Если Вы в состоянии в течение недели или двух прожить без алкоголя, сигарет и фруктов, а также ограничить потребление сладостей,
Япония станет для Вас очень дешевой страной.
В Японии в сравнении с
Россией (
Москвой и Петербургом) дорогие фрукты и овощи (огурец типа зозули продается как деликатес по цене 150 ¥, пара отборных персиков 2000 ¥). Но в отелях за завтраком подают фруктовые и овощные салаты или свежие фрукты, так что неделю или две вполне можно продержаться и оздоровить поджелудочную. Большим сладкоежкам посоветую запастись сладостями в России. Остальная еда дешевая и очень дешевая, питательная и полезная.
Бенто - от 300 до 1000 ¥ и выше. Мы дороже 800 ¥ не покупали. Даже в самом дешевом бенто содержится приличный кусок рыбного филе (~70 г), а также сырые и вареные овощи и бобовые, какие-то морские водоросли, половинка яйца, рис или рисовая лапша. Разнообразно и вполне съедобно. В бенто подороже – от 8 до 10 суши и унаги, крупинки красной икры.
Перекус в виде шести такояки и стакана свежевыжатого сока - 600 ¥, в аэропорту Нарита перекус на двоих с якитори – 390 ¥.
Рестораны, скорее – кафе, в которые мы заходили, также недорогие. Обед на двоих из 3 блюд обойдется примерно в 2000 ¥. Суши, нигири или унаги – 60 – 120 ¥ за пару. Якитори, рис, салат и суп - 423 ¥ в кафе с официантом на Гиндзе. Пицца среднего размера (30-35 см) под заказ – 1200 ¥. Два кофе и две свежеиспеченные булочки в Starbucks на Shibuya сrossing - 1130 ¥.
В магазинах цены существенно ниже: выпечка - от 80 ¥, 1 л апельсинового сока – 147 ¥, стограммовая пачка крекера - 168 ¥, банка пива от 230 ¥. Мороженое продается большими порциями (~100 – 120 грамм в вафельном рожке) и стоит от 250 до 350 ¥.
Автоматы с напитками есть везде: в отелях, на вокзалах, в храмах, на улицах. Цены от 110 до 180 ¥ в зависимости от объема. Можно существенно сэкономить, закупив воду в магазине (1,5 литра - от 180 ¥). Но мы никогда с собой запас воды не носили: покупали в автоматах по мере надобности, напитки очень разнообразные, хотелось все попробовать.
Практически все храмы платные – от 100 до 600 ¥ (чаще). Транспорт не дешевый, но электрички курсируют в черте города с интервалом 2-10 минут, в пригородах – 3-4 раза в час. Стоимость поездки от 120 ¥ и зависит от расстояния. Выгоднее приобретать проездные билеты на период, а не оплачивать каждую поездку отдельно. Дополнительно к JR-pass покупали билеты на проезд в автобусе в Киото (500 ¥ на день), единый билет на 2 дня для перемещения по Хаконэ (3900 ¥), проездной в Камакуру (если бы был JR-pass, не нужно было бы тратиться), проезд на речном трамвайчике по реке от Обайды до Асакуса (760 ¥ в одну сторону), билеты на монорельс (три остановки – 180 ¥, вся линия – 380 ¥), проезд от Синагавы до Гинзы и от Сибуя до Синагавы на электричке (стоимость точно не помню, вроде бы 120 ¥, но на выходе пришлось доплатить), билет на Лимузинбас из гостиницы в аэропорт Нарита (3000 ¥).
На меня Япония произвела самое благоприятное впечатление, это одна из самых комфортных для туристов стран. Никаких чаевых, цены в магазинах одного типа везде одинаковые, никакого жлобства в виде увеличения цены еды в зависимости от дислокации точки общепита не наблюдается. Для путешествия по Японии нужны удобная обувь, глаза, не очень много денег, минимальный запас английских слов, готовность обратиться к аборигенам с интересующим вопросом и умение общаться на языке жестов.
Японцы очень деликатные, никаких громких разговоров и гогота в общественных местах, никакого сталкивания животами и расталкивания окружающих. Шумно только в магазинах в конце рабочего дня, когда начинается распродажа продуктов и продавцы пытаются привлечь покупателей.
Служащие на вокзалах, стюардессы, продавцы, официанты, клерки в банках, менеджеры в отелях, носильщики, водители, кондукторы в поездах, полицейские в кобанах – профессионалы высшего класса. Все они просто излучают доброжелательность и радость от общения с клиентами. Даже, если это всего лишь хорошо отрепетированная маска, она гораздо привлекательнее российской манеры общения друг с другом.
О деликатности японцев свидетельствуют их туалеты, пребывание в которых сопровождается музыкой и нежными ароматами.
Местные жители очень чистоплотны: несмотря на духоту и жару никаких запахов человеческой жизнедеятельности не наблюдается. Впрочем, и удушающим парфюмом не пахнет. При себе все держат небольшие мохровые полотенца, которыми периодически отирают струящийся с лица пот. Вообще, японцы – ужасные пуритане и чистюли. Все женщины, несмотря на жару, в чулках или брюках. Менее 3 кофт никто не носит. Одежда, как правило, с длинным рукавом, если с коротким – обязательна деталь одежды в виде нарукавников. Многие носят перчатки. Никакого голого тела, открытых плеч и пр. Мужчины – все (кроме пожилых) в наглухо застегнутых деловых костюмах, часто приходилось видеть офисных работников в строгих костюмах и с веерами в руках.
Для тех, кто собирается в Японию, советую:
• не затягивать с поездкой, пока страну не освоили российские туристы;
• продолжительность поездки должна быть не менее 14 дней;
• ехать самостоятельно, без гида, подготовив маршрут по своим интересам. Япония – очень удобная и простая для туристов страна, несмотря на языковой барьер;
• для перелета воспользоваться японскими авиалиниями;
• 3-4 дня провести в Киото и окрестностях;
• проехать как можно дальше на юг в сторону Хирасимы;
• не менее двух полных дней провести в районе Хаконэ (рёкан бронировать в Хаконэ-Юмото, чтобы удобнее было выбираться к линии Токайдо);
• в
Токио бронировать номер на более высоких этажах в отелях, находящихся в непосредственной близости к станциям кольцевой линии "Яманотэ";
• при себе всегда иметь шарф (защита от кондиционеров), зонт, гигиенические салфетки, запасные чистые носки;
• моим соотечественницам брать с собой только закрытую скромную одежду, какие–либо открытые топы абсолютно не уместны.
Если кто-то готовится к поездке в Японию, может прочитать мой отчет о 8 днях путешествия, которое мне очень-очень понравилось.
Летом 2012 года посчастливилось увидеть Японию. Нашли агента (кустаря-одиночку), который заказал
авиабилеты, JR-passы, гостиницы. Вручил чудесный путеводитель по Токио и еще один - в целом по Японии, а также переходник для электрических розеток. Были забронированы: отель в Осака на 4 ночи, рёкан на одну ночь в Хаконэ,
отель в Токио на 3 ночи. Никаких гидов и экскурсий не заказывали.
На момент организации поездки наши знания об Японии были крайне скудные. Японскую литературу не читали, история – вообще темный лес. Все познания о стране ограничивались «Фрегатом Паллада» Гончарова и детской книжкой Тяцуко Куроянаги «Тотто Тян – маленькая девочка у окна». Очень помог размещенный в интернете отличный отзыв Марии, которая в 2008 году в течение двух недель вдвоем с мужем путешествовала по Японии. При подготовке к поездке взяла в библиотеке книгу Ричарда Теймса «Япония: история страны»: история страны от древности до наших дней изложена легко и живо. Исходя из полученной исторической информации, разработали программу поездки, пользовались при этом путеводителями и отзывами путешественников в интернете. Прошерстили интернет в поисках максимально подробной практической информации о транспорте, питании, особенностях перемещения по стране.
На сайте министерства туризма Японии
www.japan guide.com уточнили время работы достопримечательностей, стоимость билетов, а также схемы подхода (подъезда) к интересующим нас местам. Максимально полно постарались разобраться в картах городов, к началу путешествия хорошо могли ориентироваться по картам, знали расположение в пространстве всех интересующих нас мест.
С сайта японских железных дорог (http://www.japanrail.com) распечатали расписание синкансенов, эта - очень нужная вещь - всегда была с нами (на вокзалах в свободном доступе есть брошюрки с расписанием скоростных поездов, но наш вариант был для нас удобнее. В брошюре - очень мелкий шрифт).
Разработали подробные маршруты на каждый день пребывания, в которых была вся необходимая (практическая, историческая, художественная) информация, касающаяся планируемых к посещению мест. Разработкой маршрута занималась я ежедневно в течение двух недель, уточнения по конкретным достопримечательностям вносили буквально до последнего дня. Зато по стране путешествовали вполне осознанно, точно знали, где и что нужно смотреть особенно внимательно.
Разработанный маршрут включал в себя посещение:
Нара - город, основанный в 710 году, в период «Тайка», знаменующий собой наивысшее влияние китайской культуры на японское общество, когда был создан кодекс законов (Тайхо), действовавший 12 веков - с 702 г. до ХIХ век. В пригороде Нара находится самое древнее деревянное сооружение Японии – монастырь Хорюдзи (пагода 800 года).
Киото - Хэйан-кё (Столица спокойствия и мира), ставший резиденцией и местом жительства Императора Японии с 794 года, положив начало периоду японской истории, названному Хэйан. Как и предыдущая столица Нара, Хэйан-кё был заложен в соответствии с традиционным китайским искусством выбора места для строительства. В течение следующих веков он стал культурным, деловым центром страны, а также ее политическим узлом. Являлся столицей Японии вплоть до реставрации Мэйдзи (1868 год), когда столичные функции были перенесены в Эдо. Сразу после переезда Императорской семьи Эдо получил новое название – Токио (Восточная Столица), а Киото еще некоторое время называли Сайкё (Западная Столица).
Удзи – пригород Киото. Здесь находится храм Бёдо-ин, изображение которого отчеканено на монетке в 10 йен. Храм является символом расцвета эпохи Хэйан. В это время Мурасаки Сикибу, известная писательница той эпохи, которой приписывают авторство «Повесть о Гэндзи», служит фрейлиной императрицы Сёси, дочери Фудзивара Митинага, того чьей загородной виллой и являлся Бёдо-ин. В 1180 г. на мосту в непосредственной близости от храма состоялась знаменитая Битва при Удзи между кланами Тайра («Хэйкэ») и Минамото («Гэндзи»). Битва закончилась сокрушительным поражением Минамото (но они не проиграли войну в целом), в Павильоне Феникса Минамото-но-Ёримаса совершил сэппуку/харакири.
Осака – город, удобный для размещения.
Хаконэ – курорт с горячими источниками. Вблизи озера Аси сохранилась часть дороги Токайдо, отсюда можно наблюдать вершину Фудзиямы.
Камакура - неофициальная столица государства – главная ставка самурайского государства.
Токио – столица страны.
Вылетали из Домодедово Японскими авиалиниями в 17=45. Самолет Boing -787 абсолютно новый. Просторные салон и туалеты; подушки, пледы - каждому. Иллюминаторы не со шторками, а со специальным гелем, который создает иллюзию ночи за окном. Индивидуальные мониторы. На русском языке фильмов - немного, но есть фильмы на английском, вполне доступные для понимания. Музыка, так себе.
В самолете большинство японцев, нас двое и российская туристическая группа (человек 15-20), размещенная в хвосте салона. У нас при заказе билетов места были забронированы в середине салона – 25 ряд. Почти сразу после взлета стюардессы раздали иммиграционные карты для заполнения.
Об обслуживании JAL сказано много и все – правда. Еда вкусная, разнообразная, соки, алкоголь, пиво, снеки. Обед - с суши и мороженым. Вволю зеленого чая, после сна – завтрак (скромный), напитки во всё время полета.
В аэропорту Нарита сразу вспомнили многочисленные отзывы, в которых путешественники рассказывали о легкости пребывания в Японии. В Японии для перемещения иностранцу не нужно ничего, кроме зрения. Открой глаза, надень очки (при необходимости) и – вперед. Везде указатели с пиктограммами и надписями на английском языке (японском тоже). Много служащих, к которым всегда можно обратиться, и они укажут нужное направление. В вагонах поездов и в салонах автобусов имеются мониторы с указанием на английском языке маршрута следования, следующей остановки и пр.
День 1. Воскресенье - прилет в Токио и переезд в Осаку.
В Нарите нужно в Travel Service Center обменять свою квитанцию на JR Pass. Центр находится перед турникетами, ведущими к перрону с поездами Нарита экспресс. План аэропорта можно посмотреть на сайте, но и так не потеряетесь – кругом масса указателей.
Пока ждали подхода очереди за JR Pass-ми, успели обменять валюту (курс не хуже, чем везде), обслужили очень быстро.
JR Passы нужно показывать служащим, находящимся у турникетов. Обладатели JR Passов проходят не через турникеты, а по отдельному проходу мимо служащих, предъявляют билет, в который особенно никто не всматривается, обращают внимание только на период действия проездного. Вообще, JR Passы - замечательная идея, свидетельствующая о желании государства привлечь в страну туристов. Семидневный JR Pass (340 долларов) позволяет неограниченно пользоваться синкансенами (класса Кадама и Хикари) и Нарита экспрессом, электричками линии Loop line в Осака (связывает все районы города, в том числе Намбу, позволяет добраться до Нары и Хорюдзе), в Киото - линии Нара (Фусими Инари, Бе-доин), в Токио - кольцевой линии, "Яманотэ", связывающей все главные туристические места города, а также добраться до Камакуры..
На Нарите-экспресс доехали до Токио Station. Здесь была пересадка на синкансен в Осаку. Пересадку можно сделать и на Синагаве: Нарита-экспресс туда тоже доходит.
На Токио Station переход с перрона, на который прибыл Нарита экспресс, на перрон синкансенов не сложный, но довольно длительный: двигались все время по указателям, поднялись по эскалатору на следующий уровень, где находятся магазины, кассы синкансенов. По дороге посетили удобства, купили несколько бенто и напитки в дорогу.
Железнодорожные перроны размечены как по полу, так и с помощью висящих указателей в соответствии с номерами вагонов. Перед посадкой в поезд народ чинно выстраивается в очередь голова к голове, и также по очереди входит в вагон. В вагоне тишина, никаких телефонных звонков, громких разговоров, болтовни по телефону. В японском транспорте всегда прохладно, работают кондиционеры: в путешествиях по Японии в любое время года и любую погоду необходимо иметь при себе теплые вещи.
Периодически по составу проходит контролер и проверяет наличие выданных при резервировании поездки талончиков. Обладатели JR Passов имеют возможность резервировать места без дополнительной оплаты услуги в течение дня поездки, хоть за 5 минут до отправления поезда. Мы всегда места резервировали.
Японцы, безусловно, чистюли – в поездах всех категорий чистота и порядок. Вы бы только видели, как намывают поручни эскалаторов на вокзале в Киото! Мы наблюдали, как происходит уборка вагонов синкансена: бригада из трех человек в розовых костюмах, подобных тем, которые в России носят медицинские сестры, с бешеной скоростью подметают и моют полы, чистят кресла, меняют на них салфетки, переворачивают сидения, чтобы все пассажиры ехали лицом по ходу движения поезда. Такая конструкция пассажирских сидений присутствует не только в дорогИх синкансенах, но в пригородных электричках. Отдельно выделенный товарищ моет окна снаружи и внутри. Весь процесс занимает не более 5-7 минут. По завершению уборки одна из членов бригады в дверях тамбура приветствует пассажиров с улыбкой и нижайшим поклоном и приглашает войти в салон.
От Токио до Sin-Осака на синкансене категории Хикари (HIKARI) – второй по скорости после поездов категории Назоми ( NAZOMI) - ехать 2 часа. JR Pass в поездах Назоми ( NAZOMI) не действует.
На вокзале Shin-Osaka немного поплутали: сначала вышли за турникеты и только потом снова вернулись на перрон с пригородными поездами. А нужно было строго следовать указателям и сразу перейти на перрон, с которого отправляются поезда линии JR Loop Line (вагоны цвета очень светлого кофе с молоком), по которой можно добраться до нужной нам станции Осака Station, находящейся в районе Умеда. От Shin-Osaka до Osaka Station ехать одну остановку, перегон длинный, поезд идет минут 5-7, переезжает на другой берег реки Ёдогава.
Со станции Osaka Station есть несколько выходов: придерживаться стОит Северного выхода, через который можно выйти к Скай билдингу, и Южного, который выводит в район Умеды. Советую избегать подземных переходов, которые являются настоящими лабиринтами и не дают возможности правильно сориентироваться на местности. Так, мы, вместо того, чтобы по пешеходному переходу перейти улицу с южной стороны вокзала и через 3 минуты оказаться возле отеля UMEDA OS HOTEL, по подземному переходу промахнулись на 2 квартала, после чего возвращались уже по улице. Находясь на вокзале Osaka Station невозможно понять, где кончается железнодорожная станция и начинается Daimaru Umeda Depato (универмаг). Фактически нужно насквозь пройти и вокзал и Daimaru Depato и вы окажитесь непосредственно на улице Hanshin Umeda, потом сориентироваться просто.
Лучше, конечно, сразу обращаться в информационный центр. Информационные центры есть на каждом вокзале, там дадут хотя бы схему города и укажут нужное направление.
В гостинице UMEDA OS HOTEL оказались точно к моменту заселения 15=00. Если бы не промахнулись с выходом в подземном переходе, прибыли бы в 14=30. Приняли душ, напились зеленого чая (есть и заварка и электрическая плитка!). Вода в кране пригодна для питья, но мы покупали для чая бутилированную воду в соседнем магазине. Все необходимое для приема душа имеется в наличии: шампуни, мыло, скрабы, шапочки, бритвенные станки, фен. Халаты и тапочки – тоже присутствуют. Халаты и полотенца меняют каждый день. Кондиционер – исправен. Есть небольшой холодильник. На этаже установлен автомат с напитками.
Номер очень маленький. Шкафа нет. Вешалок – 4 штуки. Окна практически выходят на стену противоположного дома, но видна и улица – Hihashi-Umeda. Думаю, корпулентным людям такой номер подходит не очень. Зато гостиница недорогая, с приличным завтраком, и главное – рядом с вокзалом. От номера до перрона идти не более 10 минут. До Shin Osaka с синкансенами ехать 1 остановку на электричке. В целом дорога занимает минут 20. Из Osaka ездили в Киото и Нару.
Проездные билеты на наземный транспорт и метро в Осака мы не покупали – обошлись JR Pass-ми. В городе существует кольцевая железная дорога JR Loop Line, по которой мы добирались и до замка Осака и до Дотомборна. В Сумиёси Тайся (Sumiyoshi Taisha), аквариум Кайюкан (Kaiyukan) мы не ездили.
В день приезда смотрели район Умеда с небоскребом Умеда Скай Билдинг. Нужно с Osaka Station выйти через Северный вход, повернуть направо и спуститься вниз к универмагу Ёдобаси (Yodobashi). Не переходя улицу, по стороне, противоположной универмагу, дойти до первого перекрестка, свернуть налево, дойти до непрезентабельного подземного перехода, пройти по нему (метров 300). Переход ведет прямо к небоскребам, Умеда Скай Билдинг находится справа. Билет на посещение смотровой площадки стоит 700 йен, продают билеты на 40 этаже. Подниматься нужно на лифте, наклонных эскалаторах и пешком по лестнице. Все подробно описано у Марии. За прошедшие годы ничего не изменилось.
Полезно в первый же день посмотреть на японский мегаполис с высоты, чтобы оценить степень урбанизации страны: повсюду автомобильные магистрали (на которых, кстати, нет пробок), пучки железнодорожных путей с составами, идущими буквально друг за другом, и дома до самого горизонта.
Потолкавшись на небоскребе – отправились в гостиницу, уже темнело (закат солнца в 18=45). Знаем по опыту, что в первый день приезда с запада на восток лучше лечь спать как можно раньше, тогда уже на следующий день о смене часовых поясов ничего напоминать не будет.
По пути зашли в многоэтажный магазин Hansin (он расположен в здании прямо напротив южного выхода с вокзала), с огромным выбором еды на 1 и -1 этажах, в том числе в самом дальнем левом углу на 1 этаже (если стоять спиной к вокзалу) есть масса точек быстрого питания.
Купили бенто – все свежее и очень дешевое 400-800 ¥ за коробку. Самые дешевые бенто, на мой взгляд, самые полезные и разнообразные: кусочек жареной рыбы (филе), по-немногу разных сырых и вареных овощей, бобовые, половинка яйца, рис или лапша. Одним бенто за 400 ¥ я, любительница поесть, вполне наедалась. Бенто за 800-1000 ¥ содержит 8-10 суши + овощи.
В районе гостиницы полно магазинов, Hansin самый дорогой, есть Фэмили маркет – он дешевле и полно всякой кулинарии. Огромное количество МакДональдсов – везде. Схомячили бенто, напились чаю и завалились спать по-раньше.
День 2 – понедельник. Посещение Киото
На следующий день (как и во все остальные дни) подъем в 6=00. Ресторан в отеле начинает работать в 7=00. Во всех отелях на завтраке нужно предъявлять талоны, которые выдаются на ресепшине при заселении, будьте внимательны и не теряйте их.
Завтрак вполне приличный: круассаны, омлет, порезанные помидоры, слегка подмаринованные огурцы, йогурт, жареная семга, соленая рыбка типа ставриды холодного копчения, сосиски и бекон (не ела), фруктовый салат, картофельные котлетки, рис, 3 супа (в том числе – мисо), кофе из автомата (каппучино, экспрессо и пр.), пакетики чая, в автомате - лимонады и холодный чай. По-моему были мюсли с молоком, но я не ела. Хлеб и сыр отсутствуют. Меню не меняется. Набили животики и в 7=40 уже вышли из гостиницы. По утрам старались наедаться поплотнее, и не от жадности, а потому, что в течение светового дня не хотелось тратить время на поиски еды. За завтраком можно, не опасаясь нежелательных последствий, есть и пить вволю, поскольку проблемы с туалетами в Японии нет в принципе. Туалеты есть абсолютно везде, на вокзалах почище, в торговых центрах – роскошные, в храмах погрязнее. Но везде все цивильно, единственное – не всегда есть мыло.
Ужинали после наступления темноты. В течение дня перекусывали, как правило, мороженым (оно в Японии вкусное и сытное, немаленькие порции от 200 до 350 йен), да и жарко было – есть особенно не хотелось.
Итак, после завтрака отправились на Осака station, откуда можно доехать до Shin-Осака, откуда отправляются синкансены до Киото. Навстречу нам текла невероятная масса японцев, торопящихся на службу. Людское движение на вокзале регулируют по утрам полицейские, точно также, как у нас регулируется автомобильное движение на магистралях. С собой у нас был распечатанный подробнейший маршрут на день: последовательность посещения достопримечательностей, схема проезда, описание посещаемых мест и пр.
Доехали на электричке до Shin Osaka (1 остановка). С этого же перрона можно уехать на обычной электричке и в Киото (дорога занимает примерно 1 час), но поскольку у нас были JR-passы мы ездили в Киото на синкансене. По утрам гораздо чаще ходят Назоми, мы смогли уехать от Shin Osaka только в 8=40.
Дорога до Киото занимает 15 минут. На подъезде к Киото Station справа по ходу движения – пятиярусная пагода To-ji, высотой 57 метров. Она находится на юге от вокзала Киото и до нее можно дойти пешком за 5 минут.
С вокзала выход в центр Киото через северные ворота. По пути с левой стороны находится Информационный центр, где можно получить карты–схемы Киото, а также купить проездной на общественный транспорт. Мы брали проездной на день за 500 йен. Он себя полностью оправдывает, т.к. город большой и без автобуса перемещаться между достопримечательностями невозможно. Есть и метро, но мы даже указателя не видели.
На привокзальной площади – автобусные остановки. Есть дежурные служащие, которые помогают туристам быстро найти нужную остановку. Внимательно смотрите на схему, которую выдают в информационном центре: там подписаны только крупные остановки, остальные отмечены кружками без указания названия. В автобусе все остановки высвечиваются на табло, которое размещено над лобовым стеклом. Оплата проезда – при выходе через переднюю дверь, там же расположен турникет, через который прокатываем наши проездные.
На этот день у нас было запланировано посещение:
• Храм Сандзюсангэн-до - самое длинное деревянное здание Японии.
• Мавзолей Оtani Honbyo - входит во всемирной наследие ЮНЕСКО. Этот храм можно посетить, если выйти из автобуса, не доезжая одну остановку до Киемидзу-мити. У храма огромная очень красивая территория. Сам мавзолей заложен в 1321 году в память о Дзёдо Синсю - основателе Истинной Чистой Секты Земли. Вход бесплатный, подниматься к храму нужно по широкой красивой лестнице. Есть аннотация на английском языке, которую раздают всем желающим. Через территорию храма можно выйти к Киёмидзу-дэра, если держаться влево от главного входа.
• Буддийский храм чистой воды Киёмидзу-дэра
• Серебряный павильон
• Золотой павильон Кинкакудзи
• Замок Нидзё
Описывать достопримечательности не буду, все прекрасно описано в путеводителях и многочисленных книгах. Мне больше всего лег на душу Серебряный павильон.
Несмотря на то, что мы строго придерживались заранее разработанного маршрута, в замок Нидзё-дзе мы не попадали, т.к. пускают в него до 16=00, а нам еще нужно до него добраться от Кинкакудзи. Решили не суетиться, отложить замок Нидзё-дзе на послезавтра (по вторникам в замке выходной день).
Прошедший день показал, что даже при жестком соблюдении заранее спланированной программы мы выбиваемся из графика, в первую очередь, в связи с тем, что реальные размеры города существенно отличаются от тех, как они представляются на карте. На будущее было решено минимизировать пешие передвижения и максимально часто пользоваться транспортом. Надо сказать, что в первый день много времени отвлекала ориентировка на местности, вызванная необходимостью учитывать левостороннее движение: частенько направлялись на остановку, с которой могли уехать в сторону, противоположную той, которая требовалась. Вовремя спохватывались и бежали на нужный угол. Кроме того, мною был изначально допущен просчет в планировании дня – в Золотой павильон нужно было ехать после замка Нидзё. После него могли бы до закрытия побродить в Кинкакудзи и в сумерках вернуться на вокзал.
Поехали на Гион, чтобы погулять там, а потом побродить по городу, пока не стемнело. Центральная часть Киото очень разная: много зелени и парков (в том числе территория Императорского дворца, синтоистского храма Хейан) и весьма простецкие дома вдоль реки Камо и улицы Shijo-dori. В районе Karasuma-dori (улица, ведущая к Киото Station, - сплошь офисы и дорогие отели). Путь держали к Киото Station. До вокзала пешком не дошли, сели на автобус. В Osaka уехали на Kodame.
В Японии мне многое легло на душу, но самое теплое, почти нежное, чувство испытываю я к синкансенам. Какие у них милые - похожие на тюленьи –мордочки! Какие у них гладкие мягкие бока! Как лихо они подлетают к перрону, успевая при этом снизить скорость и остановиться ровно там, где положено. А как это двадцативагонное чудо отправляется от перрона! Едва заметное движение в первый момент и последний вагон пролетает мимо тебя как вихрь. Всякий раз, когда мне приходилось видеть прибытие синкансена, я не могла удержаться, чтобы не заснять это зрелище на видео.
День 3 – вторник. Посещение Нары и Хорюдзе.
1. Кофуку-дзи в составе Токон-до с 3 Буддами, пятиэтажная пагода Годзю-но-то, восьмиугольный зал Нан-Экдо, трехэтажня пагода Сандзю-но-то.
2. Тодай-дзи со статуей Великого будды.
3. Синтоистский храм Касуга Тайся (с тясячелетним кедром и синтоисткими божествами, в этом месте спустившимися с гор).
4. Храм Хорюдзе в районе Икаруге.
Электричка до Нары линии JR Yamatoji отправляется с Осака station в сторону Noda st. в 8=05, 8=22, 8=34. Это rapid – скоростные поезда, которые останавливаются не на всех станциях. До Tennoji station в вагоне было не протолкнуться, после – пассажиров почти не осталось. Уточнить расписание поездов можно на сайте
http://grace.hyperdia.com. На маршруте действует JR pass.
В общей сложности ехали около 1 час 10 минут (и это на поезде, который останавливался не на каждой станции). Проезжали предместья Осака, потом пошли поля, предгорья, поезд несколько раз проезжал туннели. Дорога очень живописная.
Вокзал Нары – небольшой, людей мало. При выходе из вокзала с левой стороны находится информационный центр. К Дайбуцу пошли пешком. Если встать спиной к вокзалу, первая слева улица приведет прямо в парк. До него идти минут 7-10 неспешным шагом. Городок очень милый, напоминает Пушкин, правильной планировки, улицы пересекаются под прямым углом, народа нет (будний день), на тротуарах выложены знаки «курить запрещено», очень симпатичные канализационные люки.
Это еще одно подтверждение того, что японцы – настоящие эстеты, внимание уделяют даже таким мелочам. В каждом городе люки со своим рисунком – символом города, в Токио – в зависимости от района также своя эмблема люка. Пошел моросящий мельчайший дождь – ощущение, что просто очень высокая влажность. Но впечатления не испортил. Наоборот, самые хорошие воспоминания – от Нары. Зелено, влажно, сосны, песок, пригорки и темные от времени и дождя пагоды и храмы.
Первый, куда мы пришли - Кофуку-дзи входит в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, Токон-до и восьмиугольный зал Нан-Экдо сейчас на ремонте: накрыты огромным шатром из полиэтилена.
По парку мимо Национального музея Нары отправились к Тодай-дзи.
Здесь полно оленей, о чем пишут все форумчане. Олени – нахальные, бесцеремонные: один из взрослых оленей ухватил - и в секунду растрепал- плотный бумажный пакет. Точно, могут и документы сожрать – будьте бдительны. Наглые ужасно, хотя не думаю, что голодные, по парку расставлено множество тележек, с которых торгуют специальным оленьим печеньем (300 ¥). Посетителей полно, все покупают и кормят оленей, но не в коня корм. Чувствуют они себя очень вольготно, приходят на торговую улицу и буквально вваливаются в помещения магазинов.
Тодайдзи — это не только Дайбуцудэн и установленный в нем Большой Будда, но также целый ряд других построек со своей историей, оригинальной архитектурой, расположенных на склонах горы справа от Дайбуцудэн. Советую всё это посмотреть.
Не торопясь, пошли к самому крупному синтоистскому храму Нары – Касуга Тайся (Kasuga Taisha). До него идти километра полтора. Синтоистские храмы с их многочисленными каменными торо, похожими на могильные памятники, на меня навевают тоску. Не спасают и ярко-оранжевые алтари и тории. Посмотрели территорию храма, огороженную крытой стеной, и пошли по живописной дороге вниз к парку Нары в сторону вокзала.
По пути зашли в ресторанчик, ели что-то европейское. Не помню, что заказывали по картинкам, но сохранился чек: 5 составляющих обошлись в 1837 ¥. Вернулись на вокзал Нары. На перроне стоял Rapid до Осака, нам нужна была остановка в Хорюдзе, где находится храмовый комплекс. Обратились за помощью к молодым людям, стоявшим на платформе. Сами они точно не знали остановки поезда, но не поленились, сбегали к машинисту, узнали, что остановка в Хорюдзе есть, жестами и частично на английском донесли до нас нужную информацию. В путешествии по Японии важно не стесняться и чаще обращаться за помощью к местным жителям, даже, если Вы практически не владеете английским: улыбка, жест, пара слов - и вам помогут. А в целом иностранцев (гайдзинов) в Японии очень мало. Русских – нет вообще. И надо сказать, что к туристам местные относятся очень внимательно.
Хорюдзе – третья остановка от Нары. Поселок очень небольшой. До буддийского храма Хорюдзи можно доехать на автобусе, мы шли пешком 2 км. Причем автобуса не видели ни когда шли к храму, ни на обратном пути. Дождь к этому времени усилился, но все равно впечатления остались самые хорошие.
Вернулись на станцию. По пути видели в этом захолустье один музыкальный магазин и один магазин с танцевальными костюмами, в том числе с балетными пачками. На вокзале отведали купленный в автомате горячий напиток – молоко с бананом. Оказалось вполне съедобно и не сказалось отрицательно на организме. По возвращении в Осака, приняли душ и поехали смотреть вечерний город.
В Осака билеты на наземный транспорт или метро не покупали. До Намбы, от которой можно добраться до пешеходной улицы Дотомбори, которая идет вдоль реки Дотомбори, доехали по железной дороге (линия JR Loop Line). Нам повезло, электричка была прямая - до JR Namba. Если прямого поезда нет, можно доехать с пересадкой на станциях Imamiya или Tennoji station. При выходе со станции JR Namba нужно идти по переходу до конца и выйти в правый выход. На противоположной стороне улицы против выхода из метро будет сооружение в виде большой стеклянной пирамиды. Можно сразу перейти улицу и, пройдя мимо этой стекляшки, выйти к Дотомбори, которая будет пересекать ваш путь.
Район не впечатлил: шумно, навязчиво, масса патинко, закусочных, крикливых уличных торговцев. В самом начале улицы Дотомбори - Osaka Shochikuza Theatre. Более спокойной показалась идущая перпендикулярно Дотомбори – Mido-suji ave в Аmericamura. Улица – торговая, много магазинов известных сетей, например Zara, но ассортимент отличается от российского. Прошлись до Shinsaibashi и вернулись через JR Namba домой.
День 4 – среда. Снова собрались в Киото, хотели посетить.
1.Фусими Инара
2. Удзи и Бёдоин
3. Замок Нидзё
4. Вечерний Киотский вокзал
На вокзале Киото, если идти с платформы синкансенов к северному выходу, с правой стороны есть спуск на перрон № 9 и 10, с которого пригородные поезда отправляются в сторону Нары (линия JR Nara line c составами густого зеленого цвета). JRpass на этой линии действует. Поезда ходят каждые 15-20 минут.
Третья остановка от Киото st. – Фусими Инари с бесконечными красными ториями, стоящими в ряд, почти вплотную. Храм находится буквально в двух шагах от станции. Инари – богиня риса и урожая. Поэтому лисы здесь повсюду и в избытке. Хотели купить на память фигурку лисицы, но на удивление все они оказались совсем не интересными.
Уже с утра было очень жарко и душно. Поднялись к алтарям и выше к бесконечным ториям. Здесь в тени было прохладнее, но комары - замучили. Прошлись немного под ториями и вернулись к станции.
Поехали в городок Удзи. Это – вторая остановка после Фусими Инари. На вокзале есть информационной центр, где вам дадут схему городка, но и без неё сложно заблудится. Со станции нужно вернуться назад в сторону Фусими Инари, не доходя до моста, свернуть направо – любая из улочек приведет к Бё-доин.
В Бё-доин было не так душно, может быть от близости реки. На обратном пути на старинной улочке Byodoin Omote-sando в чайной лавочке купили чай. Продавцы по-английски не разговаривают вообще, но мы как смогли, объяснились и купили чай домой и в подарок. Приятельнице купила восхитительную соломенную круглую коробочку с маленькими бубенчиками на крышке. Покупала наугад, не смогла добиться от продавщиц, что в ней. Оказались – леденцы. Но коробочка – просто прелесть. Сохранились чеки из чайной лавки: самый дорогой чай 100 г – 525 ¥, остальные – дешевле: 200 г – 735 ¥ и 200 г - 630 ¥. Коробочка – 525 ¥.
Вернулись на электричке на Киото St, купили билет на день за 500 ¥ и поехали в замок Ни-дзё. С пакетами на территорию замка не пускают, есть камеры хранения за 300 и 600 ¥.
Замок Нидзё – бывшая резиденция самого влиятельного клана Токугава в Японии до XIX века. Это место нужно посетить хотя бы потому, что здесь можно увидеть жилые покои самураев. Все, что посетили до этого – были культовыми постройками. При входе во дворец (во всех буддийских храмах также) положено снимать обувь, ее оставляют при входе на специальных стеллажах. Понятное дело, что носки должны быть в порядке. Мы всегда носили с собой запасные чистые носки или подследники.
После замка поехали к синтоистскому храму Хейан. Ориентиром при поиске этого храма являются огромные высоченные ворота – оранжевые тории (кто-то говорит, что высота торий 17 м, кто-то - 24 м). Пережидая усиливающийся дождь, довольно долго простояли в воротах, разглядывая территорию храма. Дождь не позволил посмотреть сады Хэйана. Под зонтами поплелись к автобусной остановке напротив Киотского городского музея искусств. Доехали до остановки Shijo-Kawaramachi и пошли на рынок Нисики. Это большой торговый квартал, с огромным количеством колоритных лавочек (веера, трости, кимоно) и мест питания.
Зашли перекусить в местную харчевню – «ресторан быстрого питания». Два молодых японца в узеньком помещении типа пенала на виду у всей улочки вручную лепили и тут же жарили в масле, как оказалось, картофельные шарики с кусочками осьминога - такояки. В заведении готовится только это одно блюдо и сервируется, по-моему, очень красиво.
После рынка поехали смотреть вокзал Киото. Это громадное сооружено отобрало хлеб у Киото tower, поскольку город с высоты можно отлично обозреть с крыши вокзала и совершенно бесплатно. Правда, когда поднимаешься туда по бесчисленным эскалаторам, даже как-то не по себе становится от этой махи