Бхактапур - столица народа неваров, издавна знаменитого своими архитекторами, художниками и гончарами. Неварские мастера по приглашению Далай-Ламы V работали на строительстве и украшении дворца Потала в Лхасе. До сих пор в городе несколько процветающих художественных школ.
Из народа неваров (род Шакья) выбирают живую богиню - Кумари. Кроме того, Будда Шакья-Муни происходит из этого же рода.
Очень красивый и необычный город, он стоял первым номером в нашей программе. Катерина, Джон и я с утра пораньше взяли такси и направились к намеченной цели.
Я здесь была три года назад, и город изменился. Во-первых входной билет подорожал примерно с 200 рублей до 350 - для
Непала очень дорого, но Бхактапур того стоит. Во-вторых появились в большом количестве европейские туристы - три года назад мы сами здесь были как экспонаты. Появилось множество кафе с европейской кухней.
Стоило свернуть с туристических улиц, как нас затопила экзотика. Мы нашли козий рынок: козу ставили на специальные весы, взвешивали и продавали.
Очень красивые детишки играли на улицах. Два маленьких мальчика строили домик из кирпича и картонок, мы немного полюбовались, боясь быть навязчивыми и пошли прочь, дети шумно расстроились: зачем мы уходим, когда домик почти достроен и мы много потеряем, если не увидим его во всей красе. Мы с удовольствием вернулись и досмотрели, похвалив постройку.
Джон отлично ориенировался в сплетении переулков и вывел нас к площади гончаров, тоже очень живописное место. Должно быть, эту же картину можно было наблюдать сотни лет назад.
Мне очень хотелось добраться до дальней части города, куда мы в прошлый раз не попали за недостатком времени. Там тоже оказались храмы, мощеная мостовая, резное дерево и камень. Туристов здесь практически не было, и мы наблюдали жизнь традиционного и современного города.
На улицах гуляла домашняя птица и козы, кипела торговля на рынках. Мы зашли в супермаркет, где в большом ассортименте продавались, например, дорогие швейцарские конфеты. Я там обнаружила обширный выбор пряностей и накупила целый мешок за символическую сумму в 100 рублей.
Мы засунули нос в маленькую арку, показавшуюся нам заманчивой. Это была смесь святилищ, делового центра и жилого дворика. Женщины набирали воду у водокачки. Мужчины играли камешками в нечто на расчерченном асфальте. Дети бегали и ползали в разные стороны. Поняв, что никто не возражает против нашего присутствия, мы постарались вписаться в обстановку и нам это довольно быстро удалось.
Мы дошли до другого конца Бхактапура: здесь не было никаких ограничений входа и свободно можно было попасть в город нахаляву. Не было туристов и такси, зато стояли рейсовые автобусы. Я предвидела подобный вариант и выучила фразы, позволяющие найти нужный маршрут. Интересная деталь: произношение жителей с разговорником не совпадает: они заменяют "Ч" на "Ц", а это наверняка влияние Тибета с его "Ценпо", "Тисрондецан" и т.п.
Кондуктором и зазывалой в нашем автобусе был мальчик лет десяти. Прекрасно поставленным голосом он на остановках рекламировал услуги своего автобуса. Услышал бы его какой-нибудь продюсер, пел бы он не хуже Робертино Лорети. Кондуктор из него был хитрый и непорядочный: не дал Катерине сдачи десять рупий (примерно три рубля). А весь проезд стоил тридцать.
Мы приехали в Катманду уже затемно, и в десятый раз за день порадовались, что Джон согласился поехать с нами: он прекрасно знает все улицы и переулки и благополучно привел нас к отелю.