Рош-Пина: краеугольный камень
Быть на севере
Израиля и не посетить Рош-Пину - все равно что съездить в
Италию, проигнорировав
Венецию.
Чем же столь примечателен этот небольшой городок, высящийся на живописном холме?
История его возникновения такова.
В 1878 году несколько учеников цфатской ешивы поднялись на рассвете по восточному склону горы Кнаан. Взору молодых людей предстала потрясающая картина: слева белела припорошенная снегом вершина горы Хермон, чуть поодаль вырисовывались очертания Голанских высот, внизу простиралась поросшая травой и ярко-красными маками живописная долина Хулы.
«Идеальное место!» - произнес один из ешиботников.
«Надо бы его застроить…» - согласился другой.
В 1882 году на место прибыла группа еврейской молодежи, в подавляющем большинстве - репатрианты из
Румынии, чтобы приступить к строительству.
Эту историю более чем вековой давности рассказывают каждому, кто оказался в Рош-Пине. Главная улица города носит имя Давида Шува, ставшего в конце девятнадцатого века основателем нового еврейского поселения. Тогдашние ученики ешивы дали своей мечте звонкое название: «Краеугольный камень» (именно так звучит «Рош-Пина» в переводе с иврита).
На заре ХХ века поселок, жители которого изъяснялись по-румынски, привлек внимание барона Эдмонда Ротшильда. Его стараниями в Рош-Пине была построена синагога, винный завод, административное здание, а также жилые дома для врача и учителя. А вскоре добрая сотня покладистых евреев трудилась на шелкопрядной фабрике (сырье импортировали из Гималаев).
В 1890 году З. Альтер Шварц построил в Рош-Пине первый отель. Среди его постояльцев был главный раввин Палестины рав Кук и Йосеф Трумпельдор, впоследствии ставший национальным героем.
На купленных бароном Ротшильдом земельных участках был высажен уникальный сад, подобный тому, который окружает Версальский дворец. Прадеды и прабабки нынешних обитателей Рош-Пины помнят, как в начале ХХ века по саду в сопровождении расфуфыренных жен прогуливались клерки, служившие у барона Ротшильда. Рабочих с фабрики и простых фермеров в сад не впускали.
Возрожденный гением Бен-Иегуды иврит постепенно вытеснил румынский язык: отцы-основатели Рош-Пины должны были подавать пример жителям других еврейских поселений Галилеи. Преподавание в школе, которую основал Хаим Вилькович, велось на иврите. В настоящее время здание первой ивритской гимназии используется под картинную галерею, где экспонируются работы местных художников и народных умельцев.
Правда, процветала Рош-Пина недолго: примерно в 1920 году спрос на относительно дорогостоящий шелк резко упал - из стран Восточной Азии импортировали гораздо более дешевую продукцию. Грянул кризис. Казалось, жители городка обречены: никакого иного источника доходов, кроме работы на фабрике, у большинства из них не было.
Но тут в поселке обосновался профессор Гидеон Мер. В 1929 году он открыл лабораторию по исследованию и лечению малярии. В те времена в долине Хулы свирепствовали эпидемии этого страшного заболевания, уносившие сотни жизней. Рош-Пина снова вырвалась в авангард, на сей раз - благодаря изобретенной Мером вакцине.
После провозглашения в 1948 году государства Израиль Рош-Пина снова стала важным населенным пунктом. Город разросся, увеличилось его население. В начале 60-х здесь собралась со всей страны «золотая» молодежь: Рош-Пина стала всеизраильским пристанищем хиппи.
В настоящее время Рош-Пина - это город вилл, хотя в последние десятилетия здесь появились и многоэтажные жилые дома.
Рош-Пина - город интеллектуальной и художнической элиты, с одной стороны, и зажиточных фермеров - с другой. Фрукты, выращиваемые в этом райском уголке с удивительно мягким климатом, экспортируются по всему миру. В городе действует два торговых центра, множество кафе, ресторанов, пабов, дискотек.
В последние годы Рош-Пина специализируется на приеме и обслуживании туристов - израильтян и иностранцев: здесь за весьма умеренную плату можно арендовать королевские хоромы. Почти при каждой вилле оборудованы «циммеры» - частные мини-гостиницы. Они интересны тем, что одна не похожа на другую и каждая предлагает постояльцам нечто оригинальное. Почти во всех «циммерах», кроме ванн, имеется джакузи. На рассвете можно погулять по саду и полакомиться свежими, сорванными прямо с дерева фруктами. Горячий завтрак домашнего приготовления не сравним с типовым гостиничным. А обед можно соорудить самостоятельно: во всех дачных домиках установлены газовые или электрические плитки.
В последнее десятилетие многие израильтяне предпочитают проводить свой отпуск в «циммерах», а не в гостиницах: это гарантирует свободу и романтику одновременно. Посещают Рош-Пину и многочисленные иностранные туристы: отсюда рукой подать и до Голанских высот, и до центра страны. Главное - здесь можно расслабиться, отдохнуть и набраться сил и энергии на год вперед.
Леонид Келлер