Когда лето заканчивается, птицы улетают, наступает пора перелетов туристов пенсионного возраста к теплым берегам гостеприимной Греции – погреться в незнойных лучах ушедшего с зенита солнышка.
Мы облюбовали маленький поселочек Пефкос (по-русски – Сосновка) на восточном побережье острова Родос. Заказ такси до Сосновки от аэропорта стоит 60€.
Должен сказать слова благодарности муниципалитету Пефкоса – Сосновки. Это очень чистый и благоустроенный городок. В нем продуманная система улиц, которые, в отличии от других островных поселков Греции, имеют обязательные тротуары для пешеходов. Коммунальные службы работают отлично, мусор вывозится, в том числе и в выходные дни. Баки для мусора специализированы для отходов каждого вида. Общественные места ежедневно подметаются коммунальными службами, а уборку у магазинов осуществляют их владельцы. Пляж в Пефкосе муниципальный, за лежаки и зонты надо платить, взимаемая сумма идет на оплату труда работников, убирающих по утрам пляж и моющих лежаки. Стоимость лежака - 4€. Муниципальный пляж имеет бесплатную парковку, туалеты и простейшие пресные души.
В Пефкосе достаточное количество магазинчиков и кафе, полностью удовлетворяющих курортные потребности гостей городка. Каждые 30 – 60 минут в Пефкос, имеющий 4 автобусные остановки, заходят муниципальные междугородние автобусы, следующие на север или юг острова Родос. Стоимость билета, приобретаемого у водителя, от 1,5€ до 6€, в зависимости от расстояния. Прокат же автомобиля стоит от 40€ в сутки, не считая заправки топливом, которое обойдется от 2€ за литр. Прокат небольшой моторной лодки стоит 40€ в час. На местном аэродроме можно взять напрокат и маленький самолетик с пилотом, запас топлива хватает на 15 мин полета. В крайнем случае, если забрался в глухую, редко посещаемую часть острова, всегда можно вызвать такси по телефону.
Все жители, включая бомжей Пефкоса, говорят по-английски, во всяком случае, мы имели возможность объяснить свои потребности и находили радушных собеседников в лице доброжелательных местных обывателей. Когда жителей Родоса, занятых курортным бизнесом, спрашивали, чем вы занимаетесь по окончанию курортного сезона, – следовал ответ: «Проедаем то, что заработали летом». Русскоговорящих отдыхающих в Греции больше, чем прочих гостей. За последние 2 года поток россиян на Родос увеличился в 1,5 раза. Отличающиеся мотовством, граждане бывшего СССР составляют основной контингент покупателей местных магазинчиков. Каждый магазин, не говоря уже о «Шубы и меха», в котором говорят только по-русски, считает выгодным для торговли иметь персонал, говорящий по-русски.
В Сосновке нам приглянулся отель «Island Blue», который входит в систему отелей Ioannidis. Кроме «Island Blue», Ioannidis владеет отелями «Pefki island», «Lindia thalassa», «Delmar», «Romanza».
Отельный бизнес Иоанидиса начался в 1993 году открытием отеля «Pefki island resort». В 2000 году были построены бассейн и корпус регистратуры. В 2003 году вступил в строй отель «Lindia Talasa resort», ориентированный на английского потребителя, затем строились отели «Lindos Village» и «Delmare studio». Отель «Island Blue» построен в 2010 году. В отличие от «resort», который должен обеспечивать терапию, «hotel» ориентирован исключительно на предоставление услуг по проживанию.
Индустрия курортного бизнеса на средиземноморье развивалась в подражании сталинской системе курортно-оздоровительного отдыха, разработанной в СССР в начале прошлого века. Расцвет этого бизнеса на средиземноморье наступил, когда третья русская революция вновь уничтожила все достижения предшественников, а иностранный турист отвернулся от курортов Крыма и Кавказа. Первые, самые ранние «resort» Родоса, например «Pefki garden», вызывают воспоминания о раннем советском архитектурно-курортном классицизме.
Местечко Пефкос расположено на южном побережье Родоса, закрытом с севера невысоким плато. Когда-то в доисторическую долину Пефкоса дождевые потоки с окружающих вершин несли кварцевые песчинки, создав плодородную равнину с отдельными потоками окаменевших соле-иловых отложений продуктов метаболизма животных и человека. Мелкозернистый песок долины Пефкоса явился причиной распространения низкорослой средиземноморской сосны, давшей название поселку и поныне украшающей ландшафт местности. С приходом в долину человека сосне пришлось потесниться, уступив землю садам и огородам родосцев, заселивших эту долину. В настоящее время более выгодный курортный бизнес вытесняет виноградники и сады Пефкоса, хотя отдельные землевладельцы продолжают сопротивляться этой экспансии, вклиниваясь со своими небольшими участками в земли, занятые отелями, магазинами и ресторанами.
Отель «Island Blue» не имеет «sea view» вследствие своей малоэтажности, хотя и расположен в 500 метрах от моря. Любители «sea view» могут наслаждаться прекрасным видом, если приобретут места в нагорных отелях Пефкоса в 3 километрах от моря, хотя козьими тропами от них можно спуститься к морю даже быстрее, чем от санаториев второго ряда Сочи. Впрочем, можно и не спускаться, так как все отели располагают прекрасными бассейнами.
На муниципальный пляж Lee спускаться с крутого обрыва нужно по бетонным ступенькам. Этот спуск вызывает затруднение у людей с пороками опорно-двигательного аппарата и практически невозможен для людей, использующих коляски.
Отель «Island Blue» спроектирован хорошим архитектором, нашедшим оригинальные решения строительного задания. Отель в плане напоминает летящую птицу, у которой крылья – спальные корпуса, а голова – хозяйственный блок с рестораном. Окна номеров выходят во внутренний дворик, обращенный к морю, шум ресторана, хозяйственных построек и шоссе в номера не попадает. На крыше хозяйственного блока располагается бассейн с условно подогреваемой водой за счет тепла расположенной под ним прачечной. Этот бассейн является интерьером ресторана. Акрополи бывших крестьянских хижин удачно вписались в ландшафтный дизайн отеля, даже оказавшаяся на территории отеля сельская часовня панагии Миртидиотиссы отреставрирована и используется для служб. Территория отеля свободна для посещения всеми желающими. Молодые греки приходят семьями, чтобы провести выходной день в «pool bar» отеля. Колокол часовни собирает прихожан на нечастые службы. В ресторане отеля празднуются свадьбы, именины, устраивают поминки и дни памяти Миртидиотиссы местные жители и иерархи греческой православной церкви. Территория отеля контролируется с диспетчерского пульта, а весь персонал радиофицирован и, при необходимости, немедленно реагирует на чрезвычайную ситуацию. Без острой необходимости персонал отеля в деятельность постояльцев не вмешивается.
Отель на 90 комнат обладает духом семейственности, когда через пару дней узнают друг друга и здороваются на улице. Просторные жилые помещения отеля спроектированы и оснащены всем необходимым для длительного проживания: большая туалетная комната с отдельным помещением душевой; кухонный уголок со всем необходимым для приготовления горячих напитков; утюг и гладильная доска; лоджия с обеденным столиком и сушилкой для белья; 5 различных зеркал; сейф (за отдельную плату). Розеток в номере достаточно, чтобы в наш электронасыщенный век подключить все возможные электроприборы. Сантехнические приборы и мебель расположены так, чтобы не оставалось мест недоступных для ежедневной уборки.
Перевозки грузов по территории отеля обеспечивают грузовой и грузопассажирский электрокары.
Качество менеджмента отеля полностью соответствует требованиям стандарта ISO 9001:2008. Принимаются меры для предупреждения несоответствий: висят таблички «Сопровождайте детей, может быть скользко» - это на лоджии, «Вода может быть горячей» - это в душе, т.к. вода греется солнцем на крыше, и температура может меняться в зависимости от погоды. Отель в буклете подробно рассказывает о своей истории, политике менеджмента и предоставляемых услугах.
Персонал добродушен, но не назойлив, уборки ежедневны с заменой полотенец, постельное белье - через день. Мы относимся к старорежимным русским и ежедневно заправляли постели к приходу уборщиц.
Пефкос – чисто английский курорт. Отель ориентирован исключительно на отдых англоговорящих постояльцев, часть персонала нанимается на туманном Альбионе и не говорит по-гречески. Если английский грека или немца понять можно, то скороговорка англичанки на рецепшен вызвала у нас затруднение. Думаю, что так же себя будет ощущать где-нибудь в кубанской станице англичанин, изучавший русский язык в Москве.
Телевизионные программы в отеле только на английском языке, ни греческих, ни немецких, ни русских каналов в вещательной сетке кабельного телевидения отеля не было.
Английская особенность курорта бросается в глаза на узких тротуарах или тропинках Пефкоса. Житель континента при встречном расхождении с пешеходом инстинктивно принимает вправо, а житель Великой Британии – влево, поэтому в первые дни мы сталкивались лбами.
По заявлению отельного гида турфирмы мы оказались 5 русской парой, которой продали места в этом отеле, видно к окончанию сезона спрос на Грецию в Великобритании снизился.
Мы опасались шума по вечерам, так как под окнами номера расположен бассейн с баром, но были приятно удивлены, когда в 18 часов бар закрылся, а все постояльцы покинули зону бассейна. Английская корректность создавала спокойную обстановку весь период нашего отдыха. Даже, когда поздно вечером (разница поясного времени 3 часа) в национальном футбольном чемпионате «наша» «Челси» встречалась с «их» «Манчестером», все любители футбола покинули отель и переместились в городские пабы, в отеле было абсолютно тихо.
Ресторанный менеджмент отеля весьма своеобразен и требует отдельного рассмотрения. Ресторан «Elia» хоть и является принадлежностью отеля, но ведет самостоятельную политику в сфере бизнеса. Он обслуживает как постояльцев отеля, так и любого человека с улицы. Двери ресторана выходят на небольшую площадь, где может припарковаться несколько десятков машин. Мы были свидетелями греческой свадьбы, православных поминок, ужина молодоженов в свадебном путешествии и визита за кружкой пива загулявшего грека. Небольшой по численности персонал грамотно разводит посетителей по обширным помещениям ресторана, чтобы ни одна из категорий посетителей не чувствовала неудобства от присутствия другой. Рабочее время персонала не регламентировано, но оплата почасовая, приход и уход четко фиксируется. Дресскод отельного ужина допускал скромное вечернее платье и отсутствие галстука. Посетители ресторана могут пользоваться бесплатным Wi-Fi, код доступа сообщает официант после получения заказа.
Кухня ресторана обеспечивает шведский стол на завтрак и свободный заказ блюд на обед и ужин. Завтрак в ресторане скромный стандартный в чисто английском стиле: обязательная «porridge» («овсянка, сэр») и яичница с беконом, греческий йогурт и постная выпечка. Для постояльцев, оплативших завтрак, стол в счет оплаты за проживание, для прочих - 5€. Блюда обеда и ужина заказывается непосредственно при посещении по имеющемуся на текущий день меню. Если оплата проживания произведена по системе «All» или «HB», то заказанные блюда в пределах суммы, лимитированной хозяином, будут бесплатны, заказанное сверх того, надо оплатить. Это довольно сложная система выбора лимитированных блюд в меню, и, не разобравшись в ней, за первый ужин нам пришлось доплатить 25€. Следует сказать, что если завтрак скромный, то блюда ужина в ресторане «Elia», мягко говоря, нескромные. Заказав по-русски: первое, второе, салат, мы споткнулись уже на салате. Если с маленькой чашечкой протертых овощей, называемых супом, мы легко разделались, то тарелка салата диаметром 50см, на которой, кроме овощей, оказался весь гастрономический набор, подвергла нас в уныние. Шок же мы испытали, когда получили заказанные порции второго, содержащие по килограмму мяса. Получив опыт поедания греческой кухни ресторана «Elia» и сочувственные взгляды ресторанных официантов, в последующие дни, благодаря помощи наших греческих друзей, мы таких ошибок больше не совершали, хотя на все просьбы уменьшить объем порций или подать одну порцию на двоих официанты отвечали жестким отказом: «Обманывать клиентов запрещено». Возникали у нас сложности и с заказом блюд, например, название блюда греческой кухни, переведенное на русский язык как «Фиш с имам бюлиз», ни англичане, ни греки нам объяснить не смогли, с чем же эта фиш? Англичане, довольствующиеся одним кусочком хлебного сухарика, с ужасом смотрели, как я уминаю полбатона свежего хлеба на завтрак и на ужин.
Постояльцы отеля «Island Blue», оплатившие только проживание, обедали, ужинали и полностью оплачивали питание в любых ресторанах, которые им приходились по душе, желудку и карману. Все напитки в «Elia» отпускаются за отдельную плату. При желании, покушать и выпить за плату можно было и в баре у бассейна.
Как вывод следует сказать, что отель «Island Blue» не дешевый, но он стоит запрашиваемых сумм, а вот категория отеля явно занижена. Как специалист по качеству менеджмента могу рекомендовать отель на категорию 4*.
Однако, в Грецию мы едем не для того, чтобы сидеть в отелях. Будучи не первый раз на Родосе, мы пешком исходили все юго-восточное побережье и его достопримечательности, проплыли все 4 пляжа Пефкоса и их мысы, забирались на городские вершины.
Спасибо Греции и грекам за гостеприимство, радушие, доброжелательность, за море и солнце, за замечательный отдых на этой благословенной земле.