Европейский тур 2013
Подготовку к отпуску 2013 мы начали за несколько месяцев до его начала. Задуманная поездка по основным европейским странам требовала решения вопросов визовой проблемы. В Красноярске «шенген» можно получить только через посольство Испании в Москве, предоставив при этом некоторые документы, подтверждающие вашу платежеспособность, а именно справку с места работы о среднем доходе, а также банковскую справку о покупке вами европейской валюты в размере 1500 евро на лицо. Необходимо представить документы на все перемещения между странами и бронь жилья. Это потребовало немало расходов еще задолго до начала путешествия. И далеко не все позиции были с возвратом в случае отказа в визе. Словом, поволноваться и понервничать пришлось немало. Но все обошлось. Мы получали визу, воспользовавшись услугами визового центра, заплатив им 4400 руб. со всеми сборами, и получили желаемое через пять дней после обращения. Было задумано также взять машину на прокат, чтобы сэкономить на экскурсиях и это заставило пойти на некоторые расходы, связанные с получением международного водительского удостоверения.
Г Е Р М А Н И Я
Наше путешествие началось ранним утром 16 сентября, когда мы стали пассажирами авиакомпании S7 и совершили перелет до Москвы в аэропорт Домодедово. Там была плановая стыковка 4 часа на рейс до Мюнхена этой же авиакомпанией. В Домодедово весьма удивились большому количеству самолетов S7 с фирменной зеленой окраской. Думаю, что их не меньше половины от общего количества. Сам аэропорт производит неоднозначное впечатление. Суета и толчея, где присесть невозможно найти, цены в буфетах астрономические, не нашли обыкновенной питьевой воды без платы (в Пекине есть). Цена литровой пластиковой бутылки простой питьевой воды 80 рублей. Почему-то не работает вентиляция и уже через 15 минут с нас потекло. Потолки низкие и при таком количестве народа это еще больше усугубляет впечатление! Зона Дьютифри в таком же исполнении.
Вылетели на Мюнхен с опозданием всего на полчаса. Четырехчасовой перелет прошел не без зон турбулентности, когда самолет пару раз тряхнуло весьма ощутимо. Столица Баварии - Мюнхен встречает нас мелким дождем. Получаем багаж, который сдали в Красноярске и выдвигаемся на автобусную остановку. Брать такси с нашими возможностями нереально! Мы будем жить в районе Швабинг в 4-5 км от центра. Забронирована частная квартира-студио в многоквартирном доме. Хозяин – молодой немец ждет нас на месте и, обмениваясь смс в конце концов, прокатившись на метро и еще на одном автобусе, добираемся до нашего временного жилья. Потом, когда мы разобрались на местности, поняли, что хватило бы и одного автобуса и пешей прогулки минут 15.
Нас встречает Пол - высокий худощавый парень лет 30, с небольшой бородкой. Он показывает и рассказывает, где что лежит, как что включать. Крохотная кухня с маленьким холодильником и плитой на две конфорки. Bathroom, совмещенный, тоже экономического размера. Свободный wi-fi, компьютер с телевизором серьезного размера. Небольшой балкон. Видимо Пол сдает комнату временами, потому что немало личных вещей и книг находится в квартире. На кухне вся посуда, даже с избытком, специи всевозможных видов. Даже немало на шкафчике бутылок с недопитым алкоголем. Есть и виски и вино разных видов. Словом, обстановка домашняя. На столике «встречные» пара пива, чем мы не отказались воспользоваться. За знакомство немного выпили и виски, купленного в дьютике Домодедово.
Разница во времени по сравнению с Красноярском 6 часов. Наши организмы требуют отдыха, т.к. в условиях привычного обитания давно глубокая ночь. Однако находим силы дойти до ближайшего маркета, чтобы купить что-нибудь из продуктов. После ужина сваливаемся отдыхать.
Часа в 4 утра местного времени сна уже ни в одном глазу, но ворочаемся до рассвета и потом, подкрепившись кофе с бутербродами, выдвигаемся на улицу. Пол для гостей держит пару старых зонтиков и они весьма пригодились.
Погода не радует. Низкая облачность с моросящим дождем, временами усиливающимся, ветер иногда вырывает зонт из рук, словом, некомфортно. Но отсиживаться и дожидаться погоды мы не можем. Не спеша идем по нашей Леопольдштрассе в сторону исторического центра с королевским дворцом, любуясь архитектурой. Проходим огромную триумфальную арку, хотя, как кратко рассказал Пол, никаких особых побед у Баварии не было. Много монументальных зданий католических храмов, в которые можно зайти и посидеть на скамье для прихожан, можно фотографировать и снимать видео. Внутреннее убранство с традиционной скульптурной тематикой, много витражей. Не спеша ходим по центру, заходя в магазины и исторические места. Народу множество. Широко представлено мусульманское общество. Много женщин в хиджабах и даже в никабах. Восточная женщина предназначена своей красотой только для мужа! Иногда также попадаются чернокожие. Видели и ЭЛКАЭНОВ. Обедаем в кафе, соблазнившись ценником 7,8 за ланч. Обслуживают то ли турки, то ли арабы. Порции большие, мясо хорошо приготовлено, охлажденное пиво великолепно! Нагулявшись по историческому центру Мюнхена с множеством туристов ,спешим решить проблему аренды авто.
Следующий момент - посещение пункта аренды автомобиля. Компаний предлагающих эту услугу в Мюнхене вполне достаточно. Ближайшая к нашему расположению фирма Sixt находится в 10 минутах ходьбы и, вскоре мы консультируемся с персоналом по условиям аренды, хотя, конечно, все изучили еще дома и были готовы к общению. Международные права у меня были получены заранее. Немного смущал вопрос с кредитной картой. По правилам аренды компания-арендодатель блокирует на карте некую сумму с возвратом в течение недели на случай оплаты возможных штрафов, которые могут прислать после вашего пользования авто. На всех сайтах таких компаний указано требование наличия кредитной карты. Я начал заниматься подготовкой к возможности аренды авто за неделю до отпуска и с получением кредитной карты не успевал по времени. Оказалось, что ее изготовление займет 8 рабочих дней. Пришлось заказывать дебетовую карту Мастеркард, которую сделали за три дня.
Сомнения оказались напрасными. Карту в компании одобрили, были бы, дескать, деньги на ней. Нам предложили автомобиль «Опель-корса» из экономичного уровня. Консультанты посчитали, что аренда авто на два дня с навигатором и полной абсолютной страховкой будет стоить 243 евро. 250 евро дополнительно будет заблокировано на карте сроком на неделю. Можно было бы страховку выбрать подешевле, вроде только ОСАГО, но серьезные сомнения смогу ли я вообще здесь ездить, заставили выбрать полную страховку от всего: повреждение, неисправности, хищение. Вообще, при таких условиях можно вернуть владельцам груду железа без всяких последствий, и для нас так было гораздо спокойнее. Фирма начинает работу с 6 утра, но попросили прийти завтра к 7, чтобы они успели подготовить машину.
Утром следующего дня, опять под моросящим дождем добираемся до пункта проката. Дежурная молодая девушка проверяет документы, при этом попросила и российские права. Она все посчитала, провела манипуляции с картой и выдала нам два длинных чека без всяких подписей и печатей. Это и были документы, подтверждающие наши права на машину. Техпаспорт находится в самой машине в салоне. Девушка протянула нам ключи и махнула рукой в сторону машины, дескать, езжайте. Но мы попросили помочь с навигатором. Оказалось, что сей девайс работает только на немецком языке. Девушка покрутила его минут пять, пытаясь найти английский и предложила подождать с полчаса, когда появится другая машинае. Мы решили не ждать. Основные принципы работы с навигатором мы поняли и, вдобавок, при подготовке путешествия, я залез в немецкий Интернет и наскачивал автомобильных карт Баварии вокруг Мюнхена на немецком языке. Эти карты, отпечатанные на цветном принтере в формате А3, содержали всю необходимую нам информацию.
Собственно задумано было посетить два-три места. Одно из них т.н. «Кельштайнхаус» или «Орлиное гнездо» близ местечка Берхсденгаден, недалеко от границы с Австрией. От Мюнхена до этого места около 150 км. Там же, рядом озеро Кенигзее с прогулками на туристических лодках с посещением храма Св. Бартоломео. Другое интересующее нас место располагается примерно в 100 км в юго-западном направлении от Мюнхена близ местечка Фюссен. Там находится замечательный туристический объект, замок короля Баварии Людовика «Нойванштайн».
«Опель-корса» бордового цвета с механической коробкой передач и дизелем 1,4 литра нам понравился, его мотор с довольным урчанием (автомобилисты меня поймут!) позволял развивать скорость, приличествующую для автобанов. На «механке» последний раз я ездил 7 лет назад, когда был владельцем самобеглого агрегата ГАЗ-3102, но навыки сохранились, и мы тронулись в путь, следуя указаниям навигатора в направлении на Берхсденгаден.
Собственно стратегия поездки была продумана заранее. Из нашего района Швабинг нужно проехать километров 5 на север до кольцевой автодороги и затем, поворот в восточном направлении до выезда на автобан №8. Далее 125 км по автобану до г. Зальцбург, родины великого Моцарта и далее до Берхсденгадена около 30 км. Если ехать через центр Мюнхена, то, думаю, добрых 10-12 км можно было бы сэкономить, но я не рискнул с первого раза соваться в напряженный городской трафик.
Надо заметить, что в одиночку при таких условиях ездить было бы весьма затруднительно. Но мы были вдвоем. Я рулил и следил за дорожной обстановкой, жена следила за указаниями навигатора, сообщая мне куда поворачивать, и все получалось очень неплохо. Добрались до кольцевой автодороги, проехав пару раз по длинным тоннелям и по широкой трехполосной дороге (в каждом направлении), доехали до автобана. Навигатор женским голосом на немецком языке предупреждал об изменении направления движения заранее. На экране при этом стрелка, показывающая путь также меняла направление. Всегда имелась информация о расстоянии в км до следующего изменения в движении.
Вскоре мы выехали автобан. Излишне говорить о великолепных развязках, полосах разгона и отличном состоянии дорожного покрытия. Погода нам не благоприятствовала. Дождь периодически начинал моросить, переходя порой в ливень, и тогда щетки дворника быстро мелькали перед глазами. Автобан в основном трех-четырех полосный в каждом направлении. Естественно, что они разделены ограждением. По правой полосе едут грузовики и прочие фуры, а остальные едут левее в соответствие с разрешенной скоростью. Периодически знаки меняются от 60 и даже 40 км/час в местах дорожных работ до 100-120 км/час. Более высоких разрешенных скоростей мы не видели. Неоднократно наблюдали весьма скоростное движение по самой левой полосе. Когда мы ехали 120 км/час некие водители пролетали пулей мимо и скрывались за поворотом. Можно сказать, что навскидку, такую скорость можно оценить как 200-250 км/час. Еще одно наблюдение и совет при движении по автобану. Нельзя обгонять с правой стороны. Поэтому, если Вы не намерены ехать с огромной скоростью, занимайте правые полосы, может даже и самую правую, где едут тихоходы.
На второй день путешествия случился такой небольшой казус, когда я ехал по самой левой полосе с разрешенной скоростью 120 км/час и, вдруг нарисовался автомобиль, мчащийся весьма быстро по средней полосе. Поравнявшись, он сбросил скорость и ехал на одном уровне с нами. Сзади подтягивались еще скоростники, и я успел сообразить, включил сигнал поворота и аккуратно сдвинулся вправо. Все собравшиеся за нами, как пули унеслись за горизонт. И вообще по автобанам можно тупо пилить за фурами если не чувствуешь себя уверенно и никто тебе слова не скажет. Так же, как впрочем, не видели никакой грубости за два дня во всех ситуациях. Фарами никто не подмигивает, «факи» не показывает, гневно губами не шевелит ну и, конечно, никаких «мстителей».
Итак, мы едем по автобану в условиях дождя, вполне уверенно себя чувствуя. Движение плотное, но все едут в едином ритме, друг друга прекрасно понимая. Через минут 30 движения начались проблемы. Впереди идущие стали притормаживать и вскоре все встали в огромной пробке в обоих направлениях. Завывая пронеслась полицейская машина, которую водители пропустили, сдвигаясь в сторону, потом проехала скорая и пожарные машины. Навигатор, который мы к тому времени окрестили между собой «мамаша», стал что-то говорить своим строгим учительским голосом и на картинке показывать, что, мол, неплохо будет объехать этот участок, что мы и сделали по его указаниям. На объезд движение также было весьма плотным, но минут через 30 вернулись на автобан, поколесив по второстепенным дорогам. Пробка на полосе встречного движения тянулась на долгие километры, видимо проблема была и на этом направлении.
Погода в этот день менялась несколько раз. То льет дождь, не переставая, то солнце проглянет. Проехать 100 км по автобану практически час делов, но в нашем случае с задержками в пути и с одной остановкой для отдыха путешествие немного затянулось. В навигаторе конечный пункт Берхсденгаден был после Зальцбурга. Но мы вычитали в Интернете, что пересекая границу Австрии, необходимо будет уплатить какой-то въездной взнос в размере 8 евро, что, конечно, не вдохновляло. На бумажной карте определили, что если свернуть направо не доезжая километров 40 до Зальцбурга, то можно по второстепенной дороге доехать до искомого места. Вскоре на дорожном указателе мы увидели этот сворот и поехали в том направлении. «Мамаша» отреагировала мгновенно! Она заругалась на немецком языке, требуя вернуться на путь правильный. Стрелка на экране повернулась в нашу сторону. Но мы продолжали движение, ориентируясь по бумажной карте. Видя, что мы не намерены выполнять указания, навигатор смирился с нашим самовольством и едва заметно вздохнув (или может нам это показалось!), стал прокладывать путь в Берхстенгаден уже по выбранной нами дороге. А дорога с отличным асфальтом, полностью обустроенная и достаточно широкая с одной полосой в каждом направлении запетляла по серпантинам Баварских Альп в местности напоминающей сказочные сюжеты!
По сторонам потянулись аккуратно скошенные луга с чистыми коровками и селениями, с аккуратными красивыми строениями с обязательными цветами на балконах, с высокими кирхами. Временами дорога шла через лес, на наш очень похожий, но мест чтобы остановиться, скажем, зайти грибки поискать и так просто размяться, не видно. Изредка есть специальные места для отдыха. Вот там и можно притормозить.
В Берхсденгаден, расположенный в живописном горном районе, приехали ближе к обеду. Дождь продолжал моросить и, открыв зонты после парковки возле какого-то маркета, пошли искать, как добираться до интересующего нас «Кельштайнхауса». Туристический центр оказался в двух шагах и девушки в национальных тирольских платьях дали нам бесплатную карту городка, нарисовав на ней фломастером, куда нам следует переместиться.
Следуя их указаниям, минут через 10 по серьезным серпантинам прибыли на парковку туристического центра. Множество автобусов организованных экскурсий, платные парковки для личных авто с паркинговыми автоматами, сувенирные лавки, кафе, словом, весь туристический набор. Билеты стоят 16 евро на лицо. Далее туристов к самому месту везут на специально оборудованных автобусах с усиленным двигателем и тормозной системой повышенной надежности. Всего надо ехать около 6 км и путь занимает около получаса. Движение по склону крутейшей горы по извилистым серпантинам, когда далеко внизу видны крошечные дома поселков заставляет надеяться на надежность двигателей и тормозов огромных автобусов, ползущих по узкой дороге. Для встречного разъезда оборудованы места.
Вскоре мы на верхней парковке, где для дальнейшего движения надо пройти 120 метров по высокому сводчатому тоннелю внутрь скалы и на весьма большом подъемнике человек на 15-20, оббитом внутри латунью еще 100 метров подняться на самый верх. Здесь и есть конечная точка нашего маршрута «Кehlsteinhaus», или «Nestle Eagle», или «Орлиное гнездо».
Сравнительно небольшое строение резиденции сооруженное на вершине огромной скалы в Баварских Альпах было подарено Адольфу Гитлеру на его 50-летие соратниками по партии. Строили все в тайне от Гитлера и за год, истратив 30 миллионов марок, завершили это чудо инженерного искусства. Здесь фюрер немецкого народа принимал немало иностранных гостей, верша большую политику. Здесь неоднократно бывала и жила подруга и совсем на короткое время жена Гитлера Ева Браун. Отсюда с огромной высоты открывается великолепнейший вид на окрестности, когда с одной стороны видны гигантские горы Баварских Альп, а далеко внизу игрушечные домики селений посреди аккуратных альпийских лугов, местами поросших лесом.
Погода не балует, пробрасывает дождь, ветер сдувает головные уборы, но мы гуляем вокруг резиденции. Много мест для отдыха, оборудованных лавочками для отдыха. В хорошую погоду обзор достигает до нескольких сот километров с этого места. Поистине «Орлиное гнездо»! Гуляя по скалам, мы истратили все время до зарезервированного пути вниз и не успели посмотреть внутреннее убранство резиденции, хотя впрочем там сейчас не то, что было раньше. Сейчас здесь ресторан и все по-другому. В сувенирной лавке можно купить шнапс «Кельштайнхаус» рюмки с символикой этого места.
Обратный путь занимает те-же полчаса. Погода немного наладилась и мы решили проехать до озера «Кенингзее» в нескольких километрах от Берхсденгадена. Здесь еще один туристический объект со всеми атрибутами. Главное развлечение здесь катание на больших туристических лодках с прекрасной внутренней отделкой, вмещающих человек 80. Туристов множество, в основном немцы пенсионного возраста, семейные пары. Озеро, с чудесной прозрачной водой зеленоватого оттенка зажато между высочайших крутых гор, негусто поросших невысоким лесом.
Лодка почти бесшумно скользит по водной глади и один из двух наших рулевых, круглолицых улыбчивых баварцев средних лет берет в руки микрофон. Неторопливо рассказывая что-то на немецком языке, он вызывает периодический дружный смех пенсионеров. Немного позже, когда мы отплыли довольно далеко, второй рулевой вытащил из специального ящика трубу типа кларнет и высунувшись из лодки во входную дверь стал наигрывать короткие мелодии и эхо отражало их, ничуть не искажая. Действо вызвало у пассажиров неподдельный детский восторг и старики довольно улыбались, обмениваясь мнениями. Рулевой не преминул пройтись по салону, собирая мелочь, мы тоже, конечно, кинули.
Минут через 40 плавания, причалили в некоем месте с небольшой очень красивой церковью Св. Бартоломео и трехэтажным жилым домом рядом. Внутри церкви все типовое для католичества: скамьи для прихожан, скульптуры, картины на библейские темы. В храме великолепная акустика. Туристы из немцев заходя в храм некоторые осеняют себя крестным знамением.
Погода наладилась. Пригревает солнце, безветренно. В местном буфете купили пару бутербродов с соленой форелью и немного перекусили, запив все чудесным немецким пивом (в Германии понятие промиле существует!).
Возвратившись к началу нашего путешествия и подойдя к машине, с удивлением обнаружили под дворником ветрового стекла некую квитанцию, заботливо укутанную в маленький полиэтиленовый пакетик. Какой-то текст на немецком и цифра 15 евро заставили догадаться, что это штраф за просроченную парковку. Ставя машину, я уплатил всего за один час стоянки в парковочный автомат, а отсутствовали мы не менее 2.5 часов. Проконсультировались у девушки из центра туристической информации, и она подтвердила, что это штраф. Оплатить его в администрации Берхсденгадена можно будет только завтра с утра, т.к. сегодня они уже не работают. Ночевка в наши планы не входила и решив, что уплатим по банковским реквизитам, указанным на квитанции в каком-нибудь банке Мюнхена, мы тронулись в обратный путь, забив в навигатор наш адрес «Мюнхен, Леопольдштрассе 206». Возвращались до автобана по той же дороге в живописной альпийской местности по довольно крутым серпантинам. Погода опять испортилась и, добравшись до автобана, уже под проливным дождем мы понеслись с потоком машин с разрешенной скоростью до120 км/час. К Мюнхену подъехали уже почти в темноте и следуя указаниям навигатора доехали до своего временного жилья.
Когда мы консультировались в первый день об условиях аренды, я задал вопрос о размещении авто на ночь, на что мне ответили, что оставлять автомобиль у них мы не можем. На мой вопрос, где же его хранить, служащий неопределенно махнул рукой: «On the street!». И это при том, что машина не оборудована охранной сигнализацией.
Вечером, когда мы вернулись из поездки, решили поставить «Опеля» неподалеку возле трехэтажных домов. Найдя место и кое как в него втиснувшись, стали разбираться, сколько же надо заплатить за стоянку до утра. Попросили помочь проезжавшего мимо на велосипеде средних лет немца и, тот просветил нас, что после 23 часов здесь могут стоять только авто живущих в этих домах людей. Нас это весьма огорчило и заставило серьезно задуматься, где же приткнуть машину на ночь. Пошел на близлежащую заправку и у молодого немца на шикарном «Мерседесе» выяснил, что в данном районе мы можем бесплатно оставить машину в направлении на север за перекрестком.
Поехали туда, приглядываясь где бы остановиться и нашли место только в 1.5-2х километрах. Опять с трудом втиснули машину (немцы паркуются очень плотно) и пешком минут за 15 дошли до дома.
Утром встали пораньше, чтобы выехать из города до часа пик. Наш «Опель» стоит там, где его оставили! Сегодня едем смотреть замок короля Баварии Людовика называемый «Нойванштайн» и расположенный близ местечка Фюссен примерно в 100-120 км в юго-западном направлении от Мюнхена. Собственно, вся затея с арендой автомобиля была задумана из экономических соображений. Предложений по экскурсиям из Мюнхена вполне достаточно и даже с русскоязычным гидом. Но стоимость двух трех экскурсий, нас интересовавших, при этом составила бы 750-800 евро. Такого мы позволить себе не могли. При пользовании авто мы истратили около 300 евро: из них 240 за аренду и примерно на 60 евро дизтопливо. Пожалуй, можно включить сюда и штраф. Экономия, таким образом, больше чем в два раза!
Забиваем в навигатор новое направление Фюссен и трогаемся в путь пока движение не очень напряженное. «Мамаша» своим размеренным учительским голосом исправно ведет нас в выбранном направлении и, вскоре выезжаем на кольцевую дорогу и опять почему-то на автобан №8, а вроде как надо на другой. Но движение продолжаем, следуя указаниям. Через час, когда стали перемещаться на второстепенные дороги сомнения усилились и в конечном итоге заехали на какой то хутор и тут нам все стало ясно! Хутор назывался «Фюссен»! В немецком языке буква U может быть с двумя точками над ней как русская Е в слове ЕЖИК, а может быть и без точек. В этом и была наша ошибка.
Переделываем задание навигатору и пускаемся в путь уже в правильном направлении. Досады о потере времени у нас нет. Кататься по провинциальной Баварии сплошное удовольствие! Везде, где мы ни были, было видно, как люди на этой земле украшают свою жизнь, свои жилища и это многоцветие радует глаз и душу!
Продолжаем движение и от маршрута на этот раз не отклоняемся. Едем какое-то время по другому автобану, совершенно в таких же условиях как в первый день, затем перемещаемся на второстепенную дорогу. Местность гористая с протяженными лугами с аккуратной травкой. Неужели это коровы так обрабатывают ее? Повсеместно трава пострижена как в парке на газонах. Впереди появляется высочайшая горная гряда, негусто поросшая лесом. Там и есть конечный пункт нашего маршрута: городок Фюссен и замок, построенный королем Баварии на крутом горном склоне.
Строительство начавшееся в 1869 году продолжалось около 13 лет, но со смертью короля было прекращено. Людовику довелось пожить в завершенной части совсем немного. Сейчас здесь популярнейший туристический объект со множеством туристов со всех концов света. В этот день был серьезный наплыв китайцев в своей манере не отрывающихся от фотографирования всего и вся! Попасть внутрь замка и насладиться богатейшими коллекциями живописи и скульптурных композиций можно только в составе группы с гидом. Чтобы получить такую возможность, надо было ждать часа полтора и это в наши планы не входило. Решаем просто добраться до замка и походить вокруг, снимая с разных точек. Добраться можно по разному, можно просто зайти пешком по серпантину, можно купить билет на повозку, запряженную двумя могучими тяжеловозами – они неспешно привезут вас к подножию замка. Выбираем повозку на 10-12 человек и, уплатив по 6 евро, отправляемся в путь. Погода наладилась, над Баварией светит солнце сквозь редкие облака. Сверху открывается потрясающий вид на долину с селениями, лугами, перелесками, горами, виднеющимися в дали. Сказочное место! Появляется ощущение, что именно в этих лесах живут эльфы и тролли, где то на этой земле сказочная страна с Белоснежкой и гномами.
Самый лучший вид на замок открывается с мостика Мариенбрюке. Мостик сделанный из стальных конструкций длиной метров 50 располагается над высочайшим ущельем с ревущим далеко внизу потоком воды. Замок с этой позиции смотрится, что называется, как на ладони! На мостике не протолкнуться, туристы набились как селедки в бочке и каждый целится своими фотовидеопринадлежностями в это чудо архитектурного искусства.
Вниз спускаемся пешком по каменистой дороге среди густого лиственного леса. Парковка на этот раз с персоналом и никаких проблем со временем стоянки нет. Трогаемся в обратный путь в условиях хорошей погоды и, надо заметить, что по автобану ездить так гораздо лучше. В Мюнхен приезжаем засветло. Больше у нас планов на авто нет, поэтому чтобы не загружаться опять проблемой парковки решаем сдать машину, хотя по условиям договора она в нашем пользовании до 7 утра следующего дня.
Подъехали к офису компании и уточнили, что надо сдать машину с полным баком, мыть и убираться внутри не надо. Заправка буквально в 200 метрах, и вскоре мы вставляем в бак заправочный пистолет. Непонятно было, как налить полный бак, но оказалось, что здесь все так заправляются. Подъехал, вставил пистолет в горловину и нажал на рычаг. Автомат заправит полный бак и отключит подачу. Потом идешь в здание заправки, которое одновременно и продуктовый маркет, и продавец этого маркета и рассчитывает вас по количеству отпущенного топлива. Проделываем все это и, подогнав машину к офису, сдаем ключи. Служащий при имеющейся у нас страховке даже не пошел осматривать ее.
Консультируемся по штрафу за просроченную парковку в Кенгезее. У меня было соображение, что штраф перешлют владельцам авто и они уплатят, но служащий поясняет, что мы сами должны оплатить в течение недели, а если этого не сделаем, штраф придет на компанию проката и они перевыставят нам в наш банк около 300 евро. У меня сильные сомнения, что российский банк исполнит их требования при таких условиях, но лучше, конечно, инцидент закрыть заблаговременно. Позже мы обратились в несколько мюнхенских банков и везде за эту услугу попросили 10 евро комиссии. Пришлось платить!
Следующий день проходит в хлопотах. Надо купить ж/д билет на Вену, для чего едем на метро на центральный вокзал и в кассе покупаем билеты на скоростной поезд, который за три часа должен доставить нас в столицу Австрии. На вокзале предпраздничная суета, завтра открытие Октеберфеста - ежегодного праздника, отмечаемого уже 180 лет. Повсеместно продается традиционная одежда праздника: для мужчин кожаные шорты с лямками, тирольские шляпы с перьями, для женщин разноцветные платья самой разной комплектации и цен. Народу в центре города не протолкнуться. Работают кафе и магазины, есть даже мюнхенские ВЕЛОРИКШИ!
После обеда, прогуливаясь по Мюнхену, приходим в музей «БМВ», компании производящей популярные автомобили и мотоциклы и дающей работу более чем 100000 человек по всему миру. Оригинальной формы высотное здание, в котором располагается офис компании, находится рядом с самим заводом. Туда тоже можно заказать экскурсию, но делается это заранее. Стоимость билета в музей 8 евро. Представлена экспозиция производимых предприятием мотоциклов, автомобилей, авиационных двигателей за все 100 лет существования фирмы. Образцы в отличнейшем состоянии. Есть здесь и знаменитые мотоциклы с коляской, известные нам по фильмам про войну.
Музей прекрасно оборудован, со специальными эффектами, когда можно встать рядом с каким-нибудь двигателем и автоматически включится звук его работы. Показаны рабочие модели кузова создаваемые из глины, и много еще интересных вещей. Здесь же в отдельной экспозиции представлены автомобили «Ролсройс». Компания «БМВ» приобрела в 1998 году предприятия производители этой марки автомобилей в Англии. Цена такого автомобиля начинается от 250,000 фунтов стерлингов и производится их в год около трех тысяч. Модели авто, произведенные за все годы, представлены на выставке и вызывают чувство восхищения своим дизайном и тщательностью отделки. Внутри салона детали из полированного дерева и натуральной кожи. Знаменитый символ «Роллса» фигурка раскинувшей в сторону руки женщины называемая «Дух экстаза» установлена на всех автомобилях этой фирмы.
На выставке есть кафе, где можно присесть отдохнуть. Напротив музея огромный салон продажи автомобилей, но туда мы не пошли.
Следующий день суббота, 21сентября, день открытия Октеберфеста, или как его еще называют, Пивной фестиваль, ежегодно отмечаемый в Мюнхене праздник. Он длится три недели и число посетителей достигает до 6 миллионов! Праздник был начат 180 лет назад, когда состоялись народные гуляния в честь свадьбы кронпринца Людвига и принцессы Терезы Саксонской. Народные гуляния так понравились горожанам, что было решено проводить их ежегодно.
Само действо происходит на огромном пространстве, когда-то именовавшемся Терезин луг. Здесь установлены огромные палатки в количестве 10-12 штук, вмещающие в себя до 10.000 человек каждая . На площади всевозможные аттракционы, гигантские карусели, поднимающие на серьезную высоту, огромное колесо обозрения, еще несколько экстремальных развлекательных комплексов. Повсюду павильоны, где жарят знаменитые курочки фестиваля и не менее знаменитые баварские белые сосиски (красные, впрочем, не менее вкусны).
Мы приехали к началу фестиваля, открывающегося парадом. На красочно убранных повозках, запряженных огромными лошадьми (почти в два раза больше обычных), следуют одетые в национальные костюмы гости. Оркестры торжественно маршируют под звуки маршей. Отдельно идут барабанщики красивым строем, выбивая дробь. Конные полицейские продефилировали отдельной колонной. ГЛАВНУЮ БОЧКУ с пивом везут на повозке запряженной двумя огромными быками. По традиции эту бочку открывает обер-бургомистр выбивая деревянной кувалдой пробку и после этого начинают наливать пиво в палатках.
Купить пиво в бутылках вне палатки нельзя. Занимают места за столами за несколько часов и мы, конечно, не стали этого делать. Атмосфера народного гулянья, когда подавляющее большинство одето в национальные костюмы очень поднимает настроение. Тирольская музыка звучит со всех сторон. Пиво в палатках льется рекой. Официанты и официантки носят по 10-12 литровых кружек. Кое-кто уже весел не в меру, но инцидентов не видели. Время наше ограничено, завтра уезжаем ранним утром в Вену и дожидаться очереди в палатке мы не стали. Жена прокатилась на экстремальном аттракционе, да съели по жареной баварской сосиске. Вышли с праздника и, отойдя в близлежащие улицы, пообедали с пивом в каком то небольшом ресторанчике.
Народные гулянья первого дня в самом разгаре. Практически все жители Мюнхена в национальных нарядах, даже некоторые негритянские девушки надели тирольские платья, что вызывает саркастический хохот у пожилых немцев. Появляются граждане, что называется, в нетрезвом состоянии. Но все благопристойно.
На улицах играют целые бродячие оркестры, и одиночные исполнители. В одном месте остановились посмотреть фокусника, творившего поистине настоящие чудеса на своем раскладном столике. Он показывал фокусы с картами и шариками под металлическими стаканами. Ловкость рук просто запредельная. В финале он продемонстрировал фокус, объяснить который не представляется возможным. Под стаканами после его манипуляций оказались некрупные мандарины. Как он умудрялся это делать - осталось загадкой. Меня он выбрал в качестве ассистента и я выполняя его указания стучал «волшебной палочкой» по дну перевернутых стаканов и после этого под ними чудесным образом появлялись предметы. От восхищения (а также и выпитого пива) вручил ему гонорар 5 евро!
Бавария произвела на нас огромное впечатление своим неповторимым образом жизни. Мюнхен прекрасно озелененный, чистый город со старинной монументальной архитектурой в центре, с широкими удобными для движения улицами. Широко распространено велосипедное перемещение, и люди всех возрастов, начиная с детей, активно в этом участвуют. Для них на тротуаре выделена дорожка другого покрытия и везде оборудованы стоянки для велосипедов. Автомобильное движение без пробок (по крайней мере, за неделю пребывания здесь, мы ничего такого не видели). Высокая автоматизация всего и вся. Везде энергосбережение, свет в коридоре включится, только когда вы выйдете из квартиры. Даже двери метро не открываются, если никто не выходит. Хотите выйти, коснитесь рукой большой круглой кнопки. Повсеместно можно увидеть в местах спуска в метро специальные лифты, на которых могут спуститься инвалиды на колясках с электроприводом, не запрещено конечно пользоваться ими и всем гражданам.
Очень понравилось почти бесшумное трамвайное сообщение. Специально посмотрел на рельсы, чтобы увидеть, как они этого достигли. Оказалось, что стыки рельсов проварены и зашлифованы! Мало того, на одном уровне с рельсом резиновая вставка также звук уменьшающая, и в результате движение трамвая во многом напоминает полет пера.
По-другому чем в России организовано обслуживание в метро. Здесь нет турникетов, стоят лишь компостеры и, теоретически, можно пройти, не покупая билет в автомате, но контроль на линии существует, и штраф можно получить такой, что мало не покажется. Метро внутри без изысков, все функционально. Обращает на себя внимание, что нигде нет дублирования надписей на английском, все только на немецком. Но английским языком владеют через одного, и спросить о чем-то на улице можно без проблем. Работники всех офисов, продавцы магазинов, все кассиры, словом, все кто работает с посетителями, английским языком владеют 100 %. Не помним ни одного случая, чтобы нам не ответили.
Очень порадовало, что в Мюнхене живут многочисленные представители немецкой фауны. Видели неоднократно белок, причем не только в парках, а просто в обычных дворах. Видели пролетающего лебедя. Помнится, когда шли на метро ранним утром мимо парка увидели в траве убегающих кроликов. В прудах и водоемах города живут или отдыхают многочисленные утки нисколько не боящиеся людей.
Бавария провинциальная, которую нам удалось увидеть за два дня автомобильного путешествия, вызывает только восхитительные эпитеты! Та аккуратность, чистота и порядок повсеместно нами увиденые, хорошо показывают характер и душу людей, здесь живущих и жизнь свою украшающих. Страшно даже подумать, что их едва не загнали на построение химерического всеобщего счастья. А было весьма близко к этому. Баварская советская республика - исторический факт, это образование просуществовало около месяца в 1919 году, и потом было подавлено здоровыми силами нации.
Помнится, первое впечатление после выхода из аэропорта к автобусной остановке было у нас от увиденного автобусного контролера. Мужчина в годах за 60 в костюме и галстуке был такого вида, что в России его можно смело было бы принять, по меньшей мере, за до