Проводить Рождественские каникулы в Стамбуле стало у меня уже вполне устоявшейся традицией. Я люблю этот город, его непредсказуемую погоду, ветер с пролива и крики чаек… Люблю предчувствовать радость от встречи с моим многолетним другом, прогулки по узким переулкам старинных кварталов, беспрестанные чаепития чуть ли не на каждом шагу, разговоры с ночи до утра, вылазки и походы по городу и его окрестностям… Однако, всё по порядку.
Лирика подобна саду, и её пышному цветению предшествует возделывание почвы и создание благоприятных условий. Я взяла билет на рейс Аэрофлота по соображениям вполне прозаическим: тариф порядка 10 000 рублей в каникулярные даты – хороший тариф. Тут я сразу должна предупредить: качество аэрофлотовской стандартной еды (на этих рейсах. Слышала, что на других всё хорошо, но речь сейчас именно о маршруте Москва – Стамбул – Москва) влечёт за собой неотвратимые последствия, поэтому рекомендую при бронировании билетов сразу же заказывать кошерное питание. И дело не в том, что я – туроператор по Израилю, и даже не в том, что кошерная еда какая-то особенная: она обыкновенная, но зато гарантированно свежая.
Следующий шаг после заботы о хлебе насущном – приют для странников. В нынешнем году мы выбрали отель SED, 3*, находящийся невдалеке от пристани Кабаташ. Это очень удобно: можно сесть на паром, пересечь пролив и очутиться в Азиатской стороне города, пройтись по рыбному рынку, пообедать в рыбном же (или любом другом – кому как нравится) ресторанчике, - а можно прокатиться до Принцевых островов и провести чудный день на одном из них. Сама гостиница – небольшая, очень уютная, хороша для туристов, любящих самостоятельные пешеходные прогулки. Тем, кто пользуется ноутбуком, будет удобно то, что фотографии, сделанные во время этих прогулок, можно выложить в Интернет – бесплатный Wi-Fi работает там везде, в том числе и в номерах.
Кроме того, от Кабаташа рукой подать до площади Таксим и пешеходного проспекта Истикляль. Впрочем, он пешеходный лишь относительно, так как по нему ходит трамвай – копия того, исторического, который ходил здесь до того, в эту зону был запрещён въезд на автомобилях. На трамвае я прокатилась:
Поход в церковь Богородицы Влахернской в день Рождества – тоже одна из наших традиций. Храм с громкой и славной историей – невелик, но светел; святость места ощущается всей глубиной души, как в храмах Иерусалима. Молитва… Свечи… Из-под строгих церковных сводов выходим в солнечный сад. Счастливого Рождества!..
…В один из дней съездили на Острова – вернее, на один из них: Большой. Некогда здесь жил в эмиграции Троцкий, но, разумеется, сейчас об этом мало кто помнит. Люди (и мы в их числе) приезжают сюда отдохнуть от города. Сколь бы ни был любим Стамбул, а суета сведёт с ума каждого, поэтому едем сюда, чтобы сойти с ума иначе: друг от друга, от тишины, от неожиданно тёплого дня, от апельсинового дерева у старого деревянного дома (апельсины – в январе!), оттого, что здесь почти нет машин, а есть извозчичий двор, и фаэтоны… Эти фаэтоны и есть главный островной транспорт, и извозчики в ожидании седоков «кимарят на облучках» как у Розенбаума. И, конечно же, знаменитые кошки. Острова, в сущности, более Кошкины, чем Принцевы: принцы здесь усатые и хвостатые, мыслимых и немыслимых расцветок (на фотографии у меня в руках кошка именно немыслимой расцветки).
Всему на свете приходит конец – вот и окончились наши каникулы. Пора уезжать, и сердце полно грусти, но длится она недолго - ведь в те места, куда тянет вернуться, возвращаешься всегда, и вслед за разлукой неизбежно приходит встреча. Для меня таким местом стал Стамбул…