Эпизод 1. Мюнхенский U/S- Bahn.
Приютом моим в Мюнхене стал четырехзвездочный PARK INN, расположившийся рядом со станцией наземного метро (S- Bahn) и посему очень удобный для транзитных авиапассажиров в первую очередь. Но и нам он для пары ночлегов был достаточно хорош. Косвенным признаком приличного сервиса были когорты японских туристов) Выкроив целый день для «свободной туристской охоты», начал с освоения довольно сложной и непривычной схемы мюнхенского метро. Настроен я был серьезно, потому что в предыдущий день наши коллеги-туристы с разными приключениями уже поблуждали по лабиринтам этого «хитрого» транспорта. Посему, заранее решил купить суточный «Тагескарт» за 5.6 евро (очень удобно для активного автономного туриста, неограченно можно ездить любым городским транспортом в пределах 1- 4 городского кольца ). Желтые автоматы по продаже билетов на каждой платформе гнедяться попарно. Воссоздав в памяти когда то изученный deutsch, с помощью местной «фройлян» и доступной иконографики стал правильным пассажиром мюнхенского метро. Платформы S- Bahn без художественных затей и изысков, инфотабло, навесы, скамейки…А вот сам метропоезд-электричка это уже XXI век!Удобные стильные сидения, инфотабло, индивидуальное открытие дверей… Т.е. эргономика тут торжествует. Справедливости ради скажу, что на линиях подземки U2, U3 несколько раз попадал в более ранние версии поездов, да ещё и «часы пик». Сразу повеяло Родиной.Ну, а уже разобравшись в системе узловых пересадочных станций (типа Мариенплатц), понимаешь глубину немецкого «орднунга» в действии. Находишь на табло свою ветку S –Bahn или U –Bahn и конечную станцию ( т.е. направление движения), время до ближайшего подходящего поезда и точно по расписанию подкатывает состав. Крррасота! Интервалы бывают иногда до 20 минут. А успеть за день надо многое, план на день был обширен: Музейный остров на реке Изар, Немецкий музей (Deutsches Museum) там же, Олимпийский парк + панорама Мюнхена с высоты Олимпийской башни (190м!), повторно, уже без спешки музейный квартал, Главный вокзал (дабы сравнить его и с Пражским), Одеонплатц, конечно же подгадать к 17-00 на представление кукол-фигурок на Ратуше (Мариенплатц), разглядеть колоритные бронзовые фигуры кабана (пострадал видимо от ретивых туристов - отломана нога) и сома у Музея охоты, вальяжно походить по центру города, подбирая точки для фотоохоты.
И, ритуально, для глубокого восприятия баварского духа отужинать в «Хофбройхаузе» с фирменным пивом НВ и баварскими белыми сосисками и брецелем.
И, благодаря немецкому метро, путеводителю, тлеющим остаткам ранее изученного немецкого и крепкому туристическому оптимизму всё удалось!
Эпизод 2. Немецкий музей, как зеркало истории мореплаванья.
С самого утра погулял по набережной реки Изар, даже монетку не забыл в неё бросить по традиции. Интересное здание на берегу оказалось действующим народным бассейном, активно посещаемым немцами. Утро было хмурым и массивное серое Немецкого музея смотрелось как фортификационный монумент. Заранее прочитав о его необъятной экспозиции (55 000 кв. м. !), сузил задачу до реально выполнимой. Только основное здание, и только отдельные разделы.
Хотя жаль, было бы время, с интересом посмотрел бы и филиал «Центр средств передвижения» с разным городским транспортом в исторической версии, расположенный отдельно, а особенно Flugwert Schleißheim (авиамузей на старом аэродроме в пригороде Мюнхена). Ну, может еще и сложится
«Ну вот мы и Хопре», сказал я про себя знаменитый рекламный слоган 90-х, стоя у входа в Немецкий музей. 8.5 Е за билет, рядом в инфоцентре можно и нужно взять план музея на русском, описания в музее только - немецкий/английский, и вперёд! Меня, как давнего выпускника ленинградской «Корабелки», в первую очередь интересовал раздел «Мореплавание». Встречал зал полноразмерной шхуной, занявшей по вертикали три этажа.
Рядом, на стендах скурпулёзно выполненные с мельчайшими деталями модели от яхт до величественных четырехмачтовых парусников. Впечатляет работа судомоделистов. Разглядываешь миниатюрные детали такелажа и рангоута, и гриновские мысли о море уже рядом)
Почти «адмиральский» паровой катер «Натали» и небольшой каботажный пароходик, куда можно подняться и увидеть внутренние детали корабля.
Здесь же и великолепная лакированная натуральная гондола и модели чуть ли не первобытных лодок. Роскошные круизные пароходы разных эпох, гордость немецкого торгового и пассажирского флотов. Интересно в коридоре выполнена имитация внутреннего убранства пассажирского парохода в натуральную величину: каюты пассажиров, кубрики экипажа, ходовая рубка. Ниже этажом - гордость «Кригсмарине» -(конечно, миниатюрные) модели военных крейсеров и линкоров, эсминцев, катеров и подлодок I-й и II-й мировых войн. «Бисмарк», «Принц Ойген»… В памяти нашумевшие атлантические сражения, полные драматизма, удачи, умения и слепого случая, и серые пустые волны на месте погибших грозных кораблей. Для меня совершенно необъяснимым оказалась там модель нашей революционной «Авроры». Warum? Захватывающе было рассмотреть в разрезе настоящую малую подводную лодку первой войны 1914 года. Лаконичная простота рубки и центрального поста. Скудное убранство кубрика.
Торпедный боевой отсек, прадедушка ТРК наших атомных подлодок. Подводники, это конечно люди особого склада, аскеты и герои. Есть раздел для корабельных инженеров, гребные винты разного вида, модель (действующая!) гидродинамического бассейна. И, конечно, сердце штурманских приборов – старые гироскопы, когда-то в деталях изученные в институте.
Или вот: торпеда + торпедный аппарат -прадедушки современных.Отдалённо похожие на то, что я в Корабелке изучал)Питерский наш музей ВМФ наверно побогаче на экспонаты и особенно исторические реликвии будет, да и свой он, родной, но и в этих немецких экспонатах так много интересного. Остался очень доволен этим разделом. С сожалением покидаю одну родную стихию, чтобы попасть в другую любимую – авиация и космонавтика.
Эпизод 3.Городской авиамузей по-немецки.
Смежный с парусной эпохой флота зал сразу перескакивает несколько эпох. Сразу же утыкаешься в «реактивное чудо войны»: Ме 163, Ме262, Fau-1. Эта живописная группа летательных аппаратов, которые много крови попортили особенно англичанам, как фантастический кадр фильма о войне. Немецкие авиаконструкторы ушли далеко вперед от своих зарубежных коллег, продолжавших «вылизывать» и совершенствовать винтомоторные самолеты.
А вот и рабочая лошадка «люфтваффе» - Мессершмит 109. Модификаций у самолета, начинавшего военную карьеру еще в 1937 году в Испании, и выпускавшегося тысячами до конца войны, было множество. Для немцев эти самолеты – гордость за свою авиапромышленность тех лет, ну а мне сразу представляются тысячи этих летающих смертей, принесших столько горя в СССР. Диалектика, однако.
Необычно в вертолетной зоне экспозиции было увидеть шарового цвета маленькой открытый, без кабины, вертолётик «Фоккер».Уже в 1942 году(!) немецкий ВМФ имел его на вооружении. Наши камовские, тогда еще неуклюжие вертолётики Ка 8, Ка 10 появились только после войны.
Рядом можно был посмотреть внутреннее устройство более современных непривычных для меня геликоптеров. Вдоль громадной ракеты ФАУ-2 вьётся лестница, увидеть её всю сразу невозможно, рядом еще несколько ракет тех лет, интересно выглядят деревянные крылья на одной из них.
Авиации отвели несколько залов на разных этажах. Тут были и довоенный двухмоторный «Юнкерс» в гофрированной алюминиевой обшивке, внутри очень простецкий. И «Боинг 707» в разрезе, и авиетки разного вида, а какой- то по виду 60-х годов реактивный самолет, похожий на F 104, но с поворотными двигателями на оконечностях крылах. Наверняка, в филиале музея - Flugwert Schleißheim , много еще и других авиаинтесностей. Авионика на отдельных стендах, хитрые «умные» приборы на стендах, агрегаты летательных аппаратов, натуральный пульт авиадиспетчеров годов 70-х – 80-х – всё это не только посмотреть но и потрогать можно, что-то покрутить. Далее экскурсия прошла не совсем в исторической последовательности: перешел в зал - антресоли, а там - начало авиационной эры. Братья Райт, экзотические махолёты (летали ли они по – настоящему?), гордость довоенной Германии – дирижабли, «Цеппелины», подвесные корзины воздушных шаров. Маленький красный триплан Рихтгофенна, и трудно представить, что этот почти игрушечный самолетик - грозное смертоносное воздушное оружие. Новый скачок по времени.
Космическая экспозиция. В начале раздела забавно смотрится ракетный гоночного вида автомобильчик, колеса со спицами, реактивные двигатели, шофер-авиатор?
Сочетание наших отечественных скафандров СССР и американского «Лунохода», множество натуральных по виду космических аппаратов.
Модели орбитальной станции, всяких прочих космических штук, невольно подумаешь, что Германия - космическая держава, что не совсем так. Время поджимало и с сожалением покидаю любимые разделы.
Еще было интересное действо: громадный действующий макет железнодорожной станции, с множеством разного вида поездов, туннелями, мостами, станциями. Все движется, гудит, светится, минивидеокамеры на поездах в движении. Народ, и взрослые и дети, с восторгом наблюдали за действом. Оптика, интернациональный раздел, который не оставит равнодушным никого. Увидеть себя многократно отраженным- класс!. Действующая модель рубинового лазера, старинные латунные микроскопы. В современном техностиле обустроены разделы биологии, фармацевтики. Внутренний мир человека вообще футуристическая картина. Многие залы со старинными внушительного вида агрегатами, устрашающего вида колесами посмотрел вскользь. Цейтнот, увы.
Эпизод 4. Эпилог.
Ближе к обеду народа в музее заметно прибавилось, семьи с детьми, группы подростков, туристы с рюкзаками активно «работали» с экспонатами. В музее для посетителей предусмотрены и буфеты, и туалеты и возможность отдохнуть. Остается очередной раз пожалеть, что в Отечестве нет подобного многопрофильного музея. Разве что в России профильные питерские морской и московский политехнический, да подмосковные аэродромные. Но подход Немецкого музея - рассказать обо всём ( и особенно о технике) интересно, через игру, движение, это «фишка» именно тут реализовалась. Глядишь и у нас вместо полков маловостребованных юристов, менеджеров неизвестно чего потянулись бы отроки и в инженеры-технократы. А то так и будем пользоваться только импортной техникой
Интересных экскурсий !