Мадрид – Толедо –
Барселона –
Салоу –
Таррагона (Заметки о самостоятельном путешествии. 9-23 июля 2012 г.)
Подготовительный этап. Выбор в пользу самостоятельного путешествия определялся двумя причинами: во-первых, если брать не
горящий тур в турфирме, выходит значительно дороже (по моему опыту – ровно в 2 раза), во-вторых, мы не любители коллективного отдыха, когда за тебя решают, когда ехать, сколько времени осматривать ту или иную достопримечательность, когда возвращаться. предпочитаем решать это самостоятельно, благо теперь есть Интернет, который значительно облегчает задачу и позволяет получить массу полезной информации.
Итак, двое путешественников (я и моя жена) из Челябинска решили отправится в
Испанию. В качестве мест постоянного проживания выбрали Мадрид (6 ночей) и Салоу (8 ночей). Лететь решили из
Москвы стыковочными рейсами – так выходило значительно дешевле.
Билеты на самолет приобрели в Интернете на сайте anywayanyday. На момент поиска наиболее выгодное предложение оказалось следующим. Туда: Москва – Женева – Мадрид (стыковка 4 часа); обратно: Бар-селона –
Вена – Москва (стыковка 55 минут). В сумме, включая комиссию сайта, – 30087 руб. на двоих.
Из Мадрида в Барселону решили переехать высокоскоростным поездом AVE. Билеты приобрели на сайте испанских железных дорого (Renfe) . Через Интернет приобретать выгоднее, поскольку здесь по-стоянно предлагаются спецтарифы, недоступные в кассах и автоматах. Мы приобрели по тарифу «Estrella» (скидка 40 %) – 164,8 евро на двоих. Кстати сказать, если лететь самолетом, то это будет и гораздо дешевле (порядка 100-105 евро на двоих), и быстрее по времени (1 ч. 25 мин. на самолете против 3 часов на поезде). Наш выбор определялся желанием прокатиться на аналоге «Евростара» и посмотреть Испанию из окна поезда. Забегая вперед, скажу, что смотреть особо нечего. Пейзаж за окном практически до самой Барселоны очень напоминает казахские степи, только верблюдов для полного сходства не хватает. Так что лучше все-таки выбрать самолет.
Отели забронировали на сайте booking. В Мадриде отель «Convencion 4*» (270 евро за двух-местный номер без завтрака, 6 ночей), в Салоу – отель «Tolosa 2*» (628 евро за двухместный номер с завтраком, 8 ночей).
Причем если за
авиабилеты деньги списали с карточки сразу, то отели даже не заблокировали необходимые суммы. За проживание рассчитывались при заселении.
При бронировании отелей на букинге не забудьте сразу вписать имена всех, кто едет с вами. Это понадобится при оформлении визы.
Кстати, я решил подстраховаться и запросил у отелей официального подтверждения бронирования. До «Con-vencion» письмо не дошло. У них были какие-то неполадки с сервером, и электронная почта не доходила. Признаться, это немного напрягло, но оказалось, что для получения испанской визы достаточно простого подтверждения о брони-ровании отелей с букинга. Официальная бумага из отеля необязательна.
Что касается отеля «Tolosa», то он ответил сразу. Но при этом сообщили, что для получения подтверждения на официальном бланке необходимо внести предоплату в размере 10%. Поскольку мы планировали поселиться имен-но в этом отеле, я дал согласие, отель списал средства и выслал скан официального бланка с печатью. Его я приложил к распечатке букинга.
Дальше путь лежал в визовый центр Испании в Екатеринбурге (ул. К. Либкнехта, 22; офис 313). Документы я подавал 13 июня за себя и за жену. Ее присутствия не требовалось. Достаточно было предъявить свидетельство о браке. Аналогично и при получении паспортов. Подача документов прошла предельно быстро. При входе осведоми-лись, визу какой страны я хочу получить (в этом офисе находится сразу несколько визовых центров), дали талончик с номером очереди и инструкцию по раскладке документов. Нужно отметить, что порядок расположения документов, озвученный на сайте и указанный в памятке, отличались. Пришлось перекладывать. Пока это делал, подошла моя очередь.
Сотрудник центра, просмотрев мои документы, предложил кое-что изменить в анкете. Во-первых, указывая, кем выдан паспорт, я написал русскую аббревиатуру – ФМС. Оказалось, что а анкете на визу по-русски ничего писать нельзя. Тут же русские буквы замазали штрихом, и я от руки вписал FMS. Кроме того, указывая страну первого въезда в шенгенскую зону, я написал «SWITZERLAND». Мне предложили от руки дописать и аэропорт прилета – Geneva. На этом собственно все и закончилось. Осталось оплатить в кассе консульский сбор и услуги визового цен-тра. Кроме того, мне предложили дополнительную услугу: с помощью смс информировать о состоянии моей заявки. Стоит это 85 руб. за 3 смс. Я согласился. В итоге за две визы + услуги я заплатил 4651 руб. и провел в визовом центре не более 2-ти минут.
Из подготовительных трат нужно еще назвать оформление стандартной страховки для шенгена с покрытием в 30000 евро. Ее я оформил в компании «СОГАЗ». На двоих это стоило – 856 руб.
Через 12 дней я получил смс-уведомление о том, что документы готовы. Получение паспортов заняло 10 ми-нут.
Перелет Москва – Женева – Мадрид. Билеты и багаж зарегистрировали сразу до Мадрида, получив два по-садочных талона. Оказалось, что этот маршрут очень популярен у наших туристов. Русских в самолете было абсо-лютное большинство. Перелет до Женевы занимает около 4-х часов (разница с Москвой – 2 часа, как и в Испании).
Во время полета кормили обедом, к которому предлагали горячие булочки. Что удивило, так это железные ножи (острые) и вилки, которыми «сервировали стол». Ситуация парадоксальная: в самолет не пускают даже с мани-кюрной пилкой, и тут же на борту раздают всем холодное оружие. В дополнение к традиционным сокам-воде-кофе всем желающим наливали бесплатно коньяк, виски, раздавали баночное пиво. Плюс разносили маленькие шоколадки с надписью по-английски «Спасибо за полет с нами».
О характере полета (высота, скорость, местоположение самолета в реальном времени и пр.) информировали многочисленные мониторы над сиденьями. Очень удобно, кстати.
Паспортный контроль в Женеве прошли быстро. Работали 6 окон, так что на всю процедуру ушло минут пять. Смотрят фотографию, наличие визы и быстро ставят штамп.
Далее вы попадаете в зону получения багажа. Здесь же находится несколько магазинов duty free. Ассорти-мент в основном парфюмерно-косметический. По словам жены, цены в 2 раза ниже наших российских. Чтобы купить товар со скидкой, надо предъявить посадочный талон на рейс, которым вы прилетели. Посадочный талон на следую-щий рейс (в нашем случай до Мадрида) почему-то в этой зоне не принимается.
Из зала получения багажа вы выходите в зал регистрации. Он очень небольшой, и в нем довольно тесновато. Это, кстати, формирует обманчивое впечатление о женевском аэропорте. Кажется, что он такой же маленький. По-скольку нам регистрироваться было не надо, сразу поднялись на второй этаж. Здесь тоже есть магазины (не duty free). Их основной ассортимент – швейцарские часы (цены очень приемлемые) и шоколад.
На втором этаже зона паспортного контроля и предполетного досмотра. Точнее говоря, их две. В чем разни-ца, я, честно сказать, так и не понял. Вообще, информационное сопровождение в женевском аэропорту явно хромает. Например, в зале регистрации работало только одно табло. Перед зонами паспортного контроля и досмотра вообще ничего не работало. В зале отлета информация выводится на несколько маленьких табло, расположенных достаточно далеко друг от друга. Правда, там есть голосовые объявления, но, учитывая акустику и то, что главные языки здесь все же немецкий и французский, хотя на английском сообщения тоже дублируют, надеяться на них особо не стоит. Однако наши 4 стыковочных часа позволяли не волноваться и не спеша во всем разобраться.
Вернемся к предполетному досмотру. Не найдя наглядной информации, мы просто подошли к зоне, распо-ложенной справа, и показали наши посадочные талоны сотруднику аэропорта. Он и подтвердил, что мы идем пра-вильной дорогой.
При досмотре вещей в шенгенской зоне (по крайней мере, в
Швейцарии и Испании точно) требуется выкла-дывать в отдельный лоток всю электронику – телефон, фото- и видеотехнику, ноутбук, часы и пр. Я забыл выложить планшетник, и, когда сумка проехала через сканер, меня попросили его достать и вновь пропустили (уже отдельно) через аппарат. Но в целом все быстро и без напряга.
Когда входишь в зону вылета, понимаешь, как ошибался насчет размеров аэропорта. В этой части он огро-мен. Причем некоторые гейты представляют собой отдельно стоящие здания, до которых по подземным галереям везут движущиеся дорожки. Мы до своего выхода D-23 ехали около 15 минут.
Обратите внимание на особенности указателей. Мы привыкли, что путь вперед обозначается стрелкой, смот-рящей вверх (↑). А вот в аэропорте Женевы, как и повсюду в Испании, как и в аэропорте Вены «идти вперед» обозна-чено стрелкой, смотрящей вниз (↓). Так что при виде такого знака не ищите лестницу или эскалатор, на нижний этаж. Смело идите вперед.
Перелет Женева – Мадрид занял 2 часа. В полете был предложен легкий обед – что-то вроде мини-пиццы + напитки, кофе + неизменная шоколадка. Коньяк здесь уже не наливали.
При посадке пришлось поволноваться. За 16 км. до аэропорта самолет попал в зону сильной турбулентности. Трясло так, что некоторые пассажиры стали креститься, и если бы не привязные ремни, то реально можно было бы вылететь из кресла. Потом самолет вдруг начал резко заваливаться то на одно крыло, то на другое. Складывалось впечатление, что пилот не попадает в створ ВПП и лихорадочно корректирует курс. Но в итоге сели нормально. Это, пожалуй, единственный неприятный момент полета.
Кстати, при подлете к Мадриду хорошо видно, что в этой части Испании природа бедновата. Кругом «вы-жженная степь». Точнее, это поля, на которых убрали урожай. Но песчано-желтый пейзаж производит достаточно унылое впечатление.
Мадрид. Поскольку рейс был внутриевропейский, прилетели во 2-й терминал. Багаж ждали около 10-ти ми-нут. На выходе никто не поинтересовался, свой ли ты чемодан забрал. Из терминала Т2 в город можно добраться на метро, автобусе, такси. Нам подходил вариант автобуса-экспресса (ярко-желтого цвета, надпись на борту «expres aeropuerto»), поскольку он останавливался чуть ли не у дверей нашего отеля). Автобусную остановку найти очень просто. При выходе из зоны получения багажа с правой стороны увидите стеклянные двери с надписью «taxi». Идите вдоль них, и на одной увидите надпись «taxi. bus». Вам туда. По зебре пересекаете дорогу и выходите на «островок» остановки. Здесь останавливаются бесплатные шаттлы, курсирующие между терминалами (всего терминалов 4), ex-pres aeropuerto и еще какие-то маршруты, идущие в город. Особенно не вникал. На остановке есть расписание от-правления экспресса от терминала Т1. Добавьте к этому несколько минут езды до вашей остановки. Ходят автобусы часто. Интервал минут 10-15. Проезд – 5 евро с человека. Автобус идет до ж/д вокзала «Аточа» через исторический центр – мимо ворот Алькала, фонтана Сибелес (Кибелы), музея Тиссена-Борнемисы. Кстати сказать, уже на третьем терминале автобус набился под завязку, так что в город въехал полнехонек.
Отель «Convencion 4*» (O’Donnell, 53) оказался очень удачно расположен. Буквально за углом от него нахо-дится станция метро «O’Donnell» (кольцевая линия). Рядом автобусная остановка.
В шаговой доступности исторический центр: до ворот Алькала, площади Сибелис, улицы Виа Гранде (аналог питерского Невского или московской Тверской), музея Прадо, площадей Пуэрта дель Соль и Плаза Майор, Площади Испании, королевского дворца, вокзала Аточа, Пуэрто Толедо и пр. можно дойти пешком. На самом деле там все рядом, и если у вас есть 2-3 дня, то необходимости пользо-ваться туристическим экскурсионным автобусом (20 евро с человека за 1 день, 24 евро – 2 дня) нет никакой. Во вся-ком случае мы без особой спешки обошли и осмотрели все достопримечательности, которые он объезжает, и еще много других на соседних улицах, куда автобусу хода нет.
Вернемся к отелю. Заселили в две минуты. Оплатил номер по карточке, и нам вручили 2 электронных ключа и ваучер на 2 бесплатных напитка в баре (пиво или вино на выбор). Этакий презент от отеля за наш приезд.
На свои четыре звезды он в целом тянет. У нас был номер на 7-м этаже. Он достаточно просторный: дву-спальная кровать, большой письменный стол, журнальный столик, 2 кресла, объемный шкаф-купе. В номере – холо-дильник (мини-бара нет), электронный сейф (бесплатно), кондиционер, телевизор (русских каналов нет), фен. Сан-узел большой: ванная с душем, две раковины, бидэ. Ежедневно меняли постельное белье и полотенца, пополняли за-пас банных принадлежностей. Убирали номер качественно. За все, как я уже говорил, 270 евро за 6 ночей.
Завтрак в стоимость не входил. При желании можно было позавтракать в ресторане отеля за 11 евро с человека, что все же дороговато. Да и необходимости в этом не было. Во-первых, рядом с отелем большое количество недорогих кафе. Во-вторых, через дорогу наискосок магазин типа нашей «Пяторочки», а параллельно отелю через две улицы огромный супермаркет. В них цены сопоставимые с нашими, а вино вообще стоит сущие копейки. Холодиль-ник в номере снимал проблему хранения.
К минусам отеля можно отнести платный Интернет. Все же в четырехзвезднике, на мой взгляд, он должен быть бесплатным. В остальном нареканий нет.
Транспортная сеть в Мадриде очень развита, но за исключением метро мы ничем не пользовались. Все досто-примечательности были в шаговой доступности. Проезд в метро – 1,5 евро. Можно купить билет на 10 поездок (метро – автобус) за 12 евро. Им можно пользоваться и вдвоем-втроем: пропустил через турникет и передал следующему. Продаются билеты в автоматах. Их несколько типов: одни принимают кредитные карты и только купюры. Другие не брезгуют и монетами. Если покупаете билет на одну поездку, то в автомате сначала выбираете номер линии, а затем станции, до которой едете. Далее опускаете монеты и получаете билет.
Вагоны метро кондиционированные, чистые, очень удобные. Правда, попрошаек и доморощенных музыкан-тов здесь тоже хватает. Вообще в Мадриде нищих на улицах довольно много. Постоянно попадаются на глаза. Схема линий метро мало чем отличается, например, от московской – все понятно, заблудиться сложно. Единственное, на что стоит обратить внимание, так это на особенность кольцевой линии. Здесь поезда ходят не по кругу, а по полукружи-ям. Один раз мы ехали в поезде, где почему-то не объявляли остановки и не было световых табло. Двери вагонов ав-томатически не открываются: для входа / выхода нужно или нажать большую кнопку на двери, или специальный ры-чаг (зависит от типа вагона).
Связь. Это особый разговор. Изначально мы хотели пользоваться таксофонами, но оказалось, что это «гемо-рно». Во-первых, проблема купить таксофонную карточку. В киосках «мадридпечати» и им подобных их не продают. Салонов связи практически нет. В общем нашли точку продажи лишь в районе Пуэрто дель соль. Это было что-то вроде интернет-кафе, где ко всему продавали и симки, и карты. Объяснили продавцу (благо он понимал по-английски, а это в Испании в общем-то проблема), что нужна карта для звонков в
Россию. Он предложил одну за 5 евро. А вот дальше начались сюрпризы. Оказалось, что привычной магнитной полосы на этой карте нет, и, стало быть, в таксофон ее не вставишь. В испанские таксофоны, как я понял, или вставляют кредитные карты, или бросают монеты. С картой технология звонка иная. В правом верхнем углу напечатан 9-значный номер. Внизу под защитной полосой пин-код. Набираешь 9-значный номер, и тебе на испанском отвечает автоматический коммутатор. Для пере-хода на английский нужно нажать 2. Затем тебе предлагают ввести пин-код. Вводишь. Далее автоответчик предлагает ввести номер абонента. После его введения он сообщает, сколько минут есть в твоем распоряжении, и идет соедине-ние. И так каждый раз. К чему такие сложности, непонятно.
В итоге на следующий день решили купить местную сим-карту. Тот же продавец предложил оператора «Le-bara movil». Сим-карта стоит 5 евро. Для оформления попросил документ. С собой была только ксерокопия первой страницы загранпаспорта. Оказалось, что этого вполне достаточно. С нее сделали копию и зарегистрировали нашу симку. Связь исправно работала по всей Испании. Звонили в Россию ежедневно на 2 номера. В итоге за 13 дней по-тратили на звонки около 10 евро.
Музеи. Начали с Прадо. Пришли к открытию (работает с 10). Очередь в кассу была метров на 200 (от касс до памятника Веласкесу), но поскольку работали 6 окошек, двигалась очень быстро. В итоге простояли минут 12, не больше. Кроме того, есть несколько автоматов, где можно купить билет по кредитной карте. Но, как я понял, очередь в музей бывает только непосредственно перед открытием. Когда, мы вышли из Прадо (около 14 часов), в кассах было пусто. Более того, мы проходили мимо музея в субботу в 12 часов, и опять никакой очереди не было, если не считать нескольких человек и каждого окошка. В субботу, кстати, возле музея работает небольшой базарчик, где за полцены (относительно магазинных) можно купить различные сувениры.
Вход в Прадо стоит 12 евро. В музее у стойки информации можно взять план на русском языке. В книжной лавке на нулевом этаже есть на русском пара книг о музее. А вот аудиогида на русском нет (вообще, наши туристы в Мадриде и его окрестностях все же редкость: за 6 дней мы слышали русскую речь не более 5-6 раз). Начать осмотр можно с нулевого этажа (вход слева от касс за углом) или с первого (вход над кассами).
А вот музей Тиссена-Борнемисы разочаровал. После Прадо там делать нечего, если, конечно, вы не фанат живописи. Вход 9 евро. На втором этаже еще интересно (там средневековые иконы и живопись до XIX века), а пер-вый этаж почти целиком отдан разным Малевичам. Это уже на любителя.
Вход в королевский дворец – 10 евро. Есть аудиогид на русском. По кругу вы пройдете примерно 20 комнат и залов. Красиво. Напоминает дворцы Петербурга.
Слева от дворца – кафедральный собор. Вход формально бесплатный, но перед ним стоит ящик, над которым надпись с просьбой к каждому входящему пожертвовать 1 евро. Внутри можно снимать, никто не мешает (кстати сказать, это касается всех соборов, где мы были: даже если есть официальный запрет на съемку, никто особенно не мешает). Слева от входа в собор есть сувенирная лавка с соответствующим набором товаров – серебряные иконки (до 50 евро), иконки ручной работы в серебряных окладах (27 евро), кольца, крестики (около 5 евро) и пр.
Разочарования. Первым разочаровал мадридский фуникулер. Реклама обещала неповторимые впечатления. На деле оказалось далеко не так. Ближайшая к фуникулеру станция метро «Arguelles». Правда, выйдя из поезда, мы никаких указателей не увидели. Пришлось обращаться к местным жителям. Оказалось, что это рядом. Выйдя из мет-ро, нужно повернуть направо и идти все время прямо до щита-указателя с надписью «TELEFERICO». Это и есть фуникулер. Так что вполне возможно указатели и были, но мы искали надпись «фуникулер, а надо было смотреть «телеферико».
Работает эта штука с 12.00. Касса и «станция отправления» слева от указателя немного в глубине парка. Би-лет на двоих «туда и обратно» – 11 евро. Сразу скажу, овчинка выделки стоит, особенно если вы катались на канат-ной дороге где-нибудь в
Геленджике или
Кисловодске. Никакого шикарного вида нет. С одной стороны вы увидите королевский дворец с Кафедральным собором за ним, а с другой - новостройки Мадрида. Кабинка движется практи-чески над крышами домов, так что хорошей панорамы не вырисовывается. К тому же сам маршрут очень короткий - всего несколько минут в одну сторону. На «конечной» тоже делать нечего. Это холм, заросший соснами. Правда где-то недалеко есть аттракционы (из кабинки мы видели американскую горку), но поскольку у нас впереди был «Порт Авентура», то это нас не вдохновило. Так что, постояв несколько минут на холме, мы отправились назад.
От фуникулера минут за 20 можно дойти по площади Испании со знаменитым памятником Сервантесу и его литературным героям – Дон Кихоту и Санче Панса (указатели есть). Оттуда, как в сказке, пойдешь налево – выйдешь к королевскому дворцу (минут за 15), пойдешь направо – выйдешь к разрекламированному египетскому храму Дебод (те же 15 минут).
Дебод – это разочарование № 2. Реклама обещает настоящий египетский храм, подаренный Испании Египтом и привезенный сюда в разобранном виде. Никакой это не храм, а небольшая часовня, представляющая собой простой каменный прямоугольник с четырьмя колоннами и двумя каменными воротами а-ля Стоунхендж перед ним. Внутрь вход бесплатный (правда, по часам. С 10 до 14 и с 18 до 20), но смотреть там не на что. На первом этаже несколько маленьких пустых помещений, на втором – макет этого «храма». Но дышать там совершенно нечем: жара, теснота, отсутствие вентиляции и скопление людей делают свое дело.
На стенах в коридорчике напротив входа угадываются остатки рисунков, но рассмотреть что-либо в полу-мраке невозможно. Правда рядом есть стенды, где показано, что было когда-то изображено на стенах. Фотографиро-вать внутри почему-то не разрешают.
И еще одно наблюдение. В стене одного из боковых помещений я видел камень с фрагментами рисунка, но соседние камни были абсолютно ровные, никакого продолжения картинки там не было. Похоже, после перевозки «пазл» собрали небрежно.
Так что особого интереса этот храм не представляет, и специально тратить на него время вряд ли стоит.
Еда. Средняя цена обеда / ужина с напитками (пиво, вино, сок) на двоих в кафе / ресторанчике где-то в рай-оне 30-35 евро. Проблема в том, что в Мадриде мало где дублируют названия блюд на английском языке (про рус-ский смотри выше), и их фотографии тоже не всегда есть, так что процесс выбора превращается в лотерею. Еще есть эконом вариант. Это что-то вроде нашего комплексного обеда. У испанцев он называется MENU. Стоит 10-12 евро на человека. Вам дадут листок с двумя колонками. Соответственно первая – это перечень первых блюд, вторая – вторых. Все, разумеется, на испанском.
Толедо. До Толедо решили ехать автобусом. Во-первых, они ходят гораздо чаще, чем поезда. Во-вторых, ав-товокзал в Толедо находится фактически в историческом центре, тогда как от ж/д станции до него довольно прилич-но.
Автобусы до Толедо отправляются с автовокзала, совмещенного со станцией метро «Plaza Eliptica» (кольце-вая линия). Найти его просто. Сразу при выходе из поезда увидите указатель «bus terminal», далее по нему.
Автовокзал подземный. Выходы к автобусам через гейты, как на самолеты. Билеты можно купить на 2-м и 3-м этажах. Мы приехали в 8 утра. В это время кассы почему-то не работали. Оставались билетные автоматы. Они рас-положены сбоку от касс, и их сразу и не заметишь. Покупка билета предельно проста. На дисплее выбираешь пункт назначения, затем тип билета (туда, туда и обратно) и количество билетов. Далее оплачиваешь. Автомат принимает как купюры (номиналом не выше 20 евро), так и монеты. Билет на одного туда и обратно – 8,96 евро.
Билет действует в течение всего дня. Время отправления и место на нем не указано. На табло в зале есть ин-формация, когда и от какого выхода отправляется автобус. Заходите и занимаете любое свободное место. Автобусы отправляются буквально друг за другом. Долго ждать не придется.
Мы попали на экспресс. Доехали за 45 минут, хотя на сайте компании говорилось о часе. Кстати, когда воз-вращались в Мадрид, то доехали за те же 45 минут.
В Толедо прибыли около 9. Здесь не заблудитесь. Выходите на противоположную сторону вокзала, перехо-дите дорогу и поднимаетесь по лестнице в гору. Перед вами сразу откроются все ориентиры. Город очень красивый (древняя столица Испании, однако), стоит того, чтобы посвятить ему весь день.
Ранний приезд имеет свои плюсы. Толпы туристов подваливают где-то в районе 10-11 часов. Так что мы по-лучили возможность прогуляться по практически безлюдным улицам и спокойно все поснимать.
По городу курсируют туристические двухэтажные автобусы (обзорная экскурсия 8 евро) и туристические па-ровозики (5 евро). И там, и там есть аудиогид на русском языке (наушники дадут вместе с билетом). Билеты продают-ся на площади, в конце которой расположен Макдональд (мимо нее пройти невозможно). У «паровозика» касса вы-полнена в форме паровоза, у автобусов – обыкновенная будка.
Мы выбрали «паровозик», поскольку он уже стоял на посадке. Экскурсия длится около полутора часов. Во время ее делается остановка на смотровой площадке, с которой открывается изумительная панорама города. Здесь мы снова почувствовали преимущества раннего приезда. Мы отправились первым рейсом, и, кроме нас, в вагоне никого не было. Во втором вагоне ехали двое японцев, и все. Так что мы получили хорошую возможность снять на видео всю экскурсию, не боясь, что чья-то голова влезет в кадр. И на смотровой площадке спокойно снимали и фотографи-ровали, не борясь за лучшее место. Уже возвращаясь, встретили другой «паровозик», набитый под завязку. Представ-ляю, какое столпотворение было на смотровой площадке и какая конкуренция за места для съемки.
В Толедо есть военный музей – «Museo del ejercito» (музей армии). Он расположен слева от упомянутой площади. Вход 5 евро. Музей впечатляет размахом экспозиции: несколько этажей и десятки залов, в которых пред-ставлено несметное количество средневековых доспехов, холодное и огнестрельное оружие всех времен, военная форма, ордена и пр. и пр. Несколько залов посвящено военным миниатюрам (солдатики). Если есть интерес ко всему этому, то стоит потратить хотя бы 2-3 часа на осмотр.
Несомненно, главной достопримечательностью Толедо является Кафедральный собор, поражающий как сво-им внешним видом, так и внутренним убранством. Лично на меня он произвел большее впечатление, чем даже Собор святого Петра в Ватикане. От «площади с Макдональдом» до него идти не более 5-ти минут. Через главный вход вы попадете на небольшую огороженную площадку, которая позволит бесплатно оценить масштабы собора. Чтобы ку-пить билет и войти в собор, вам придется его обойти. Вход – 8 евро с человека. Официально внутри собора снимать запрещено (кругом расставлены соответствующие таблички), но на деле снимают все и на фото (в том числе со вспышкой), и на видео. Полиция смотрит на это спокойно. Мы даже смеха ради сфотографировали полицейского, сидящего у таблички с перечеркнутым фотоаппаратом. Он только улыбнулся.
В Толедо огромное количество сувенирных магазинов. Основной ассортимент связан с оружием (в прошлом это мощный центр оружейного производства) – доспехи, всевозможное холодное оружие, фигурки рыцарей, настен-ные украшения геральдической тематики и т. п. Все это очень напоминает Сан-Марино. Другая местная фишка – ручной работы украшения и картины из металла с золотым напылением. Картины очень похожи на флорентийские, но те с серебряные. Разлет цен до двух раз. Так что стоит походить, посмотреть, прежде чем покупать.
Обратно уехали без проблем (примерно, в 8 вечера). У посадочной платформы стояли несколько автобусов до Мадрида, так что очереди не было.
Скоростной поезд. Как я уже писал, в Барселону мы уезжали скоростным поездом AVE с вокзала Аточа. Кстати, сам вокзал тоже является
достопримечательностью Мадрида. Внутри его разбит ботанический сад с огром-ными пальмами и еще какими-то тропическими деревьями. А в искусственном водоеме живут десятки черепах – от маленьких до весьма крупных. Наблюдение за ними – хорошее развлечение в ожидании поезда.
Посадка на поезд такая же, как на самолет. Разве что без паспортного контроля. Но багаж просвечивают весь.
В вагоне 2 ряда удобных мягких кресел с регулируемыми подставками для ног. Проводницы раздают наушники (разъемы для них между сиденьями). Можно смотреть фильм, демонстрирующийся на несколько экранов, или слушать радио (8 станций). Но это развлечение для местных: фильм на испанском (лучше бы клипы поставили), ра-диостанции тоже все испаноязычные. За окном, как я уже писал, унылый степной пейзаж.
Поезд, действительно, развивает скорость до 300 км/ч. Вся информация отражается на табло. Но, благодаря плавности хода, ее совершенно не ощущаешь. Время в пути 3 часа. Прибывает на вокзал Барселона-Санс, откуда мы поехали уже на электричке до Салоу.
Салоу. Билет на электричку (у них это называется «региональный экспресс») до Салоу в автомате не купишь. Очевидно, для renfe это второстепенная станция. Нужно обратиться в кассу местных направлений (local). Окошки местных касс находятся слева, напротив турникетов к платформам 9 и 10. Стоимость проезда – 7,70 евро. При покуп-ке билета туда и обратно скидка не предоставляется.
На стендах в концах зала размещено расписание пригородных поездов. Салоу находится на линии R16.
Проход на платформу через турникет. Далее на эскалаторе вниз. Но туда не торопитесь. Непосредственно в зоне посадки духота страшная. С вентиляцией там явные проблемы. Над платформами висят табло. На них большими буквами указана конечная станция поезда, а бегущей строкой обозначены промежуточные остановки. Важно отме-тить, что точность не самое сильное место испанских железных дорог. Опоздания местных поездов на 20-30 минут – норма. Наш «личный рекорд» – час: именно на столько задержали отправку регионального экспресса из Барселоны. Так что прежде чем сесть в поезд, посмотрите на табло. Вполне возможно, что в ваше время отправляется не ваш поезд, а какой-то из числа опаздывающих.
Ехать до Салоу около полутора часов. В поезде ходят контролеры. Мы ездили в общей сложности 4 раза, би-леты проверяли всегда. Вагоны удобные, с кондиционерами. Вот только не всегда слышно объявление остановок. Но Салоу проехать сложно. С левой стороны по ходу движения вы увидите американские горки «Порта Авентуры» (они доминируют над пейзажем), там же одноименная остановка, следующая (через пару минут) ваша.
В Салоу мы остановились в отеле «Tolosa 2*». От станции до него идти минут 5-7. От отеля до пляжа – не более 10 минут. На свои 2 звезды он вполне тянет. Номер небольшой, но мы собирались в нем только ночевать, так что это не напрягало. В номере двуспальная кровать, прикроватные тумбочки, письменный стол, шифоньер, телеви-зор (русского канала нет). В санузле ванная с душем. Сейф (с ключом) платный: 3 евро в сутки + депозит 10 евро, который возвращают при выселении. Кондиционера нет, вместо него вентилятор. Холодильника и фена тоже нет. Полотенца меняли ежедневно. Постельное за 8 дней 3 раза. Шампунь и мыло в ванную кладут.
Завтрак (с 8.00 до 10.30) хороший. Набор продуктов, как и в любом отеле, каждый день один и тот же, но вы-бор достаточный (мясо, колбаса, выпечка, соки, йогурты, джемы и пр.) чтобы разнообразить меню.
Заявлен бесплатный wi-fi. При заселении нам дали листок с логином и паролем, но во время нашего пребы-вания сигнал был настолько неустойчивым, что воспользоваться Интернетом так и не пришлось.
Из явных минусов отеля следует назвать отвратительную звукоизоляцию. Все шумы вы будете слышать великолепно, в том числе и ночью.
Главное развлечение в Салоу (кроме моря, конечно) – парк «Порт Авентура». До него можно доехать автобу-сами компании «Plana», туристическим паровозиком (3 евро в один конец), а можно и пешком – займет минут 40.
Билет можно купить заранее в кассе автобусов «Plana», расположенной напротив памятника Хайме I. На 1 день – 44 евро, на 2 дня – 54 евро (в кассах самого пар-ка почему-то 64 евро). Но, честно говоря, два дня там делать нечего. Да и вообще в высокий сезон в парк лучше не соваться. На все более или менее интересные аттракционы (кстати, почти все аттракционы парка – это экстремальные и не очень вариации американских горок) очереди на час-полтора. По всему парку разбросаны электронные табло, показывающие, сколько нужно будет ждать, если встать в очередь в данный момент. Ни на один аттракцион меньше 40 минут я не видел. Причем сначала ты стоишь на открытом воздухе под палящим солнцем, а потом заходишь в раз-гороженное «змейкой» помещение без каких-либо признаков вентиляции. Люди стоят настолько плотно, что духота реально напрягает. Да и выйти отсюда, если вдруг передумал, можно только по головам. При нас одна девушка упала в обморок.
Правда, есть возможность избежать очереди. В парке работает касса «Экспресс» (увидите, как только войде-те), в которой можно купить за 24 евро билет, дающий право прохода без очереди по одному разу на каждый аттрак-цион, и за 46 евро безлимитный билет, по которому можно проходить без очереди на любой аттракцион любое коли-чество раз. Вот такой способ дополнительного извлечения прибыли здесь придумали.
Что касается широко разрекламированных тематических зон, то они оформлены крайне примитивно и ника-кой познавательной нагрузки в себе не несут. В каждой зоне свое шоу (расписание можно увидеть на стендах). В ки-тайской мы смотрели шоу мыльных пузырей. Оно проходит в закрытом кондиционированном зале. Само шоу доста-точно интересное. В полинезийской зоне – танцевальное шоу. Красиво, конечно, но на открытой палящему солнце площадке. А вот шоу в зоне «Дикого Запада» (посмотрели два представления) идут на испанском. Причем актеры говорят много, местные смеются и хлопают в ладоши, а вот что делать иностранным туристам, коих там не меньше (а то и больше) непонятно.
Вечером в Салоу можно посмотреть цветомузыкальный фонтан. Шоу очень красивое. Длится 30 минут. На-чало в 22.00. По словам тех, кто видел такое представление в Барселоне, в Салоу оно гораздо интересней.
Как и в любом курортном городе, в Салоу огромное количество сувенирных лавок. Набор товаров стандарт-ный. Как я понял, часть этих торговых точек принадлежит испанцам, а часть – мигрантам (индийцам, неграм и пр.). В первых цены фиксированные и в целом невысокие, а вот во вторых они завышены как минимум в 2 раза, и здесь надо торговаться. Сразу вспоминается турецкий опыт. В такой лавке мы покупали футболки (очень хорошего качества, с красивым необычным рисунком). От начальной цены в 40 евро за штуку опустились до 17 евро, и все были довольны.
В кафе и ресторанчиках почти везде есть меню на русском языке. Во многих из них у входа стоят русскоя-зычные зазывалы. Большой выбор свежайших морепродуктов. Обед или ужин на двоих с напитками в среднем 30-35 евро.
Барселона. Ездили на один день на электричке. Билет «туда и обратно» – 15,4 евро. После покупки его надо закомпостировать. Компостер (небольшой желтый ящик) находится рядом с кассой. Региональный экспресс опоздал на 25 минут. Пришел полнехонек. Альтернативный вариант – поехать автобусом «Plana». Билет в оба конца – 29,9 евро. Дороже, но зато с гарантированным местом.
В Барселоне можно сразу сесть на туристический экскурсионный автобус (его остановка рядом с вокзалом Санс), а можно прогуляться до площади Испании (около 10 минут). Рядом с площадью в здании бывшей арены для корриды находится торгово-развлекательный комплекс. На его крыше смотровая площадка. Подъем на лифте – 1 ев-ро. Дальше можно подняться на эскалаторе к Музею искусства Каталонии (хорошо виден на горе, мы его сначала приняли за Кафедральный собор), а от него к олимпийскому стадиону.
Экскурсионные автобусы в Барселоне принадлежат двум конкурирующим компаниям (Barcelona city tour и Barcelona bus turistic). У первой два маршрута (оранжевый и зеленый), у второй три. Но проходят они по одним и тем же местам, и даже остановки часто расположены рядом. Мы сели в автобус Barcelona city tour. Билет можно купить в автобусе. На один день он стоит 24 евро. Вместе с билетом дают неизменные наушники (есть русский аудиогид), кар-ту города и буклет с купонами на скидки в различных туристических объектах.
Если вы ограничены во времени, то лучше остановиться на оранжевом маршруте. Он проходит по историче-ской части города, и действительно, интересен. Зеленый маршрут, что называется, ни о чем. Он проходит через быв-шую промзону, и смотреть там абсолютно не на что (фабричных труб, притом действующих, мне и в Челябинске хва-тает). Единственное его достоинство в том, что он проходит мимо
парка Гуэль (остановка № 13) и недостроенного собора
Саграда Фамилия (остановка № 11). Но ехать до них от площади Каталонии (точка отправления) около 2-х часов. Если интересует только собор, то лучше до него добраться на метро.
Вход в Саграду – 13 евро (дороже, чем в Прадо), но смотреть там нечего. Честно сказать, и сам собор не про-извел на меня ожидаемого впечатления. После готических соборов Мадрида и Толедо, да и той же Таррагоны этот недостроенный новодел чувства восхищения не вызывает. Но это, конечно, мое субъективное мнение.
Рядом с Саградой много сувенирных лавок, коих в Барселоне в целом не так уж и много. Например, на площади Испании и