Автопутешествие по
Польше и
Чехии(май-июнь 2004 года)
Kiev-Zamosc-Krakow-Wroclaw-Jelenia Gora-Liberec-Hrensko-Karlovy Vary-Prague-Karlsteyjn-Orlik-Zvikov-Hluboka-Chesky Krumlov-Jindrichuv Hradec-Telc-Brno-Opava-Krakow-Wieliczka-Kiev
Часть 1.
День перый.
Киев – Ягодин – Замосць.
Выехали поздно, в час дня. Как обычно, за пару дней до поездки меня укусили за левую ногу (хорошо, что хоть не оса, как в прошлый раз, а всего-навсего гадостный комар), что сильно замедлило процесс сборов.
Почти всю дорогу до границы шел дождь, только возле Житомира ненадолго выглянуло солнышко. Это имело и свои положительные стороны – товарищам с палочками мокнуть явно не хотелось, поэтому на дороге они не попадались. Когда появилось солнце, Виталик, ехавший за рулем, надел солнечные очки. Потом мы снова въехали в дождь, и минут через двадцать водитель выдал фразу: «Почти три часа дня, а темно как вечером». После совета снять очки видимость значительно улучшилась J.
В 15.30 приехали в Ровно, залили полный бак 95-го.
18.25 – таможенный переход Ягодин. Честно решили преодолеть его цивилизованным путем. Очередь из машин произвела впечатление, но надежда еще была жива. Она пошатнулась, когда вдоль очереди прошелся пограничник, раздавая талончики с номерками. На нашем номерке почему-то было завтрашнее число, что несколько насторожило. На вопрос «Почему так долго стоим?» (к этому моменту мы стояли часа 4), дядя презрительно покосился, заявил, что в задержке виноваты поляки, и вообще-то это совсем не долго, долго – это когда 2 суток. Настроение несколько подупало. Еще через час очередь была преодолена не совсем цивилизованным, но совершенно привычным и традиционным для нашей страны способом.
Около полуночи мы были на границе. Поляки потрошат все машины, простукивают какой-то железякой, просвечивают фонариком и тщательнейшим образом осматривают. Мы особых подозрений не вызвали, т.к. в отличие от всех остальных, ехали явно с туристической целью.
В 0.30 въехали в Польшу. Узкая двухполоска с очень качественной разметкой и ремонтными работами. По бокам дороги оставлено по полполосы для обгона. В Хелме (где мы ночевать не хотели) началось что-то вроде приключения. По нашему времени час ночи (местное время от нашего отличается на - 1 час), уставшие, не полностью ориентируемся на местности, другие знаки и правила их установки (направления указывают заранее, а не как у нас перед самым поворотом – это мы впоследствии узнали на своем опыте) – в результате свернули не туда и к Замосцю добирались совсем уж местными дорогами. Кромешная тьма и пустота, узкая петляющая дорога, попытки сориентироваться по карте. Над реками туман, периодически пробегают какие-то животные, больше похожие на койотов, чем на кошек (хм, какие в Польше койоты?). Даже видели небольшую косулю, правда, Виталик упорно пытался оспорить, что это большая собака (ага, с повышенной прыгучестью, на длинных ногах и с рогами впридачу), даже несмотря на встретившиеся неподалеку дорожные знаки с изображением этой самой косули.
В целях поддержания бодрого состояния включили радио и обнаружили приятную радиостанцию, которая сопровождала нас всю поездку по Польше – RadioZet.
В 2.15 приехали в Замосць и упали в придорожном мотеле (находится рядом с отелем Junior). Номер на двоих обошелся в 60 злотых (16$).
(Для информации 1$=3.75Zl)
Тут список отелей городка с ценами.
День второй.
Замосць –
Краков.
Замосць
После ночных приключений выспались до 11, позавтракали в номере кашей «Быстров» и чаем с сушками, сдали ключи и поехали осматривать город.
Первым делом заехали на заправку и залили 98-й (по 4.10 злотых, цена впечатляет даже на фоне последних подорожаний бензина у нас). Система на заправках отличается от нашей: сначала заливаешь бензин в бак и только потом идешь платить. Там же купили карту города (6 zl).
Машину оставили на бесплатной парковке недалеко от центра, утеплились (температура +11 и противный мелкий дождик) и направились к Рыночной площади (Rynek Wielki), традиционной для городов со старой планировкой. Центр – Stare Miasto – построен в 16 веке в едином стиле и окружен парком.
На площади, как и полагается, доминирует Ратуша с часами, на которой в начале каждого часа играет трубач. По периметру площади старинные дома, по-польски «каменицы», каждый из них со своим названием и историей. Вдоль домов галерея со сплошными ресторанчиками. Небольшой цветочный базар (у меня с трудом хватило здравого смысла, чтобы удержаться от искушения купить роскошную ярко-красную герань), наглые голуби, бегающие дети, прогуливающиеся люди – мирная и спокойная атмосфера выходного дня в провинциальном городке. Туристов практически нет, в основном местные жители.
Мы слопали поп-корн (2 злотых за маленькую упаковку), поднялись по лестнице к ратуше, послушали трубача и, как следовало ожидать, проголодались. Пообедали тут же на площади пиццей (8-9 злотых за маленькую) с пивом «Zywiec» (3 злотых за 0,3 л). Побродили по прилегающим к площади улочкам, посидели в костеле и в 16.30 выехали из Замосця в Краков.
Дорога Замосць-Рзеслав-Краков
Поехали по маршруту, предложенному автороутом: Zamosc-Szczebreszyn-Bilgoraj-Jezowe-Rzeszow-Krakow. Дорога при дневном свете произвела лучшее и менее насыщенное адреналином впечатление, чем ночью. Большую часть пути ехали по дорогам местного значения – нарезделенка, асфальт в основном приличный, машин мало. Места с сомнительным качеством дорожного покрытия обозначаются дорожным знаком с надписью “Ubytki”. Интересно, подразумевается «убитая дорога» или возможные «убытки» от убитой дороги?
Городки и поселки производят приятное впечатление – ухоженные дома, множество цветов. Почти в каждом есть костел.
После Jezowe выбрались на региональную дорогу Rzeslaw-Lublin. Населенных пунктов меньше, покрытие отличное, есть дополнительные полполосы, скорость вне населенных пунктов 90-100 км/час. В населенных пунктах большинство водителей в точности соблюдают ограничения.
В Рзеславе выехали на трассу Е40 – 3 полосы, ограничение почти везде 70 км/ч, во многих местах ремонтные работы, так что ехать быстрее 80 нереально и не имеет смысла, так как трафик в обе стороны плотный. Монотонная усыпляющая езда.
Краков
Около 21 въехали в Краков, первым делом купили карту города на заправке «ВР» (за 7,50 злотых). По наводке автофорума поселиться решили в студенческом городке (Miasteczko Studenckie). Этот район прилегает в Старому городу и дойти туда пешком можно за 10-15 минут. Вид размещения для нас несколько непривычный – в студенческом общежитии, но мы быстро оценили все его преимущества. Оказывается, многие общежития на время каникул превращаются в хостелы и сдают комнаты – это дешево и при этом обеспечивает все удобства. Некоторые практикуют такое круглый год, но количество номеров зависит от загрузки и количества студентов. Мы поселились в общежитии «Nawojka» (http://www.nawojka.bratniak.krakow.pl/), практически в центре, комната в блоке (1 санузел на 2 комнаты) обошлась в 85 злотых за ночь (около 23 долларов). Любопытно было ознакомиться с бытом польского студента и сравнить с условиями в наших общагах. Все чисто, со свежим ремонтом. Наибольшее впечатление произвел санузел с душевой кабиной и новой идеально чистой сантехникой. Правда, в коридоре были вполне традиционные запахи студенческой столовой.
Мысль о ночевке в палатке в кемпинге даже не рискнула прийти – к вечеру температура снова опустилась до 5 градусов, время от времени шел дождь.
Но любопытство побеждает любую непогоду, так что мы оставили вещи и машину и пошли смотреть Старый город. Впечатлились Рыночной площадью, замерзли и подмокли окончательно и вернулись в хостел. На обратном пути умудрились даже поблуждать, но благодаря опознанному мною мужику на крыше академии (скульптуре), ориентир был найден.
День третий.
Краков.
Если вы собираетесь в Краков впервые, очень рекомендую заглянуть на этот сайт: Краков.ру. Руководство к действию с лирическими отступлениями. Здесь море практической информации и путеводитель по интересным местам.
Несмотря на мрачноватую погоду, мы с удовольствием провели день, гуляя по городу.
Первым делом подкрепились знаменитыми краковскими бубликами, которые продаются повсюду и стоят 0,8 – 1 злотых. Самый оригинальный вариант – с солью, еще они бывают с маком, зернами кунжута (мои любимые), сахарной пудрой.
В студенческом городке обычная студенческая атмосфера – народ учится и развлекается. Краков – город студентов, их огромное количество, недаром здесь находятся самые известные польские учебные заведения.
В одежде популярен неформальный стиль типа вывернутой майки, надетой на вывернутую футболку, из-под которой виднеется романтичное платье с рюшами, плюс к этому солдатские ботинки. Прически даже не поддаются описанию. Так что в джинсах без дыр в самых неожиданных местах мы выглядели весьма консервативно на общем фоне, но при этом вполне вписывались в окружающую среду.
В студенческом городке обратили внимание на огромное количество машинок-малолитражек Polski Fiat 126P. Судя по всему, это любимый местный автомобильчик. Очень практично – если такой агрегат ломается посреди дороги, можно не напрягаясь дотолкать его до пункта назначения одной рукой J. Водители самые разношерстные – и хрупкие девушки, и дяденьки плотной комплекции, старательно пригибающие голову и выставляющие локти из окон, и бабульки - божьи одуванчики.
Но мы отвлеклись от темы J. В качестве первого маршрута прогулки выбрали Королевскую дорогу, которая проходит через весь Старый город от площади Матейки через Рыночную площадь к Королевскому замку Вавель. Когда-то этим путем проезжали короли, прибывающие в Краков. Осмотрели оборонительный бастион Барбакан, Флорианскую башню и остатки городских стен и вышли на ул. Флорианскую. Чуть ли не в каждом доме здесь жили известные люди, ну или, в крайнем случае, останавливались перекусить. С названиями домов особо не мудрили – дом со скульптурами эфиопов на фасаде называется «Под эфиопами», с барельефом, изображающем орла – «Под белым орлом» и т.д. Собственно, раньше такое название и было адресом, нумерацию ввели уже позже.
Тут погода совсем испортилась, и пошел довольно сильный дождь. По ул. Флорианской мы вышли на Рыночную площадь, которая по-польски называется просто Рынок. Она считается крупнейшей в старой Европе, 200х200 м. Осмотрели Суконные ряды, где располагаются сувенирные лавки, зашли в Мариацкий костел. Погрелись в книжном магазине в любимом отделе с картами и путеводителями и направились дальше в сторону Вавеля.
Еще одно впечатление: Краков – город костелов, их количество на единицу площади просто поражает. Мы заходили во все встречающиеся по дороге – Доминиканский костел, построенный в 14 веке в готическом стиле, костел Францисканцев, костел Св. Петра и Павла с 12 скульптурами апостолов снаружи. В каждом своя особая атмосфера и настроение. И ни в одном из десятков посещенных нами костелов никто не смотрел косо, не делал замечаний и не пытался наставлять на путь истинный, как это часто бывает у нас.
Пройдя еще немного, вышли к Вавельскому замку, стоящему на берегу Вислы. Вавель служил резиденцией польских королей с конца 11 века и до начала 18 века, на его территории находится кафедральный собор с усыпальницей польских королей. Усыпальница произвела на нас мрачное впечатление - вряд ли бедные короли подозревали, что будут лежать в подвале без особых архитектурных изысков среди толп любопытных туристов. Вавель снаружи понравился больше, чем изнутри, отчасти из-за огромного количества людей, жаждущих осмотреть замок.
Местом для обеда выбрали ресторанчик в старопольском стиле "Pod Aniolami", расположенный на ул. Гродской. Ожидая заказа, наблюдали забавную сценку - девушка, перед этим игравшая на улице на скрипке, пришла сюда пообедать (неплохо живут местные уличные музыканты).
Суп, горячее и пиво обошлись на двоих в 80 злотых. Приятное место со вкусной едой, оригинальным интерьером и поющими птичками. В проходе, ведущем в зал, стоят деревянные комоды в старинном стиле, на которых в художественном беспорядке были разложены яблоки. Выходя из ресторана, мы прихватили по предмету интерьера и с удовольствием похрумтели. Даже после плотного обеда было очень вкусно.
Подкрепившись, решили прогуляться по Плантам. Это парк, кольцом окружающий Старый город и разбитый на месте бывших городских стен. В начале 19 века часть Польши перешла под власть австрийцев, которые из соображений безопасности снесли городские стены. На их месте остались руины, постепенно превращающиеся в свалку. А в 1819 году здесь разбили парк с клумбами, фантанами и скульптурами, чтобы облагородить местность. Получилось здорово.
По дороге зашли в Ягеллонский университет, один из старейших университетов Европы, основанный в 1364 году. Вход свободный, никто не останавливает и не проверяет студенческие. Впечатлились - в таком месте даже хочется учиться. Красивейшая центральная лестница и холлы, кругом удобные скамейки и живые цветы в кадках.
Рядом находится старейшее здание Краковской академии, построенное в 15 веке - Collegium Maius. В его внутреннем дворике есть часы, где каждый час можно увидеть замечательное представление с музыкой и движущимися фигурками.
Неподалеку - костел Св. Анны, традиционно считающийся университетским, где в начале года проходят богослужения профессоров и студентов. Он произвел огромное впечатление, пожалуй, красивейший костел из виденных нами. Очень светлый, много росписей в пастельных и розовых тонах, белой лепнины - напоминает торт с кремом. Полный восторг!
Обойдя Планты по кругу, еще погуляли по улочкам Старого города.
По дороге заметили оригинально оформленную витрину магазина детских игрушек. Все, что в нем продается, сделано из дерева, у меня просто текли слюнки, так хотелось скупить эту красоту. Но цены тоже впечатляющие. Купили Нике деревянные разноцветные бусы с божьими коровками и сердечками.
Решили, что на обратном пути обязательно уделим еще день Кракову и посетим соляные копи в Величке.
День четвертый.
Краков – Вроцлав – Еления Гора – Либерец
Выспались, позавтракали бутербродами и в 11 часов выехали во Вроцлав. Сразу за Краковым начинается платная дорога протяженностью около 70 км, 5 злотых платится на въезде и еще 5 на выезде. Почувствовали себя белыми людьми и почти автогонщиками J. Дорога по всей длине огорожена забором, а возле населенных пунктов еще и звукоотражающими щитами.
Остальная часть пути прошла в обычном режиме ремонтно-строительных работ. Тем, кто будет ехать до Вроцлава от Кракова – сверните либо в Катовице на Sosnowiec-Bytom- Gliwice, либо перед Катовице на Dabrowa Gorn- Bytom- Gliwice, так будет быстрее и удобнее.
Вроцлав
В 14.30 приехали во Вроцлав, столицу Нижней Силезии. На заправке купили карту Праги (15 злотых). Оставили машину на платной парковке (3 злотых в час) рядом с центром и пошли гулять. В старой части города находится центральная площадь с ратушей и улочки со старинными домами, несколько костелов, самый старый из которых относится к 13 веку. Встречаются прикольные сочетания готики с современной архитектурой в хайтековском стиле. Много уютных внутренних двориков. Можно покататься на старом открытом трамвайчики вдоль реки Одры.
Вроцлав однозначно стоит посетить, потратив на прогулку несколько часов. Во всяком случае, мы не пожалели, что заехали сюда, правда, трех часов, выделенных на все (включая обед и заправку), было маловато.
Из наблюдений из серии моих слабостей – огромное количество цветов на балконах, окнах, террасах. Обычные прямоугольные балконы в типовых домах больше напоминают тропические оазисы с зеленью, яркими цветами, кое-где присутствуют даже шезлонги и зонтики. А вот столь любимых у нас застекленных балконов в большом количестве замечено не было, что благотворно сказывается на виде фасадов.
Обедали в ресторанчике «Господа у Швейка», оригинально оформленном в соответствующем стиле. Обед с пивом на двоих, состоящий из супа и мясного блюда, обошелся в 50 злотых. Понравилось острое мясо с кнедликами.
Еще немного побродили по старому городу, заправились на “Esso” дешевым по местным меркам 98-м (по 3.99 злотых), и около 17 часов выехали по направлению к польско-чешской границе.
Еления Гора
Ближе к Еления Гора (Jelenia Gora, не путать с Zelenia Gora – это совсем другой населенный пункт) начались предгорья, и дорога превратилась в сплошной серпантин. Виды открываются отличные. В какой-то момент после очередного поворота мы увидели развалины замка на горе. Я при этом была за рулем и, впечатлившись зрелищем, сказала: «Ух ты!», а потом просто затормозила и остановилась, благополучно заняв единственную полосу движения. Что впечатлило еще больше – водитель, ехавший за нами, спокойно остановился и подождал, пока мы тронемся. Ни бибиканья, ни мигания фарами, ни попытки «разобраться». На дорогах все непривычно вежливы, всегда пропустят, подвинутся, уступят, поблагодарят аварийкой. Приятно, однако.
В 7 вечера приехали в городок Еления Гора. В центре тишина и спокойствие, местные, не спеша расходящиеся по домам, закрывающиеся магазинчики и полное отсутствие туристов. Уютная Ратушная площадь с галереями, пара старых улочек. Мы посидели в кондитерской (по-польски “cukiernia”), выпили капуччино с вкуснейшими пирожными (на двоих это обошлось в 13,60 злотых), некоторые еще дозаправились мороженным. Здесь можно с удовольствием побродить часик-другой.
Выехали в 20.15. Вокруг уже самые настоящие горы и леса, на вершинах довольно много снега. Дорога – сплошной серпантин, но асфальт хороший и машин немного. В 9 вечера подъехали к чешско-польской границе. После ярких впечатлений от прохождения украинско-польского «кордону», эта показалась нам совсем уж несерьезной. Дядя-пограничник взял паспорта, открыл нам шлагбаум на чешскую территорию и попросил подождать 2 минуты, пока он поставит штампики. За это время разменяли немного денег по курсу 24,10 кроны за 1 дол. Видимо, из-за штампов для них это была непривычно длительная процедура, целых 5 минут, тогда как остальные проезжали, только показав паспорта.
И вот мы в Чехии. Направились в сторону Дечина, но горная дорога не слишком располагала к езде в темноте, так что решили ночевать в Либереце. По дороге попадалась пара кемпингов и несметное множество маленьких гостиниц-пансионов. Но стоило въехать в город и начать поиск отеля, как все они куда-то попрятались J (конечно, утром оказалось, что мы ездили именно по тем районам, где их не было). Ошибкой было то, что мы проскочили заправку и не сразу купили карту города. С пансионами получился прикол – мы так и не сумели разобраться в системе. Заходили в несколько, везде полная тишина, все закрыто. Есть подозрение, что чтобы снять номер, нужно созваниваться по телефону. Про попавшийся отель нам сказали в соседнем баре, что «отель капут». При этом около 10 вечера на улицах было абсолютно пусто, все закрыто и ни единого человека, у кого можно было бы спросить. Мрачноватая обстановка располагала, начались шуточки про вампиров, стало веселее. Под конец поисков я уже выписывала на дороге такие кульбиты, что вампиры были бы шокированы. Ближе к 23 мы наконец-то нашли подходящий отель – “Eden”, 3 звезды, номер на двоих 750 Кс.
День пятый.
Либерец – Хрженско (Чешская
Швейцария) –
Карловы ВарыЛиберец
С утра, как обычно, пошли смотреть город. При дневном свете все оказалось не так мрачно, и вампиров обнаружено не было.
Стоит обратить внимание на здание городского магистрата, построенное в 1887 году. Можно даже зайти внутрь и полюбоваться роскошной отделкой – лепниной, витражами и росписями. Для нас странно и удивительно, что доступ в административное здание свободный, ходи-смотри. Все время было ощущение, что сейчас строгий дядя похлопает по плечу и поинтересуется, что мы тут делаем.
Позавтракали булочками, купленными в магазине при пекарне (38 Кс за 6 штук).
Чешская Швейцария
В 11.50 выехали по направлению на Дечин.
В Национальный парк «Чешская Швейцария» удобнее всего попасть из поселка с веселым названием Hrensko. Горная область, где расположен заповедник, называется Лабские Писковцы и находится прямо на границе с
Германией.
В 13.30 мы оставили на бесплатной (только в рабочие дни) стоянке машину, и пошли по обзорной тропе, помеченной красно-белой маркировкой. Советую взять с собой удобную обувь и экипировку.
Мы прошли только часть маршрута, до знаменитой Правчицкой Браны, которая представляет собой природный скальный арочный мост (26,5 метров высотой и 8 метров шириной), расположенный на высоте 435 метров над уровнем моря и 16 метров над уровнем земли и многочисленных обзорных площадок вокруг нее.
На прохождение маршрута полностью нужно планировать целый день.
Огромные скалы, необычные образования в результате выветривания, леса, потрясающие виды – это сложно описать, да и фотографии передают лишь малую часть всех красот.
Возле самой Браны находится отель с ресторанчиком (мы долго гадали, как же туда все доставляется, оказалось, что по небольшой канатной дороге), обойдя который и заплатив по 45 Кс, можно попасть на несколько обзорных площадок. Это того стоит, от видов захватывает дух.
Из туристов в основном только немцы, наверное, для них это неплохой маршрут выходного дня.
После 17 часов мы выехали в Карловы Вары, куда и прибыли в 19.30. Мы, конечно, были в курсе, что это курортный городок, но знание как-то оставалось на уровне теории. Начали искать, где поселиться, и очень скоро поняли, что допустили ошибку, запланировав здесь ночевку. Дорогих отелей и пансионов в центре множество, но они нас не устраивали. Все остальное, включая несколько гостиниц, в которые мы заезжали, и даже студенческое общежитие, было забито полностью. Решили, что переночуем в одном из городков неподалеку, завтра вернемся и погуляем, а для начала неплохо бы расслабиться и поужинать. Прошлись по центру, выбрали подходящий ресторанчик (по количеству посетителей). Кстати, после 9 вечера здесь тоже замирает жизнь, из редких прогуливающихся только туристы, многие заведения закрываются.
Отлично поужинали на общую сумму в 10 дол. Вкуснейшая свиная нога впечатляющих размеров (предусмотрительно заказали одну на двоих), тушеная красная капуста, картофельные и хлебные кнедлики. Сами по себе кнедлики – довольно безвкусная штука, но удивительно сочетаются со всем остальным.
День шестой.
Карловы Вары –
ПрагаКарловы Вары
Стоит попасть в центральную часть городка, как не остается сомнений, что ты на курорте. Особая архитектура, колоннады и парки, множество зелени и пальм в кадках и самое главное – всеобщая атмосфера расслабленности и неспешного отдыха.
Карловы Вары – крупнейший
курорт Чехии, знаменитый своими теплыми целебными источниками с температурой от 39 до 73 градусов. Город стоит на слиянии рек Теплы и Огрже и окружен горами и лесами со множеством прогулочных троп.
Практически у всех прогуливающихся по центру в руках обязательный атрибут – специальная чашка с носиком (90 – 190 Кс), из которой попивают водичку из разных источников.
Приятно почувствовать себя в Европе – только Виталик собрался сфотографировать меня на мостике, как подошел мужчина весьма респектабельного вида и предложил щелкнуть нас вместе.
Карловы Вары очень любят состоятельные русские, которых здесь толпы. Многие вывески дублируются на русском, всегда предлагается русскоязычный вариант меню в ресторанах. Любопытно наблюдать за некоторыми экземплярами женского пола, усиленно изображающих великосветских дам на курорте.
Первым делом мы отправились в Гейзерную колоннаду, чтобы осмотреть самый знаменитый центральный источник Гейзер. Впечатлились – источник бьет на высоту в несколько метров из двухкилометровой глубины. Он находится в специальном павильоне, в котором создается особый микроклимат благодаря температуре воды 73 градуса. Там же можно попробовать воду из отдельных фонтанчиков разной температуры, что мы и проделали. Еще продегустировали знаменитые карловарские вафли (6 Кс), которые готовятся прямо в вашем присутствии. Больше всего мне понравились с корицей.
Много источников также в самой большой колоннаде – Млынской, построенной в конце 19 века. В этот период в Карловых Варах был самый настоящий строительный бум, многие здания и шикарные отели были построены именно тогда.
Из общего стиля безобразно выбивается огромный отель «Термал» советской застройки, в котором проводятся кинофестивали. Нечто прямоугольное, серое, уродливое и портящее вид.
Позавтракали все в том же полюбившемся ресторанчике знаменитыми яблочными струделями со взбитыми сливками, запивая их капуччино (120 Кс).
В реке, к нашему удивлению, были обнаружены огромные рыбины. Оказывается, зря мы вчера прикалывались между собой над мужичком с удочкой…
Очень понравилась колоннада Садового источника – нечто белое и кружевное в ухоженном парке со множеством цветов.
Осмотрели мы и самые шикарные гранд-отели – «Империал», напоминающий замок, в котором любили останавливаться голливудские звезды, и «Пупп», который является старейшим отелем в городе. Заглянули в костел св. Марии Магдалины.
Если путешествовать в более расслабленном темпе, то можно задержаться в Карловых Варах на пару дней и, кроме осмотра города, посетить обзорные вышки и прогуляться по лесным прогулочным дорогам.
Прага
В 15.15 мы выехали из Карловых Вар, а в 17.00 въехали в Прагу. Оказалось, что туннель, который сокращает путь через центральную часть, по каким-то причинам закрыт. Постояли в нескольких пробках, протиснулись по центральным улочкам, потом пропустили нужную развязку на разворот. В кемпинг добрались только через полтора часа, моя левая нога (которая на педали сцепления) уже просто отваливалась.
Начитавшись рассказов в интернете, мы хотели попасть в конкретный кемпинг – Caravan Park на острове посреди Влтавы, с шикарным видом на Вышеград. Свободных домиков не оказалось, так что решили обживать палатку в надежде на скорое потепление.
Из удобств в кемпинге имеются туалеты и платные душевые (10 Кс за 5 минут за теплый душ), все чистое и в нормальном состоянии. Кухонный блок отсутствует. Получилась такая себе близость к природе посреди Праги – река, травка, птички, крякающие дикие утки. Все удовольствия за 420 Кс в сутки (2 взрослых + легковой автомобиль + маленькая палатка + local tax).
Быстренько поставили палатку и пошли разведывать путь на большую землю. Кратчайшая дорога от кемпинга до центра занимает 20-25 минут. Каждый час с 9 до 21 (по местному времени) с пристани отходит лодка, плыть буквально пару минут, стоит это 10 Кс с человека. Потом нужно сесть на метро (станция Smichovske Nadrazi) и проехать 4 остановки. Система оплаты отличается от нашей – билет покупается на время, и при входе на станцию нужно не забыть вставить его в специальный автомат, выбивающий время. Войти в метро можно и не пробивая билет, но без этого он недействителен (штраф 400-800 Кс). Билеты продаются в автоматах на станциях. Есть разные виды, в основном, мы пользовались теми, которые за 8 Кс и дают возможность проезда 15 минут наземным транспортом без пересадок либо 4 остановки метро, но не более 30 минут. Позже мы пользовались еще билетами по 12 Кс на 60 минут любым транспортом с возможностью 2-х пересадок с 5 до 20 в рабочие дни и 90 минут в остальное время. Если активно ездить, то выгоднее всего покупать билеты на 3 или 7 дней. Кстати, под конец пребывания в Праге нам пришла идея объездить центр на трамваях (там они есть практически везде), но уже не успевали.
От Smichovske Nadrazi до станции Mustek, расположенной недалеко от Староместской площади, 4 остановки. В самом метро разобраться несложно – 3 линии, каждая помечена своим цветом и буквой А, В, С, 3 пересадочные станции. Оформление чисто функциональное, никаких излишеств и декора, как на наших станциях.
Мы доехали до центра и первым делом отправились в большой книжный магазин, чтобы купить путеводитель. Местные книжные – это просто мечта, 5-6 этажные, с обязательной кофейней. Логика размещения отдела с туристическими атласами и путеводителями на верхнем этаже оказалась нам недоступна. Тщательно осмотрев нижние 3 этажа и не обнаружив ничего похожего, мы обратились к служащей и узнали, что нужно подняться на самый верх. Видимо, данный отдел рассчитан на самых живучих, сообразительных и терпеливых туристов J. Там мы купили путеводитель по Праге “Polyglott” на русском языке (231 Кс).
Пробежались до Староместской площади, слопали на ходу 4 куска пиццы (176 Кс) и решили возвращаться в кемпинг, отсыпаться и отдыхать. В активных поездках наступает момент, когда от избытка впечатлений в голове образуются странные ощущения, вчерашний день вспоминается с трудом, а позавчерашний кажется далеким прошлым. Тогда нужно просто остановиться и все это переварить.
День седьмой.
Прага
Ночевка в палатке при температуре 5-6 градусов добавила новых ощущений. Не то что бы мы серьезно замерзли, но под утро было весьма прохладно, что, впрочем, не помешало нам отоспаться.
Вконец обленившись в плане готовки, мы жизнерадостно позавтракали апельсинами и отправились на большую землю по исследованному вчера пути. Начать решили со Старого города, древнейшего квартала города, и его центра – Староместской площади. От знаменитых астрономических часов начала 15 века на ратуше мы ожидали большего. Да, красиво и количество возможностей впечатляет (календарь, время суток, положение созвездий Зодиака, Солнца, Луны и Полярной звезды, в общем, все, что только можно придумать). Но представление с фигурками, которое происходит каждый час и собирает под часами толпы туристов, впечатлило не слишком по сравнению с малоизвестными часами в университетском дворике в Кракове.
Затем мы последовали любимой традиции залезать в новых местах куда-нибудь повыше и осматривать город с высоты, и поднялись на Староместскую ратушу (40 Кс с человека). Для лентяев там есть даже скоростной лифт с оригинальным дизайном, но Виталик презрительно посмотрел в его сторону и потащил меня по лестнице. Вид с ратуши открывается замечательный – узенькие улочки и целое море рыжих черепичных крыш, такое ощущение, что город внизу не настоящий, а игрушечный. Сразу вспомнился
Львов и печальный вид на крыши, которые когда-то тоже были черепичными, с высоты. Вниз спустились уже на лифте.
Диетический завтрак давал о себе знать, и мы пошли искать ресторанчик, чтобы пообедать. Приятно, что во всех заведениях на улице обязательно вывешено меню с ценами, и можно спокойно подобрать кухню по вкусу и по кошельку. Поели с пивом на 390 Кс, очень понравился традиционный чесночный суп с гренками, который потом заказывали еще в нескольких местах. Аппетит от него просыпается зверский. А еще вся местная еда отлично сочетается с пивом.
Потом просто бродили по улицам, рассматривая дома, людей, магазинчики-кафешки и заходя во все попадающиеся по дороге костелы. По ходу дела купили полкило вкуснейшей клубники (39 Кс) и моментально слопали ее прямо на месте, не утруждаясь мытьем.
Перешли через Влтаву по мосту Легионов, полюбовавшись панорамой города, и стали продвигаться по направлению к Градчанам и
Пражскому Граду. По дороге увидели Чешский Парламент с открытыми воротами и охранником в полном обмундировании на входе. Для нашего менталитета странно и непривычно, что в такое место можно спокойно зайти из любопытства, поэтому Виталик на всякий случай спросил у охранника разрешения (подозреваю, что беднягу уже замучили этим вопросом). В путеводителе ничего не было сказано насчет парламента, но увиденное произвело на нас самое приятное впечатление. Во внутренних дворах здания находятся красивейшие сады со скульптурами, фонтанами, летним театром (самое место для летней сессии парламента J). В просторном вольере живут 4 гигантские совы, я долго не могла поверить, что это не чучела. В пруду – гигантские рыбины, некоторые из них полуметровой длины! Возле оранжереи бродят павлины. Тут мы пожалели, что Ника не с нами, богатый животный мир Чешского Парламента привел бы ее в полный восторг. Кстати, многие мамашки с колясками используют сад для прогулок.
Прогуливаясь по ухоженной парковой зоне, дошли до Пражского Града – резиденции королей, императоров и президентов. Это помесь крепости и дворца, многократно перестраиваемой в соответствии со вкусами и представлениями каждого очередного правителя, начиная с 9 века.
Доминирует здесь знаменитый собор Святого Вита, который строили около 700 лет с перерывами на войны. Охватить его полностью взглядом невозможно, я уж молчу про тщетные попытки сфотографировать. Вечером собор закрыт для посещений, так что это мероприятие мы перенесли на следующее утро. Зато вокруг не было столпотворения туристов, что нас порадовало.
Еще погуляли, а перед возвращением в кемпинг зашли в интернет-кафе и записали фотки с фотоаппарата на CD (160 Кс).
День восьмой.
Прага.
Потеплело, так что в палатке спалось вполне комфортно. Утром приятно проснуться под пение птиц, вокруг свежий воздух, река, травка, вид на Вышеград, при этом совсем рядом душ и все удобства. Позавтракали свежими булочками, купленными в киоске возле метро.
Для начала у нас был запланирован осмотр собора Св. Вита изнутри. Гигантские размеры, конечно, впечатляют, но полностью проникнуться величием собора мешают толпы туристов. Тут хорошо бы посидеть в тишине и подумать. Фотографировать официально запрещено, но снимают все без исключения. Наибольшее впечатление на нас произвели витражи – очень яркие, красивые, со множеством деталей.
Погуляли по
Пражскому Граду, осмотрели Королевский дворец и три его внутренних двора. Неподалеку расположена знаменитая Злата Уличка. Неприятным сюрпризом оказалось то, что предприимчивые чехи загородили ее забором и берут плату за вход. Нам, конечно, было не жалко заплатить, но вот стоять в огромной очереди в кассу неизвестно сколько времени как-то не тянуло. Так что эту достопримечательность пришлось пропустить.
Следующим пунктом стала обзорная башня на холме Петршин в районе Мала Страна. Она была построена в 1891 году как уменьшенная копия Эйфелевой башни. Высота башни всего 60 метров, но если прибавить к ней высоту холма, то получается, что обзорная площадка расположена не ниже, чем в
Париже. При нашей горячей любви ко всяческим высоким сооружениям, на которые можно залезть, все 299 ступенек были уверенно преодолены, и мы получили море удовольствия от отличных видов Праги, открывающихся с обзорной площадки (стоимость билета 40 Кс).
В прилегающей парковой зоне находится Строгинской монастырь с интересным музеем-библиотекой со множеством старинных книг (входной билет 70 Кс). У меня просто руки чесались взять их, потрогать, полистать, но ничего удивительного, что это запрещено. Очень понравился главный зал библиотеки с огромными стеллажами высотой в несколько метров, заставленными книгами. Среди экспонатов музея также крошечная миллиметровая книга, сделанная русскими умельцами, старинные книги с обложками, украшенными золотом и драгоценностями. Довольно любопытное место для любителей.
Спустились вниз на фуникулере, еще погуляли по Малой Стране и вышли к Карловому мосту. Главное впечатление – людской муравейник. Толпы гуляющих, фотографирующихся, художники что-то рисуют, продавцы что-то продают, сам мост рассмотреть в плотном людском потоке довольно сложно. Построен он был в начале 15 века и много чего повидал: ярмарки, казни, конные турниры и проезжающих королей. Рассмотреть мост и его окрестности получше удалось, поднявшись на Староместскую мостовую башню (40 Кс с человека).
Потом мы пообедали в одном из многочисленных ресторанчиков полюбившимся чесночным супом, свиной ногой и уткой, конечно же, запивая это вкуснейшим пивом.
Следующим мероприятием стало катание на лодке по Влтаве. Стыдно признаться, но до этого никогда не приходилось плавать на обычной лодке с веслами, несмотря на то, что это романтическое времяпровождение было обещано мне несколько лет назад. Но лучше поздно, чем никогда, так что Виталик решил выполнить свое обещание. Ближе к пристани я чуть было не сдалась, попросившись плыть на катамаране, управление которым требует меньших усилий, но в итоге мы взяли таки лодку. Стоит удовольствие 60 Кс в час, терри