Южная Африка: сафари, Мандела, черное и белое… Далее везде!

Алекс Миллиардеров Страна:ЮАР
Город: Национальный Парк Чобе
Время отдыха: Дата вылета декабрь 2013

Дата16.03.14 Хороший отзыв10 Ответов 4 Просмотрели4511

В жизни я восхищаюсь очень небольшим числом людей.  И дело не в том, что я циник, и не способен радоваться чужим достижениям, просто очень немногие люди умеют правильно распорядиться тем жизненным богатством и властью, которая на них резко свалилась.

               Например, что происходит сейчас в России? Одна и та же сила никак не хочет власть упустить. Таких примеров, к несчастью, много в истории  нашей многострадальной Родины. Вообще, я чётко для себя разделяю понятия «государство» и «Родина». Это разные реальности, на мой взгляд. И что важно для первой, совершенно безразлично для второй.

               Иногда задаешь себе вопрос – а как бы поступил я на месте ….? На многоточие Вы, уважаемый читатель, можете поставить совершенно любое значимое для Вас имя. И тут важно понимать, где ты живешь – в «государстве» или в «Родине». Криво написал, но лишь для передачи лексического смысла. Сейчас, если ты не во власти, ты никто. Вопрос – хочешь ли ты быть «никем». Я  - нет. Моя голова не позволит мне так поступить. А иногда – хочется…. Я знаю, это проявление слабости, но… все мы люди со своими слабостями, достоинствами, недостатками, мыслями, переживаниями и многими другими атрибутами невротичной головы современной российской действительности.

               Когда я планировал поездку в ЮАР и соседние африканские страны, моя жизнь текла в русле, к которому я давно привык. Не скажу, что меня устраивало абсолютно все, но мне хватало на хлеб со сгущенкой. В момент, а именно 23 июля тринадцатого года, все закончилось. Бюджет свернул финансирование ряда проектов, от которых я стал столь зависим, что не представлял жизни без них. Осень выдалась тоже не из легких – вышел пресловутый закон о РАН, который свел на нет все и без того бессмысленное существование современной российской науки. Ну и на все это буквально навалился никакой строительный сезон.

               А что делать? Большая часть поездки была оплачена, менять я ничего не стал. Сложности заключались в том, чтобы подобрать максимально удобный маршрут: то не было подходящих билетов, то маршрут не выстраивался, были простои, то не получалось посетить ту или иную достопримечательность. Вообще, об Африке в сети не так много информации. Помогают австралийские и английские форумы, где можно хоть что-то почерпнуть.

               Итак, маршрут сложился такой. Йоханнесбург – город ни о чем, один день максимум. Транзитная точка для всех поездок по ЮАР и соседним странам. Кейптаун – день на город, день на мыс Доброй Надежды, мыс Point, еще 2 дня на дорогу садов. Мы решили посетить Зимбабве, увидеть водопад Виктория, парк «Чобе» в Ботсване, парк «Крюгер» в ЮАР и Замбии. В конце – отдых в местном Сочи – Дурбане.

               Перелеты. Туда – только на Emirates. Высокий, как всегда, уровень обслуживания, приемлемые цены, шикарные борта, безопасно. Билет в оба конца обойдется в 30 тыс.рублей на человека в эконом-классе, 120 тыс.рублей – в бизнес-классе. Мы приобрели смешанный вариант – короткие перелеты от (и до) Дубая летели эконом-классом, в дальний участок – в ЮАР – бизнес-классом. На маршруте много альтернативных перевозчиков (Катарские авиалинии, Этихад, Люфтганза, «Туркиши» и прочие), но либо высоковаты цены, либо долгие стыковки, либо неудобное расписание.

               «Внутрянка». Из достойного только South African Airways – национальная авиакомпания ЮАР, у нее есть код-шеринговое соглашение с Emirates, что позволяет осуществлять сквозную регистрацию на рейсы друг друга. Цены приемлемые, например, перелет Йобург – Кейптаун обходится при раннем бронировании в 3000 рублей. Борта хорошие, новые, сервис на крепкую четверку. Бизнес-класс слабоват, но об этом чуть ниже.

               В общем, к концу декабря я был вымотан. И физически, и морально. Мои шефы в надежде сэкономить перенесли корпоратиффффф с 21 декабря – субботы, на среду – 25е. И мне как раз улетать. По политическим причинам, моя неявка оценивалось как великое предательство и каралось в сталинское время расстрелом. Пришлось идти.

               В 17.30 я выдвинулся из дома. Чемоданы оставил другим членам нашего экипажа, дабы таскаться с ними в окружении пьяных коллег просто «не кайф». В районе метро Динамо в скромном ресторане восседал наш коллектив. Настроение зимнее, предновогоднее, но унылое. Причем у всех. Хотя год в целом компания отыграла неплохо.  Повеселившись пару часов, на такси я уехал в Домодедово. Чем чаще летаю из этого аэропорта, тем больше понимаю, что он мне не нравится – рейсы в гастарбайтерами всех народностей, толпы «регионалов» с криками «Тагииил», тюками и стилем одежды «Back to 90еееее» вызывают раздражение у среднестатистического пассажира. Суета – одним словом, даже нечего добавить.

               В аэропорту все процедуры мы прошли быстро, дабы Ваш покорный слуга заранее зарегистрировался на рейс. На стойках милая дама выдала нам бирки на зарегистрированный багаж до Йоханнесбурга и пожелала приятного полета. Все прочие процедуры – также без проблем, правда, на миграционном контроле группа жителей средней Азии что-то выясняла с пограничниками.

               Рейс EX 132 уже год и месяц обслуживается самым большим самолетом в мире – А380, которых из 120 штук произведенных, 45 купила Emirates, и еще столько же заказала сверху. Первый раз на нем я полетел в далеком 2010 году из Сиднея в Дубай, и с тех пор являюсь постоянным пассажиром этой «махины». Взлетает он, конечно, долго, тяжело, но бесшумно. В салоне достаточно комфортно, даже в экономическом классе. Не нравится лишь одно – долгая посадка и высадка пассажиров. Особенно, если ты летишь в хвосте, когда, чтобы добраться до места, нужно пройти 50-70 рядов с четырьмя сотнями устраивающихся в свои кресла пассажиров. А когда вся эта толпа выходит и «запирает» минут на 30 миграционную службу среднестатистического аэропорта – вообще жесть.

               Мы взлетели без двадцати два часа ночи, 26 декабря 2013 года, с опозданием на 30 минут. В соседних креслах аккурат расположились парни из группы «На-на», которые активно пили пиво в Irish Pub на нулевом этаже аэропорта. Сервис в пабе, кстати, на тройку с минусом – официант, который принял у нас заказ, попросту не разместил его. На борту с сервисом все лучше – питание вполне достойное, для самолета, конечно, алкогольные и прохладительные напитки – в ассортименте. Я заранее забронировал нам кресла в первом ряду салона, чтобы было комфортно лететь. В Emirates такие места бесплатны, но выделяют их редко. Я уже несколько раз звонил в представительство авиакомпании и рассказывал какую-то байку о том, почему мне необходимы эти места, чтоб без соседей впереди. Три раза «срабатывало».

               Четыре с половиной часа тянулись долго, даже несмотря на алкоголь в крови. В шесть утра мы приземлились в «Дубай Интершешнл» - аэропорт, который я знал как свои пять пальцев. Все процедуры мы прошли быстро,  и уже через 30 минут после посадки мы поедали наш завтрак в кафе Giraffe (средненько так). От еды всех разморило – спасибо проектировщикам эргономики аэропорта – в терминале много полулежачих кресел, где можно поспать. Три часа прошли незаметно.

               Второй рейс EK763 обслуживал Боинг-777-300ER, самый большой в мире широкофюзеляжный двухдвигательный самолет. Наш рейс также взлетел на полчаса позднее положенного, в 10.45. Наверное, это был мой худший перелет с Emirates. Во-первых, кормили за 8 часов всего один раз. Даже наши «Советские аэрофлотовские линии» кормят чаще. Во-вторых, стюардесса пожалела мне виски, точнее, деликатно сказала, что оно закончилось. Правда, спустя час другой бортпроводник нашел бутылку для меня, и не одну, как я сам увидел. Сон был не крепок и не долог. Странно, почему, обычно в самолетах я сплю как суслик после дождя. J

               В Йобурге все быстро. Неожиданно быстро. Аэропорт «O.R. Tambo» носит имя ближайшего соратника усопшего три недели назад Нельсона Манделы. (авт. - Оливер Тамбо). Миграционную анкету заполнять не нужно. Африканцы все улыбчивые, приветливые. Визу я оформил в Москве за 3 дня, сдав небольшой пакет документов и постояв в очереди в посольстве тридцать минут. В обменниках курс плохой, независимо от суммы обмена, платишь комиссию – 250 ZAR (примерно 750 рублей). В городе с обменом валюты беда – банки закрыты, Рождественские каникулы все-таки, «барыг - менял» нет, банкоматы встречаются редко. В целом, в ЮАР не развиты два направления – обмен валюты и общественный транспорт (такси, автобусы, поезда и прочее).

               Йобург вообще ничем не интересен. Главная его особенность заключается в том, что это самый большой в мире город, расположенные не на берегу океана, моря, озера, реки (в общем, всего, что связано с водой). И все – на этом его «уникальный» (в кавычках!) потенциал иссяк. J

               У входа мы взяли «типа официальное» такси. На деле «бомбила-жулик» со скрученным счетчиком. А другого варианта нет. Никакого. Нет поезда, автобуса, легального такси. Счетчик у этого парня крутился с такой скоростью, как будто мы летим на самолете с таксометром. Поездка в 20 километров обошлась в 500 рандов (1700 рублей) – нереально большие деньги для ЮАР. О том, что это мошенники, я прочитал на форуме несколькими днями позже. Для справки – встреча представителем нашего отеля в аэропорту обошлась бы в 300 рандов (1000 рублей), и можно оплатить картой, в отличии от «барыги», который требовал только «кэш».

               Отель Reefs в районе Downtown – наше первое приключение в ЮАР. Когда я подбирал отель в центре, «booking точка ком выдал мне в центре именно этот отель. Информации в сети было мало, и я его забронировал по невозвратному тарифу. В итоге, когда я через месяц «насобирал» инфу о городе, я понял, что живу не в центре и не в бизнес - районе, а в рабочей зоне с местным рабочим классом. Виды из окна машины это подтвердили. В 18.00 на улице не было ни души, кроме пары подозрительных негров на углу дома напротив. Но были и плюсы – мы получили относительно неплохие номера бизнес-класса по цене 3800 рублей за две ночи. В популярных «мажорских» районах Sandton и Rosebank  средний отель обойдется в два раза дороже.

               Мы зашли на первый этаж, неприветливый консьерж предложил нам подняться на третий этаж на ресепшен для регистрации. Понятно, чемоданы пришлось «тащить» самим. На входе нам невесело подмигнула сильно потертая искусственная новогодняя елка. За стойкой стоял Ральф – достаточно полный молодой чернокожий парень. Он долго искал в своей системе номера бронирований, потом неохотно рассказывал о том, что в отеле есть. В принципе, ничего! Бар за ресепшеном был закрыт. На первом этаже есть столовка – кафе, где подают отвратительные на вкус завтраки. Мрачный свет очень хорошо описывал наше состояние – мы приехали в ж…пу. В такие моменты я всегда стараюсь быть позитивным, поэтому подбадривал себя и других членов команды. 50 капель купленного в Дубае JD Silver значительно повышают позитивность. Разведка боем показала, что на улице лучше не гулять, - опасно. Нужно ехать в те самые «мажорские» районы, которые расположены на севере города (мы – на юге!). Такси не работает – накануне прошло католическое Рождество…. И действительно, зачем? Вряд ли кто-то захочет куда-то поехать, все будут сидеть дома и смотреть в темные окна на мрачный город…. Ральф предложил за скромные 250 ZAR отвести нас машиной отеля в Nelson Mandela Square – крупнейший в стране торговый центр, расположенный в районе Sandton: «Если что-то и работает в этот вечер, то именно этот торговый центр!». Вариантов не было, мы согласились.

               У входа нас ждал перламутрово – серый красавец БМВ-745 с водителем за рулем. Парня звали Comfort, и его имя под стать ему подходило. Парнишка был очень сговорчивым, но не навязчивым. Рассказал об отеле, о жизни в городе, о Нельсоне, о криминале, о девчонках, мальчишках, тачках, животных, сафари, текущей власти, собственной семье и многом другом. И это все за 25 минут пути. J В Nelson Mandela Square мало что работало, но, на наше счастье, на центральной площади этого ТЦ, где расположен памятник человеку, в честь которого он назван, работали с десяток ресторанов.  Мы выбрали морепродукты – заведение под названием Montego Bay. После голодного вечера и самолетной еды – очень даже достойно – тарелка морепродуктов на двоих обойдется Вам в 1000 рублей, при этом, вес блюда – порядка 1,5 кг. В общем, вечер удался. Нас окружали очень достойные люди – весь бомонд, проживающий в округе, собрался в этих местах перекусить и обсудить предстоящую встречу наступающего Нового Года.

               Comfort поехал домой, пока мы кушали и слушали местные сплетни. Я позвонил ему минут за 20 до окончания ужина, и он нас встретил у памятника Нельсону Манделе. На обратном пути мы снова мило побеседовали за 20 минут пути. Сон, как Вы понимаете, у нас был как у младенца возле материнской груди.

               Завтрак был ни о чем. Местная столовка на первом этаже не удовлетворяла даже потребности нетребовательного местного населения, я уже молчу бо искушенных жизнью «руссо туристо». Отель ничуть не оживился, только Ральфа сменила какая-то полная темнокожая дама. Мы решили вызвать такси и поехать посмотреть город. Но… в городе, как и в отеле, тоже ничего не изменилось. На углу напротив стояли все те же два негра, они даже не переоделись. Я не уверен, что они вообще покидали эту «точку». Консьерж сменился на такого же неулыбчивого и не адекватного. Город выглядел как после нашествия зомби. Печаль …. Вот то чувство, которое витало в воздухе, и запах которого распространился на весь город. Мы попросили даму на «ресепшене» вызвать нам такси… крупная ошибка… она кому-то позвонила, но… никто не приехал. Причем дважды!!! Никто не хочет зарабатывать деньги! Гулять по безлюдному промышленному району как-то не хотелось… Возникла мысль забронировать авто, но… не было Интернета. По телефону отеля мы не дозвонились не до Avis – самого крупного оператора по прокату машин в ЮАР, не до Hertz – моего давнего партнера в любой поездке. В «Ависе» все-таки ответили. Долгое выяснение деталей по дорогому московскому телефону позволило нам узнать цену на «Тойоту Короллу» или ее аналог – сутки обошлись бы в 350 баксов! Такого «обдиралова» я не встречал даже в лихие 90е, когда в Москве «на дурака» ловили всех и вся!

               В общем, сплошной бесперспективняк!  И тут на пороге в белой рубашке и классических брюках показался Comfort. Мы решили не бесцельно кататься по пустому городу, а посетить Lion Park – одну из самых популярных достопримечательностей в городе. Comfort согласился нас туда доставить, а потом забрать обратно, но… цену нужно было согласовать с консьержем. На его лице было написано – «разводка», но… вариантов не было! «1200 ZAR» - его ответ был короток, а голос – строгим и не требующим возражений. Мы согласились. 45 километров наш водитель преодолел за час. Пока мы ехали, я посчитал, что вчерашние рейсы в ресторан, сегодняшняя поездка в парк, вечером – в ресторан в те же края, и завтрашняя – в аэропорт, вылетят нам всем в крупную копеечку. Примерно 3000 рандов, т.е. 10 тысяч рублей. Платить такие деньги не хотелось никому. Пока все спали, я «причесывал» Comfort’a на серую схему. Все просто – он умалчивает о том, куда он нас возил, не сдает чеки с нашими подписями в отель, а мы даем ему на руки 30% от сэкономленной суммы. Парень поначалу замешкался, но, посмотрев в мои честные глаза, предложение принял и был очень счастлив. Оно и понятно, в итоге он получил от меня 900 ZAR, т.е. примерно 100 зеленых долларов. И это – 1/8 часть его месячной зарплаты. Неплохо, для полутора дней.

               В 11.20 мы приехали в Lions Park. Название этого места говорит само за себя – здесь в специальной рекреационной зоне живут львы, львицы, гепарды и гиены. Особо стоит отметить редкую возможность поиграть с маленькими львятами, которые очень рады всем гостям. Есть два варианта посмотреть на диких кошек: классический тур – на автобусе тебя за час провозят по некоторым зонам парка и ты смотришь на кошек, и Alex tour – двухчасовое путешествие на машине в компании известного гида Алекса (фамилию не запомнил, желающие могут «прогуглить» написанное). Цена тура с Алексом – 700 рандов, обычного – 250 рандов. За 100 рандов с человека модно проехать на своей машине по нескольким маршрутам и понаблюдать за дикими кошками. Ближайший «Алекс Тур» был в 11.30, но на него мест не было. Следующий – 14.00, на который мы и купили билеты. Время ожидания не прошло зря – мы вдоволь наигрались с львятами, нафоткали всякую живность, съели по лимонному торту в местном кафе, прикупили сувениров.

               Тур начался вовремя. Наш гид одно время даже успел поработать в Украинском международном цирке, который часто гастролировал в России, поэтому с нашей культурой был знаком не понаслышке, и очень рад был видеть советских граждан. На первой же остановке мы увидели прайд львов – красавца – самца, которого затискал наш гид, и его семью из 4х самочек. Далее нас ждала семья белых львиц, правда, без льва, которого мы не увидели. Алекс очень профессионально работал с дикими кошками, прикармливая их заранее заготовленным мясом и поливая репелентом. Фотографии, сделанные во время тура, многократно окупают его стоимость. Все это сопровождается довольно интересными рассказами о животных, парке, и просто историями из жизни Алекса. Ближе к финалу мы увидели двух гепардов, один из которых… посетил наше авто, и тоскливо глядел в окно на заднем сидении. Эмоционалка нереальная, дорогие друзья!

               Comfort приехал в 16.20, хотя перед началом тура я вызывал его на 16.00 ровно. Вместо БМВ, нам подали Мерседес – микроавтобус, где мы с комфортом и расположились. Разные были предложения, куда поехать – и Голд Риф Сити, и район Rosebank, но мы выбрали вчерашний Nelson Mandela Square, правда, сменив ресторан на Ruth Seafood. Скажу Вам сразу, дорогие мои читатели, стейк – fillet, который я заказал в этом заведении, по своим вкусовым качествам был одним из самых-самых из тех, что я пробовал за свою жизнь в разных странах мира. Обратная дорога знакомым маршрутом прошла уже на БМВ за 20 минут в разговорах о Нельсоне Манделе. Водитель хотел получить свой бонус, но этот разговор я перенес на утро – мне хотелось проверить, что мой новый знакомый действительно выполнил наши договоренности.

               Утро 28 декабря было одним из «недобрых». Постоянные «пьянки» в отпусках в последнее время все чаще не доставляют мне никакого удовольствия. Забавно, что по-другому не получается: то устаешь после суток кручения баранки по просторам какой-нибудь страны, то боевой товарищ соблазняет на кружечку пива, и «пати» плавно затягивается… Причины разные… последствия схожи – недоброе утро. Еще с вечера мы попросили Comfort’a приехать к отелю в 8.30 и забрать нас в аэропорт. На ресепшене мне распечатали чек, и… каково же было мое удивление, когда вместе 3000 ZAR я увидел 500 ZAR! «Шикарно!», - подумал я тогда, - «нужно быстро заплатить и свалить отсюда!». Как назло, не работала связь с банком, кредитные карты были недоступны. Решение проблемы заняло… 30 минут…. Вопрос дня – как этот отель привлекает бизнес – туристов, и какие бизнесмены сюда приезжают? Ответов лично я не нашел. Но я понимал – больше я сюда, в этот отель, не вернусь. Интересно, что сейчас ни в одной системе бронирования невозможно забронировать номер в данном отеле.

               Comfort нагнал график, в 9.15 мы были в O.R. Tambo, терминал А. В билете указан терминал В. Мой водитель считал, что это ошибка – все международные рейсы вылетают из терминала А. На деле, он оказался прав – мы вылетали из терминала А. Моя благодарность не заставила себя ждать – Comfort сдержал свое слово и я не планировал поступать иначе. Для всех, кто попал в похожие ситуации в Йоханесбурге, или хочет их избежать, пишу номер отличного парня, который полтора дня был нашим бюджетным водителем на БМВ-7ке J (0745000507 – именно так и набираете с русского номера в ЮАР).

               Нас ждал первый из пяти забронированных на поездку рейсов авиакомпании South African Airways SA40 до Зимбабве, аэропорт Victoria Falls. Специально пишу многие названия на английском, так быстрее их находить при поиске. Нас ждали потрясающие предновогодние дни в Ботсване, Зимбабве и Замбии. Но это еще впереди. А пока А319, 2 часа полета. В аэропорту на этот раз большие очереди. Даже для тех, кто зарегистрировался «онлайн». Парнишка с перегаром в черном костюме что-то спрашивает у пассажиров. Все просто – те, у кого время вылета близко, проходил без очереди. Остальные – ждали еще дольше. Близко – это значит час до взлета. Убивать время, переминаясь с ноги на ногу – пустая затея, - я полез в карман и нашел там очень старую банкноту в 20ZAR и протянул ее парню, как будто жду его руку. Градус его настроения резко повысился, и уже парой минут спустя мы не то, что прошли в начало очереди, так он нас лично подвел до первой свободной стойки и попросил все сделать очень быстро. Коррупция  - двигатель прогресса не только в России, оказывается, в ЮАР с таким способом решения проблем тоже можно далеко пойти.

Моя команда спит, я смотрю кино в своем айпаде. Внизу – облака. Спокойный полет на эшелоне. Аэропорт пребывал в такой же дремоте, как и весь город – на взлет готовились всего несколько рейсов. Кормят в экономическом классе сносно… не хуже, чем в «Аэрофлоте», S7, Ютэйр и прочих советских авиакомпаниях: сэндвич, соки, воды, пиво, чай. На посадке умеренно потряхиво, хотя я за время учебы в летной школе, научился не реагировать на болтанку.

               В 12.15 мы совершили посадку. Туристы, вывалившиеся неорганизованной толпой на летное поле, принялись дружно фотографироваться на фоне нашего самолета с крупной надписью «South African», или, на фоне не менее популярной таблички на аэропорту «Welcome to Zimbabwe». Аэропорт маленький, не способен быстро одновременно обслужить 140 пассажиров с одного Аэробуса А-319. Очередь выстроилась прямо на улице. Внутри терминала туристов встречает красивый ящик с надписью «For your pleasure, for your safety», где лежали презервативы. В целом, этот феномен затрагивает все страны, где я побывал. Места бесплатной раздачи средств контрацепции есть везде – на вокзалах, в аэропортах, в туалетах торговых центров,  в автобусах, и даже на улице. Самое интересное – я не видел, как чернокожие пользовались этими ящиками, и я не видел пустых таких ящиков.

               На вход работают лишь две стойки: первая для тех, кому нужна однократная виза (30 USD), вторая – для получения двукратной (45 USD). Мультивиза выдается в консульстве, либо при пересечении границы в третий раз за указанное выше вознаграждение тебе снова выдадут визу на один или два въезда соответственно. Пятьдесят минут прошли, наш багаж томился в ожидании, когда его кто-то заберет. Причем, мы видели наши чемоданы прямо из очереди. Оформление визы заняло минуты три на человека, так что «хвост» ожидавших за моей спиной если и сокращался, то незаметно для глаз окружающих.

               Нас встретила взрослая женщина в костюме рейнджера парка – Edna (0772226298 – ее телефон). Она работала в Falcon Safaris (falconsafaris точка com) – крупной компании – туроператоре по Зимбабве, которого рекомендуют на многих иностранных форумах. Я писал им запрос еще когда был в Москве, они достаточно оперативно подготовили программу и прислали мне ссылку на оплату кредитной картой. Сразу скажу, все экскурсии по моему маршруту в Зимбабве, Замбии, Ботсване не превысили сумму в 500 долларов США на человека.

               Двадцать минут, в 10 км от города на берегу одноименной реки расположился A’zambezi River Lodge Hotel – достаточно дорогое по местным меркам место. Номер обойдется Вам в 100 долларов США на двоих за ночь. В отеле есть все для комфортного отдыха – шикарные номера с кондиционером, ванная комната с ванной и душем, противомоскитная кровать, телевизор, бесплатная вода и многое другое. На территории – пристань, бассейн, лежаки, бар, пиво и все, что нужно широкой русской душе. Бронирование я оформлял через Hotels точка com, там были лучшие предложения по Зимбабве на момент бронирования.

               В отеле мы были в 13.30, и до времени старта первой экскурсии – 16.00, - успели даже позагорать у бассейна. В Зимбабве нет своей валюты, все с удовольствием принимают доллары США, что очень удобно, особенно после непонятных драконовских комиссий в ЮАР и отсутствия цивилизованной возможности обменять деньги. В четыре часа после полудня за нами приехала Edna, и на небольшом автобусе, где уже восседали человек 12, мы проехали 200 метров от нашего отеля, свернули влево, к реке, проехали через кустарник еще метров 100 и были на пристани. На берегу вдоль ржавого от старости моста нас ждала команда местных танцоров – два мальчика и девочка. Вообще, такие танцы очень популярны в культуре жителей Зимбабве, так там танцуют всегда и везде – в ресторанах, в аэропорту, на берегу речки, в магазинах. Кто-то таким образом зарабатывает деньги, а кто-то… просто танцует…. J

               Мероприятие – экскурсия – называется Sunset Zambezi River cruise – вполне неплохо для начала знакомства со страной. Посудину нам дали старую, а в экипаже состоял немолодой капитан и совсем юный помощник, который по совместительству подрабатывал официантом. В меню бара – широкий выбор бесплатных алкогольных напитков – от пива до виски, текилы, рома и много другого. А вот с закусками беда – не подносе на всю нашу компанию юнга принес какие-то местные закуски, которые оказались частично не съедобными для простого советского туриста. Из животных на экскурсии мало кого увидишь – пару птиц, небольшого крокодила и бегемотов где-то вдали. А вот закат действительно великолепен. Фотографии – сразу в рамку! Есть, кстати, круизы с ужином на трехпалубном катере, но смысла брать его нет – тогда Вы не увидите даже бегемотов в воде, они просто испугаются и уйдут под воду.

               В отеле мы были в 19.30. Ужин в местном ресторане. Встретил русскую маму с дочкой – первых на нашем маршруте. Очень рекомендовали мне местного дикого кабана – worhog, которые бегают по всей стране где попало. Дама не солгала – его местные повара действительно готовят отменно. Салат – бар очень достойный, в отличие от выбора по меню, где порции маловаты и не вкусные.

               Утро следующего дня мы встретили рано – в 6 утра, и уже в 6.30 на автобусе собирали по соседним отелям туристов. Все мы планировали совершить сплавиться по правому притоку реки Black Water. Есть, кстати, более простая экскурсия на White Water, но нам хотелось экстрима.

               К семи часа мы проехали весь поселок Victoria Falls, и собрали без малого 14 человек. Еще 12 «собрал» водитель на другом автобусе. Нас привезли в скромный отель с названием Black Water Rafting Lodge, где расположился офис организаторов экскурсии. Можно перекусить, но лучше не стоит, еда на слабенькую троечку. В основном нас окружали туристы из ЮАР, преимущественно студенты и молодые пары. Проскочили пара англичан, и местных человек пять. Долгий инструктаж мало что дает – стандартная болтология из серии «не паникуйте», «не снимайте жилет», «слушайте инструктора и все будет в «шоколаде»». В финале – росписи в журнале, что мы все знаем, а они – ни за что не отвечают. Далее старший инструктор Саймон посадил нас всех в кузов грузовика типа «Урал» с самодельными скамейками, собрал по 10 баксов с человека – взнос за вход в национальный парк, где протекает река, и мы двинули в противоположную от Замбии сторону – в центр страны. Дорога «туда» занимает минут 40, дорога «обратно» - все полтора часа. Мы остановились в лесу, где своеобразный лагерь уже разбили организаторы. Сдали вещи, переоделись, намазались кремами от загара, взяли весло и надели каску на голову, - все! Мы готовы! Далее Саймон разбил нас на группы, а сам стал «вожаком» в нашей группе. Ребята из ЮАР – три парня Dean, Dereck и Vinie, подруга Dean’a - Selena, подруга Vinie – Natasha. Последняя, кстати, очень гордилась своим русским именем.

               Спуск вниз занимает примерно 20 минут, ты идешь по скользкой глине без поддержки, перелезаешь через ручьи и мокрые валуны, острые камни. Все это в сланцах. Очень неудобно, местами опасно. Гиды говорят, что ежегодно на спуске около 50 человек себе что-то ломают. К счастью, пока без летального исхода. На берегу нас ждал неприятный сюрприз – наша лодка порвана. По рации из города вызвали «техпомощь», которая минут через 40 привезла, а точнее притащила нам новую лодку. Все это время три другие группы плавали в свое удовольствие по акватории реки, но уйти в поход без Саймона и нас не могли. Это сыграло с ними злую шутку – даже с защитным кремом №30, все очень сильно обгорели. Нашей группе повезло – мы это час провели в тени деревьев. Я взял с собой свою «экшен-камеру», пару таких было у двух толстых придурковатых ЮАРцев, и еще у друга Vinie JD, который со свое подругой Kristina шел на другой лодке. По финалу, толстяки свою камеру потеряли, они ее приклеили на скотч к каске, и ее оторвал поток, а у JD она не заработала с самого начала. В итоге – единственное видео было снято мной. Когда я вернулся домой, вся наша группа завалила мою почту «мэссэджами» с просьбами прислать видео. Как все тогда шутили, «From Russia with love!». Слово я сдержал, все всё получили J.

               Саймон провел инструктаж. Мы вспомнили, как правильно грести, держать упор ногой, как проходить долгие, крутые, быстрые пороги и многое другое. Попрыгали в воду, чтобы привыкнуть к этому ощущению. Вообще, такого уровня рафтингом до селе я не занимался. В Зимбабве это требует действительно определенной выдержки и подготовки. Мы выдвинулись в путь. Первые пара порогов прошли спокойно. Группа собралась у нас сильная. За весь маршрут – 26 километров (3 часа) – наша лодка не перевернулась не разу. А из всех в воду упал только я, - на третьем пороге. Это был крутой проход с большим потоком. Лодка упала вниз носом и наткнулась на волну метров в пять, за ней вторая боковая волна слева направо, тоже метра четыре. Я сидел вторы справа, и удар пришелся на мою сторону. В моменте я понял, что не удержусь, а в следующую секунду я был где то посередине между лодкой и рекой. Парни и опомниться не успели, вот я есть, и вот меня нет. Под водой ты испытываешь неприятное ощущение. Во-первых, тебя очень сильно крутит. Я закрывал ладонями лицо, чтобы не удариться об камни. Во-вторых, ты не понимаешь, куда тебя грести, тело все-время тянет из стороны в сторону. В-третьих, долго все это. Я понимал, что воздуха в моих легких совсем немного, чтобы дальше позволить себе это погружение. Видимо, сыграла дайверская подготовка, я решил понят, где все-таки дно, а где поверхность. Видимость отсутствовала, нужен был другой способ. В прошлом году на Галапагосах в пещере без капли света мы специально ныряли в поток – отрабатывали навыки, где верх, а где низ, - своего рода ориентация в пространстве. С аквалангом все просто – смотришь за пузырьками кислородной смеси, куда они поднимаются – там верх. Причем, много раз бывает ощущение, что поверхность наверху, а она оказывалась сбоку, или снизу. Такая дизориентация в пространстве возможна в темной воде при отсутствии визуальных ориентиров. В принципе, в небе то же самое, но там ведешь самолет по приборам, легче. А здесь, в бурной горной реке глазами не поймешь, куда идут пузырьки из твоего рта. Я выдул плотной струей немного воздуха в сложенные ладони, сымитировав тем самым октопус. Плотная струйка пошла куда-то за мою левую руку, и я четко это ощутил! Туда! Я понял, где поверхность. Я стал грести руками и ногами из-за всех сил, выдохнул остатки воздуха и… фуууууу, все! Вот он! Воздух! За секунду на поверхности я вдохнул в себя много воздуха, и в следующую минуту меня снова опустило под воду. Здесь было легче, я понимал, где поверхность, несмотря на мощность потока и брызги струй воды.

               На лодке тем самым парни пытались меня найти. Мы шли последними, поэтому за нами не было лодки, которая могла бы меня подобрать. Течение несло ребят, да и меня, непременно вперед. С нами работали пара спасателей на каяках, но оба они были также далеко впереди, а вернуться назад против такого потока – нереальная задача. В общем, спасение утопающих – дело рук самих утопающим – это про меня в то мгновение. В какой-то момент я вынырнул, и увидел метрах в 30 впереди нашу лодку. Мысль была одна – догнать ее. Я начал грести изо всех сил, но поток тоже не сдавался – более тяжелая лодка быстрее шла вперед. В момент я стал уставать, но внутренняя воля не дала мне утонуть: «Эй, Алекс, - сказал я себе тогда, - тебе еще столько дел надо переделать! Какая нафиг вода! Вон твои парни – греби туда!». Мое «второе дыхание» не заставило себя ждать, организм мобилизовался, я стал как Сара Коннор при виде Терминатора, уверенный и быстрый, хоть и напуганный. В итоге парни меня заметили, кинули мне трос, по которому я подтянулся до лодки, ухватившись за весло Саймона. Сил подняться на лодку уже не было, но тут помогли ребята. Спасибо им всем!

               Я быстро пришел в себя. Времени на отдых не было – нас ждали новые пороги и крутые течения реки Black Water. Их мы проходили мастерски: где надо собирались и прижимались на лодке, где нужно – гребли изо всех сил на «One-two». Саймон, быстро оценив наш уровень подготовки, разрешил между порогами, где позволяло расстояние, нам поплавать в воде. Река была очень мутная, не видно собственных коленок. Но было здорово – поток сам нес тебя вперед. Мы сами перевернули лодку и прошли несколько порогов как на плоту.  И прошли успешно. С толстыми парнями поиграли в пиратов – правда, проиграли. Девушка JD Kristina побила мой рекорд «подводного» плавания – она из воды вылетела уже без сознания, но парни – инструктора ее «откачали» J. На порогах очень многие лодки переворачивались, мы подбирали их пассажиров и ожидали, пока их «посудину» перевернут и подгонят к нам для пересадки пассажиров. «Эмоционалка» в тот день у меня была «бешеная», я был готов покорить Космос и поцеловать «в засос» старшую дочь Путина.  Но были и минусы – дело близилось к обеду, солнце палило все сильнее и сильнее. Ожоги с того дня мы лечили примерно неделю в полевых условиях африканской саванны.

               На этом мои приключения не закончились. Мы прибыли на конечную точку маршрута последними, так решил Саймон. А дальше – 500 метров вверх по такой же дороге – глина, грязь, камни, ручьи, валуны. В мои сланцы попала глина, и я скользил как корова на «Танцах на льду-2». В какой-то момент пришлось их снять, но идти босиком было не легче. Бутылка воды, полученная на берегу по прибытии, была быстро выпита. Каждый нес свое весло, каску, жилет, которые очень помогали в воде, но сильно мешали сейчас. У меня не было сил, второе дыхание иссякло. Палило жаркое африканское солнце (+40 в тени). Жесть!

               В какой-то момент я перестал идти. Не мог. Сердце вырывалось наружу, не хватало воздуха, сил, бодрости духа. Мимо меня прошел носильщик в очень удобных тапках. Я остановил его, попросил у него тапки. Паренек неохотно согласился, но размер был мне маловат. Я было сначала расстроился, но потом увидел второго парня и решил повторить «тот же фокус». Он согласился, сам пошел босиком, а я – в его трекинговых тапочках. Жизнь налаживалась. Так я прошел где-то полпути, но силы снова покидали меня. Хотелось пить. Один из носильщиков успев дотащить лодки наверх за 10 минут (авт. – в среднем, туристы без груза проходят маршрут за 30 минут, я шел 45), спускался вниз, чтобы помочь. Он забрал у нас весла и жилеты, и удалился. Я присел отдохнуть, как вдруг заметил, что он вернулся уже без инвентаря, и спросил, хочу ли я воды. Это был как киоск с холодной кока-колой в пустыне – неожиданно и ооочень нужно! Я потихоньку поднимался вверх, но парня все не было. «Понятно, «мираж», а не «кола»!» - подумал я тогда. Ноооо, он вернулся и принес мне воду. Вот оно – осознание истинной ценности веще в моменте. Когда ты каждое утро пьешь воду из своего «Цептера», ты не задумываешься, как это прекрасно. А когда ты тащишь свое тело по горе после 3х часов рафтинга, да еще и практически побывав на приеме у старушки в странном черном наряде с косой, смотришь на вещи другими глазами. Спасибо тем парням, кто тогда мне помогал. Я не оставил их без хороших чаевых, но истинную благодарность сложно измерить валютой. Она бесценна!

               А наверху нас ждал обед. Но есть я не мог! Я пил! Фанту, спрайт, воду! Все подряд. Пил и пил. Желудок не мог есть – такое сильное напряжение испытал мой организм.

               Обратный путь был долог и весел. Мы все пели песни и веселились J. На базе мы куп


Комментарии

Увлекательный рассказ, было интересно читать, узнать много нового, спасибо))

Интересный очень подробный рассказ о путешествии по странам Африки.Это надо быть действительно путешественником что бы переносить такие нагрузки,желание познать страны Африки.Для того чтобы сделать какие то выводы о странах,людях населяющих их климате,природе,уровне цивилизации в этих странах.И доступно поделиться об этом с читателями.А также связать свой рассказ со страной проживания.Ознакомившись с рассказом читатель сам мог определить где он живет.как он живет и что кму мешает жить прилично.И ещё об одном,ранее в молодые годы я считал,что государствами руководят компетентные люди,эталон моральности,патриоты своего народа.Сейчас я хочу сказать что это больные люди,которые за власть продадут мать родную,

Да.. Рассказ более чем подробный)))) вы написали,что никак не готовились к малярии .. А как насчет желтой лихорадки? Вы делали какие-либо прививки?

Другие отзывы об отдыхе в ЮАР

ответы на комментарии
Я решила продолжить эту тему, видя что она вызвала интерес и даже дисскусию. Итак сайт www.sabs.co.za – это бюро стандартизации ЮАР. Они действительно занимаются сертификацией  и стандартизацией продукции. Взгляните на перечень. Ну абсолютно все отра...
Читать далее

Дата 08.05.15 Хороший отзыв12 Ответов2 Просмотрели3131

Пояснение к статье «Ответы на комментарии»
Моя предыдущая статья «Как это делается в ЮАР»  вызвала небольшую дискуссию. Также мою статью прокомментировала компания Дурбан-Групп, о которой была написана моя статья.  К сожалению статью эту удалили. Поэтому моя следующая статья «Ответы на коммен...
Читать далее

Дата 19.05.15 Хороший отзыв29 Ответов1 Просмотрели3119

Медицина Израиля - добавлено
Моника Эпштейн  Моника Эпштейн   ЮАР   Дата вылета  ноябрь 2016
Из комментария Ивана - Иудеи делают действенную рекламу - они славятся умением зарабатывать. На рынке в Тель Авиве заметила интересный еврейский талант продавать и зарабатывать. Конечно весь рынок забит иностранцами. Они как с голодного острова. Нико...
Читать далее

Дата 10.12.16 Хороший отзыв21 Ответов1 Просмотрели2746

Безвизовый режим
Моника Эпштейн  Моника Эпштейн   ЮАР   Дата вылета  январь 2017
Хочу поделиться с вами информацией. Россия и ЮАР подписали соглашение о безвизовом режиме на 90 дней.  ...
Читать далее

Дата 22.01.17 Хороший отзыв447 Ответов1 Просмотрели3434

Отзывы туристов