Отъезд в Гёреме
Мы скоренько на трамвае добрались до своего, ставшего родным уже, отеля Незих, пробежали мимо него к своей кафешке и поужинали на 27 лир. Забрали рюкзаки, поблагодарили служащих, оставили бакшиш и на трамвае добрались до знакомой пересадочной станции на метро( Zeytinburnu), там пересели на поезд до Отогара(автовокзал четвертая (4)остановка).Вся дорога заняла 45минут. На платформе повернули направо, поднялись на эскалаторе и вышли на середину площади очень удачно! Прямо напротив светила огнями большущая вывеска "МЕТРО"--наша автобусная компания, я её выбрала, как одну из лучших и надежных(по рекомендациям туристов) Автобусное сообщение в Турции развито очень хорошо, дороги отличные, автобусных компаний много и у них по направлениям специализация. Лучше выяснить заблаговременно какие компании имеют маршруты в нужный вам город( В Гёреме видели автобусы компаний Метро, Невшехир и Шюха).При покупке билетов в автобусы дальнего следования учитывают пол пассажиров и не посадят незнакомых мужчин и женщин вместе, если они против.Билеты именные, как в самолете, с местами.
Автовокзал огромен, как аэропорт)))))и состоит из 2-х длинных зданий. Как бы две буквы "С" навстречу друг другу, а между ними здание с магазинчиками и кафе, станцией метро. Нам повезло, мы вышли прямиком к офису от которого отправлялся автобус к нашему Гёреме, но там есть и другие офисы Метро и от них уходит транспорт к другим городам. У нас было в запасе 30 минут и мы пошли получать свои билеты. Офис большой, много служащих, кассы. Не сразу удалось объяснить, что мы хотим взять билеты по брони.Потом отвели к другой стойке. А вот тут, будьте бдительны и внимательны, нас поняли, нашли нашу бронь, НО! попытались с нас получить еще раз деньги(а мы же их отдали в отеле, тк они бронировали, работники за отельный счет, к сожалению, нам не дали никаких подтверждающих документов об этом, сказали, что их нет. Даже номер брони не сказали, вернее её не было, просто ПОКУПКА через интернет. Ну может я что-то не поняла))))или поняла не так, как мне объясняли). Моё возмущение, что отель Незих все оплатил и взял с нас деньги и просьба позвать менеджера для разборок, возымели волшебное действие в виде 3 наших билетов и именно по той цене, которую мы заплатили в отеле.
Автобус комфортабельный, чистый, перед каждым пассажиром телевизор с наушниками. В пути разносят, как в самолете, напитки(вода, чай, кофе), угощение в виде сладостей(все это входит в стоимость билета), несколько остановок (минут по 20)в пути на станциях со всеми удобствами, где водителя меняют и моют лобовое стекло.Под лобовым стеклом электронная табличка с бегущей строкой, где горит номер вашего рейса и под ним сменяются названия населенных пунктов до которых он следует.
Выехали без опоздания в 21:15. Через 30 минут заехали на какую-то автостанцию на Европейской стороне и забрали пассажиров, пересекли по 1Босфорскому мосту пролив и еще через 30 минут заехали на автовокзал на Азиатском берегу, где автобус заполнился почти полностью. Раздали по мороженке и чай/кофе/сок. В 2 ночи заехали на фирменную стоянку Метро(очень чисто, бесплатный туалет, магазин со сластями и тп), там автобусу помыли лобовое стекло, сменили водителя и через 20 минут поехали дальше. Стюард побрызгал всем на руки дезинфектором и раздал воду. Желающие уснули, а некоторые так и продолжали смотреть телек( у каждого на переднем сиденье экранчик с панелькой управления). Часов в 5 утра еще одна остановка уже на общей, где была тьма автобусов разных компаний. Так же через 20 минут поехали. Я уснула сразу, а подруга попыталась дождаться чая и ей даже дали стаканчик и пакетик с чаем, а вот кипятка она уже не дождалась и уснула. Будить не стали, стаканчик забрали, а потом просьбы оставили в полном игноре, улыбаясь и делая вид, что не понимают, чего она, да и я, уже проснувшаяся, хотим))))
В Невшехир приехали в 8 утра.( Получается, что дорога заняла почти 11 часов. Обратно ехали другой компанией и доехали немного быстрее --10часов.
В пути всех постоянно пересчитывают и сверяют со списком, боясь потерять. На одной из остановок опоздал парень. Автобус уже поехал, пассажиры расселись/разлеглись на "своих" местах(где были свободные кресла, пересели некоторые) и подруга тоже ушла со своего--прилечь на свободных местах. Стюард пересчитал всех, недосчитался одного, остановил водителя при выезде со стоянки на трассу и заставил всех занять свои места согласно купленныс билетам. Сверил со списком, выяснил пропавшего, стал спрашивать, кто его знает? Пока выясняли, прибежал парнишка, постучался и долго извинялся перед всеми пассажирами)))
Междугородные автобусы комфортны, оснащены мягкими откидывающимися креслами, телевизорами с наушниками. В салоне дежурит стюард, который время от времени предлагает воду, освежитель, соки, чай-кофе, а также небольшие закуски вроде кексов, крекеров и т.п.А также стюарды предлагают колонью - вонючий одеколон, который капают на руки. Им можно протереть лицо, руки. Можно и отказаться. Все это бесплатно, т.к. входит в стоимость билета. Меню и качество обслуживания обычно соответствует уровню компании. В дороге происходят регулярные остановки, когда можно выйти в туалет, перекусить в кафе на автостанции. Всё больше автобусных компаний
предлагает Wi-fi в салоне.
Однако, если вы проспали "раздачу слонов"(как мы утром) то уже никто не даст, даже, если попросите. 2 часа стюард кивал головой, улыбался на наши просьбы дать чая, но так и не стал греть чайник, а в конце автобуса общался с мужиками.Да и ...., у меня сложилось впечатление, что с английским у него плохо, а у меня с турецким))))) Ничего странного, тк это обычный рейсовый автобус для турков, а иностранцы там редко бывают.
Лучшими компаниями, занятыми автобусными перевозками в Турции, являются:
Kamil Koç
Metro
Pamukkale
Ulusoy
Varan
Istanbul Seyahat
У этих компаний большой охват по регионам, комфортные автобусы, высокий уровень безопасности, наиболее качественное обслуживание. Цена на проезд у этих компаний соответственно самая высокая. Другие компании поменьше или региональные, но тем не менее используют хорошие автобусы, также обслуживают и обеспечивают трансфер. К хорошим проверенным компаниям можно отнести:
Süha
Newsehir tourizm
Aydin
. Обычная схема перевозки следующая: трансфер на автовокзал - переезд на автобусе - трансфер к месту назначения. Трансфер бесплатный, чаще всего на специализированных долмушах компании.Например, 10-часовой переезд Стамбул - Невшехир обойдется от 55 лир, т.е. около 1000 рублей.
Места в автобусе продаются по половому признаку. Если у вас разнополая компания надо сразу предупредить, что вы не против сидеть вместе.
Обозначаться это может так
Мужчина - Е (erkek), В (bay)
Женщина - B (bayan), К (kadın)
Выезд (трансфер на автовокзал) осуществляется с места покупки билета, в то время, что указано в билете. Также, в офисе соответствующей компании можно договориться о трансфере с иного места.
Турецкий автовокзал (Otogar) представляет собой совокупность мини-офисов транспортных компаний. В таких мини-офисах есть туалет, комната ожидания, камера хранения, билетная касса, здесь можно бесплатно выпить чай. Централизованной системы обслуживания нету. Большие междугородные автобусы и трансферные долмуши подъезжают прямо ко входу в офис соответствующей компании. Крупные автовокзалы обычно находятся на далекой городской окраине, поэтому в Турции так развита система трансфера.
Билеты на автобус в Турции можно покупать в следующих местах:
1.Офисы автобусных компаний. Их можно найти в туристических или офисных центрах городов, автостанциях, автовокзалах. Крупные компании имеют множество филиалов, которые можно определить по характерной символике.
2.Туристические офисы. Для последних характерна продажа билетов определенных автобусных компаний-парнеров, осуществляемая с наценкой.
3.Отели. Можно попросить купить билет у персонала вашего отеля. В Турции это наработанная схема. Причем часто это делают без наценки (для этого надо договариваться и проверять билеты при получении).
4.Также, в крупных автобусных компаниях есть возможность заказа билетов онлайн, с их сайта.
В купленном билете должна указываться автобусная компания, фамилия пассажира, дата и время отправления, номер места. Билеты печатаются на специальных бланках, подаются с чеком и в обложке соответствующей компании. Если при покупке билет вам выписывают иным образом, то значит используются услуги посредника и есть дополнительная наценка. Однако, трансфер и сам переезд будет обеспечен без проблем, как и с обычным билетом. Важно знать, что наценку могут запрашивать даже в офисах автобусных компаний. Поэтому, перед тем как платить, надо сверить стоимость, указанную в билете, с той, что запрашивают сотрудники. Брать наценку последние не имеют права. Между компаниями идет конкуренция, и зазывалы у офисов агитируют каждый за свою компанию, обещая разные скидки. Однако, платить надо не ту сумму, какую они предлагают "со скидкой", а ту, что указана в билете (эта стоимость меньше всех "обещанных").
Существенно, что время отъезда, указанное в билете, - это время посадки на трансферный автобус (долмуш). Отправление происходит от места покупки билета, если не было оговорено иное. Следственно, лучше всего найти офис компании, расположенный поближе к вашей гостинице или местоположению.
Автобус делает обязательные остановки каждые 3-4 часа на специально оборудованных стоянках по 20-30 минут. Часто это целые центры с туалетами, кафе, магазинами, комнатами для намаза. ОБЯЗАТЕЛЬНО на таких остановках, если покидаете автобус, запомните его номер. Автобусов вашей же модели, вашей же компании, вашего же направления (указанное на лобовом стекле) - т.е. абсолютно идентичных по виду может быть не 1, не 2. а несколько. Даже если ваш автобус на стоянке один - единственный, всё-равно запоминайте. Двойник может подъехать в любую секунду. Есть возможность просто прошляпить свой автобус.
В салонах, как правило, поддерживается вполне комфортная температура - не жарко и не холодно. Есть персональная система кондиционирования. В общем, надевать на себя шапку, валенки среди лета, как это бывает в автобусах некоторых стран, нужды нет
Бывает так, что место назначения у вас в билете одно. Но туда едет мало народу. Например, при поездке в Памуккале, вас довезут в большинстве случаев, до Денизли. А потом пересадят в микроавтобус уже до Памуккале.Или при поезке в Гёреме(Учхисар и др), вас довезут до автовокзала Невшехир, а там пересадят в шатл до Гёреме или просто пересадят на другой автобус. Платить ничего не надо. Также не волнуйтесь, что не разберетесь или потеряетесь. Стюард отведет вас за руку, и часто поможет дотащить вещи.Точно такая же ситуация вас ждет и при отъезде из вашего пункта.
Еще хочу дать справку о транспорте в Стамбуле.
Канатная дорога teleferik (телеферик)
Есть две крохотные линии канатной дороги. Первая из них соединяет квартал Эйюп на берегу Золотого Рога со знаменитым кафе Пьер Лоти, находящимся на холме на высоте 53 метра. Длина линии — 384 метра. Весь путь занимает чуть меньше 3 минут. Работает канатка с 8–00 до 22–00.
Вторая линия канатной дороги длиной 347 метров пролегла между районами Машка и Ташкышла. Перепад высот здесь составляет 42 метра, а длится подъем примерно 3,5 минуты. Часы работы канатной дороги: с 8–00 до 22–00.
Фуникулеры
Фуникулер «Тюнель» — старейший в Европе. Он был открыт еще в 1875 году. Часто считается, что это второе в мире метро после лондонского, однако с метро его роднит только расположение под землей. Сама линия очень короткая — всего 573 метра. Два вагончика «Тюнеля» поднимают своих пассажиров на высоту в 60 метров из прибрежного района Каракёй до площади Тюнель в районе Бейоглу. Каждый день услугами этого фуникулера пользуются 15 тысяч пассажиров. Интервал их движения составляет примерно 4 минуты. Время работы: с 6 утра до 9 вечера.
Вторая соединила собой Кабаташ на берегу Босфора и площадь Таксим в деловом районе Бейоглу. Разница в высоте между станциями достигает 75 метров, а длина линии даже короче, чем «Тюнель» — всего 558,5 метров, так что весь путь занимает около 2 минут. Важность этой ветки фуникулера еще и в том, что он связывает таким образом трамвайную линию T1 со стамбульским метро и ретро-трамваем на площади Таксим. Этот фуникулер способен в течение часа провезти 7500 пассажиров. Время его работы: с 6–15 до 1–20.
Продолжение http://www.ayda.ru/story59396-17318