Южная зима. Часть 1. Краснодар

Вацлав Шуббе Страна:Россия
Город: Анапа
Время отдыха: Дата вылета декабрь 2011

Дата11.07.13 Хороший отзыв0 Ответов 5 Просмотрели3515

Моя поездка в зимний Краснодар вышла почти в прямом смысле поездкой: по ВПП местного аэродрома мы ехали к терминалу чуть ли не столько же времени, сколько летели из Москвы: плюхнулись, можно сказать, в чистом поле, и только минут через пятнадцать беспрерывного руления вдалеке показалось здание местного аэропорта.

Уже не знаю, кто надоумил власти Краснодарского края обставить дело подобным образом; не исключено, что действовали они, похоже, согласно анекдоту: "Что-то у вас в городе вокзал далеко от центра. Не лучше ли было его устроить поближе? — Мы думали над этим, но решили, что вокзалу будет удобнее рядом с железной дорогой..." Вот и тут взлётно-посадочные полосы устроены как бы в одном месте, а терминал в другом, уже рядом с городской чертой. Даже, пожалуй, уже внутри городской черты, потому как до центра Краснодара можно доехать ничем иным как рейсовым троллейбусом.

Об этом я узнал загодя, а вот непосредственно со зданием аэропорта мне пришлось знакомиться наяву, и это знакомство меня, надо сказать, не слишком разочаровало: комплекс показался мне вполне сносным, но только если в нём присутствуют пассажиры максимум двух рейсов. Такой расклад позволяет более-менее комфортно проводить время и в зале ожидания на первом этаже, и в накопителе после досмотра тоже мест хватает. Если же паче чаяния народу больше, тогда зал забивается достаточно плотно...

Вообще, с моей точки зрения, воздушная гавань Краснодара нуждается в расширении, ибо хоть обстановка и тамошние интерьеры выглядят по-современному, на современное обслуживание пассажиров аэропорт всё же не рассчитан. Там вроде как есть всё необходимое, но, как бы это правильнее выразиться, в минимальных количествах — сидений мало, точек общепита мало, магазинов мало. Часть инфраструктуры, правда, вынесена на приаэровокзальную площадь, и там, справа от выход из аэропорта есть киоски с едой и промтоварами, плюс камера хранения; теоретически, она работает круглосуточно, но у неё есть перерывы на обед в районе четырёх утра и вечера.

Само собой, на площади, как и положено в странах третьего мира, присутствуют зазывалы-таксисты; я ни разу не видел, чтобы подобные личности орудовали, скажем, в Хельсинки или Берлине, зато Шереметьево ими набито, да и Пашковский аэропорт без них не обошёлся. Правда, мало кто купился на их позывы, ибо общественного транспорта из воздушной гавани Краснодара ходит, как говорится, до фига и больше, так что обычные россказни про "автобусы уже не ходят" тут не прокатывают.

Самым простым вариантом доехать из аэропорта Краснодара до вокзала и автовокзала является троллейбус седьмого маршрута. Стоит проезд десять рублей, дорога займёт примерно три четверти часа вечером, когда нет пробок, или примерно около часа днём. Альтернативой этому маршруту является автобус за номером один, но он, как мне показалось, не так удобен. Кроме того, в ходу есть пятьдесят третья, однако она гораздо дороже троллейбуса. Это самые распространённые и популярные варианты, хотя многие местные жители пользуются услугами других перевозчиков, в зависимости от того, в какой конкретно район города им надо. Вообще, для полного комплекта транспортной системе Краснодара не хватает только метро, хотя оно, пожалуй, и не нужно: маршрутов наземного транспорта, как мне кажется, вполне хватает, ведь только троллейбусных линий насчитывается два десятка.

Проезд стоит десять рублей, платить нужно кондукторам, обслуживающим салон. Взамен, если повезёт, можно будет получить оригинальный сувенир — билет с цветным изображением краснодарского вокзала. Если же не повезёт, то билет будет обычным, заурядным.

Мне сперва не повезло в этом плане, потому что билет оказался рядовым, и тут же не повезло снова, когда по трансляции объявили: "Троллейбус идёт в парк". Я-то рассчитывал сразу прикатить в самый центр города без забот и хлопот, после чего заняться осмотром достопримечательностей. Теперь же приходилось импровизировать, что мне не очень нравится. Вот и в этот раз импровизация не слишком удалась: возможно, следовало просто подождать на остановке следующего рейса, но так как вся эта катавасия смахивала на небольшое приключение, я решил положиться на волю случая, а пока взялся разглядывать окрестности.

Отчасти то, что творилось за окном, напоминало мне Новосибирск: там тоже современные районы в пригороде чередуются с какими-то околодеревенскими халупами, и точно так же по дороге из аэропорта обставленная торговыми центрами объездная дорога, живо напомнившая мне МКАД, сменилась пасторальной картинкой одноэтажных домиков а-ля посёлок городского типа...

Тем временем, мы причалили к затоптанному газону на боковой улице, и всех пассажиров громкоголосая кондукторша попросила освободить салон. Пришло время окунаться в краснодарскую действительность.

Действительность Краснодара мне особо по душе не пришлась, по крайней мере в данном конкретном районе. Я добросовестно прошёл изрядный кусок сперва по улице Селезнёва, потом ещё по Ставропольской, однако практически никаких выгод из этой прогулки не извлёк: стремление посмотреть, как живут люди на периферии города обернулось просто потерей времени. Этого и следовало, в общем-то ожидать, поскольку дороги были разбитыми, дворы загаженными, а газоны по большей части вытоптанными. Единственной отдушиной для меня стал Свято-Покровский храм: я уверен, что когда его строительство будет закончено, то восточная часть Краснодара обзаведётся незаурядным зданием. Уже сейчас, когда основной корпус сияет золотом луковки-купола и остаётся достроить колокольню, храм удивляет своей величественной статью. Замечу, кстати, что в формирование облика церкви может внести свою лепту каждый: у входа стоят специальные урны, в которые паства вносит средства — таким незамысловатым способом церковные власти стараются ускорить окончание строительства.

Стоит отметить Ставропольскую улицу как протяжённое, растянутое в пространстве место для покупок. По обеим сторонам этой трассы систематические встречаются магазины, среди которых я мог бы выделить пару универсамов "Магнит". Завидев такую вывеску, можно быть уверенным, что впереди ждёт встреча с огромным количеством недорогих продуктов. Особенно хороши мясной отдел и выбор спиртного. Есть варианты с покупкой готовых салатов — банка на полкило селёдки под шубой стоит меньше ста рублей, двести грамм салата "оливье" обойдутся в тридцать два рубля (интересно, что пакет майонез прикреплён к упаковке снаружи). Ценным свойством супермаркетов этой сети является наличие камеры хранения: при определённом раскладе можно там оставить вещи и гулять по городу налегке.

Я ещё побывал ради интереса в нескольких торговых точках, а вот по части общепита тут дела оказались не слишком хороши, и всём, что мне запомнилось, был ресторан "Рис", котором при некоторой удаче можно, к слову, весьма недорого пообедать. Скажем, в течение трёх часов, начиная с полудня по будням действует предложение на бизнес-ланч, в который входит солянка, салат из селёдки и говядина под соусом. Весь это комплект стоит двести тридцать рублей — разве не дивно? Словом, запоминайте адрес: Ставропольская улица, 137.

Наконец, прогулка привела меня в тот район, где, судя по карте, располагался железнодорожный вокзал. И хорошо, что я додумался перебраться через пути по виадуку, потому что транспорт, лишённый такой возможности, делает огромный крюк, возвращаясь потом чуть ли не на то же место, которое он миновал десятью минутами раньше. Пешеходы в данном случае выигрывают, и после осмотра окрестностей с высоты протянувшегося над рельсами моста, я попал в самое пекло главного транспортного узла Краснодара — между станцией и автовокзалом.

Имея в виду вечерком уехать в Анапу, где у меня был забронирован отель, я резонно рассудил, что мест в автобусах, чья вместимость конечна, может и не быть, а уж в электричке всяко места найдутся, и оттого первым делом поинтересовался проездом по железной дороге. Тут же выяснилось, что краснодарский вокзал охраняется как осаждённая крепость: всех входящих просят предъявить документы и тут же проверяют паспорта через мобильный терминал — не иначе, шпиёнов ищуть...

Сам вокзал выглядит довольно прилично, он отремонтирован и чист, а местами даже пустынен. То есть в зале ожидания, положим, яблоку негде упасть, тогда как на подвальном этаже, где находятся туалет и камера хранения, тишина и пустота. Туалет платный, камера тоже — оставить вещи на сутки стоит порядка восьмидесяти рублей или в полтора раза больше, если багаж негабаритный.

Народа внутри вокзала оказалось относительно немного, однако, как мнится мне, это всё потому что на дворе была зима, а вот летом, я полагаю, там будет настоящая душегубка...

По стенкам кассового зала была развешана мешанина листков с расписанием, однако даже я, полагающий себя большим специалистом по путешествиям, не смог толком разобраться, когда же будут поезда до Анапы. Пришлось обратиться к услугам информационного бюро, которое, что интересно, выдаёт, помимо прочего, платные справки на бланках — интересно, кому нужна такая услуга? Во всяком случае, я обошёлся без фирменного бланка железной дороги, равно как и без самой железной дороги: ближайший поезд до Анапы планировался за полночь...

На другой стороне Привокзальной площади расположился автовокзал, куда я направился вторым делом. Там мне и понравилось находиться, и не понравилось одновременно.

По моим ощущениям, краснодарскую автобусную станцию следует увеличить раза в два, тогда в нём будет комфортно. Пока же народ сидит в залах ожидания весьма плотно, а так как с главной площади к местам посадки на рейсы можно пройти только через здание автовокзала, то сидеть спокойно там не получится. В плюс автовокзалу могу отнести наличие камеры хранения с круглосуточным режимом работы — хотя какой он круглосуточный, если есть перерыв, как и в аэропорту, с четырёх до пяти как утром, так и вечером. Также хочется отметить наличие с левой стороны от входа автомата, по которому можно проверить наличие рейсов и количество свободных мест на эти рейсы, с указанием стоимость, что немаловажно.

Как раз этот самый автомат меня больше всего порадовал, и с его помощью я быстренько разобрался, на каком конкретно рейсе мне ехать, Получилось, что у меня в запасе порядка пяти часов, и это время следовало употребить с толком.

Двинувшись от автовокзала осматривать местные достопримечательности, я не плутал долго: уже вскорости из-за домов показался Свято-Екатерининский кафедральный собор, стоящий, как ни странно, на улице Коммунаров — подобные эксцессы порой приводят в ступор, как, скажем, в Париже могут соседствовать улицы генерала де Голяя и Мориса Тореза. Вот и тут сочетание улицы Коммунаров с собором было несколько странным, хотя потом, на третий день путешествия, уже в Новороссийске я видел такой странный памятник, что просто оторопь берёт. Впрочем, речь о нём пойдёт в своё время...

Вернёмся тем временем к Свято-Екатерининскому собору, чей огромный купол в настоящее время затянут строительной сеткой, и это сильно портит впечатление от здания. Но, как говорится, что ни делается, всё к лучшему: храм готовится через три года отметить свой столетний юбилей, вот его и реставрируют, чтобы он мог встретить такую солидную дату по всей красе.

Лично мне собор показался несколько мрачноватым, я люблю более светлые постройки, хотя ничего плохого про стиль сказать не могу: там скорее присутствуют византийские черты. Внутреннее убранство оформлено достаточно качественно, вот только места под куполом как-то маловато — снаружи собор кажется более крупным.

Заодно скажу и про другую важную религиозную постройку, Свято-Троицкий собор, который поразил меня в первую очередь своими куполами: они словно опята вокруг пня громоздятся колонией, что придаёт собору, на мой взгляд, несколько несерьёзный вид. Построили это уникальное здание чуть больше века тому назад, автором проекта выступил архитектор И. Мальберг. Наверное, он очень хотел создать по-настоящему русский храм, вот и постарался на славу, точнее, перестарался малость. Не то, что я навожу критику на это замечательное произведение религиозного зодчества, просто от ассоциации с грибами мне было очень трудно отделаться...

Эту необычную картину можно наблюдать на улице Фрунзе, а третьим в этйо компании, чуть в стороне от прямой линии между первыми двумя постройками, стоит собор Александра Невского. С моей точки зрения, он представляет собой неоспоримое доказательство того, что и в наши времена не утрачены традиции русского религиозного искусства: храму всего-то пять лет, а выглядит собор вполне себе ничего.

Когда-то впечатляющее здание собора, посвящённое святому Александру Невскому, стояло несколькими сотнями метров севернее — там теперь устроена небольшая часовня, — в годы советской власти храм оказался разрушен, и только после распада СССР было решено его восстановить, пусть и на новом месте и в новом облике. Получившееся здание выглядит очень красиво и очень по-русски, так что любоваться им можно очень долго. Вдобавок, вечерами постройку искусно подсвечивают, и это добавляет ярких красок к её облику.

Собор Александра Невского стоит в самом начале Красной улицы, главного стержня Краснодара, своего рода местных Елисейских полей. На эту длинную артерию "нанизано" множество точек общепита, магазинов, достопримечательностей, да и просто симпатичных зданий. За достопримечательностями, кстати, далеко ходить не надо: стоит немного отойти от храма, как по правую сторону улицы обнаруживается огромный памятник, изображающий Екатерину II — он живо напомнил мне аналогичный монумент, стоящий в Санкт- Петербурге рядом с Публичной библиотекой. В обоих случаях русская императрица изображена стоящей и глядящей вдаль, а уровнем ниже её стоят остальные фигуры композиции. Опять-таки, в обоих случаях на памятнике присутствует князь Г.А. Потёмкин, только петербургскую версию вместе с ним дополняют другие деятели екатерининской эпохи а в Краснодаре компанию светлейшему сановнику составляют кубанские казаки.

Памятник почему-то помешал представителям советской власти, и в 1920 году, не простояв и полутора десятка лет, был снесён. Восстановили его всего лишь пять лет назад по оставшимся чертежам и эскизам.

Другим интересным памятником, стоящим на Красной улице, и тоже на правой её стороне, надо назвать скульптурную группу: изображающую во плоти известный исторический сюжет о том, как запорожские казаки пишут письмо турецкому султану, появилась в Краснодаре три с лишним года назад, и уже успела стать таким местом, возле которого сфотографировать считают своим долгом все, и стар, и млад. Мне, например, так и не удалось днём выбрать момент, чтобы возле памятника никого не было — пришлось снимать вечером, когда народ подрассосался. Композиция памятника во многом повторяет сюжет знаменитой картины И. Репина на ту же тему, с поправками, разумеется. Кроме того, что исчез ряд персонажей, автор памятника убрал две фигуры с переднего плана, и теперь любой желающий может подсесть к казакам, снявшись с ними в одной компании. И, надо сказать, желающих находится море...

Между этими двумя точками, ближе ко второй, нежели к первой, расположен Первомайский сквер, этакий аналог Дворцовой площади Петербурга. Это скорее даже не сквер, а как раз площадь с деревьями и кое-какими газонами. Место вдобавок активно используется для проведения различных мероприятий общественного характера, так что сходство прослеживается совершенно определённо. Особую приятность территории придаёт аккуратная арка "Ими гордится Кубань", если я правильно запомнил название; компанию ей составляет фонтан...

На восточной стороне площади располагается часовня святого Александра Невского, установленная там, где раньше стоял крупный собор. А к северной стороне я бы рекомендовал присмотреться особо: там стоят купеческие здания XIX века — во всяком случае я их воспринял именно в таком ракурсе. Постройки очень симпатичные и фотогеничные, такие в Новгороде Великом составляют целый квартал купеческой слободы. Тут их количество более ограничено, но поснимать есть что, это я заявляю со всей ответственностью.

Скажу пару слов о еде, благо на Красной улице разных вариантов полно, на любой, как говорится, вкус и кошелёк. Мне очень понравилось заведение под названием "Патрик и Мари", где оказалось можно сытно и относительно недорого пообедать. Все посетители, которых я застал внутри, рассевшись вдоль стойки с видом на улице ели салаты и мясо. Салаты стоят тридцать пять рублей за сто грамм, котлеты обходятся примерно в сорок рублей за тот же вес (есть даже котлеты из щуки, но они стоят вдвое дороже), и в целом можно наесться на полторы сотни. Выпечка тоже недорогая, и пирожки с капустой, например, стоят двадцать рублей — по-божески, как мне кажется.

Другое место, где есть пирожки, находится с правой части от Первомайского сквера, если смотреть на него от Красной улицы. К моему большому сожалению, свести полноценное знакомство с кондитерской "Любо" мне так и не удалось: днём, когда я шёл мимо и заинтересовался местными пирожками, в крохотном, на четыре квадратных метра, помещении толпилось пятеро клиентов, а вечером, когда я специально сделал крюк в тот район, в ассортименте оставались только пирожки с луком — капустные, на которые я так рассчитывал, уже закончились. Вот что значит популярность: местные жители отлично знают, что к чему, и, очевидно, сметают выпечку весьма бодро. Цена-то подходящая, всего за пятнадцать рублей можно получить аппетитнейший пирожок...

Вот ещё стоит сказать про фаст-фудовское заведение "Жаровня", не успешно притворяющееся русским трактиром. От трактира тут наличествуют блины, бутерброды, морсы и прочие блюда отечественной кухни, тогда как интерьеры скорее можно назвать современными, за исключением деревянных столов. Стало быть, запомните адрес — дом 98 по Красной улице.

Что интересно мне показалось в Краснодаре, так это близкое соседство вполне городской архитектуры с провинциальными домиками — я уже упоминал про такие контрасты, а в западной части города они высветились с новой силой. Вот только что, буквально сотню метров назад я находился на вполне европейской магистрали, с большими зданиями и современными заведениями, как вдруг окунулся в патриархальную атмосферу провинции, и если бы не приметы нашего времени в виде машин и проводов, вполне можно было бы подумать о дыре во времени; во всяком случае, извозчики были бы на улицах вполне уместны...

По этим улочкам я, надо сказать, брёл не без интереса, потому как подобная обстановка располагала к неторопливой прогулке. Брёл я, значит, брёл, потихоньку фотографирую наиболее занятные постройки, и прибрёл в итоге к аккуратной, выстроенной в типично русском стиле церкви Ильи Пророка, что стоит на углу Октябрьской и Пашковской улиц с начала XX века. Постройка из кирпича с маленькой башенкой, увенчанной куполом-луковицей сперва кажется невзрачным, но потом, приглядевшись, оцениваешь и его неброскую красоту, и соответствие размеров храма окружающей застройке: кругом невысокие домики, и среди них Ильинская церковь смотрится своими скромными габаритами очень уместно.

А дальше мне попалось ничуть не менее интересное местечко, правда, интересно оно было в первую очередь не архитектурой, а названием: уж не заню, кому из владельцев продуктового рынка пришло в голову назвать своё детище "Деймос", но ясно, что это был не шибко эрудированным человеком, если выбрал имя бога ужаса; хорошо хоть "Афедроном" контора назваться не додумалась...

К тому времени, как я завершил основную часть программы, начало смеркаться, и тогда я вернулся на Красную улицу, где зажгли вполне достойную подсветку. Было чертовские приятно прогуляться по тем же местам, что и парой часов ранее, только уже увидеть их в новом ракурсе. И ещё мне понравилась большая ёлка, стоящая на огромной пустынно площади возле улицы Будённого, хотя, пожалуй, она была слишком одинока, будучи даже при своих колоссальных размерах неспособна заполнить всё обширное пространство окрест. Думаю, когда через месяц наступил Новый год, горожане именно там собрались на празднование, и тогда ёлочка не выглядела уже таким одиноким островком праздника...

Близилось время отъезда, и я поспешил на автовокзал, где, как выяснилось, с наступлением вечера народу нисколько не убавилось, скорее наоборот. Автобусы то и дело подкатывали к перронам, причём никаких видимых объявлений о прибытии того или иного рейса не имелось: следовало караулить объявления диспетчера, передаваемые по трансляции. Это отсутствие какого-никакого табло мне совсем не понравилось, потому как торчать на улице и прислушиваться к завываниям репродуктора мне не хотелось из-за вечернего холода, а внутри здания было плохо слышно объявления. Всё же мне удалось разобрать, с какого конкретно места отправляется автобус до Анапы, и вместе с кучей пассажиров я двинулся к стоявшей покамест запертой машине.

Посадка в автобус проходила на редкость бестолково и долго, потому что прибывших на рейс долго и мучительно регистрировала перед входом дамочка средних лет, водившая пальцем по распечатке с номерами билетов. Ей надо было каждого отдельного индивидуума найти и отметить, так что мероприятие затянулось. Кроме того, билеты были без мест, так что все, кто столпился перед дверью, не только мёрзли на ветру, но и волновались, как бы не остаться, чего доброго стоять в проходе — как потом я выяснил, местные нравы позволяют и такое. К счастью, всем пассажирам хватило сидений, да ещё и пустые места остались; одно из них находилось рядом со мной. Увы, радовался я недолго, примерно минут двадцать, по истечении которых мы подобрали где-то на выезде из города кучу безбилетного народа, рассредоточившегося по салону. И пошло- поехало: на трассе мы то и дело кого-то высаживали и кого-то подсаживали, так что скоростной езды не получилось. Вообще-то её не получилось бы по-любому, учитывая, какие приличные пробки встретили нас на выезде из Краснодара, и принимая во внимание качество шоссе. Правда, нельзя не признать, что в Анапу мы всё-таки прибыли практически по расписанию, минутах в десяти против него. Теперь мне предстояло найти гостиницу, способную стать мои домом на следующие две ночи. То есть само собой, у меня был заказан номер, однако найти отель оказалось задачей нетривиальной...

 В Анапе я уже был однажды, сравнительно давно, в детстве, и, разумеется, на эти воспоминания никак нельзя было полагаться. Таким образом, у меня состоялось фактически новое знакомство с этим городом, и, несмотря на то, что первые шаги по нему удачными назвать было нельзя, всё же пребывание на берегу Чёрного моря доставило мне немало удовольствия.

 

 



Фотографии


Комментарии

Не думаю, что когда владелец рынка давал ему название, он думал о том, что это имя бога ужаса. Может это вообще имя его домашнего любимца) Но соглашусь, для рынка название явно странное.

Я был в Краснодаре этой осенью, в октябре. Автор писал в своём рассказе только о кафе с ценовой категорией 300-500 руб, как я понял. Кому захочется поесть за 100-150 рублей и качеством еды гораздо лучше, чем в кафешках, то смело идите в столовые учебных заведений Краснодара! Техникумы, колледжи, университеты. Много местных питаются исключительно в таких столовых, если работают рядом и могут пешком дойти, по той простой причине, что там вкуснее еда и ниже цены. На пример, если вы будете жить в Краснодаре рядом с Кубанским Аграрным университетом, то можете вообще не готовить себе завтра и обед. :) У них там есть две замечательных столовые с ценами 100-120 руб. за хороший завтрак или обед. Первая столовая находится в здании общежития по адресу Калинина 13, корпус 17, вторая в отдельном двухэтажном здании Калинина 13/20. До второй столовой идти дольше на 4 минуты, но зато там гораздо шире выбор еды, цены одинаковые. Работают они с 7:30 до 16:00 вторая и с 7:30 до 17:00 первая.

Бывал в Краснодаре довольно часто по делам и иногда в гостях у родственников. Краснодар обыкновенный провинциальный городок регионального масштаба. Продовольствие довольно дешёвое и не только. НА УЛИЦАХ НЕСМОТРЯ НА ПРИСУТСТВИЕ ДОВОЛЬНО МНОГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО СПОКОЙНО.

Очень понравился Краснодар, была в мае 2015. На улице уже ходишь в шортах и футболках - лето в самом разгаре. И цены продуктов приемленные, и развлекаловки для молодежи куча, и сам центр для прогулки интересный. Мест общепита - много, на каждом углу, и доступные по ценам. Нормальный, среднестатистический приятный город. И с транспортом нам очень везло, и жители города тоже были очень вежливыми, спокойно объясняли дорогу в правильном направлении. Мечтаю теперь побывать там в самом разгаре лета и в зиму, которая, говорят, холодновата.

Другие отзывы об отдыхе в России

Лечебно-оздоровительные курорты России
Айда.ру  Айда.ру   Россия , Геленджик   Дата вылета  ноябрь 2023
Здоровье - это бесценный дар, который нельзя купить за деньги. Однако, мы имеем возможность заботиться о нем и улучшать состояние организма. В этом нам помогают лечебные курорты, где сочетается благотворное воздействие природы, чистого воздуха, минер...
Читать далее

Дата 29.11.23 Хороший отзыв6 Ответов1 Просмотрели2390

Детокс клиника
Юлия  Юлия   Россия   Дата вылета  декабрь 2023
Мне "Красное озеро" посоветовал врач. Сказал, что там правильно подбирают лечебные программы, а не просто выписывают примочки всем поголовно одинаковые. Собрались с мужем и поехали. Результат превзошел наши ожидания: врачи высшей категории, индивидуа...
Читать далее

Дата 27.12.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1769

Отзывы туристов