В этой статье позвольте представить новую для россиян регату открытого моря “Roma per Tutti – Roma per Due”, проводимую на средиземном море, в
Италии и готовящемся необычайно интересном событии в этой регате. Дело в том, что впервые в истории российского парусного спорта, в международной гонке открытого моря, проводимой в классе крейсерских яхт, примет участие российский экипаж, состоящий из двух человек. Уникальность готовящегося события обостряется тем, что экипаж семейный и более того – состоит из разных поколений! Олег (отец) и Тимофей (сын) Смирновы, профессиональные яхтсмены, готовятся к участию в этой сложнейшей регате в семейной команде.
Смирновы, разумеется, далеко не впервые на борту гоночной яхты, однако вдвоем, без многочисленной команды, они «гоняются» впервые. Тем не менее, оба настроены спокойно и готовы как к капризам погоды, так и к победам.
«Состав команды не случаен, - утверждает Олег, - я уже давно мечтал пойти в гонку вдвоем с сыном, поскольку кроме всех родственных уз нас объединяет любовь к морю и гонкам. Мы твердо нацелены на победу и уверены, что вдвоем сможем достичь максимально высоких результатов, поскольку понимаем друг друга без слов».
Тимофей говорит о предстоящей гонке практически в унисон Олегу: «Мне интересно ходить в море с отцом. Он сам по себе интересный и неоднозначный человек, и опытный гонщик. И хотя выигрыш, безусловно, важен, мне будет интересно в независимости от результата, поскольку для меня важно просто общение с отцом. У меня, как наверно у всех сыновей, есть какие–то вопросы к отцу и желание что–то донести до него. Море, пожалуй, лучшее место для такого общения. Ну а если нам обоим будет интересно, то мы сделаем все, что бы выиграть!».
Ну что ж посмотрим на то, как развернуться события в гонке!
Немного об истории этой классической по своему характеру, регате.
Одним из создателей этой гонки был известный итальянский яхтсмен Де Грегорио ПАСКУАЛЕ. В этом году в возрасте 70 лет он вновь планирует принять участие в классе «Roma per due» на яхте Beneteau First 45 FS "Monciuria Wind" со своей спутницей в жизни Орианой Убальди. Для справки – в 59 лет он совершил одиночное кругосветное плавание. «У меня нет амбиций на выигрыш, для меня эта гонка – возвращение к истокам. Так же я очень рад быть на борту с Орианой, с которой много раз ходил в море, но ни разу – в гонку».
Кстати говоря, в этом году заявилась еще одна пара. Рулевой Matteo Miceli заявил, что он тоже будет участвовать в гонке в классе 40 с женщиной.
Регата проводится с 1994 года. Первоначально, регата состояла из одной гонки со стартом и финишем у городка Чивитавекья. Яхты участников должны были просто обогнуть правым бортом знаменитый Липари (остров - вулкан в Иолийском архипелаге) и вернуться назад. С 2008 года маршрут несколько изменился. Теперь команды должны обогнуть остров Вентотене по дороге туда и обратно. В программе регаты 2012 года, кроме оффшорной гонки, две гонки по треугольнику.
Регата организована Итальянским клубом “Circolo Nautico Riva di Traiano”.
Время проведения выбрано не случайно. Весной, в самом начале сезона, когда погода и ветра переменчивые, борьба отличается особой драматичностью. Даты регаты в 2012 году - с 16 го по 22 апреля.
Участие в этой регате итальянские гонщики и их немногочисленные зарубежные конкуренты используют, в основном для того, что бы заявить о себе, поскольку к ней особый интерес проявляют СМИ.
Интерес СМИ вызван несколькими причинами. Разумеется, интересен живописный маршрут. К тому же он достаточно протяженный – 535 миль и на нем можно, за несколько суток борьбы, выявить потенциал команд и техническую подготовку яхт. Кроме интересного маршрута, “Roma per Tutti – Roma per Due”, отличается тем, что является, своеобразной товарищеской встречей европейских, в основном итальянских, гонщиков высокого уровня. Практически в домашних условиях гонщики обкатывают свои яхты, команды, апробируют какие – то новшества, наработки в дружеских условиях перед аналогичными, но более именитыми гонками открытого моря. Именно после “Roma per Tutti – Roma per Due” СМИ расставляют акценты и «делают ставки» на тех или иных гонщиков.
“Roma per Tutti – Roma per Due” - это регата, проводимая в двух выделенных классах.
“Roma per Tutti” (можно перевести как «
Рим для всех») – гонки для яхт с полными экипажами в категориях IRC и ORC
“Roma per Due” (“Рим для двоих») – гонки в тех же категориях, IRC и ORC, но только для экипажей состоящих их 2-х гонщиков, в так называемом классе “Doable hands”. То есть, класс “Doable hands” - это обычные гандикапные гонки крейсерских яхт, где соревнуются яхтсмены в командах, в каждой из которых лишь два человека. Собственно именно этот класс и привлекает основное внимание и СМИ и болельщиков. В чем же изюминка, смысл такого вида соревнований?
Дело в том, что в этом классе сочетается почти не сочетаемое. С одной стороны обеспечиваются принятые на море правила безопасности мореплавания, связанные с минимальной численностью экипажа, а с другой стороны участник имеет конкретное «лицо».
Действительно, на борту любого судна в международных водах, должно быть не менее 2-х человек, а если уж по честному, то в переходах более 8 - ми часов, трое! Нахождение же на борту двух, довольно квалифицированных гонщиков – судоводителей, позволяет свести риск потери управляемости яхты, прекращение взаимодействия с другими судами, находящимися в море, к минимуму.
Малочисленная команда при этом, остается персонифицированной, поскольку болельщик легко запоминает своих «героев», почти также как и в экстремальных одиночных плаваниях. Действия команды прозрачны и принимаемые ей решения и их последствия уже нельзя «свалить» на кого-либо.
Следует отметить, что в соревнованиях “Doable hands” на первый план выходят не физическая сноровка (которой из-за малого количества рук в команде совсем немного) а квалификация и слаженность и это также привлекает болельщиков. Здесь очень важны навигаторские способности, знания, стратегические решения команды, ну и, разумеется, их выносливость, а также поддержка береговых штабов.
Технически, возможность следить за действиями команд, за параметрами их движения, обеспечивают специальные устройства, «трекеры». Они устанавливаются на яхты и передают параметры движения каждой яхты в течение всей гонки 24 часа в сутки. Это позволяет наблюдать в on-line за событиями в гонке, которые разворачиваются, как правило, в течение нескольких суток.
Команда Смирновых, готовящаяся принять участие в этой гонке, использует классическую 44 футовую крейсерскую яхту “Alfa”, Elan 431. Это обычная гоночно – круизная яхта. Однако она оснащена современным новым гоночным парусным гардеробом, на ней есть средства спасения off shore - класса, дополнительная электроника (AIS) и некоторые технические дополнения вроде съемного бушприта, двойных проводок некоторых снастей и т.д.
«Основная наша задача при подготовке лодки, говорит Олег Смирнов, - добиться хорошего хода во всем диапазоне ветров. Для этого мы уделим внимание всему комплексу вопросов, которые позволят улучшить ход яхты. Во-первых, важно подготовить подводную часть корпуса. Для этого лодка поставлена в сухой док, на берегу её полируют, наносят специальные покрытия на корпус.
Во-вторых, мы расширяем парусный гардероб, который частично пострадал в предыдущей 600-мильной гонке Rolex Middle Sea Race, где наш ассиметричный спинакер получил повреждения, «несовместимые с его дальнейшей жизнью»!
В-третьих, часть снастей, особенно проводку спинакера, дрифтера, фалов, нужно изменить, для того, что бы нам двоим, было удобно их использовать, не применяя чрезмерные, экстремальные усилия.
Кроме подготовки яхты, мы готовимся сами, как команда: продумываем разные способы постановки – уборки парусов, несение вахт, меню. Готовимся и как специалисты: изучаем климатические закономерности, результаты и треки яхт, полученные в предыдущих гонках.
Как обычно, времени не хватает, но думаю, мы все успеем!».
Давайте посмотрим, как пройдет эта регата, с какими итогами придут яхты участников 535 мильную дистанцию. Позвольте также пожелать удачи и традиционных «7 футов под килем» нашему российскому, семейному экипажу Смирновых