Задача была поставлена так: посетить Иорданию на новогодние каникулы, при этом не брать никаких дополнительных дней отпуска. Вот.
Цены на прямой перелет Москва-Амман при таких условиях просто конские, поэтому был выбран недорогой, но сомнительный с точки зрения логистики вариант Москва-Киев-Тель-Авив авиакомпанией МАУ со stop-over и встречей нового года в Киеве, потом внутренний перелет Тель-Авив-Эйлат рейсом El Al, дальше пересечение границы, ну, и, наконец, на арендованной машине по Иордании. Обратно, соответственно, таким же маршрутом. Немного криво, зато с большой вероятностью незапланированных приключений.
Ну, в общем-то, они и случились: сначала замечательная украинская авиакомпания изменила рейс из Москвы с очень позднего вечернего на совсем ранний утренний, поэтому встреча Нового года логически перенеслась в Израиль. Но, может быть, это и к лучшему, в Киеве Евромайдан, и пить шампанское на баррикадах тоже сомнительное удовольствие.
Но это было еще не все: буквально за несколько недель до отъезда El Al отменил все рейсы в Эйлат. Скорее всего, это было связано с изменениями политик безопасности или что-то вроде. Нормальных альтернативных перелетов не обнаружилось. Пришлось опять все перепланировать и забронировать машину для переезда в Эйлат. ОК, может быть, удастся посмотреть еще что-то по дороге.
Из-за всех этих изменений и перестановок даже не верилось, что мы нормально улетим, но все оказалось замечательно: украинские авиалинии оказались невероятно пунктуальны, израильские пограничники не особо приставучими, и арендованный пылесос Volkswagen Polo не самым плохим вариантом.
Хочу сразу предупредить тех, кто будет читать мой отзыв: мне совсем не нравится Израиль. За его грязные улицы, обшарпанные дома, барахолки вместо магазинов, отвратительное вино, зверские цены в отелях и ресторанах, напрягающие правила безопасности, неудобства, связанные с шабатом, множество религиозных заморочек, а главное за то, что все это позиционируется как страна, удобная для туризма. Но, поскольку, я уже все это видел и знал, к чему готовиться, а также рассматривал Израиль как необходимую трансфертную дорогу до Иордании, то весь возможный негатив удалось свести к минимуму.
В Бен-Гурионе нас встретила такая вот реклама. Сразу видно, в веселую страну мы пожаловали.
Вот он, наш транспорт до Эйлата.
Хотя скачанный навигатор в айпаде оказался только на Иврите, мы довольно быстро добрались до нашего отеля, расположенного на набережной недалеко от Яффо.
Все таки отели в Тель-Авиве это отдельная тема. Такого отвратительного сочетания цена/качество найти где-то еще действительно сложно. Решили в этот раз не экономить и выбрали для ночевки 5* Dan Panorama Tel-Aviv. Ну, страшный и облезлый он в реальности, как ни крути, никакие пять звезд тут рядом не валялись. Хотя в честь Нового Года нам подарили шоколадные печеньки (вкусные) и бутылку воды. Видимо, чтобы запить.
Но это все лирика. Так как было еще светло, решили прогуляться по пляжу в сторону Яффо и чего-нибудь перекусить. Пляж Тель-Авива, на мой взгляд, одно из немногих преимуществ этого города – широкий, чистый и ухоженный.
Первый попавшийся ресторан на набережной назывался Manta Ray. Несмотря на очень непритязательный интерьер, место, видимо, модное и тусовочное. Надо сказать и еда на уровне оказалась. За такие морепродукты и денег отдать не жалко:
Очень приятно было после предновогодне-дождливой Москвы, поедать все эти мидии, гребешки, крабы и креветки на фоне бьющихся о брег волн Средиземного моря. Заведение смело всем рекомендую.
Дальше мы прогулялись по Яффо, т.к. в прошлое посещение Израиля сюда не добрались. Мило, компактно, но не цепляет. Зато приметили очень оригинальный арт-объект на подъемном кране.
Так как солнце неумолимо клонилось к горизонту, было решено вернуться и немного поспать перед Новогодней вечеринкой.
Несмотря на то, что Новый год не является государственным праздником в Израиле, народные гулянья в Тель-Авиве присутствуют. За 15 минут до боя курантов мы зашли в Penguin Club. Там даже face-control присутствовал, несмотря на платный вход 100 шекелей. Молодежь одета очень демократично, нет никаких duck-face girls и прочих обязательных атрибутов Moscow never sleeps. Но цены на алкоголь, я еще нигде не покупал две двойных водки-редбулл за 3 000 руб. (280 шекелей). Это я даже не знаю, с каким московским клубом/баром можно сравнить. Зато что точно является плюсом, так это музыка. Во всех местах, в которые мы заходили (а их было несколько) музыка очень качественная и разнообразная. Особенно в последнем клубе, названия которого я не помню: так самозабвенно играла толстая девочка-DJ. Просто огонь. В общем, мне такое празднование понравилось, но усталость от перелетов взяла свое где-то в районе трех часов ночи мы завалились в отель. Кстати, по дороге обратил внимание, что все улицы завалены такой вот завлекающей рекламой.
С Новым Годом, Тель-Авив.
В принципе, основной задачей следующего дня было добраться на машине до Эйлата. При этом желательно с посещением каких-нибудь интересных объектов по дороге, которые мы раньше не видели. Поэтому наметили путь через Мертвое море, а из интересных объектов – крепость Моссада и парк Тимна.
Все осложнялось тем, что зимой очень рано темнеет и оба эти объекта работают только до 16-00. А если наложить на это празднование Нового года, то ранний подъем нам точно не светил. Поэтому решили, что пусть будет, как пойдет.
К своему удивлению, в 9 утра мы уже проснулись и были на завтраке. Видимо, помогла разница во времени. Еда в отеле также оказалась приятным сюрпризом – много и разнообразно. Был даже отдельный стол со средиземноморскими блюдами. В общем, начало хорошее.
Дальше пошло не совсем по плану – обнаружили, что аккумулятор в машине сдох, потому что вчера я забыл выключить ближний свет. И эта тварь даже не пискнула. На выручку пришел менеджер отеля, от машины которого мы «прикурили» наш пылесос. Пришлось, правда, подвигать каменную тумбу – иначе к машине было не подобраться. На всю эту возню ушло около получаса и в 10-30 мы благополучно покинули Тель-Авив.
В принципе, по Израилю можно передвигаться и без навигатора, достаточно иметь карту и адекватного штурмана. Так как и то, и другое было в наличии, мы без приключений добрались до объекта номер #1 крепости Мосссада.
Моссада меня привлекла тем, что, во-первых, она охраняется ЮНЕСКО (а эти товарищи обычно фигню под охрану не берут), во-вторых, расположена довольно таки высоко над уровнем море, а значит, должны быть красивые виды, в-третьих, есть фуникулер, а это тоже развлечение.
Внизу немного удивил фуд-корт с Макдональдсом и еще какими-то местными сетевыми фаст-фудами, как будто в каком-нибудь московском торговом центре. И туристов оказалось довольно много, несмотря на 1 января, была даже большая группа местных школьников. Наверное, из какого-то религиозного учебного заведения, так как присутствовали только мальчики, без девочек.
Кабинки канатной дороги поднимаются/опускаются раз в 15 минут, но они оказались такие большие и вместительные, что в них влезает человек 80, кажется. Нигде таких больших не видел.
Интересно, они могут упасть вниз?
Для изощренных мазохистов можно подняться пешком по змеиной тропе, желающих было на удивление много. Может быть, причина в жадности и желании сэкономить на фуникулере?
Если честно, я не большой любитель достопримечательностей, от которых остались одни развалины, но вот красивые виды – это по мне. В Моссаде они есть!
Мысленно распрощавшись с идеей посетить сегодня Тимну, двигаем дальше. Романтика мертвоморского побережья заканчивается, за окном пруды выпаривания. Тут уже техногенные пейзажи.
А дальше довольно однообразная дорога через пустыню. Солнце клонилось к закату, и на поверхности гор на иорданской стороне появились причудливые разноцветные блики. Все это перемешивалось с сиреневыми и лиловыми тенями, картина просто великолепная. Особенно, если едешь по хорошей дороге 140 км/час под Armin van Buuren (я посмотрел про размер штрафов за превышение скорости, только когда вернулся на родину, жду теперь приветы на кредитку). А тогда это было очень круто, настоящее ощущение отпуска, и даже Эйлат представлялся сказочным королевством среди пустыни. И вот, наконец, мы доехали!
Первое, что удивило – в Эйлате очень-очень чисто. Да, это действительно поражает, потому что ты ожидаешь увидеть на улицах такой же свинарник, как в Тель-Авиве или Иерусалиме, а его нет.
Второй приятный сюрприз – отель Leonardo Royal Resort. Там этих Леонардо, как собак нерезанных, но наш быстро нашелся и даже с бесплатной парковкой! И выглядело все внутри прилично, хотя стоило разумных денег. Правда, после изучения проспектов стало понятно, что сеть вроде как международная, но в основном в Германии представлена, поэтому и стандарты качества немецкие.
Погода, к сожалению, была не особо хорошая, не холодно, но ветер просто адский, поэтому на набережную искать место для ужина пришлось идти в куртках.
Приятный бонус – аттракцион на улице, когда тебя сажают внутрь сферы, закрепленной на двух гибких тросах, и запускают в звездное эйлатское небо. Супер ощущение всего за 70 шекелей, а еще за 20 тебе дадут DVD с записью твоего подвига. Самое то перед ужином!
С местами, где можно нормально поесть в Эйлате, похоже, проблемы. Цены, как в ресторанах Новикова, а интерьеры и обслуживание, как в забегаловках на трассе Москва-Нижний Новгород. В общем, наш выбор пал на суши-бар – там было много, вкусно и за адекватную стоимость.
В общем, я так и не понял мотивацию людей, которые выбирают Эйлат местом своего отдыха на неделю или две. Конечно, в летнее время, там должно быть поприятней, но это при том, что за такую стоимость можно выбрать гораздо более интересные места в Европе, не говоря уже об Азии. Какой-то мертвый, искусственный город, полностью забитый нашими соотечественниками на Новогодние каникулы, бррр.
А вот завтра мы должны плавно подобраться к главной цели нашего путешествия – Иордании.
Ну, вот, настал момент знакомства с Иорданией! У меня были некоторые опасения по поводу этого дня, так как сложно было все спланировать по времени. Неизвестно, сколько займет переход границы, как быстро мы заберем машину. А к 14-00 нам нужно было успеть в Вади Рам, чтобы покататься по пустыне на джипе.
Сначала наши друзья хотели сразу ехать в Петру, чтобы осмотреть ее за 1,5 дня. Но я их отговорил, и, кажется, они не пожалели. Утром, сразу после завтрака мы вчетвером направились к границе Эйлат-Акаба.
Кстати о завтраке, мы, кажется, были там самыми молодыми постояльцами. А может быть, просто рано встали? Весь ресторан был забит галдящими пенсионерами. В любом случае, завтрак был на троечку.
Дальше мы двинулись в путь навстречу Иорданскому королевству. Вообще, переход границы занял не больше сорока минут. А машину мы бросили на бесплатной парковке, которая представляла собой просто поле прямо перед КПП.
Кстати, на израильской стороне порядку все-таки больше было, чем на иорданской – там сразу возникла путаница из очередей и окон, в которых нужно было ставить въездные штампы. Но все это мы успешно преодолели.
После прохождения всех формальностей мы оказались на площади, полностью занятой зелеными такси и зазывающими к себе водителями. Оказалось, что даже если ты выбираешь при бронировании машины опцию «pick up at Aqaba border», то все равно нужно ехать на такси в город до офиса компании. Во всяком случае, так мне поведали в Thrifty, после того, как мы не обнаружили никаких признаков rent-a-car за КПП. Говорят, что им не разрешено подъезжать к границе, только такси. Интересно, врут или нет? На обратном пути нас довезли на нашей арендованной машине прямо до поста, правда, водитель что-то объяснял товарищу в форме на check-point. Какая-то непонятная система.
Поскольку арабские деньга при переходе границы мы не поменяли, пришлось платить шекелями, а сдачу получать динарами. Так тоже у них можно. Машинку нам дали Chevrolet Sonic Sedan. В Россию такие не поставляются. Бюджетный вариант с довольно большим багажником, куда влезли без проблем 4 чемодана. Еще она была совсем новая, только что пригнанная из Аммана с пробегом всего 300 км. Но вот бензобак в 40 литров оказался очень маленьким, топливо утекало прямо на глазах.
Сначала у меня была мысль немного прокатиться по Акабе, сфотографировать знаменитый гигантский флаг, но от этой мысли мы сразу же отказались. Днем город выглядел очень убого, пыльно и грязно. Вот когда мы возвращались в конце нашего путешествия, в лучах закатного солнца Акаба мне понравилась. А тогда решили сразу поехать в Вади Рам.
Вади Рам. Мне больше всего в Иордании понравилось именно здесь. Действительно пустыня – это завораживающе: такие просторы, голубое небо, оранжевые дюны. Очень красиво.
Об экскурсии я позаботился заранее. Поскольку дело было зимой, то ночевать в пустыне желания не было, не смотря на всю романтику этой затеи. За 2 недели до поездки я просто написал во все возможные бедуинские кемпинги, кто может организовать нам трехчасовые покатушки на джипе без всяких ужинов, ночевок и ритуальных песнеплясок. Откликнулись почти все и очень оперативно. Самое лучшее предложение я получил от некого Салеха, который готов был показать нам красоты пустыни всего за 51 динар на всех.
Салех должен был ждать нас в Visitors Center в 14-00, но мы приехали намного раньше, около полудня. Оказалось, что в Вади Рам все достаточно хорошо организовано: я показал нашу с Салехом переписку чувакам на въезде, они быстренько с ним сами созвонились, продали на входные билеты по 5 динар и объяснили, как добраться до места встречи в Wadi Rum Village.
Деревня, конечно, представляет собой убогое зрелище. Как сказал один из моих друзей: «Да, на королевство не похоже». Но тут мы ради природных красот.
Самые яркие впечатления от поездки, пожалуй, я получил здесь. И это, наверное, единственное, место в Иордании, куда мне захотелось вернуться.
Такое нереальное ощущение бесконечности: хочется просто идти-идти-идти по песчаным дюнам и ущельям. Поэтому дальше просто несколько фотографий этого прекрасного уголка природы:
По дороге в основном нам попадались итальянские и японские туристы, а наших соотечественников почти не было видно. Салех сказал, что большинство русских организованных экскурсий сразу едут в Петру, а в Вади Рам заезжают не так часто, а зря.
Недалеко от остатков дома Лоуренса Аравийского нам встретилась вот такая бедуинская кошечка с необычными песочно-оранжевыми пятнами.
Вот он, наш покоритель пустыни
Кстати, для посещения Вади Рам необязательно договариваться об экскурсиях с бедуинами, если у вас машина 4х4, то вы можете самостоятельно кататься по пустыне и любоваться природными красотами. Правда, одних, встреченных нами таких любителей постигла неудача – они наглухо завязли в песке. Правда у них была Kia Sportage, а не настоящий внедорожник. Салех вызвал для них помощь по телефону, надеюсь, они благополучно выбрались из ловушки.
Мы поблагодарили Салеха за тур, дали ему не 51, а 60 динар и, пересев на свою машину, двинулись в сторону Петры. На выезде нас попросили отдать ранее выданные билеты. Вот она, арабская хитрость – впарят их следующим туристам, а деньги себе в карман положат.
Хорошо, что мы успели все осмотреть раньше, чем планировали – постараемся доехать до нашего пункта назначения до темноты.
После того, как дорога ответвляется от пустынного хайвея, начинаются горные серпантины. Не очень крутые, но рулить пришлось внимательнее. По мере подъема выше кое-где стали попадаться пласты свалявшегося снега, выпавшего в ноябре. Температура падала просто молниеносно с 18 градусов до 6.
Все-таки закат нас застал по дороге, зато как красиво!
С последними лучами заходящего солнца въехали в Вади-Мусу. Отель Petra Guest House оказался просто замечательно расположен – напротив Visitors Center прямо по дороге ко входу в Петру. Номера назывались mountain chalet – отдельный корпус с террасами и панорамным видом на город. В общем-то, отель неплохой, в лобби был настоящий камин, а в баре коктейльная карта. Но ужинать мы все равно пошли в один из местных ресторанов расположенных неподалеку. Еда просто отличная – хумус, лепешки, салаты фатуш и табулех, баранина. Забавно, что почему-то на первом этаже ресторана нельзя было подавать вино, только на втором. Пришлось пофлиртовать с официанткой-азиаткой, и это сработало. Но для верности она завернула бутылку в салфетку и попросила никому не рассказывать. Поэтому мы поставили ее под стол и наливали, как школьники на вечеринке. Очень нам ужин понравился и стоил по сравнению с Израилем просто мега-бюджетно: всего 60 динар на четверых, причем половину счета составило вино.
Так как день выдался очень насыщенным, а завтра предстояло посетить чудо света Петру, то после ужина все быстро завалились спать. Весь следующий день мы планировали посвятить Петре, поэтому проснулись очень рано – еще не рассвело. Как оказалось чуть позже, почему-то при пересечении границы все наши айфоны автоматически перевели время на час назад, хотя никакой разницы между Израилем и Иорданией в часовых поясах нет. Поэтому обслуга в ресторане очень удивилась, увидев таких ранних посетителей. Пришлось немного подождать. На завтраке народу было много, в основном японцы и американцы, соотечественники замечены не были.
Потом мы пошли за билетами. Мне совсем не понравилось, что нельзя платить картами. Точнее можно, но только иорданских банков. При такой стоимости за вход (50 динар) это крайне неудобно.
Расстояние от отеля до входа в Петру не больше 100 метров, ближе даже, чем от Мовенпика.
И вот первое, что поразило нас по дороге, это жуткий запах навоза. Настолько сильный, как будто ты находишься в стойле или конюшне. Конечно, там такое скопление животных, за ними периодически убирают, но, видимо не успевают. Еще очень удивило, что большинство лошадок, которые возят туристов до входа в Сик невероятно грязные, не чистят их, что ли вечером? Вообще, мне животных было очень жалко, особенно осликов, которым приходилось поднимать на себе в гору толстых туристов.
Про Петру, само собой столько уже написано, что бессмысленно делать это подробно в очередной раз. Расскажу только немного о своих впечатлениях. Конечно, если место называют достопримечательностью #1 в стране, и даже чудом света, то это закладывает определенные ожидания. И, конечно, очень часто они оказываются неоправданными.
Самое сильное впечатление – это выход из сика к открывающемуся виду сокровищницы. Да, это необычно, величественно, грандиозно (еще бы за животными вовремя убирали). Интересно было забраться по тропе, которая уходит от главной улицы вправо, чтобы посмотреть на эту картину сверху. Люди кажутся муравьями. Утром по этой тропе еще практически не ходили туристы, это было похоже на треккинг на природе.
По дороге наверх:
Козочки пасутся:
Суровая растительность выживает, как может:
К жертвеннику мы решили не подниматься, а пошли сразу к самой дальней точке маршрута – монастырю Ад-Дейр. Но честно скажу, таких сильных впечатлений, как Казна он уже не произвел. Для меня это уже что-то вроде спортивного интереса было – добраться туда.
Все остальное уже сильно на любителя. Камни, развалины. Мы все, конечно, не обошли, но достаточно для того, чтобы получить свое представление о Петре. Длина маршрута составила 21 километр за несколько часов.
Обитатели Петры:
Петра, конечно, уникальное место, но я, действительно, не понимаю, что тут можно делать два дня. Хотя, возможно, кому-то физически тяжело будет все обойти за день. Мне больше по душе исключительно природные ланшафты, и Вади-Рам мне доставил гораздо больше удовольствия.Если все впечатления подытожить, то несомненные плюсы следующие:
- уникальность достопримечательности, больше такого в мире нигде нет;
- выход из сика и картина Казны очень сильно впечатляет, интересно посмотреть на нее также сверху;
- Монастырь место, куда нужно дойти хотя бы из принципа, преодолевая многочисленные ступени, камни и уворачиваясь от вьючных животных;
- На территории есть несколько кафе, где можно поесть и купить воду, а также скамейки, где можно отдохнуть. Кстати, маленькая и большая бутылка воды стоили одинаково;
- Торговцы/погонщики не очень навязчивы и, если ты в их услугах не нуждаешься, то не достают.
На мой взгляд, недостатки Петры, это:
- Невозможность оплатить билеты пластиковой картой;
- Очень неприятный запах грязных животных, над которыми издеваются, и которых действительно жалко;
- Хаотичная беспорядочная торговля сувенирами и прочим хламом на каждом углу. Все-таки этот объект находится под охраной ЮНЕСКО, можно было его содержать в более пристойном виде.
В общем, посетить, конечно, стоит, но каких-то неземных восторгов я не испытал.
Еще один fun в Петре это наши пакетные соотечественники. Не все, конечно, а только некоторые из них, но и этого хватает. С ними мы постоянно сталкивались, когда в районе трех часов дня уже брели к выходу. Интересно, их не предупреждают о том, что собой представляет Петра и, что здесь придется много ходить по камням, лазать и карабкаться? Отдельные экземпляры, это просто нечто. Например, тетка в норковом полушубке и голубых сапогах со стразами, супер. Еще девочки в коротких юбках и на платформах/шпильках. Такое ощущение, что в Don’t tell mama в пятницу собрались.
Ну, черт с ними, мы нашу обязательную программу выполнили до заката, поэтому можно пойти в номер и поспать. По дороге зашли в какую-то лавку и купили ну очень свежих и вкусных местных печенюшек. Не знаю, как они называются – сделаны из теста разной формы, а внутри сладкая начинка из фиников. Некоторые были посыпаны кунжутом. Я так понял, они везде продаются, позже мы их еще брали по дороге к Мертвому морю.
Как обычно вечер наступил незаметно. Вид из нашего горного шале на Вади-Мусу:
Так как наш отель произвел очень достойное впечатление, то решили не ходить в ресторан, а поужинать в нем. Вместо буфета заказали из меню a-la carte. Хм, более мерзко приготовленного мяса я в жизни не пробовал – такое ощущение, что разогрели в микроволновке. Не зачет.
Потом мы еще немного послонялись по городу и пошли спать. Вот как поступают в Иордании и неверными женами:
После двадцатикилометровой прогулки по Петре очень рано встать не удалось, а у нас сегодня запланирован довольно насыщенный день – переезд на Мертвое море и осмотр всех достопримечательностей по пути.
Из города мы выехали сначала на какое-то сельское шоссе, потом на King’s highway и направились в сторону замка Шобак. Проехали Малую Петру и оливковые рощи. Дальше вот такие марсианские виды открылись.
Найти Шобак оказалось не сложно, главное не пропустить указатель. По узкой петляющей дороге добрались до замка. Загадочно – раннее утро, вокруг туман. Замок похож на коронку зуба, разрушенную кариесом. Вот такое у меня ассоциативное мышление.
По своему опыту знаю, что издалека такие достопримечательности смотрятся гораздо интересней, чем изнутри. Поэтому единогласно решили наверх не подниматься, а объехать с другой стороны, тем более солнышко вышло. В самом замке, кстати, туристы уже присутствовали.
Небольшое техническое отступление. Из-за микроскопических размеров бензобака приходилось постоянно контролировать уровень топлива. Надо сказать, что заправки в Иордании присутствуют крайне неравномерно – на Desert highway встречаются регулярно примерно через равные расстояния, и иногда это даже указано на знаках. Когда мы поехали на север в Джераш, то в окрестностях Аммана встречали много – как на каком-нибудь МКАДе. А вот на Dead Sea highway я видел только одну – в сторону столицы за отельной зоной. Больше с момента спуска от Шобака не видели. В Караке по дороге попались две – на въезде в город со стороны Мертвого моря и потом еще возле автовокзала в центре. По стоимости 90-й и 95-й бензин отличаются в 1,5 раза. Один раз 90-го не оказалось (или нам так сказали), пришлось заливать 95-й. Карточки нигде не принимали, платили налом заправщикам.
Дальше мы двинулись по серпантинам спускаться к морю, иногда останавливаясь, чтобы сфотографировать интересные на наш взгляд виды, вроде этого:
Дорога почти на всем протяжении была в хорошем состоянии, не как в Израиле, конечно, но намного лучше, чем многие российские федеральные трассы. Транспорта очень мало, в основном вот такие небольшие грузовички, перевозящие овощи или какие-нибудь материалы. Из одного прямо перед нами вывалилось несколько кирпичей, хорошо, что успел сманеврировать.
На спуске к морю раскинулись сельскохозяйственные угодья. Продукцию продавали тут же у дороги. Лидером были помидоры, но также и другие овощи/фрукты попадались – баклажаны, капуста, даже помело видел. Неужели его тоже здесь выращивают?
По дороге остановились вот в таком месте – несколько магазинов и закусочная. Конечно, все неблагоустроенно и грязновато, но мы уже начали привыкать. Кстати, перекусить разложились прямо на капоте (а что, обстановочка располагает) – хумусом и лепешками, которые в Иордании очень вкусные. Местные жители на нас реагировали с интересом, какой-то мальчик подошел и предложил нам зайти в «ресторан». Спасибо, не надо, мы лучше дальше поедем.
После петляния на спуске в Карак ползти по серпантину уже не захотелось, и мы отложили его на обратную дорогу.
Мчимся дальше, и вот оно – Мертвое море. Мне показалось, что с иорданской стороны оно красивее, чем с израильской. Возможно потому, что оно намного ближе к дороге, и в большинстве мест можно остановиться, чтобы полюбоваться им. И нет этой дурацкой колючей проволоки, как у евреев. Жалко, конечно, что оно мелеет на один метр ежегодно и через какое-то время может просто исчезнуть.
Довольно быстро мы миновали ущелье Вади-Муджиб и доехали до указателя на гору Небо и Мадабу. Мне очень хотелось заехать на источники Маин Спа, потому что люблю всякие водные процедуры и развлечения, но вся остальная компания не поддержала, и пришлось ехать в Мадабу. Точнее сначала мы направились к горе Небо, которую довольно легко нашли по указателям.
Я по своим убеждениям агностик, поэтому религиозные места мне интересны только с точки зрения расширения кругозора и как объекты эстетического восприятия. Возможно, поэтому любые проявления религиозного фанатизма (как, например, в Иерусалиме) вызывают у меня только сарказм.
Так вот, Небо, честно говоря, гора и гора. Ничего особенного, еще и погода была не очень – ветер и как-то холодно, градусов 12. В общем, удовольствия мало. Церковь сейчас реставрируется, вся загорожена лесами, а сверху еще и строительный кран поставили.
Говорят, что в хорошую ясную погоду отсюда виден Иерусалим. Мы увидели только Иерихон и узнали отель Intercontinental, в котором останавливались 2 года назад.
После мы направились в центр к церкви Святого Георгия, чтобы завершить обязательную программу по Мадабе. Место симпатичное, мозаика древняя, посмотрели за 10 минут. Потом мы разделились: двое из нашей компании пошли смотреть вторую церковь – ту, в которой можно подняться на крышу и обозреть окрестности. Мы с товарищем решили, что храмов на сегодня достаточно и пошли просто прогуляться по центру. Мадаба не вызывала у меня никаких эмоций – можно было спокойно не ездить сюда, ничего бы не потеряли.
В двух разных магазинах мы совершенно случайно встретили наших соотечественниц, которые живут сейчас в Иордании. Одна из них оказалась даже моей землячкой из Владимирской области. Она очень любезно показала нам лавку, где продавались более-менее приличные палантины, и даже поторговалась за нас. Палантины предназначались в качестве сувениров и были заказаны из Москвы. От девушки мы узнали, что туристов из России в Мадабе бывает мало, но к Рождеству приедут паломники, а так, в основном, все на Мертвом море зависают. Сама она работает в мозаичной мастерской-магазине, насколько я понял, достаточно приличного уровня, так как они сотрудничают с церковью Святого Георгия и участвуют в каких-то восстановительных работах там. На вопрос: «Как вам Мадаба?» мы ответили: «Специфично», на что она сразу согласилась: «Ну, да».
По ее наводке мы пошли в Ayola café перекусить. Внутри обстановка более-менее приличная, еда мерзкая: закуски как в дешевой забегаловке или пиццерии. Но другое ничего искать не хотелось, поэтому остались.
Насытившись вдоволь Мадабской экзотикой, мы погнали обратно к морю, заселяться в отель. Не знаю, насколько наш Crown Plaza отличался от стоящих рядом Мариотта, Кемпински и Холидей Инн, но мне он приглянулся, когда бронировал. Большая территория, бассейны с подогревом, лифт на пляж, СПА и народу немного. При нас, правда, заселялись «пакетники» из Армении. Хотя я думаю, в остальных отелях все тоже самое. При этом ценник сопоставим, конечно же, с какими-нибудь трешками в Тель-Авиве, про израильскую сторону Мертвого моря я вообще умалчиваю.
Первым делом мы пошли отмокать в СПА – он огромный, хотя один из больших бассейнов все-таки не работал. Но все равно были доступны с морской водой, с разными гидромассажными штуками (если никто не плавал, их отключали, а как только появлялись посетители, шустрые арабы сразу все организовывали), сауна и steam room. Мы плескались и грелись 2,5 часа, почти до закрытия. Основной контингент – итальянцы и немного россиян.
Потом был еще ужин в ливанском ресторане, из него открывался красивый вид на море, а самое главное, еда оказалась отличной! Мясо, само собой, но еще и пюре из запечённых баклажанов. Не знаю, как правильно называется это блюдо, но оно просто обалденное! Из развлечений показывали танец живота в исполнении брюнетки, которая оказалась русскоговорящей.
Выводы такие: я не сторонник долгого отмокания на морях, но в этот день можно спокойно было после Шобака сразу в отель поехать и хорошо отдохнуть. По моему мнению, Мадаба/Небо не стоили затраченного на них времени.
На следующее утро пришлось решать дилемму: остаться в отеле и отдаться тюленьему отдыху или все-таки продолжить культурно-историческую программу. В результате пришли к компромиссному решению: в первую половину дня едем в Джераш, а после обеда возвращаемся в отель. Я бы, конечно, вместо этого съездил еще в Аджлун и Умм-Кайс, но пришлось уступить.
Дорога в Джераш захватывает край Аммана, поэтому мы получили некоторое представление о столице. Вообще, для арабского мегаполиса очень даже приличным показался. Но траффик в будний день достаточно интенсивный, кое-где на развязках даже в пробках постояли. Еще необычной чертой Аммана является его расположение на холмах, а дороги проложены кругами вокруг этих холмов.
Немного удивило, что большие фуры здесь частенько вылезают в левый ряд и обгоняют легковые автомобили. В общем, без каких-либо дополнительных приключений мы доехали. Найти старый город легко – он прямо в центре, не проедешь мимо. Парковок несколько рядом и одна из них предназначена для автобусов. Видимо в сезон здесь довольно много посетителей.
Перед входом на территории полно торговцев, и они достаточно навязчивые, поэтому мы постарались проскочить их как можно скорее.
Арка Адриана, встречающая посетителей Джераша, очень хорошо сохранилась:
Дальше все разбрелись, кто куда осматривать развалины. Я понимаю, что фотографии у всех примерно одинаковые, но все равно выложу некоторые.
После Ипподрома и Южного тетра выходим на овальную площадь:
По главной улице Cardo Maximus иду дальше, туристов совсем немного. Если попадаются, то, в основном, это снова итальянцы:
Фонтан Nymphaeum:
Храм Артемиды – очень красивый:
Дошел до самого конца – Северных ворот:
Удивительно, что многие элементы удалось сохранить до наших дней в таком хорошем состоянии:
Так забавно смотрится – с одной стороны старый город, с другой современная жизнь:
Мне Джераш понравился. Гуляя по нему, легко можно представить, как жили эллины, а потом римляне в древней Герасе. Не зря это место называют Помпеи Востока.
На осмотр мы потратили около 2х часов, но можно было и больше. Обратная дорога оказалась быстрее, мы оптимизировали маршрут, и не попали в пробки. Поэтому, к 2м часам дня уже снова оказались в отеле и потом просто расслаблялись: пляж, СПА и просто поспать.
На ужин решили для разнообразия пойти не в Ливанский ресторан, как накануне, а посмотреть, что подают в буфете в основном ресторане. Оказалось, все очень достойно. Много мясных блюд, каре ягненка на гриле (ммм!) Несколько видов хумуса, лепешки, сыры, национальные салаты и море десертов. Удачное завершение дня.
Следующее утро было посвящено купанию в бассейне, СПА и выезду из отеля – нужно было вернуться в Акабу с заездом по дороге в Карак, который мы пропустили по дороге к Мертвому морю. Доехали мы до него достаточно быстро, поворот по указателю с Dead sea highway. Дальше опять карабкаемся по серпантину до въезда в город.
Тут мы увидели арабские будни во всей красе: узкие улицы заполнены толпами разношёрстного народа, повозками, машинами – невероятный кавардак. Захотелось выбраться из этого месива побыстрее, но черт его знает, в какой стороне замок. Местные по-английски не понимают вообще, указывают в противоположные стороны. Сделав круг почета, увидели на самой вершине холма что-то напоминающее крепостные стены. Точно, это замок – прямо в самом центре города оказался.
Какой-то расторопный мужик показал нам место для парковки, и мы приступили к осмотру. Да, замок большой. Достаточной хорошо сохранился. Кроме возможностей полазить по стенам, можно спуститься в подземелье (специально в Москве купил для этого фонарик, но в последний момент, конечно же, забыл положить в багаж). Достопримечательность на любителя, конечно, но для галочки сойдет.
Видно, что все это предназначалось для обороны при осаде – бойницы очень узкие:
Из замка открывается вид на городские строения и окрестности:
Нам на осмотр хватило получаса. Хозяин кафе на выходе так настоятельно зазывал, а мы так хотели воспользоваться его туалетом, что не смогли отказать друг другу. Зря, кстати, сортир там был хуже, чем в сельском клубе, наверное. Из вежливости пришлось заказать чая и сендвичи с кебабом, которые мы решили взять с собой. При этом я старался не думать, какими руками они были приготовлены. Хотя они оказались такими острыми, что все возможные микробы сдохли в процессе приготовления.
Дальше мы выехали на Desert highway, так как это был самый короткий путь в Акабу. Про эту дорогу особенно рассказывать нечего – это просто шоссе в пустыне, в которой песчаный пейзаж периодически разбавляется техногенными видами промышленных объектов. В Акабу мы прибыли, когда солнце уже садилось за горизонт. Город буквально преобразился: в вечерних сумерках