Воспетая великим Гоголем (о том, чей это писатель, русский или украинский, до хрипоты спорят «патриоты» обеих стран) Полтава для страны - духовная столица, эталон «щирого украинства». Это признают, думаю, и «галицийский» Запад, и «донбасский» Восток. Побывал я в достославной Полтаве несколько лет назад, в сентябре, и вот только теперь почувствовал какую-то внутреннюю несправедливость: даже про Житомир и Винницу свои отзывы написал, а про полтавский визит - «ишо нет»J)
Начинать экскурсию нужно, несомненно, с заповедника-музея «Поле Полтавской битвы». Раскинулся он вольготно в пригороде, районе Яковцы, на улице с характерным названием «Шведская могила». Подковообразный одноэтажный музей встречает классического вида статуей Петра I в его натуральный немаленький рост (сразу вспомнился шемякинский «нетипичный» Петр I в Петропавловке).
В музее очень насыщенная макетами, оружием, военной атрибутикой и диорамами экспозиция, посвященная долгожданной победе над шведами. Там за последние годы добавился и материал о противоречивой исторической фигуре той эпохи - гетмане Мазепе, которого считают и предателем, и радетелем родной земли. Кому как нравится.
А на самом обширном поле битвы много скромных обелисков прошлых веков и очень толерантные памятники «шведам от русских», «шведам от шведов». Еще в царские времена место это почиталось и властями, и народом. Тому свидетели - рукотворный холм с братским крестом погибшим русским воинам и семиглавая Сампсониевская церковь. Гармоничное сочетание зеленого и золотого на маковках очень украшает этот барочный храм.
Но «блиц есть блиц», возвращаюсь в центр города.
Необычно оказаться в центре геометрически правильного круга, внутри Круглой площади именуемой еще Корпусным Садом. Прославленный петербургский архитектор Захаров получил творческую свободу в проектировании центра Полтавы, и такая идеальная симметрия и круга и улиц, расходящихся от Корпусного Сада, нигде мне в Украине раньше не встречалась. Колонна с триумфальным золоченым орлом на вершине и пушечными стволами у основания смотрится грозно и величаво, прославляя победу в Полтавской баталии, появилась к 100-летней годовщине, в 1809 году. По окружности равномерно распределились «присутственные места», которые и сейчас часто используются по тому же назначению.
Чего-чего, а композиций и памятников, посвященной этой битве, немало в городе. Этот, с аллегорическим львом, защитникам Полтавы и их коменданту полковнику Келину, и погибшим казакам, и на месте отдыха после битвы Петра I.
Как изысканная шкатулка выглядит Дом Земства с гербами уездных городов Полтавской губернии. Стиль - украинский модерн.
А вот этот «кубический» памятник Т.Шевченко работы Ивана Кавалеридзе, возможно нравится далеко не всем своей запредельной «неканоничностью кобзаря».
Около памятника-усадьбы автора весьма фривольных виршей «Энеиды» Ивана Котляревского притаился остроумный памятник Галушке, стремительно получивший известность за несколько последних лет. Натуральные галушки и полтавский борщ с пампушками в кафе невдалеке дополнили приятное восприятие этого «шедевра».
Соборы в Полтаве любят и лелеют. Как вот этот царских времён Святоуспенский собор, так и современный храм «Веры, Надежды, Любови».
Насупившаяся пасмурная погода не позволили мне хорошо, во всей красе, снять панораму города. И панораму из Белой беседки с Крестовоздвиженским собором фотографировал уже сын летом следующего года. Очередной повод убедиться, что солнечная погода плюс мощная фототехника (и мастерство) дают действительно впечатляющую картинку бытияJ
В городе есть и свой Музей авиации в скромном флигельке рядом с бюстом Кондратюка, предвестника космических разработок. Он называется, правда «… и космонавтики», но в сравнении с житомирским, конечно, не оправдывает и малой доли подобного громкого имени. Но хорош уже сам факт того, что и Полтаве стараниями академика Глушко появился такой музей.
А вот с дальней авиацией Полтава связана крепко еще со времён войны. Американские бомбардировщики приземлялись на местный аэродром после бомбардировок Германии и заправлялись перед обратной дорогой. В советское время авиаторы тоже были не чужды городу, и «туполевские» бомбардировщики часто гудели в его окрестностях. К сожалению, стратегической авиации в ВВС Украине после распада Союза не осталось совсем, и только несколько экспонатов-самолетов советских времён сиротливо стоят на «рулёжках» бывшей воинской части.
За сто лет здание шикарного Крестьянского банка приглянулось всем подряд «карающим государевым службам»: ВЧК-НКВД-КГБ. Эстафету подхватило украинское аналогичное ведомство – СБУ.
Неожиданным, но очень приятным для меня бонусом, случилась персональная выставка заслуженной украинской художницы Н.Божко в Галерее искусств (Художественный музей), ближе к концу трудного, но насыщенного впечатлениями дня. После Питера я оказался слегка обделён созерцанием хороших полотен, увы и ах.
А город уходил в вечер...