Китайские каникулы
Шесть лет минуло со времени нашего предыдущего большого путешествия по Китаю. Были еще поездка на
Хайнань на новый год и вылазка в Маньчжурию, но их масштабы не настолько значительны, чтобы занять несколько лишних килобайт в не таких уж бескрайних просторах интернета.
В прошлый раз мы так и не смогли добраться до южной окраины материкового Китая, поэтому, когда из пробуждающегося от многолетнего сна аэропорта Улан-Удэ авиакомпания
S7 открыла прямой рейс до
Пекина, решение ехать созрело мгновенно, к тому же очень хотелось повидать нашего закадычного друга Макса, который уже три года живет в
Гуанчжоу. Раньше до Пекина можно было добраться либо самолетом из Иркутска (ночь в поезде до Иркутска, а потом еще целый день в Иркутске и только ночью вылет в Пекин), либо поездом до Пекина через Забайкальск (двое с лишним суток в купе по цене, как на самолете), либо на машине до Забайкальска, пешком через границу, а потом на китайском поезде Маньчжурия-Пекин. Экономически последний вариант наиболее выгоден, но хлопот много, и путь занимает целых три дня.
Билеты до Пекина и обратно были куплены за пару минут на сайте S7 и обошлись в 15000 руб. каждый. Сделали в турагентстве в Улан-Удэ однократные месячные визы за 3800 руб. Покопавшись в Интернете, составили приблизительный маршрут. Бронировать билеты и гостиницы не стали, так как хотели сохранить относительную свободу передвижения (при желании корректировать маршрут, останавливаться где-то подольше, где-то покороче) и, исходя из опыта предыдущих путешествий, были уверены, что билеты будут в наличии всегда. Маршрут получился такой (расписание поездов с
www.travelchinaguide.com): прибываем ночью 14 августа в Пекин, утром садимся в поезд до Гуанчжоу, через сутки прибываем в Гуанчжоу, там тусим с Максом три дня, вечером 17-го уезжаем на поезде в Бейхай, что в провинции Гуаньси на побережье Южно-Китайского моря (с пересадкой в Наньнине), где 2-3 дня плещемся в море и лежим на песочке знаменитого Серебряного пляжа. После еще одного железнодорожного переезда Бейхай-Гуйлинь три дня наслаждаемся красотами Яншуо и Гуйлиня и 25-го также поездом прибываем обратно в Пекин, самолет - в ночь с 25 на 26-е число. Проживание было запланировано в хостелах (www.hostels.com). Сделали распечатки расположения нескольких хостелов в каждом городе. План, как это обычно бывает, выглядит великолепно. Что ж, расскажу, как он был исполнен.
Прилетели мы в терминал 3 пекинского аэропорта в 2.30 ночи. Уехать в город ночью можно только на такси, электрички начинают ходить после шести часов утра, автобусы – после семи. А так как кассы на железнодорожных вокзалах в
Китае ночью не работают, то и смысла ехать ночью в город не было. Аэропорт в Пекине прекрасный: кресла, скамейки, туалеты, кафе, магазины, в общем, можно с комфортом прожить несколько дней! Бесплатный wi-fi есть, но нужна китайская симка – регистрируешь номер телефона в сети, и можно пользоваться. Четыре часа в аэропорту пролетели незаметно, еще 50 минут в поезде до станции Дунчжимэнь, и вот мы в метро. Не выходя на улицу, едем до Западного вокзала (Beijing Xi Zhan). Станция метро почему-то не рядом с вокзалом, на выходе из станции есть автобус, который везет 5 минут до вокзала за 1 юань. В кассе нас ждал сюрприз: билетов до Гуанчжоу нет никаких – ни плацкартных, ни купейных, ни сидячих, ни на сегодня, ни на завтра. Правда, были стоячие (билет без места в общий вагон, типа нашей электрички), но 2300 километров в течение суток сидя на чемодане – мы к этому морально были не готовы. Такова новая реальность Китая – купить билеты на поезд за 1-2 дня и, тем более, в день отправления, практически невозможно. После нескольких заходов к кассе выяснили, что есть билеты за 555 Ю на скоростной экспресс G121 до
Шанхая. Что ж, Шанхай нам знаком, там что-нибудь придумаем. Берем билеты, кассир сообщает, что время в пути 5 часов. Я решил, что она ошиблась: ну как можно 1300 км. проехать за 5 часов? Поезд отправлялся с Южного вокзала (Beijing Nan Zhan) через полтора часа. Полицейский на Западном вокзале подсказал номер автобуса (46 или 56, не помню точно), доехали прямо до вокзала, но ехали по пробкам целый час, хотя по карте расстояние не очень большое. Надо было на метро ехать. Несколько минут беготни по незнакомому вокзалу, и мы в последнюю минуту до окончания посадки (посадка на поезд в Китае заканчивается за 5 минут до отправления, лучше приезжать заранее) плюхаемся на мягкие кресла, как в самолете. В поезде мы поняли, что кассир не ошибся: табло в вагоне показывало скорость движения, через несколько минут поезд вышел на скорость 300-320 км/ч и так шел всю дорогу с 5 очень короткими двухминутными остановками. Бесплатный wi-fi тоже есть, но тоже ограниченный, без местной симки позволяет входить только в скайп, однако мне удалось выйти в сеть на несколько минут, успел найти хостел в Шанхае.
Шанхай встретил нас фантастической духотой, сначала было непонятно, как здесь вообще можно жить людям. Однако, как известно, человек ко всему привыкает, и мы тоже через пару часов привыкли. Правда, периодически приходилось забегать в магазины (все магазины с кондиционерами!), чтобы охладиться. Сразу же взяли билеты на вечер следующего дня до Гуанчжоу – были только купейные на поезд Т99 за 660 Ю. От вокзала Hongqiao на метро добрались до хостела City Central International Hostel, другое название - Utels (http://www.hostels.com/hosteldetails.php/HostelNumber.14467). Вот это, я вам скажу, хостел! Пять этажей, куча свободных номеров на все вкусы, огромная столовая, ресепшн на уровне, wi-fi нормальный – красота! Решили попробовать 4-местный mixed dorm, чтобы сэкономить – 70 Ю с человека, отдельный же 2-местный номер стоил 120 Ю с человека. После заселения (номер маленький, две двухярусные кровати) и обязательного душа (забегая вперед, отмечу, что в течение всего путешествия душ приходилось принимать по два-три раза в день) отправились вспомнить знакомые улицы Шанхая. Уйгурский квартал уже совсем не тот – на месте замечательных уйгурских кафешек с огромными тарелками мяса теперь в основном безликий западный фастфуд. Нашли один из немногих ресторанчиков с китайской кухней, неплохо поели, хотя мяса в мясном блюде было совсем немного. По Nanjinglu прогулялись до набережной Bund, полюбовались на сверкающий Пудун.
Вечером на реке хорошо, дует хотя и теплый, но все равно освежающий ветерок, а вот внутри городских кварталов – духота неимоверная! Ближе к 11 часам вечера двинулись к метро, памятуя о том, что оно скоро закрывается, однако не рассчитали время, и при переходе на другую ветку уткнулись в закрытый переход. Пришлось выходить наверх и ловить такси. Такси поймалось оригинальное – представьте себе, это был мопед! Шустрый водила поймал нас возле выхода из метро, говорит, поехали на мопеде за 20 Ю, на машине дорого будет. Мы посмеялись сначала, говорим, что нас двое, плюс водила, как же мы втроем на мопед сядем? Ладно, рискнули, едем. Ощущения, как на аттракционе: летим, резкие повороты, мгновенные перестроения, и нас подрезают, и мы подрезаем постоянно, такое впечатление, что правил вообще нет. Однако все участники движения спокойны, если проскочить не получается, притормаживают, пропускают и едут себе дальше такими же зигзагами, лавируя между пешеходами, машинами и мопедами. Кстати, в Шанхае, как, впрочем, и во всем Китае, велосипедисты почти в полном составе пересели на мопеды, как бензиновые, так и электрические. Да-да, знаменитые армии китайских велосипедистов – это уже история! А вот электромопеды ночью – это интересно: фары обычно выключены (видимо, экономят аккумулятор), едут совершенно беззвучно. Выскакивают из-за угла, как призраки, и исчезают в ту же секунду. На мопедах ездят семьями: дети то в корзине на багажнике, то на полу между ног водителя, не раз видели, как четверо взрослых катят, причем довольные. Возят сумки, чемоданы, грузы, причем иногда такие, что и в машину не влезут – крыши и дверей у мопедов же нету .
Приехали в хостел, а наши соседи (двое парней-европейцев) уже спали. С выключенным кондиционером. Мы постеснялись спросить их насчет того, можно ли его включить. Это была настоящая тропическая ночь, как в книжках, - душная и липкая. Я спал, как морская звезда, раскинув руки и ноги, чтобы меньше потеть. Утром бегом рванули в душ. Больше без кондиционера мы в течение путешествия не спали. Думаю, что лучше все-таки семейным парам в отдельный номер заселяться – с женой проще договориться.
Утром вкусно и бесплатно позавтракали в столовой хостела, стол шведский. После завтрака выписались из номера и сдали сумки в бесплатную камеру хранения, чтобы не платить за вторые сутки (расчетный час 12.00). Следующим пунктом нашей программы стал океанариум в Пудуне (билеты по 160 Ю). Китайские дети в обычной жизни сверхшумные, ну а здесь же они от восторга били все рекорды по децибелам. Но и к этому мы тоже сразу привыкли. Иногда мне тоже хотелось что-нибудь завопить от восторга. Все посетители, кроме нас, были с детьми. Если сказать точнее, все посетители были с сопровождающими взрослыми. После океанариума прогулялись по Пудуну, который можно описать в двух словах: он восхитителен. Помня о том, что это крупнейший финансовый центр, обменяли валюту в China Construction Bank по очень хорошему курсу. В магазины заходили охладиться и поглазеть, но покупать ничего не стали – дорого. Ближе к вечеру забрали сумки из хостела и выехали с вокзала Hongqiao в направлении Гуанчжоу. После пачки лапши около восьми часов вечера сон навалился незамедлительно и не отпускал до восьми часов утра.
В Гуанчжоу на Восточном вокзале (Guangzhou Dong Zhan) нас встретил Макс. Сразу на вокзале решили вопрос с дальнейшим переездом. Ехать на поезде с пересадкой через Наньнин не хотелось, поэтому, учитывая, что расстояние от Гуанчжоу до Бейхая около 500 км, предположили, что должен быть междугородный автобус по этому маршруту. И действительно, сходив на автобусную станцию, что находится направо от выхода из вокзала через подземный переход под ж/д путями (около 600 метров), купили билеты на автобус до Бейхая по 190 Ю и поехали к Максу домой. Макс живет в Гуанчжоу уже три года, год назад сюда переехал его друг Стас, они занимаются поставками в
Россию достижений китайского народного хозяйства. Для справки: Гуанчжоу считается торговой столицей Китая. Так что, если у кого-нибудь есть бизнес-интересы в Китае, могу свести с ними. Макс снимает квартиру в новом районе «Новый город Жемчужной реки» (ZhuJiang Xin Cheng), район классный, просторный, дома красивые, магазины, рестораны, все рядом. В первый день днем погуляли туда-сюда по пешеходному проспекту (не помню название) с шикарным видом на телебашню, ну а вечером, конечно же, большой компанией мощно посидели в кафе.
На следующий день провели несколько часов в плодотворном шопинге на рынках в районе главного железнодорожного вокзала (Guangzhou Zhan), здесь была масса качественных вещей по приемлемым ценам. Макс сообщил нам перед поездкой, что делать покупки в Гуанчжоу лучше, чем где-либо еще в Китае. Подтверждаю эту информацию. Вечером предприняли прогулку по парку, в котором располагается арена, где открывались Азиатские Игры 2010 года. Парк запомнился тишиной и каким-то романтическим настроением.
На третий и последний день в Гуанчжоу отправились за покупками на пешеходную улицу Shangxia Jiu Lu, где шопинг также неплох. На автобусную станцию отправились вроде бы загодя, но, по традиции, пришлось по мере приближения к станции бежать сломя голову. Сели в автобус за минуту до отправления. Автобус нас просто поразил: места лежачие в три ряда – два по бокам, один посередине, два яруса, лежанки узкие, но места хватает, длина их – примерно около 175 см. На каждом месте подушка и плед. Обувь снимают при входе, складывают в выдаваемые водителем пакеты и ходя по автобусу босиком. В автобусе чистота, кондиционер, 7-8 телевизоров, настоящий туалет (не био). Ехали без остановок. В общем, путешествовать на автобусе нам понравилось.
Окончание автобусного переезда оказалось неожиданным. В половине третьего ночи прибыли в Бейхай и выгрузили всех пассажиров прямо на улице, не на вокзале. Мы-то думали, что приедем утром и спокойно найдем хостел. А глубокой ночью найти хостел в Бейхае оказалось делом затруднительным. Сначала, как всегда, пристал таксист с предложением недорогой гостиницы за 300-400 юаней. Мы же рассчитывали на 80-90 Ю с человека в хостеле. Поехали с ним искать 21 Youth Hostel, что на острове Waisha, остров оказался совершенно темным местом безо всяких указателей. Потом искали 5080 Hostel в центре города, тоже безрезультатно. Таксист продолжал ныть, что искать бесполезно и надо ехать в его гостиницу. Нам это надоело, мы рассчитались и пошли искать 5080 Hostel пешком, так как, судя по карте, он был совсем рядом. Ночные улицы Бейхая шокировали огромными кучами мусора почти на всю ширину дороги и шныряющими между ними стаями крыс. Двигались по карте уверенно, нашли ориентиры, однако, в том месте, где должен был быть хостел, ничего похожего мы найти не смогли и так кружили по близлежащем переулкам два (!) часа. Блуждали мы не налегке, а с рюкзаками-чемоданами, жарко, темно, крысы, мусор. Можете представить, что наши ощущения были, мягко говоря, тревожными. Судя по всему, в бейхайских хостелах check-in пока не круглосуточный. В половине пятого нам попался Rui Ge Guesthouse (http://www.tripadvisor.ru/Hotel_Review-g297420-d1996945-Reviews-Ruige_Hotel-Beihai_Guangxi_Zhuang.html). Есть только один трехместный номер за 200 Ю– ура! Кроме душа и кровати, нам больше ничего и не надо! Хотя было бы лучше, если бы имелся wi-fi, мы не звонили домой три дня, дома даже забеспокоились.
Утром, выглянув в окошко, не узнали улицу, которая вчера была забита мусором, - теперь она была чиста! Поздно вечером все мусорные контейнеры вываливают прямо на дорогу, всю ночь мусорщики сортируют и убирают отходы, и к утру – вуаля! – никакой грязи. Сразу же купили автобусные билеты до Гуйлиня на вечер следующего дня по 170 Ю и отправились на Серебряный пляж (Yin Tan) на автобусе за 2 Ю. Пляж в Бейхае действительно замечательный! Песок мелкий-мелкий, почти как пыль, море теплое и ласковое, небо было слегка облачное, поэтому было не слишком жарко. Однако нескольких часов на пляже в первый же день нам хватило, чтобы слегка «сгореть». В обед заказали из аквариума в прибрежном ресторане по паре огромных крабов: восхитительное блюдо, просто пальчики оближешь, можно было ничего больше и брать.
На следующий день решили съездить на корабле на вулканический остров WeiZhou полюбоваться на коралловые рифы и красивые виды острова. Однако на морском вокзале все билеты до обеда оказались раскуплены, ехать на полдня не хотелось, к тому же день был очень жаркий, и жариться на солнышке в самое пекло не хотелось. И мы поехали на такси в парк Hong Zhu Lin (билет 105 Ю), музей под открытым небом в виде обычной рыбацкой деревушки, где можно бродить по мелководью во время отлива в поисках ракушек и лежать в гамаках в тени деревьев. Немного побродив, мы залегли в гамаки и устроили себе сиесту на время жесткого послеобеденного зноя. После музея еще искупались на Yin Tan, поужинали и сели, точнее, улеглись в автобусе до Гуйлиня.
Приезжать в 6 часов утра на автовокзал в центре города гораздо приятнее, чем десантироваться в кромешной тьме где-то на улице. Вокзал находился возле центральной улицы Гуйлиня Zhongshan Nanlu, 10 минут неспешным шагом на юг по этой улице, и вот перед нами железнодорожный вокзал. Билеты, к нашему большому сожалению, были только сидячие, и на поезд К22 (238 Ю), который прибывал в Пекин за три часа до вылета в Улан-Удэ. Делать нечего – будем ехать сидя 28 часов. Вернувшись на автовокзал, сели в автобус до Яншуо за 18 Ю (на ж/д вокзале предлагали довезти «всего» за 150 Ю). Ехать по деревенской дороге занятно: вместе с туристическими автобусами едут грузовики с сельхозпродукцией, разношерстная публика на мопедах и доисторические трактора. Кстати, ехали 65 км. довольно долго, около 2 часов.
Автобус шел через Яншуо, поэтому высадил нас далековато от знаменитой Xijie или West street, и нам пришлось протопать туда полчаса. Яншуо впечатляет: дома стоят в буквально в метре от отвесных скал высотой 100-200 метров, идешь по улице, а горы заслоняют полнеба с одной стороны и полнеба с другой. По информации из отзывов, по адресу Xijie, 102 должен был быть неплохой хостел, но там оказался не хостел, а неплохая гостиница Holiday Inn (http://www.wego.com.ru/hotels/china/guangxi/xijie-youth-hotel-408857). Нормальный номер с видом на горы стоил 198 Ю, без вида – 130 Ю. Чистенько, тихо, бесплатный wi-fi, в самом центре города, правда, тараканы иногда вылезали попугать супругу, а на меня они впечатления не произвели. Первым делом отправились в ресторан и съели восхитительную жареную утку. Впрочем, о кухне в Яншуо стоит рассказать поподробнее. Меню везде с фотографиями блюд, на китайском и английском языках, персонал везде говорит на чистом китайском языке, безо всяких диалектов и косноязычия, могут и по-английски. Огромное количество ресторанов, кафе, закусочных, пабов и уличных торговцев едой. Ну а еда просто выше всяких похвал. В нашем послужном списке оказались утка, зеркальный карп с овощами, курица с арахисом, каждое из этих блюд мы будем вспоминать еще долго.
Взяли в аренду горные велики за 15 Ю, а обычная такса – 10 Ю за обычный велик, 20-30 Ю – за простой горный, 40-50 Ю – за навороченный горный. Двинулись в сторону Лунного холма (Moon Hill, Yueliang Shan). Для поездки нужны крепкие нервы: движение плотное, для велосипедов места достаточно, но вилять не получится, все время мимо проносятся автобусы, грузовики, легковушки, мопеды. Пара километров ушла на адаптацию к движению, а вот адаптация к сиденью так и не удалась. Если вы не привычны к горному велику и не собираетесь ездить по грязи, лучше берите обычный. На обычных сиденья пошире, а дороги в основном асфальтированные. В первый день побывали только на Лунном холме. Вход на холм стоит 15 Ю, но недалеко от входа тетка в бамбуковой шляпе сделала нам предложение купить билеты у нее по 5 Ю, к которому мы отнеслись настороженно, но все же приняли. Так вот она нас провела 100 метров вдоль забора, и мы в том месте, где возле забора было сложено несколько камней, просто перелезли через него. Она провела нас до тропы на холм, и мы просто отдали ей десятку. Ну а на выходе, как она и заверяла, билетов не спрашивали. Вот это бизнес!
На второй день договорились со слегка англоговорящей тетенькой о том, что она поработает нашим гидом за 30 Ю и организует сплав на бамбуковых плотах (bamboo rafting) по реке Yulong и посещение пещеры Золотой Воды (Gold Water Cave, вход 100 Ю, в цену входят купание в грязевом и минеральном бассейнах, а также душ). На этот раз взяли велотандем за 20 Ю – просто класс! - сидеть удобно, скорость шикарная, крутить педали можно по очереди. К отправной точке сплава в нескольких километрах к западу от Яншуо приехали на великах, купили билеты по 80 Ю и поплыли. Речка Yulong тихая, спокойная, а для поднятия адреналина через каждый километр устроены искусственные пороги из бетона высотой до метра.
Я не преминул возможностью искупаться прямо с плота – водичка тепленькая, прозрачная, с красивым зеленоватым оттенком. Сплав занимает около 2 часов и оставляет массу впечатлений. Кстати, прямо на порогах вас будут фотографировать с плавучих фотоателье и предлагать распечатанные фотки за порядочные деньги, советую жестко торговаться. Еще прикольно наблюдать плавучие рестораны и другие торговые точки. В конце сплава наша тетенька-гид ждала нас с нашим велотандемом, и мы покатили в пещеру Золотой Воды. В пещере было тепло и красиво, в грязи купаться не стали, а вот в минеральном источнике полежать было приятно.
На обратном пути заехали в парк Большого баньяна (Big Banyan Tree, вход 20 Ю) - баньян не разочаровал, настоящий исполин!
Вечером тетенька уговорила поехать на светомузыкальное шоу Чжана Имоу всего за 50 Ю с носа. Мол, билеты для иностранцев дорогие, от 200 до 600 Ю, а для местных билеты подешевле. Вот это был развод! Приехали на противоположный от трибун берег реки Li, сели на какие-то табуретки с кучей таких же экономных зрителей и смотрели шоу с расстояния около километра. Людей с орлиным зрением, может быть, такой вариант устроит, а нас не очень.
На третий день после получения претензий за шоу тетенька-гид выдала нам билеты на проезд по реке Li от Xingping до Yangdi по 130 Ю и отправила нас на рейсовом автобусе в Xingping (8 Ю), где нас встретили и посадили на пластиковый плот с мотором. Гид уверяла нас, что плот бамбуковый и приводится в движение путем отталкивания от дна бамбуковым шестом, как на реке Yulong. На мой вопрос, можно ли плыть таким образом против течения, тетенька уверенно ответила, что можно. Плот же оказался шести-восьмиместным с таким тарахтящим допотопным мотором, что видеокамеру на время пришлось отложить в сторону.
Во время поездки мы заметили, что по течению все плоты идут с пассажирами, а часть плотов, идущих против течения, пустует. Предположу, что поездка против течения может обойтись и дешевле. Если бы мы нашли попутчиков на плот, то могли бы еще сэкономить. Река Li гораздо больше, чем Yulong, течение быстрое, вода прохладная. Горы здесь фантастические, огромные, фотографировать устаешь сразу.
Из-за шума мотора с лодочником много не поговоришь, так что мы просто ехали и крутили головами во все стороны. Красота! Пообедали в деревушке Yangdi и на рейсовом автобусе (9 Ю) вернулись в Яншуо.
Вечером Xijie превращается в одну большую сувенирную ярмарку – народу уйма, с 8 до 10 часов вечера к гостинице подойти непросто. Однако, народ на отдыхе весь расслабленный и дружелюбный, так что немного потолкаться было несложно. Отдыхают в основном китайцы, причем чаще целыми семьями с детьми. Иностранцев тоже много, судя по всему, большая часть из них – американцы.
Следующие два дня, 24 и 25 августа, неожиданно для нас оказались заполненными необычными событиями. 24-го вечером у нас был поезд из Гуйлиня, мы решили приехать утром и попробовать поменять билеты на поезд пораньше с плацкартными местами. С обменом билетов ничего не вышло, возле вокзала мы наткнулись на продавца автобусных билетов, который заверил, что за 24 часа и 450 Ю нас с комфортом доставят в Пекин на спальном автобусе, и что отправляется автобус прямо сейчас. До самолета у нас было 36 часов, поезд отправлялся только через 6 часов и должен был идти 28 часов, оставляя нам только полтора часа на путь от Западного вокзала до аэропорта Пекина, причем в ночное время. Несколько минут подумав, мы взяли билеты на автобус и сдали билеты на поезд. Кстати, сдать их довольно легко и быстро. Удерживается только сбор 5%. Как же мы попались! Сначала мы полчаса сидели на улице у вокзала, затем шустрый парень (эти парни все очень шустрые!) загрузил нас и еще десяток человек по пути в семиместный микрик и выгрузил где-то на окраине города. Там было еще около 20 человек, нам дали пластиковые стулья и сказали, что автобус будет с минуты на минуту. Так прошло еще 2 часа. Потом шустрый парень загнал человек 10, и нас в том числе, в микрик и привез под мост, где предложил перелезть с чемоданами через несколько ограждений и кусты, и мы оказались на обочине скоростной автотрассы. Еще каких-то 20 минут, и нас засовывают в грязный автобус, на котором написано, он идет не до Пекина, а в какое-то другое место. Спрашиваю у одного из таких же, как мы, бедолаг, куда это мы поедем. Тот отвечает, что в провинцию Хэнань. Из моих познаний в географии Китая, я выудил только то, что есть такая провинция. Спрашиваю у шустрого парня, в чем дело, тот отвечает, что проблем нет, будет пересадка и сразу поедете дальше. Еще полчаса компания шустрых парней, состоящая из водителей автобуса и гуйлиньских ловкачей, ругалась и делила деньги, ничего не объясняя нам, в 5 часов вечера, т.е. через 4 часа с момента покупки злополучных билетов, автобус тронулся по направлению куда-то на север. Автобус был гораздо хуже предыдущих - мусора навалом, лежанки и одеяла грязные, туалета нет. Но это как-то можно было пережить. Самое главное, что автобус шел гораздо медленнее поезда. Мы уже к этому времени давно поняли, что воспользовались услугами частных полулегальных автобусных перевозчиков, которые пользуются нехваткой государственного железнодорожного и автобусного транспорта, и что никаких гарантий добраться до Пекина вовремя у нас нет. На наши вопросы водители постоянно врали, что в Пекине мы будем днем, максимум вечером. У пассажиров я узнал, что едем мы до города Сючан (Xuchang), что в 1300 км от Гуйлиня и приедем утром. Настроение было просто ужасным. Оставалось только смириться с ситуацией и надеяться на то, что все-таки успеем. В Сючан мы прибыли в 13.00, через 20 часов после выезда из Гуйлиня. Автобусные уроды высадили всех пассажиров и сунули деньги какому-то мужику. И он просто повел нас на автовокзал покупать билеты на рейсовый автобус до Пекина. Ближайший автобус прибывал в Пекин в 3 часа ночи, т.е. через час после вылета нашего самолета. Ближайший поезд прибывал в 5 часов ночи. В Сючане аэропорта не было. Нервы у нас не выдержали, и на несколько минут мы просто впали в отчаяние. Однако, нужно было искать какой-то выход. И он нашелся! Сопровождавший нас мужик оказался человеком совестливым. Он нашел авиакассу, где после получасовых поисков нашлась сообразительная девушка, которая продала нам последние билеты на последний рейс до Пекина из аэропорта города Чжэнчжоу, что в 60 км от Сючана, за 720 Ю. В авиакассе нам объясняли, что в Гуйлине много мошенников, и что не надо было им верить, хотя к этому времени про автобусных мошенников мы уже знали достаточно. Предлагали обратиться в полицию, но мы посчитали, что свои обязательства по перевозке мошенники в целом выполнили, правда, не за 24, а за 37 часов, так что ловить их, скорее всего, не будут. А деньги за автобус до Пекина тот мужик нам вернул, за вычетом своей комиссии. Так что совет следующий: если едете на междугороднем автобусе, покупайте билеты только на автовокзалах, где перевозчики государственные и так кидать не принято. Кстати, из нашего автобуса в Сючане выгрузился парень, который тоже ехал в Пекин из Гуйлиня, правда, выехал он на сутки (!) раньше нас.
На наше счастье, рейс прибывал по расписанию за полтора часа до окончания регистрации рейса до Улан-Удэ в тот же терминал 3. Девушка из авиакассы посадила нас на специальный автобус из соседней гостиницы до аэропорта Чжэнчжоу, и через час мы с ощущением нереальности происходящего стали дожидаться своего рейса в огромном шикарном здании аэропорта. Уровень комфорта для авиапассажиров в Китае просто зашкаливает – ничего подобного в России нет. Самолет прилетел с опозданием на полчаса, однако имевшийся небольшой запас времени позволил нам сразу после получения багажа зарегистрироваться на рейс вовремя и еще полазить по дьюти-фри. Оставшийся путь домой никаких приключений не содержал, о чем мы ничуть не пожалели.
Напоследок замечу, что сейчас путешествовать по Китаю уже не так дешево, как раньше. Цены в кафешках не слишком отличаются от российских закусочных, мяса в блюдах намного меньше, чем у нас, хотя по части вкуса и разнообразия китайская кухня несомненно превосходит нашу. Китайцы с ростом благосостояния стали больше ездить, и билеты на поезда нужно выкупать задолго до поездки, можно делать это через китайские турагентства за немалую комиссию. Вообще, на большие расстояния лучше лететь самолетом, ведь билеты можно покупать, находясь в России, да и цены вполне приемлемые. Гостиницы хоть и стали дороже, но все равно дешевле, чем у нас, да и мест предостаточно. Одно осталось прежним – Китай остается самой красивой, загадочной и притягательной страной для самостоятельных путешествий, в чем мы в очередной раз убедились.
Александр
31.10.2012