Коротенько обо всем.
Место, где я жила.
Деревня
Муйне – это одна улица, которая протянулась вдоль побережья на 18 км. Это рыбацкая деревня, теперь превратилась в курортное место. Но жители не оставили свой основной промысел – ловлю рыбы, креветок, крабов и прочих морских обитателей. В течение дня по берегу ходят вьетнамки с тазиками с живыми деликатесами, предлагают отдыхающим на пляже. Можно выбрать приглянувшихся рыбу, краба или креветку, поторговаться, после этого торговка быстро удаляется, готовит где-то и минут через 20-30 приносит в горячем виде в пакетике. Я как-то решилась выбрать крабов, за 5 штук отдала 12 долларов. Вкусно, конечно, но слишком много отходов. А потом мне стало их жалко, ведь полчаса назад я видела их еще живыми. Так вот, про деревню. Вечером рыбаки отплывают на лодках не очень далеко от берега, ставят сети, а утром вытаскивают улов. И это каждый день. Лодки, к слову сказать, необычные, совершенно круглые, как плошки, старые – плетенные, а новые уже из пластика. Я таких не видела никогда, поразмыслив, решила, что такая форма для того, чтобы лодки не переворачивались даже при сильных волнах. Как поплавок болтаются в море.
Вдоль побережья – множество отелей, через дорогу – жилища местного населения. Почти все здесь занимаются семейным бизнесом, в доме либо магазин, либо ресторанчик, либо цирюльня или автомастерская. Все это на первом плане, дальше идет общая комната, где смотрят ТВ, едят, играют дети, следующая комната – общая спальня, на заднем плане – кухня. Как-то в таком ресторанчике, пройдя вглубь, в туалет, я увидела, в каких условиях хранятся продукты и готовится еда, желание заходить в подобные заведения улетучилось. В дальнейшем, я ужинала либо в ресторане при отеле или в больших ресторанах, да, дороже, но не намного.
К достопримечательностям этой деревни можно отнести красные дюны, водопад и речку, я ее называла «Рыжая речка», так как вода в ней действительно рыжая из-за цвета песка. Место очень живописное. Примерно час бредешь по речке, любуясь причудливыми формами песчаных дюн, растительностью, небом, пением птиц, а в конце пути – водопад, от которого веет прохладой и свежестью, это так приятно в жаркий день. На обратном пути встретились местные мальчишки, которые похвастались своим «уловом» скорпионов! Они их выуживают в воде из-под корней растений.
Население в целом доброжелательное, пока случайно не заходишь на их территорию. Тогда они начинают кричать и выгонять.
Объясняться с ними не сложно. Если кто-то хочет что-то продать, а кто-то хочет что-то купить – они всегда найдут общий язык. Женщины одеты так, что максимально закрыты от солнца. В штанах, рубашках с длинными рукавами, в нитяных перчатках, а на ногах сланцы и носки с одним пальцем. На голове шляпы, лицо закрыто маской. У них в почете люди с белой кожей, это значит, что человек занимается интеллектуальным трудом, значит, богатый. А люди с загорелой кожей – простые работяги, малооплачиваемы.
Все как угорелые носятся на мотобайках, пешеходов вообще не замечают, если вовремя не отскочишь c обочины, снесут и не заметят. В нашей деревне движение еще терпимое, а вот в городах – караул! Поток мотоциклистов несется, все сигналят, хорошо, что кое-где есть светофоры. Вообще, вьетнамцы какие-то неприметные, чирикают на своем языке, как птички, а когда ругаются, язык похож на кошачий крик. На экскурсии нам рассказывали, что вьетнамцы очень суеверны, при решении важных вопросов и проведении важных событий составляют гороскопы. Во всех домах, магазинах, аптеках в первой комнате обустроен маленький алтарь с изображением или фигурками святых, палочками с благовониями, каждое утро туда выкладываются приношения – фрукты, как правило. Вечером хозяева могут их съесть. Школьники – пионеры, носят красный галстук на груди. Как-то я проходила мимо школы, они стояли в строю и отдавали салют.
Пляж и море – просто замечательны! Люблю такие пляжи, ничем не ограниченные. Можно идти хоть два часа по берегу беспрепятственно. 1 апреля был шторм на море, волны бушевали, весь день лил дождь, дул сильный ветер. Казалось, этот дождь никогда не закончится, какой-то он беспросветный был. Настроение упало, тем более что на следующий день у меня была запланирована экскурсия. Но штормило только один день, потом природа успокоилась. Зато после шторма на берегу было столько красивейших ракушек! Мусора, конечно, тоже было предостаточно, кокосовые орехи, пальмовые ветки, и, к сожаленью, было много погибших рыб, морских звезд, крабиков. И пляж был сильно размыт. На пляже всего 8 «грибков» от солнца, приходилось с рассветом занимать место НЕ под солнцем, на открытом солнце долго находиться невозможно, солнце очень активное. Я в первое утро решила прогуляться вдоль берега, гуляла всего минут 30, и этого было достаточно, чтобы обгореть. Остальное врем я «загорала» под грибком. Ожоги мазала соком и маслом алоэ (продается в аптеках).
Вода в море очень теплая, градусов 35. Вдоль берега кокосовые пальмы. Кстати, самый высокий процент смертности местного населения – от попадания кокоса на голову.
Вьетнамцы называют Южно-Китайское море Восточным морем. Не любят они китайцев.
Отель. Canary Beach Resort 3*. Отель мне понравился, территория хоть и небольшая, но очень уютная, ухоженная. Бассейн хороший, с барной стойкой. Рядом симпатичная горка с водопадиком и рыбками. Анимации нет, отдыхающие предоставлены сами себе.
Номер хороший, новые кондиционер, телевизор (канал «
Россия»), холодильник. Убирали, меняли полотенца, мыльные принадлежности каждый день. Каждый день пополняли «чайный столик» - чай, кофе, сахар, бутылочка воды. На балконе 2 кресла и столик, есть освещение. Очень приятно вечером сидеть на балконе, попивая местное вино, любоваться звездами и луной (было полнолуние). Единственно, что немного напрягало – это вой жаб по вечерам. Рядом с главным входом отеля - горка с фонтанчиком и лотосами. Это место нравится не только гостям, но и местным жабам. Вечерами они вылезали на бортики и заводили свои песни. Неприятные, к слову сказать, эти жабы, серо-буро-малиновые, выражение морд злобное, а уж от звуков, которые они издают, мурашки по коже бегут.
Еда. Во
Вьетнаме я поняла, что я не гурман. Приходя в ресторан, я долго изучала меню с экзотическими блюдами из мяса крокодила или страуса и прочих морских и наземных гадов, и, в конце концов, выбирала жареный рис с курицей и овощами. И салат с креветками. Пару раз заказывала тунца. Бывают старые коровы, мне, видимо, попадался старый тунец. Невкусно. Еще раз решила отведать угря на гриле – гадость несусветная. Возможно, мне не везло с выбором ресторана или шеф-повар был не в духе. В итоге, я питалась жареным рисом с овощами – это было вкусно, и экзотическими фруктами. Драконье сердце, глаза Дракона, манго, мангостин, бананы.
Завтрак в отеле был очень разнообразным. Большой выбор горячих блюд и обычных и национальных, несколько видов напитков холодных и горячих. Каши, супчики, омлет, выпечка, свежие овощи и фрукты.
Экскурсии. Я купила 2 экскурсии – на гору Таку к самой большой фигуре лежащего Будды и в город Далат. На всех экскурсиях дорога занимает много времени. Первая экскурсия ($36) примерно на полдня, а вторая ($65 с обедом) на целый день с выездом рано утром.
Гора Таку. Проезжали плантации питахайи или драконьего сердца. На самом деле, это плод особого вида кактуса. Плоды бывают с белой и красной мякотью с мелкими черными семечками, с красной – дороже. Приятный вкус, красный похож по цвету и вкусу на сладкую вареную свеклу. Чтобы увеличить урожай, плантации подсвечиваются даже ночью. Вьетнам – крупный поставщик этого фрукта.
На гору Таку поднимались по канатной дороге по очень живописной местности. Жители так хотели, чтобы американцы поскорее убрались из страны, что собрали деньги на постройку этой статуи. Длина её 49 метров (столько дней Будда просидел на этой горе в раздумьях о несправедливости жизни) и высота 11 метров. Вид с этой горы очень красивый, даже туман не мешал, а придавал местности несколько таинственный вид. Потом мы вернулись в город Фанхьет, осмотрели башни Пошаны (8 век). Оттуда открывается чудесный вид на город и море. В городе заехали во Дворец кита, где все его пространство занимает скелет огромного некогда кита, выброшенного на берег в 1758 году. Длина скелета 22 м. Здесь же есть алтарь с изображением кита, которого жители называют покровителем рыбаков.
Через три дня я отправилась с экскурсией в город Далат. Выезд из отеля был в 4 утра. Путь туда лежал через горы, ехали 2 часа по горному серпантину. Это далеко не первый мой серпантин. Военно-Грузинская дорога, в
Греции в Метеору ехали по горной дороге, небольшой серпантин в
Тунисе, в
Испании в город Ронда, пожалуй, это не полный список горных дорог, по которым я проезжала. Проезжали мимо рисовых полей в разной стадии возделывания риса. Горная дорога весьма живописна, внизу блестели озерца, вверху зеленая листва деревьев радовала глаз. Миновав серпантин, потянулись плантации кофе. Далат славится кофе. В городе нас завозили в кофе-чайный магазин, где еще мы дегустировали сладости из экзотических фруктов. Я купила все сорта кофе – робуста, арабика, мокка и даже копи-лювак. И чай – женьшеневый, зеленый с жасмином, молочный и артишоковый чай, который целыми днями пьют сами вьетнамцы. Он очень полезен, очищает печень, выводит шлаки и даже радионуклиды.
Далат был основан в конце 19-го века французами, на высоте 1475 метров над уровнем моря. Вокруг него горы, озера, водопады, вечнозеленые хвойные леса. Воздух свежий, здесь любят отдыхать европейцы. Мы побывали в двух парках с водопадами. В одном из парков можно было покататься на страусах и слонах. Я уже было решила прокатиться на слоне, но слон, на которого уже взгромоздились толстые дядька и тетька, посмотрел на меня печальным глазом, и тут во мне проснулся защитник животных, и я поняла, что не хочу я и не буду кататься на бедных животных, и я отправилась гулять по парку.
Посетили буддийский центр медитации Чук Лам. Атмосфера там располагающая к размышлениям и спокойствию, красивый парк с ароматными растениями. Уходить оттуда не хотелось. В городе побывали в странном доме, который называют «сумасшедшим» или «Пещера тетушки Нга». Тетушка эта в прошлом архитектор, училась и жила несколько лет в СССР, потом во Вьетнаме проектировала административные здания. А выйдя на пенсию, построила свой странный дом-отель, номера в котором похожи на норы и носят названия «Тыква», «Тигр», «Муравей», «Бамбук» и т.д. Фигуры этих названий служат камином. Номера вполне благоустроены, американцы любят останавливаться там на Хэллуин. Сама хозяйка (сейчас ей 72 года) сидит в кассе, мы ее застали за подсчетом выручки. Она очень хорошо говорит по-русски, позволила себя сфотографировать. Как нам сказали, она из очень богатой семьи, ее отец был крупной шишкой в правительстве. Отель до сих пор достраивается, видимо, хозяйке приходит идея новой комнаты, и строительство продолжается. После обеда мы отправились на шелковую фабрику. Вышитые шелком картины – это чудо! Картины с изображением цветов, животных, пейзажи, объемные вышивки – дух захватывает от такой красоты. А труд вышивальщиц каторжный. Девушки-вышивальщицы сидят тут же в выставочных залах за работой, понаблюдав за работой, я удивилась, что мастерица, прикладывая ниточку за ниточкой, подбирает ее по цвету и оттенку к рисунку, то есть, нет точной схемы. Рисунок будущей картины едва заметно нанесен на почти прозрачную ткань. Со временем у девушек теряется зрение, и за этот труд они получают всего 30 долларов в месяц. А картины очень дорогие.
Город Далат называют городом цветов и любви. Красивый город, отличается от других чистотой, много зелени, где-то мелькнула копия Эйфелевой башни из цветов, когда проезжали по городу. А, вообще, вьетнамские дома выглядят необычно. Фасад довольно узкий, в 1 окно и дверь, зато в длину вытянутой ступенчатой формы. Дома богатых большие, довольно красивые, 2-х и даже 3-хэтажные, часто можно видеть на балконе последнего этажа фигуру Будды или Божьей Матери.
Деньги – донги. Курс примерно 100 000 донгов=$20=150рублей. За 100 000 донгов можно (или или): скромно пообедать; получить часовой сеанс массажа на берегу; купить 4 вьетнамские шляпы; приличную кучку разнообразных фруктов.
Живность. Читала на форумах, что в номере комары. Заметила их только в первый день, потом вроде не было, хотя следы от чьих-то укусов до сих пор имеются. К слову сказать, в номере были москитные сетки, так что при необходимости можно было ими воспользоваться. Часто в помещениях можно встретить маленьких ящериц. На берегу много крохотных крабиков, лягушек. Как-то вечером видела, как по проводам с одной пальмы на другую кто-то промчался, говорят, это белки. Про жаб я уже писала. Кошки, собаки, коровы, козы, куры и петухи тощие, как и сам вьетнамцы.
Магазины. Можно выбрать интересные сувениры, сумки, кошельки, ремни из кожи крокодила, страуса, питона, хотя в Муйне выбор не очень большой. Мне нравились шёлковые магазины, там можно купить и готовую одежду, вполне интересных фасонов всех размеров, а можно купить ткань, что я и сделала. Еще я облюбовала магазин трикотажа «Бамбук», накупила всем футболки, качество хорошее, трикотаж хлопковый и бамбуковый, можно купить обувь и бижутерию. В ювелирном магазине «Светлана» купила набор (кольцо и кулон из серебра) с жемчужиной и сапфирами, за $74 со скидкой. В магазине сама хозяйка, хорошо говорит по-русски, у нее собственный ювелирный завод.
Есть в Муйне продуктовый магазин «Perekrestok», где можно купить наши обычные продукты. Чай, кофе тоже можно купить в обычных магазинчиках, но я покупала в Далате. Да, аптеки пользуются повышенным вниманием у туристов. В большинстве из них говорят на русском. Вообще, почти везде всё русифицировано, так как основная масса отдыхающих – россияне или русскоговорящие. В Фанхьете наткнулись на кондитерский магазинчик, очень вкусные пирожные, пирожки. В Фанхьете есть больший универмаг, совершенно бесполезный – сплошной ширпотреб, жаль потраченного времени.
Общее впечатление. Особого восторга я не испытала, иногда даже посещало легкое разочарование, сейчас даже не могу сказать почему. Но когда рассказываю о своей поездке, оказывается, много чего интересного вспоминается. Хотела бы я еще раз съездить во Вьетнам? Возможно, в его северную часть, увидеть его знаменитый залив Халонг. Это место привлекает любителей серфинга, говорят, волны хорошие для этого вида спорта.
Возможно, мое знакомство со странами юго-восточной Азии еще продолжится. Говорят, открываются направления в
Лаос и
Камбоджу.