В столице
Непала много достопримечательностей. Это и огромные древние ступы, и маленькие святилища в жилых кварталах, и красивые дома резного дерева, и уличные базары, которые оказывались необычайно познавательными с точки зрения изучения непальского быта.
Мы с Катериной решили посетить Королевский дворец-музей. Впечатление было неважным с первых шагов. Во-первых, там оказался чертовски дорогой вход. Во-вторых, у нас отобрали все сумки, в том числе фотокамеры, и обыскали - вдруг пронесем что-то опасное и нанесем королю непоправимый вред. Дворец резал глаз эстетической несовместимостью элементов. Всё оштукатурено и выкрашено в поросячий розовый цвет. М-да...
Внутри было не лучше: всё прямоугольное, никакого архитектурного изящества и восточного колорита. Большинство комнат небольшие и неуютные. Столовые, спальни, приемные. Мебель очень скромная, но больше всего меня поразили телевизоры годов примерно семидесятых и современные китайские коврики вроде того, на котором у меня дома стоит тренажер. Большие портреты на стенах, написанные явно одной рукой и в одном стиле. Несколько ужаснейших футуристических картин в коридорах. Одно-два приличных зеркала, две-три красивые драпировки, на стене шкуры тигра и крокодила, которых распластали так, что казалось что у них вместо лап крылья.
Никакого короля или признаков его пребывания на горизонте не было, как и европейских туристов. Только местные жители, но в их глазах светилось благоговение. Это подобие советского пансионата было для них святыней, к которой они считали за счастье прикоснуться. Некоторые пожилые посетители обращали на себя внимание богатой одеждой, но еще больше - величественным взглядом и благородством осанки. Старик с дорогим посохом, в отглаженном ярком наряде. Пожилая дама с крупными, но тончайшими золотыми украшениями, похожими на кружево. Было похоже, что это бывшие придворные.
В программу входил обязательный обход парка, он был довольно большой. Здесь росло несколько высоких старых деревьев, оплетенных лианами, но на всем этом лежала такая же печать равнодушия, как и на самом здании. Цементные бассейны с застойной водой или совсем без воды, кое-где цветы, все пыльное и грустное.
Вернувшись в гестхаус, мы прочитали буклеты, которые нам дали при входе. Оказывается, в 1934 году сильное землетрясение уничтожило древний королевский дворец, и под его развалинами погиб король и две его дочери. Дворец отстроили заново, но вновь снесли после расстрела королевской семьи 2001 года. Цементное сооружение, которое нам довелось посмотреть - не более чем отблеск былого величия, как последний луч вечернего солнца на вершинах Гималаев. Тот случай, когда трагедия семьи стала трагедией государства.
Я не жалею, что ходила в этот музей. Сквозь непальскую хитрость и торгашество проглянула доверчивость и беззащитность детей, верящих в сказку, глядя на неказистую картинку...