Ускользающая красота
Венеции (Май 2004)
Блистательная королева Адриатики никогда не была городом моей мечты. Гуляя по берегам коричневой
Москвы реки я, увы, не воображала о том как хорошо было бы пройтись вдоль Большого канала или полюбоваться зелеными водами Венецианской лагуны. Аж эти пресловутые гондолы….Стоит только завести речь об
Италии, как каждый не побывавший в Венеции мечтательно закатывает глаза и вспоминает о досели невиданных плавательных средствах. Само название гондолы настолько уже навязло на зубах, что лет в 17 я дала себе слово: уж если судьба забросит меня в Италию, я никогда не сяду ни в одну гондолу, не буду пить кофе на площади Сан-Марко и вообще открою свою Венецию.
Специально ехать в умирающий город-музей я не собиралась ,но уж грех не воспользоваться случаем и не совершить экскурсионную поездку в Венецию из
Ровиня, благо что россиян пускают без визы из
Хорватии в Италию на один день.
Однако путешествие могло и не состояться: в турагенстве Ровиня неожиданно выяснилось, что в Венецию меня не пустят, ибо хоть я и гражданка Российской Федерации, но мое место рождения в одной из некогда братских республик СССР является печатью отвержения для Итальянских таможенников. Конечно, от такого известия я расстроилась, всегда очень обидно становится, когда тебя куда-то не пускают. К счастью, сотрудник агенства милейший молодой человек и к тому же сам страстный поклонник Венеции решил помочь и предложил сделать персональный запрос на Итальянскую таможню. Следующие три дня прошли в закидывании итальянцев факсами и нетерпеливом ожидании их решения. За день до отлета в
Россию, когда казалось что шансов уже нет, из Италии пришло уверенное «ДА» и я стала готовиться к поездке.
Подруги, которые уже успели «открыть» Венецию снабдили меня картой города и посетовали на плохую организацию экскурсии. В день их поездки, русская группа насчитывала 50 человек,что негативно отразилось на качестве ее проведения. А главное девочки заплатили по 14 евро за обед, но заплутали и опаздали минут на 5 на место встречи. Группа ждать не стало, ну да это не беда, а вот денег подругам возвращать категорически отказались. К тому же девочки взяли все предложенные дополнительные экскурсии: гондолы, катера, тот же обед, и не могли свободно гулять по городу, из-за боязни не успеть ко времени сбора на очередное увеселение.
Приняв к сведению все услышанное, в назначенное время я отправилась к автобусу, который должен был меня доставить из Ровиня в порт
Пореча, откуда отплывает судно «Принцесса
Дубровника». Трансферт прошел без приключений. Благополучно миновав хорватскую таможню, все приехавшие со всех концов
Истрии поднялись на борт. Отплыли мы вовремя и следующие 2,5 часа море нещадно мотало наш теплоходик по волнам, проверяя крепость вестибюлярного аппарата туристов. Последние полчаса, плыли мы медленно вдоль необыкновенно красивой Венецианской лагуны, правда то, что она красивая, я разглядела на обратном пути, а вот на пути туда только одна мысль и успокаивала: еще чуть-чуть и будет твердая земля….В течение поездки гид активно уговаривала купить катание на гондолах, катерах, обед и карты, естественно по завышенным ценам. Так к примеру 30 минутная поездка по Большому каналу на катере стоила 16 евро, а возле моста Риальто можно было купить билет на вапорето за 5 евро и наслаждаться катанием целых 90 минут. Ну да хватит о скучном – ведь мы уже в Венеции!
Таможню я прошла быстро, сдала загранпаспорт, получила карточку с номером и оказалась на территории вожделенной Италии. Несмотря ни накакие прогнозы синоптиков, обещавшие сильный дождь, на улице светило яркое солнце, погода благоприятствовала пешеходным прогулкам. Русская группа насчитывала человек 15, ждать никого не пришлось и мы двинулись к главной площади Венеции - Сан-Марко.По дороге сограждане шумно возмущались на тему того, почему к их приезду город не привели в надлежащий вид и все здания стоят такие облупленные, неухоженные и бесцветные. Однако по мере приближения к мосту Академии негодующие возгласы стали меняться на восторженные и отдельные соотечественники стали отставать, увлекаясь окружающими красотами. Улучшив минутку, я обратила внимание гида на таблички с названиями мест и узнала, что в Венеции очень легко ориентироваться: в центре ко всем главным улицам развешаны указатели. На этом для себя организованную экскурсию я закончила и отправилась гулять куда глаза глядеть. А глядели они на таблички, ведущие к Сан-Марко, впрочем и по сторонам я смотреть не забывала.
Вот венецианская свадьба: он и она выходят из заваленной цветами моторной лодки и под жизнеобразующее творение Мендельсона шевствуют к церкви. Возле входа брачующие расстаются: он входит внутрь, а к невесте подходит отец. Гости начинают поздравлять девушку, туристы шумно аплодируют, отец и дочь смущенные и счастливые входят внутрь: скоро начнется церемония венчания.
Справа от церкви я замечаю живописную негритянскую группу, ого, да это явно не туристы, а судя по всему обычные нелегалы: торгуют дешевыми сумками, пристают к туристам, неожиданно один из черных издает боевой клич и вся группа спешно хватает товар и бежит в разные стороны: где-то значит близко полициия. Черных, торгующих сумками, и сувенирами в Венеции оказалось много, видимо они и есть новый современный вид венецианских мавровJ
Тем временем я подхожу к Сан-Марко, делаю шаг, оказываюсь на площади и вдруг явственно ощущаю дух Венеции: на минуту наступает полная тишина, изчезает все: и огромная пестрая колышущая толпа, и строительные леса, и сотни столов и стульев, а я оглушенная оказываюсь с древним городом наедине, сердце стучит сильнее, но эти волшебные ощущения быстро проходят, сначала появляются звуки, потом люди и современная Венеция вступает в свои права.
Я иду по Сан-Марко, вокруг очень много людей и птиц. Кормление голубей является своего рода посвящением в туристы Венеции– это очень увлекательный и даже можно сказать интимный процесс. Серая голубинная братия в Венеции совершенно не страдает никакими комплексами: сесть туристу на руку, на плечо или на голову, раскрыть рот, и шумно требовать еды не считается у птичек, чем-то зазорным или опасным. Наоборот голуби активно воюют за хлебные места, толкают друг друга с добрых рук, радостно пищат и позволяют себя тискать и гладить.
Основные здания площади Сан-Марко – это Дворец итальянских Дожей, Кампанила и Собор Сан-Марко, очередь в который может поспорить с московской к мавзолею Ленина. На площади разбросаны остатки строительных материалов, здесь можно присесть, отдохнуть и, сидя, рассмотреть убранство исторических памятников, их статуи, барельефы, мозайки, а заодно можно познакомиться и поделиться впечатлениями с товарищами по счастью. Возле меня расположились общительные англичане: ребята не первый раз в Венеции, но первый раз им так повезло с погодой, как оказалось во время сильных дождей всю площадь Сан-Марко может залить водой настолько, что по ней становиться возможным пердвигаться только на маленьких лодочках.
Ежегодно население Венеции сокращается из-за неблагоприятных условий для жизни, город часто заливает, уровень воды в каналах постоянно поднимается. Сейчас в городе осталось не более ста тысяч жителей, основная масса которых занята в сфере обслуживания туристов. И действительно стоило мне чуть позже немножко отойти от мест с признанными достопримечательностями, как я увидела совсем другую Венецию: узкие пустынные улицы, нежилые потресковшиеся и облезшие дома. Один из домов чем-то привлек мое внимание, и я рискнула отворить дверку и заглянуть внутрь, а там среди остатков былой роскоши обнаружились развалы тех самых сумок, которые продаются черными на улицах и сами мирно спящие продавцы. Быстро ретировавшись, я поспешила вернуться поближе к Сан-Марко. А по дороге туда забрела еще в одно магнетическое место: Дворец Конторини дель Боволо с его изящной и величественной лестницей. Возле Дворца почти нет туристов, что позволяет спокойно разглядеть этот на мой взгляд самый совершенный архитектурный шедевр. Даже если бы в Венеции не было Дворца Дожей, собора Сан-Марко и многого другого, то город все равно стоило посетить только ради такого неординарного произведения искусства как Конторини дель Боволо.
В России о Венеции ходит несколько мифов, которые я попробую опровергнуть:
Миф первый: «Венеция похожа на Питер».
Утверждение истине не соответствует: архитектурно Венеция на Питер непохожа, по стилю это совершенно разные города. Хотя действительно оба города расположены на островах и соединены мостами, но на этом все сходства и заканчиваются. На Питер гораздо больше похожа Хорватская Риека, несмотря на то, что каналов в Риеке совершенно нет.
Миф второй: «В Венеции воняет канализацией».
В Мае в городе пахло исключительно морем и никаких менее приятных запахов не было.В канализационную систему Венеции были вложены значительные средства и канализацию в каналы больше не сливают. Осенью говорят в Венеции появляется запах застоявшейся воды, но уж никак не канализации.
Миф третий: «В Венеции очень много мусора»
Здесь я не могу утверждать за всю Венецию, но чего-чего а вот мусора я припомнить совершенно не могу. К тому же пару лет назад в Венеции ввели дополнительный налог, и взимаемые средства направляются именно на уборку города.
Однако вернемся к достопримечательностям города: пройдем по мосту Риальто, запомнившимуся мне живописным видом на Большой канал и вкуснейшим запахом свежесваренного кофе. Здесь на набережной можно подкрепиться недорогой и истинно итальянской пиццей и купить сувениров на память о Венеции, а еще в этом месте туристического поломничества гуляют красивые девушки в старинных костюмах и отдают поклоны живые статуи, с которыми можно сфотографироваться.
Говоря о мостах, не могу не вспомнить печально известный мост Вздохов, тот который ведет из дворца Дожей, в здание тюрьмы. Ох, не таким я его себе представляла, думала, что там много открытого пространства и обязательно каменные арки, между которыми целуются влюбленные. Ничего подобного конечно нет и в помине:, попасть на мост вздохов можно только из дворца Дожей, это маленький узкий со всех сторон закрытый мостик и уж не представляю кому в голову может там прийти поцеловаться…..
Повсюду в городе к туристам пристают активисты кампании против наркотиков. Они просят денег на борьбу с этим злом, активисты довольно наглые и иногда агрессивные попрошайки, в общении с ними лучше изобразить полное непонимание языка и их намерений.
По Венеции в хорошую погоду гулять одно удовольствие: необыкновенно хороша Венецианская Лагуна: насыщенная изумрудно-зеленая вода, острова с возвышающими колокольнми, вереницы гондол, ждущие клиентов. Гондол в Венеции как и ожидалось много: оно и понятно – ведь говорим гондола - подразумеваем Венеция и сответственно наоборот. Катание на символических лодках – занятие недешевое от 80 до 120 евро за час, в зависимости от места где ты договариваешься: подальше от центра будет дешевле. Как говорят: если ты не покатался по каналам на гондоле, то считай в Венеции и не побывал, я не покаталась, решила пойти не по штампу, зато я вдоволь полазила по гондолам на особом - карабельном кладбище.
Стоянка вышедших из строя гондол….туда попадают потрескавшиеся лодки, с отбитыми носами, пробойнами и разломанными сидениями, многие стоят наполовину заполненные водой. Я совершенно случайно нашла сие романтическое место не далеко от морского вокзала, лодок было не меньше двух десятков, они отслужили свое туристам и теперь качаются на приколе, вспоминая почти по Андерсену о своей прошедшей молодости.
Еще из венецианских впечатлений: мне запомнился концерт на одной из маленьких площадей, играли уличные музыканты, используя в качестве инструментов хрустальные бокалы и стаканы. Чудесная музыка лилась из бокалов, в переносном смысле этого слова и мне не хотелось чтобы она смолкла.
Не открою америку, если скажу что 5 часов для Венеции – это ничтожно мало: все – равно что шоколадом по губам помазать. Но экскурсионное время закончилось, я прошла таможню, забрала свой паспорт и «Принцеса Дубровника» поплыла назад в Хорватию. Около 10 часов вечера уставшая и совершенно счастливая, я вернулась в отель, где встретила менеджера агентства, организовавшего мне эту поездку. Мы расположились в холле на диванчике и, перебивая друг друга, долго вспоминали Венецию – это древний ускользающий город, одно из самых прекрасных мест на земле.