Хундертвассер. Это непривычное для русского уха слово возникло мельком в ходе подготовки европейского тура. При изучении заранее купленной карты Вены кроме насыщенного дворцами центра города, в сторонке, справа обнаружился и нужный объект – «Дом Хундертвассера». Несколько упоминаний в отчетах о нём только разожгли моё любопытство. Твердо решил пожертвовать возможностью побродить по залам Бельведера с аудиогидом, ограничившись прекрасным парком, но пару часов отдать этой «чертовщинке» в современном облике Вены. С первым его необычным творением я встретился еще на автобусной экскурсии. Представьте себе яркую блестящую башню с золотистым шаром (оказывается внутри башни - дымовые трубы!) над урбанистическим параллелепипедом, украшенным шахматной неравномерной раскраской, желтыми пятнами около окон, золотистыми шарами по углам. И вся эта архитектурная яркая «конфетка» - мусоросжигательный действующий завод. В любом другом месте это обычно серое производственное здание отвратительного вида. Мудры оказалась венские муниципальные чиновники, отдав его в руки такого неординарного художника, как г-н Ф. Хундертвассер. Теперь это одна из «фишек» нынешней Вены.
На практике, из нескольких насыщенных часов, отведенных жестким графиком тура Вене, утренние несколько часов были отданы организованной, с прекрасным русским гидом экскурсии по центру, внутри Ринга. Очень свежий, с многими интересными фактами подробный рассказ нашего гида дал общее представление об архитектуре, истории габсбургской Вены. Самостоятельно конечно же были более внимательно изучены собор Штефана, Хофбург и прочее великолепие прекрасного города. Но Хундертвассер ждал. В путь. Добраться туда можно и на трамвае, но пеший путь таил прелесть неторопливого познавания Вены. От собора Св. Штефана по Ротентурмштрассе вышел к опорной точке, Дунайскому каналу и по пути разглядывая и фотографируя город, прошел мимо интересного овального здания – Обсерватории Урании. Пройдя несколько кварталов по Марксергассе и пару раз воспользовавшись подсказками аборигенов в обычном жилом квартале увидел этот во многом странный дом. (*)Для пеших туристов: точка Х- Угол улиц Лёвенгассе и Кегельгассе. Переход стены смежного традиционного дома в буйство и вакханалию «абсурдной» плоскости выглядел особенно свежо.
Нет прямым углам и правильным, ровным поверхностям фасадов, арок и даже брусчатке – этот девиз автор видимо поставил во главу своего проекта. Проект и реализация кстати достаточно свежие. Миниперестройка отдельно взятого дома свершилась одновременно с горбачевскими «фокусами» в 1986году. И как ни странно в этот непривычный жилой дом со спорным комфортом жильцы выстроили очередь на право проживания. Зализанная арка дома зрительно сопрягается с неровной мостовой и вычурным фонтаном. Зелень на фасадах и террасах - это заросли кустов и деревьев (!), между зарослей проглядывают окна самых разных размеров, я насчитал с дюжину видов. Сверху выглядывает стильная пара башенок-луковиц: черная и золотая. Прямые линии для мастера душевно неприемлемы. Очень интересно выглядит нарочито грубая волнистая «мозаичная» лента на серой бетонной стене, протянувшаяся через весь периметр. Отдельная «изюминка» - колонны первого этажа: ни одной парной, каждая сама уникальность и совсем несочетаемые по стилям.
Дом – жилой, приватная собственность, что не дает возможность взглянуть вживую на это чудо изнутри. Лишь потом, уже купив буклет, я смог увидеть внутренний интерьер. Нестандартно. Туалет, к примеру, выглядит как творение пьяного плиточника, сооруженный из остатков черной и белой квадратной кафельной плитки с разномастными цементными швами между плитками. Вообще черно-белый колорит, это любимое монохромное сочетание автора.
На первом этаже - небольшое арт-кафе, с интересными мелкими поделками, картинами, керамикой и прочими туристическими штучками. Там неплохой выбор магнитиков - необычных расцветок насекомых и по умеренным ценам. На многочисленных скамейках, на фонтане «релаксируют» тоже часто очень колоритные личности, много и туристов.
Недалеко от дома, метрах в трехстах, расположился еще один артобъект мастера - «Венский дом искусств» (ул. Унтере Вайсгербергштрассе, 13).Чуть менее хулиганистый, в черно – белой в основном гамме фасад смотрится в сравнении с окружающей застройкой тоже свежо и необычно.
Глядя на дом Х., часто проводят параллель с барселонскими гораздо более грандиозными творениями Гауди, но ведь там горячая испанская натура автора и города. А здесь - рациональные австрийцы, венценосная напыщенная Вена, и такой островок буйства и художественной сумасшедшинки. Здорово!
Задорный зелёный кузнечик-магнитик из сувенирного магазинчика в доме забавно примостился на нашей кухне, напоминая о странном художнике с нетривиальным восприятием объемов, плоскостей и фактур и непривычным именем - Фриденсрайх Хундертвассер.