Только сейчас, почти год спустя я, наконец-то смогла записать свои воспоминания о прекрасной поездке по
Скандинавии, которую мы совершили в конце мая – начале июня 2011 г. У кого хватит сил, может попытаться прочитать мои записки, которые я написала в виде дневника.
Наш маленький женский коллектив решил провести часть своего отпуска на Норвежских фьордах, куда мы решили ехать на машине. У каждой из нас были разные причины не брать с собой мужчин, но факт остается фактом, мы решили ехать одни, не опираясь на уставшие после весеннего авитаминоза мужские плечи.
Итак, нас впереди ждали приключения, а как некоторые полагали – сплошные авантюры. Ведь всего одна из нас была в
Норвегии и
Швеции, и то, в
автобусном туре. Вторая весело рулила на своей машине по
Финляндии, но никогда не покоряла, ни Шведские, ни тем более, Норвежские берега. А третья – за границей вообще ни разу не была. Зато у нас было две веселых водительницы, один штурман, чудо-сумка-холодильник, подключающаяся и к прикуривателю и к розетке в гостинице, один навигатор «Garmin», а главное, машина Nisssan X-Trail.
Начали мы подготовку с изучения отзывов о подобных поездках в интернете, коих нашлось великое множество.
Самое главное, что мы поняли, читая отзывы, что хоть и хотелось сэкономить, но спать в палатках под дождем и бороться с походной плиткой – мы, хоть и закаленные российской действительностью, просто не смогли бы. Зачем пугать местных аборигенов нашими не выспавшимися физиономиями, стучащими от утренней росы зубами и свирепо горящими от борьбы с палаткой и походной плиткой глазами. Мы хотели, чтобы местные жители не прятались при нашем приближении по оврагам, увидев наши злобные лица, мелькающие за стеклом автомобиля, а радостно уступали нам дорогу, с умилением наблюдая за добропорядочной ездой скромных и добрых русских путешественниц. Поэтому мы решили забронировать номера в самых дешевых гостиницах.
Самыми дешевыми оказались номера в хостелах и гостиницах, расположенных в арабско-африканских кварталах.
Мы, конечно, ехали за экзотикой, но никак не за воспоминаниями о детском садике с общим туалетом и душем (это я про хостел), и совсем не за тем, чтобы волноваться, не разобьет ли какой-нибудь афро-арабский весельчак стекла нашей машины, чтобы спереть банку тушенки или недоеденный бутерброд.
Пришлось обратить внимание на самые дешевые из более дорогих гостиниц.
И в результате нами были забронированы номера в приличных, как нам хотелось бы верить, гостиницах и в двух отельчиках на фьордах (список и описание можете посмотреть в конце). Причем за номер в гостинице Hotel Oden (
Стокгольм) и за билеты на паром (авто пакет) деньги с карточки Visa сняли сразу, так как мы покупали самые дешевые билеты, с не возвращающейся стоимостью. То есть хоть на велосипедах, хоть на самокатах, но, мы должны были ехать в эту поездку.
Вообще-то советую бронировать номера в гостиницах, где планируете остановиться, заранее. Мы начали этим заниматься в середине февраля, и уже тогда поняли, что надо торопиться. В некоторых гостиницах мы успевали забронировать последние номера, в других – предпоследние, и на следующий день оказывалось, что последние номера расхватали туристы из
США или
Японии. А в двух гостиницах у нас увели номера прямо из-под носа, причем один из опередивших нас был меланхоличный финн. Ну что тут скажешь, сами были виноваты, слишком долго мы прокладывали маршрут. Примерно неделю мы созванивались по телефону, обсуждая все достоинства и недостатки намеченного маршрута, и только два раза смогли встретиться, чтобы наконец-то забронировать выбранные нами гостиницы.. В общем, к 23 февраля, на все интересующие нас даты все интересные гостиницы были забронированы, хотя, мы все-таки ухитрились захватить номера в большинстве из намеченных.
Во время этой кутерьмы пока мы бронировали гостиницы, периодически меняя маршрут, оставалось только радоваться, что у нас шенгинские годовые визы. «Финики» выдают эти визы, жителям Северо-Запада, оценив широту нашей души, которая не позволяет нам выйти с пустыми руками из финских магазинов. И пока мы ездим в гости к финнам, их экономика, пусть и со скрипом, но одолеет все финансовые кризисы. В общем, о визе нам беспокоиться было не надо.
Но перед самой поездкой возникли другие проблемы. Наша вдохновительница и владелица машины – Ольга – загремела в больницу с обострением панкреатита. Прошедшие друг за другом праздники ее поджелудочная не перенесла.
Меня друзья совращали поехать в
Италию.
А вторую Ольгу ее директор пугал страшными картинками ее преждевременной погибели в этом путешествии, и всеми силами своей руководящей души, отговаривал ее от этой поездки.
Но к 30 маю, мы всё же были готовы ехать. Я твердо отказалась от Италии, одна Ольга накупила детского питания и сушек, чтобы продолжать в дороге соблюдать щадящую диету для поджелудочной, а другая Ольга, полная решимости встретить стойко все невзгоды, которые, по словам некоторых нам предстояли, давно уже была готова к поездке.
1 день
Ольга собиралась заехать за мной в 5.30. Естественно, я не успела все собрать к этому времени. И выехали мы в 5.50. Дорога была все ещё свободная. И хоть спокойно можно было поспать, Ольга вела машину надежно, видимо, сказывалось возбуждение перед дальней дорогой. Мне было не заснуть.
В этот ранний час мы благополучно миновали засаду гашников, нагло устроенную даже не в кустах, а посреди загородного перекрестка. И в Энколово, куда мы заехали за второй Ольгой, были уже около семи. Бодро распихав все наши сумки и чемоданы, которые заняли весь багажник, и даже, часть заднего сиденья, мы благополучно выехали на «большую» дорогу. Дороги все еще были пусты. Водители грузовиков – доброжелательны. Они периодически съезжали на крайнюю правую полосу, пропуская нас. Всё вокруг дышало радостью и благодушием, настроение было прекрасное…
На границе перед нами оказалось всего 3 машины. А ведь еще 2 недели назад в это время на границе стояло до 150 машин на выезд. Тогда Северо-Запад понесло открывать визы. Видимо, сейчас основной поток уже пронесло.
Зато российская пограничница, видимо решила продлить наше пребывание на родине и с чувством, не спеша, облазила весь салон нашей машины, заставив, даже откинуть задние сиденья, чтобы полюбоваться на наши чемоданы. Не найдя при осмотре ничего криминального, нас выпустили. И на финской границе мы были в очереди уже вторыми, что является для нас исключением, т.к. мы обычно встаем в самую длинную и медленнодвигающуюся очередь. Сейчас же самая длинная очередь стояла к большому зданию пропускного пункта.
Радуясь быстрому прохождению границы и весело улыбаясь, я прошла вместе со всеми на таможенный пункт, где, рассеянно разглядывая памятки, развешенные по стенам, я наткнулась на плакат, нарисованный заботливой рукой финского пограничника, который наглядно показывал, какие продукты запрещены к ввозу в Финляндию. Посередине плаката был нарисован огромный окорок, перечеркнутый жирной чертой. Улыбка спала с моего лица, и мое бедное сердце застучало в три раза быстрее, ведь у нас в багажнике, в сумке-холодильнике, лежали два аппетитных куриных окорока. Я почувствовала, как душа моя уходит в пятки, как мои глаза судорожно забегали по сторонам, пытаясь уцепиться хоть за что-нибудь безобидное. Я, конечно, знала, что мясопродукты в страны Евросоюза ввозить нельзя, но суровая черта, перечеркивающая на плакате окорок, как-то уж очень сильно подействовала на мою тонкую душу.
Финские же пограничники не обратили никакого внимания на мой вид завзятого контрабандиста, и пропустили нас, не обыскивая машину. Бодро стартанув с места, мы понеслись к знакомой «шайбе», ожидая в любую минуту погони. И, потом, по дороге в
Хельсинки, я несколько раз слышала звуки полицейской сирены. Правда, кроме меня, этих завываний никто не слышал. Говорят, это были «глюки».
В «шайбе» же мы и перекусили (для тех, кто не знает «шайба» - это гибрид магазина с финской столовкой, расположенный рядом с границей). Одна Ольга ела детское питание, вторая, как и я, решила опробовать, чем же кормят на так называемом «шведском столе с одним подходом». Еда нам очень понравилась. А квас был выше всяких похвал. Я в него влюбилась.
Покончив с едой и немного отдохнув, мы двинулись дальше.
Я сменила Ольгу на водительском месте и, мы без приключений доехали до Хельсинки, где и были около 13.00.
Для начала нашли зону посадки на паром (№ 6). Потом поехали в центр Хельсинки поменять евро на шведские кроны, т.к. в Питере из-за недостатка времени, смогли купить только норвежские кроны. Нашли обменный пункт Forex на центральном железнодорожном вокзале. Машину, покрутившись вокруг вокзала, решили поставить на подземную парковку. При въезде на парковку взяли в парковочном автомате карточку. Покрутив карточку в руках, решили, что парковка оплачивается, как у некоторых наших магазинов, час – бесплатно, потом – за деньги. Поменяв валюту, сели в машину и поехали на выезд. Вставили парковочную карточку и стали ждать, когда поднимется шлагбаум. Не тут-то было. Шлагбаум даже не качнулся. А в окошечке автомата, куда мы запихнули карточку, появилась какая-то надпись и цифра – 0,97 EUR. Мы запихнули в автомат карточку VISA. Эффекта – ноль. За нами уже встало несколько машин. Нажали на автомате кнопку «HELP» и нам ответил финский благожелательный голос. На русском, он, почему-то не говорил, а по-английски сказал, что надо запихнуть сначала парковочную карточку, а потом платежную карточку. Мы так и сделали. Ничего не изменилось, кроме цифры на экране автомата. Цифра стала равна 1 EUR. Шлагбаум оставался неподвижен. Мы начали судорожно запихивать карточки в автомат, в разной последовательности. Эффекта опять никакого. «Финик», наверное, в тайной надежде, что мы уехали, расслабился и не сразу ответил на наш повторный призыв. После некоторого молчания, у него прорезался голос, и он спросил, чем он может нам помочь? Чем – открыть шлагбаум и выпустить нас. Мы ему объяснили, что 2 раза вставляли карточку и ничего. Подруга задумалась и сказала – карточку VISA. Тут задумался «финик». И после некоторого молчания (в тишине было слышно, как у него ворочаются мозги), сказал – «Хорошо, я поднимаю шлагбаум. Проезжайте». И действительно, шлагбаум дернулся и плавно пополз вверх. Я вообще-то не говорю по-английски, только отдельные слова понимаю, поэтому для меня было полной неожиданностью, что нас выпускают из этого подземелья. Я задумчиво смотрела на поднявшийся шлагбаум, соображая, не опустится ли он нам на крышу машины, когда мы попытаемся проехать под ним. Но нетерпеливые гудки сзади стоящих машин придали мне уверенности, и мы выскочили на свет божий, веселясь от души, ведь деньги с карточки VISA так и не сняли (к подруге приходили SMS-ка на любое снятие денег с карточки). Интересно, что стоящие сзади нас «финики» ни разу, пока шлагбаум был закрыт, не бибикнули, что радует. Но и не вышли из машин, чтобы нам помочь, что огорчает.
Уже потом, дня через 2, по интернету, мы посмотрели, как должны были оплатить парковку. Платить надо было где-то у лифтов, в автоматах. И, в течение 15 минут с оплаченной парковочной карточкой загрузиться и успеть уехать с парковки. В следующий раз заплатим – решили мы. Что думал «финик», выпустивший нас, нам не известно.
Вернулись опять в порт, где и заправились на рядом стоящей бензоколонке Neste. Боясь нарушить правила ввоза бензина в Евросоюз, мы перед границей заправили полный бак машины и только в одну канистру залили 15 литров бензина. Но теперь, пройдя финскую границу и обрадовавшись, что мы удачно провезли контрабанду в виде куриных окороков, мы почувствовали в себе силы нарушить правила при посадке на паром и въезде в Швецию. И, полностью, до упора заполнили бензином и нашу машинку и две канистры по 20 литров в придачу.
Это был наш первый опыт заправки в Финляндии. Но у нас все получилось достаточно удачно. Возможно, залогом нашего успеха был финн, проходящий мимо, и пойманный нами для разъяснений правил заправки. Но, в большей степени помогло то, что у автомата была функция выбора языка и мы смогли выбрать русскую версию меню.
Заправившись, поехали на торговую площадь у причалов и, нагло припарковали машину вне разметки для стоянки. В очередной раз, не заплатив за стоянку (мы где-то читали, что в выходные в Хельсинки парковка бесплатная) отправились рассекать торговые ряды. Побродив среди лотков с товарами, сделанными в национальном стиле, решили двигаться в сторону парома.
Мы уже подъехали к зоне № 6 у причала, когда под колеса нашей машины бросился какой-то мужчина с дико горящими глазами и взъерошенными волосами. И хоть он был не похож на финна, наш соотечественник в нем угадывался слабо. Но оказалось, все же, это он, наш родной, немного зашуганный российский мужичок. Просто увидев родные номера, бросился к нам спрашивать, как проехать к парому и можно ли ему поставить машину на стоянке у бензоколонки.
Машину у бензоколонки мы ему разрешили поставить. Пусть ставит на платную стоянку, нам-то что. Но заботливо предупредили, чтобы он не удалялся от въезда на зону посадки на паром. Ведь через 10 минут посадка уже начнется. Тогда он спросил, можно ли ему поставить свою машину на стоянке в зоне № 5.Конечно мы ему снова разрешили. И он радостный побежал к своей машине. Мы были настроены благодушно, и если бы этот мужичок спросил у нас разрешения проехать по Хельсинки со скоростью 100 км/ч и подрезать несколько автобусов и трамваев, я думаю, мы бы ему и это разрешили. Что делать, если мы такие добрые.
Оказав помощь ближнему своему, мы решили посмотреть въезд на территорию причала и увидели, что всех уже запускают. Поехали и мы. Нам выдали посадочный талон на машину и посадочные талончики для пассажиров, которые выполняли функцию ключей от каюты. После чего мы еще более часа стояли на причале, в накопителе для машин, ожидая, когда нас пустят на паром. Пофотографиров машину и себя на фоне парома и машины, мы заскучали, и я не заметила, как стала засыпать. Разбудили меня громкие крики – «Наташа проснись, наша 1-ая линия едет». Чуть не включив спросонья на автомате заднюю передачу, я все же довольно бодро рванула за уехавшими вперед машинами. Можно было не торопиться, паром без нас, я так думаю, не уплыл бы.
Всю нашу линию загнали в трюме на верхнюю платформу. А мы, как одни из последних, оказались на самом скате. Причем под колесами бегали финны и, размахивая руками, просили подъехать к впередистоящим машинам как можно ближе. Ужались достаточно, за нами еще ряд встал. Остальные машины с соседних линий парковались в нижней части трюма. И чего мы так спешили?
Пока мы осторожно открывали багажник машины, пытаясь не задеть сзади стоящую, с российскими номерами машину, наш скат, незаметно для нас подняли и, мы оказались на ровной поверхности. Порадовало, что у всех машин, стоящих, как и наша, на скате, исправны ручники. А то бы американские горки были бы обеспечены.
Не успели мы оглянуться, как все уже убежали к своим каютам. И только мы возились, вытаскивая чемоданы и перерывая все в поисках нужных нам пакетов. Уходили с нашей площадки последними. Тормознулись перед выходом с парковки. Я безуспешно пыталась открыть дверь, дергая ее за все, что из нее торчало. Дверь не открывалась. Но обладая умом и сообразительностью, мы быстро догадались, что нужно ударить по красной огромной торчащей «пимпе». Дверь открылась сама. Ура!!!
Запомнив животное, нарисованное при выходе, рядом с дверью, а это была пятнистая корова, пошли искать свою каюту, которая была расположена на самой нижней палубе. Нашли быстро. Место, где она располагалась, судя по всему, обещало много новых впечатлений.
Рядом с нашей каютой была расположена сауна. А мимо нас проплыла, наверное, арабская королевна, ну очень красиво одетая. На ней была кофта, обтягивающая ее пышные формы и богато отделанная кружевами и вышивкой; огромная черная юбка в пол, на которую пошло, наверное, не меньше километра бархата. Правда ювелирных украшений я на ней не заметила, но кто же их надевает в подобных катакомбах. Ну, очень интересная женщина. Но, то ли из-за возраста (что-то около 50 лет), то ли из-за юбки, струящейся вокруг ее совсем не худенького тела, но она очень напоминала «бабу на чайнике». Но все равно глаз радовала. А вот три товарища с юга, стоящие в коридоре в одежде, состоящей только из обернутого вокруг бедер полотенца, глаз не радовали совершенно. Но мы на такие мелочи внимания уже не обратили и, приложив последние усилия, втащили свою поклажу в каюту. Сил оставалось только на вечерний ужин, чтобы наконец-то прикончить тайно ввезенные в Финляндию куриные окорока, и на посещение Duty Free. Заснули сразу. Хотя кто-то из нас и просыпался ночью от какого-то шума в коридоре, выспались превосходно.
2 день.
Позавтракав в ресторане парома и оценив шведский стол по достоинству (мне показалось, что здесь немного лучше шведский стол, чем на «Принцессе Марии»), я пошла, разведывать пути прохода к стоянке автомашин. Все двери выхода на стоянку автомашин были заблокированы. Соответственно и наша, с нарисованной пятнистой коровой, тоже. Но рядом с дверью стоял парень с кучей чемоданов. Я вспомнила, что в школе, кажется, изучала английский язык, и спросила его; «Du your speak English?» Он задумался, и чуть помедлив, ответил; «Yes». Потом подумал еще и сказал; «Но лучше со мной общаться по-русски». Я обрадовалась и спросила, во сколько начинают пускать к машинам.
«Как паром причалит, сразу начинают пускать. Осталось уже недолго» - ответил парень. Недолго, удивилась я, еще целый час до прихода в порт. Я сообщила ему эту прискорбную весть – часы у него выставлены по финскому времени, и, ждать ему тут еще целый час, ведь паром прибывает в 9.40 по шведскому времени. Парень недолго прибывал в задумчивости, переваривая информацию. Довольно быстро до него дошло, что болтаться еще час в тесном проходе как-то некомфортно. Он подхватил свои три огромных чемодана и довольно бодрым шагом, насколько это было возможно с такой ношей, пошел вглубь корабля. Заодно, завернул обратно своих детей, попавшихся ему по пути и, скорее всего, судя по выражению лица парня, собственную тещу.
С чувством гордости, что я помогла ближнему своему, я вернулась в каюту.
Через час по «матюгальнику» громкой связи что-то начали говорить, сначала на финском, потом на английском языках. Мы так поняли, что безлошадных пассажиров приглашают к выходам, а нас - к нашим машинам.
Пока тащили поклажу обходными путями, все уже расселись по своим коням. Но у нас еще оставалось время погрузить свои пожитки в машину и пофотографироваться.
Я, как «эксперт», рассказывала подругам, что, наверняка, мы будет съезжать с пандуса вперед, и времени у нас еще вагон. Ведь стояли мы в предпоследнем ряду. Пока я с жаром убеждала их, что мы может расслабиться, ожидая, пока впередистоящие машины освободят нам дорогу, наш край пандуса начал опускаться. Выезжать предстояло задом. Водитель стоящей позади нас машины напрягся.
«Вы только с ручника сразу не снимайтесь» - жалобно попросил он меня. Я ему клятвенно пообещала, что с ручника не буду снимать машину до последнего, и парня немного отпустило. Зря расслабился. Когда ему дали команду на выезд, он долго пятился задом. И с первого раза выехать ему не удалось. Пришлось выезжать за два захода. И не мудрено. Стоял он в самой ж..е, т.е. рядом с закругляющейся стеной, делающей место для маневра довольно ограниченным. Но ничего страшного не случилось, выехал.
Мы выехали удачно, с первого раза. Хоть и прыгал рядом с колесами какой-то мужичок в форменной одежде, размахивающий палкой, мы его не задавили, и, даже не задели. Весело проехав мимо скучающих шведских погранцов, мы наконец-то въехали в Швецию.
Первым делом забили стоянку в навигатор. Потом поехали на смотровую площадку (я еще с автобусной экскурсии помнила, где она находится). Машину я поставила позади туристического автобуса и, только мы успели отойти от машины, как увидели, что за нами встал автобус, в котором водитель, напоминающий своим видом только что поевшего хомячка, возмущенно плевался и размахивал руками. Такой «горячий» мужик, а физиономия - настоящего тихого шведа. Я потащила Ольгу, благо она смелая женщина и хорошо знает английский, выяснить, что его так разволновало. А то заплюет ее машину, подумала я, как потом увидеть, кто за нами гонится. Оказалось, как я и подозревала, что там, где мы встали – стоянка предполагалась только для автобусов, а легковые машины надо было ставить с другой стороны проезжей части. Пока он нам это все говорил, он раздувался все больше и больше, видимо от чувства собственной значимости. Но голос у него стал добрым, почти отечественным. «Если вы на машине, у вас будут проблемы с парковкой» - веско закончил он, и победно посмотрел на нас с высоты своего автобуса. Но мы люди покладистые, поблагодарив его и переставив машину, мы снова пошли фотографироваться.
Сняв все, что можно было, пошли грузиться в наш Nissanчик. Недалеко, в своей машине, сидел шведский водитель, и пристально наблюдал за нашей погрузкой. Я его сразу же заподозрила в страстном желании накапать на нас в шведскую полицию, за какие-то мнимые преступления, и постаралась сделать вид, что его физиономию доносчика не вижу. Когда же мы стали отъезжать, швед высунулся из машины, чуть не выпав из нее, и начал махать нам руками, изображая ветряную мельницу. Оказалось, в ту сторону, куда я собиралась выезжать – можно было выезжать только автобусам, а нам надо было возвращаться той дорогой, которой мы сюда приехали. Поблагодарив его (какой оказывается, добрый человек нам попался, зря я его подозревала) мы, весело хихикая, поехали на «обзорку» по Стокгольму. Хихикали же мы потому, что прочитали, что шведские мужчины очень застенчивы и скромны, хоть и жадноваты.
Застенчивости мы у них и дальше как-то не наблюдали. Особенно ее не наблюдалось, когда я немного начинала тормозить на светофорах, соображая, куда ехать дальше. На навигаторе мы не задавали цель поездки, просто включили обзор карты, т.к. я примерно помнила расположение местных достопримечательностей. Но если я после переключения светофора на зеленый, мгновенно не начинала движение, сзади сразу же начинали гудеть «скромные» шведы.
Вообще система переключения сигнала светофоров за границей меня немного нервирует. С зеленого на желтый, переключение происходит сразу, без предупреждающего и без краткого «подмаргивания». И боясь вылететь на перекресток, на желтый сигнал, приходится резко тормозить, что не прибавляет спокойствия ни мне, ни водителям сзади идущих машин. Но влететь нам в задницу, к счастью, ни разу никто не пытался.
Немного покатавшись по городу, поехали на остров Юргорден, решив посетить здешние музеи. Бесплатных стоянок вблизи музея «Васса» куда мы решили сходить, не наблюдалось, пришлось ставить машина на платную.
Долго воевали с парковочным автоматом. Он не хотел брать деньги с карточки Visa. Не хотел, ну и ладно, а вот почему парковочный талончик не хотел выдать – это вопрос. Пришлось поймать очередного застенчивого шведа и заставить его показать, как разобраться с автоматом. После того, как мы отпустили счастливого шведа, который все нам показал, разобрались и с автоматом, который еще немного покочевряжился и все-таки выдал нам парковочный талончик на 1 час. Запихнув талончик под лобовое стекло, и с удовлетворением поглазев на шведскую семейку, которая заступила на поле боя по борьбе с автоматом и у которой тоже не получалось выбить из него парковочный талончик, мы пошли в музей «Васса».
Рядом с музеем наблюдали, как местный водитель муниципального грузовичка при повороте направо свернул одиноко стоявший на обочине железный столбик. Водитель вышел, осмотрел машину, мельком взглянув на сиротливо покосившийся столбик, бодро запрыгнул в машину и был таков. Ни тебе вызова полиции, ни разборов с представителями, отвечающих за столбик – просто смылся с места происшествия. Вот нахал.
В двух предыдущих посещениях Стокгольма я ходила в музей скульптуры Миллеса (прекрасный музей, прекрасные скульптуры, выставленные под открытым небом), музей Юнибакен (я поняла, что надо впасть довольно в глубокое детство, чтобы пищать от восторга при посещение этого музея) и в городскую ратушу (интересно было посмотреть, где кормят нобелевских лауреатов).
Почему-то в музей «Васса» я раньше не ходила, а зря. Впечатляет. И даже очень. Конечно корабль сказочный. Но, например, реконструированные бюсты погибших на нем моряков меня тоже очень впечатлили. Особенно поражало портретное сходство этих восковых лиц с лицами современных шведов, разглядывающими экспонаты. Полное совпадение, как будто с посетителей эти бюсты и ваяли.
Музей очень понравился, но удивило меня поведение шведского паренька, которому было примерно 13-14 лет. Подойдя к деревянной скульптуре, изображавшей, по-видимому, жену погибшего моряка, парень несколько раз, растопырив пальцы, ухватил ее за грудь. И его не волновало, что вокруг было полно людей. Странный мальчик. Может быть, у него так застенчивость проявляется. Это растет будущий застенчивый шведский мужчина, поняла я.
За час только-только успели осмотреть весь музей и купить сувениры. К машине подошли, когда оставалось буквально две-три минуты до окончания срока оплаченной стоянки. Радуясь, что успели вовремя уехать, двинулись дальше.
Покрутившись еще по улицам Стокгольма, поехали в гостиницу. Благополучно припарковав машину в подземном гараже отеля, заселились в номер. А вечером пошли на пешеходную экскурсию по городу. Бродили так долго, что вечером сил на посещение гостиничной сауны и спортивного зала уже не осталось.
В час ночи, по местному времени, мы заглянули в интернет, чтобы изучить, что же обозначают дорожные знаки, понатыканные везде, где хотелось бы припарковаться. Пришло грустное осознание, что в Стокгольме бесплатных парковок в центре нет в принципе. А если они и есть, то нам там парковаться не нужно. С этой грустной мыслью я и заснула.
3 день.
Начитавшись накануне в интернете страшных историй, про штрафы за неправильную парковку, пошли на пешую экскурсию, оставив машину в подземном гараже гостиницы. Вышли около 11.00 и к 12.00, прогуляшись по магазинам на пешеходной улице уже были у королевского дворца. Оказалось, очень удачно подошли. Перед королевским дворцом начиналась церемония смены королевского караула с конным военным оркестром. Народу посмотреть на представление собралось много, но мы успели все-таки залезть на выступ стены, откуда хоть как-то можно было снимать представление, почти без присутствия на фото чьих-то голов и рук с фотоаппаратами.
Оглядевшись, я вообще смогла поменять диспозицию на более выгодную. Согнувшись в три погибели, я ухитрилась проползти под мужиком, стоящим на тумбе к месту, где потеснив двух маленьких японцев или китайцев (японцев, наверное, китайцев так просто не оттеснить) смогла относительно спокойно смотреть и снимать все получасовое действие. Красивое зрелище.
Особенно понравились солдатики, когда они бежали строем. Большой мерин с барабанщиком на спине, также был неподражаем. Барабанщик бил в свои барабаны, периодически вскидывая руки в каких-то странных позициях. Смотрелось забавно.
После окончания развода мы устремились в королевский дворец, осторожно обходя кучки, оставленные лошадьми на память и разбросанные по всей площади.
Купили билет в самый большой в Европе действующий королевский дворец и, стараясь держаться вдали от туристических групп, где гиды на разных языках орали, как иерихонские трубы, пошли на экскурсию.
Билеты включали в себя четыре выставки. Соответственно, и входов на них тоже четыре, с четырех сторон дворца. Мы начали с центральных залов – где можно было посмотреть жилые комнаты монархов. Пока мы ходили по залам, к нам почти сразу пристроились двое охранников, которых мы сначала приняли за отбившихся от группы туристов. Потом к ним присоединился еще один, и они так и ходили гурьбой за нами сзади из зала в зал. То ли русские были для них в диковинку, то ли наоборот, они слишком хорошо успели познакомиться с некоторыми повадками отдельных российских туристов, но они от нас не отставали ни на шаг. Видимо ожидали, когда мы начнем ковырять картины пальцем, или разляжемся на царской кровати, подложив под ноги монаршие пуфики, или, на худой конец начнем фотографировать со вспышкой, хотя здесь это было запрещено. Не дождались. Мы просто иногда громко смеялись, а за это, как известно, не наказывают.
Следующая у нас была королевская сокровищница. И там повторилось все то же самое. Если в первом зале охранника не было, когда мы перешли во второй – он пришел. И уже никуда не уходил, следуя за нами по пятам, хотя и скромно держался от нас на расстоянии.
Я не видела, чтобы за кем-нибудь из туристов ходили охранники. Правда никто в музее и не смеялся, так как мы. Но мы же не ржали громко, а тихонечко хихикали, и то, изредка. Но, в конце концов, охранник нам пригодился. Мы заспорили, что там за фиговина стоит под стеклом. Рог для выпивки, или флакон с противоядием. Решили спросить нашего охранника. Он обрадованный, покраснел, как маков цвет, и смущенно улыбаясь, объяснил нам, что это сосуд для масла, которым мажут будущего короля, когда его коронуют. Больше охранник нам не понадобился и так он и стоял в стороночке, смущенно улыбаясь. Вот он настоящий скромный швед.
Короны в сокровищнице нам понравились. Еще бы им не понравится, камешков в них понатыкано было много. Но женские короны понравились больше, они как-то выглядели поизящнее.
На следующей выставке «Три короны - история замка», за нами никто из охранников уже не ходил. Резвились одни. Но, несмотря на веселье, так и не покидавшее нас, никто из нас в ямы, показывающие строительство дворца не свалился. В зале, где показывался фильм про строительство дворца, не задержались, так как пояснение шло на шведском языке. Мы им, хоть и пошли уже вторые сутки нашего пребывания в Швеции, все еще не владели.
Нам хватило и осмотра экспозиции.
Последним мы посетили античный музей Густава III. Очень торопились, так как музеи закрывались в 15.00. А было уже близко к этому времени.
Очень приятные девушки при входе выдали нам описание залов на русском языке. И мы пошли смотреть античные скульптуры, реставрированные в XVIII веке.
Реставрация, судя по описанию, которое нам выдали, прошла успешно. У всех статуй приделали отбитые руки, правда, у некоторых, как считалось, первоначально руки не тем занимались, чем впоследствии. Не подумайте ничего плохого. Например, у богини, играющей на лютне, по предположению современных спецов по скульптурам, первоначально руки натягивали тетиву лука. Но и с лютней богиня смотрелась довольно-таки симпатично. Головы некоторых статуй первоначально принадлежали другим скульптурам, но очень органично смотрелись после реставрации на новых телах. Не смущало даже то, что на некоторых женских телах были пристроены мужские головы. Видимо из-за того, что в античном мире любили делать статуи «голубых» мальчиков, головы эти смотрелись довольно-таки органично. И если не читать описания, можно решить, что все так было и задумано самим скульптором. Зато одной скульптуре приделали пенис от другой, и ничего, тоже подошел и смотрелся, как влитой.
Успели осмотреть до закрытия весь музей. И закончилась наша экскурсия по дворцу ровно в 15.00.
Отдохнув на торговой площади старого города, пошли осматривать его достопримечательности и, заодно, магазины. Из-за этих миленьких магазинчиков я пропустила поворот к самой узкой улице старого города. Зато нашла скульптуру мальчика, как все гиды сообщают туристам, исполняющего их, туристов, желания. Естественно желаний у нас нашлось, хоть отбавляй, но я строго всех предупредила, что не больше одного желания в руки, а то мальчик перетрудится, исполняя все наши желания.
Ольги послушно загадали по одному желанию, поглаживая и так уже отполированную сотнями рук туристов голову мальчика. Сфотографировавшись рядом с ним, мы попрощались со старым городом, и вышли на просторы более современного Стокгольма.
Уже порядком подустав, решили купить в экскурсионном киоске гибрид из автобусной и речной экскурсии по городу. Но киоск, как и накануне, уже был закрыт. Опять мы опоздали. Видимо и вправду, как было написано в интернете, но никак ни на самом киоске, он работал до 17.00.
Решили идти в гостиницу. Ноги еле переставляли, а путь обратно представлялся уже чем-то сродни восхождением на пик Коммунизма.
Мимо нас проехали два открытых грузовика, украшенными гирляндами из цветов, в кузове которых сидели орущие молодые парни. Правда, во второй машине, взявшись за руки, трое парней били поклоны, чуть не вываливаясь из кузова, Но они периодически тоже начинали что-то орать истошными голосами. В армию их, что ли забирают – решила одна из нас. Нет, это студентов на сельхоз работы увозят – решила другая. Может, в тюрягу – подытожила третья.
Но видимо, у молодежи в этот день был просто какой-то праздник. По улицам гурьбой бегали девушки и парни, как нам показалось, не очень трезвые, и все они что-то орали. Одна группа, примерно в семь человек, вообще залезла в фонтан, видимо, пытаясь там утопиться. Но у фонтана их уже поджидал полицейский, который лениво помахивал им своей палочкой, призывая вылезти на сушу. Странно, они сразу же повиновались и довольно-таки удачно выбрались из фонтана. Только последняя девушка, которую страшно качало, не смогла с первого раза преодолеть бортик фонтана. Некоторое время было непонятно, выберется ли она вслед за компанией, или наконец-то ухнет спиной назад, прямо в воду. Мы уже собрались делать ставки, когда девица перетащила свои окорочка через ограждение и, едва не плюхнувшись на асфальт, пошла, все так же качаясь, за своими друзьями. Что это был за праздник, осталось для нас загадкой, в интернете никакой информации на этот счет не было. На ресепшн вечером спрашивать не стали.
Продвигаясь в сторону гостиницы, мы зашли на местный рыночек, где решили купить клубники. Продавцы были сплошь старые знакомые – то есть товарищи с юга. Издалека они показались добрыми знакомыми. Но все было хорошо, пока мы не подошли к прилавку. Они так громко заорали, что мы решили, что они ругаются на нас, но непонятно за что. Так можно кричать только, если у тебя крадут самое дорогое. Мы сразу же отскочили от прилавка и двинулись вдоль рядов дальше. Но как только мы приближались к следующим рядам, казавшиеся издалека нормальными людьми, торговцы начинали орать нечеловеческими голосами. Так, наверное, кричат горцы перед началом боевых действий, ругаясь с неприятелем, стоящем на соседней горной вершине. Я с роду не слышала, что бы на наших рынках так кто-нибудь орал. Мы были не готовы к битве за клубнику и отступили, надеясь, что дальше будут более миролюбивые продавцы. Наши надежды не оправдались. Как только мы подходили к очередному прилавку, сразу же раздавались страшные крики, обращенные к нам. Что нас, естественно, сразу пугало. Самое интересное, что шведки еще и радостно улыбались этим вопящим продавцам в ответ, покупая у них фрукты. Может, на рынок у них ходят только глухие покупатели.
Мы слышали хорошо, и Ольги предложили быстрее с рынка сматывать. Но когда мы уже решили уйти от греха подальше, один продавец, относительно нормально прокричал на русском языке: «Покупайте черешню».
Он знает русский и не орет, пошли к нему – предложила я. Он действительно ни разу не зашелся в крике, но по-русски он знал еще только три слова – ты, русский, белорус - и это было все. Ну, может еще что-то и знал, но на русском языке нам больше ничего не сказал. И, к счастью для нас, замолк окончательно. Зато на 20 крон дал не одну корзиночку клубники, а две. То ли рынок закрывался, то ли так нам обрадовался, кто его знает. Но клубника была вкусная.
Бредя к гостинице, мы остановились передохнуть в садике, у фонтана. И как только расположились на скамеечке, к нам сразу же подкатил русский дедушка с внуком в колясочке и попросил его сфотографировать. Я, естественно, решила сделать очередное доброе дело и сняла дедулю с внуком на его фотоаппарат. Но так как на их лица тень от дерева падала неравномерно, зрительно их, перекаши