Это был переезд из Катманду в Дунче - заброска на трек по Лангтангу. Междугородный "local bus" - общественный автобус, сидячие места в котором покупаются заранее, но ими принято делиться. Мы слегка напряглись, когда Джон предупредил нас, что в Непале свободное пространство на чужих коленях считается народным достоянием, и к нам на руки может кто-нибудь примоститься или положить вещи. Нас было нечетное количество, и отдельное от группы место досталось мне. Рядом поместился мужчина довольно интеллигентного вида, аккуратно одетый, со свежей стрижкой.
Автобус начал набиваться народом, и тут же проявилась непальская демократия. Мой сосед припихнул меня к стенке, позволив сесть рядом с собой еще одному пассажиру. На моих коленях лежал фотоаппарат в кофре и связка бананов, но нашлось место еще для соседского локтя. У непальцев совершенно другое чувство дистанции, и я не представляла, насколько это может быть неприятно. Возражать было бесполезно, поскольку мужику просто некуда было деваться.
Когда автобус продрался сквозь нависающие ветки, мне на рукав упал исключительно красивый, крупный лесной клопик, и мы с непальцем сразу нашли общий язык. "Красивое насекомое" по-непальски будет "рамро кира", но сосед возразил что это гадость, забрал клопа и выкинул его в окошко. С таким видом, будто по-джентльменски оградил меня от опасности.
Дорога была долгой - порядка семи часов. Меня убаюкало. Проснувшись через некоторое время, я обнаружила, что нас на сиденье уже не трое, а четверо: буквально на моем приятеле сидели женщина и девчушка школьного возраста, которая с тоской смотрела на мои бананы.
Я оторвала две штуки и протянула ей. Девочка куда-то спрятала провизию и начала тихонько есть, отщипывая по кусочку. Потом я увидела, что в прическу другой школьницы воткнута ручка. Я набралась нахальства и сфотографировала, заслужив одобрительный подзатыльник сидящей сзади Катерины.
Мы въехали на серпантин, и многих начало тошнить. Вокруг имелась масса интересных объектов, я едва успевала вертеть головой между пейзажами снаружи и жанровыми сценами внутри автобуса - это спасло меня от укачивания, очень хороший метод.
Кто-то из европейцев культурно уткнулся носом в пакет, а непальцы залихватски высовывались до половины из окон, стараясь не испачкать стенку автобуса. По слезным просьбам экипажа, Коля сходил к водителю с просьбой организовать "пипи-стоп". Водитель не стал заморачиваться и остановился между крутым откосом выше дороги и таким же обрывом - можно было выбирать между риском свалиться и "...далеко тебя видать".
Коле и Виталику надоело ехать в душном салоне и они залезли на крышу автобуса, получив там массу бодрости и адреналина, потому что с этого ракурса трудно поверить, что несущийся сломя голову автобус способен вписаться в повороты на серпантине.
Попадались блок-посты и военные с автоматами, которые напускали на себя серьезность и возражали против фотографирования - возможно, немного переигрывая, понимая свою роль как туристического объекта.
Мы проезжали населенные пункты с колоритным населением. Как-то резко сменился этнический тип и одежда: вместо пенджаби на женщинах были тибетские одеяния. Это уже была территория народа таманг тибетской группы, по которой нам предстояло несколько дней перемещаться пешком.