Максим - профессиональный гид, альпинист, полярник и геолог. Кроме того, замечательный фотограф и рассказчик. Иногда он сваливается мне на голову с кучей невероятных историй и свертком растений, выкопанных им где-то на краю света для университетской кафедры ботаники.
В апреле он был в Антарктиде, в мае - на Филиппинах, сейчас проводит в Адыгее курс скалолазания, попутно поучаствовав вспасении с Эльбруса обмороженного альпиниста из Новой Зеландии.
Собранная мною коллекция его приключений уже настолько разрослась, а книгу издавать Максим пока не раскачался, поэтому публикую здесь его рассказ о необычном взгляде на самую обычную страну - Турцию.
Арарат, I часть
Мне нравятся путешествия с хорошей логистикой. Относительно непродолжительные и насыщенные. Ну, к примеру, полазил на гору, потом поехал на пару дней на сафари на животных посмотреть, посмотрел по пути еще что-то из местной истории, крепости там разные, быт народа, а в завершение еще если в море окунуться удастся, то значит путешествие выполнено на все сто. И хорошо еще, когда переезды не очень продолжительные. Африка такая, например, Килиманджаро-сафари-Занзибар, или Уганда-Лунные горы–сафари-сплав по Нилу-банджи (прыжки на резинке)… А вот еще Арарат в Турции. В совсем непривычной Турции, не той, которую продают с отелями все включено. А своеобразная Турция, разная, живая, интересная.
«Арарат - вулканический массив в Турции (на границе с Арменией) - два слившихся основаниями потухших вулкана - Большой Арарат (5165 метров) и Малый Арарат (3925 метров).» Географическая энциклопедия.
Район горы Арарат много лет был конфликтной территорией. И сейчас там стоят турецкие войска и требуются специальные разрешения для восхождения на гору. А уж с десяток лет назад попасть туда было и вовсе сложно.
Все началось очень неожиданно. Мне позвонил Артур Аветисян - мой друг, альпинист и просто отличный человек. И сообщил, что 23 июля его сыну, тоже Артуру, исполняется 11 лет, и он – Артур старший - хочет сделать подарок своему сыну: совершить восхождение на исконно армянскую гору. Конечно, скажете вы, День рождения достаточно планируемое событие, значит и поездка наша планируемая, но все равно, как-то все быстро произошло и организовалось. Практически от звонка до восхождения - дней 10.
Стартовали мы из города Сочи, на пароме. Нигде я не нашел точного описания как добираться таким способом, и в своем роде мы были первопроходцы. Быстроходный катер на подводных крыльях «Гермес» домчал нас до города Трабзон. Таможня и паспортный контроль были курортными. Ленивый вентилятор нагонял прохладу на ленивых же пограничников и таможенников. Пока мы стояли в очереди к воротам за границу, по очереди бегали купаться в море, и когда настала наша очередь, надевая на ходу рубашки и штаны, в буквальном смысле по-курортному, прошли паспортный контроль. Турок на границе бодро вклеивал визы в паспорта, даже не заглядывая, кому и куда он клеит. Мне кажется, что подсунь ему блокнот или тетрадь ученическую, и он с таким же безразличием вклеит туда визу. Лишь бы денег ему заплатили. При этом практически в любой валюте. Из Трабзона мы стартовали в город Догубаизит. С приключениями, но добрались.
Сперва маршрутное такси поехало не в ту сторону, куда нам надо было, потом автобус не туда приехал, куда было написано в билете и на самом автобусе. Но все это делалось не со зла, как мы поняли позже. А просто из-за некоторой лености турок. Они быстро загорались идеей помочь нам и так же быстро интерес их к нам угасал. Когда мы приехали в городок Игдри, нас высадили из автобуса и сказали, что придет еще один автобус через час и отвезет нас в город Догубаизит, куда собственно мы и ехали. Сперва наше присутствие на автобусной станции вызвало некое оживление. Несколько человек подошло и предложило помощь, поговорили о том-о сем. Но час прошел, автобуса не было, два часа, три - автобуса не было. И на нас уже никто не обращал внимания. Мы стали почти как свои. Пришлось напоминать о нашем присутствии и о том, что ехали мы собственно в другой город. Сперва это наше заявление вызвало некоторое недоразумение и даже гнев менеджеров автостанции. Но потом вдруг они что-то вспомнили и снова заулыбались, и все таки отвезли нас туда, куда нам было надо.
Погода не подкачала, видимо собирался второй всемирный потоп, и дождик поливал отчаянно и ежедневно. Вершина была скрыта облаками. Я спросил президента федерации альпинизма Турции, горного гида Сайана, сколько альпинистов взошло на гору в этом сезоне. Он ответил, что пытались многие, а взошло мало. Холодно и ветрено. А у нас повод: день рождения. Ну и надежда увидеть Ноев ковчег, и в грязь лицом бы не ударить. А грязи как раз много. Особенно внизу. Жарит, парит турецкое лето. И ливень…
В Догубаизите к нам присоединились двое москвичей - супруги Колотий.
К лагерю 3200 тропа идет по склонам горы, поросшими травой. Много летовок курдов, в которых они живут летом и пасут свой скот - овец, коров и лошадей. Выше 3200 начинается типично вулканический ландшафт: разрушенные лавовые потоки, вулканические бомбы- россыпи выброшенных вулканом камней и выжженные поля туфов. Растительности практически нет, мелкая трава да цветочки только.
В армянском народном эпосе гора Масис (позднее Арарат) считалась обителью вишапов — мифических существ армянского языческого культа. Животных в горах встречается не так много, хотя в начале XIX века их, несомненно, было гораздо больше и, по свидетельству английского дипломата Джеймса Мориера, здесь водились даже «медведи, небольшие тигры, рыси и львы».
Курды нашей экспедиции оказались людьми веселыми и невероятно рассеянными. Повар потерялся где-то, потом потерялись наши рюкзаки. Слава богу рюкзаки нашлись. А вот повар так и не нашелся, да и черт с ним.
Немного про курдов и их отношение к нам и вообще видимо ко всему, что они делают там на горе. Очень меня удивило, что в гостинице, в которой жили супруги Колотий, на стойке ресепшена было написана стоимость номеров, а вот брали чуть ли не в два раза больше. Почему так – никто не смог объяснить вразумительно. Очень повеселило и то, что курды оторвали четвертую звезду от этой гостиницы, понизив ее до трехзвездочной. Машина, которая везла нас в горы, постоянно ломалась, и в конце концов, мы просто заталкивали ее на крутые участки. Потом тяжелое снаряжение погрузили на коней, а мы пошли с небольшими рюкзаками в первый лагерь. Дети из курдских летовок просто окружают альпинистов и требуют денег - бакшиш по курдски: крем от загара, шоколад, просто подарки. Такое вот араратское нищенство. Иногда начинает напрягать. А в одной из летовок нам предложили чай. Так радушно, что мы купились на это предложение. Старушка, больше похожая на Бабу Ягу, начала повязывать нам платки на шеи. Ну прямо как в Непале. Только в Непале это все делается от души, а тут бабуля эта начала у нас деньги выпрашивать. Да так настойчиво. Сто долларов, которые мы ей дали, показались ей маленькой суммой, и она с удвоенной силой стала вымогать деньги. Пришлось довольно грубо поставить ее на место.
Зато у их курдского предводителя - президента федерации альпинизма Сайяна возникло желание построить на вершине дом. И теперь курды таскают наверх газовые горелки, чтобы растопить лед на вершине и тянут провод от генератора, а ледовая шапка на вершине Арарата не меньше чем на Эльбрусе.
Для этих целей на конях затащили на высоту 4200 мощный генератор, приволокли километров пять кабеля, протянули тот кабель до плато, и таскали наверх перфораторы и электропилы, чтобы лед крошить. А еще таскали газовые баллоны и горелки, которыми на крышу гидроизоляции наплавляют. Чтобы лед плавить. Все выглядело утопично, но серьезность курдов, перетаскивающих все это строительное оборудование наверх, удивляла. Конечно же в тот рабочий порыв никому из местных не было дела до того, чтобы налаживать какой-то сервис для туристов. И приходилось порой из кухонной палатки выгонять поедающих там нашу еду курдов.
Года три назад я сам помогал таскать огромные электроинструменты фирмы Макита (это что-то типа отбойных электрических молотков) и бензопилы очередной экспедиции, которая искала вмороженные во льды Арарата остатки Ноева ковчега. Сколько льда покрошили - я не знаю. Но Ноев ковчег так до сих пор и не нашли. И тайна его влечет к себе новых и новых исследователей.
Но есть теперь на горе Арарат и настоящий клад :), и в этом году мы со всеми желающими отправимся на его поиски.
В лагере 4200 было много народу. Скопились альпинисты разных стран. Всех их практически сдуло с высоты 4500-4600 при попытке восхождения. Все выходили на гору в 2-3 утра и возвращались из-за непогоды в 5-6. Времени у нас было много, мы уже на второй день достигли второго лагеря на 4200 и поэтому не спешили, планировали в третий день сходить на 4700 на акклиматизацию. Поэтому встали не особенно рано. А тут гора показалась. Окно погоды. И мы решили попробовать. Вышли наверх в 9.30 утра. С 4600 Дмитрий Колотий и его жена Ольга повернули вниз. Не хватило акклиматизации. А я, Артур старший и именинник Артур младший в 16.30 достигли вершины. Так получилось, что именно в день своего рождения, даже именно в час своего рождения, Артур Аветисян младший стоял на вершине горы Арарат 5135 метров. Фактически он стал самым юным россиянином, кто поднялся на эту вершину.
На другой день - 24 июля, я второй раз взошел на гору с Дмитрием Колотий и болгарским альпинистом Ивлом. Больше никто не рискнул в такую погоду выйти наверх.
В древней Армении Арарат назывался горой Масис. Когда армянские переводчики старшей школы в V в. н. э. стали переводить Библию на древнеармянский язык, они, несомненно, столкнулись с вопросом, что же это за горы Арарат (в Септуагинте, с текста которой переводилась древнеармянская Библия, стоит именно эта форма). Если бы в их времена место, где пристал ковчег к суше, связывалось с Масисом, армянские переводчики вместо Араратских гор поставили бы именно Масис. Но они этого не сделали и оставили термин оригинала — Араратские горы. Итак, в то время в Армении Масис с библейскими Араратскими горами не связывали, что, впрочем, характерно и для комментаторов Библии тогда в целом. В соответствующем месте Книги Бытия мы читаем: “В седьмом месяце в семнадцатый день месяца остановился ковчег на горах Араратских”. Следовательно, речь идет не об одной горе, а о совокупности гор. Если поставить себя на место жителей северной Месопотамии (Ассирии), то очевидно, имелись в виду горы, расположенные на север от этой страны. Эта горная страна — северный сосед Ассирии и ее постоянный противник — именовалась у ассирийцев Урарту. И не случайно в одной из рукописей, найденных у Мертвого моря, обнаруживается вместо Арарат Урарат. Видимо, это название в ассирийский период прилагалось ко всему обширному нагорью вокруг озера Ван, которое позже, с арменизацией Урарту, получило название Армянское нагорье. Именно с южными отрогами этих гор и был связан в ассирийский период старый месопотамский миф о потопе.
Вот, оказывается, где надо было искать ковчег!!! Близ озера Ван. Оставив курдов плавить лед горелками на горе Арарат, мы снова двинулись в дорогу. Мы путешествовали по Турции. Побывали на озере Ван и на горячих источниках, на острове Ахтамар и на древней христианской церкви - Ахтамар, которую не разрушили за полторы тысячи лет ее существования в мусульманской стране. И здесь мы не нашли ковчега. Но нашли мы радость дороги, открытий и новых друзей. Появились новые мысли, задумки и планы. Обратно уплыть на пароме нам не удалось - на море Черном начался затяжной шторм. Поэтому мы перебрались в город Стамбул, а оттуда улетели домой, в Россию.
Продолжение следует