Когда начинаю вспоминать
Италию, то вспоминается не нечто конкретное, а состояние бесконечного счастья, потрясение безумной красотой и полное неверие в реальность происходящего.
Италия была хрустальной мечтой моего, ничем не примечательного, детства, поэтому, когда появилась первая возможность рвануть в Европу вопрос, *куда?* не возникал. Даже в самолете не могла поверить, что скоро увижу Везувий, Помпеи, собор св.Петра в Ватикане, виллу Джона Траволты на Капри, вечный
Рим и романтическую
Венецию. Не могла поверить и боялась, ужасно боялась!... Боялась разочароваться в мечте... Мне говорили, что в Италии грязно, а в Венеции воняет канализацией…
Но все мои страхи оказались напрасны, Италия не только оправдала мои ожидания, но и превзошла их. В первый же день, стоя на балкончике гостиницы, в маленьком городке Сьютаделла, мне стало страшновато. Я верю, что в жизни все уравновешенно, если сейчас чуть больше, то завтра будет чуть меньше, если сейчас очень весело, то скорей всего завтра придется погрустить, а тут столько счастья в одни руки! крышу уносит в небо! По всем приметам, утро следующего дня не должно было наступить, а вместо него должен был наступить конец света, но рассвет все же пришел, а за ним еще и еще и несли они:
Трогательную
ВЕРОНУ, где все почему-то бегут смотреть домик Джульетты что, в общем-то, мне показалось достаточно удивительным, если принять во внимание, что Джульетта персонаж вымышленный. Ну, кому придет в голову, ехать в город Грязнопупинск на родину Колобка, чтобы осмотреть место гибели героя?!. Последнюю романтику данной туристической Мекки разрушила бутылка отбеливателя *Ace*, стоявшая на подоконнике. Сразу начинаешь задумываться... А может Ромео во всей этой печальной повести и не при делах, это тетя Ася так Джульетку достала (а эта тетя запросто может, роль ее в данной истории осталась невыясненной). А на символе Вероны, собственно балкончике, стояла огромная, толстая бабища, наверно это Джульетта, жива-невредима, со своим любимым, - «…честным пирком да за свадебку», и стали они жить поживать и добра наживать, вот ее и раздуло от счастья, а врун-Шекспир присочинил для красного словца.
Но и кроме осмотра чудо-балкончика, в Вероне есть что посмотреть, это по настоящему красивый город, музей под открытым небом! сворачиваешь на улочку, а тебе открывается потрясающая площадь, невероятный домик, и т.п. Еще есть замок над рекой, прямо как из фильмов, когда смотришь на бурный поток с моста замка, невольно представляешь юную феодалку, грустно машущую платочком в след благоверному, отправляющемуся на очередной ристалищный подвиг, с робкой надеждой, что вернется он не скоро, а юный, белокурый соседушка Антонио уже изготовил копию ключика от пояска.
Романтическую ВЕНЕЦИЮ. Враки это все, что в Венеции воняет канализацией. Венеция прекрасна! Дворец Дожей и Мост вздохов (почему мост вздохов?, да потому что, ведет из дворца, где выносился приговор, в тюрьму, так что, проходя по нему осужденный мог, последний раз взглянуть на волшебный город, на голубое небо, вздохнуть и...).
Прогулка на гондолах по узеньким боковым каналам способна растопить сердце и растопить душу. Обычные вещи еще больше подчеркивают необычность Венеции, например обычные дорожные знаки * стоп! *, *уступи дорогу * и т.д., болтающиеся среди каналов. Вместо машин катерочки, на частных парковках у крылечек домов. А сами крылечки, обычные со ступенечками, все как у людей. Только уводят эти ступенечки в бодрящую глубь канала. Но как мне кажется, именно эта * обычность * и таит в себе опасность для иногородних граждан, вот вы только представьте: выходит житель
Флоренции, слегка навеселе, из дома гостеприимного венецианца, сбегает с крыльца и-и-и буль! даже можно сказать БУ-У-УЛЬ-БУ-ль! Так что товарищ, иногородний. Будь внимательней! Бди!
Заключительный аккорд по Венеции - тема важная, насущная и животрепещущая - туалеты(!). В Венеции очень дорогие (раза в два дороже, чем в остальной Италии), - возникла версия, что там наверно унитазы с унитазьерами. Такую аттракцию мы пропустить не могли, жуть как интересно узнать, чем отличается гондольер от унитазьера, так что, отстояв очередь, выдержав маленькую баталию у входа и лишившись пуговиц на одежде, мы все-таки прорвались в святилище фаянсового друга, но никаких унитазьеров там не оказалось ...Аферюги! за что деньги дерут?...
Вечный РИМ. Рим он и есть Рим - вечный город. Ватикан, собор святого Петра, самый большой в мире, такой большой, что мне он показался больше похожим на вокзал, чем на храм, но, безусловно, очень красив и впечатляющ. Кстати, видели там душку Леонардо де Каприо. Разумеется, жутко хотелось подойти и потискать самую плавучую невидаль Америки, но там стояли его ангелы-хранители с рожами и комплекцией чудовищ Франкенштейна, так что от такой затеи пришлось, увы, отказаться.
Еще одно чудо рукотворное -
Сикстинская капелла, просто завораживает. Комната Станса Рафаэля, люди ступают на порог и останавливаются в ступоре на несколько секунд затаив дыхание от эстетического шока, от этого в комнате стоит звенящая тишина, которая вдруг прорезается звонком мобильника. На всю комнату разносится громогласный мат: «Ну еть-пыть тебя за лапы, братан! Ты мне, когда уже эту ля-ля-ля факсанешь?!». Карикатурный браток (на дворе 1998 год) чиста – канкретна-а дела решает! Н-да! Ласкает слух на чужбине ридна мова!
А еще около Рима есть Вилла Д'эсте и вилла Георгиана. Красота! Вилла Д'Эсте с садами Тиволи место, в Италии очень раскрученное, поэтому приходить туда лучше перед закрытием - туристов меньше, и можно в уединении насладиться шелестом гравия под ногами в тенистых аллеях и шпинделяющими в лучах заходящего солнца фонтанами всех видов и размеров. А фонтаны эти просто удивительные, громадные, ревущие или маленькие, но составляющие целую аллею. Вилла Георгиана место настолько же красивое, но гораздо менее раскрученное и поэтому еще более привлекательное.
Кстати говорят, что именно в Риме с Императором Нероном случилась пренеприятнейшая история. Когда он пошел омыть свои чресла в священной реке Тибр (кстати, сейчас это пересохшая мелкая река), то, выйдя из реки, не обнаружил своих прекрасных доспехов и очень расстроился. История эта до сих пор живет в умах людей простым словом - «стибрили». Хорошо, что это было не в
Пизе.
НЕАПОЛЬ. Вот здесь я и увидела Италию, так, как мы ее себе представляем по фильмам с Софи Лорен. И итальянцев, как из фильма *Приключения итальянцев в
России* - средиземноморский тип - черненькие, носатые, кудрявые. В остальной Италии они почему-то на южан совсем не похожи и потрясающе красивы: высокие блондины и блондинки, элегантно одетые, бродят по улицам и постоянно отвлекают внимание от осмотра достопримечательностей. Может благодаря тому, что в Неаполе их концентрация несколько снижена, удалось разглядеть, что Неаполь город очень красивый, хотя после остальной Италии заметно, что не очень чистый.
Но зато здесь нас подстерегал другой соблазн. Неаполитанские кондитерские. Сколько видов всяких вкусностей вида жутко-соблазнительного пропитанных кремами на лемончело - итальянский лимонный ликер, которым особенно славиться Неаполь и Капри. Кстати посещение неаполитанских кондитерских лучшее средство для похудания. Если каждое утро вы будете приходить в данную обитель чревоугодия, садиться в уголок и смотреть, как посетители поглощают творения кондитеров - кудесников, вы ежедневно будете усыхать от зависти на два кило. А я так была очарована искусством чудо-искусителей, что перла через границу, в свою, в общем-то и без того не голодающую страну, среди прочих сувениров, огромный торт-корзинку наполненную ликеровым кремом и увенчанную лесной (да-да именно лесной, а не какой-нибудь тепличной) земляникой. Но зато, аромат лесной поляны в солнечный день, витающий в самолете, хоть как-то скрасил мое огорчение по поводу собственного идиотского вида оголодавшей гражданки. Вот такая долче-вита неополитана.
ПОМПЕИ. Древний город погребенный под лавой, вырвавшейся из кратера, при извержении Везувия. Благодаря тому, что город был, буквально, весь покрыт лавой, на стенах хорошо сохранились фрески, причем весьма фривольного содержания. Ох, и шалуны были эти лица помпейской национальности. Так же хорошо сохранились дорожные указатели в форме члеников, изображения весьма схематичны, похожие на подростковую наскальную живопись в подъездах, но достаточно доходчиво указывают они на дома, в которых жили-поживали и ласково клиентов встречали девицы не очень тяжелого поведения, у помпейцев эти заведения назывались лупонарии. Почему? (Фу как вам не стыдно? Вы что подумали?). Ведь девушки бродили вокруг дома в поисках клиентов и, чтобы их в вечерней мгле не спутали с девушками тяжелого поведения, тихонько подвывали, как волчицы (лупа – « lupus » - значит волчица, хотя если все это представить больше похоже на кошмар! Просто фильм ужасов. Вой?!). Кроме дорожных указателей данное заведение можно найти и по колее от колесниц, тысячи колесниц проехавших по мощеной улице оставили на камнях следы, причем самые глубокие, ведут именно к лупонарию. Так что будете искать, не заблудитесь!
Заметили там очередь в закуток, народ толпился, а выскакивали из закутка юные впечатлительные дамы с чувством изумления и стыдливым румянцем на щечках, воскликнув, ах!, закатывали глаза и прибывали в состоянии крайне неуравновешенном. Протиснулись и мы глянуть, что там за диво дивное - оказалось небольшая скульптурка с громадным писюном. Изделие античное и во времена оные служило для самостоятельного пользования. В общем, большие затейники были эти помпейцы!
КАПРИ. Примерно час на кораблике от Неаполя. Капри славится прекрасным лимоном - лимончело, морепродуктами, виллой Джона Траволты, памятником Ленину, виллой Горького и голубым гротом. Вообще, Горького легко понять. Хорошо это, сидя на вилле, на Капри, помогать партии трудовиков заботиться об улучшении благосостояния, угнетённого царизьмой народа. Мы персоны достаточно аполитичные и виллы кой-кого, а также памятники вождям мирового пролетариата нас интересуют мало. Лобстеры и голубой грот, а также роскошная панорама, открывающаяся с острова на море, нереально ультрамаринового цвета, интересовали нас гораздо больше. Но тут мы столкнулись с проблемой. Пока мы плыли, нас за этот час так укачало, что нам было уже не до морских чудовищ, мы боролись с чудовищной морской болезнью. Пришлось релаксироваться на паперти у центральной церкви мороженным, а оно, кстати, в Италии преотличное! А в голубой грот мы, увы, не попали, море было не спокойное, а в такую погоду грот закрыт.
Еще в Италии есть совершенно удивительный город Сиена с потрясающим храмом в центре города и расходящимся от него древними улочками, чарующая своей атмосферой и ...колбасными лавками, обозначенными закрепленными над дверью кабаньими головами. В витринах висят огромные кабаньи окорока, а запах в лавках просто потрясающий, смесь аромата сухих белых грибов, стоящих в больших мешках (типа как из-под картошки), свежего хлеба с запеченными внутри маленькими кусочками твердой пастрамы и очень твердого сыра и собственно самих вяленых окороков.
Ах! Вот спустя три года при слове Италия у меня первое, что всплывает в памяти это именно этот божественный аромат, обидно конечно! Стыдно признать, что я никакой не эстет с интеллигентной жилкой, а просто обжора! зато честно!
Кроме всего описанного выше Италия - это роскошный
Милан с кафедральным собором и театром Ла-Скала, Флоренция (думаю, один из самых красивых городов Италии) с галереей Уфицци (входящей в пятерку лучших храмов искусства), и галереей Питти (которая лично мне понравилась гораздо больше, чем Уфицци), там сохранена обстановка и внутренний декор стен и потолков, а так же Пиза, Сан-Оденемьино и многие другие. Мне показалось, что стоит только выйти из машины в любом городе, городке, селе, деревушке и сделать кружок пешочком по данному населенному пункту и у вас появятся все основания сказать о нем *восхитительно *, * потрясающе * и т.п. Пафосно, конечно, зато, правда.
И еще маленький совет – Италию лучше познавать с севера на юг. Север гораздо чище и первое впечатление, обычно являющееся в таком деле решающим, будет более благоприятным, а вот градус красоты будет все время повышаться, так что каждая новая точка на пути вашего продвижения к югу будет удивлять и восторгать вновь и вновь.
Общее впечатление
Солнечная Италия показалась мне похожа на юную леди – трепетна, светла, слегка небрежна, слегка истерична, прекрасна и изменчива.
Вот она, вроде вся на виду, открытая каждому (Старый свет, Европа...) и совершенно непостижима и таинственна. Так что, * девушка моей мечты*, оказалась первой любовью, а первая любовь, как известно незабываема и совершенно особенна…