Планирование и подготовка поездки
Подготовка к поездке в Норвегию началась в январе, примерно за полгода до выезда. Раннее планирование необходимо главным образом для того, чтобы успеть заказать нужные отели - мы это делали через www.booking.com. Практика показала, что при кажущемся обилии отелей в Норвегии с бронированием могут возникнуть трудности, видимо, это связано с тем, что туристические операторы выкупают все места в отелях заранее. Вторая причина связана с тем , что летний туристический период в этом регионе очень короткий - с июня по август.
Первоначально маршрут виделся примерно таким: добраться до Стокгольма на пароме, затем проехать на запад в район Бергена, и далее двигаться на север по территории Норвегии до Тронхейма, затем обогнуть Ботнический залив по часовой стрелке и вернуться в Россию через Финляндию. Но этот маршрут пришлось сильно обрезать из-за недостатка по времени - тяжело проехать такое расстояние всего за две недели.
В Интернете о путешествиях в Скандинавию можно найти достаточно много информации от наших соотечественников. Эта информация, а также изучение путеводителя по Скандинавии, в итоге сделали наш маршрут таким, каким он представлен на карте. Главное внимание в этом маршруте уделено изучению западной Норвегии с достаточно подробным осмотром четырех фьордов - Хардангерфьорда, Согнефьорда, Нурфьорда и Гейрангерфьорда, а также посещение города Олесунна.
Фотографии этой поездки и ссылки на карты находятся на моей страничке по адресу: http://evgkrylov.narod.ru/2013_Norway_01.htm
Оформление виз
Так как основной страной пребывания у нас получалась Норвегия, визы мы оформляли через ее посольство. На сайте посольства есть инструкция для самостоятельного оформления виз. Все просто и понятно. Анкета заполняется через Интернет на специальном визовом портале, визовый сбор оплачивается банковской картой. После оплаты предоставляется возможность выбора даты посещения посольства через календарь... В назначенный день мы прибыли в посольство Норвегии на Поварской улице. Удивило отсутствие очереди - мы с приятелем были единственными посетителями (вспомнили огромную очередь в Германское посольство). Ровно в 10 часов нас приняли. Вся процедура подачи виз происходила в очень доброжелательной обстановке, а уже через три дня нам вручили паспорта с мультивизой сроком на полгода.
День 1-ый. Москва - Выборг.
Итак поехали! Решили стартовать из Москвы в воскресенье, главным образом для того, чтобы не попасть в исходящий поток дачников. Выехали рано, в начале шестого утра. Благополучно проскочили Солнечногорск, Клин и Высший Волочек. От Питера в сторону Выборга проблем так же не встретили - все питерцы в воскресенье возвращаются со своих дач в город, мы же ехали в противоположную сторону. Считаю, что доехали до Выборга с отличными показателями - средняя скорость 93 км/час, время в пути менее 10 часов.
В Выборге мы бронировали отель Викинг. Что понравилось в отеле? Приветливая девушка на рецепшене, просторный номер «Комфорт» на 2-ом этаже. В номере почти не пахло табаком - бич всех наших отелей. Единственный минус отеля в том, что при бронировании через booking на карте была заблокирована денежная сумма в размере стоимости номера. При заезде мы оплатили номер наличными, а деньги на банковской карте были разблокированы только через неделю.
В Выборге мы встретились с нашими друзьями, чтобы дальнейший путь продолжить двумя экипажами вместе.
Утром встали пораньше, чтобы побыстрее пересечь границу. Из отеля посмотрели web-камеры на переходах в Торфяновке, Брусничном и Светлогорске. На ближайшем переходе в Торфяновке камера установлена так, что утреннее солнце светит прямо в объектив, из-за этого в камере ничего не было видно... И все же решили ехать на удачу в ближайшую Торфяновку. В 10-30 прибыли на границу с Финляндией. Все сложилось очень удачно - переход границы занял менее часа. Около 3-х часов дня по местному времени мы оставили машины на паркинге рядом с причалом парома Viking Line. А сами отправились на беглый осмотр центра Хельсинки.
Выбор парома
Остановлюсь немного подробнее на выборе парома... Существует несколько вариантов добраться на пароме до Стокгольма. Мы рассматривали два варианта: из Питера на пароме St. Peter Line или из Хельсинки на пароме Viking Line. Из Питера паром уходил в субботу и, следовательно, не подходил нам по времени, поэтому мы остановились на пароме Viking Line с отправлением в понедельник из Хельсинки. Бронировали паром непосредственно на сайте компании Viking Line без российских посредников. Раннее бронирование имеет очень привлекательные цены. Его единственный минус в том, что если места уже оплачены (а оплату нужно сделать не позднее 3-х недель до отплытия), то при отмене поездки деньги не возвращаются. Поэтому наш алгоритм снижения рисков был таким: раннее бронирование парома, получение виз, оплата парома. При посадке на паром, которая начинается в порту за 2 часа до отплытия, документальным подтверждением бронирования является распечатка брони с сайта Viking Line и паспорта пассажиров. На посадке выдают несколько "бумажек": электронные карточки-ключи от каюты, талон на ужин со схемой ресторана и номером столика (мы оплачивали ужин заранее). Еще одна "картонка" вешается на зеркало заднего вида. На ней, кроме всего прочего, написано максимально возможное содержание алкоголя в промилле для Швеции. Это информация для тех, кто собирается злоупотреблять бесплатной выпивкой за ужином. Оказалось, с "этим делом" все очень строго - при выезде с парома в Стокгольме проводился тотальный алкотест всех водителей...
Итак, после получения всех документов наши машины пропустили на паром. Они (машины) остались на нижней палубе, а мы - пассажиры поднялись в свои каюты на верхние палубы. Здесь важным моментом является то, что после отправления парома пассажиров не допускают к своим машинам, следовательно все вещи, которые могут потребоваться в каюте, нужно подготовить заранее.
День 3-ий.
Утром на пароме большинство пассажиров просыпается в кромешной тьме, так как большинство кают не имеет окон. Вообще ночь, проведенная в каюте парома, лично у меня вызвала ассоциацию с плаванием на подводной лодке - отдаленный гул турбин и небольшое покачивание на волнах. Где нос, где корма и куда мы плывем - понять было невозможно. Наверное, не самое приятное ощущение для людей, подверженных клаустрофобии. Утром на пароме важно вовремя прийти на завтрак. Здесь есть одна проблема, с которой сталкиваются многие путешественники. Она связана с разницей во времени между Москвой, Хельсинки и Стокгольмом: летом - по одному часу в каждой из столиц. В ваучере на паром время ужина и завтрака указывается финское, а вот время прибытия - местное, то есть шведское. Многие путешественники в качестве будильника используют смартфоны, а эти смартфоны могут самостоятельно сменить часовой пояс по данным GPS приемника. В общем, тут нужно быть внимательными, a для страховки можно установить время пробуждения на "каютном" телефоне - там есть для этого специальные кнопки...
Итак, проснувшись утром в кромешной тьме, первым желанием было как можно скорее подняться на верхнюю палубу... Утро оказалось очаровательным, паром шел в районе шхер у побережья Швеции. Верхняя палуба парома находится приблизительно на высоте девятиэтажного дома - отличное место для съемок и осмотра окрестностей.
Сойдя (а точнее съехав) с корабля на берег в 10 утра по местному времени, мы сразу же устремились вперед, к норвежским фьордам, оставив осмотр столицы Швеции на конец путешествия. От Стокгольма до городка Эйдфьорд, где была запланирована наша первая стоянка на фьорде, расстояние составляет чуть менее 900 км - мы разбили этот путь на два дня путешествия. Первый день предполагал путешествие и ночлег на территории Швеции, а первая дневная остановка была совмещена с осмотром небольшого шведского города Оребро. Этот городок интересен своей историей и архитектурой. Главная архитектурная достопримечательность города Оребро - одноименный замок, построенный в XVI веке. Оребро является городом проведения велосипедных гонок. В городе располагается множество велосипедных стоянок и дорожек. Замок со всех сторон замок окружен водой и полностью занимает территорию островка, на котором он расположен. Покинув Оребро, во второй половине дня мы остановились на обед в таком вот симпатичном местечке на берегу озера. В этот день для ночевки был выбран придорожный отель STF Turistgarden Tocksfors на берегу живописной реки в крохотном городке Токсфорс. Отель понравился: очень чистый, все что нужно работало. Ночевали в том домике, что виднеется на заднем плане этого снимка. Домик был оборудован миникухней со всем необходимым набором посуды. Завтрак можно было и не заказывать, а приготовить самим.
День 4-ый. Tocksfors - Eidfjord
В этот день нам предстояло преодолеть расстояние в 450 км по маршруту Töcksfors - Drobak – Geilo - Eidfjord. В Осло не заезжали, чтобы не терять время. Решили объехать столицу Норвегии с юга, через Осло-фьорд туннель, один из самых длинных подводных туннелей в Северной Европе. Его длина составляет 7,2 км, а глубина - 134 метра ниже уровня моря, с максимальным уклоном в 7%. Этот уклон реально ощущался настолько, что пришлось включать понижающую передачу дабы постоянно не тормозить во время спуска. Ехали по туннелю и старались не думать о том, что кроме горных пород сверху еще находится и водная толща фьорда, ну и о том, что летом 2011 года в этом туннеле произошел сильный пожар, потребовавший провести полную эвакуацию людей... За проезд через этот туннель взимается плата в 60 NOK (норвежских крон) - это был наш единственный платный участок дороги за все время путешествия, не считая паромных переправ.
Для навигации в поездке мы использовали программу IGO. Все путевые точки и маршруты были записаны в навигаторы заранее, тем не менее в этот день мы реально заблудились и изрядно попетляли по горным гравийным дорогам. Причину этого мы выяснили позже, и заключалась она в следующем... Если при планировании маршрута задать начальную и конечную точки маршрута, то навигационная программа всегда проложит маршрут согласно заданным опциям, например, "быстрый", "простой" и т.д. Чаще всего такой метод не подходит в экскурсионной поездке - ведь мы хотим куда-то заехать, что то посмотреть... Поэтому для построения маршрута задается несколько путевых точек. Все идет хорошо, если мы едем точно по проложенному маршруту... Но вот где-то, мы свернули не на тот съезд, навигатор тут же перепрокладывает маршрут, но уже с другими (!!!) опциями, например, "короткий" и "использовать дороги без покрытия". Результат хорошо виден на верхней картинке - нижний (синий) маршрут был построен заранее, а верхний (желтый, он немного короче) - получился в результате ошибки при навигации. Изрядно поплутав, мы все же выехали на нужную нам дорогу Rv40 и остановились пообедать на чудесном по красоте озере Kravikfjorden.
В городке Geilo мы съезжаем на трассу номер 7. Это уже дорога национального туристического маршрута. До Эйдфьорда остается примерно 90 км и окружающие ландшафты начинают меняться. В этом месте дорога пересекает национальный парк Хардангервид и тянется она среди невысоких гор и плоскогорий. Деревянные столбы вдоль дороги нужны для того, чтобы найти дорогу во время зимних заносов.
День 5-ый. Эйфьорд - Аурлэнд.
Даже в разгар летнего сезона погода в Норвегии не балует туристов теплыми и солнечными днями. Поэтому при путешествии по этой стране лучше сразу настроиться на то, что дожди неизбежны, и что каждый погожий день нужно использовать с максимальной выгодой... Именно с такими настроением ранним утром этого дня отправился снимать окрестности - утро было хоть и пасмурное, но с проблесками солнца и по-своему чудесное!
В этот день нас ждал небольшой, всего 155 км, но достаточно насыщенный маршрут. Нужно было пересечь фьорд на пароме, осмотреть несколько водопадов, проехать через вереницу туннелей, сделать фотографии со смотровой на плато Сталхейм, спустится с него по очень крутому серпантину и в конечном итоге приехать в отель Аурлэнда.
Около 11-ти утра мы отправились в путь вдоль берега Хардангерфьорда. Проехали паромную переправу Brimnes - Bruravik. В этом месте фьорд очень узкий и паром пересекает фьорд очень быстро. Поэтому мы решили доехать до городка Kinsarvik, чтобы оттуда совершить более длительную паромную экскурсию по фьорду. Приехали на пристань к парому отправлением в 11-20, но из-за очереди, на этот паром не попали. До следующего парома ждать было почти два часа, поэтому отправились пешком осматривать окрестности Kinsarvik.
Переправившись через фьорд, проехали вдоль очень красивого озера Granvinsvatnet, затем "нырнули" в 4-х километровый туннель Tunsbergtunnelen. Сразу за туннелем свернули направо к водопаду Скьерфоссен. Для парковки около водопада есть всего одна маленькая площадка. Нам повезло, она была свободна и мы смогли в полной мере насладиться величественным видом этого водопада.
Все водопады в Норвегии очень чистые, в дороге мы ежедневно пили и набирали из них свежую воду. Видимо, так поступают и норвежцы - в универсамах мы ни разу не встретили бутыли с питьевой водой.
Следующий пункт нашей программы - водопад Твиндефоссен. Виден он прямо с дороги. Рядом оборудована большая парковка, на которой вовсю кипит жизнь - можно перекусить и купить сувениры. Пишут, что это один из самых интересных и часто посещаемых водопадов Норвегии.
Следующим пунктом нашей программы был подъем на смотровую площадку на плато Сталхейм. Для этого пришлось свернуть с новой трассы, и подняться в горы по старой узенькой дорожке с односторонним движением.
В отеле Aurland Fjordhotel мы останавливались на две ночи. Отель отлично расположен – все номера выходят на фьорд. Понравилась домашняя атмосфера, уютные номера, хороший завтрак. В отеле работала одна дама из России, рассказала нам много интересного про окрестности.
Продолжение (с фотграфиями) на страничке поссылке http://evgkrylov.narod.ru/2013_Norway_02.htm