифровкой (опять пригодились советы mi-alex!) поняли, что ближайший автобус до Ясны будет только в 6:25. Перспектива ждать почти 2 часа + 40 минут поездки на автобусе нас не порадовала, и мы обратили свои взгляды на стоянку такси рядом с вокзалом. Там одиноко стояли три разномастных авто. Переговоры с водителем белого Форда не заняли и минуты, он согласился взять с нас 25 баксов (привезенных из Москвы крон не хватало). Старенький, но очень опрятный и комфортабельный Фордик домчал нас прямо до отеля за каких-то 18 минут. Водитель помог выгрузить вещи, вежливо попрощался и подарил визитку в надежде подвезти нас еще куда-нибудь.
Отель
В половине шестого утра мы стояли перед входом в отель с ностальгически-советским названием «Дружба». Это оказалась большое, действительно недавно отремонтированное четырехэтажное шале, отделанное в слегка «деревенском» стиле. Деревянные балкончики и фасад были украшены яркими живыми цветами в ящичках. Довольно узкий асфальтовый серпантин шел сюда от самого начала Демановской долины, петляя между горами, густо поросшими высокими елями. Наш отель был одним из самых «верхних» (на высоте около 1200 м.). Уютное крылечко встретило нас закрытыми дверями. Позвонив настойчиво пару минут, мы увидели заспанную, но улыбающуюся девушку, которая, без лишних формальностей взяла у нас паспорта и тут же выдала ключ от номера. На первом этаже отеля располагалась рецепция и ресторан, а также большой уютный холл с камином и аквариумом. Наш номер располагался на 2-м жилом этаже (по нашим меркам, на 3-м). Небольшая, но уютная комната с мебелью из светлой сосны, телевизор, удобный балкон с видом на горы и живописную лесную просеку, все минимально нужные удобства здесь же. Все понравилось и сразу расположило к отдыху. Маленькие неудобства «всплыли» не сразу: нам не понравились сдвинутые якобы вплотную довольно узкие кровати (мы предпочли бы одну широкую), да протекающая душевая кабинка (из-за нее постоянная лужа в ванной). Конечно, не помешал бы и маленький холодильник, и калорифер (в прохладную и дождливую погоду), но это видно уже слишком для 3***. А в целом все понравилось – и отель, и люди в нем.
Немного передохнув (пригодилось сэкономленное за счет такси время), спустились в полупустой ресторан на завтрак. Здесь не оказалось полноценного шведского стола, обязательное блюдо в виде холодной закуски или омлета можно было дополнить небольшими опциями: йогурт, хлопья, выпечка, джем или мед, сок, чай или кофе. Скромно, но нам хватало, хотя для активного отдыха маловато. Впрочем, недостающее можно дозаказать по меню, правда, за деньги…
Понравилось обслуживание в отеле и ресторане. Персонала здесь немного: одна девушка на рецепции, один бармен и один официант, но все работают профессионально, обслуживают быстро и доброжелательны. Языковый барьер нам удавалось преодолевать совместными усилиями, правда, английский тут не знают, предлагают немецкий, но русский, в общем, понимают, так что, зная немного словацких слов, вполне можно объясняться.
Еще «Дружба» имеет бесплатный для постояльцев бассейн и сауну с массажным кабинетом (это в цокольном этаже), хороший теннисный корт, автостоянку и прокат велосипедов. В общем, место неплохое, рекомендуем.
Окрестности
Если кому-нибудь понадобится найти это место самостоятельно, советуем повторить наш путь из Микулаша, и не обязательно на такси. Более дешевый вариант – автобус, привезет вас с той самой автостанции всего за 25 крон, правда времени это займет побольше. Ехать нужно до конечной остановки в Ясне, что возле самого крупного здесь отеля «Гранд»4****. Это место – здешний центр (правда, не геометрический). На небольшой уютной площади, кроме отеля, почта, информационный центр, магазины сувениров и спортивной одежды. Мимо отеля протекает живописная горная речушка с мостиками, вдоль которой уходит немного вверх серпантин на ближайшие отели «Липтов» и SNP. Если вернуться немного назад по трассе автобуса, мимо автостоянки «Гранда», попадаешь к небольшому искусственному водоему причудливой формы. Дорога мимо него уходит вниз, в долину, а в конце водоема отходит асфальтовый поворот направо, к небольшому деревянному кафе. За кафе – начало бугельного подъёмника, который работает только зимой и широкая просека, уходящая вверх – соответственно, это трасса зимнего катания. Дорога здесь круто поворачивает влево и по серпантину идет вверх, где сначала проходит мимо футуристического здания «Юниор-Отеля», а потом попадает к нашей «Дружбе». Весь путь вверх по серпантину от конечной остановки занимает минут 20, вниз – быстрее. Очень скоро мы сообразили, что можно существенно сократить дорогу, пройдя «лесными тропами» напрямик. Найти их нетрудно, если обладаешь минимальными навыками ориентирования: мы успевали дойти от отеля до автобуса за 7-8 минут.
Дорога, ведущая к нашему отелю, на нем не кончается, а продолжает подниматься вверх, окруженная сплошной стеной густого елового леса. Если пройти по ней дальше, можно увидеть здание горно-спасательной службы с вертолетной площадкой, далее серпантин приведет к недостроенному отелю и за ним – к конечной станции того самого бугеля, что встретился нам по дороге от «Гранда». Здесь начинаются кресельные подъемники, ведущие к вершинам, а чуть левее дорога упирается в приземистое здание ресторана «Хата Колеска». Любители побродить могут найти здесь для себя много живописных и интересных мест, пройдя по лесным тропинкам, подняться вверх вдоль трасс подъемников или прямо по лыжным склонам, поросшим летом травой.
Заградки
Когда завтрак в отеле закончился, мы вышли на прогулку. Серьезных намерений в первый день решили не предпринимать, т.к. идти на hike в общем-то мне было не в чем. Мои городские брюки и летние туфли не очень подходили для похода в горы, shopping мы решили отложить на понедельник, поэтому просто пошли гулять вниз по серпантину. Моя знакомая жила зимой в отеле немного ниже, и мы решили пройти туда пешком для знакомства с окрестностями и достопримечательностями. Спустившись к «Гранду», посетили местный спортивный магазин, но ничего не купили, так как цены кусались: магазин оказался не из дешевых. Поменяли в обменнике деньги по здешнему «круглому» курсу (30 крон за доллар, в отеле было что-то около 28). Решили идти дальше вниз по дороге. Прошли несколько витков серпантина, спустились немного вниз и попали к следующему месту под названием Заградки. Справа показалось здание отеля «Ski», напротив которого через дорогу - автостоянка и автобусная остановка. За отелем круто вверх к вершине со смешным названием Хопок уходила трасса работающего даже летом шести кресельного подъемника. Слева выстроились в ряд вдоль леса живописные бунгало для отдыхающих, и перед ними – небольшой ресторан «Хата Заградки».
Мы прошлись вдоль бунгало и поднялись к станции подъемника. Здесь, кроме кассы оказалась еще пара магазинчиков, торгующих спортивными товарами, напитками, мороженым и сэндвичами. Цены здесь оказались приемлемыми, и мы неожиданно купили важную для меня вещь: легкие и удобные трекинговые кроссовки. Окрыленные успехом, мы решили прокатиться для полноты впечатлений на подъемнике.
Хопок
Суперсовременный подъемник Doppellmayer (удобные шестиместные кресла с пластиковыми крышками-колпаками или «хлебница», как его прозвали русские лыжники) поднимает до промежуточной станции «Ровна Голя» (1438м). Подъем занимает минут 15. Если смотреть вниз, с непривычки захватывает дух от крутизны и кажущейся зыбкости сооружения. Сидящие с нами польские туристы долго не соглашались поднять пластиковый колпак - стррашно! С конечной станции этого подъемника открывается чудесная панорама Демановской долины и окружающих гор, в хорошую погоду видны вдалеке вершины Высоких Татр. Туристы разбредаются по окрестностям или спускаются на том же подъемнике вниз, а самые отчаянные, вроде нас, пересаживаются на двухместные креслица следующего подъемника, поднимающего под самую вершину Хопка. Нас охватил некий энтузиазм, и мы тоже поехали вверх. Комфорта на этих хлипких конструкциях из труб и дощечек никакого, открытость всем ветрам и осадкам полная, но зато порция адреналина гарантирована, особенно для новичков. Внизу под ногами проплывают поросшие сосновым стлаником склоны, появляются все чаще проплешины и голые скалы. И вот конечная станция «Конски Грун», окруженная полуголыми скалами и камнями. Вид отсюда еще более великолепный, но тут уже довольно прохладно и ветерок почти никогда не прекращается. Выложенная камнями довольно широкая тропа круто поднимается вверх на вершину, по ней и устремляются приехавшие туристы.
Высота этой второй в Низких Татрах вершины 2024 м (станция подъемника 1829 м), а сама вершинка призывно зовет вас совершить это маленькое восхождение. Мы, конечно, не устояли, хотя и поколебались: а не много ли для первого дня после такой ночи? Но охота пуще неволи, я переоделся в новые кроссовки, и мы пошли вперед, на «штурм». Моя подруга вовсю орудует фотоаппаратом, условия для съемки отличные, воздух чист и прозрачен, а виды захватывают. Каменная тропа серпантином поднимается вверх, начинаешь чувствовать сердце и дыхание. Но все идут: и стар, и млад. Многие, как и мы, без особого снаряжения и в цивильной одежде. Метров через 50 вверху тропа выходит к обрыву, слева за поваленными столбиками ограждения – живописная пропасть с остатками снега! Еще пару десятков метров вверх, и мы попали на небольшую седловинку, за которой уже виден южный склон Хопка. Справа возвышается неожиданно большое для таких мест здание метеостанции с многочисленными антеннами. Чуть левее, уже на южном склоне, на небольшой площадке «Каменна Хата» - ресторанчик с открытой террасой, окруженный толпой туристов. Еще левее и дальше – высокий холм в виде живописной груды камней, это и есть вершина Хопка. К ней ведет все та же выложенная плоскими камнями тропа, на которой кто-то заботливо нарисовал желтые стрелки и оставшиеся до вершины метры пути. Подъем здесь круче и немного опаснее из-за нагромождения камней. Но справившись с сердцебиением и уставшими мышцами, мы еще минут через 20 достигли этой первой в нашем путешествии вершины! Легкий восторг охватывает здесь всякого, кто сюда попал: и опытных туристов, и «чайников». Это и от необыкновенной красоты того, что вокруг, и от свистящего ветра, и просто от удовольствия, что ты чего-то достиг.
Кроме таблички и столбика на вершине установлен плоский медный щит с нанесенными на нем направлениями и частями света. Очень быстро находишь окружающие города и веси, а также и далекие, но известные места, в том числе Москву, Ленинград и даже
Сидней. Поснимали немного окружающие панорамы и вспомнили, что подъемники выключают где-то в 16:30. Времени оставалось немного, и мы устремились вниз. С седловинки было видно, что очередная порция туристов начала спуск (этот подъемник запускают на несколько минут с интервалами в час). Мы ускорили шаг, почти бегом понеслись по каменной тропе, и в числе последних успели-таки сесть в кресло. Спуск позволил еще раз взглянуть сверху на всю эту красоту, где нам предстояло пожить и попутешествовать еще несколько дней.
В завершение нашего приключения мы забрались в дальнюю комнатку ресторанчика «Хата Заградки» и отведали кое-чего из блюд словацкой кухни. Мне понравилась полевка (густой суп) из капусты с копченостями, а подруге принесли нечто невообразимое: чесночный суп-пюре внутри большого хлебного каравая. Вкусно и необычно, хотя показалось немного дорого.
Пешая прогулка вверх по серпантину до отеля завершила этот день: мы замертво свалились в постели, едва найдя силы для душа.
Телевизор
Это излишество цивилизации в нашем номере вещало на двух словацких каналах, одном чешском и польском. На четвертой кнопке оказался украинский канал «Фiльм», на котором, в основном, шли старые советские фильмы и забытые телесериалы. Некоторые были дублированы на украинском, но большинство шли по-русски. Однако набор лент был явно плохого качества: создалось впечатление, что хозяева канала скупили по дешевке всякий хлам, который создавали в прошлом «мастера» застойных и раннеперестроечных времен. Из всего немногого, что мы иногда пытались смотреть, запомнились пару серий эпопеи о Наполеоне Бонапарте. Иногда удавалось посмотреть сводки погоды и новости на польском и словацком, но со слуха тараторки-дикторы были малопонятны.
Автобус в Микулаш
Как мы решили заранее, понедельник должен был стать для нас днем вынужденного шоппинга: для нормальной жизни у меня еще многого недоставало. Решили поехать в Липтовский Микулаш. Утром после завтрака узнали на рецепции расписание автобуса, и пришли на остановку минут за 5, автобус уже стоял. Вообще пунктуальность всего общественного транспорта в Словакии нас приятно поражала. В отличие от наблюдений mi-alex, мы ни разу не сталкивались с каким-либо заметным опозданием автобусов даже на промежуточных остановках, а уж на конечных станциях все было минута в минуту. Процедура покупки билетов у водителя занимает какое-то время, но не связана с ажиотажем и толкучкой, как у нас. Вообще спокойный темп жизни и порядок в этой стране нам понравился и даже вызвал некое чувство зависти.
Вместительный и довольно комфортабельный автобус провез нас по серпантинам по всей Демановской долине, собирая по пути всех желающих, однако до самого Микулаша так и не заполнился до конца. Лето.
В Липтовском Микулаше
Перед поездкой мы прочитали небогатую информацию об этом городке в путеводителе. Полезного почерпнули немного, но все же надеялись найти описанный там супермаркет по небольшой карте. Автобус проехал через часть городка, и кое-что удалось увидеть прямо из окна. От автостанции мы двинулись пешком в сторону центра, прошли по небольшой городской улочке до первой попавшейся площади, далее по скверу мимо местной мэрии и.. тут меня подвело умение ориентироваться. Я не сообразил, куда идти дальше, а спрашивать дорогу не хотелось. К тому же моя подруга почему-то очень настаивала на поисках городского информационного центра, о котором мы читали, и где она мечтала пообщаться по-английски. Мы немного покружили и пошли просто в направлении предполагаемого центра города. Настроение у меня почему-то испортилось, и попадающиеся по пути маленькие магазинчики и лавочки покупательского энтузиазма не вызывали. Но пришлось взять себя в руки: для начала разменяли немного долларов для предстоящих покупок (курс здесь получше, чем в Ясне) и зашли в боковую дверь какого-то торгового центра. Сначала шоппинг явно не получался. В спортивной секции мне натаскали в примерочную массу вещей, но мне все не нравилось или не подходило, и мы чуть было не ушли ни с чем и в плохом настроении. Но тут увидели эскалатор на 2-й этаж, а там сразу попали в секцию распродаж всякой всячины по дешевке. Хотя моя спутница и не любитель подобной экономии, желание наконец одеть меня взяло вверх, и мы присоединились к толпе желающих что-либо для себя найти в куче всяких вещей на полках и в ящиках. Тут все было как на наших распродажах: много народу, мало порядка, но полная демократия в выборе - «не хочешь, не бери». Продавщица у кассы никак не реагировала на то, что происходит в зале. Тем не менее, корзинка вскоре наполнилась: к симпатичным туристским брюкам-трансформерам (отстегнешь брючины на молнии – получаются шорты) прибавилась парадная футболка, носки и трусы. Заплатив за все это богатство около 300 крон, мы довольные ушли восвояси. Тут же, напротив, через улицу зашли еще в один спортивный магазин и купили легкую, но теплую курточку для гор, пожалуй, самую красивую и дорогую вещь из всего, что мне удалось приобрести. Но уж очень она нам понравилась, и почти 2000 крон было совсем не жалко.
Настроение улучшилось, и мы решили перейти к более приятным, чем вынужденный шоппинг занятиям - посмотреть город и погулять.
Информационный центр.
Это детище словацкого туристического сервиса мы увидели на залитой солнцем центральной площади Микулаша, найти его помогла вывеска с большой латинской буквой i. В небольшом помещении, уставленном стендами с разной информацией, всякими картами и буклетами, народу было немного. Приветливая девушка действительно говорила по-английски. На нашу просьбу подсказать оптимальный маршрут до Высоких Татр она тут же распечатала из компьютера информацию о всех автобусных маршрутах, не советуя нам связываться в этом случае с железной дорогой. Я вспомнил фразу из отчета mi-alex о том, что Татранские железные дороги не связаны с основной частью страны, там нужно пересаживаться на местные поезда, а это для иностранцев чревато неожиданностями. На наш вопрос о возможности аренды автомобиля тоже был дан исчерпывающий ответ. Красавица распечатала нам адреса прокатов авто и даже позвонила в один из них, чтобы выяснить, поймут ли нас по-русски или по-английски, подарила несколько буклетов о Микулаше и окрестностях на русском.
В общем, мы остались очень довольны этим заведением и оце